Научная статья на тему 'Развитие системы ранней профессиональной ориентации в органы внутренних дел: историко-педагогический анализ'

Развитие системы ранней профессиональной ориентации в органы внутренних дел: историко-педагогический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ранняя профессиональная ориентация / профильные образовательные организации / эволюция кадетского образования / организационно-методическое обеспечение / образовательная среда / early career guidance / specialized educational organizations / the evolution of cadet education / organizational and methodological support / educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поляков Алексей Филиппович

Статья посвящена рассмотрению проблем осуществления ранней профессиональной ориентации. Автором проведён историко-педагогический анализ формирования системы образовательных организаций, осуществляющих подготовку к службе в органах внутренних дел. Определены актуальные проблемы осуществления профессионально-ориентационной работы в общеобразовательных организациях системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of an early career guidance system for service in internal affairs bodies: historical and pedagogical analysis

The article focuses on problems of early career guidance. The author carried out the historical and pedagogical analysis of formation of the system of the educational organizations which provide training for service in lawenforcement bodies. The actual problems of development of professional-orientation work in general education organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are determined.

Текст научной работы на тему «Развитие системы ранней профессиональной ориентации в органы внутренних дел: историко-педагогический анализ»

слабую осведомлённость в области зарубежных тео- в зарубежной практике как педагогики, так и соци-

ретических концепций и отсутствия попыток и при- альной работы наблюдаются плодотворные попытки

менения в отечественной практике. В англоязычных использовать теории аномии, в частности, при рабо-

странах на протяжении последних десятилетий педа- те с мигрантами [18]. Это обстоятельство позволяет

гогическая наука проявляет тенденцию к диалогиза- говорить о возможности применения в отечествен-

ции и демократизации (конкретно - применению со- ных условиях не только англоязычной теории, но и

кратического метода обучения) [10]. Помимо этого, технологий практической деятельности.

Список литературы

1. Берендеев, М. В., Дыханов, В. Я., Зиза, Е. Н., Кривошеев, В. В. Аномия современного общества: проблемы теоретического анализа и эмпирического измерения / ред. В.В. Кривошеев. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. - 238 с.

2. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция. - Тула: Тульский полиграфист, 2013. - 204 с.

3. Иванов, Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0. - СПб: Петербургское востоковедение, 2002. - 224 с.

4. Иванов, Д. В. Современные теории общественных изменений. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. - 212 с.

5. Папырина, В. А. Социальная аномия на производстве // Социологические исследования. - 1995. -№ 9. - С. 153-154.

6. Смирнов, П. И. Слово о России: Беседы о российской цивилизации. - СПб.: Химиздат, 2004. - 324 с.

7. Agnew, R., Kaufman, J. M. Anomie, Strain and Subcultural Theories of Crime. - UK. Farnham. Ashgate Publishing, 2010. - 498 p.

8. Agnew, R. Foundation for a general strain theory of crime and delinquency // Criminology. - 1992. - Vol. 30. - № 1. - P. 47-87.

УДК 371.487 @ Плетнев А. В., 2018

А.Ф. Поляков

Развитие системы ранней профессиональной ориентации в органы внутренних дел: историко-педагогический анализ

Development of an early career guidance system for service in internal affairs bodies: historical and pedagogical analysis

ПОЛЯКОВ, Алексей Филиппович, начальник училища, Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Астраханское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации». Адрес: Российская Федерация, 414024, г. Астрахань, ул. Набережная реки Царева / 1-я Контрольная, 9/1. Рабочий телефон: 8(851)2351208; мобильный телефон: 8(927)5623028. E-mail: [email protected].

POLYAKOV, Alexey Philippovich, head of the school, Federal State Public General Educational Establishment «Astrakhan Suvorov Military School of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». Address: Russian Federation, 414024, Astrakhan, street Embankment Tsareva River / 1-st Control, 9/1. Working phone: 8 (851) 2351208; mobile phone: 8 (927) 5623028. E-mail: [email protected].

