УДК 371.487 © А. Ф. Поляков, 2018 DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14002
Осуществление ранней профессиональной ориентации на службу в органы внутренних дел на этапе комплектования переменного состава в суворовских военных училищах МВД России
Поляков Алексей Филиппович 1 2,
начальник училища, адъюнкт. E-mail: [email protected]
1 Астраханское суворовское военное училище МВД России, Астрахань, 414024, Россия 2 Академия управления МВД России, Москва, 125171, Россия
Аннотация. Суворовские военные училища в системе МВД России являются субъектами организации профессионально-ориентационной работы и ведут целевую подготовку обучающихся к службе в органах внутренних дел. Профессиональная ориентация обучающихся проходит в рамках реализации программных образовательных компонентов, а также в процессе комплектования образовательной организации. Ранняя профессиональная ориентация на службу в органы внутренних дел характеризуется особыми условиями осуществления и специальными объектами воздействия. Проблемы ранней профессиональной ориентации выявлены в результате сравнительного анализа деятельности суворовских военных училищ МВД России за 2016-2017 гг. В статье рассматриваются особенности ранней профессиональной ориентации как инструмента перспективного профессионального отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел. Акцентируется внимание на необходимости проведения системной работы по популяризации полицейских специальностей и пропаганде службы в органах внутренних дел как условии повышения количественных и качественных показателей отбора кандидатов на обучение в суворовских военных училищах МВД России. Предлагаемые решения апробированы в Астраханском суворовском военном училище МВД России и ориентируют на улучшение качественных показателей служебной деятельности по комплектованию переменным составом.
Ключевые слова: суворовцы; ранняя профессиональная ориентация; комплектование; образование; подготовка кадров; совершенствование; отбор.
Для цитирования: Поляков А. Ф. Осуществление ранней профессиональной ориентации на службу в органы внутренних дел на этапе комплектования переменного состава в суворовских военных училищах МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75). С. 11-16. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14002
Основные положения
1. Анализ нормативных правовых документов наглядно демонстрирует отсутствие системы информационной пропагандистской работы, направленной на качественную профессиональную агитацию.
2. Проблемы комплектования ведомственных организаций среднего общего и высшего образования нуждаются в незамедлительном решении путем обновления системы профессионального просвещения, агитации и популяризации службы в ОВД.
Введение. Закрепленная законом форма подготовки обучающихся общеобразовательных организаций к военной или иной государственной службе 1 нашла практическое воплощение в системе суворовских военных училищ МВД России (далее — СВУ МВД России). Обучение в указанных учебных заведениях основано на реализации программных образовательных компонентов, ориентирующих воспитанников на дальнейшую службу в органах внутренних дел (далее — ОВД).
Реализация образовательных программ в СВУ МВД России напрямую связана с содержанием учебного плана и в целом определена предметно-временными критериями. Вместе с тем профессионально-ориентационная работа, на наш взгляд, выходит за рамки данных критериев, так как начинается уже на этапе отбора кадров и комплектования переменного состава СВУ МВД России.
Исследованием проблем ранней профессиональной ориентации на службу в органы внутренних дел занимались М. А. Ермак [1], А. Ф. Караваев [2], С. А. Козырев [3], И. О. Котенев [4], И. Н. Носс [5], Г. П. Толоконников [6], Е. В. Шеховцова [7].
Целью работы является повышение качественных и количественных показателей отбора кандидатов на обучение в образовательные организации системы МВД России путем популяризации полицейских специальностей и пропаганды службы в ОВД.
Анализ результатов набора в суворовские училища. В соответствии с приказом МВД России от 19 декабря 2016 г. № 854 2 одним из показателей эффективности деятельности ведомственных общеобразовательных организаций служат результаты приема на обучение. Анализ результатов приема в 2017 г. показывает, что по итогам сдачи экзаменов окончательный конкурс состоялся лишь в половине СВУ МВД России: в Елабужском, Санкт-Петербургском и Читинском училищах (табл.). Это наглядно демонстрирует низкий уровень учебной подготовки направленных кандидатов. Такое состояние дел не позволяет эффективно решать задачи по качественному отбору способных юношей.
