Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПОЛИТРАБОТНИКОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В 1970–80-Е гг. (НА ОПЫТЕ ВУЗОВ РВСН)'

ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПОЛИТРАБОТНИКОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В 1970–80-Е гг. (НА ОПЫТЕ ВУЗОВ РВСН) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
офицерские кадры / военно-политическая работа / история подготовки офицеров-воспитателей в РВСН / военно-научная школа / философия педагогики военного образования / традиции и обычаи РВСН / преемственность / педагогическая культура преподавателя высшей военной школы / officer cadres / military-political work / history of training of officers-educators in the Strategic Missile Forces / military scientific school / philosophy of pedagogy of military education / traditions and customs of the Strategic Missile Forces / continuity / pedagogical culture of a teacher of a higher military school

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беляков Б. Л., Беркут В. П., Семизоров Н. И., Смирнов Е. В., Шинкевич В. Е.

В статье рассмотрена практика и особенности подготовки офицерских кадров политработников Вооруженных сил Советского Союза в последнем десятилетии его существования. Прежде всего авторским коллективом описан опыт организации образовательного процесса в военно-политических училищах ракетных войск стратегического назначения, включения в подготовку офицеров-политработников обязательной инженерной, тактической компоненты, обеспечения формирования не только умений вести военно-политическую и воспитательную работу с подчиненными, но и практических навыков как номеров Н. И. Семизоров боевых расчетов и дежурных смен, способных принимать при необходимости самостоятельные грамотные и обоснованные решения, связанные с боевым применением доверенного вооружения и техники при выполнении поставленной боевой задачи. В статье авторы с благодарностью вспоминают своих преподавателей, внесших достойный вклад в формирование системы подготовки политработников, способных занять достойное место в обеспечении высокой боевой готовности частей и подразделений РВСН. Выводы статьи основаны на результатах анализа собственного овладения профессиональными знаниями на начальном этапе своего профессионального обучения, а в дальнейшем на основе опыта личной военной службы каждого автора в органах военного управления, военно-политической работы, педагогической деятельности на кафедрах социально-гуманитарных и военно-специальных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Беляков Б. Л., Беркут В. П., Семизоров Н. И., Смирнов Е. В., Шинкевич В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF PROFESSIONAL TRAINING OF POLITICAL WORKERS OF THE ARMED FORCES IN 1970S AND 1980S (ON THE EXPERIENCE OF THE UNIVERSITIES OF THE STRATEGIC MISSILE FORCES)

The article considers the practice and features of training officer cadres of political workers of the Armed Forces of the Soviet Union in the last decade of its existence. Firstly, the authors describe the experience of organizing the educational process in the military-political schools of the Strategic Missile Forces (SMF), including the obligatory engineering, tactical component in the training of political officers, ensuring the formation of not only the skills to conduct military-political and educational work with subordinates, but also the formation practical skills as numbers of combat crews and duty shifts, capable of making, if necessary, independent competent and well-grounded decisions related to the combat use of trusted weapons and equipment in the performance of the assigned combat mission. Besides, the authors remember gratefully their teachers who made a worthy contribution to the formation of a system of training political workers capable of taking a rightful place in ensuring high combat readiness of units and subunits of the Strategic Missile Forces. The conclusions of the article are based on the results of the analysis of the authors’ own mastery of professional knowledge at the initial stage of the professional training, and later on the experience of personal military service of each author in the military command, militarypolitical work, pedagogical activity at the departments of social-humanitarian and military-special disciplines.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПОЛИТРАБОТНИКОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В 1970–80-Е гг. (НА ОПЫТЕ ВУЗОВ РВСН)»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2, № 6. С. 35-48. Domestic and foreign pedagogy. 2021. Vol. 2, no. 6. P. 35-48. Научная статья УДК 378.1

doi: 10.24412/2224-0772-2021-81-35-48

ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПОЛИТРАБОТНИКОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В 1970-80-Е гг. (НА ОПЫТЕ ВУЗОВ РВСН)

Б. Л. Беляков

Борис Львович Беляков1, Виктор Петрович Беркут2, Николай Иванович Семизоров3, Евгений Валерьевич Смирнов4, Владимир Ефимович Шинкевич5

1 2 4 Военная академия РВСН имени Петра Великого (ВА РВСН), Балашиха, Россия 3 филиал Военной академии РВСН имени Петра Великого (ВА РВСН), Серпухов, Россия

5 Сибирский юридический институт (СибЮИ) МВД РФ, Красноярск, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 semizorovni @mail.ru

4 [email protected]

5 [email protected]

