Научная статья на тему 'ТОЧНОСТЬ РАСЧЕТА ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ КОНТРОЛЯ ПРИЦЕЛИВАНИЯ И АСТРОНОМО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РВСН И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ТОЧНОСТЬ РАСЧЕТА ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ КОНТРОЛЯ ПРИЦЕЛИВАНИЯ И АСТРОНОМО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РВСН И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА / ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНАЯ РАБОТА КУРСАНТА / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EFFECTIVENESS OF MISSILE WEAPONS / FUNDAMENTAL EDUCATION / SCIENTIFIC WORK OF THE CADET / PRACTICAL SKILLS / MOTIVATION TO STUDY / EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шолохов Алексей Викторович, Кулак Александр Викторович, Лычагов Александр Сергеевич

Рассматриваются особенности организации подготовки специалистов для решения задач контроля прицеливания и астрономо-геодезического обеспечения ракетных войск стратегического назначения. Ключевая роль отводится мотивации курсантов через личный пример педагога, традиции подготовки специалистов, сочетание научной и практической составляющих учебной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шолохов Алексей Викторович, Кулак Александр Викторович, Лычагов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION ACCURACY PROBLEMATIC ISSUES OF TRAINING OFFICERS TO CONTROL THE AIMING OF MISSILES, ASTRONOMICAL AND GEODETIC SUPPORT OF STRATEGIC ROCKET TROOPS AND WAYS TO SOLVE PROBLEMS

The features of education of specialists who align missiles, as well as perform astronomical and geodetic support of strategic missile forces are considered. The key role is assigned to the cadet motivation. Here the personal example of the teacher is important as well as traditions specialist education. The relationship of scientific and practical components of teaching is considered. It allows to increase the level of fundamental knowledge of officers.

Текст научной работы на тему «ТОЧНОСТЬ РАСЧЕТА ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ КОНТРОЛЯ ПРИЦЕЛИВАНИЯ И АСТРОНОМО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РВСН И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

А. В. ШОЛОХОВ, А. В. КУЛАК, А.С. ЛЫЧАГОВ

A.V. SHOLOKHOV, A.V. KULAK, A.S. LYCHAGOV

ТОЧНОСТЬ РАСЧЕТА

CALCULATION ACCURACY

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ КОНТРОЛЯ ПРИЦЕЛИВАНИЯ И АСТРОНОМО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РВСН И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

PROBLEMATIC ISSUES OF TRAINING OFFICERS TO CONTROL THE AIMING OF MISSILES, ASTRONOMICAL AND GEODETIC SUPPORT OF STRATEGIC ROCKET TROOPS

AND WAYS TO SOLVE PROBLEMS

Сведения об авторах: Шолохов Алексей Викторович - начальник кафедры астрономо-геодезического обеспечения, навигации и прицеливания ракетных комплексов филиала Военной академии РВСН имени Петра Великого в г. Серпухове, полковник, доктор технических наук, профессор (г. Серпухов. Е-mail: sholav@mail. ru);

Кулак Александр Викторович - заместитель начальника кафедры астрономо-геодезического обеспечения, навигации и прицеливания ракетных комплексов филиала Военной академии РВСН имени Петра Великого в г. Серпухове, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Серпухов. Е-mail: Kulak_FMA@mail. ru);

Лычагов Александр Сергеевич - доцент кафедры астрономо-геодези-ческого обеспечения, навигации и прицеливания ракетных комплексов филиала Военной академии РВСН имени Петра Великого в г. Серпухове, майор, кандидат технических наук (г. Серпухов. Е-mail: Lichagov@ rambler. ru).

Аннотация. Рассматриваются особенности организации подготовки специалистов для решения задач контроля прицеливания и астрономо-геодезического обеспечения ракетных войск стратегического назначения. Ключевая роль отводится мотивации курсантов через личный пример педагога, традиции подготовки специалистов, сочетание научной и практической составляющих учебной работы.

Ключевые слова: эффективность ракетного комплекса, фундаментальное образование, научная работа курсанта, практические навыки, мотивация обучающихся, образовательный стандарт.

