Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ СЕГОДНЯ'

КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ СЕГОДНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
войска национальной гвардии Российской Федерации / образование через всю жизнь / военный специалист / суворовские и кадетские военные училища / юный гвардеец / National Guard Troops of the Russian Federation / lifelong education / military specialist / Suvorov and cadet military schools / young guardsman

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Треногин Виталий Владимирович

Рассматриваются суворовские и кадетские военные училища в системе «образование через всю жизнь» на территории Пермского края в настоящее время. Представлены перспективы военно-профессиональной подготовки абитуриентов и будущих офицеров специалистов войск национальной гвардии Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF CONTINUOUS MILITARY EDUCATION OF THE NATIONAL GUARD TROOPS IN THE TERRITORY OF PERM REGION TODAY

Suvorov and cadet military schools in the system "education through life" in the territory of the Perm Territory today. The prospects of military-vocational training of applicants and future specialist officers in the national guard of the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ СЕГОДНЯ»

УДК 378.635.5

DOI: 10.24412/2308-717Х-2020-2-128-133

Треногин Виталий Владимирович

адъюнкт

ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Пермь, Россия 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1, (342) 270-39-01 e-mail: Trenogin VV@gmail. com

КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

СЕГОДНЯ

Vitaliy V. Trenogin

Associate

Federal State Military Educational Institution of Higher Education «Perm Military

Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation», Perm, Russia

614112, Perm, Gremyachy Logstr., 1 e-mail: TrenoginVV@gmail.com

THE CONCEPT OF CONTINUOUS MILITARY EDUCATION OF THE NATIONAL GUARD TROOPS IN THE TERRITORY OF PERM REGION

TODAY

Аннотация. Рассматриваются суворовские и кадетские военные училища в системе «образование через всю жизнь» на территории Пермского края в настоящее время. Представлены перспективы военно-профессиональной подготовки абитуриентов и будущих офицеров специалистов войск национальной гвардии Российской Федерации.

Ключевые слова: войска национальной гвардии Российской Федерации, образование через всю жизнь, военный специалист, суворовские и кадетские военные училища, юный гвардеец.

Abstract. Suvorov and cadet military schools in the system "education through life" in the territory of the Perm Territory today. The prospects of military-vocational training of applicants and future specialist officers in the national guard of the Russian Federation are considered.

Key words: National Guard Troops of the Russian Federation, lifelong education, military specialist, Suvorov and cadet military schools, young guardsman.

© Треногин В В., 2020

На сегодняшний день современные образовательные стандарты требуют от учащихся не только определенных навыков и умений, но и других характеристик, таких как готовность к освоению специальности применительно к воинской службе.

В работах В.Г. Михайловского дается оценка опыта воинской службы в условиях постоянного реформирования системы образования, которая дает возможность оценить результаты прошедших изменений системы подготовки военных кадров. Нивелирование ценностей советской высшей школы, нормативно-правовая коллизия, сокращение военных кафедр в системе высшего образования ввиду их ложной рентабельности и неэффективности, бездумное проецирование западных стандартов в образовании на основе Болонской конвенции 1999 г. - вот ошибки, которые нужно осознать и исправить, заложив долговременную научную основу и системный подход в стратегию дальнейших действий [4]. В настоящее время осознана необходимость создания в войсках системы непрерывного военного образования по подготовке квалифицированных кадров как гаранта безопасности не только дня нынешнего, но и будущего России.

В войсках национальной гвардии Российской Федерации (ВНГ РФ) действует система военного образования как логичный и работоспособный конгломерат органов управления образовательных организаций различного уровня, реализующих федеральные и государственные образовательные стандарты и требования к выпускникам военно-учебных заведений. Основу системы подготовки офицеров-специалистов составляет двухступенчатая классическая структура с шести- и семилетнем сроком обучения.

На первой ступени, реализуемой в Пермском военном институте войска национальной гвардии (г. Пермь), осуществляется подготовка офицеров по двум уровням: бакалавр и специалист (т.е. полная военно-специальная подготовка по шести специальностям, обеспечивающая практическую деятельность выпускника на первичных офицерских должностях в войсках и территориальных органах управления Росгвардии). Срок обучения - четыре и пять лет.

Вторая ступень реализуется на базах профильных академий Министерства обороны Российской Федерации. Это уровень магистратуры, т.е. выпуск офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой. Срок обучения - два года.

