М.В. ПИСЧАСКИНА, M.V. PISCHASKINA,
В.Н. ПИСЧАСКИН V.N. PISCHASKIN
ВНЕУРОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО
OFF-CLASS SPACE
ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА МОДЕЛИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МО РФ
PROBLEMS OF CHOICE OF THE MODEL OF NON-SCHOOL ACTIVITIES IN A PRE-UNIVERSITY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF DEFENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Сведения об авторах: Писчаскина Марина Владимировна - методист учебного отдела ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Ульяновск. E-mail: [email protected]);
Писчаскин Владимир Николаевич -руководитель отдельной дисциплины «Дополнительные образовательные программы», педагог дополнительного образования ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Ульяновск. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В Федеральном государственном образовательном стандарте определяются лишь рамочные параметры организации внеурочной деятельности. Общеобразовательной организации дается право самостоятельно выбрать для себя оптимальную модель. Интегрированная модель организации внеурочной деятельности оказалась наиболее приемлемой для довузовских образовательных учреждений Министерства обороны РФ.
Ключевые слова: понятие внеурочной деятельности, модель организации внеурочной деятельности, создание развивающей среды, создание единого образовательного и методического пространства, направления развития личности, реализация интегрированной модели внеурочной деятельности, структура модели,роль дополнительного образования во внеурочной деятельности.
Information about the authors: Marina Pischaskina - Methodologist of the Curriculum Branch of the FSBGEE «Ulyanovsk Guards Suvorov Military School of the RF Defence Ministry» (Ulyanovsk. E-mail: [email protected]);
Vladimir Pischaskin - Head of the Separate Discipline «Additional educational programmes», Additional Education Teacher of the FSBGEE «Ulyanovsk Guards Suvorov Military School of the RF Defence Ministry» (Ulyanovsk. E-mail: [email protected]).
Summary. The Federal State Educational Standard (FSES) determines only the framework parameters for organising off-class activities. A general education organisation is given the right to choose the optimal model for itself. The integrated organisational model of off-class activities proved to be the most acceptable for the RF Defence Ministry's pre-higher education institutions.
Keywords: concept of off-class activities, organisational model of off-class activities, creation of a developing environment, creation of a unified educational and methodical space, areas of personality development, implementation of an integrated off-class activity model, model structure, role of additional education in off-class activities.
Внеурочной деятельности особое пространство и время лишь рамочные параметры
школьников в Федераль- в образовательном процес- организации внеурочной ном государственном образо- се как неотъемлемой части деятельности с условием, вательном стандарте уделено базисного учебного плана, что «общеобразовательная особое внимание, определено При этом определяются организация вправе само-
штд
№
Н1
стоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки - количество часов на определенный вид деятельности, формы и способы организации внеурочной деятельности», что, в свою очередь, дает возможность выбрать для себя наиболее оптимальную модель.
Выбор модели организации внеурочной деятельности диктуется:
- региональными особенностями;
- социально-культурной ситуацией образовательного учреждения;
- материально-техническим и информационно-технологическим обеспечением
Таблица
План внеурочной деятельности в 5-х классах Ульяновского ГСВУ МО РФ на 2017-2018 учебный год в соответствии с ФГОС ООО
Направления внеурочной деятельности Количество часов
Спортивно-оздоровительное
«Спорт для всех» 2
«Стрельба пулевая (пневматика)» 1
Духовно-нравственное
«Суворовец - это звучит гордо!» 1
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» 0,5
Социальное
«Я хочу. Я могу. У меня получится. Психологическая азбука 1
жизни»
Общеинтеллектуальное
«Секреты компьютера»
«Я - географ-следопыт»
«Математика и человек»
«Живая планета»
«Юный техник» 1
«Юный историк»
«Я - гражданин России»
«Языки и эпохи»
«Праздники Германии»
«Основы робототехники» 2
Обще культурное
«Основы смыслового чтения» 1
«Основы танцевального искусства» 1
Ансамбль современного бального танца «Феникс» 4
Народный коллектив Ансамбль народного танца «Росич» 2
Хор «Юный суворовец» 2
«ИЗО-студия» 2
«Цирк на сцене» 2
Вокальная студия 2
Литературное объединение «Библиофил» 1
Реализация Программы воспитания и социализации
Включает все направления внеурочной деятельности 6
образовательного учреждения;
- укомплектованностью кадрами;
- спецификой образовательного учреждения и пр.
Интегрированная модель организации внеурочной деятельности оказалась наиболее приемлемой для довузовских образовательных учреждений Министерства обороны РФ.
При разработке модели наша методическая служба опиралась, в первую очередь, на само понятие внеурочной деятельности, а также на цели ее организации.
Внеурочная деятельность -понятие, объединяющее все виды деятельности обучающихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Цели организации внеурочной деятельности определяются изложенными в ФГОС ООО требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей (законных представителей), целевыми установками педагогического коллектива.
Основная идея модели - создание развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся во внеурочной деятельности.
Цель - разработка механизмов организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках введения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.
Интегрированная модель предоставляет широкий выбор для обучающихся на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности успешной самореализации ребенка. Содержание внеурочной деятельности учащихся
5-7-х классов складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом с использованием возможностей системы дополнительного образования училища, а также реализации Программы воспитания и социализации.
Преимущества интегрированной модели:
- создание единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении;
- содержательное и организационное единство всех его структурных подразделений;
- предоставление широкого выбора на основе спектра направлений детских объединений по интересам;
- возможность свободного самоопределения и самореализации суворовца;
- привлечение к осуществлению внеурочной деятельности различных категорий педагогических работников образовательного учреждения.
Внеурочная деятельность в училище реализуется по направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- общеинтеллектуальное;
- социальное;
- общекультурное.
Внеурочная деятельность
опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности педагога и обучающегося происходит становление личности суворовца.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, воспитание гражданственно-
сти, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
В ходе реализации интегрированной модели внеурочной деятельности создаются условия для достижения следующих результатов:
- развитие индивидуальности каждого суворовца в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- приобретение суворовцем социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирование позитивных отношений суворовца к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, области, городу, училищу;
- формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности суворовцев;
- увеличение числа обучающихся, охваченных организованным досугом;
- воспитание у суворовцев толерантности, навыков здорового образа жизни;
- создание оптимальных условий для развития и отдыха обучающихся;
- расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов;
- творческая самореализация суворовцев;
- формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
- психологический комфорт и социальная защищенность каждого суворовца;
- сохранение имиджа училища как общественно-активного, развитие традиций училища;
- формирование единого воспитывающего пространства;
- развитие ученического самоуправления на всех уровнях;
- использование потенциала открытого образовательного пространства.
Внеурочная деятельность может осуществляться через:
- дополнительные образовательные программы, спецкурсы, научное общество, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной;
- собственно систему творческих объединений внеурочной деятельности (по пяти направ-ленностям);
- жизнедеятельность классного коллектива, в том числе досуговую (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно-полезные практики и т.д.);
- реализацию Программы воспитания и социализации;
- досуговую, коллективно-творческую деятельность.
Изменения, вносимые в план внеурочной деятельности на 2017-2018 учебный год, связаны именно с тем, чтобы привести его в соответствие с этой организационной структурой (иными словами, отразить в плане все виды внеурочной деятельности, которыми предполагается охватить обучающихся 5-7-х классов).
Необходимо отметить, что, работая в рамках Федерального государственного образовательного стандарта в течение двух лет, методическая служба совместно с педагогическим коллективом находится в постоянном поиске более оптимальных моделей организации внеурочной деятельности, вычленяя более успешный опыт работы творческих объединений, обсуждая проблемные моменты, рассматривая предложения.