В.В. НЕСТЕРОВ, Л.Г. КАЗАКОВА, И.А. КРАСНОБОРОВА
[Ц-Ц 1]! 11 T 1 Й
1 М.-1 -Jib IjJ ;fj} \ |
V.V. NESTEROV, L.G. К AZAKOVA, I.A. KRASNOBOROVA
ФОРМИРУЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
FORMING TEACHING STAFF
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
PECULIARITIES OF METHODICAL ACTIVITY IN PRE-INSTITUTIONAL EDUCATIONAL SCHOOLS OF THE RF DEFENCE MINISTRY
Сведения об авторах: Нестеров Владимир Владимирович - начальник отдела военного образования РВСН, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Москва. E-mail: [email protected]);
Казакова Людмила Геннадьевна - заведующая методическим кабинетом ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище», кандидат педагогических наук (г. Пермь. E-mail: [email protected]);
Красноборова Ирина Арнольдовна - старший методист ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище», почетный работник общего образования Российской Федерации (г. Пермь. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы методического сопровождения организации образовательного процесса и адаптации преподавателей к требованиям системы довузовского военного образования.
Ключевые слова: методическая деятельность, методическое сопровождение образовательного процесса, преподавательский состав, военное образование, подготовка офицерских кадров.
Information about the authors: Vladimir Nesterov - Chief of the Military Education Department of the Strategic Missile Forces, Colonel, Cand. Sc. (Tech.), Associate Professor (Moscow. E-mail: [email protected]);
Lyudmila Kazakova - Head of the Curriculum Office of the FSBGEE «Perm Suvorov Military School of the RF Defence Ministry», Cand. Sc. (Ped.) (Perm. E-mail: [email protected]);
Irina Krasnoborova - Senior Methodologist of the FSBGEE «Perm Suvorov Military School of the RF Defence Ministry», Honoured Worker of General Education of the Russian Federation (Perm. E-mail: [email protected]).
Summary. The article considers the methods of supporting the educational process and adaptation of teachers to the requirements of the system of pre-higher military education.
Keywords: methodical activity, methodological support of the educational process, teaching staff, military education, training of officers.
Суворовские (нахимовские и президентские) училища и кадетские корпуса, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (далее - суворовские военные училища), занимаются подготовкой профессионально
ориентированных кадров в интересах обороны и безопасности государства.
С учетом важности решаемых задач, в указанные образовательные учреждения преподавательский состав подбирается из числа луч-
ших педагогов региональных гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением предметов. При этом их особый статус диктует качественно иной подход к организации и проведению учебного процесса и к системе методического
ч^ЭДТГиТи
сопровождения преподавателей. Прекрасные условия, созданные Министерством обороны Российской Федерации (высокий уровень материально-технического оснащения, оборудование рабочих мест преподавателей и обучающихся в соответствии с новейшими требованиями, достойная заработная плата), влекут за собой соответствующий уровень ответственности и нацеленности на требуемый заказчиком результат.
К сожалению, не все преподаватели своевременно адаптируются к специфике военного образования и способны качественно решать поставленные задачи. В связи с этим, одним из направлений методической деятельности суворовских военных училищ является создание условий для успешной адаптации преподавателей, имеющих высокую квалификацию, но не имею-
УРОВЕНЬ
МИНОБОРОНЫ
РОССИИ
Центральный педагогический совет Минобороны России
щих опыта работы в системе военного образования.
Приведем пример, как решается эта задача в Пермском суворовском военном училище Министерства обороны Российской Федерации (далее -ПСВУ), которое относится к ведению Ракетных войск стратегического назначения (далее - РВСН). В ПСВУ реализуется целый комплекс организационно-методических мероприятий (см. схему).
Для начинающих преподавателей в ПСВУ проводятся установочные методические занятия по разъяснению специфики работы и порядка реализации военной составляющей на уроке (организационные вопросы, привитие воспитанникам элементарных командно-методических навыков). Особое внимание преподавателей обращается на содержательную часть занятия, в которой должен быть отражен
военный компонент, причем вне зависимости от предмета. В ПСВУ формируется своеобразная военно-образовательная среда, в которой дидактические материалы к уроку, специфика домашнего задания, темы исследовательских работ и проектов обучающихся направлены на их военно-профессиональную ориентацию.
Для оценки качества решения поставленных задач в ПСВУ действует система контроля учебных занятий. В соответствии с утвержденным графиком контроль осуществляется командованием училища, учебным отделом, руководителями предметно-методических комиссий (далее - ПМК), офицерами отдела военного образования РВСН. Результаты фиксируются в журналах контроля, с обязательным доведением замечаний и предложений проверяющего до всего педагогического коллектива - предметников. При этом разбор урока осуществляется контролирующим индивидуально с каждым преподавателем.