В. П. Беркут

Аннотация. В статье рассмотрена практика и особенности подготовки офицерских кадров политработников Вооруженных сил Советского Союза в последнем десятилетии его существования. Прежде всего авторским коллективом описан опыт организации образовательного процесса в военно-политических училищах ракетных войск стратегического назначения, включения в подготовку офицеров-политработников обязательной инженерной, тактической компоненты, обеспечения формирования не только умений вести военно-политическую и воспитательную работу с подчиненными, но и практических навыков как номеров боевых расчетов и дежурных смен, способных

© Беляков Б.Л., 2021 © Беркут В.П., 2021 © Семизоров Н.И., 2021 © Смирнов Е.В., 2021 © Шинкевич В.Е., 2021

Н. И. Семизоров

Е. Смирнов

В. Е. Шинкевич

принимать при необходимости самостоятельные грамотные и обоснованные решения, связанные с боевым применением доверенного вооружения и техники при выполнении поставленной боевой задачи. В статье авторы с благодарностью вспоминают своих преподавателей, внесших достойный вклад в формирование системы подготовки политработников, способных занять достойное место в обеспечении высокой боевой готовности частей и подразделений РВСН. Выводы статьи основаны на результатах анализа собственного овладения профессиональными знаниями на начальном этапе своего профессионального обучения, а в дальнейшем на основе опыта личной военной службы каждого автора в органах военного управления, военно-политической работы, педагогической деятельности на кафедрах социально-гуманитарных и военно-специальных дисциплин.

Ключевые слова: офицерские кадры, военно-политическая работа, история подготовки офицеров-воспитателей в РВСН, военно-научная школа, философия педагогики военного образования, традиции и обычаи РВСН, преемственность, педагогическая культура преподавателя высшей военной школы

Для цитирования: Беляков Б. Л., Беркут В. П., Семизоров Н. И., Смирнов Е. В., Шинкевич В. Е. Практика профессиональной подготовки кадров политработников Вооруженных сил в 197080-е гг. (на опыте вузов РВСН) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2, № 6. С. 35-48. аок 10.24412/2224-0772-2021-81-35-48

Original article

Practice of professional training of political workers of the armed forces in 1970s and 1980s (on the experience of the universities of the strategic missile forces)

Boris L. Belyakov1, Viktor P. Berkut2, Nikolay I. Semizorov3,

Evgeny V. Smirnov4, Vladimir E. Shinkevich5

i, i 4 Peter the Great Military Academy

of the Strategic Missile Forces, Balashikha, Russia

3 Branch of the Peter the Great Military Academy

of the Strategic Missile Forces, Serpukhov, Russia

5 Siberian Law Institute (SibLI) of the Ministry

of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnoyarsk, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

3 semizorovni @mail.ru

4 [email protected]

5 [email protected]

Abstract. The article considers the practice and features of training officer cadres of political workers of the Armed Forces of the Soviet Union in the last decade of its existence. Firstly, the authors describe the experience of organizing the educational process in the military-political schools of the Strategic Missile Forces (SMF), including the obligatory engineering, tactical component in the training of political officers, ensuring the formation of not only the skills to conduct military-political and educational work with subordinates, but also the formation practical skills as numbers of combat crews and duty shifts, capable of making, if necessary, independent competent and well-grounded decisions related to the combat use of trusted weapons and equipment in the performance of the assigned combat mission. Besides, the authors remember gratefully their teachers who made a worthy contribution to the formation of a system of training political workers capable of taking a rightful place in ensuring high combat readiness of units and subunits of the Strategic Missile Forces. The conclusions of the article are based on the results of the analysis of the authors' own mastery of professional knowledge at the initial stage of the professional training, and later on the experience of personal military service of each author in the military command, military-political work, pedagogical activity at the departments of social-humanitarian and military-special disciplines.

Keywords: officer cadres, military-political work, history of training of officers-educators in the Strategic Missile Forces, military scientific school, philosophy of pedagogy of military education, traditions and customs of the Strategic Missile Forces, continuity, pedagogical culture of a teacher of a higher military school

For citation: Belyakov B. L., Berkut V. P., Semizorov N. I., Smirnov E. V., Shinkevich V. E. Practice of professional training of political workers of the armed forces in 1970s and 1980s (on the experience of the universities of the strategic missile forces). Domestic and Foreign Pedagogy. 2021;2(6):35-48. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2021-81-35-48

Введение. В современной философской мысли, военно-педагогической теории и практике возрастает интерес к качественному совершенствованию существующей системы подготовки воспитателей [11; 12], военно-политической работы со всеми категориями личного состава

ВС РФ [13], подготовки профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений, личности офицера-воспитателя [9], образовательной и культурной среде, способствующих гармонизации сознания, обучению и воспитанию офицерских кадров армии и флота, укреплению российской государственности, национальной и военной безопасности [10, с. 86-92], социализации военнослужащих и самореализации их как личностей защитников Отечества [2, с. 15-17].