Статья посвящена рассмотрению проблем осуществления ранней профессиональной ориентации. Автором проведён историко-педагогический анализ формирования системы образовательных организаций, осуществляющих подготовку к службе в органах внутренних дел. Определены актуальные проблемы осуществления профессионально-ориентационной работы в общеобразовательных организациях системы МВД России.

Ключевые слова: ранняя профессиональная ориентация, профильные образовательные организации, эволюция кадетского образования, организационно-методическое обеспечение, образовательная среда.

The article focuses on problems of early career guidance. The author carried out the historical and pedagogical analysis of formation of the system of the educational organizations which provide training for service in law-enforcement bodies. The actual problems of development of professional-orientation work in general education organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are determined.

Keywords: early career guidance, specialized educational organizations, the evolution of cadet education, organizational and methodological support, educational environment.

В разные периоды развития российского госу- подготовку действующих и будущих сотрудников,

дарства вопросам подготовки кадров для службы в включая и направление «кадетское образование». На

правоохранительных органах уделялось особое вни- определённом этапе развития Советского государ-

мание. В дореволюционной России это направле- ства был выделен отдельный компонент направления

ние предполагало, как правило, профессиональную подготовки кадров - профессиональная ориентация.

На основании Постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. № 901 в соответствии с разд. X «Об организации для детей воинов Красной Армии и партизан Отечественной войны, а также детей-сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, суворовских военных училищ, специальных ремесленных училищ, специальных детских домов и детских приёмников-распределителей» началось возрождение кадетского образования [9].

В документе шла речь о создании учебных заведений по типу старых дореволюционных кадетских корпусов «для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать... девять суворовских военных училищ». Срок обучения в училищах был ограничен семью годами.

Об уделяемом руководством страны внимании означенному вопросу свидетельствует стенограмма беседы 10 мая 1944 г. председателя Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинина с заместителями начальников суворовских военных училищ (далее - СВУ). В мероприятии приняли участие представители всех училищ, работники Главного политического управления Рабоче-Крестьянской Красной Армии и сотрудники Управления высших учебных заведений Народного комиссариата обороны. Присутствующие обратили внимание в первую очередь на вопросы воспитания. Спрашивая, каким же должен быть этот военный человек, М.И. Калинин сам же и отвечал: «Конечно, это должен быть безукоризненно честный человек, храбрый человек, понимающий, что он должен показывать и в этом отношении пример своим красноармейцам как офицер, человек физически выносливый, сильный, прошедший хорошую физическую подготовку, хорошо спортивно натренированный» [12, с. 54]. Поднимался вопрос и о привлечении в качестве преподавателей военнослужащих. В итоге в 1944 г. все вольнонаёмные преподаватели получили офицерские звания административной службы.

Конечно, государство в первую очередь решало важную социальную задачу, связанную с проблемой воспитания детей, оставшихся без родителей в годы войны, спасая их от неустроенной и неблагоприятной послевоенной обстановки. Организация этой многогранной деятельности была не случайно поручена силовым ведомствам, заинтересованным в профессиональных кадрах, обладающим необходимыми человеческими и материальными ресурсами, что имело особенно важное значение на начальном этапе становления суворовских училищ. Надо сказать, что к этому времени в армии ещё оставались выпускники дореволюционных кадетских корпусов, которые чтили традиции и смогли сохранить их ценности.

Одновременно шло формирование СВУ и в системе Народного комиссариата внутренних дел (далее - НКВД). Во исполнение Постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 4 сентября 1943 г. № 946 и в соответствии с приказом НКВД от 27 сентября 1943 г. № 605 были сформированы училища в городах Ташкенте и Кутаиси. В 1946 г. Кутаисское СВУ было передислоцировано в Петродворец и получило наименование Ленинградского СВУ а позже

переименовано в суворовское пограничное военное училище [13, с. 71, 72].

Спустя одиннадцать лет после окончания Великой Отечественной войны утверждённый порядок комплектования училищ сиротами себя изжил, т.к. обучение в указанных учебных заведениях детей, чьи родители погибли, было практически окончено, а детей, которые могли бы быть приняты в эти училища, осталось немного. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 мая 1956 г. № 720 устанавливало, что, начиная с 1956 г., в суворовские военные и нахимовские военно-морские училища принимаются дети военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, офицеров, генералов и адмиралов запаса, а также дети рабочих, колхозников и служащих - здоровые, наиболее способные для военной службы мальчики, достигшие одиннадцатилетнего возраста, после окончания ими начальной школы или первых четырех классов семилетней и средней школ [8].

