Научная статья на тему 'ВАЖНОСТЬ "ПЕРВОГО ШАГА" АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕВОЙСКОВОЙ ПОДГОТОВКИ'

ВАЖНОСТЬ "ПЕРВОГО ШАГА" АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕВОЙСКОВОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ / ОБЩЕВОЙСКОВАЯ ПОДГОТОВКА / MILITARY EDUCATION / TRAINING OF OFFICERS / ADAPTATION / COMBINED ARMS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брусов Дмитрий Юрьевич

В статье рассмотрены особенности проведения общевойсковой подготовки курсантов вузов Ракетных войск стратегического назначения в 2019 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брусов Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF THE "FIRST STEP" ADAPTATION OF CADETS TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE HIGHER MILITARY ENGINEERING SCHOOL AS AN ELEMENT OF GENERAL MILITARY TRAINING

The article considers the combined-arms training of cadets in the Strategic Missile Forces universities in 2019.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОСТЬ "ПЕРВОГО ШАГА" АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕВОЙСКОВОЙ ПОДГОТОВКИ»

чСШВЖШО

Д.Ю. БРУСОВ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

D.YU. BRUSOV

ВАЖНОСТЬ «ПЕРВОГО ШАГА»

IMPORTANCE OF THE «FIRST STEP»

АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕВОЙСКОВОЙ ПОДГОТОВКИ

ADAPTATION OF CADETS ТО THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE HIGHER MILITARY ENGINEERING SCHOOL AS AN ELEMENT OF GENERAL MILITARY TRAINING

Сведения об авторе. Брусов Дмитрий Юрьевич - главный инспектор отдела военного образования Ракетных войск стратегического назначения, подполковник (Московская обл., п. Власиха. E-mail: ovo-rvsn@bk. ru).

Аннотация. В статье рассмотрены особенности проведения общевойсковой подготовки курсантов вузов Ракетных войск стратегического назначения в 2019 году.

Ключевые слова: военное образование, подготовка офицерских кадров, адаптационный период обучения, общевойсковая подготовка.

Information about the author. Dmitry Brusov - the chief inspector of the Military Education Department of Strategic Missile Forces, lieutenant colonel, (Vlasiha, moscow area. E-mail: ovo-rvsn@bk. ru).

Summary. The article considers the combined-arms training of cadets in the Strategic Missile Forces universities in 2019.

Keywords: military education, training of officers, adaptation, combined arms training.

НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ 2019 № 6 (21)

Ежегодно вузы Ракетных войск

стратегического назначения испытывают серьезные трудности, связанные с адаптацией выпускников средних образовательных школ к обучению в военном вузе. Жесткий регламент служебного времени, проживание в казарме, тренажи и физическая нагрузка -все это, совместно с недостаточными навыками самостоятельного планирования личного времени, серьезно затрудняют обучение в военном вузе курсантов первых курсов.

До 2019 года организация и содержание общевойсковой подготовки нового набора не учитывали необходимость адаптации курсантов к обучению в вузе и были направлены, в первую очередь, на их подготовку к действиям в бою, развитие физических качеств, фор-

мирование исполнительности, строевой подтянутости и убежденности в правильном выборе профессии. Программа общевойсковой подготовки не позволяла на должном уровне реализовывать мероприятия компенсационно-адаптивного ха-

рактера ввиду отсутствия учебного времени, в том числе в часы самостоятельной подготовки.

Для устранения этого недостатка в 2018/19 учебном году управлением военного образования Главного управления кадров

лтр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ш

Прт

I

Министерства обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными органами военного управления видов и родов войск, военными вузами разработаны и введены в действие «Методические рекомендации по организации общевойсковой подготовки курсантов первых курсов военных образовательных организаций высшего образования и военных профессиональных образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации». Благодаря совместной целенаправленной работе удалось максимально адаптировать программу общевойсковой подготовки курсантов первых курсов к требованиям, предъявляемым в ходе их дальнейшего обучения в военном вузе.

В 2019 году общевойсковая подготовка в вузах Ракетных войск стратегического назначения была успешно проведена, появилась возможность подвести первые

«

Легко в учении-тяжело в походе, тяжело в учении -легко в походе».

Александр Суворов

итоги. Удалось добиться того, что важную роль в ходе первого месяца обучения курсантов, в период прохождения ими общевойсковой подготовки, играют мероприятия адаптационного периода, включающие в себя дополнительные занятия по организации самостоятельной подготовки, консультации с преподавателями, определение порядка работы с библиотечным фондом вуза, электронной библиотекой и др.

