Научная статья на тему 'ТОЧНОСТЬ - ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ РОЛЬ ТОЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

ТОЧНОСТЬ - ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ РОЛЬ ТОЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТОЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / РАЗВИТИЕ / SYSTEM OF MILITARY EDUCATION / SCIENCES / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестеров Владимир Владимирович, Исаева Татьяна Алексеевна

В статье рассмотрены вопросы фундаментальности военного образования в подготовке офицерских кадров для Ракетных войск стратегического назначения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестеров Владимир Владимирович, Исаева Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRECISION IS THE WAY TO PROFESSIONALISM THE ROLE OF SCIENCE IN TRAINING OFFICERS FOR STRATEGIC MISSILE FORCES

Тhe article considers the fundamental issues of military education in the training of officers for the Strategic Missile Forces.

Текст научной работы на тему «ТОЧНОСТЬ - ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ РОЛЬ ТОЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

В.В. НЕСТЕРОВ, Т.А. ИСАЕВА

V.V. NESTEROV, Т.А. ISAEVA

ТОЧНОСТЬ - ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ

PRECISION IS THE WAY ТО PROFESSIONALISM

РОЛЬ ТОЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

THE ROLE OF SCIENCE IN TRAINING OFFICERS FOR STRATEGIC MISSILE FORCES

Сведения об авторах: Нестеров Владимир Владимирович - начальник отдела военного образования Ракетных войск стратегического назначения, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Один-цово. E-mail: vlanesterov@yandex. ru);

Исаева Татьяна Алексеевна - заведующая кафедрой математики филиала Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, кандидат технических наук, доцент (г. Серпухов. E-mail: mamontenok74@mailru).

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы фундаментальности военного образования в подготовке офицерских кадров для Ракетных войск стратегического назначения.

Ключевые слова: система военного образования, точные дисциплины, развитие.

Information about the authors: Vladimir Nesterov - head of the Department of military education Department of mathematics branch of the Military Academy of strategic Missile forces, Colonel, candidate of technical Sciences, associate Professor (Odintsovo. E-mail: vlanesterov@ yandex. ru );

Tatiana Isaeva - head of the Department of mathematics branch of the Military Academy of strategic Missile forces named after Peter the Great, candidate of technical Sciences, associate Professor (Serpukhov. E-mail: mamontenok74@mail.ru).

Summary. The article considers the fundamental issues of military education in the training of officers for the Strategic Missile Forces.

Keywords: system of military education, sciences, development.

Подготовка квалифицированных военных кадров и развитие системы военного образования являются приоритетными задачами вузов Ракетных войск стратегического назначения (далее - Ракетных войск стратегического назначения) и важнейшими направлениями их деятельности для обеспечения обороноспособности нашего государства.

Главной особенностью военного образования на современном эта-

пе является глубокая интеграция с войсками, способность оперативно реагировать на их потребности в подготовке военных кадров. Для Ракетных войск стратегического назначения это имеет особую значимость, ввиду перевооружения войск и ввода в боевой состав современных ракетных комплексов стационарного и подвижного видов базирования, на основе которых формируется перспективная ракетная группировка.

В таких условиях реализуемая в вузах Ракетных войск стратегического назначения современная парадигма образования состоит в переходе от «знаниевого» обучения к обучению деятельности, т.е. образование должно давать будущему офицеру не только сумму знаний, но и набор компетенций, обеспечивающих его готовность к службе в Ракетных войсках стратегического назначения в современных условиях.

™ /

с*

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Для реализации указанной парадигмы в вузах Ракетных войск стратегического назначения традиционно сохраняется фундаментальность военного образования, предполагающая вооружение обучаемых знаниями основных законов науки и техники, точных дисциплин, являющихся базисом, на котором можно выстраивать дальнейшие (различные) специальные знания и умения. Качество подготовки будущих офицеров Ракетных войск стратегического назначения по математике, механике, физике (база для дальнейшей инженерной подготовки) стабильно и не уступает ведущим техническим вузам страны. Именно об этом свидетельствуют результаты Международной олимпиады курсантов 2019 года по математике, на которой Филиал Военной академии Ракетных войск стратегического назначения (г. Серпухов) стал лидером в Министерстве обороны Российской Федерации и среди ряда гражданских вузов, принявших в ней участие.

Каждая учебная дисциплина вносит свой вклад в повышение качества высшего образования. Одна из самых важных ролей в этом процессе принадлежит математике как универсальному междисциплинарному языку для описания и изучения объектов и процессов окружающего мира.

Результатом изучения дисциплины «Математика» становится не только формирование узких знаний, умений, навыков, но и развитие способности адаптироваться к изменениям в сфере вооружения и военной техники, организации работы, интегрировать междисциплинарные знания, комплексно воспринимать процессы эксплуатации современных ракетных комплексов и управления людьми.