В научных трудах представителей военной академии РВСН рассматривается ступень раннего воинского воспитания и обучения, коей являются военные подготовительные гимназии, училища, а затем кадетские корпуса, основы которых были заложены еще Петром Великим. Эта система раннего воинского воспитания и обучения успешно существовала и развивалась практически до 1917 г. В СССР была восстановлена отлично зарекомендовавшая себя в царской армии система подготовки будущих офицерских кадров. Сначала в виде подготовительных школ, затем военных спецшкол, подготовительных, суворовских, а позднее только суворовских

и нахимовских училищ [7]. На сегодняшний день под эгидой МО РФ в России действуют 7 президентских кадетских училищ, 11 суворовских военных училищ, 9 кадетских корпусов и 4 нахимовских военно-морских училища [5].

В настоящее время в образовательном пространстве войск национальной гвардии впервые с 2017 г. действуют специализированные общеобразовательные организации - Московское президентское кадетское училище имени М.А. Шолохова (г. Москва) и Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя России Федора Кузьмина (г. Пермь), одной из основных задач которых является подготовка кадров к военной службе, к поступлению в вузы ВНГ РФ. Более чем трехвековой опыт совершенствования российской военной школы прошел отличную практическую проверку временем и может быть назван национальным достоянием по праву. Эта школа вписывается в основной постулат концепции непрерывного образования: «образование через всю жизнь», удачно сочетает традиционные и инновационные черты. Войска национальной гвардии вошли в новую для себя систему подготовки допризывной молодежи «Юный гвардеец» военно-патриотического движения в Пермском крае, взяв под свое начало специализированные классы школ № 79 и 101 Орджоникидзевского района г. Перми. Целью движения является «участие в реализации государственной молодежной политики Российской Федерации; всесторонние развитие и совершенствование личности детей и подростков; удовлетворение их индивидуальных потребностей в индивидуальном, нравственном и физическом совершенствовании; повышение в обществе авторитета и престижа военной службы; сохранение и приумножение патриотических традиций; формирование у молодежи готовности и практических способностей к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества [6].

Так, по мнению Б.Л. Белякова, И.С. Дробота и С.А. Федосеева, все особенности военного образования в войсках ориентированы на достижение единственной цели - подготовки высокопрофессиональных офицерских кадров, способных решать военно-технические задачи как в повседневной жизни, так и в боевой обстановке. Именно военно-технические, ибо разделить их в современных насыщенных техникой войсках практически невозможно. С этим связано и наличие мощной военно-профессиональной составляющей в подготовке курсантов и слушателей [3].

Практика системы образования показывает, что ключ к решению задачи подготовки офицерских кадров для всех элементов ее структуры в условиях общих для образовательного пространства страны - в эффективной работе системы формирования профессионально важных навыков для обучаемых, составляющих основу личности будущего офицера. Они позволяют успешно освоить образовательную программу, выработать правильные представления о воинском укладе жизни и сформировать у курсантов (слушателей) необходимые профессиональные качества. Обозначенные навыки - это способность в процессе повседневной деятельности решать частные задачи без

специального направленного на них внимания в полной мере самостоятельно. Они включают в себя особую упорядоченную организацию ума и текущей работы (штабную и научную культуру), ответственность, высокую исполнительность, навыки в анализе, проведении занятий, в руководстве подчиненными, работе с людьми.

В технологии профессионально ориентированного обучения В.А. Грачев рассматривает специфику личности офицера. Факторы формирования офицерских качеств обеспечиваются всей образцовой воинской средой и представляют собой цельную, сложившуюся с годами, систему. Помимо многолетнего опыта, ее существование обусловлено и аксиоматичным в психолого-педагогической науке положением о том, что максимальное влияние на формирование личности оказывает ближайшая микросреда: семья, коллектив, круг общения, значимые люди. Очевидно, что личность офицера обладает рядом специфических черт, формирование которых в решающей степени зависит именно от среды, т.е. от организации повседневной жизнедеятельности, воинского уклада, освоения специфики взаимодействия и взаимоотношений между военнослужащими, традиций. Фундамент привития офицерских качеств в полной мере закладывается в суворовских и кадетских училищах [7].