Information about the authors: Aleksei Sholokhov - head of chair of Astronomy and geodesic support, navigation and missile systems aiming of The Military Academy of Strategic Rocket Troops after Peter the Great (branch Serpukhov), D. Sc, Professor (Serpukhov. Е-mail: sholav@mail. ru); Aleksandr Kulak - deputy head of chair of Astronomy and geodesic support, navigation and missile systems aiming of The Military Academy of Strategic Rocket Troops after Peter the Great (branch Serpukhov), Cand. Sc, Dosent (Serpukhov. Е-mail: Kulak_FMA@mail. ru);

Aleksandr Lychagov- dosent of chair of Astronomy and geodesic support, navigation and missile systems aiming of The Military Academy of Strategic Rocket Troops after Peter the Great (branch Serpukhov), Cand. Sc (Serpukhov. Е-mail: Lichagov@rambler. ru).

Summary. The features of education of specialists who align missiles, as well as perform astronomical and geodetic support of strategic missile forces are considered. The key role is

assigned to the cadet motivation. Here the personal example of the teacher is important as well as traditions specialist education. The relationship of scientific and practical components of teaching is considered. It allows to increase the level of fundamental knowledge of officers.

Keywords: effectiveness of missile weapons, fundamental education, scientific work of the cadet, practical skills, motivation to study, educational standard.

Хорошо известно, что дальность, мощность боевого заряда и точность стрельбы являются главнейшими показателями ракет. В первых межконтинентальных баллистических ракетах точность на 90% определялась системой управления. Промах современных и перспективных ракет наполовину зависит от погрешностей прицеливания и геодезических данных. Гарантирование заданной точности данных в точке старта в значительной степени зависит от человеческого фактора, который всегда играл особую роль в военном деле. Это определяет важность и особенности подготовки специалистов, выполняющих задачи контроля прицеливания и астрономо-геодезического обеспечения (КП и АГО) в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН).

Уникальные специалисты, обеспечивающие точность ракет, готовятся на кафедре астрономо-ге-одезического обеспечения, навигации и прицеливания ракетных комплексов филиала Военной академии РВСН (ВА РВСН) имени Петра Великого в г. Серпухове, которая недавно отметила свой полувековой юбилей. Ни единого промаха стратегических ракет при выполнении учебно-боевых пусков за все это время! Этот опыт представляется весьма ценным и полезным, особенно в деле подготовки офицеров «малых», но важных специальностей.

Подготовка специалистов геодезического профиля в ракетном вузе многим может показаться, по меньшей мере, странной. Проблема обрела актуальность в последнее время в связи с совершенствованием государственных образовательных стандартов. Этот процесс

продолжается, а значит, по-прежнему стоит вопрос выбора направления подготовки в качестве основы при разработке основной образовательной программы.

Анализ существующих федеральных государственных образовательных стандартов подготовки специалистов, наиболее полно отвечающих задачам КП и АГО как вида обеспечения РВСН, подтвердил правильность генерального выбора, сделанного более полувека назад при формировании кафедры и специальности. Тогда и сегодня во главу угла поставлены объекты профессиональной деятельности выпускника. Именно они «задают тон» всему процессу подготовки ракетных комплексов в геодезическом отношении и во многом определяют их применение по назначению. К таким объектам относятся не только универсальные геодезические средства общего назначения, но и специфические автономные системы прицеливания, наземной навигации, а также средства для обработки информации и контроля на всех этапах. Вот почему ракетным войскам, службе КП и АГО сегодня и всегда требовался выпускник «на стыке» двух специальностей. Главное - он должен быть специалистом по системе управления (в основном, наземной ее составляющей). Но не менее важным является высокий уровень геодезической подготовленности. Это непростая ситуация, однако более рационального ее разрешения, по-видимому, не существует.

Подготовка специалиста для решения задач КП и АГО сегодня осуществляется на основе федерального государственного образовательного стандарта «Системы управления летательными ап-

паратами». На этапе разработки стандарта в него была включена по инициативе кафедры специализация «Наземные навигационно-гео-дезические комплексы подготовки исходных данных систем управления летательных аппаратов». Это дало возможность усилить геодезическую составляющую подготовки специалистов и, в конечном счете, повысить профессиональный уровень выпускников, осуществляющих определение исходных геодезических данных с высокой требуемой точностью для систем управления ракетных комплексов.