Сложившаяся ситуация характерна не только для СВУ МВД России, но и для многих организаций высшего профессионального образования системы МВД России.
1 Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ст. 86) // Рос. газета. 2012. 31 дек.
2 Об утверждении Инструкции о проведении мониторинга федеральных государственных образовательных организаций со специальным названием «суворовское военное училище» и «кадетский корпус», находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 19 декабря 2016 г. № 854. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Таблица. Результаты комплектования суворовских военных училищ переменным составом в 2017 г. (Table. Results of Resourcing Varying Personnel at the Suvorov Military Schools in 2017)
Показатели вступительной кампании Астраханское СВУ Грозненское СВУ Елабужское СВУ Новочеркасское СВУ Санкт-Петербургское СВУ Читинское СВУ
План набора, чел. 50 50 50 75 52 50
Поступило учебных дел, шт. 100 123 107 154 152 136
Не прибыли, чел. 3 0 0 0 4 0
Не прошли клинико-лаборатор-ное обследованиие, чел. 0 0 0 0 0 0
Не прошли медицинское освидетельствование, чел. 1 0 0 0 2 0
Не имеют психологической готовности, чел. 0 0 2 10 0 4
Отказались до начала вступительных испытаний, чел. 6 0 5 2 0 9
Допущено до вступительных испытаний, чел. 90 123 100 142 146 123
Выдержали вступительные испытания, чел. 50 50 55 75 55 55
Зачислено на обучение, чел. 50 50 50 75 52 50
Не прошли по конкурсу, чел. 0 0 5 0 3 5
Негативные тенденции в современном развитии проф-ориентационной работы, а также факты сбоя в системе комплектования ведомственных образовательных организаций нашли отражение в письме ДГСК МВД России от 19 октября 2017 г. № 21/10/11668 3. В соответствии с приказом МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 4 органы, организации, подразделения министерства обязаны направить в образовательные организации к 15 июня не менее двух материалов изучения данных о кандидатах на обучение (учебных дел) на одно приемное место. К 1 июня 2017 г. из органов, организаций, подразделений ведомства на 4695 приемных мест по очной форме обучения поступило всего 3137 материалов, или коэффициент учебных дел на одно приемное место составил 0,67. В связи с этим ДГСК МВД России было направлено указание руководителям органов, организаций, подразделений от 6 июня 2017 г. № 21/10/6397 о принятии неотложных мер по завершению оформления учебных дел и обеспечению их своевременного направления в образовательные организации. Несмотря на проделанную работу, к 15 июня 2017 г. в образовательные организации поступило 9599 сформированных учебных дел, что составило 1,9 материала на одно приемное место. Даже в условиях так называемого «ручного управления» требование данного приказа о направлении в ведомственные образовательные организации не менее двух материалов (учебных дел) не выполнили более половины органов, организаций, подразделений ведомства, перечисленных в Плане комплектования.
Проводя анализ ведомственного отбора кандидатов на обучение, необходимо отметить, что нарушение установленных количественных показателей неизбежно приводит к снижению его качества. Территориальными органами в 2017 г. направлено на обучение по очной форме 1815 кандидатов на обучение, что составило 26% от общего количества кандидатов, относящихся к категории профессиональной пригодности «условно рекомендован». Наибольшее количество таких кандидатов направили ГУ МВД России по г. Москве (325 человек из 652 (49,8%)), ГУ МВД России по Нижегородской области (79 из 170 (46,5%)), УМВД России по Приморскому краю (53 из 245 (43,7%)), ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (107 человек из 283 (37,8)). Ввиду неспособности территориальных органов, комплектующих ведомственные образовательные организации, провести качественный отбор в 2017 г., даже с учетом перераспределения приемных мест, в пяти ведомственных образовательных организациях неукомплектованными остались 85 приемных мест по очной форме обучения. Таким образом, налицо необходимость изменений в системе профессиональной ориентации на службу в ОВД, в первую очередь в части, касающейся популяризации профессии, разъяснительной работы с молодежью.