Одновременно Постановление Совнаркома СССР и ВКП(б) от 21 августа 1943 г. № 901 в части порядка направления детей в СВУ утратило силу. Этот факт истории, связанный с определённой льготой для сирот при поступлении в училище, а затем её отменой, повторится уже в наши дни с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [1]. Государство таким образом регулировало общественные отношения в социальной системе и в сфере образования, расставляя свои приоритеты. Эти вроде бы незначительные перемены тем не менее оказывали весьма чувствительное влияние на внутреннюю политику руководства и командно-преподавательского состава СВУ, в т.ч. и в вопросах профессиональной ориентации.

В процессе изучения утверждённых нормативных правовых документов, отражающих организационно-административные решения руководства страны в отношении создания и развития СВУ с учётом особенностей рассматриваемого исторического периода и общественно-политического устройства нашего Отечества, можно заметить схожие тенденции и провести некоторую аналогию с эволюцией кадетского образования дореволюционной России. В сороковых-пятидесятых годах XX в. предпринимались попытки объединить некоторые СВУ с пехотными училищами с целью создания суворовских офицерских училищ. Эти новации не дали ожидаемого практического результата, в связи с чем в 1958 г. суворовские офицерские училища были реорганизованы в СВУ, а на базе курсантских батальонов этих училищ созданы высшие общевойсковые командные училища.

Дискуссии о том, обязательно ли выпускник училища должен продолжить обучение в ведомственных, профильных образовательных организациях или достаточно того, что он будет достойным во всех отношениях гражданином своего Отечества, ведутся до сих пор. Из стенограммы беседы 10 мая 1944 г. председателя Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинина следует: «Возможно, что сейчас этот вопрос неактуален, так как это дело будущего. Я стою за то, чтобы суворовцам давали возможность поступать в гражданские высшие учебные заведения. Я не вижу опасности, что они уйдут от вас, а если и уйдут, то значит - у человека не образовалось военного призвания».

Шестидесятые годы XX в. связаны с очередной реформой армии, значительным сокращением Вооружённых Сил и, соответственно, ликвидацией некоторых СВУ, в т.ч. они перестали существовать в системе МВД, уменьшением сроков обучения в них до трёх лет с 1964 г., а с 1969 г. - до двух. Решение высшего руководства страны основывалось на том, что училища выполнили свою социальную функцию по поддержке семей и детей, оставшихся в годы войны без родителей и близких родственников, а также исходило из политики военной реформы, проводимой по инициативе Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва.

В итоге в 1960 г. были сокращены Саратовское, Тамбовское, Тульское, в 1961 г. - Сталинградское, в 1962 г. - Новочеркасское, Ставропольское, в 1963 г.

- Воронежское, в 1964 г. - Куйбышевское и в 1968 г.

- Орджоникидзевское СВУ. В 1960 г. прекратили своё существование и СВУ МВД СССР: Ташкентское и Ленинградское пограничное. Это катастрофически отразилось на всей системе профориентационной работы СВУ, её методике и результатах.

Учитывая исторический опыт СВУ МО СССР и расформированных училищ МВД СССР, тем не менее надо сказать, что созданное вновь, спустя более тридцати лет, в 1991 г., Новочеркасское среднее училище (по типу суворовского), именно под таким наименованием оно официально просуществовало до 1997 г., стало в системе МВД первым учебным заведением с ранней профессиональной ориентации, основной целью которого была подготовка несовершеннолетних юношей к службе в ОВД.

Организационно-методическое обеспечение обучения в СВУ и контроль за осуществлением образовательного процесса осуществляло Главное управление кадров МВД России. Срок обучения в нём был два года. Выпускникам, окончившим училище и получившим аттестат с успеваемостью по изучаемым предметам с оценкой не ниже «хорошо», до 2011 г. предусматривалась льгота в виде поступления без сдачи вступительных испытаний в учебные заведения МВД России.