Цель статьи. Проанализировать практику и особенность подготовки офицерских кадров политработников Вооруженных сил Советского Союза в последнем десятилетии его существования, определить приемлемые и эффективные подходы в подготовке кадров для использования в выстраивании современной системы подготовки офицеров-воспитателей современных Вооруженных сил России.

Методология и методы исследования. В статье отражена авторская приверженность принципам российской государственности, стремление к беспристрастности, объективности и критичности при анализе опыта подготовки кадров для военно-политической работы в контексте исторической ретроспективы. Объектом работы является система военного образования офицерских кадров, ее трансформация в процессе изменения и развития. Предметом исследования выступает практика профессиональной подготовки кадров политработников Вооруженных сил в 1970-80-е гг. При подготовке статьи, выводного знания авторами использовались общенаучные методы: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение и синтез. В качестве основных методов анализа избраны военно-акмеологический [14, с. 55-67], историко-педагоги-ческий и сравнительный подходы к осуществляемому конкретному социологическому исследованию.

Результаты исследования

История подготовки военно-политических кадров ракетных войск стратегического назначения (РВСН) — заместителей командиров по политической части, помощников по работе с личным составом, заместителей по воспитательной работе — всегда связана с особенностями военно-политической обстановки в мире и в нашей стране, со стратегическим курсом государственного и военного строительства. Сегодня командование РВСН делает все возможное, чтобы данный вид Вооруженных сил был гарантом политической и военной безопасности России [15].

При этом не стоит забывать, что славная советская история военно-политической работы в РВСН сменилась «смутным временем» в последнем десятилетии ХХ века — начале третьего тысячелетия, после реализации в военном строительстве принципов «армия вне политики», гражданского контроля процесса военного реформирования, ликвидации института заместителей командиров по политической части и иных реформ. И хотя история не знает сослагательного наклонения, но позволяет всем заинтересованным сторонам извлечь уроки и исправить положение дел. Не углубляясь в дискуссию «кто прав, а кто виноват?», предлагаем просто обратиться к фактам, первоисточникам и мнению тех людей, кто целиком посвятил свою жизнь службе Отечеству и политической работе в РВСН [4].

Основоположником школы политработников РВСН справедливо называют начальника Политического управления РВСН (1970-1987), Героя Советского Союза генерал-полковника П. А. Горчакова [6; 7]. Под его руководством и при непосредственном участии не только был создан военно-политический факультет Ростовского ВВКИУ (далее — ВПФ, «политфак», начальники — полковники И. М. Сосновский (1967-1973), А. М. Скрипай (1973-1974), М. Н. Зайцев (1974-1978), осуществившие

II наборов (1967-1977) и 8 выпусков офицеров-политработников), но и сформировано в 1977 году на базе существующего военного училища высшее военно-политическое училище имени Маршала Советского Союза С. С. Бирюзова (далее — Рижское ВВПКУ), которое осуществило в дальнейшем 14 наборов и выпусков для восполнения вакантных должностей заместителей командиров по политической части. Кроме того, офицеров-политработников для РВСН традиционно готовила Военно-политическая академия им. В. И. Ленина (с 1994 года — Военный университет МО РФ). Справедливости ради необходимо отметить, что по сравнению с иными видами и родами войск институт политработников-воспитателей РВСН в первые постсоветские десятилетия меньше всех пострадал от сокращений и реорганизаций, во многом из-за понимания их роли Маршалом Российской Федерации И. Д. Сергеевым, в то время занимавшим пост министра обороны Российской Федерации (далее — МО РФ), начальником Главного управления кадров МО РФ генерал-полковником И. Г. Паниным и начальником Управления кадров РВСН генерал-лейтенантом В. В. Федоровым, знавшими проблемы войск не понаслышке, а глубоко, изнутри [7]. За неутешительной статистикой

подготовки офицеров-воспитателей постсоветской истории просматривается одна опасная тенденция — мы (высшая военная школа РФ) до сих пор во многом существуем за «счет» потенциала, созданного в советский период школой подготовки военных политработников.

Вот почему огромное значение для формирования современной системы подготовки офицеров органов военно-политической работы имеет уникальный опыт подготовки кадров, описанный в книге воспоминаний начальника кафедры научного коммунизма Рижского ВВПКУ полковника

A. П. Демиденко «На службе долгу и истине» [8], вышедшей в 2012 году. В апреле 2021 года Рижскому ВВПКУ исполнилось 90 лет. Его начальник

