Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1037
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алёхин Игорь Алексеевич, Федак Евгений Иосифович, Кузнецов Алексей Сергеевич

Выявлены основные тенденции становления и развития военно-политического образования на различных этапах строительства Вооруженных Сил Советского Союза и Российской Федерации. Рассмотрены основные требования к комплектованию военно-политических учебных заведений курсантами и слушателями, проанализированы виды учебных дисциплин и основные пути совершенствования военно-политического образования в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TOPICAL ISSUES OF THE MODERN SYSTEM OF MILITARY-POLITICAL EDUCATION

The paper highlights the main trends in the establishment and development of military-political education at various stages of Soviet and RF Armed Forces development. It looks at the basic requirements for recruiting cadets and students to military-political schools, analyzes the kinds of disciplines there and main ways of improving military-political education in today’s Russia.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Актуальные проблемы современной системы военно-политического образования

Полковник в отставке И.А. АЛЁХИН, доктор педагогических наук

Полковник в отставке Е.И. ФЕДАК, кандидат педагогических наук

Майор А.С. КУЗНЕЦОВ

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Выявлены основные тенденции становления и развития военно-политического образования на различных этапах строительства Вооруженных Сил Советского Союза и Российской Федерации. Рассмотрены основные требования к комплектованию военно-политических учебных заведений курсантами и слушателями, проанализированы виды учебных дисциплин и основные пути совершенствования военно-политического образования в современной России.

The paper highlights the main trends in the establishment and development of military-political education at various stages of Soviet and RF Armed Forces development. It looks at the basic requirements for recruiting cadets and students to military-political schools, analyzes the kinds of disciplines there and main ways of improving military-political education in today's Russia.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Военно-политическое образование, обучение, воспитание, военно-педагогический процесс, военно-политическая работа.

Military-political education, teaching, upbringing, military-teaching process, military-political work.

СЛОЖНЫЙ комплекс геополитических проблем, характеризующих современную общественно-политическую жизнь Российской Федерации (РФ) обусловливает необходимость осуществления целенаправленной работы по реформированию и совершенствованию системы обучения и воспитания современного поколения граждан. В современных условиях Российская Федерация подвергается мощному воздействию со стороны западных государств, постоянно возникают попытки препятствовать суверенной политике государства, развращать подрастающее поколение, подвергать сомнению исторические события нашей страны, отвергать значимость великих побед русского народа. Происходит развязывание информационной войны против государственной политики России.

В результате исследования социально-политической обстановки в стране и мировоззренческих установок граждан России Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2017 году было установлено, что наблюдается искажение в формировании ценностных ори-ентаций и мировоззренческих установок у подрастающего поколения. Материалы исследования были положены в основу ежегодного доклада правительству о положении молодежи и реализации молодежной политики в Российской Федерации.

В связи с важностью рассматриваемой проблемы результаты проведенных исследований обсуждались на различных уровнях государственной власти, в том числе в Совете Безопасности РФ, где была установлена необходимость разработки неотложных мер по совершенствованию патриотического воспитания населения и определено, что Вооруженные Силы (ВС) РФ и другие ведомства, обеспечивающие оборону и безопасность страны, имеют значительный социально-педагогический потенциал, способствующий исправлению сложившейся ситуации и созданию условий для усиления позитивного влияния на граждан нашего государства, особенно на молодежь. Вместе

с тем указывалось на недопустимость проникновения в саму армейскую среду установок и ценностей, отравляющих сознание военнослужащих. В своих выступлениях Президент Российской Федерации В.В. Путин акцентировал внимание на том, что основу формирования политического сознания у военнослужащих составляет государственно-патриотическая идея, которая формирует их научное мировоззрение и определяет гражданскую позицию. Эти идеи Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами определили основные направления реформирования структур по работе с личным составом в ВС РФ.

