Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/19PDMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Корбаков В.В. Влияние патриотических традиций на воспитание выпускников суворовских военных училищ МВД России // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/19PDMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Korbakov V.V. (2019). Educational influence of patriotic traditions on graduates of Suvorov military schools of the Ministry of Internal affairs of Russia. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki. com/PDF/ 19PDMN219.pdf (in Russian)
УДК 37.01 ГРНТИ 04.07.07
Корбаков Вениамин Валерьевич
ФГКОУ ВО «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации», Москва, Россия Адъюнкт 3 факультета кафедры «Психологии, педагогики и организации работы с кадрами»
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=878044
Влияние патриотических традиций на воспитание выпускников суворовских военных училищ МВД России
Аннотация. Данная статья является частью диссертационного исследования автора на тему: «Традиции и ритуалы как средства воспитания в образовательной деятельности суворовских военных училищ Министерства внутренних дел Российской Федерации». Имея практический опыт воспитательной деятельности в Астраханском суворовском военном училище МВД России, автор построил свою исследовательскую работу на изучении результатов воспитанности, привития ценностных ориентаций выпускникам данной образовательной организации. В статье приводится гипотеза педагогического эксперимента, особенности, цель и формы его проведения. Эксперимент проводился с участием представителей социальных групп, в которых исследуемая категория находилась в различные периоды проведения педагогического эксперимента. При обосновании выдвинутой гипотезы автор использует критерии, выбранные на основе изучения научной педагогической литературы, а также исходя из собственной практики. К ним относятся: ценностный, мотивационный и результативный. По каждому критерию автор приводит краткие характеристики. Подробное описание педагогического эксперимента позволило автору максимально отразить особенности констатирующего и формирующего этапов эксперимента, а выбранные характеристики - раскрыть их результаты. В статье автором представлено описание примерной программы применения традиций и ритуалов в патриотическом воспитании обучающихся в суворовских военных училищах МВД России на весь период обучения, в которой приводится авторская дифференциация указанных явлений. В завершении статьи автор приходит к выводу, что при воспитании, основанном на традиционных ценностях, выпускник суворовского военного училища МВД России приобретает качества, соответствующие требованиям, предъявляемым государством и обществом к правоохранительной системе.
Ключевые слова: патриотизм; воспитание; общество; нравственность; традиция; патриотическое воспитание; органы внутренних дел; суворовское военное училище; культура; полиция
Традиция - это не сохранение пепла, а раздувание огня
Жан Жорес
Воспитание патриота посредством традиций и ритуалов строится на воздействии на эмоционально-волевую сферу подростка. Залогом эффективности и результативности патриотического и духовно-нравственного воспитания является ознакомление обучающегося со славными традициями ведомства, где он проходит обучение, его непосредственное участие в церемониях и ритуалах, его приобщение к истории ведомства. Именно погружение в атмосферу патриотического воспитания с опорой на традиции и ритуалы сможет способствовать формированию патриота, а значит - профессионально-подготовленного защитника правопорядка.
Происхождение термина «Патриотизм» имеет греческие корни - patriots -соотечественник, patris - родина, отечество и означает «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [1].
Своеобразие патриотизма как явления выражено стремлением разных наук исследовать его через призмы близких им подходов и аспектов. С точки зрения политологов патриотизм рассматривается как политический принцип и политическая ценность (А.А. Герасимова, Т.В. Беспалова, В.А. Коробанов и др.). Психологи говорят о системно-функциональном свойстве личности (Н.А. Левина, М.Н. Борисова, А.В. Потемкин и др.). Теологи видят в патриотизме высокое духовное развитие личности с глубоким религиозным содержанием (Н.А. Гаголин, игумен Филарет, архиепископ Львовский и Галицкий Августин и др.). Философы и социологи - как социальное, духовное и культурное явление, глубокое нравственное чувство (Ю.П. Сентюрин, В.Г. Валуев, Г.А. Тихомиров, С.И. Иванова и др.).
