Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЭТАПОВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЭТАПОВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военное образование / преемственность / образование / military education / continuity / trainee

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнутов Андрей Дмитриевич

Военно-профессиональное образование – это совокупность систематизированных знаний по фундаментальным и специальным военным наукам и навыков, необходимых военнослужащим для практической деятельности. Его появление и развитие связано с военной наукой и военным искусством. Необходимость подготовки военных кадров способствовала созданию специализированных военно-учебных заведений и становлению военно-профессионального образования как самостоятельной отрасли специального образования. В дальнейшем, с развитием теории и практики военного дела, появилась необходимость в различных этапах военно-профессионального образования, а также подготовке военных специалистов по узким специальностям военных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гнутов Андрей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF STAGES OF THE MODERN SYSTEM MILITARY PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA

Military professional education is a set of systematized knowledge on fundamental and special military Sciences and skills necessary for military personnel to practice. Its emergence and development is associated with military science and military art. The need to train military personnel contributed to the creation of specialized military educational institutions and the formation of military vocational education as an independent branch of special education. In the future, with the development of the theory and practice of military Affairs, there was a need for various stages of military professional education, as well as the training of military specialists in narrow specialties of military knowledge.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЭТАПОВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 378.635.5

DOI: 10.24411/2308-7218-2019-10225

Гнутов Андрей Дмитриевич

адъюнкт

ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Пермь, Россия 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1, (342) 270-39-01 e-mail: ADGnutov@mail. ru

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЭТАПОВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Andrey D. Gnutov

Associate

Federal State Military Educational Institution of Higher Education «Perm Military Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation» 1, Gremyachy Log, Perm, Russia, 614112, e-mail: ADGnutov@mail.ru

CONTINUITY OF STAGES OF THE MODERN SYSTEM MILITARY PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA

Аннотация. Военно-профессиональное образование - это совокупность систематизированных знаний по фундаментальным и специальным военным наукам и навыков, необходимых военнослужащим для практической деятельности. Его появление и развитие связано с военной наукой и военным искусством. Необходимость подготовки военных кадров способствовала созданию специализированных военно-учебных заведений и становлению военно-профессионального образования как самостоятельной отрасли специального образования. В дальнейшем, с развитием теории и практики военного дела, появилась необходимость в различных этапах военно-профессионального образования, а также подготовке военных специалистов по узким специальностям военных знаний.

Ключевые слова: военное образование, преемственность, образование.

Abstract. Military professional education is a set of systematized knowledge on fundamental and special military Sciences and skills necessary for military personnel to practice. Its emergence and development is associated with military science and military art. The need to train military personnel contributed to the creation of specialized military educational institutions and the formation of military

© Гнутов А.Д., 2019

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

vocational education as an independent branch of special education. In the future, with the development of the theory and practice of military Affairs, there was a need for various stages of military professional education, as well as the training of military specialists in narrow specialties of military knowledge.

Key words: military education, continuity, trainee.

В современных экономических и политических условиях реформирования войск национальной гвардии Российской Федерации (далее -ВНГ РФ) возрастает роль офицера как военного профессионала. Проанализировав ошибки, допущенные в подготовке военных кадров (отказ от традиций советской высшей школы, сокращение государственных и прежде всего военно-учебных заведений, копирование западных образовательных стандартов), необходимо заложить в качестве фундамента образовательного процесса научную основу и системный подход. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается логичная и работоспособная система военного образования, состоящая из различного уровня организаций и реализующая федеральные государственные образовательные стандарты и квалификационные требования к выпускникам.

Вместе с тем выпускники военных высших учебных заведений сталкиваются с трудностями, обусловленными рядом объективных причин:

- претерпела изменение военная доктрина и политика государства в отношении силовых структур, которые должны быть немногочисленны, мобильны, иметь новейшие вооружение и технику;

- для решения вопросов эксплуатации, ремонта и модернизации вооружения, военной техники и военных объектов привлекаются как военные, так и гражданские специалисты, ранее не работавшие вместе;

- являясь выпускниками различных систем профессионального образования, военные специалисты не всегда готовы работать с гражданскими специалистами.

Исходя из этого возникает потребность в совершенствовании существующей системы военно-профессиональной подготовки.

Военное образование в Российской Федерации представляет собой систему, состоящую из следующих образовательных этапов:

- начальный этап довузовской подготовки - кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища;

- второй этап (основной) военно-специальной подготовки - военные училища, институты, университеты, академии;

- третий этап - завершающий, осуществляется на курсах повышения квалификации, в военных академиях, адъюнктурах, аспирантурах, докторантурах.

Военно-профессиональное образование - совокупность систематизированных знаний по фундаментальным и специальным военным наукам и навыков, необходимых военнослужащим для практической деятельности. Его появление и развитие связано с военной наукой и военным искусством. Необходимость

подготовки военных кадров способствовало созданию специализированных военно-учебных заведений и становлению военно-профессионального образования как самостоятельной отрасли профессионального образования. В дальнейшем, с развитием теории и практики военного дела, появилась необходимость в различных этапах военно-профессионального образования, а также в подготовке военных специалистов по узким специальностям военных знаний.

Система военно-профессионального образования регламентирована нормативными актами (требованиями ГОС, квалификационными требованиями к выпускникам военных вузов, приказами министерств). Это вызвано необходимостью при организации обучения. По мнению К.В. Аксенова, система военного образования - это один из основных институтов, исторически сложившаяся государственная система военных образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах усвоения гражданами систематизированных военных знаний, необходимых различным категориям военнослужащих [1, с. 170].

