Д.Ю. БРУСОВ, Н.С. СТОЙКО
ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ
D.YU. BRUSOV,
N.S. STOYKO
ШАГ К ЗРЕЛОСТИ
STEP TO MATURITY
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИК КУРСАНТОВ ВУЗОВ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ПЕРМСКОМ СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ
CONDUCTING PRACTICES OF CADETS OF STRATEGIC MISSILE FORCESUNIVERSITIES
IN PERM SUVOROV MILITARY SCHOOL
Сведения об авторах: Брусов Дмитрий Юрьевич - главный инспектор отдела военного образования РВСН, подполковник (г. Москва. E-mail: [email protected]);
Стойко Нина Сергеевна - педагог-психолог Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Пермское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Пермь. E-mail:[email protected]).
Аннотация. В статье рассмотрены особенности военно-профессиональной ориентации воспитанников Пермского суворовского военного училища в ходе проведения практик курсантов вузов Ракетных войск стратегического назначения.
Ключевые слова: военное образование, подготовка офицерских кадров, практика курсантов, суворовское военное училище, военно-профессиональная ориентация.
Information about the authors: Dmitry Brusov - chief inspector of the Department of military education of the RVSN, Lieutenant Colonel (Moscow. E-mail: [email protected] );
Nina Stoyko - teacher-psychologist of the Federal state state educational institution «Perm Suvorov military school of the Ministry of defense of the Russian Federation» (Perm. E-mail: [email protected]).
Summary. The article considers the military career guidance of students of the Perm Suvorov Military School during the practice of cadets of Strategic Missile Forcesuniversities.
Keywords: military education, training of officers, practice of cadets, Suvorov Military School, military career guidance.
Российская военная школа подготовки офицерских кадров удачно сочетает традиционные и инновационные черты и вписывается в основной постулат концепции непрерывного образования: «образование через всю жизнь». Именно поэтому, с 2015 года в Ракетных войсках стратегического назначения (далее - РВСН) появилась ступень раннего воинского
воспитания и обучения молодежи, начало которой заложил еще Петр Великий, - Пермское суворовское военное училище (далее - Пермское СВУ, ПмСВУ, училище), которое целенаправленно готовит профессиональные кадры к военной службе.
Выдающийся русский флотоводец Ф.Ф. Ушаков писал: «Воспитание благородного юношества есть
первейшее и наилучшее средство к заведению хороших офицеров». Сегодня качество обучения в Пермском СВУ соответствует требованиям Командования РВСН - на «хорошо» и «отлично» прошедший учебный год закончили 72% суворовцев при отсутствии неуспевающих. В 2020 году в училище будет проведен первый выпуск суворовцев - кандидатов для поступления
ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ
нейтральные; - отрицательные. Рис. 1. Впечатления суворовцев от взаимодействия с курсантами
на самые сложные технические специальности вузов РВСН.
Разумеется, для того, чтобы суворовец выбрал для обучения военный вуз, академию РВСН, необходимо профессионально ориентировать его на дальнейшую офицерскую карьеру. Этой работе в РВСН уделяется большое внимание. Одним из ключевых мероприятий разработанного в Пермском СВУ «Плана военно-профессиональной ориентации суворовцев» является организация тесного взаимодействия между воспитанниками училища и курсантами вузов РВСН, в том числе в ходе проведения их практик.
При принятии решения о проведении практик курсантов в ПмСВУ Командование РВСН руководствовалось тем, что курсанты - это вчерашние подростки, которые старше воспитанников училища всего лишь на несколько лет. Позитив-
ные аспекты отношений подростков со своими сверстниками хорошо изучены, аксиоматично, что общение с ровесниками положительно влияет на их психологическую и социальную адаптацию. Так, выдающийся отечественный психолог Л.И. Божович отмечает, что: «У подростков привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Интерес к своему сверстнику, углубленный процессом общения с ним, размышлением о его качествах, поведении, заставляет подростка присмотреться и к себе, проанализировать свое поведение в этом общении, разобраться в своих чувствах, возможностях и тому подобное».
Как результат, в 2019/20 учебном году в Пермское СВУ для прохождения практик курсанты приезжали дважды - в сентябре и в январе. План их работы, как
командиров подразделений суворовцев, включал в себя, помимо руководства подразделением, проведение занятий и военно-профессиональную ориентацию суворовцев. Руководство училища приняло решение распределить курсантов для прохождения практик в старшие роты (8-11 классы). Для эффективного взаимодействия курсантов с суворовцами психологической службой училища были подготовлены рекомендации, которые включали в себя описание возрастных особенностей и советы по выстраиванию общения с подростками.
Курсанты проживали вместе с воспитанниками училища, были участниками их повседневной жизни и быта, пользовались непререкаемым авторитетом у суворовцев, которые старались все время проводить вместе с ними. По завершении практик был проведен анонимный
Рис. 2. Влияние общения с курсантами на выбор профессии суворовцами
ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ
Рис. 3. Влияние общения с курсантами на выбор профессии суворовцами выпускного класса
опрос значимой выборки суворовцев (более 200 человек). В статье представлены его результаты.
Таким образом, старшие товарищи суворовцев, курсанты, оставили о себе только положительные впечатления. Общение состоялось «вживую». Воспитанники ПмСВУ смогли составить объективное представление об условиях поступления и обучения в вузе РВСН, о факультетах и специальностях, перспективах дальнейшего профессионального развития. Многим суворовцам (67% участников анкетирования) общение со старшими товарищами помогло определиться с выбором жизненного пути. Анализ выбора будущей профессии суворовцев-выпускников 2020 года, на основе оформленных личных дел, представлен на рис. 3.
В ходе практики курсантов в училище немало состоялось бе-
сед и задушевного характера. Суворовцы узнали, откуда курсанты родом, их интересы и увлечения, как они пришли к решению стать офицерами.
Как показало анкетирование, воспитанники Пермского СВУ высоко оценили и человеческие качества курсантов, такие, как: ум, умение вести беседу, спортивные, справедливые и т.п.
При этом взаимодействие с военным вузом не носило одностороннего характера, но являлось взаимовыгодным, поскольку вуз заинтересован в суворовцах-выпускниках, у которых уже сформированы первичные воинские навыки и качества (в отличие от прочей гражданской молодежи). Их формирование у суворовцев обеспечивается всей военной средой училища и представляет собой цельную, сложившуюся с годами
систему. Помимо многолетнего опыта ее существование обусловлено и аксиоматичным в психолого-педагогической науке положением о том, что максимальное влияние на формирование личности оказывает ближайшая микросреда: семья, коллектив, круг общения, значимые люди. Очевидно, что личность суворовца обладает рядом специфических черт, формирование которых в решающей степени зависит именно от среды, т.е. от организации повседневной жизнедеятельности, воинского уклада, освоения специфики взаимодействия и взаимоотношений, традиций.
Считаем, что наработанный Пермским СВУ практический опыт имеет большое практическое значение и может быть распространен в других довузовских образовательных организациях Минобороны России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каракаев, СВ. Перспективы развития системы военного образования в Ракетных войсках стратегического назначения // Вестник военного образования, 2020. № 2.
2. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. -М.: Просвещение, 1991. С. 129-131.
3. Ушаков, Ф.Ф. О средствах завести хороших офицеров // Военный журнал. Кн. 11. - Спб., 1811.