В педагогике патриотизм рассматривают как важнейшее нравственное качество личности (Н.Е. Щуркова, Т.А. Ильина, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов и др.), в комплексе с другими качествами личности (доброта, милосердие, гуманизм, терпимость, ответственность, справедливость сострадание, жертвенность), составляющими ее духовно-нравственную основу (Е.А. Есина, Л.Д. Столяренко, И.П. Финский); как интегральное комплексное качество (С.В. Матвеева, А.В. Дудко).
В современной педагогической науке существуют разнообразные трактовки понятия «патриотическое воспитание». В.И. Лутовинов и С.В. Матвеева определяют его как динамический сознательный и целенаправленный процесс воздействия на личность. Не секрет, что воспитательное воздействие не всегда приводит к желаемому эффекту. По мнению В.В. Пионтковского и Н.В. Ипполитовой, результативность патриотического воспитания возрастает при взаимодействии воспитателей и воспитанников [2]. В своем диссертационном исследовании Д.Г. Ряхов конкретизирует, что данный процесс - это специально организуемая, педагогически целесообразная продуктивная деятельность [3]. Особенность патриотического воспитания в образовательных организациях, по утверждению С.А. Кочевцевой, заключается в том, что в процессе взаимодействия участвуют педагоги, обучающиеся и социальные партнеры [4]. Воспитание личности, по мнению ученых-педагогов происходит только в процессе включения её в активную деятельность. Л.Д. Столяренко и И.Ф. Харламов определяют патриотическое воспитание с позиции деятельностного подхода, как «целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма» [5].
Использование традиций и ритуалов в системе воспитательной работы суворовских военных училищ МВД России способствует развитию гармоничной, нравственно зрелой, патриотически-настроенной личности, готовой для профессиональной службы в органах
https://mir-nauki.com
внутренних дел и является фактором, повышающим эффективность образовательной деятельности. Данное предположение было выдвинуто в качестве гипотезы педагогического эксперимента, проводимого в рамках диссертационного исследования по теме «Традиции и ритуалы как средства воспитания в образовательной деятельности суворовских военных училищ Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Цель опытно-экспериментальной работы состояла в выявлении особенностей применения традиций и ритуалов в воспитательном процессе суворовского военного училища МВД России, найти, обосновать и экспериментально проверить эффективность их влияния на обучение, воспитание и становление суворовцев.
Формы осуществления педагогического эксперимента основывались на опыте проведения исследований такого рода в общей и профессиональной педагогике с учетом конкретных условий нашего исследования [6]. Однако, учитывая тот факт, что объективные причины не предоставляют продолжительного времени, необходимого для проведения данного педагогического эксперимента, в нем участвовали не конкретные лица, а представители социальных групп, в которых исследуемая категория находилась в различные периоды проведения педагогического эксперимента.
Таким образом, суть педагогического эксперимента заключалась в том, что исследованию подвергались: группа подростков, поступающих на обучение в Астраханское суворовское военное училище МВД России и две группы курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России, поступивших на первый курс [7]. Первая фокус-группа подростков - школьники, не знакомые с патриотическими традициями и ритуалами, результаты их исследования будут рассматриваться как первоначальные - так называемая «базовая группа». Из двух оставшихся, одна фокус-группа - выпускники Астраханского суворовского военного училища МВД России, поступившие в образовательные организации высшего образования МВД России - «экспериментальная группа». Вторая группа - поступившие в те же образовательные организации, но из числа гражданской молодежи -«контрольная группа». В каждую изучаемую группу входило по 20 человек. Выбор образовательных организаций высшего образования МВД России для проведения эксперимента осуществлялся с учетом следующих требований: состав одних групп - бывшие школьники, не имеющие опыта ни службы в органах внутренних дел, ни обучения ранее в суворовских военных училищах МВД России, кадетских корпусах и классах полиции, и поступившие в ВУЗ МВД России сразу после окончания общеобразовательных школ, другие группы состояли из выпускников Астраханского суворовского военного училища МВД России.