B. М. Михайлов (1977-1986), участник Великой Отечественной войны, генерал-майор в отставке, готовясь к очередной встрече ветеранов-выпускников, в своих воспоминаниях (оставляем текст в авторской редакции как наследие великого политработника современности, живой легенды истории РВСН.— Прим. Б. Б.) отмечал: «Постановлением Совета Министров СССР от 13 мая 1977 г. и Приказом Министра обороны СССР от 20 июня того же года на базе Рижского высшего командно-инженерного училища было создано Рижское ВВПКУ, в состав которого включен политический факультет Ростовского высшего командно-инженерного училища. Высокая честь стать первым начальником вновь образованного училища была доверена автору этих строк. Так началась новая страница в истории РВСН, в деле подготовки высококвалифицированных кадров военных воспитателей для ракетных войск. Мы, руководители, командиры, профессорско-преподавательский состав, считали своим долгом сеять в сердце каждого курсанта — будущего офицера семена уважительного отношения к солдату, полагая, что такое наследство с великой пользой скажется на всей их дальнейшей службе. У нас было правилом, чтобы каждый офицер служил для обучаемых моральным эталоном в соблюдении нравственных и уставных норм во взаимоотношениях между старшими и младшими. Надеюсь, добрые семена взошли в их деятельности. Ныне в ВС РФ нет специфических высших военных училищ, готовящих офицеров-воспитателей. Думается, это временное явление. Ведь если считается необходимым готовить специалистов с высшим образованием для служб тыла, то офицер-воспитатель тем более должен быть подготовлен в целевом вузе. К тому же единственному в стране Военному университету МО РФ едва ли удастся подготовить достаточное количество офицеров-воспитателей, с учетом проблем, решаемых различными видами и родами

войск. Между тем, опыт работы выпускников Рижского ВВПКУ показал, что они не только успешно выполняют задачи в качестве воспитателей, но одновременно способны уверенно нести боевое дежурство на пунктах боевого управления всех уровней номерами боевых расчетов. И это неудивительно. Учебные планы, программы подготовки „политфаковцев" были составлены с учетом особой роли человеческого фактора в РВСН, где боевое дежурство является высшей формой поддержания боевой готовности войск и оружия, выполнением задачи особой важности по обеспечению безопасности нашей Родины».

На кафедрах, где начальниками были А. А. Кобенко, П. И. Зенин, Н. М. Ильичев, М. И. Шайкин, курсантов вооружали необходимыми знаниями, методами воспитания личного состава в духе гордости и ответственности за службу в ракетных войсках. Кафедры под их руководством всегда уделяли большое внимание подготовке будущих воспитателей к работе по комплектованию дежурных боевых смен с учетом психологической совместимости, нервно-психологического состояния человека, предназначенного к несению боевого дежурства. Для этого широко применялись ситуационные задачники, заставляющие обучаемых решать различные варианты комплектования боевых смен. Такие варианты разыгрывались также при определении смен охраны и обороны стартов. Упор делался на способы глубокого изучения каждого, кто допущен к несению боевого дежурства. Подчеркивалась важность знания воспитателем личной жизни каждого солдата и сержанта, обстановки в их семьях, умения вовремя их поддержать. Главнокомандующий РВСН в 1979 году потребовал уделить особое внимание подготовке заместителей командиров групп пуска по политической части к несению дежурства первыми номерами боевых расчетов пуска. Это требование выполнялось неукоснительно. Был пересмотрен учебный план в сторону увеличения количества часов на специальную подготовку, значительное время отводилось практической работе на аппаратуре учебно-командных пунктов. Высокий уровень специальной подготовки обеспечивался кафедрами, где начальниками были С. В. Белаш, В. С. Козлов, С. В. Угольников, В. К. Князев, А. Г. Егоров, Е. М. Кальченко. Расширялась и совершенствовалась учебно-тренировочная база в интересах специальной подготовки. К услугам обучаемых имелось 16 учебно-командных пунктов с 48 боевыми расчетами, оснащенных аппаратурой, аналогичной аппаратуре командных пунктов войсковых частей, и более 150 других индивидуальных и групповых учебных тре-

