Научная статья на тему 'НОВЫХ МЕТОДОВ ПОКА НЕДОСТАЕТ ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ВУЗАХ РВСН'

НОВЫХ МЕТОДОВ ПОКА НЕДОСТАЕТ ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ВУЗАХ РВСН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАЗВИТИЕ / SYSTEM OF MILITARY EDUCATION / ELECTRONIC EDUCATIONAL TECHNOLOGY / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестеров Владимир Владимирович, Шацких Юрий Семенович

В статье рассмотрены вопросы внедрения в образовательный процесс военных вузов РВСН электронных образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестеров Владимир Владимирович, Шацких Юрий Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW METHODS ARE STILL MISSING FIRST RESULTS OF THE INTRODUCTION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE UNIVERSITIES OF THE STRATEGIC MISSILE FORCES

The article deals with the introduction of electronic educational resources into the educational process of military schools of the Strategic Missile Forces.

Текст научной работы на тему «НОВЫХ МЕТОДОВ ПОКА НЕДОСТАЕТ ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ВУЗАХ РВСН»

грзхз

I I I

Й

Iii

B.B. НЕСТЕРОВ, Ю.С. ШАЦКИХ

V.V. NESTEROV, Yu.S. SHATSKIKH

НОВЫХ МЕТОДОВ ПОКА НЕДОСТАЕТ

NEW METHODS ARE STILL MISSING

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ВУЗАХ РВСН

FIRST RESULTS OF THE INTRODUCTION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE UNIVERSITIES OF THE STRATEGIC MISSILE FORCES

Сведения об авторах: Нестеров Владимир Владимирович - начальник отдела военного образования РВСН, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Одинцово. E-mail: vlanesterov@yandex. ru);

Шацких Юрий Семенович - доцент кафедры №4 «Исследования операций и систем», старший научный сотрудник 2 НИО филиала Военной академии РВСН имени Петра Великого, кандидат военных наук (г. Серпухов. E-mail: shatskikhl953@mail.ru).

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы внедрения в образовательный процесс военных вузов РВСН электронных образовательных ресурсов.

Ключевые слова: система военного образования, электронные образовательные технологии, развитие.

Information about the authors: Vladimir Nesterov - Head of the Department of Military Education of the Strategic Missile Forces, Colonel, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (Odintsovo. E-mail: vlanesterov@yandex.ru );

Yuri Shatskikh - Associate Professor of the Department №4 «Operations and Systems Research», Senior Researcher 2 N10, Candidate of Military Sciences, branch of the Peter the Great Military Academy of Strategic Rocket Forces (Serpukhov. E-mail: shatskikhl953@ mail.ru ).

Summary. The article deals with the introduction of electronic educational resources into the educational process of military schools of the Strategic Missile Forces.

Keywords: system of military education, electronic educational technology, development.

Формирование информационного общества, распространение информационных и телекоммуникационных технологий во всех сферах деятельности человека создают совершенно новые возможности по использованию современных образовательных технологий в высшей военной школе. Персональный компьютер превратился в необходимый инструмент профессиональной деятельности не только

специалистов управленческой и научной деятельности, но и стал доступным инструментом при подготовке офицерских кадров в вузах РВСН. Дальнейшее развитие компьютерных сетей открывает для широких слоев обучаемых полноценный доступ к ресурсам Internet.

Сложившаяся ситуация диктует необходимость активно разрабатывать и внедрять в образовательный процесс военных

вузов электронное обучение (ЭО) и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) на базе единого стандарта единой электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) военного вуза Министерства обороны Российской Федерации. Военные вузы РВСН не остались в стороне от этих процессов и в настоящее время работают над созданием и совершенствованием учебно-методических комплексов по дисциплинам

м

Трудности преподавателей при использовании ЭОР, %

90,00 80,00 70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

81,67

32,50

Недостаток ИКТ Затрудненный Технические Недостаток времени Не удается связать компетенций для доступ к сети проблемы при на работу с ЭОР (в ЭОР и аудиторные работы с ЭОР Интернет работе в классах ПК ЭИОС) занятия

■ Да, % ■ Нет, %

Рис 7. Трудности преподавателей при использовании ЭОР в ходе занятий по дисциплинам кафедры

и специальностям, причем как на бумажных, так и на электронных носителях.