Управленческое решение руководства ДГСК МВД России о «прямом наборе» 5, принятое впервые в отношении кандидатов на учебу в суворовские училища в 2016 г., надо понимать как своевременную реакцию на
3 О направлении Обзора результатов комплектования образовательных организаций МВД России в 2017 году : письмо ДГСК МВД России от 19 октября 2017 г. № 21/10/11668.
4 Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 План комплектования образовательных организаций системы МВД России на 2017 год по общеобразовательным программам : утв. распоряжением МВД России от 20 февраля 2017 г. № 1/1986.
наметившуюся негативную тенденцию. Его надо принимать как фактор, который позволит приемной комиссии училища при правильной организации ее работы создать систему качественного отбора юношей, способных и желающих получать образование в ведомственных образовательных организациях. Содержание системы «прямого набора» заключается, во-первых, в предоставленной возможности гражданам из разных регионов России независимо от кадровых сотрудников территориальных органов реализовать свое право на получение образования; во-вторых, в появившейся возможности для СВУ самостоятельно организовать изучение и отбор наиболее перспективных кандидатов для участия в конкурсных испытаниях.
Анализ нормативных правовых документов наглядно демонстрирует отсутствие системы информационной пропагандистской работы, направленной на качественную профессиональную агитацию. Предпринимаемые проф-ориентационные усилия важны для привлечения молодежи на службу в ОВД, но их недостаточно для формирования у молодых людей целостного образа о системе МВД России и ее подразделениях в целях осуществления проф-ориентационного выбора [8, с. 175].
Сходство проблем комплектования ведомственных организаций среднего общего и высшего образования доказывает необходимость их незамедлительного решения путем обновления системы профессионального просвещения, агитации и популяризации службы в ОВД. Для этого требуется срочно решать управленческие и организационно-кадровые задачи, связанные с конструированием механизма реализации, планированием и осуществлением функций по взаимодействию с гражданами, заинтересованными в подготовке к службе в ОВД, и организациями, в чьи компетенции входит решение вопросов ранней профессиональной ориентации.
Задачи образовательных организаций МВД России, осуществляющих непрерывное образование сотрудников ОВД, состоят не только в выявлении ценностных оснований обучения, но и в создании действенного механизма их реализации [9, с. 117].
На современном этапе доминирующими направлениями российской государственной политики в сфере образования выступают личностно-ориентированная и компетентностная концепции [10, с. 15].
Система нравственного воспитания в образовательных организациях МВД России ориентирована на формирование у обучающегося определенной совокупности нравственных качеств [11, с. 59]. Гражданственность и патриотизм как ценностные основания «полицейского» образования чрезвычайно важны, но недостаточны для формирования комплексной личностной модели сотрудника ОВД, профессионализм которого выступает
также ценностным основанием образования в образовательных организациях системы МВД России.
В суворовских военных училищах в обучающихся воспитывается патриотизм, который применительно к правоохранительной деятельности сотрудников МВД России заключается не только в любви к родному Отечеству, но и в готовности отдать здоровье и жизнь за защищаемые интересы Родины [12, с. 226]. Это предполагает наличие устойчивого понимания у обучающихся того, что поступление в СВУ МВД России — перспективный выбор профессии сотрудника ОВД.
Результаты исследования кандидатов на обучение в Астраханское суворовское военное училище МВД России. Опрос потенциальных кандидатов на обучение в Астраханское СВУ МВД России, проведенный в октябре 2017 г. показал, что значительное большинство респондентов обучение в СВУ рассматривают не как путь в профессию полицейского, а как средство саморазвития. Так, на вопрос: «Что, по Вашему мнению, в первую очередь может дать обучение в суворовском училище?» получены следующие ответы: «Повышение уровня дисциплинированности» — 49%; «Знания, хорошее образование» — 39; «Хорошую физическую подготовку» — 26; «Развитие положительных качеств характера (чувства долга, силы духа, мужества, смелости, уважения к старшим, терпения и др.)» — 10; «Самостоятельность» — 9; «Успешное будущее» — 6, «Военную подготовку» — 5%. В то же время ответы, наиболее связанные с дальнейшей службой в ОВД, составили наименьшую долю: «Стабильная, хорошая работа, профессия» — 5%; «Подготовка к службе в ОВД» — 5%; «Возможность поступить в высшие учебные заведения МВД» — 4%.