Воинскую среду как и уникальную систему воспитания и обучения невозможно воспроизвести в школе, семье или гражданском вузе. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных приемов, педагогических средств, форм и методов обучения, воспитания, элементов жизнеустройства (в том числе выполнение всех элементов распорядка дня: от подъема до отбоя, совместное проживание в казарме, занятия на плацу, несение службы в нарядах, полевые выходы и стажировка в войсках), которые позволяют в конечном итоге подготовить командира-единоначальника, руководителя и воспитателя.

ВНГ РФ, совершенствуя систему образования, закладывают тесные связи между вузами и суворовскими/кадетскими военными училищами, прежде всего в вопросах образовательной деятельности, взаимной согласованности реализуемых учебных планов и программ, военно-профессиональной ориентации и воспитания. Идет творческое взаимодействие представителей педагогических коллективов, воспитательных структур, органов управления образованием вузов войск национальной гвардии и суворовских и кадетских училищ. Плоды этой работы видны уже сегодня. Преобладающая часть суворовцев и кадетов показывают хорошие результаты (по сравнению со сверстниками в обычных школах) в освоении точных дисциплин, необходимых для поступления в военный вуз и выражает желание дальнейшего прохождения воинской службы.

Органами управления проводится конструирование содержания образования, что обусловлено катастрофическим ростом количества информации для обучаемых, будь то суворовцы, слушатели или курсанты. Содержание образования требует жесткого редактирования, устранения устаревших знаний и методов. И самое главное - необходимо вооружить

учащихся фундаментальными знаниями основных законов развития общества и науки, в том числе военной, которые являются основой, на которой можно строить любое дальнейшее, непрерывно изменяющееся, знание. Следовательно, первейшей задачей является реализация принципа преемственности военного образования по профилю подготовки. Первые шаги в этом направлении сделаны. В учебных планах профильных военных вузов, суворовских и кадетских училищ г. Перми за счет вариативной части увеличено количество часов по математике и информатике, в старших классах суворовских и кадетских училищах введены курсы «Моделирование в решении геометрических задач», «Физический эксперимент», «Прикладная физика». Создано научное сообщество суворовцев, кадетов, организовано его взаимодействие с научными организациями и вузами региона и ведомств.

Г.В. Ососков, анализируя опыт РВСН в решении задач по подготовке будущих абитуриентов в профильный институт на базе Суворовского училища РВСН г. Перми, фиксирует первые результаты (пока достаточно скромные), конечно, учитывая запаздывание сложных образовательных систем (вуз, СиКВУ). Но уже сегодня Пермское суворовское училище опережает большинство образовательных организаций региона в естественно-научных олимпиадах и конкурсах, очень достойно выглядит среди родственных училищ и кадетских корпусов страны. Будущее нашей страны именно за ними -молодыми, воспитанными в духе патриотизма, военными профессионалами, выращенными в строгой и упорядоченной системе образования людьми [1, 2].

В свете развития системы военной специальной подготовки мы делаем вывод о необходимости дальнейшего развития и кооперации образовательных организаций, что несомненно приводит к положительным результатам уже сейчас, когда выпускники суворовских и кадетских военных училищ, специализированных классов «Юный гвардеец» переступят порог военных образовательных учреждений профессионального образования по подготовке специалистов.

Список литературы

1. Беляков Б.Л., Нестеров В.В. Сборник статей итоговой конференции / под общ. ред. Г.В. Ососкова. - М.: ВА РВСН, 2016. - 342 с.

2. Беляков Б.Л., Деркачев А.О., Ососков Г.В. Философско-политологические и исторические аспекты военного управления: учеб. Кн. 1. Философские и политологические аспекты военного управления / под общ. ред. Г.В. Ососкова. - М.: ВА РВСН, 2015. - 584 с.

3. Беляков Б.Л., Дробот И.С., Федосеев С.А. Методология и методика научно-исследовательской деятельности или основы научной организации труда и профессионализации в Военной академии РВСН: моногр. - М.: ВА РВСН, 2014. - 267 с.

4. Военная акмеология и кибернетика: учеб. пособие / под общ. ред. заслуж. деятеля науки РФ, проф. В.Г. Михайловского. - Балашиха, 2017. - 394 с.

5. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://mil.ru/index.htm

6. Официальный сайт Пермского военного института войск национальной гвардии РФ (ПВИ ВНГ РФ) [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--b1aads0ai.xn--p1ai/

7. Технологии профессионально ориентированного обучения: учеб. пособие / В.А. Пестов, А.А. Фасоля, В.А. Грачев, Е.В. Смирнов. - М.: ВА РВСН, 2013. - 412 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.