Впервые направленность общевойсковой подготовки курсантов определяется спецификой видовой (родовой) принадлежности вуза. Так, ее особенностью для вузов Ракетных войск стратегическо-

го назначения является целенаправленная подготовка курсантов к успешному освоению точных дисциплин (физики, математики) в соответствии с выбранной специальностью. Новая программа общевойсковой подготовки позволяет не только успешно освоить общевоенные дисциплины, но и максимально адаптирует курсанта-первокурсника к обучению в высшей школе, дает краткий обзор предстоящих к изучению дисциплин.

Содержательная часть программы общевойсковой подготовки в вузах Ракетных войск стратегического назначения представлена в таблице 1.

Анализ общевойсковой подготовки 2019 года показал, что в ходе ее проведения удалось сократить (привести в соответствие с требованиями высшей военной школы) нагрузку на преподавателей и обучаемых, прежде всего за счет оптимизации объема

Таблица 1

Дисциплина Всего часов учебных занятий С преподавателем Самостоятельная работа Примечание

до 2019 г. с 2019 г. до 2019 г. с 2019 г. до 2019 г. с 2019 г.

Тактическая подготовка 86 40 58 38 28 2

Огневая подготовка 55 33 38 26 17 7

Инженерная подготовка 17 11 12 10 5 1

РХБ защита 10 11 6 10 4 1

Общевоинские уставы ВС РФ 20 14 10 8 10 6

Военно-политическая подготовка 16 17 12 16 4 1

Строевая подготовка 20 16 10 14 10 2

Физическая подготовка 25 18 18 18 7 -

Военная топография 10 7 6 6 4 1

Военно-медицинская подготовка 20 9 14 8 6 1

Основы безопасности военной службы 20 11 14 10 6 1

Полевой выход 30 20 30 20 - -

Введение в специальность (резерв времени) - 4 - 4 - - Введено с 2019 г.

Подготовка по связи - 5 - 4 - 1

УПДП 14 - 12 - 4 - Исключено с 2019 г.

Основы выживаемости 14 - 10 - 4 -

ИТОГО: 327 216 220 192 107 24

НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ 2019 №6(21)

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Таблица 2

Учебный год Прохождение контрольной полосы Тактическая подготовка Инженерная подготовка РХБЗ Физическая подготовка Военная топография Военно-медицинская подготовка Итоговая оценка

2019/20 3,96 3,69 3,97 4,09 4,15 4,05 4,15 3,9

2018/19 3,98 3,69 3,77 4,0 3,98 3,85 4,08 3,61

2017/18 3,77 3,81 3,79 4,1 4,18 3,95 4,2 3,82

2016/17 3,85 3,71 3,82 4,06 4,0 3,87 4,21 3,93

отдельных учебных дисциплин без ущерба для их содержания, которые приведены в соответствие с программами боевой подготовки войск. Так, сокращено время на тактическую, огневую, военно-медицинскую и инженерную подготовки, проведено рациональное перераспределение времени между аудиторной и вне-

аудиторной нагрузкой. Большая часть времени отводится теперь на занятия с преподавателем, а не на самостоятельную работу, к которой обучаемые еще не готовы (например, сокращена на 20 часов самостоятельная работа по тактической подготовке). В полной мере в вузах Ракетных войск стратегического назначе-

ния для достижения учебных целей использованы такие резервы времени курсантов, как полевой выход, тренажи, мероприятия спортивно-массовой работы.

Образовавшиеся часы позволили помимо адаптационных мероприятий, предусмотренных программой общевойсковой подготовки (введение в специальность, самостоятельная подготовка), провести дополнительные «вводные» занятия по наиболее сложным дисциплинам инженерного профиля (математика, физика), позволяющие курсанту-первокурснику максимально быстро адаптироваться к дальнейшему обучению по выбранной специальности.

Следует особо отметить, что изменения в программе проведения общевойсковой подготовки в 2019 году, ее организация и проведение с курсантами первых курсов вузов Ракетных войск стратегического назначения не повлекли за собой срыва в достижении целей «классической» общевойсковой подготовки, что вполне подтверждается ее результатами, представленными в таблице 2.

Считаю, что внедренные в 2019 году новые подходы к проведению общевойсковой подготовки с курсантами первых курсов полностью себя оправдали и окажут положительное влияние на дальнейшее успешное освоение обучаемыми основных профессиональных образовательных программ инженерного профиля, повысят успеваемость курсантов в ходе первого семестра обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.