Такое утилитарное понимание юношами особенностей построения и направленности образовательной деятельности в СВУ препятствует достижению главных целей профессиональной ориентации — сознательного выбора направления обучения и подготовки к службе в ОВД.
Постановлением Правительства России от 6 декабря 2012 г. № 1259 6 утверждены Правила отбора на службу в ОВД. В соответствии с ними подписан приказ, которым утверждены Порядок формирования комиссий по профессиональному психологическому отбору, Типовое положение о соответствующих комиссиях, Методика проверки личных и деловых качеств граждан, поступающих на службу в ОВД, Критерии оценки результатов комплексного обследования и др. По аналогии с указанными нормативными правовыми актами и в целях реализации п. 77.1.3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности СВУ 7 в Астраханском суворовском военном училище утверждено Положение о порядке определения психологической готовности кандидатов к обучению в указанном училище.
6 Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 // Рос. газета. 2012. 12 дек.
7 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных организациях со специальным наименованием «суворовское военное училище», находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации : приказ МВД России от 15 июня 2015 г. № 682 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 42.
Недостатком при этом является отсутствие централизованно разработанных, рецензированных и утвержденных на соответствующем уровне методик и критериев для работы с несовершеннолетними. Вместе с тем комплектование — сложный процесс, который сопряжен с решением ряда проблем общего, регионального и местного масштаба [13, с. 36]. Одна из основных проблем — соотношение между высокими требованиями к потенциальным кандидатам на службу в ОВД и реальным состоянием кадровых ресурсов. В итоге значительная часть граждан, изъявивших желание поступать в СВУ МВД России, не проходят предварительного этапа отбора. «В отдельных регионах медицинская комиссия и профессиональный психологический отбор становятся непреодолимым препятствием для половины кандидатов. С учетом современных требований, как это не парадоксально, в отряд подготовки космонавтов попасть проще», — красноречиво заметил начальник ДГСК МВД России В. Л. Кубышко [14, с. 36].
Изложенные проблемы в совокупности с низким конкурсом, в том числе из-за завышенных требований к состоянию здоровья 8 кандидатов на обучение в СВУ (более половины кандидатов, отобранных училищем по «прямому набору» и направленных на прохождение военно-врачебной комиссии, не получили положительного заключения), привели к тому, что в 2016 г. в Астраханском СВУ МВД России из 139 кандидатов, прошедших психологическое обследование, ни один не получил заключения «рекомендуется в первую очередь» (высокий уровень психологической готовности); 97 кандидатов (70%) имели заключение «рекомендуется» (средний уровень); 39 кандидатов (28%) — «рекомендуется условно»; 3 кандидата (2%) — «не рекомендуется».
В 2017 г. результаты оказались еще хуже — 102 кандидата, прошедших психологическое обследование, получили следующие заключения о психологической готовности: «рекомендуется в первую очередь» (высокий уровень психологической готовности) — 0 кандидатов; «рекомендуется» (средний уровень) — 61 (60%); «рекомендуется условно» — 41 (40%); «не рекомендуется» — 0 кандидатов.
Таким образом, выявлены недостатки существующего порядка отбора кандидатов на обучение, а также традиционной модели взаимодействия субъектов комплектования и потенциальных кандидатов для поступления на учебу в СВУ:
1. Большое количество комплектующих СВУ органов проводят безынициативную профориентационную работу ненадлежащего качества.
