A i MúaZA.
líl
Ю.А. АНЦИБОР, В.Е. МАРКИН
Yu.A. ANTSIBOR, V.Ye. MARKIN
ОРГАНИЗУЯ АДАПТАЦИЮ
ORGANISING ADAPTATION
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ К УСЛОВИЯМ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА
EDUCATIONAL-PSYCHOLOGIST PROFESSIONAL ACTIVITY MODEL ON PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF ADAPTATION OF PUPILS AT THE INITIAL STAGE OF EDUCATION
Сведения об авторах: Анцибор Юлия Анатольевна - педагог-психолог ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации», кандидат психологических наук (г. Тверь);
Маркин Вячеслав Ефимович - старший методист учебного отдела ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Тверь).
Аннотация. В работе рассмотрена структура модели профессиональной деятельности педагога-психолога суворовского военного училища по психологическому сопровождению адаптации воспитанников на начальном этапе обучения. Определены критерии адаптации воспитанников и ожидаемые результаты модели. Рассматриваются направления деятельности педагога-психолога, групповые и индивидуальные формы работы.
Ключевые слова: адаптация, психологическое сопровождение, модель, воспитанники, суворовское военное училище.
Information about the authors: YuliyaAntsibor-Cand. Sc. (Psychol.), Teacher-Psychologist of the Federal State Budget General Education Establishment (FSBGEE) «Tver Suvorov Military School of the RF Defence Ministry» (Tver);
Vyacheslav Markin - Senior Methodologist of the Curriculum Branch of the FSBGEE «Tver Suvorov Military School of the RF Defence Ministry» (Tver).
Summary. The model structure of the professional activity of the teacher-psychologists of Suvorov Military Schools on psychological adaptation of pupils at the initial education stage is considered. The criteria for adapting pupils and the expected results of the model are determined. The areas of activity of the teacher-psychologist, group and individual forms of work are considered.
Keywords: adaptation, psychological support, model, pupils, Suvorov military school.
Первый год обучения для воспитанников в психологическом отношении является самым трудным, им предстоит адаптироваться к условиям суворовского военного училища, к строго регламентированному дню, самостоятельной организации учебы, быта, свободного времени. Если в школе адапта-
ционный период при переходе в среднее звено варьируется от 2-3 недель до 3 месяцев, то в условиях закрытого военно-учебного заведения этот период может быть значительно увеличен.
Организация адаптации на начальном этапе обучения традиционно считается са-
мым сложным периодом и для психолого-педагогического коллектива курса. Систематизировав накопленный опыт и полученные знания в процессе работы с воспитанниками 1 курсов, педагогами-психологами Тверского суворовского военного училища была разработана модель, которая
отражает деятельность педагога-психолога по психологическому сопровождению адаптации воспитанников к условиям суворовского военного училища.
Модель позволяет не только систематизировать информацию о направлениях и содержании деятельности педагога-психолога СВУ, но и получить обратную связь, насколько информативной и результативной на практике она является в целом, определить содержательные критерии адаптации воспитанников и ориентиры рисков, возможных ошибок в профессиональной деятельности педагога-психолога СВУ (см. схему).
В рамках модели психологического сопровождения адаптации педагог-психолог реализует следующие задачи:
- организация полисубъектного, полипрофессионального взаимодействия участников образовательного процесса - педагоги-психологи, преподаватели, воспитатели, администрация училища, другие внешние привлекаемые специалисты, воспитанники, родители;
- разработка предложений о распределении суворовцев по взводам;
- формирование эмоциональной и волевой устойчивости, положительной мотивации к обучению;
- снижение общего уровня тревожности у воспитанников;
- оценка степени адаптации воспитанников 1 курса (в течение учебного года);
- углубленное изучение индивидуально-психологических качеств суворовцев с признаками затрудненной адаптации к обучению;
- оценка степени сплоченности учебных классов и динамики межличностных отношений воспитанников;
- анализ эффективности проводимых мероприятий
Объект
—С=
Предмет
ш—
Цель =1=
Задачи
=Г
Ведущие принципы деятельности педагога-психолога суворовского военного училища по психологическому сопровождению адаптации воспитанников
Приемы Методы
Целевой блок
Средства реализации содержания модели
Авторская программа психологического сопровождения ^
адаптации воспитанников на начальном этапе обучения
Критерии адаптации воспитанников к образовательной среде суворовского военного училища
Инструменталь^ ный блок
Система вещественных средств реализации модели (внешние и внутренние функциональные средства)
Модель профессиональной деятельности
Содержательный блок
Оценочно-результативный блок
Определение
адаптации воспитанников
I
Направления деятельности в процессе психологического сопровождения адаптации
Психологическая
диагностика (индивидуальная и групповая)
Выработка предложений и рекомендаций воспитателями и преподавателями
Структура профессиональной деятельности педагога-психолога СВУ по психологическому сопровождению адаптации
Коррекционно-развивающая и профилактическая деятельность
Подготовительный этап профессиональной деятельности Основной этап профессиональной деятельности
] 1
Заключительный (контрольно-оценочный) этап профессиональной деятельности
Схема. Модель профессиональной деятельности педагога-психолога по психологическому сопровождению адаптации воспитанников к условиям суворовского военного училища
в течение учебного года и разработка предложений по их совершенствованию;
- участие в работе педагогических, методических советов, в подготовке и проведении родительских собраний, профилактических, воспитательных и других мероприятий, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих);
- отслеживание динамики личностного роста и психологического развития воспитанника.