нажеров, что позволило ввести практику учебно-боевого дежурства для старших курсов, проводить ежегодно трехсуточные комплексные «тактико-специальные учения». За период обучения курсанты имели возможность 44 часа работать практически в качестве основных номеров боевого расчета командных пунктов, быть готовыми сдать в частях в установленные сроки зачет на допуск права несения боевого дежурства. Анализ работы выпускников, проведенный в войсках, показал, что почти 50% из них служили непосредственно в группах пуска. Отзывы на выпускников из войск, например в 1984 г., показали, что 65,5% молодых офицеров подтвердили оценки, данные им в училище, 28% — повысили их, а в 85,6% отзывов командиры и начальники не предъявили никаких претензий к качеству подготовки наших выпускников. Интересно отметить, что с началом несения боевого дежурства авторитет молодых лейтенантов-«политфаковцев» среди сослуживцев повышался. Об этом, в частности, свидетельствовали письма выпускников в училище. Они с гордостью писали, например, что «.. .теперь меня величают не „Лехой" или „Петровым", а по имени и отчеству» и что они чувствуют себя равными среди равных и дорожат этим. Курсанты с интересом занимались в специализированном классе по общей тактике с индивидуальными лингафонными установками, обеспечивающими возможность фронтального обучения. Активно велась работа по обеспечению компьютерной грамотности курсантов. Первыми среди политических училищ в РВВПКУ была введена дисциплина «Основы устройства и применения вычислительной техники». Всего курсанты располагали 43 единицами аналоговых вычислительных машин, 6 микро- и мини-ЭВМ, 300 единицами клавишных ЭВМ различного назначения. Конечно, многое из перечисленной техники по нынешним меркам устарело. Но в то время все это было новым и полезным. Именно поэтому на училище была возложена задача обучить на трехмесячных курсах преподавателей всех аналогичных училищ. На нашей базе была проведена межвузовская конференция по проблемам компьютеризации учебно-воспитательного процесса в вузах. В конференции участвовали представители более 15 вузов. Положительно влиял на качество учебного процесса научный кадровый потенциал. Курсантов обучали пять докторов наук: Н. Н. Левин, З. Л. Зайнулин, В. Д. Князев, В. С. Любанский, Н. М. Ильичев и не менее ста кандидатов наук. Пример научных кадров вдохновлял курсантов на активную военно-научную работу. Этим они прославляли имя училища. Так, за высокие показатели

в военно-научной работе курсантов приказом Министра обороны СССР в 1985 году училище было награждено «Почетной грамотой» ЦК КПСС. Инициаторами в деле внедрения прогрессивных методов в учебный процесс выступали многие представители общественных и общенаучных дисциплин. Практически все учебные подразделения издали сборники задач и упражнений по своим дисциплинам. Стало правилом при обсуждении лекций на кафедрах уделять особое внимание тому, как в них отражен проблемный метод. Много внимания уделяли педагоги подготовке курсантов к работе в войсках, расширению их общего кругозора и во внеурочное время. Например, большой популярностью пользовалась среди будущих офицеров двухгодичная школа «Молодой лектор-международник», опекаемая инициаторами М. И. Шайкиным, А. М. Кондаковым. Ежегодно, начиная с 1983 года, осуществлялся выпуск «школьников». Слушатели школы не только посещали лекции, консультации, но и обязаны были сами выступать с международным обзором перед различной аудиторией с соответствующей оценкой и анализом прочитанной лекции со стороны педагога. В интересах курсантов действовали различные тематические утренники, устные журналы, заседания клубов под названиями «Философский клуб», «Вопросы экономики», «Офицер — важная и почетная профессия» и т.д. Под руководством С. А. Веропотвельян проводились читательские конференции. Наиболее активно их посещали курсанты офицеров А. П. Науменко, Ф. Ф. Пономаренко, А. П. Кушниренко, В. П. Мельника, В. П. Водопьянова, чьи курсы неоднократно становились «отличными». Курс Ф. Ф. Пономаренко вошел в историю училища тем, что все 100% абитуриентов, принятых на первый курс, «без потерь» пошли в войска. Командование училища создало мощную и разнообразную систему тренажеров для физической закалки курсантов, ревностно относилось к развитию большого спорта. Основными «запевалами» в этом деле были генерал-майор В. П. Глуховский, начальник кафедры А. А. Сооляттэ, М. И. Винниченко, начальники факультетов В. Т. Головин, В. Д. Куракин, А. Н. Юрьев и все начальники курсов. В 1982 году училище заняло 3-е, а в 1983-м и 1984-м — 2-е место среди вузов Министерства обороны СССР по спортивной работе. В период с 1977 по 1992 годы в училище было подготовлено 30 мастеров спорта международного класса СССР, 53 мастера спорта СССР, 152 кандидата в мастера спорта СССР. В жизни училища были и другие приятные события, вызывающие чувство гордости за службу в его стенах. Редакция журнала «Советский воин» в 1983 году опубли-

ковала содержательный материал о РВВПКУ Текст был иллюстрирован красочными фотографиями. На всю обложку журнала красовался портрет младшего сержанта П. Скорикова, командира отличного курсантского отделения. Следует отметить, что этой публикацией журнал оказал нам значительную помощь в отборе абитуриентов. На следующий год число желающих поступить в училище увеличилось на 25%, медалистов — в два раза, военнослужащих — в три раза. В 1985 году в Москве состоялось всеармейское совещание руководителей вузов и кадровых органов. Совещанием руководил министр обороны СССР, который в своем докладе отметил десять военных училищ и один военно-инженерный институт по организации подготовки кадров с лучшую сторону. В числе перечисленных РВВПКУ было названо первым. По словам министра, именно в нем более качественно решаются задачи воинского обучения и воспитания. Такая высокая оценка вызвала чувство гордости у всего коллектива училища, но главное — она обязывала к ратному труду. Спасибо курсантам, позволившим завоевать высокую оценку Министерства обороны.

