Научная статья на тему 'ШАГ К ЗРЕЛОСТИ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИК КУРСАНТОВ ВУЗОВ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ПЕРМСКОМ СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ'

ШАГ К ЗРЕЛОСТИ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИК КУРСАНТОВ ВУЗОВ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ПЕРМСКОМ СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ / ПРАКТИКА КУРСАНТОВ / СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / MILITARY EDUCATION / TRAINING OF OFFICERS / PRACTICE OF CADETS / SUVOROV MILITARY SCHOOL / MILITARY CAREER GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брусов Дмитрий Юрьевич, Стойко Нина Сергеевна

В статье рассмотрены особенности военно-профессиональной ориентации воспитанников Пермского суворовского военного училища в ходе проведения практик курсантов вузов Ракетных войск стратегического назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брусов Дмитрий Юрьевич, Стойко Нина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STEP TO MATURITY CONDUCTING PRACTICES OF CADETS OF STRATEGIC MISSILE FORCESUNIVERSITIES IN PERM SUVOROV MILITARY SCHOOL

The article considers the military career guidance of students of the Perm Suvorov Military School during the practice of cadets of Strategic Missile Forcesuniversities.

Текст научной работы на тему «ШАГ К ЗРЕЛОСТИ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИК КУРСАНТОВ ВУЗОВ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ПЕРМСКОМ СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ»

Д.Ю. БРУСОВ, Н.С. СТОЙКО

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

D.YU. BRUSOV,

N.S. STOYKO

ШАГ К ЗРЕЛОСТИ

STEP TO MATURITY

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИК КУРСАНТОВ ВУЗОВ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ПЕРМСКОМ СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ

CONDUCTING PRACTICES OF CADETS OF STRATEGIC MISSILE FORCESUNIVERSITIES

IN PERM SUVOROV MILITARY SCHOOL

Сведения об авторах: Брусов Дмитрий Юрьевич - главный инспектор отдела военного образования РВСН, подполковник (г. Москва. E-mail: ovo-rvsn@bk.ru);

Стойко Нина Сергеевна - педагог-психолог Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Пермское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Пермь. E-mail:perm-svu@mil.ru).

Аннотация. В статье рассмотрены особенности военно-профессиональной ориентации воспитанников Пермского суворовского военного училища в ходе проведения практик курсантов вузов Ракетных войск стратегического назначения.

Ключевые слова: военное образование, подготовка офицерских кадров, практика курсантов, суворовское военное училище, военно-профессиональная ориентация.

Information about the authors: Dmitry Brusov - chief inspector of the Department of military education of the RVSN, Lieutenant Colonel (Moscow. E-mail: ovo-rvsn@bk.ru );

Nina Stoyko - teacher-psychologist of the Federal state state educational institution «Perm Suvorov military school of the Ministry of defense of the Russian Federation» (Perm. E-mail: perm-svu@mil.ru).

Summary. The article considers the military career guidance of students of the Perm Suvorov Military School during the practice of cadets of Strategic Missile Forcesuniversities.

Keywords: military education, training of officers, practice of cadets, Suvorov Military School, military career guidance.

Российская военная школа подготовки офицерских кадров удачно сочетает традиционные и инновационные черты и вписывается в основной постулат концепции непрерывного образования: «образование через всю жизнь». Именно поэтому, с 2015 года в Ракетных войсках стратегического назначения (далее - РВСН) появилась ступень раннего воинского

воспитания и обучения молодежи, начало которой заложил еще Петр Великий, - Пермское суворовское военное училище (далее - Пермское СВУ, ПмСВУ, училище), которое целенаправленно готовит профессиональные кадры к военной службе.

Выдающийся русский флотоводец Ф.Ф. Ушаков писал: «Воспитание благородного юношества есть

первейшее и наилучшее средство к заведению хороших офицеров». Сегодня качество обучения в Пермском СВУ соответствует требованиям Командования РВСН - на «хорошо» и «отлично» прошедший учебный год закончили 72% суворовцев при отсутствии неуспевающих. В 2020 году в училище будет проведен первый выпуск суворовцев - кандидатов для поступления

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

нейтральные; - отрицательные. Рис. 1. Впечатления суворовцев от взаимодействия с курсантами

на самые сложные технические специальности вузов РВСН.