Сделанная выборка позволила сравнить эффективность влияния традиций и ритуалов в воспитательном процессе на профессиональное становление, воспитание и овладение патриотическими ценностями суворовцами образовательных организаций МВД России.
Мы понимаем, что выпускники суворовских военных училищ МВД России, в отличие от гражданской молодежи воспитывались и обучались с опорой на традиции и ритуалы, имеющиеся в арсенале как самого училища, так и органов внутренних дел в целом. Таким образом, различия в результатах исследования и стали показателем эффективности их применения в воспитательном процессе [8].
Для осуществления анализа изменений в целостном процессе профессионального становления и воспитания выпускников суворовских военных училищ - будущих курсантов (слушателей) образовательных организаций высшего образования МВД России, исходя из результатов бесед, опросов, наблюдений командного и преподавательского состава, суворовцев, курсантов (слушателей), практики образовательной деятельности нами были выбраны следующие критерии:
• ценностный - характеризует степень сформированности системы взглядов, принципов, убеждений суворовца, курсанта (слушателя), основанных на осознании важнейших проблем, ценностей приоритетов, интересов общества и государства, системы МВД России, позволяющих уяснить свою роль, место и значение в судьбе Отечества;
• мотивационный - характеризует уровень профессиональной направленности суворовца, курсанта (слушателя), его цели, установки, определяемые духовно-нравственными и социально-значимыми потребностями и интересами, высшими побуждениями и устремлениями;
• результативный - определяет готовность суворовца, курсанта (слушателя) к полноценной самореализации в процессе обучения, выполнения оперативно-служебных задач, достигнутые конкретные результаты в учебе и службе [9].
При выборе и обосновании критериев оценки эффективности влияния традиций и ритуалов на воспитанность и профессиональное становление курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России мы исходили из того, что происходящие изменения оказывают позитивное воздействие на личностное развитие субъектов воспитания [10].
Определить результаты влияния традиций и ритуалов в воспитательном процессе на достижение педагогических задач в «чистом виде» невозможно. Поэтому эффективность влияния института традиций и ритуалов образовательной организации МВД России на профессиональное становление и воспитание курсантов (слушателей) определяется нами наличием положительной динамики уровней проявления ценностного, мотивационного и результативного критериев у суворовцев, курсантов (слушателей).
Обобщая рассмотрение критериев и показателей, можно отметить следующее:
1. Все критерии и показатели взаимосвязаны и взаимообусловлены. Большое значение имеет учет их соотношения друг с другом в составе образуемой ими определенной совокупности. Благодаря их интегративности, они могут быть использованы комплексно, как единое целое.
2. В связи с тем, что работа по воспитанию характеризуется сложной внутренней структурой, включающей в себя целую совокупность различных компонентов [11], можно говорить о необходимости дополнения имеющихся критериев конкретизирующими их составными элементами (показателями).
Особенностью нашего констатирующего эксперимента является тот факт, что для получения стартовых показателей, то есть до начала формирующего эксперимента, исследованию подвергаются суворовцы из «базовой группы». На момент проведения исследования в данной группе, суворовцев, входящих в ее число можно считать потенциальными членами как «контрольной», так и «экспериментальной» групп в зависимости от дальнейшего их обучения. В любом случае, на момент проведения диагностики указанные подростки не находились в воспитательной среде [12] традиций и ритуалов, применяемых в системе МВД России. Учитывая, что указанная категория лиц до поступления в Астраханское суворовское военное училище МВД России не обучалась в кадетских корпусах и классах полиции, можно достоверно полагать, что уровень общей воспитанности участников «базовой группы» соответствовал уровню общей воспитанности участников формирующего эксперимента из числа «контрольной» и «экспериментальной» групп возрастного периода и социального статуса, соответствующего членам «базовой группы».
В период обучения в суворовском военном училище МВД России традиции и ритуалы служили базовой ценностной платформой формирования личности воспитанников.
https://mir-nauki.com
Воспитательная деятельность осуществлялась сотрудниками отделения морально-психологического обеспечения, кураторами учебных взводов и сотрудниками подразделений курсов.