Содержание специальных учебных дисциплин основной образовательной программы во многом ориентировано на состав и точность определяемых геодезических данных. Прежде всего отметим, что уровни точности определения геодезических параметров, необходимые для обеспечения заданной эффективности современных и перспективных ракетных комплексов, настолько высоки, что почти не встречаются при решении других прикладных задач в Министерстве обороны. Это относится, в первую очередь, к средствам и методам прицеливания ракет по направлению и контроля его результатов.

По объективным причинам подготовку геодезических данных требуется проводить оперативно, в закрытых районах или точках. Здесь практически исключена возможность привлечения «внешних» исполнителей для проведения геодезических работ. Также содержание подготовки специалистов должно учитывать требования информационной автономности процессов заблаговременной подготовки и оперативного определения геодезических данных, что

существенно сказывается на применяемых средства и методах определения геодезических данных.

Эти особенности требуют и особой организации подготовки специалистов. Сегодня она начинается еще до поступления курсанта в вуз. Кафедра непрерывно проводит работу по подбору кандидатов, обладающих высоким уровнем школьной подготовки, позволяющим успешно осваивать программу специальности. Уровень знаний и умений - не единственный показатель качества абитуриента и курсанта, и даже не главный. Более важной представляется мотивация молодого человека, осваивающего специальность.

Не раскрывая всех «хитростей» агитационной работы, отметим, что ее стержнем являются традиции кафедры и специальности. На кафедре есть давняя традиция посвящения в «прицельщики» первокурсников. Она призвана детально познакомить курсанта

с кафедрой, интересной и перспективной специальностью, а также утвердить его в правильности выбора профессии и настроить на освоение непростых учебных дисциплин. В программе этого мероприятия всегда есть место посещению курсантами уникальной учебной аудитории по изучению гироскопических устройств, которая носит имя первого начальника кафедры, основателя многих начинаний и традиций, полковника Г. Е. Демина. Встречи курсантов и офицеров кафедры с ветеранами службы КП и АГО мы стремимся сделать регулярными.

Завершая обучение в стенах кафедры, каждый выпускник проходит «внешнее» рецензирование подготовленной выпускной квалификационной работы у представителя службы КП и АГО, научно-производственных учреждений, научно-исследовательских институтов, гражданских и военных вузов,

с которыми у кафедры налажено творческое взаимодействие.

Это тоже многолетняя традиция, именуемая Днем гироскопи-ста. Она исключительно важна, поскольку дает внешнюю независимую оценку не только курсантам, но и преподавателям, командирам -всему коллективу. Такой подход привлекает молодых людей, чувствующих в себе силы, с «искрой» в глазах и вкусом к познанию нового.

Со времен первых университетов на повестке дня стоит вопрос: что важнее в вузе - учебное или научное? Прагматичное настоящее время, казалось бы, склоняет чашу весов в пользу приоритета учебной работы, а в ней - на получение практических навыков по конкретной первичной офицерской должности. Это следует из образовательных стандартов последнего поколения, квалификационных требований к подготовке выпускников. Однако опыт развития кафедры подтверждает тот факт, что научное конвертируется в учебное, а наоборот - большая редкость.

Упор на науку в подготовке нашего специалиста много стоит. Прежде всего, он обеспечивает получение фундаментальных знаний курсантами и как ничто другое формирует способность к самообучению. Проявившие себя в научной работе курсанты, а таких немало, впоследствии легко и быстро осваивают должность, качественно осуществляют КП и АГО. Они уже сегодня подготовлены к выполнению тех задач, которые выйдут на повестку дня через пять или десять лет. Однако это не просто реализовать в вузе, и большим подспорьем здесь является личный пример преподавателя кафедры.

Преподаватель с хорошим научным заделом способен решать любые нестандартные задачи, ставить цели и достигать высоких результатов. Он самостоятельно, осознанно поддерживает и повышает свою квалификацию, готов увлечь личным примером учеников. Его

научные результаты, как правило, актуальны, интересны курсантам и легко вписываются в образовательный процесс для пользы подготовки специалиста. Мы стремимся к тому, чтобы курсант испытывал гордость за преподавателей, которые его учат. И сегодня кафедра может себе позволить не просто поддерживать требуемый процент лиц с учеными степенями, а готовить грамотные молодые кадры на смену ветеранам.