Давно уже нет нашего училища, но его выпускники достойно несут знамя родного учебного заведения, добром помнят время, проведенное в его стенах, славят педагогов, учебную базу и бытовые условия. Многие бывшие выпускники успешно проявили себя на различных ответственных должностях. Управление воспитательной работы РВСН много лет, да и сейчас, укомплектовано в основном питомцами политических факультетов. Многие члены военных советов объединений, начальники отделов воспитательной работы соединений, заместители командиров частей по воспитательной работе — тоже выпускники Ростовского и Рижского училищ. Успешно работают на преподавательской стезе наши выпускники в Военном университете: доктора наук, профессора И. А. Алехин, Б. В. Воробьев, В. М. Костин, в Военной академии РВСН им. Петра Великого — Б. Л. Беляков, А. О. Деркачев, Г. В. Ососков и многие другие. К сожалению, не удалось вспомнить всех, кто этого заслуживает. Искренне прошу простить автора за это.

В 1986 г. начальником Рижского ВВПКУ назначается полковник, в дальнейшем генерал-лейтенант А. С. Сидоренко, которому суждено было стать последним его начальником. Под его руководством преобразилась территория городка училища. По заключению комиссии Главной инспекции МО СССР, в 1991 году училище было признано образцовым. А потом наступили смутные 90-е годы, прозвучали взрывы в офицерском общежитии

и на территории училища. 29 августа 1991 года — черный день в истории военно-политических вузов, да и всей страны, когда М. С. Горбачев, сдавая не только армию, но и всю страну, подписал Указ об их упразднении. Для армии начались тяжелые времена, когда даже упоминать о том, что ты офицер, преподаватель, выпускник военно-политического училища, было вроде как неприлично — ведь была провозглашена доктрина, что армия вне политики. В 1991 г. соответствующими приказами МО СССР и ГК РВСН было озвучено решение о расформировании до 1 июля 1992 г. Рижского ВВПКУ РВСН. 30 июня 1992 г. училище расформировывается. Незадолго до этого, в конце 1991 — начале 1992 г., курсанты, а также профессорско-преподавательский и командный состав училища были переведены в другие вузы РВСН и различные структуры Министерства обороны. Последний парад училища состоялся 7 ноября 1990 г. на Комсомольской набережной реки Даугавы. Последний снимок командования, преподавательского и офицерского состава училища был сделан в январе 1992 г., и последним покинул училище его начальник — генерал Сидоренко А. С.

С 1992 по 1998 год А. С. Сидоренко возглавлял Серпуховское ВВКИУ им. Ленинского комсомола, где использовал на практике весь арсенал лучших методик образовательного процесса, форм и методов политико-воспитательной работы с курсантами, сохранив и продолжив традиции «политфака» и Рижского ВВПКУ В дальнейшем, уже в должности начальника главного управления военно-учебных заведений МО РФ, он лично боролся за сохранение преподавателей и кафедр общественных наук в военных вузах. К нашему сожалению, опыт советской военно-политической работы не только оказался невостребованным, но и был предан забвению во многом из-за политической конъюнктуры, ошибочного курса военного реформирования, выстраивания модели подготовки кадров по «западным лекалам» [3, с. 7-9]. Ликвидация военно-педагогического факультета Военного университета МО, «демобилизация» — перевод кафедр социально-гуманитарного профиля на «штатские рельсы», снижение должностного статуса профессорско-преподавательского состава военных вузов, попытки коммерциализации военно-профессионального образования привели к ситуации, когда из реальной военно-политическая работа превратилась в формальную, пропагандистско-просветительную, не дающая ожидаемого эффекта и результата. Мы осознанно перегрузили данную статью фамилиями, датами и цифрами, чтобы показать, что за военно-политической работой

в РВСН стоят не только боеспособные «ракеты», боевые смены пуска и воинские коллективы, а прежде всего конкретные люди, профессионально подготовленные, беззаветно преданные своему делу и верные присяге, народу и Отечеству, воздать должное ветеранам, оставшимся в Латвии не по своей собственной воле. [1, с. 17-18].

Из воспоминаний А. С. Сидоренко, начальника Рижского ВВПКУ (19861992), генерал-лейтенанта в отставке, незадолго до его смерти записанных одним из авторов статьи — Б. Л. Беляковым, и нигде не публиковавшихся: «Политические события конца 80-х — начала 90-х годов сложились так, что коллектив училища с 1992 года волею судьбы оказался в разных местах России и стран СНГ, где продолжали педагогическую деятельность, и прежде всего в Военной академии ракетных войск имени Петра Великого, Военном инженерно-космическом университете имени А. Ф. Можайского, военно-учебных заведениях РВСН в Серпухове, Перми, Ростове-на-Дону, Краснодаре и др. И все-таки у нас была славная история. Нам есть чем гордиться. Ведь гордостью, лицом любого вуза являются его выпускники. Наши выпускники всегда проявляли героизм и беззаветную преданность Родине, внесли и продолжают вносить весомый вклад в обеспечение безопасности страны. С каждым годом пополняется список офицеров, удостоенных правительственных наград. Многие из них причастны к великим свершениям в строительстве РВСН, освоении космического пространства. Нам довелось жить в непростое время глобальных исторических перемен, последствия которых предстоит осмыслить. Но нетленными остаются такие понятия, как чувство армейского братства, верность идеалам служения Отечеству, в которых выросли и сформировались наши судьбы. И как бы жизнь ни сложилась в дальнейшем, фундамент был заложен в стенах родного для каждого училища».