Ожидаемые результаты применения модели:
- активное включение в образовательный процесс всех категорий воспитанников;
- реализация мониторинга социально-психологического статуса воспитанника;
- участие в построении индивидуального образовательного маршрута воспитанника, направленного на его личностное развитие;
- повышение психологической компетентности педагогов, воспитателей и родителей суворовцев;
- выявление затруднений у воспитанников в процессе адаптации к условиям суворовского военного училища;
- содействие формированию у суворовцев универсальных учебных действий.
Представленная модель состоит из целевого, содержательного, инструментального и оценочно-результативного блоков.
Целевой блок раскрывает цели, задачи, ведущие принципы профессиональной деятельности по психологическому сопровождению адаптации воспитанников.
В содержательном блоке сосредоточены направления профессиональной деятельности педагога-психолога: психодиагностическая работа, консультативно-просветительская работа, кор-рекционно-развивающая и профилактическая деятельность, организационно-методическая деятельность, аналитическая и экспертная работа; структура профессиональной деятельности педагога-психолога, включающая в себя три этапа: подготовительный, основной и контрольно-оценочный этапы профессиональной деятельности.
Инструментальный блок включает в себя формы, методы, приемы, средства реализации содержания модели; систему вещественных средств деятельности педагога-психолога; внешних и внутренних функциональных средств; авторские программы.
На данный момент в училище применяются две программы, направленные на создание условий, способствующих личностному росту суворовцев.
На занятиях используются активные формы работы: тренинги, ролевые и деловые игры, разбираются и анализируются ситуации.
Для воспитателей и преподавателей СВУ применяется на практике программа
«Адаптация воспитанников на сложных возрастных этапах», в рамках которой проводятся обучающие занятия, лекции, семинары, круглые столы.
Психологическое сопровождение предполагает владение психологом не только методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и способности к системному анализу и разрешению проблемных ситуаций, программированию и планированию своей деятельности.
В своей работе психолог использует групповые и индивидуальные формы работы: развивающие и коррекцион-ные занятия с элементами тре-нинговых технологий, психологический час, мастер-класс, круглый стол, беседы, психологические игры, неделя психологии, работа в проектах, кураторская работа с одаренными воспитанниками по различным научно-исследовательским проектам, создание и конкурсы тематических стенгазет.
Оценочно-результативный блок представляет собой мониторинг психологического статуса воспитанника в течение учебного года. Мониторинг реализуется по двум направлениям. Во-первых, это отслеживание учебной деятельности воспитанников. Во-вторых, наблюдение, оценка и прогноз
психологического статуса воспитанника, его личностные характеристики в процессе обучения в СВУ.
Критериями успешности психологического сопровождения адаптации воспитанников является положительная динамика показателей военно-профессиональной направленности, сформиро-ванность учебной мотивации, положительное отношение к обучению, позитивное психоэмоциональное состояние, снижение уровня тревожности, положительная динамика показателей межличностных взаимоотношений во взводе.
Реализация модели показала свою результативность в контексте анализа динамики изменений личностных параметров у воспитанников.
Психологическое сопровождение адаптации в военно-учебном заведении представляет собой целостную системную деятельность педагога-психолога и выступает гарантом качественного общекультурного, личностного, социального и познавательного развития воспитанников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горбунов Н.П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика, 2003. № 8.
2. Григорьева М.В. Мета-системный анализ школьной адаптации // Изв. Саратовского ун-та, 2008.
3. Крайнова Ю.Н. Адаптация школьников к обучению в среднем звене, как психологическая проблема // Практ. психология и логопедия, 2009. № 1.
4. Литвиненко Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития как предмет психолого-педагогического исследования // Вестник Оренбургского гос. ун-та, 2006. № 10.