Рассмотрим начальный этап довузовской подготовки воспитания и обучения, который заложил еще Петр I. Военные гимназии, а затем кадетские корпуса отлично зарекомендовали себя в подготовке детей и подростков к военной службе в императорской армии. Этот этап подготовки был восстановлен в СССР спустя время в виде суворовских и нахимовских училищ (срок обучения - 3 года). Сегодня мы видим тенденцию образования кадетских корпусов различных министерств и ведомств (срок обучения - 5-7 лет), а также новинку - кадетские классы, в которых проходят обучение дети (обучение с 5-7-го класса), желающие поступить в военные высшие учебные заведения.

Выпускники суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов и классов - потенциальные абитуриенты военных вузов. В процессе их обучения преподавательским составом и офицерами-воспитателями производится ранняя военно-профессиональная ориентация к службе в силовых структурах, дается представление о будущей профессии и трудностях обучения в военных вузах. Однако есть и «подводные камни»: не все выпускники могут сделать правильное решение в выборе военного вуза. Подобные проблемы решаются благодаря правильной организации психолого-педагогической работы с выпускниками.

Преемственность в системе «довузовская подготовка - вуз» имеет четкую цель и ожидаемый результат. Позволяет реализовать образовательную концепцию, результатом которой является высокий профессиональный уровень выпускника-офицера.

Второй этап (основной) военно-специальной подготовки, обеспечивающий практическую деятельность выпускника на первичных офицерских должностях, осуществляется в военных училищах, институтах, университетах, академиях; в объеме бакалавр (срок обучения - 4 года), специалист (срок обучения - 5 лет). В процессе обучения происходит поэтапный динамический процесс вхождения курсанта в профессию военного и усвоения специфики его деятельности. По мнению С.Б. Пашкина и В.В. Семикина, этот процесс состоит из нескольких циклов:

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

1) предварительный (профессиональная ориентация и отбор);

2) адаптационный;

3) этап принятия курсантом норм и требований военно-профессиональной деятельности;

4) творческий, включающий самореализацию личностных военно-профессиональных целей как в стенах вуза, так и за его пределами;

5) дополнительный, ставящий задачу последипломного образования офицеров, переподготовки и повышения квалификации [2, с. 41].

От того, как подготовлен курсант на начальном этапе, зависит его дальнейшее обучение, поскольку обучение начинается с общеобразовательных дисциплин. На занятиях дается материал, который без хороших базовых знаний не усваивается курсантами. Статистика показывает, что отчисление 70 % курсантов приходится на первый год обучения и происходит по причине неуспеваемости.

Третий этап - завершающий, осуществляется на курсах повышения квалификации (срок обучения - до 1 года), в военных академиях (срок обучения -2 года), адъюнктурах, аспирантурах, докторантурах (срок обучения - 3 года). Как в аспирантуру, так и в адъюнктуру принимаются лица только с высшим профессиональным образованием, которое должно быть подтверждено дипломом специалиста или дипломом магистра. Поступившие в адъюнктуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук являются адъюнктами. Адъюнкт за время обучения в адъюнктуре обязан: выполнить индивидуальный план; сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине; завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для того, чтобы получить соответствующее заключение. Индивидуальный план каждого адъюнкта и тема диссертации утверждаются руководителем вуза. Для контроля выполнения адъюнктом утвержденного индивидуального плана руководитель вуза из числа докторов наук или профессоров назначает научного руководителя. По мнению Г.И. Семенкова, в настоящее время перед адъюнктом в процессе обучения ставятся две задачи: защитить диссертацию в срок подготовки и получить квалификацию преподавателя. Реальное решение двух задач (пусть и близких по содержанию) за короткий период времени посильно личностям, имеющим сложившуюся научно-педагогическую направленность и высокий начальный потенциал при безусловном строгом соблюдении ряда условий [3, с. 48].

Достоинством современной системы военно-профессионального образования является непрерывающаяся связь между этапами в историческом развитии теории и практики, базирующейся на сохранении традиций и положительного опыта, на их постоянном качественном обновлении с учетом изменений, происходящих в жизни государства и общества, и нового содержания образовательных потребностей.

Рассмотрев все этапы военно-профессионального образования, можно сделать вывод, что наиболее трудоемкими из них являются начальный и основной. От них зависит функционирование всей системы образования (довузовский этап - вуз - адъюнктура).

Можно утверждать, что преемственность в системе военного профессионального образования реализуется.

Вместе с тем с учетом современных профессиональных требований к выпускникам военных вузов существующий образовательный процесс требует определенных корректив.

Так, содержательная сторона военного образования не в полной мере соответствует требованиям преемственности, поскольку происходит накопление знаний, а не формирование профессиональных компетентностей будущих офицеров.

Особое внимание необходимо уделять формированию мыслительных способностей у обучающихся, которые непосредственно основываются на системе логических и психологических знаний о структуре мышления. Эти способности позволят им сформировать представление о научной картине мира и умение оперировать своими знаниями и навыками с целью получения новых знаний.

В целях совершенствования учебного процесса будущего офицера необходимо сосредоточиться на таком аспекте, как изменение социальной роли обучающегося и методов работы с ними. Также не стоит забывать, что личностные характеристики обучающихся, а также профессиональные компетенции играют направляющую роль в организации учебного процесса. Личность будущего офицера с определенным набором профессиональных и психологических характеристик, определяемых современными запросами общества и государства, являются результатом всей системы военного образования.

Список литературы

1. Аксенов К.В. Понятие военно-профессиональная подготовка, ее сущность и содержание // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 4 (2).

2. Пашкин С.Б., Семикин В.В. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности в военном вузе - основа развития психолого-педагогической культуры будущего профессионала // Военный инженер. -2016. - № 1 (1).

3. Семенков Г.И. Совершенствование подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре военного технического вуза: дис. ... канд. пед. наук. -СПб., 1999. - 291 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.