Заключение

Описанный опыт подготовки офицеров-политработников, а по сути — воспитателей, на завершающем этапе существования советского государства, конечно, не является бесспорным, ибо отражает субъективный, авторский взгляд на злободневную проблему военного образования и науки, однако он может и должен быть полезным для выстраивания современной системы подготовки военно-педагогических кадров, офицеров воспитателей, призванных сформировать, посредством работы с подчиненными, надежный морально-нравственный фундамент функ-

ционирования современных Вооруженных сил России [15].

История и опыт военного образования в РВСН, политико-воспитательной, а теперь военно-политической работы, кадровый потенциал, верность боевым традициям, перспективы ВНШ вузов РВСН позволяют видеть перспективы и двигаться далее.. .[5].

Список источников

1. Акиндинов В. А. Повышение эффективности педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений МО РФ: дис. ... д-ра пед. наук. М.: ВУ, 2005. 396 с.

2. Барановский М. В. Доверие в социальном управлении военной организацией: автореферат дис. ... докт. социолог. наук. М.: ВУ, 2021. 48 с.

3. Беляков Б. Л. Национальные традиции и обычаи офицерского корпуса России (истори-ко-социологический анализ): монография. М.: ВА РВСН, 2005. 197 с.

4. Беляков Б. Л., Нестеров В. В., Рудаев С. А. и др. Военно-педагогическая школа РВСН: история, состояние, перспективы развития // Анализ состояния, проблем и перспектив развития современного образования: коллективная монография. Петрозаводск: Новая наука, 2021. С. 256-271.

5. Беляков Б. Л., Шинкевич В. Е. Феномен «патриотизма» в социально-гуманитарной и научной традиции // Гуманитарный вестник ВА РВСН. 2021. № 1 (23). С. 32-38.

6. Горчаков П. А. Время тревог и побед. М.: Воениздат, 1977. 272 с.

7. Группа (рота, батарея) — центр политико-воспитательной работы / под общ. ред. генерал-полковника Горчакова П. А. Изд. 3-е, дополн. М.: Полит. управление РВ, 1980. 168 с.

8. Демиденко А. П. На службе долгу и истине. М.: ИПО ЦБТИ, 2012. 276 с.

9. Институт военно-политической работы в ВС РФ. Выступление зам. министра обороны — начальника Главного военно-политического управления ВС РФ А. В. Каргаполова 1 сентября 2018 года в Военном университете МО РФ // Красная звезда. 03.09.2018. № 94.

10. Ксенофонтов В. А. Патриотизм и проблемы патриотического воспитания в контексте вызовов современности: монография. Минск: ВА РБ, 2015. 253 с.

11. О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 [Электронный ресурс]. URL: https:// base.garant.ru/70170936/ (дата обращения: 24.11.2021 г.).

12. О введении института военно-политической работы в ВС РФ: Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2018 г. № 454 [Электронный ресурс]. URL:https://base.garant. ги/72001566/(дата обращения 24.11.2021 г.)

13. Об организации военно-политической работы в ВС РФ: Приказ Министра обороны от 22 июля 2019 г.[Электронный ресурс]. URL: https://vii.sfu-kras.ru/images/pdf/Prikaz_M0_RF_404. pdf (дата обращения 24.11.2021 г.).

14. Основы инженерной психологии и эргономики: учебное пособие / под ред. Н. А. Баранчука и А. В. Проворова. Балашиха: ВА РВСН, 2018. 243 с.

15. Ракетные войска стратегического назначения. 1959-2019 / под общ. ред. командующего РВСН генерал-полковника С. В. Каракаева. М.: МО РФ, Командование РВСН, 2019. 319 с.

16. Шинкевич В. Е., Евтихов О. В., Маслодудова Н. В. и др. Совершенствование процесса формирования профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел: акмеоло-гический аспект: монография. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2018. С. 186.

References

1. Akindinov V. A. Povyshenie effektivnosti pedagogicheskoj deyatel'nosti professorsko-

prepodavatel'skogo sostava vysshih voenno-uchebnyh zavedenij MO RF: dis. ... d-ra ped. nauk. M.: VU, 2005. 396 s. [In Rus].