По итогам визита в Новочеркасское среднее училище МВД России в конце 1996 г. министра внутренних дел генерала армии А.С. Куликова и под его влиянием уже в ранге заместителя председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с Распоряжением Правительства России № 202-р училище получило наименование НСВУ МВД России со сроком обучения три года. Это решение надолго создало некий прецедент, связанный с подготовкой милицейских кадров в традиционно военном учебном заведении.

Неточность не разрешена до сих пор, особенно с учётом выхода из структуры МВД России внутренних войск и военных институтов, а также создания Федеральной службы войск Национальной гвардии. Такая коллизия изначально вносит дополнительные сложности в понимание и практическое решение вопросов профессиональной ориентации, связанных с неоправданными ожиданиями граждан, а иногда и просто их заблуждениями. Это подтверждается результатами анкетирования кандидатов на поступление в Астраханское СВУ МВД России на «Дне открытых дверей» 28 октября 2017 г., которые показали, что лишь 42 % респондентов видят себя в будущем

сотрудниками ОВД, 4 % хотели бы стать в будущем суворовцами, 2 % -офицерами, 2 % - сотрудниками правоохранительных органов, 9 % хотели бы служить в спецподразделениях войск национальной гвардии, 2 % - юристами, 4 % - сотрудниками ФСБ, 18 % - военными, 2 % - спасателями, 4 % - инженерами, 2 % - врачами, 9 % не определились с выбором будущей профессии.

В 2012 г. благодаря инициативе депутата Государственной Думы И.А. Яровой впервые на законодательном уровне было закреплена возможность создания общеобразовательных организаций со специальным наименованием «суворовское военное училище» [1]. Однако соответствующих титульной цели, определённой уставом, наименований общеобразовательных организаций, входящих в систему МВД России, например, «кадетское училище полиции», в законе не предусмотрено.

В то же время в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными правовыми актами в области прав человека, ФЗ «Об образовании» гарантируется свобода выбора получения образования, а также приоритетное право родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей. Всё это подтверждает факт того, что в настоящее время полностью доминирует либеральный подход в нормативно-правовом регулировании деятельности СВУ и отсутствует административно-правовая основа преемственности между получением среднего общего и высшего ведомственного образования.

Правовой основой профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в России являются ФЗ «Об образовании», закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 [2], Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 29 августа 1995 г. № 47 [4] и от 27 сентября 1996 г. № 1 [3]. В результате либеральной реформы в Советском Союзе в середине восьмидесятых годов прошлого века в обществе возникла потребность в значительных переменах, прежде всего в области свобод.

12 апреля 1984 г. было принято Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР № 313 [10]. В нём были определены основные направления реформы общего образования, трудового обучения и профессиональной ориентации молодёжи. Там же установлено обучение детей с шести лет, срок обучения - одиннадцать лет; для учащихся 8-11-х классов организовано факультативное изучение ряда предметов физико-математического, химико-биологического и общественно-гуманитарного циклов.

Для решения этих задач в первом в истории постсоветской России Новочеркасском среднем училище МВД РСФСР были сформированы четыре цикла: естественно-математических дисциплин; гуманитарных дисциплин; специальных дисциплин; военных дисциплин и физической подготовки. В настоящее время согласно типовой структуре [6] и организационно-штатному расписанию Астраханского СВУ [5] основными подразделениями, на которые в соответствии с Положениями о них возложены функции, связанные с анализом, планированием, реализацией мероприятий, направленных на достижение целей профессиональной ориентации, являются: учебный отдел; цикл гуманитарных и математических дисциплин; цикл специальных дисциплин и физической подготовки; отделение морально-пси-

хологического обеспечения, структурно входящее в состав отдела по работе с личным составом; курсы.

Профессиональная ориентация - это обобщённое понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, выраженного в форме заботы современного общества о перспективе профессионального становления молодого поколения, его поддержки и оказания помощи в раскрытии природных дарований, а также организация специальных мероприятий в целях содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе соответствующего его возможностям и потребностям вида деятельности [3].