Эффективность методического сопровождения уроков подтверждается анализом результатов контроля: 80 % преподавателей осознают специфику работы в военном образовании и выполняют все требования к организации и проведению урока; 100 % -включают военную составляющую в его содержательную часть; 45 % - активно и творчески подходят к разработке тематических дидактических материалов и заданий.
Например, преподаватели математики и информатики ПСВУ систематически применяют задания на смысловое чтение с использованием фактов об истории РВСН, особенностях тактико-технических характеристик современных ракетных комплексов. Преподаватели русского языка и
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Схема. Система методического сопровождения преподавателей в ПСВУ
литературы составляют тематические тексты о великих полководцах, преподаватели истории, географии и искусства ведут календарь памятных дат и Дней воинской славы России.
Внеурочная деятельность в суворовском училище является логичным продолжением учебных занятий. По инициативе преподавателей истории созданы видеоролики, посвященные Параду Победы на Красной площади, снятию блокады Ленинграда, которые стали началом единых тематических дней училища.
Результаты контроля позволяют сделать вывод об удовлетворительном уровне формируемых командно-методических навыков суворовцев, о готовности воспитанников старших классов к профильному обучению в военных вузах.
Методические проблемы, свойственные отдельным преподавателям и выявленные в ходе контроля, являются предметом обсуждения и коррекции в ходе заседаний созданной в ПСВУ методической школы. Среди них, например, следующие темы заседаний: «Методические средства и приемы планирования и организации различных этапов современного урока в довузовском образовательном учреждении Минобороны России», «Инфографика как современный способ визуализации учебного материала», «Специфика исследовательской и проектной деятельности в довузовском образовательном учреждении РВСН».
Тактическая реализация стратегии методической деятельности училища принадлежит предметно-методическим комиссиям.
При организации учебного процесса в суворовском военном училище необходимо учитывать особенности подготовки офицерских кадров и методической деятельности военного вуза, который его курирует и
готовится принять к себе его выпускников. Так, система работы ПМК в ПСВУ выстроена на взаимодействии с Военной академией РВСН имени Петра Великого, непосредственно под руководством отдела военного образования РВСН.
Взятое из военного вуза РВСН планирование работы ПМК, подходы к разработке документации (индивидуальный план преподавателя, журнал контроля занятий, журнал учета работы в методический день, журнал учета индивидуальных занятий с обучающимися) и создание системы календарно-тематического планирования - все это легло в основу методической деятельности в ПСВУ.
Необходимо отметить, что взаимодействие между различными ступенями военного образования в РВСН взаимно, и ПСВУ есть, чем поделиться с военными вузами. Например, специфичным (отличным от военных вузов) средством мониторинга деятельности ПМК и преподавателей, таким, как электронное портфолио. Порт-фолио служит для решения управленческих задач по систематизации накопленного опыта, определению направления развития педагога, объективной оценке профессионального уровня преподавателя, визуального представления его работы по итогам любого отчетного периода.
Еще одним направлением методической деятельности является изучение, обобщение и распространение передового опыта. Здесь основным инструментом является научно-методический совет суворовского училища открытого типа. Для обеспечения его работы на базе ПСВУ создан региональный, постоянно действующий семинар инновационных идей. К его работе привлекаются сотрудники Пермского научного центра Уральского отде-
i 1 ! II Ii i ■ -
1 jli J:i; IjJ ;fj} \ |
ления Российской академии наук, Ассоциации научных инновационных учреждений и предприятий Пермского края и Всероссийского фонда содействия развитию, преподаватели вузов РВСН, школ, лицеев, гимназий и специалисты предприятий ВПК.
Методическая деятельность ПСВУ развивается и совершенствуется. Результатом проводимой с момента основания ПСВУ (2015 год) системной работы по повышению методического мастерства педагогического коллектива можно считать первые достижения воспитанников. Суворовцы ПСВУ стали призерами ежегодной открытой научно-практической конференции «Ушаковские чтения» среди довузовских общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, неоднократно побеждали на конференциях научно-исследовательских работ в г. Перми и в Пермском крае по математике, физике, химии, биологии и географии, на Всероссийском литературном конкурсе «Герои Великой Победы-2016» и многих других.
Профессиональные победы и достижения преподавателей училища, такие, как призовые места в конкурсах «Педагог года общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федера-ции-2017», «Лучший урок с использованием информационных коммуникационных технологий и технических средств обучения», «Использование информационных технологий в учебном процессе» и других, также свидетельствуют о правильно выбранном направлении в формировании и развитии педагогического коллектива, соответствующего требованиям, предъявляемым к преподавателям довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации. 2