Учитывая прикладную значимость математики в образовательном процессе, С. Н. Мухина определяет математическую подготовку обучаемых как «целостное, способное к изменению и развитию

психическое свойство личности, которое характеризуется владением математическими знаниями, умениями, навыками для системного усвоения знаний общетехнических и специальных дисциплин, исследования их прикладных аспектов, а также развитыми личностными свойствами и профессионально значимыми ориентациями». Она отмечает, что «математическая подготовка к изучению специальных дисциплин является элементом системы готовности выпускника к профессиональной деятельности».

«

При изучении наук примеры полезнее правил».

И. Ньютон

Математические дисциплины являются важнейшими в образовательном процессе еще и потому, что математическая подготовка, с одной стороны, дает военному специалисту методологию научного познания окружающей действительности в целом, а с другой - становится основой профессионального становления и развития.

Под математической подготовкой офицеров Ракетных войск стратегического назначения понимается осознанная направленность на отбор, идентификацию и применение математического

аппарата для решения профессионально ориентированных задач, содействующая пониманию ценности и смысла своей деятельности применительно к получаемой профессии; стремление получить фундаментальную базу знаний.

Командованием Ракетных войск стратегического назначения пристальное внимание уделяется вопросам обеспечения качества математической подготовки в вузах, процедурам, с помощью которых гарантируются достоверность и надежность приобретенных знаний, умений, навыков и различных видов компетенций.

В последнее время особо актуальным становится профильный подход к обучению математическим дисциплинам, который заключается в привязке изучаемого материала к содержанию других дисциплин, преподаваемых в военном вузе, в использовании материала специальных дисциплин каждого факультета в отдельности, на основе которых осуществляется подготовка военного специалиста. Профильный подход мотивирует к изучению математики и на этой основе позволяет сформировать прочные базовые знания, достаточные для будущей профессиональной деятельности и самообразования.

Известно, что процесс обучения характеризуется определенным противоречием между репродук-

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

.л ^

с;*.

ш

I

тивным характером подготовки будущего специалиста и необходимостью творческого проявления его профессиональных качеств. Очевидно, что курс высшей математики, содержание которого изобилует множеством сложных понятий, курсант не в состоянии освоить без помощи преподавателя. Учитывая ограниченное учебное время, преподаватель вынужден в разные периоды обучения использовать различные подходы для формирования у будущего специалиста-ракетчика навыков решения прикладных задач. Учитывая недостаточный уровень исходной математической подготовки обучаемых, кафедрами вузов Ракетных войск стратегического назначения сегодня реализуется целый комплекс мероприятий, позволяющий преподавателю успешно управлять учебным процессом.

Так, необходимо обязательно учитывать будущую профессиональную деятельность обучаемого. Возможности повышения качества математической подготовки военных инженеров на основе традиционного содержания обучения ограничены. Если курсант не видит связи математических понятий и методов со своей будущей специальностью, то он не трансформирует их в системообразующие знания, а получит только формальную оболочку. Поэтому вузами Ракетных войск стратегического назначения давно применяются подходы с четко очерченной направленностью обучения, с акцентом не на тонкостях математических доказательств, а на методах решения задач, используемых в практической деятельности.

В системе подготовки военного инженера огромное значение имеет разбор практических примеров и задач. Если в начале изучения темы это могут быть примеры на отработку определенного метода, приема или алгоритма, то в дальнейшем, в развитие темы, следует ставить задачи обобщающего характера, что требует серьезной математической интуиции и сооб-

разительности. На заключительном этапе всегда необходимы:

а) проверка полученных результатов на соответствие физическому смыслу и размерности;

б) предположение о возможной смене результата при определенных изменениях постановки задачи или начальных условий;

в) детальный анализ и выводы.

Полезно, чтобы все это, по мере своих знаний и способностей, учились делать сами курсанты.

Практические задачи несут в себе элементы научного поиска, вырабатывают математическую и инженерную интуицию (отыскание оптимального метода решения, используя известные алгоритмы решения, принцип аналогий или другие эвристические методы), изобретательность (умение огрубить задачу, чтобы получить разумное инженерное решение или найти приемлемый вариант решения с неполными или лишними данными), формируют логическое мышление.

Использование в учебном процессе тщательно подобранных задач, использующих наряду с исследуемыми в данной теме математическими методами и приемами знания из других областей, например, геометрические представления или физические соображения, намного эффективнее формального доказательства теорем.

Дальнейшие пути развития преподавания точных дисциплин (в том числе и математики) вузы Ракетных войск стратегического назначения видят в согласовании их учебных программ с учебными программами специальных дисциплин, установлении реальных, а не декларативных внутрипред-метных и междисциплинарных связей. Необходимо использовать любые возможности для иллюстрации связи учебного процесса с будущей профессиональной деятельностью курсантов вплоть до интеграции фундаментальных математических курсов со специальными.

Подводя итог, можно отметить, что успешное функционирование системы подготовки офицерских кадров в вузах Ракетных войск стратегического назначения в немалой степени обусловлено существующей в них организацией фундаментальной подготовки военного инженера на основе профильного подхода к изучению точных дисциплин (в том числе математики).

ЛИТЕРАТУРА

1. Мухина, С.Я. Подготовка студентов к изучению специальных дисциплин в процессе обучения математике в техническом вузе: монография. - Калининград, 2001. 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.