Профессиональная ориентация - целенаправленная система мер, обеспечивающая профессиональное просвещение, воспитание, консультирование и развитие личности. Эти меры в зависимости от субъекта профессиональной ориентации имеет свой механизм реализации.

Постановлением Министерства труда и социального развития России № 1 от 27сентября 1996 г. официально закреплён статус профессиональной консультативной помощи гражданам России, впервые юридически установлены виды и формы профессиональной ориентационной работы и психологической поддержки населения, субъекты этих видов деятельности, гарантии государства гражданам России в этой области образовательных и социальных услуг.

В СВУ это деятельность должностных лиц, направленная на достижение целей и решение задач профессионального ориентирования, организованная на плановой и программной основе, согласованная по срокам и исполнителям, реализуемая в определённый период обучения суворовцев. Специфика профессиональной ориентации в СВУ состоит в своеобразном подходе к решению её нестандартных задач и практическому использованию полученных результатов.

Субъектами профориентационной работы в СВУ являются командиры учебных взводов, заместители начальников курсов по работе с личным составом, начальники курсов, сотрудники отделений морально-психологического обеспечения, инспекторы-психологи, классные руководители из числа преподавательского состава, преподаватели цикла специальных дисциплин и физической подготовки, руководство училища, Совет ветеранов образовательной организации, должностные лица начальствующего состава территориального ОВД по месту дислокации училища.

В общепринятом понимании профессиональная ориентация - это помощь, как правило, молодым людям в выборе профессии. В суворовских училищах вопрос с выбором профессии решён уже при поступлении в данную образовательную организацию.

В соответствии с Уставом основной целью деятельности училища является подготовка несовершеннолетних обучающихся к службе в ОВД России и поступлению на обучение в образовательные организации МВД России. Соответственно, всегда индивидуально решается вопрос о пригодности к службе в полиции вполне определённого юноши. Такая, на первый взгляд, конкретная цель и является основной проблемой профориентационной работы. Второй, а по влиянию на результат выбора профессии в настоящее время, с учётом современных условий, при которых зависимость детей от материальных

возможностей семьи только увеличивается, главной проблемой является мнение или даже конкретное требование родителей. Такой антагонизм целей участников образовательной деятельности является разрушающим фактором педагогической основы профориентации.

В настоящее время привлекательная форма обучения детей в СВУ используется родителями как гарантия социализации и получения ими качественного и уникального образования, позволяющего планировать в дальнейшем освоение более престижной, по их мнению, профессии. И в этом случае результаты профориентационной работы являются лакмусовой бумагой, вполне наглядно демонстрирующей отношение граждан к ведомству как к потенциальной среде для профессиональной самореализации индивида и его комфортной во всех смыслах жизни современного человека.

Уже сейчас можно утверждать, что в МВД России для реализации кадровой политики и привлечения молодёжи с определёнными индивидуальными качествами и необходимым для ведомства потенциалом есть потребность в создании системы ведомственной пропаганды общечеловеческих и профессиональных ценностей. Эта система должна объединить усилия существующих организационных структур, нацелить их на формирование успешного и адекватного образа представителя профессии, понятного и вызывающего симпатию у граждан.

Необходимо также создать концепцию развития этой системы с её средствами, методами, формами и индикаторами, характеризующими её эффективность. Часто решающим фактором в выборе профессии молодыми людьми является чьё-то мнение, и здесь многое решает, к сожалению, случай. Юноша, не обладающий объективной и полной информацией, полагается на субъективный опыт и мнение значимого для него человека, причём иногда даже неважно, положительные они или отрицательные по своей сути. И в такой ситуации, чем авторитетнее с точки зрения молодого человека субъект информации, тем меньше вероятности сделать правильный самостоятельный выбор будущей профессии.

«Таким образом, выбор профессии в подростковом возрасте может оказаться психологически даже и не выбором, а актом подражания товарищам, родителям или решением, принятым под непосредственным влиянием внешних обстоятельств или случайно возникшего интереса», - утверждала Л.И. Божович [11, с. 277]. Вот почему особенно важным сегодня является создание необходимой образовательной среды и училищной педагогической системы, формирующей современную, независимую, уверенную в себе, способную совершать самостоятельный выбор личности.