2. Завышены медицинские требования к уровню физического здоровья юношей, желающих поступать в СВУ
3. Наблюдается низкий уровень осведомленности граждан, следствием чего являются иллюзии и неоправданные ожидания кандидатов и их законных представителей об уставных целях училищ и о порядке организации образовательной деятельности в них и, как результат, конфликт интересов.
4. Существуют противоречия между новым порядком государственной итоговой аттестацией, конкурентной способностью выпускников СВУ и старой системой отбора и комплектования переменным составом.
5. Отсутствуют современные формы и методы коммуникации взаимодействующих субъектов.
Заключение. В сложившихся обстоятельствах задачи комплектования, связанные с качественным отбором и соответствующие интересам результативной проф-ориентационной работы, на современном этапе развития ведомственного образования следует решать в двух направлениях.
Во-первых, в училищах необходимо создать структуру инициативного взаимодействия как с субъектами ведомственного комплектования СВУ, так и с региональными органами образования на разных уровнях, а также напрямую с гражданами. «Налаживание междисциплинарного и межведомственного взаимодействия в теории и практике профориентации — одна из наиболее важных и трудоемких задач. Она не может быть решена приказами. Только опыт совместной работы ученых и практиков, представителей заинтересованных министерств и ведомств может привести к желанной цели» [15, с. 86].
Во-вторых, в училищах надо разработать и поддерживать в актуальном состоянии систему конструктивной пропаганды деятельности СВУ
Эффективность этой работы напрямую зависит от широты спектра форм и методов, используемых в деятельности с учетом всех возможных каналов распространения информации.
1. Одним из направлений рассматриваемой работы выступают целевые информационно-пропагандистские акции (мероприятия), направленные на повышение престижа службы в ОВД. Особое внимание жителей и гостей города, в котором дислоцируется СВУ МВД России, необходимо привлекать путем проведения церемоний принятия суворовцами первого курса Торжественного обещания и выпуска воспитанников училища. Данные мероприятия следует организовывать на центральных площадях, на территориях историко-архитектурных комплексов и в других значимых местах с обязательным приглашением потенциальных кандидатов на обучение из числа школьников и их родителей. Зрелищные, театрализованные, информационно-познавательные представления в рамках проводимых ритуалов должны посвящаться знаменательным и памятным событиям из истории МВД России и государства.
8 О требованиях к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, перечнях дополнительных обязательных диагностических исследований, проводимых до начала медицинского освидетельствования, формах документации, необходимых для деятельности военно-врачебных комиссий, порядке проведения контрольного обследования и повторного освидетельствования и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов : приказ МВД России от 2 апреля 2018 г. № 190. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Такие символичные и общественно значимые мероприятия должны быть продолжением реализации системной программы, которая целенаправленно формирует привлекательный образ ведомственного образования. Разумное сочетание разнообразных средств и форм активной взаимной коммуникации — единственный путь найти заинтересованных в сотрудничестве граждан для решения обоюдных задач: удовлетворения потребности в получении уникального общего образования и эффективности деятельности педагогического коллектива. Открытость, демонстрация всей широты спектра направлений повседневной деятельности по социализации личности воспитанников училища и их учебных достижений должны быть предметом творческой работы администратора официального сайта и соответствующего контроля со стороны руководства СВУ. Цель этой работы состоит в формировании индивидуальной лояльности граждан, позитивного общественного мнения рационального и эмоционального характера.
2. Информирование юношей о деятельности СВУ необходимо проводить через региональные органы управления образованием на разных уровнях. Эффективно эту работу можно провести только при поддержке
и содействии органа управления образованием субъекта Российской Федерации по месту дислокации училища. Найти взаимопонимание региональных органов управления образованием на ведомственном уровне и решить общую задачу, связанную с ранней профессиональной ориентацией, в интересах школьников будет значительно реальнее и быстрее.