Разумеется, столь серьезные преобразования в такой консервативной среде, как военные вузы, приживаются не сразу и успех их практической реализации напрямую зависит от способности системы военного образования преодолеть проблемы начального этапа их внедрения. Рядом военных вузов уже проводятся исследования готовности преподавателей к внедрению новых форм и методов обучения, но таких работ пока явно недостаточно.

Для анализа первых результатов внедрения ЭО в образовательный процесс и выявления возможных проблем было проведено социологическое исследование преподавательского состава и курсантов филиала Военной академии РВСН имени Петра Великого (далее - филиал). При этом репрезентативная выборка преподавательского состава составила 120 человек при доверительной вероятности 95% и доверительном интервале ±8%. Репрезентативная выборка обучаемых составила 330 человек при доверительной вероятности 90% и доверительном интервале ±8%.

Полученные результаты социологического исследования показали следующее.

1. Трудности преподавателей при использовании ЭОР.

Практически каждый третий опрошенный преподаватель испытывает определенные трудности при работе с ЭОР из-за недостатка компетенций в области информационных и телекоммуникационных технологий и нехватки времени на работу с курсантами в электронной среде.

2. Влияние использования ЭОР на нагрузку преподавателей.

Большинство преподавателей отмечают, что использование ЭОР не меняет или сокращает нагрузку преподавателя (38% и 31% соответственно).

3. Перспективы использования ЭОР преподавателями.

Значительное большинство преподавателей планируют использовать свои возможности и знания по использованию электронного обучения и электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) не только по читаемым дисциплинам, но и при дальнейшей разработке электронных кур-

сов (52% планируют разработку ЭОР без тестов; 27%, имея более высокую подготовку, планируют разработку ЭОР; 10% планируют разработку тестов и ЭОР). Однако, суммарно, 11% преподавателей слабо используют электронное обучение в образовательном процессе.

4. Отношение курсантов к использованию ЭОР.

37; 31%

Влияние работы с ЭОР на нагрузку ПС (количество и % респондентов)

| Увеличивает нагрузку ПС а Не изменяет нагрузку ПС Сокращает нагрузку ПС Другое

Рис 2. Влияние использования ЭОР на нагрузку преподавателя

ИССЛЕДОВАНИЕ

Планы ПС по разработке ЭОР, ЭУМК и тестов

для внедрения ФГОС-3++ и ФГОС-4

■ Планирую разработку ЭОР (без тестов) ■ Планирую разработку ЭУМК и ЭОР Планирую разработку тестов и ЭОР Нет, не планирую работы в ЭИОС

■ Затрудняюсь ответить

Рис. 3. Планы преподавательского состава по разработке ЭОР

Большинство обучаемых положительно относятся к процессу внедрения ЭО в образовательный процесс в вузе. Курсантов устраивает возможность постоянного самостоятельного доступа к заданиям, материалам лекций, практических занятий, лабораторных работ, тестирования.

5. Виды взаимодействия преподавателей и курсантов.

Наиболее популярными в ходе электронного обучения являются следующие виды электронного взаимодействия преподавателей и обучающихся:

• компьютерная проверка результатов тестирования готовности обучающихся к занятиям (лабораторным работам, практическим занятиям);

• использование ЭОР в ходе практических занятий и лабораторных работ.

В то же время пока преподаватели крайне редко принимают участие в дискуссиях на форумах и вообще не взаимодействуют с обучающимися в ЭИОС кафедры, факультета, вуза.

6. Трудности курсантов при работе с ЭОР.

Наибольшими трудностями при работе с ЭОР для обучаю-

щихся оказались: недостаток навыков работы (68,5% респондентов), затрудненный доступ обучающихся к сети Интернет (86,7% респондентов), дефицит времени на обучение работе в ЭИОС (60% респондентов).

7. Эффективность использования ЭОР курсантами.

Более половины курсантов считают, что использование ЭОР способствует их успешной подготовке к зачету или экзамену по дисциплине.

Более половины обучающихся используют технологии ЭО по каждой дисциплине. Треть курсантов использует ЭОР лишь в качестве источника дополнительной информации по дисциплине.