Профессиональная ориентация в СВУ осуществляется в целях:

1) обеспечения социальных гарантий свободного и осознанного выбора будущей профессии и путей самореализации личности выпускника училища в условиях ведомственного образования;

2) достижения согласованности профессиональных интересов суворовцев с их психофизиологическими особенностями и возможностями дальнейшего обучения в образовательных организациях МВД России;

3) прогнозирования профессиональной успешности будущего сотрудника ОВД;

4) содействия непрерывному образованию выпускника как важнейшего условия достижения высокого уровня профессионализма, удовлетворённости результатами учёбы и службы, личным социальным статусом, реализации собственного потенциала, формирования современного взгляда на свой образ жизни.

Важное значение в сфере профессиональной ориентации имеет психологическая поддержка воспитанников, осуществляемая СВУ во взаимодействии с медико-санитарной частью территориального ОВД субъекта Российской Федерации по месту дислокации училища, а также организациями здравоохранения. Совместная компетенция предусматривает:

1) обеспечение профессиональной ориентаци-онной направленности учебных программ и образовательной деятельности в целом, активное участие в этой работе педагогических работников, родителей и законных представителей обучающихся, командиров взводов и практических сотрудников ОВД;

2) реализацию системной, целенаправленной, квалифицированной и комплексной профессиональной ориентационной работы;

3) формирование у суворовцев осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с их интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого воспитанника с учётом потребности территориальных ОВД и организаций МВД России в необходимых кадрах, которая отражена в Плане комплектования образовательных организаций системы МВД России, ежегодно утверждаемым министром [7];

4) вовлечение обучающихся в занятия в спортивных секциях и художественной самодеятельности, повышение их роли в выборе профессии;

5) организацию профессионального просвещения и консультирование, формирование у обучающихся профессиональных намерений на основе комплексного изучения личности с учётом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья;

6) организацию профильного обучения для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;

7) обеспечение органичного единства психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора выпускников, поступающих в ведомственные образовательные организации.

Направление или группа психологической работы СВУ в соответствии с нормативными документами реализует следующие функции:

1) активно содействует формированию личностного и интеллектуального потенциала суворовцев;

2) создаёт психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно-мотивационной сфер личности воспитанника;

3) оказывает психологическую помощь педагогическому составу и законным представителям несовершеннолетних в интеллектуальном и личностном развитии обучающихся, в разрешении конфликтных ситуаций;

4) содействует формированию суворовских коллективов, поддержанию в них необходимого морального психологического климата;

5) внедряет достижения психологии в практику образовательной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что становление системы профессиональной ориента-ционной работы в СВУ неразрывно связано с социально-экономическим развитием Отечества, его политическими и геополитическими целями, приоритетами в развитии силовых ведомств и роли образовательных организаций в подготовке несовершеннолетних граждан к осознанному выбору профессиональной деятельности.

С изменением соотношения аксиологических аспектов кадетского образования и влиянием на него внешних условий, в которых СВУ решали задачи образовательной деятельности, неизменно происходила корреляция внутренней организационно-штатной структуры и педагогических целей. Эти процессы неизбежно сопровождались переменами в средствах, формах и методах профессиональной ориентации. В современных условиях жёсткой конкуренции, внедрения в практику инновационных способов и методик проведения Государственной итоговой аттестации, формализованных процедур сдачи дополнительных вступительных испытаний в ведомственные образовательные организации индивидуальные качества личности молодого человека, к сожалению, не принимаются во внимание.

Столь конкретная задача по подготовке выпускников СВУ к поступлению в образовательные организации системы МВД России в настоящее время невольно порождает соблазн прагматично оптимизировать пути достижения результата за счёт уменьшения мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию и полноценное развитие личности, в пользу предметной учебной деятельности. Такая оптимизация может привести к недопустимым упрощениям в вопросах профориентации.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. - 2012. - 31 дек. - № 303.