3. Необходимо организовать взаимодействие СВУ МВД России с другими ведомственными образовательными организациями в целях оказания помощи в проведении консультирования и агитации по вопросам, связанным со спецификой деятельности СВУ. Для этого надо привлечь курсантов ведомственных университетов, академий и институтов, в первую очередь из числа выпускников СВУ, желающих и способных качественно провести эти мероприятия в общеобразовательных организациях по месту дислокации. В связи с этим нужно подготовить и обеспечить их методическими рекомендациями, рекламными буклетами, презентациями и другими актуальными материалами. Для организации подобной работы в регионах, не представленных ведомственными образовательными организациями, необходимо планировать командирование сотрудников училища.
Список литературы
1. Ермак М. А. Историко-педагогический анализ развития системы обучения и воспитания кадетов в России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 2(54). С. 202-205.
2. Караваев А. Ф. Основы профессионального становления сотрудников органов внутренних дел : монография. Омск, 2004. 296 с.
3. Козырев С. А. Патриотическое воспитание в суворовских военных училищах войск НКВД (МВД) СССР (на основе архивных документов) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 4(72). С. 172-178.
4. Котенев И. О. Концептуальные основы развития ведомственного профессионального психологического отбора // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С. 117-121.
5. Носс И. Н. Акмеологическая концепция диагностики кадров государственной службы : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2007. 45 с.
6. Толоконников Г. П. Суворовцы и нахимовцы навсегда. М., 2013. 716 с.
7. Шеховцова Е. В. Формирование профессиональных установок будущих правоохранителей // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57). С. 8-11.
8. Митюрникова Л. А. Комплексная система профессиональной ориентации молодежи как социальный институт общества : монография. М., 2007. 163 с.
9. Васильев В. В., Майорова С. А., Вызулин Е. А. Ценностные основания построения непрерывного образования в образовательных организациях МВД России: постановка проблемы // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 4(39). С. 115-118.
10. Буряков С. К. Государственная политика и управление процессом модернизации российского образования : дис. ... канд. полит. наук. Астрахань, 2013. 180 с.
11. Эрдниев А. С. Построение системы нравственного воспитания в образовательных организациях МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 4(59). С. 59-62.
12. Вызулин Е. А., Мусина Н. И., Мухина Т. Г. Педагогические условия патриотического воспитания обучающихся в ведомственных общеобразовательных организациях МВД России // Формирование патриотизма у молодежи средствами социально-культурной деятельности: векторы исследовательских и практических перспектив : мат-лы междунар. электрон. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2016. С. 225-229.
13. Петров В. Е., Яковцов С. А. Профессионально-психологическая ориентация граждан Российской Федерации на службу в полицию. Домодедово, 2012. 40 с.
14. Кубышко В. Л. Бережное отношение к кадрам — важнейшее правило в работе с личным составом // Полиция России. Спецвыпуск. 2018. Февраль. С. 36.
15. Давыденко В. А. Педагогическая система ранней профессиональной ориентации молодежи на службу в органы внутренних дел : дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 186 с.
Поступила 29.04.2018
UDC 371.487
Early Professional Orientation for Service in Law Enforcement Agencies at the Stage of Resourcing the Varying Personnel at the Russian MIA Suvorov Military Schools
Alexey F. Polyakov 1i2, Chief of the School, Post-graduate student. E-mail: [email protected]
1 Astrakhan Suvorov Military School of the Russian Ministry of Internal Affairs. Astrakhan, 414024, Russia 2 the Academy of Management of the Russian Ministry of Internal Affairs. Moscow, 125171, Russia
Suvorov Military Schools of the Russian Ministry of Internal Affairs being subjects of organizing professional orientation work prepare the trainees for law enforcement service. Professional orientation of trainees is conducted in the process of teaching the curriculum elements and at the stage of resourcing the educational organization. Early professional orientation for law enforcement service is characterized by its specific conditions and special objects of influence. The problems of early professional orientation are revealed due to the comparative analysis of activity of Suvorov Military Schools of the Russian Ministry of Internal Affairs in 2016-2017. The focus is made on peculiarities of early professional orientation as a means of prospective professional selection of candidates for law enforcement. It is necessary to carry out systematic popularization of police profession and promotion of law enforcement service as conditions for increased quantitative and qualitative indicators of selection of candidates for training at the Russian MIA Suvorov Military Schools. The suggested solutions have been tested at Astrakhan Suvorov Military School of the Russian Ministry of Internal Affairs and lead to the improved qualitative level of resourcing the varying personnel.