Развитие института традиций и ритуалов в воспитательной работе образовательной организации МВД России в значительной степени зависит от профессионально устремленной деятельности её организаторов: командного и преподавательского состава училища [13]. От уровня их профессиональной компетентности и информированности, а также умения применять знания на практике, зависит как содержание воспитательной работы, так и направленность её положительного воздействия на суворовцев. С целью совершенствования данного направления деятельности нами предлагается примерная программа применения традиций и ритуалов в патриотическом воспитании обучающихся в суворовских военных училищах МВД России на весь период обучения. В данной программе отражены однократные торжественные церемонии и ритуалы, такие как: торжественное вручение погон, принятие Торжественного обещания, вручение удостоверения суворовца, церемония выпуска из образовательной организации, прощание со Знаменем училища и т. д.; многократные торжественные церемонии и ритуалы, к которым мы отнесли: торжественное вручение государственных, ведомственных и иных наград, объявление поощрений и дисциплинарных взысканий, участие в различных парадах, возложение венков, цветов, корзин к мемориальным сооружениям и др.; повседневные ритуалы, а именно: строевой смотр, прохождение торжественным маршем, поднятие Флага Российской Федерации, исполнение Гимна Российской Федерации и выполнение воинского приветствия; традиционные мероприятия: «Уроки мужества», встречи-беседы с представителями традиционных религиозных конфессий, встречи «Будем знакомы», оказание помощи ветеранам войны и труженикам тыла, участие во Всероссийских акциях «Напиши письмо ветерану», «Вахта памяти», «Бессмертный полк» и т. д. Разработаны типовые планы-сценарии их проведения.
Положительный воспитательный эффект имели занятия, проводимые с суворовцами по такой педагогической технологии [14], как просмотр тематического видео фильма с его последующим обсуждением. В качестве педагогической цели мероприятия мы избрали формирование у обучающихся системы гуманистических ценностей, развитие навыков социализации и адаптации, а также социально-значимых качеств и проявлений.
При проверке выдвинутой гипотезы путем сравнения в ходе эксперимента уровней проявления воспитанности и профессионально-значимых качеств курсантов «экспериментальной» и «контрольной» групп, мы доказали эффективность влияния применения традиций и ритуалов в воспитательном процессе на профессиональное становление будущих курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России.
В результате исследовательской и опытно-экспериментальной работы подтвердилось предположение о том, что целенаправленное развитие института традиций и ритуалов в воспитательной деятельности образовательной организации МВД России, соответствующее его целям и задачам, обеспечит повышение уровня профессиональной подготовки и воспитанности будущих курсантов (слушателей) [15]. Об этом свидетельствует полученная информация о превосходстве показателей уровней нравственной воспитанности и профессионально-значимых качеств личности курсантов экспериментальной группы -выпускников Астраханского суворовского военного училища МВД России. В частности, показатель ценностного критерия в экспериментальной группе преобладает над показателем контрольной группы на 25 %, мотивационного - на 12 %, результативного - на 10 %. Общий уровень проявления воспитанности и профессионально-значимых качеств в экспериментальной группе превосходит аналогичный показатель контрольной группы на 15,6 % (см. рисунок).
Общий уровень воспитанности
Результативный критерий
Мотивационный критерий
Ценностный критерий
0 1 Экспериментальная группа
2 3 4 5
Контрольная группа
Рисунок. Критериальные показатели уровней проявления воспитанности и профессионально-значимых качеств
Таким образом, мы можем с большой долей вероятности предположить, что, развивая и пополняя свои знания, совершенствуя умения в творческой атмосфере, основываясь на базовых традициях органов внутренних дел, а также используя элементы ритуалов в повседневной деятельности, выпускник образовательной организации МВД России вступает во взрослую жизнь с пониманием её многогранности. Осознавая себя патриотом, имея опыт участия в различных видах творческой деятельности, желание и волю совершенствоваться будет соответствовать требованиям, предъявляемым государством и обществом правоохранительной системе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая советская энциклопедия. Т. 19. - 3-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1975. -647 с.