2. О занятости населения в Российской Федерации : закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 // Российская газета. - 1995. - 6 мая. - № 84.

3. Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации : постановление Министерства труда Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. № 1 // Российские вести. - 1996. - 5 дек. - № 230.

4. Об утверждении Основных направлений развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации : Постановление Министерства труда Российской Федерации от 29 августа 1995 г. № 47 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 10.05.2018).

5. Об организационно-штатных вопросах суворовских военных училищ МВД России : приказ МВД России от 14 декабря 2015 г. № 1179 [Электронный ресурс] // СТРАС «Юрист» (дата обращения 10.05.2018).

6. Об организационных вопросах образовательных организаций МВД России : приказ МВД России от 25 июня 2015 г. № 707 [Электронный ресурс] // СТРАС «Юрист» (дата обращения 10.05.2018).

7. Об утверждении Плана комплектования образовательных организаций МВД России на 2016 год : распоряжение МВД России от 25 февраля 2016 г №1/1516.

8. О порядке приёма в суворовские военные и нахимовские военно-морские училища : постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 мая 1956 г. № 720.

9. О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации : постановление Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 года № 901.

10. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. № 313 «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодёжи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 10.05.2018)..

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 399 с.

12. Дрягин, А. Памятная встреча // Коммунист Вооружённых Сил. - 1975. - № 21.

13. Плеханов, A. M., Попов, А. А. Наследники А.В. Суворова. От кадетских корпусов России к суворовским военным училищам войск НКВД (МВД), КГБ СССР (1731-1960 гг.) : исторический очерк / 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Русаки, 2001.

14. Исамуллаева, Д. Р., Романовская, И. А., Трещев, A. M. Организационно-педагогические условия развития профессионально значимых качеств тренеров в системе внутришкольного повышения квалификации // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - Серия «Психолого-педагогические науки». - 2017. - Т. 11. - № 1. - С. 48-52.

© Поляков А.В., 2018

УДК: 378.14

А.В. Слободчиков

Теоретические и методические аспекты современных исследований

в области групповых явлений

Theoretical and methodological aspects of current research in the field of group phenomena

СЛОБОДЧИКОВ, Алексей Вячеславович, адъюнкт кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].

SLOBODCHIKOV, Alexey Vyacheslavovich, Assistant Professor of the Department of pedagogy and psychology, Saint-Petersburg University of MIA of Russia. Address: Russia. 198206, Saint-Petersburg, st. Lyotchica Pilutova, 1. E-mail: [email protected].

В статье представлены результаты анализа теоретических и методических подходов к системным исследованиям группы и коллектива в современной педагогике и ряде других гуманитарных наук. В задачу теоретического исследования входило обобщение опыта зарубежных и отечественных авторов в области изучения групповых процессов и коллективов, выделение основных эмпирических составляющих исследования группы, а также анализ наиболее приемлемых методов и способов изучения групп и коллективов.

Ключевые слова: личность, группа, коллектив, ценностно ориентационное единство, совместная деятельность, эффективность, сплоченность, социометрия.

This work presents analysis results of theoretical and methodological approaches to systemic research of groups and staff in modern pedagogy and other human Sciences.

The task of theoretical research is to summarize the experience of foreign and domestic authors in the study of groups and group processes, a selection of the key empirical components of the group research, as well as analysis of the most appropriate methods and techniques for group and team studying.

Keywords: personality, group, team, efficiency, cohesiveness, sociometry.

Началом исследования групп и групповых процессов можно считать конец XIX столетия, когда в области гуманитарных наук наметился переход от субъективных представлений, связанных с развитием интроспекционизма, к эмпирическим исследованиям. Впервые «социальные рефлексы» были изучены отечественным ученым В.М. Бехтеревым, который сделал акцент не про-

сто на формах специфически человеческой активности, а на тех социальных механизмах, которые ее обеспечивают. И хотя работы автора были далеки от современных представлений о группах и групповых процессах, они сыграли роль пускового механизма в изучении данных проблем и позволили перейти от интроспекционизма, ограниченного одним методическим приёмом, к более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.