грзхз
I I I
Й
Iii
B.B. НЕСТЕРОВ, Ю.С. ШАЦКИХ
V.V. NESTEROV, Yu.S. SHATSKIKH
НОВЫХ МЕТОДОВ ПОКА НЕДОСТАЕТ
NEW METHODS ARE STILL MISSING
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ВУЗАХ РВСН
FIRST RESULTS OF THE INTRODUCTION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE UNIVERSITIES OF THE STRATEGIC MISSILE FORCES
Сведения об авторах: Нестеров Владимир Владимирович - начальник отдела военного образования РВСН, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Одинцово. E-mail: vlanesterov@yandex. ru);
Шацких Юрий Семенович - доцент кафедры №4 «Исследования операций и систем», старший научный сотрудник 2 НИО филиала Военной академии РВСН имени Петра Великого, кандидат военных наук (г. Серпухов. E-mail: shatskikhl953@mail.ru).
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы внедрения в образовательный процесс военных вузов РВСН электронных образовательных ресурсов.
Ключевые слова: система военного образования, электронные образовательные технологии, развитие.
Information about the authors: Vladimir Nesterov - Head of the Department of Military Education of the Strategic Missile Forces, Colonel, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (Odintsovo. E-mail: vlanesterov@yandex.ru );
Yuri Shatskikh - Associate Professor of the Department №4 «Operations and Systems Research», Senior Researcher 2 N10, Candidate of Military Sciences, branch of the Peter the Great Military Academy of Strategic Rocket Forces (Serpukhov. E-mail: shatskikhl953@ mail.ru ).
Summary. The article deals with the introduction of electronic educational resources into the educational process of military schools of the Strategic Missile Forces.
Keywords: system of military education, electronic educational technology, development.
Формирование информационного общества, распространение информационных и телекоммуникационных технологий во всех сферах деятельности человека создают совершенно новые возможности по использованию современных образовательных технологий в высшей военной школе. Персональный компьютер превратился в необходимый инструмент профессиональной деятельности не только
специалистов управленческой и научной деятельности, но и стал доступным инструментом при подготовке офицерских кадров в вузах РВСН. Дальнейшее развитие компьютерных сетей открывает для широких слоев обучаемых полноценный доступ к ресурсам Internet.
Сложившаяся ситуация диктует необходимость активно разрабатывать и внедрять в образовательный процесс военных
вузов электронное обучение (ЭО) и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) на базе единого стандарта единой электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) военного вуза Министерства обороны Российской Федерации. Военные вузы РВСН не остались в стороне от этих процессов и в настоящее время работают над созданием и совершенствованием учебно-методических комплексов по дисциплинам
м
Трудности преподавателей при использовании ЭОР, %
90,00 80,00 70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00
81,67
32,50
Недостаток ИКТ Затрудненный Технические Недостаток времени Не удается связать компетенций для доступ к сети проблемы при на работу с ЭОР (в ЭОР и аудиторные работы с ЭОР Интернет работе в классах ПК ЭИОС) занятия
■ Да, % ■ Нет, %
Рис 7. Трудности преподавателей при использовании ЭОР в ходе занятий по дисциплинам кафедры
и специальностям, причем как на бумажных, так и на электронных носителях.
Разумеется, столь серьезные преобразования в такой консервативной среде, как военные вузы, приживаются не сразу и успех их практической реализации напрямую зависит от способности системы военного образования преодолеть проблемы начального этапа их внедрения. Рядом военных вузов уже проводятся исследования готовности преподавателей к внедрению новых форм и методов обучения, но таких работ пока явно недостаточно.
Для анализа первых результатов внедрения ЭО в образовательный процесс и выявления возможных проблем было проведено социологическое исследование преподавательского состава и курсантов филиала Военной академии РВСН имени Петра Великого (далее - филиал). При этом репрезентативная выборка преподавательского состава составила 120 человек при доверительной вероятности 95% и доверительном интервале ±8%. Репрезентативная выборка обучаемых составила 330 человек при доверительной вероятности 90% и доверительном интервале ±8%.
Полученные результаты социологического исследования показали следующее.
1. Трудности преподавателей при использовании ЭОР.
Практически каждый третий опрошенный преподаватель испытывает определенные трудности при работе с ЭОР из-за недостатка компетенций в области информационных и телекоммуникационных технологий и нехватки времени на работу с курсантами в электронной среде.
2. Влияние использования ЭОР на нагрузку преподавателей.
Большинство преподавателей отмечают, что использование ЭОР не меняет или сокращает нагрузку преподавателя (38% и 31% соответственно).
3. Перспективы использования ЭОР преподавателями.
Значительное большинство преподавателей планируют использовать свои возможности и знания по использованию электронного обучения и электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) не только по читаемым дисциплинам, но и при дальнейшей разработке электронных кур-
сов (52% планируют разработку ЭОР без тестов; 27%, имея более высокую подготовку, планируют разработку ЭОР; 10% планируют разработку тестов и ЭОР). Однако, суммарно, 11% преподавателей слабо используют электронное обучение в образовательном процессе.
4. Отношение курсантов к использованию ЭОР.
37; 31%
Влияние работы с ЭОР на нагрузку ПС (количество и % респондентов)
| Увеличивает нагрузку ПС а Не изменяет нагрузку ПС Сокращает нагрузку ПС Другое
Рис 2. Влияние использования ЭОР на нагрузку преподавателя
ИССЛЕДОВАНИЕ
Планы ПС по разработке ЭОР, ЭУМК и тестов
для внедрения ФГОС-3++ и ФГОС-4
■ Планирую разработку ЭОР (без тестов) ■ Планирую разработку ЭУМК и ЭОР Планирую разработку тестов и ЭОР Нет, не планирую работы в ЭИОС
■ Затрудняюсь ответить
Рис. 3. Планы преподавательского состава по разработке ЭОР
Большинство обучаемых положительно относятся к процессу внедрения ЭО в образовательный процесс в вузе. Курсантов устраивает возможность постоянного самостоятельного доступа к заданиям, материалам лекций, практических занятий, лабораторных работ, тестирования.
