В.В. НЕСТЕРОВ, Т.А. ИСАЕВА
V.V. NESTEROV, T.A. ISAEVA
ЗАЛОГ УСПЕХА - КОМПЛЕКСНОСТЬ
SUCCESS'S KEY - COMPLEXITY
ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ТОЧНЫХ ДИСЦИПЛИН: ОПЫТ ВУЗОВ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
THE EDUCATION OF CADETS DURING THE STUDY OF ACCURATE DISCIPLINES: THE EXPERIENCE OF UNIVERSITIES OF THE MISSILE FORCES OF STRATEGIC APPOINTMENT
Сведения об авторах: Нестеров Владимир Владимирович - начальник отдела военного образования Ракетных войск стратегического назначения, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Одинцово. E-mail: vlanesterov@yandex. ru);
Исаева Татьяна Алексеевна - заведующая кафедрой математики филиала ВА РВСН им. Петра Великого, кандидат технических наук, доцент (г. Серпухов. E-mail: mamontenok74@mail. ru).
Аннотация. В статье рассмотрены опробованные на практике в вузах РВСН методы по воспитанию и привитию обучаемым офицерских качеств и навыков в ходе изучения точных дисциплин.
Ключевые слова: система военного образования, точные дисциплины, развитие офицерских качеств.
Information about the authors: Vladimir Nesterov - Head of the Department of Military Education of the Strategic Missile Forces, Colonel, candidate of technical sciences, associate professor (Odintsovo. E-mail: [email protected]);
Tatyana Isaeva - Head of the Department of Mathematics, branch of the VA Strategic Missile Forces. Peter the Great, candidate of technical sciences, associate professor (Serpukhov. E-mail: mamontenok74@mail. ru).
Summary. The article discusses the methods which were tested in practice in the universities of the Strategic Missile Forces for the education and instillation of officer qualities and skills in the course of studying exact sciences.
Keywords: system of military education, exact sciences, development of officer qualities.
В существовавшей в России, а затем и в СССР системе подготовки военных кадров вопросы воспитания будущих офицеров играли ведущую роль и успешно реализовывались в рамках существовавшей идеологии. Её разрушение, начавшееся в 90-е годы, проявившееся в области образования в исключении из него нормативами болонского процесса воспитательной функции, отсутствие рациональной альтернативы
приостановили процесс воспитания, а, следовательно, и формирование целостной личности обучаемого.
Кроме того, снижение уровня культуры и образования, как её неотъемлемой части, в обществе негативно отразилось на молодёжи. Сегодня абитуриент, поступивший в вуз, помимо низкого уровня общеобразовательной подготовки, зачастую не имеет базовых морально-этических ценностей, не умеет
вести себя в коллективе, не способен самостоятельно мыслить, делать логично обоснованные выводы и принимать решения. Разумеется, высшая военная школа является неотъемлемой частью системы профессионального образования страны, и общие негативные тенденции её не миновали.
При подготовке офицерских кадров для Ракетных войск стратегического назначения (далее -РВСН) необходимо учитывать, что
если во времена «холодной воины» ввиду очевидного паритета сторон никто не решался практически проверять крепость ракетно-ядерного щита оппонента (даже в условиях Карибского кризиса), то в современных условиях вероятность локальных военных конфликтов и «гибридной» войны возросла многократно. События на Украине -наглядный тому пример. В такой ситуации допустить деградацию системы подготовки офицеров РВСН, решающих задачи стратегического ядерного сдерживания, для России недопустимо.
Поэтому одной из основных задач вузов РВСН является формирование личности будущего офицера в ходе реализации комплекса увязанных между собой административных, воспитательных и учебных мероприятий. Необходимо отметить, что полноценная подготовка офицера может быть обеспечена только всей средой военного вуза и представляет собой цельную, сложившуюся с годами систему, которую невозможно воспроизвести в вузе «гражданском». Порядку её реализации в вузах РВСН в целом посвящён ряд работ, имеется и богатый практический опыт, но в настоящей статье будет рассмотрена только одна его составляющая -воспитание курсантов вуза РВСН в ходе изучения точных дисциплин, например, математики.
Каждая учебная дисциплина вносит свой вклад в подготовку обу-
«
И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».
Л.Н. Толстой,
русский писатель и мыслитель
чаемых. Одна из самых важных ролей в этом процессе принадлежит математике как универсальному междисциплинарному языку для описания и изучения объектов и процессов окружающего мира.
Результатом изучения математики становятся не только формирование узких знаний, умений, навыков, но и развитие способности логично мыслить, выработка общей интуиции и инициативы, умение интегрировать междисциплинарные знания, комплексно воспринимать процессы эксплуатации современных ракетных комплексов и управления людьми.