2. Пионтковский В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Якутск, 2006. - 346 с.
3. Ряхов Д.Г. Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2008. - 23 с.
4. Кочевцева С.А. Организация патриотического воспитания студентов в среднем специальном учебном заведении. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Рязань, 2005. - 24 с.
5. Столяренко Л.Д. Педагогика: учеб. для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. -448 с.
6. Федотов А.А. Педагогические основы формирования уставных взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 1989.
https://mir-nauki.com
7.
8.
9.
10. 11.
12.
13.
14.
15.
Скляренко И.С. Принципы организации технологии группового обучения в профессиональном образовании будущих полицейских. В сборнике: Инновационное обеспечение уровневого образования студентов в высших учебных заведениях. Сборник научных статей. 2017. С. 99-104.
Рыбчинчук А.С. Педагогические основы патриотического воспитания молодых офицеров (по опыту частей и подразделений РВСН). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 1997.
Боева О.М. Педагогические условия нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел в учреждениях культуры: аксиологический подход. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский государственный институт культуры. Москва, 2015.
Лебеденко И.М. Воспитательная среда образовательного учреждения МВД России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2011.
Сердюк Н.В. Профессиональная культура сотрудников и руководителя в контексте корпоративной культуры органов внутренних дел. В сборнике: Проблемы эффективной интеграции инновационного потенциала современной науки и образования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2018. С. 41-45.
Ходякова Н.В. Ситуация развития личности сотрудника полиции в профессиональной среде. В сборнике: Проблемы социально-гуманитарных наук. Материалы Межвузовской научно-практической конференции. 2016. С. 76-83.
Тарасов Ю.Ю. Развитие профессионально специализированных компетенций как важный фактор организационной культуры. В сборнике: Состояние и перспективы работы с кадрами в органах внутренних дел. Сборник материалов межведомственной научно-практической конференции. 2015. С. 187-191.
Семченко А.С. Педагогические технологии подготовки кадров для правоохранительных органов. В сборнике: Состояние и перспективы работы с кадрами в органах внутренних дел. Сборник материалов межведомственной научно-практической конференции. 2015. С. 157-164.
Боева О.М. О стратегических направлениях развития культуры в МВД России. Академическая мысль. 2018. № 2 (3). С. 122-126.
19PDMN219
Korbakov Veniamin Valeryevich
Academy of management of interior ministry of Russia, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Educational influence of patriotic traditions on graduates of Suvorov military schools of the Ministry
of Internal affairs of Russia
Abstract. This article is the part of the author's dissertation research on the topic: "Traditions and rituals as a means of education in the educational activities of Suvorov military schools of the Ministry of Internal affairs of the Russian Federation". Having practical experience of educational activity in the Astrakhan Suvorov military school of the Ministry of Internal affairs of Russia, the author built his research work on the study of the results of education, inculcation of value orientations to graduates of this educational organization. The article presents a hypothesis of the teaching experiment, particularly, the purpose and form of the meeting. The experiment was conducted with the participation of representatives of social groups in which the studied category was in different periods of the pedagogical experiment. In substantiation of the hypothesis the author uses the criteria selected on the basis of the study of scientific pedagogical literature, as well as on the basis of his own practice. It's include: value, motivational and effective. For each criterion, the author gives brief characteristics. A detailed description of the pedagogical experiment allowed the author to reflect the features of ascertaining and forming stages of the experiment as much as possible, and the selected characteristics - to reveal their results. In article the author presents the description of the approximate program of application of traditions and rituals in patriotic education of students in Suvorov military schools of the Ministry of Internal affairs of Russia for all period of training in which the author's differentiation of the specified phenomena is given. At the end of the article the author comes to the conclusion that in education based on traditional values, a graduate of Suvorov military school of the Ministry of internal Affairs of Russia acquires qualities that meet the requirements of the state and society to the law enforcement system.
Keywords: patriotism; education; society; morality; tradition; patriotic education; internal affairs bodies; Suvorov military school; culture; police