Разумеется, для того, чтобы суворовец выбрал для обучения военный вуз, академию РВСН, необходимо профессионально ориентировать его на дальнейшую офицерскую карьеру. Этой работе в РВСН уделяется большое внимание. Одним из ключевых мероприятий разработанного в Пермском СВУ «Плана военно-профессиональной ориентации суворовцев» является организация тесного взаимодействия между воспитанниками училища и курсантами вузов РВСН, в том числе в ходе проведения их практик.

При принятии решения о проведении практик курсантов в ПмСВУ Командование РВСН руководствовалось тем, что курсанты - это вчерашние подростки, которые старше воспитанников училища всего лишь на несколько лет. Позитив-

ные аспекты отношений подростков со своими сверстниками хорошо изучены, аксиоматично, что общение с ровесниками положительно влияет на их психологическую и социальную адаптацию. Так, выдающийся отечественный психолог Л.И. Божович отмечает, что: «У подростков привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Интерес к своему сверстнику, углубленный процессом общения с ним, размышлением о его качествах, поведении, заставляет подростка присмотреться и к себе, проанализировать свое поведение в этом общении, разобраться в своих чувствах, возможностях и тому подобное».

Как результат, в 2019/20 учебном году в Пермское СВУ для прохождения практик курсанты приезжали дважды - в сентябре и в январе. План их работы, как

командиров подразделений суворовцев, включал в себя, помимо руководства подразделением, проведение занятий и военно-профессиональную ориентацию суворовцев. Руководство училища приняло решение распределить курсантов для прохождения практик в старшие роты (8-11 классы). Для эффективного взаимодействия курсантов с суворовцами психологической службой училища были подготовлены рекомендации, которые включали в себя описание возрастных особенностей и советы по выстраиванию общения с подростками.

Курсанты проживали вместе с воспитанниками училища, были участниками их повседневной жизни и быта, пользовались непререкаемым авторитетом у суворовцев, которые старались все время проводить вместе с ними. По завершении практик был проведен анонимный

Рис. 2. Влияние общения с курсантами на выбор профессии суворовцами

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

Рис. 3. Влияние общения с курсантами на выбор профессии суворовцами выпускного класса

опрос значимой выборки суворовцев (более 200 человек). В статье представлены его результаты.

Таким образом, старшие товарищи суворовцев, курсанты, оставили о себе только положительные впечатления. Общение состоялось «вживую». Воспитанники ПмСВУ смогли составить объективное представление об условиях поступления и обучения в вузе РВСН, о факультетах и специальностях, перспективах дальнейшего профессионального развития. Многим суворовцам (67% участников анкетирования) общение со старшими товарищами помогло определиться с выбором жизненного пути. Анализ выбора будущей профессии суворовцев-выпускников 2020 года, на основе оформленных личных дел, представлен на рис. 3.

В ходе практики курсантов в училище немало состоялось бе-

сед и задушевного характера. Суворовцы узнали, откуда курсанты родом, их интересы и увлечения, как они пришли к решению стать офицерами.

Как показало анкетирование, воспитанники Пермского СВУ высоко оценили и человеческие качества курсантов, такие, как: ум, умение вести беседу, спортивные, справедливые и т.п.

При этом взаимодействие с военным вузом не носило одностороннего характера, но являлось взаимовыгодным, поскольку вуз заинтересован в суворовцах-выпускниках, у которых уже сформированы первичные воинские навыки и качества (в отличие от прочей гражданской молодежи). Их формирование у суворовцев обеспечивается всей военной средой училища и представляет собой цельную, сложившуюся с годами

систему. Помимо многолетнего опыта ее существование обусловлено и аксиоматичным в психолого-педагогической науке положением о том, что максимальное влияние на формирование личности оказывает ближайшая микросреда: семья, коллектив, круг общения, значимые люди. Очевидно, что личность суворовца обладает рядом специфических черт, формирование которых в решающей степени зависит именно от среды, т.е. от организации повседневной жизнедеятельности, воинского уклада, освоения специфики взаимодействия и взаимоотношений, традиций.

Считаем, что наработанный Пермским СВУ практический опыт имеет большое практическое значение и может быть распространен в других довузовских образовательных организациях Минобороны России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каракаев, СВ. Перспективы развития системы военного образования в Ракетных войсках стратегического назначения // Вестник военного образования, 2020. № 2.

2. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. -М.: Просвещение, 1991. С. 129-131.

3. Ушаков, Ф.Ф. О средствах завести хороших офицеров // Военный журнал. Кн. 11. - Спб., 1811.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.