Научная статья на тему 'Особенности работы по профессиональной ориентации с воспитанниками суворовских военных училищ системы МВД России'

Особенности работы по профессиональной ориентации с воспитанниками суворовских военных училищ системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВОРОВСКИЕ ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА МВД РОССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СЛУЖБА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SUVOROV MILITARY SCHOOLS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / VOCATIONAL ORIENTATION / SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смородина Виктория Анатольевна

В статье идет речь о важности работы по профессиональной ориентации на службу в органы внутренних дел в суворовских военных училищах МВД России, и об особенностях психологического сопровождения этой работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смородина Виктория Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Work on Professional Orientation with Trainers of the Suvorovsk Military Schools of the System of the Mia OF Russia

The article deals with the importance of work on vocational guidance for serving in internal affairs bodies in the Suvorov military schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and about the features of the psychological support of this work.

Текст научной работы на тему «Особенности работы по профессиональной ориентации с воспитанниками суворовских военных училищ системы МВД России»

УДК 37.013.32; ББК..74.48

@ B.A. СМОРОДИНА. 2019

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ С ВОСПИТАННИКАМИ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

FEATURES OF WORK ON PROFESSIONAL ORIENTATION WITH TRAINERS OF THE SUVOROVSK MILITARY SCHOOLS OF THE SYSTEM OF THE MIA OF RUSSIA

ВИКТОРИЯ АНАТОЛЬЕВНА СМОРОДИНА,

заместитель начальника Санкт-Петербургского суворовского военного училища МВД России (по учебной работе) — начальник отдела (учебный отдел), кандидат юридических наук, полковник внутренней службы Email: [email protected]

VICTORIA ANATOLYEVNA SMORODINA,

Deputy Head of the St. Petersburg Suvorov Military School of the Ministry of Internal Affairs of Russia (for academic work) — Head of Department (Training Department), PhD in Law, colonel of internal service Email: [email protected]

Научная специальность: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования Для цитирования: В.А. СМОРОДИНА. Особенности работы по профессиональной ориентации с воспитанниками Суворовских военных училищ СИСТЕМЫ МВД России. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2/2019. С. 60—62.

Аннотация. В статье идет речь о важности работы по профессиональной ориентации на службу в органы внутренних дел в суворовских военных училищах МВД России, и об особенностях психологического сопровождения этой работы

Ключевые слова: суворовские военные училища МВД России, профессиональная ориентация, служба в органах внутренних дел, психологическое сопровождение

Annotation. The article deals with the importance of work on vocational guidance for serving in internal affairs bodies in the Suvorov military schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and about the features of the psychological support of this work.

Key words: Suvorov military schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia, vocational orientation, service in the internal affairs bodies, psychological support

Суворовские военные училища МВД России входят в систему подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации [1]. Основной целью деятельности училищ является подготовка обучающихся к службе в органах внутренних дел и поступлению на обучение в образовательные организации МВД России. Количество выпускников, поступивших в образовательные организации высшего образования системы МВД России, является одним из основных показателей дея-

тельности суворовских военных училищ системы МВД России.

На определенном этапе перед каждым школьником встает вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути. Во многих больших городах сотрудники ВУЗов буквально соревнуются друг с другом за выпускников, обеспечивая своим образовательным организациям необходимое количество абитуриентов и конкурс при поступлении. В этих условиях работа по профессиональной ориентации

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

на поступление в образовательные организации МВД России является достаточно сложной. Зачастую подростки хотят подражать героям, которых видят в сотрудниках спецподразделений — ОМОНа, СОБРа, однако на сегодняшний день эти подразделения относятся к Росгвардии. Большую конкуренцию в этой работе составляют такие силовые структуры, как: ФСБ России, ФСО России, Минобороны России.

Поступая в суворовские военные училища МВД России, подростки-выпускники 8-х классов скорее следуют советам родителей, реализуют свои желания быть мужественными, сильными, смелыми и т.д., чем делают осознанный самостоятельный выбор. К сожалению, многие родители (те, кто не имеет отношения к правоохранительным структурам) тоже плохо представляют дальнейшее будущее своих детей как сотрудников ОВД.

Учитывая важность и сложность этой деятельности, в Санкт-Петербургском СВУ МВД России была разработана программа работы по профессиональной ориентации суворовцев.

Программа представляет собой систему поэтапной организации мероприятий по проф-ориентационной работе, по единому замыслу, под единым руководством на протяжении всего периода обучения суворовцев в училище:

• на этапе профессионально-психологического отбора подростков на поступление в училище;

• на 1 курсе — в процессе адаптации суворовцев к условиям учебной деятельности и подготовки к профессиональному самоопределению;

• на 2 курсе — на этапе развития профессионально-значимых качеств личности и подготовки к профессиональному самоопределению;

• на 3 курсе на этапе профессионального самоопределения и подготовки выпускников к поступлению в образовательные организации высшего образования МВД России.