Образовательный процесс в военном вузе имеет ряд особенностей. Основная функция преподавателя в нём - быть не только источником знаний, но и создавать атмосферу, формирующую будущего офицера, развивать личность курсанта на каждом занятии. Понятно, что воспитывать - это не значит говорить строгим голосом: «Товарищи курсанты, так делать плохо, а так хорошо». Воспитание - это один из сложнейших процессов, отличающихся многогранностью, а, главное, непрерывностью. Имен-
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ
ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
* Ф Ф
Развитие умения
Привитие логичного (точного) докладывать и аргументированно отстаивать Формирование самостоятельности, инициативы и настойчивости
мышления свои выводы
и здравого смысла и полученные результаты
Рис. 1. Основные воспитательные задачи при подготовке офицера-ракетчика
но поэтому для решения воспитательных задач в вузах РВСН велика роль точных дисциплин, с которыми курсант сталкивается постоянно с первых дней обучения.
Так, на кафедре математики в филиале Военной академии РВСН имени Петра Великого (далее - филиал, вуз, кафедра) на воспитание работает всё - и стиль общения преподавателя с курсантами, и дидактическая структура читаемых дисциплин, и методические приёмы, и сам преподаватель, как личность. Проблемы воспитания курсантов кафедрой рассматриваются в тесной связи с дидактическими вопросами. Актуальными являются вопросы построения обучения математике, качества образования курсантов, приобщения их к науке.
Вузом для кафедры определены, помимо учебных, воспитательные задачи, состоящие в привитии обучаемым основных качеств, необходимых офицеру-ракетчику, решаемые как в ходе плановых учебных занятий, так и внеауди-торно. Основные из них (см. рис. 1):
• привитие логичного (точного) мышления и здравого смысла;
• развитие умения докладывать и аргументированно отстаивать свои выводы и полученные результаты;
• формирование самостоятельности, инициативы и настойчивости.
Остановимся на порядке решения указанных задач кафедрой подробнее.
Привитие логичного (точного) мышления и здравого смысла. Важным в формировании этого значимого для офицера качества является то, чтобы процесс изучения математики проходил осознанно, с пониманием курсантом внутренней логики и смысла
каждого действия. Для этого преподаватели кафедры:
• всегда следуют простому правилу «От простого к сложному» при формировании навыков и освоении приёмов и правил в решении любых, в том числе базовых задач. При этом особое внимание в вузе уделяют начальному периоду обучения курсантов (простому), их адаптации к изучению высшей математики, вне зависимости от их первоначального (как правило невысокого) уровня подготовки. Для этого в вузах РВСН в учебную программу общевойсковой подготовки управлением военного образования Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации совместно с органами военного управления РВСН введена дисциплина «Введение в специальность»;
• при решении задач и рассмотрении нового материала отдают предпочтение размышлению и рассуждению перед натаскиванием и заучиванием наизусть, ограничивая нагрузку на память только базовыми, часто применяемыми выражениями;
• проявляют постоянное внимание к развитию математической мысли курсанта, используя индивидуальный подход к каждому и тесно взаимодействуя с командованием курса и факультета;
• требуют письменной фиксации результатов работы и проверки полученных результатов на соответствие физическому смыслу и размерности (здравый смысл),
«
При изучении наук примеры полезнее правил».
И. Ньютон,
английский физик, математик
что закрепляет знания, формирует штабную культуру;
• избегают нелогичных переходов к изучению новых тем при наличии пробелов в ранее изученных, проводя индивидуальные консультации в часы самоподготовки;
• применяют приёмы перехода от общего к частному, мотивируя развитие теории примерами из жизни, практики войск или других учебных дисциплин, обращая внимание на их математический аппарат и прикладную направленность.
Использование в учебном процессе на кафедре тщательно подобранных задач, включающих в себя наряду с математическими методами и приёмами знания из других областей науки, например, геометрические представления или физические соображения, намного эффективнее формального доказательства теорем.
Поэтому практические задачи, решаемые курсантами на кафедре, несут в себе элементы научного поиска, вырабатывают математическую и инженерную интуицию и инициативу (отыскание оптимального метода решения, используя известные алгоритмы решения, принцип аналогий или
другие эвристические методы), изобретательность (умение огрубить задачу, чтобы получить разумное инженерное решение или найти приемлемый вариант решения с неполными или лишними данными), формируют логическое мышление.
Развитие умения докладывать и аргументированно отстаивать свои выводы и полученные результаты достигается проведением текущей аттестации обучаемых (летучки, опросы, выступления на семинарах, контрольные работы и т.п.). При этом на кафедре обращают особое внимание на чёткость и логическую стройность в ответах на поставленные вопросы.