Keywords: Suvorov School trainees; early professional orientation; resourcing; education; training personnel; improvement; selection.
Citation: Polyakov A. F. Early Professional Orientation for Service in Law Enforcement Agencies at the Stage of Resourcing the Varying Personnel at the Russian MIA Suvorov Military Schools. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 4(75). 2018. Pp. 11-16. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14002
References
1. Ermak M. A. History-Pedagogical Analysis of System of Cadets' Education and Upbringing in Russia. Bulletin of the St Petersburg University of the Russian MIA. No. 2(54) 2012. Pp. 202-205. (In Russ.)
2. Karavaev A. F. Basis for Professional Formation of Law Enforcement Officers. Omsk, 2014. 296 p. (In Russ.)
3. Kozyrev S. A. Patriotic Education at the USSR People's Commissariat for Internal Affairs (MIA) Suvorov Military Schools (on the basis of Archives). Bulletin of the St Petersburg University of the Russian MIA. No. 4(72). 2012. Pp. 172-178. (In Russ.)
4. Kotenev I. O. Conceptual Fundamentals of Developing Ministry Professional Psychological Selection. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 1(56). 2014. Pp. 117-121. (In Russ.)
5. Noss I. N. Acmeological Conception of Diagnostics of Public Service Personnel. Extended abstract of the Doctor of Sciences Dissertation (in Psychology). Moscow, 2007. 45 p. (In Russ.)
6. Tolokonnikov G. P. Suvorov School Cadets and Nakhimov Naval Cadets Forever. Moscow, 2013. 716 p. (In Russ.)
7. Shekhovtsova E. V. Formation of Future Law Enforcement Officers' Professional Attitudes. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 2(57). 2014. Pp. 8-11. (In Russ.)
8. Mityurnikova L. A. Complex System of Youth Professional Guidance as a Social Institute of Society. Moscow, 2007. 163 p. (In Russ.)
9. Vasilyev V. V., Mayorova S. A., Vyzulin E. A. Value Grounds for Building Life-Long Education at the Russian MIA Educational Organizations: Setting the Problem. Bulletin of the Volgograd Academy of the Russian MIA. No. 4(39). 2016. Pp. 115-118. (In Russ.)
10. Buryakov S. K. State Policy and Management of Modernization of Russian Education. Candidate of Sciences (in Politics) Dissertation. Astrakhan, 2013. 180 p. (In Russ.)
11. Erdniev A. S. Constructing the System of Moral Education at the Russian MIA Educational Organizations. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 4(59). 2014. Pp. 59-62. (In Russ.)
12. Vyzulin E. A., Musina N. I., Mukhina T. G. Pedagogical Conditions of Trainees' Patriotic Education at the Russian MIA General Education Organizations. Formation of Patriotism in Youth via Socially-Cultural Activity: Areas of Research and Practical Prospects. Materials of International Electronic Science-to-Practice Conference. Nizhny Novgorod, 2016. Pp. 225-229. (In Russ.)
13. Pertrov V. E., Yakovtsov S. A. The Russian Federation Citizens' Professional Psychological Orientation to Police Service. Domodedovo, 2012. 40 p. (In Russ.)
14. Kubyshko V. L. Considerate Attitude to the Personnel - an Essential Rule in Work with Human Resources. Russian Police. Special Issue. Febr. 2018. P. 36. (In Russ.)
15. Davydenko V. A. Pedagogical System of Youth Early Professional Orientation to Law Enforcement Service. Candidate of Sciences (in Pedagogy) dissertation. Moscow, 2005. 186 p. (In Russ.)
Submitted 29.04.2018