5. Виды взаимодействия преподавателей и курсантов.
Наиболее популярными в ходе электронного обучения являются следующие виды электронного взаимодействия преподавателей и обучающихся:
• компьютерная проверка результатов тестирования готовности обучающихся к занятиям (лабораторным работам, практическим занятиям);
• использование ЭОР в ходе практических занятий и лабораторных работ.
В то же время пока преподаватели крайне редко принимают участие в дискуссиях на форумах и вообще не взаимодействуют с обучающимися в ЭИОС кафедры, факультета, вуза.
6. Трудности курсантов при работе с ЭОР.
Наибольшими трудностями при работе с ЭОР для обучаю-
щихся оказались: недостаток навыков работы (68,5% респондентов), затрудненный доступ обучающихся к сети Интернет (86,7% респондентов), дефицит времени на обучение работе в ЭИОС (60% респондентов).
7. Эффективность использования ЭОР курсантами.
Более половины курсантов считают, что использование ЭОР способствует их успешной подготовке к зачету или экзамену по дисциплине.
Более половины обучающихся используют технологии ЭО по каждой дисциплине. Треть курсантов использует ЭОР лишь в качестве источника дополнительной информации по дисциплине.
8. Возможность введения электронных курсов.
Более половины опрошенных преподавателей и обучающихся оценивают такую возможность положительно (55% и 52% соответственно).
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие общие выводы.
Между ответами преподавателей и обучающихся явно просматривается положительная корреляция относительно оценок преимуществ, недостатков, трудностей использования электронного обучения. По мнению значительного большинства опрошенных, преобладает мнение о целесообразности использования ЭОР, ЭУМК в образовательном процессе.
Основные трудности при работе в единой информационно-образовательной среде могут быть разделены на три основные группы.
Профессионалъно-компетент-ностные. Почти каждый третий опрошенный испытывал трудно-
Отношение обучаемых к использованию ЭОР, %
■ Согласен, % ■ Затрудняюсь ответить, % ■ Не согласен, %
Рис. 4. Отношение курсантов к использованию ЭОР
Виды взаимодействия ПС с обучающимися в ЭИОС (мнения, %)
Никак не взаимодействует в ЭИОС 23,15
Проведение исследований в кружке ВНОК 16,11
Дискуссии на форумах в ЭИОС по дисциплинам иЭО Ш 4,03
Итоговое тестирование (зачеты) на основе ЭО
Комментирование оценок, полученных на ПЗ, ЛР через ЭИОС
Консультирование с использованием ЭИОС Использование ЭОР и ЭУМК в ходеЛР Использование ЭОР и ЭУМК в ходе ПЗ Проверка готовности к лабораторным работам Проверка готовности к практическим занятиям
| 8,05 ■ 10,74
I 52,35
179,19
42,95
^■ 82,55 ■ 47,65
0,00 1 0,00 20,00 30,00 40,00 50,00 60,00 70,00 80,00 90,00
Рис. 5. Виды взаимодействия преподавателей и курсантов
сти при работе с ЭОР, преподавателям и обучаемым не хватает компетенций в области информационных и телекоммуникационных технологий.
Организационные. Для всех опрошенных проблемой является дефицит времени на обучение в электронной среде.
Материально-технические. Большая часть преподавателей и курсантов имеют технические проблемы при работе в ЭИОС (сбой работы сайта, ошибка авторизации и т.д.). Кроме того, потенциал новых технологий электронного обучения остается недостаточно реализованным, поскольку курсанты ограничены в использовании компьютерной техники, не имеют персональных ноутбуков (только флеш-носители) и не используют ЭОР и другие средства информатизации и связи в полном объеме.
В целом можно отметить, что указанные трудности не носят принципиального и непреодолимого характера и могут быть разрешены совместными усилиями системы военного образования Министерства обороны Российской Федерации.
Так, в ВА РВСН и ее филиале сегодня выработаны основные
методические рекомендации по разработке ЭОР в рамках единой ЭИОС в интересах качественной подготовки специалистов в вузах РВСН. При этом особое внимание уделяется исследованиям вопросов разработки и использования в образовательном процессе электронных учебно-методических комплексов, которые могут быть использованы как при проведении аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы курсантов (слушателей). Оценка
J 1 ^ är .1 ;
* ! 1 с 1 1 1 1
1 i'MiJi 'И lilil
уровня знаний и умений преподавателей в области создания использования ЭУМК в ЭИОС вуза (факультета, кафедры) осуществляется на основании сформированных и утвержденных в вузах РВСН требований к репродуктивному, адаптивному, эвристическому и творческому уровню знаний и умений по созданию и использованию ЭУМК. Полученные результаты помогают выработать необходимую для каждого преподавателя траекторию повышения квалификации в данной области.
Все вышеизложенное представляет несомненный интерес для всех военных вузов, центральных органов военного управления и будет использовано в системе военного образования при обосновании требований и предложений к основным направлениям внедрения электронного обучения и создания единой информационно-образовательной среды военно-учебных заведений Минобороны России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авакян, И. Б. Останавливаться нельзя // Вестник военного образования, 2017. № 6 (9).
Трудности обучающихся при работе с ЭОР И ЭУМК (%)
100,0
90,0 86-7
■ Да,% ■ Нет, % ■ Нет ответа, %
Рис. 6. Трудности курсантов при работе с ЭОР