Кроме того, указанные умения у курсантов формируются за счёт того, что:
• преподаватели работают в «малых группах», ставя перед курсантами задачи прикладного характера и предлагая затем обосновать каждому полученный результат, привнося в работу обучаемых элемент соревновательности;
• работа секций военно-научного общества курсантов в вузе позволяет курсантам докладывать и отстаивать свои научные результаты;
• для курсантов с выраженными математическими способностями на кафедре проводятся «Математические бои», которые готовят сами курсанты старших курсов.
Формировать самостоятельность, инициативу и настойчивость у курсантов на кафедре позволяет сложившаяся с годами система индивидуальной работы с обучаемыми.
Так, кафедрой разработаны и применяются разноуровневые контрольные домашние задания -у каждого курсанта своё, причём отличающееся не только значениями исходных данных или граничных условий. По всем учебным дисциплинам для организации работы курсантов в часы самоподготовки внедрены электронные учебные пособия.
На кафедре существуют традиции участия в олимпиадах всеармейского, всероссийского и международного уровней, на которых филиал Военной академии РВСН (г. Серпухов) неоднократно был абсолютным победителем. Курсанты, имеющие математические способности, занимаются в часы самоподготовки по специально разработанной программе, позволяющей изучать более сложные аспекты математики.
Достигнутые высокие результаты кафедра широко использует в воспитательных целях, демонстрируя личные успехи обучаемых. Так, совсем недавние выпускники, победители Всеармейского этапа Международной олимпиады 2019 года уже имеют учёную степень, а победители Международного этапа 2021 года служат научными сотрудниками в научно-исследовательских институтах.
На каждом занятии преподаватели рассматривают прикладные задачи, что прививает интерес к изучаемому материалу и любовь к выбранной профессии - офицера и инженера РВСН.
На самоподготовку обучаемым задаются разноуровневые зада-
ния, в том числе и повышенной сложности, для решения которых требуются дополнительные знания, что подталкивает курсантов к самообразованию. Для восполнения школьных знаний преподавателями кафедры разработан адаптивный курс, позволяющий курсантам самостоятельно устранять пробелы в математике. Проявляемые обучаемыми при решении математических задач настойчивость, терпение, выносливость, стремление достичь поставленной цели также воспитывают волевые качества, настойчивость и твёрдость характера.
Поднятые в статье вопросы не являются принципиально новыми. Ряд наших коллег решают сходные задачи повышения эффективности математического образования и других точных наук, при этом авторами статьи предлагаются опробованные на практике в вузах РВСН методы по воспитанию и привитию обучаемым офицерских качеств и навыков в ходе изучения точных дисциплин (математики). Разумеется, положительный результат в целом - подготовка офицера - может быть достигнут только при комплексном подходе, исполь-
зовании возможностей всех подразделений и воспитании курсанта в каждую минуту его пребывания в военном вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Полищук, В. Обучение и воспитание: комплексный подход // Высшее образование в России, 2005. № 4. С. 62-68.
2. Мещеряков, В.Г. Современная молодёжь и культура // Система ценностей современного общества. Ежегодный сборник, 2015.
3. Каракаев, С.В. Укрепляя безопасность страны // Вестник военного образования, 2017. № 6 (9). С. 13-16.
4. Сивер, С.В., Нестеров, В.В. Состояние и перспективы развития Военной академии РВСН имени Петра Великого // Военная мысль, 2017. № 6. С. 70-73.
5. Столяревский, С. П., Сиво-плясов, Д. В. На основе отзывов из войск // Вестник военного образования, 2019. № 2 (17). С. 31-35.
6. Семеновых, С.А., Обыноч-ный, И. А., Иващенко, О. Ю. Ведущий фактор развития личности // Вестник военного образования, 2022. № 1 (34). С. 73-77.
НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ
В.Г. Кикнадзе
«Сила V правде. Защита исторической памяти как стратегический национальный приоритет России»
М.: Вече, 2022. - 320 с.
Книга рассказывает об эволюции государственной политики РФ в двух взаимосвязанных направлениях: сохранение исторической памяти и информационная безопасность, нацеленная на предотвращение пропаганды идеологий фашизма, экстремизма и сепаратизма. Ключевое внимание уделено вопросам государственной политики по противодействию искажениям истории в ущерб интересам РФ. Сегодня это является одним из наиболее важных факторов обеспечения информационной безопасности российских граждан. В научно-популярной форме даны ответы на актуальные вопросы истории Второй мировой войны, которые наиболее часто подвергаются медийным атакам. В книге изложены история украинского национализма в ХХ-ХХ1 вв., причины и значимость задачи по денацификации Украины в ходе спецоперации ВС РФ.