8. Возможность введения электронных курсов.

Более половины опрошенных преподавателей и обучающихся оценивают такую возможность положительно (55% и 52% соответственно).

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие общие выводы.

Между ответами преподавателей и обучающихся явно просматривается положительная корреляция относительно оценок преимуществ, недостатков, трудностей использования электронного обучения. По мнению значительного большинства опрошенных, преобладает мнение о целесообразности использования ЭОР, ЭУМК в образовательном процессе.

Основные трудности при работе в единой информационно-образовательной среде могут быть разделены на три основные группы.

Профессионалъно-компетент-ностные. Почти каждый третий опрошенный испытывал трудно-

Отношение обучаемых к использованию ЭОР, %

■ Согласен, % ■ Затрудняюсь ответить, % ■ Не согласен, %

Рис. 4. Отношение курсантов к использованию ЭОР

Виды взаимодействия ПС с обучающимися в ЭИОС (мнения, %)

Никак не взаимодействует в ЭИОС 23,15

Проведение исследований в кружке ВНОК 16,11

Дискуссии на форумах в ЭИОС по дисциплинам иЭО Ш 4,03

Итоговое тестирование (зачеты) на основе ЭО

Комментирование оценок, полученных на ПЗ, ЛР через ЭИОС

Консультирование с использованием ЭИОС Использование ЭОР и ЭУМК в ходеЛР Использование ЭОР и ЭУМК в ходе ПЗ Проверка готовности к лабораторным работам Проверка готовности к практическим занятиям

| 8,05 ■ 10,74

I 52,35

179,19

42,95

^■ 82,55 ■ 47,65

0,00 1 0,00 20,00 30,00 40,00 50,00 60,00 70,00 80,00 90,00

Рис. 5. Виды взаимодействия преподавателей и курсантов

сти при работе с ЭОР, преподавателям и обучаемым не хватает компетенций в области информационных и телекоммуникационных технологий.

Организационные. Для всех опрошенных проблемой является дефицит времени на обучение в электронной среде.

Материально-технические. Большая часть преподавателей и курсантов имеют технические проблемы при работе в ЭИОС (сбой работы сайта, ошибка авторизации и т.д.). Кроме того, потенциал новых технологий электронного обучения остается недостаточно реализованным, поскольку курсанты ограничены в использовании компьютерной техники, не имеют персональных ноутбуков (только флеш-носители) и не используют ЭОР и другие средства информатизации и связи в полном объеме.

В целом можно отметить, что указанные трудности не носят принципиального и непреодолимого характера и могут быть разрешены совместными усилиями системы военного образования Министерства обороны Российской Федерации.

Так, в ВА РВСН и ее филиале сегодня выработаны основные

методические рекомендации по разработке ЭОР в рамках единой ЭИОС в интересах качественной подготовки специалистов в вузах РВСН. При этом особое внимание уделяется исследованиям вопросов разработки и использования в образовательном процессе электронных учебно-методических комплексов, которые могут быть использованы как при проведении аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы курсантов (слушателей). Оценка

J 1 ^ är .1 ;

* ! 1 с 1 1 1 1

1 i'MiJi 'И lilil

уровня знаний и умений преподавателей в области создания использования ЭУМК в ЭИОС вуза (факультета, кафедры) осуществляется на основании сформированных и утвержденных в вузах РВСН требований к репродуктивному, адаптивному, эвристическому и творческому уровню знаний и умений по созданию и использованию ЭУМК. Полученные результаты помогают выработать необходимую для каждого преподавателя траекторию повышения квалификации в данной области.

Все вышеизложенное представляет несомненный интерес для всех военных вузов, центральных органов военного управления и будет использовано в системе военного образования при обосновании требований и предложений к основным направлениям внедрения электронного обучения и создания единой информационно-образовательной среды военно-учебных заведений Минобороны России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авакян, И. Б. Останавливаться нельзя // Вестник военного образования, 2017. № 6 (9).

Трудности обучающихся при работе с ЭОР И ЭУМК (%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100,0

90,0 86-7

■ Да,% ■ Нет, % ■ Нет ответа, %

Рис. 6. Трудности курсантов при работе с ЭОР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.