Программа включает профориентацион-ные мероприятия в процессе учебной деятельности и воспитательной работы, психолого-педагогическое сопровождение и работу с родителями. Особо хочется выделить такое

важное направление, как психолого-педагогическое сопровождение профориентацион-ной работы.

Основной задачей психологического сопровождения системы профориентационной работы является постепенное формирование у обучающегося внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив [2].

При поступлении в училище кандидаты на поступление проходят психологическое обследование, в рамках которого определяются противопоказания к обучению, прогноз обучения, формулируются рекомендации для поступления в училище.

На первом курсе психологическая составляющая работы по профессиональной ориентации должна быть направлена на:

• изучение индивидуально-психологических качеств личности суворовцев, выявление способностей, склонностей и особенностей личности в процессе служебной и учебной деятельности.

• профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии в системе органов внутренних дел.

• оказание индивидуальной помощи в выборе специальности для дальнейшего поступления на обучение с учетом призвания и способностей, особенностей службы в конкретном подразделении.

На втором курсе направлениями психологического сопровождения профориентацион-ной работы должны быть:

• наблюдение за развитием индивидуально-психологических качеств личности суворовцев в процессе служебной и учебной деятельности;

• мониторинг мотивации суворовцев на выбор профессии сотрудника ОВД и продолжение обучения в образовательные организации высшего образования МВД России;

• индивидуальное профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии в системе ОВД, выбора образовательной организации высшего образования МВД России и факультета для продолжения обучения.

№ 2/2019

61

На третьем курсе целесообразны следующие направления работы:

• мониторинг мотивации суворовцев на выбор профессии сотрудника ОВД и продолжение обучения в образовательных организациях высшего образования МВД России;

• оказание индивидуальной помощи в выборе специальности для дальнейшего поступления на обучение с учетом призвания и способностей, особенностей службы в конкретном подразделении ОВД;

• тестирование на соответствие суворовцев профессиограмме кандидатов для поступления на тот или иной факультет образовательной организации, то или иное направление подготовки.

• корректировка индивидуальной образовательной траектории для обучения на 3 курсе и по окончании СПб СВУ МВД России.

• прохождение психологического обследования для поступления в образовательные организации высшего образования МВД России.

Такая работа была бы очень важна и полезна в плане профессионального самоопределения суворовцев, помогла бы избежать многих ошибок в выборе факультета и ВУЗа для дальнейшего обучения.

Кроме того, находящиеся в сложном подростковом возрасте суворовцы склонны к неадекватной оценке себя, своих способностей и личностных качеств. Поэтому даже для достаточно успешных подростков, а особенно для тех, кто испытывает определенные трудности в учебе и общении, очень важна психологическая поддержка и мотивация на дальнейшее обучение.

Также важным направлением представляется работа психолога с родителями: зачастую они неверно оценивают способности и стремления своих детей, способствуют развитию в них или комплексов, или излишней самоуверенности.

Здесь была бы очень уместна помощь специализированных кафедр образовательных организаций МВД России. Полагаем, что необходимо разработать серию тестов, включающих углубленную комплексную диагностику, на основе которой разработать компьютерную программу тестирования суворовцев для определения индивидуальных склонностей и способностей.

Также целесообразно разработать материалы для тестирования суворовцев-выпускников на предмет соответствия профессио-грамме кандидатов для поступления на тот или иной факультет, направление подготовки образовательной организации МВД России.

В результате реализации Программы планируется достижение следующих результатов:

• увеличение количества кандидатов на обучение в училище;

• формирование у суворовцев активно-положительного отношения к профессии сотрудника ОВД и к себе как к будущему сотруднику ОВД и утверждение тем самым личностной позиции в ситуации выбора профессии;

• повышение доли выпускников училища, поступивших в образовательные организации высшего образования МВД России (приближение к 100%);

• формирование и развитие у суворовцев профессионально-важных качеств будущих сотрудников ОВД;

• формирование позитивного образа суворовца МВД России как будущего сотрудника органов внутренних дел.

Список литературы

1. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЭ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018).

2. Халилова С.А. Программа психологического сопровождения профориентационной работы в школе: Сайт инфоурок [Электронный ресурс] // https://infourok.ru/programma-psihologicheskoe-sop-шvozMeme-proforientationnoy-raboti-v-shkole (дата обращения 27.03.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.