Поэтому важнейшим приоритетом является научная деятельность. Научная школа «Навигация и прицеливание ракет» - еще одна точка взаимодействия профессора и курсанта, и одновременно мощный рычаг воспитания, привития любви к выбранной профессии, мотивации в дальнейшей службе. Сегодня 100% курсантов 4-5 курсов являются исполнителями различных научно-исследовательских работ, выполняемых кафедрой. Конечно, не все выпускники станут большими учеными. Но каждому из них выпадает счастливый шанс почувствовать «вкус к науке».

Сама специальность на стыке геодезии, систем управления и навигации ей способствует. Кафедра стремится привлечь и наиболее подготовленных курсантов старших курсов, что позволяет надежно формировать кадровый задел. Такая работа получает высокие оценки на профильных конференциях и конкурсах, в том числе всероссийского уровня. На кафедре много лет успешно работает адъюнктура и осуществляется подготовка докторантов. Хорошей традицией является участие ведущих ученых в конференциях высокого уровня с публикацией материалов исследований в рецензируемых научных изданиях. Вовлеченность профессоров в мировую геодезическую науку обеспечивается и членством в Академии навигации и управления движением. Формальные показатели укомплектованности кафедры учеными находятся на уровне ведущих столичных техни-

ческих вузов, что является залогом высокого уровня теоретической подготовки курсантов.

Необходимым условием успешной подготовки является практическая работа курсанта. Ее доля в общем объеме учебного времени достаточно велика. Привитие твердых практических навыков традиционно достигается освоением геодезических приборов, средств навигации прицеливания и контроля точностных характеристик с последующей многочасовой практической работой в полевых условиях. Здесь неоценим боевой и практический опыт решения задач КП и АГО, носителями которого являются офицеры, назначенные на преподавательские должности из войск, имеющие боевой опыт.

Каждый курсант готовится к тому, что подсказать ему в войсках часто будет некому. Поэтому получение высокой оценки предполагает проявление самостоятельности при решении практической задачи в сочетании с ответственностью за конечный результат своего труда. Важным этапом формирования этих качеств у выпускника является войсковая стажировка в выполнении обязанностей по первичной офицерской должности. Она организуется при взаимодействии с заказчиком - службой КП и АГО РВСН - во время проведения геодезической подготовки в боевых дивизиях. Причем выпускники направляются малыми группами (до 3 человек) в ракетные соединения, где предполагается прохождение их дальнейшей службы.

Упор на практику давно стал визитной карточной кафедры в глазах курсантов всего филиала. Благодаря ему кафедра легко вписалась в так называемый «компетентност-ный подход» перспективной модели профессионального образования.

В статье приводится опыт организации подготовки специалистов для решения задач службы КП и АГО РВСН. Во главу угла подготовки ставятся

выполняемые выпускниками кафедры профессиональные задачи, связанные с определением с высокой точностью исходных геодезических данных для систем управления ракет и операций контроля прицеливания ракеты по направлению. Подготовка таких специалистов проводится как на современных, применяемых в войсках, так и перспективных, разрабатываемых научными организациями и промышленностью, автоматизированных геодезических и гравиметрических средствах, гироскопических устройствах определения азимута. Сформированные десятилетиями традиции кафедры позволяют решать самые сложные задачи, возникающие как в образовательной, так и научной деятельности. Несомненно, этот накопленный положительный опыт подготовки высококвалифицированных специалистов для Ракетных войск стратегического назначения целесообразно учитывать при подготовке и других специальностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Черток, Б.Е. Ракеты и люди - М.: Машиностроение, 1999. 2-е изд. 416 с.

2. Волков, ЛИ. Системы управления межконтинентальных баллистических ракет / Л. И. Волков, А. И. Прокудин, В. С. Гаврилов. -М.: АООТ «Политех-4», 1995. 186 с.

3. Военная академия РВСН имени Петра Великого (филиал, г. Серпухов). Образовательные программы [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://svirvmo. ru/obrazovanie/obrazovatelnaya -programma/ - загл. с экрана.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 24.05.06 «Системы управления летательными аппаратами (уровень специалитета)». Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 1032.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.