2. Baranovskij M. V. Doverie v social'nom upravlenii voennoj organizaciej: avtoreferat dis. ... dokt. sociolog. nauk. M.: VU, 2021. 48 s. [In Rus].

3. Belyakov B. L. Nacional'nye tradicii i obychai oficerskogo korpusa Rossii (istoriko-socio-logicheskij analiz): monografiya. M.: VA RVSN, 2005. 197 s. [In Rus].

4. Belyakov B. L., Nesterov V. V., Rudaev S. A. i dr. Voenno-pedagogicheskaya shkola RVSN: istoriya, sostoyanie, perspektivy razvitiya // Analiz sostoyaniya, problem i perspektiv razvitiya sovremennogo ob-razovaniya: kollektivnaya monografiya. Petrozavodsk: Novaya nauka, 2021. S. 256-271. [In Rus].

5. Belyakov B. L., SHinkevich V. E. Fenomen «patriotizma» v social'no-gumanitarnoj i nauchnoj tradicii // Gumanitarnyj vestnik VA RVSN. 2021. № 1 (23). S. 32-38. [In Rus].

6. GorchakovP. A. Vremya trevog i pobed. M.: Voenizdat, 1977. 272 s. [In Rus].

7. Gruppa (rota, batareya) — centr politiko-vospitatel'noj raboty / pod obshch. red. general-polkovnika Gorchakova P. A. Izd. 3-e, dopoln. M.: Polit. upravlenie RV, 1980. 168 s. [In Rus].

8. Demidenko A. P. Na sluzhbe dolgu i istine. M.: IPO CBTI, 2012. 276 s. [In Rus].

9. Institut voenno-politicheskoj raboty v VS RF. Vystuplenie zam. ministra oborony — nachal'nika Glavnogo voenno-politicheskogo upravleniya VS RF A. V. Kargapolova 1 sentyabrya 2018 goda v Voen-nom universitete MO RF // Krasnaya zvezda. 03.09.2018. № 94. [In Rus].

10. Ksenofontov V. A. Patriotizm i problemy patrioticheskogo vospitaniya v kontekste vyzovov sovremennosti: monografiya. Minsk: VA RB, 2015. 253 s. [In Rus].

11. O dal'nejshem sovershenstvovanii voennoj sluzhby v Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta

Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2012 goda № 604 [Elektonny resurs]. URL: https://base.garant. ru/70170936/ (data obrashcheniya: 24.11.2021 g.). [In Rus].

12. O vvedenii instituta voenno-politicheskoj raboty v VS RF: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 30 iyunya 2018 g. № 454 [Elektonny resurs]. URL: https://base.garant.ru/72001566/(data obrashcheniya 24.11.2021 g.) [In Rus].

13. Ob organizacii voenno-politicheskoj raboty v VS RF: Prikaz Ministra oborony ot 22 iyulya 2019 g. [Elektonny resurs]. URL: https://vii.sfu-kras.ru/images/pdf/Prikaz_MO_RF_404.pdf (data obrashcheniya: 24.11.2021 g.). [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Osnovy inzhenernoj psihologii i ergonomiki: uchebnoe posobie / pod red. N. A. Baranchuka i A. V. Provorova. Balashiha: VA RVSN, 2018. 243 s. [In Rus].

15. Raketnye vojska strategicheskogo naznacheniya. 1959-2019 / pod obshch. red. komanduyush-chego RVSN general-polkovnika S. V. Karakaeva. M.: MO RF, Komandovanie RVSN, 2019. 319 s. [In Rus].

16. Shinkevich V. E., Evtihov O. V., Maslodudova N. V. i dr. Sovershenstvovanie processa formiro-vaniya professional'noj kompetentnosti sotrudnikov organov vnutrennih del: akmeologicheskij aspekt: monografiya. Krasnoyarsk: SibYUI MVD Rossii, 2018. S. 186. [In Rus].

Информация об авторах

Беляков Б. Л.— доктор философских наук, профессор Беркут В. П.— доктор философских наук, профессор Семизоров Н. И.— кандидат философских наук, профессор Смирнов Е. В.— кандидат философских наук, доцент Шинкевич В. Е.— доктор социологических наук, доцент

Information about the authors

Belyakov B. L.— Dr. Sc. (Philosophy), Professor Berkut V. P.— Dr. Sc. (Philosophy), Professor Semizorov N. I.— PhD (Philosophy), Professor Smirnov E. V.— PhD (Philosophy), Associate Professor Shinkevich V. E.— Dr. Sc. (Sociology), Associate Professor

Статья поступила в редакцию 13.09.2021; одобрена после рецензирования 04.10.2021; принята к публикации 29.10.2021. The article was submitted 13.09.2021; approved after reviewing 04.10.2021; accepted for publication 29.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.