Президентом РФ было дано поручение правительству рассмотреть возможность создания особой структуры по воспитанию военнослужащих. В декабре 2017 года в Совете Безопасности РФ руководители силовых ведомств доложили о возможности создания, первоначально на базе ВС РФ, а в последующем и в других силовых структурах новой системы, направленной на реализацию государственной политики в области обороны, поддержания у военнослужащих высокого морально-политического и психологического состояния.

Указом Президента РФ на базе Главного управления по работе с личным составом 30.07.2018 года было создано Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил Российской Федерации.

Значимость новой структуры неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской Федерации — Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путина. Так, например, 25.10.2018 года на церемонии встречи с высшими офицерами и прокурорами по случаю их назначения на высшие должности, присвоения им высших (специальных) воинских званий и классных чинов В.В. Путин отметил, что: «В этом году в Вооруженных Силах созданы военно-политические органы. Их цель — воспитывать молодое поколение военнослужащих на примерах патриотизма, верности воинскому долгу, ответственности за Родину. Испокон веков эти ценности служили духовно-нравственной основой российской армии, питали ее победный дух».

Разработка основных положений организации и содержания военно-политической работы, структуры ее основных органов осуществлялась в кратчайшие сроки на основе отечественного исторического наследия и боевого опыта, который мы получали в ходе военной операции в Сирийской Арабской Республике.

Важной проблемой создания системы военно-политической работы стало отсутствие в необходимом количестве, подготовленного в профессиональном отношении кадрового потенциала офицеров, которые смогли бы эффективно осуществлять эту работу в подразделениях и воинских частях ВС РФ. Именно поэтому одновременно с разработкой теоретических положений военно-политической деятельности, выстраиванием кадровой структуры в войсках началась подго-

товка офицерских кадров по соответствующим специальностям, необходимым для ее осуществления.

При этом исследование истории отечественного военного строительства доказывало, что за основу подготовки новых кадров нельзя было принять какую-либо из прошлых систем в целом, ни партийно-политическую, ни воспитательную, ни работу с личным составом. Каждая из них была эффективна на конкретном историческом этапе, осуществлялась в соответствии с целевыми установками военной доктрины, внутренней и внешней политики государства.

Осуществление военно-политической работы требует специфического спектра профессиональных знаний, умений и навыков, а также личностных качеств офицера-государственника, способного осознавать государственную политику в области обороны и безопасности и формировать военно-политическое сознание у военнослужащих. Поэтому подготовку кадров для военно-политических органов стоит рассматривать как важный элемент всей системы военно-политической работы, по своему содержанию включающий совокупность наиболее прогрессивных идей из всех предшествующих систем.

В связи с этим представляется необходимым в контексте истори-ко-педагогического анализа выделить несколько исторических этапов в становлении и развитии военно-политического образования.

Первый этап (1918—1967) характеризовался учреждением института военных комиссаров и политических работников в Красной Армии, созданием, первоначально сети курсовой подготовки комиссаров и политруков для Красной Армии и Флота, открытием отдельных учебных заведений подготовки политработников для различного уровня профессиональной деятельности,

в том числе Военно-политической академии им. В.И. Ленина, формированием сети военно-политических учебных заведений и факультетов, обобщением опыта политической работы в годы Великой Отечественной, а также локальных войн и военных конфликтов.

Второй этап (1967—1991) отличается расширением сети военно-политических учебных заведений, созданием системы высшего военно-политического образования в стране, совершенствованием системы подготовки педагогических кадров для высших военно-политических учебных заведений и кафедр общественных наук, систематизацией высших военно-политических учебных заведений по видам и родам войск.

Третий этап (1991—2018) характеризуется оптимизацией и сокращением сети военно-политических учебных заведений, становлением с 2012 года обновленной системы военного образования офицеров для органов воспитательной работы на базе девяти военно-учебных заведений, а также офицеров руководящего состава органов воспитательной работы в Военном университете МО РФ, сосредоточением с 2016 года всей подготовки офицерских кадров для органов по работе с личным составом на базе Военного университета МО РФ по специальностям Организация морально-психологического обеспечения войск (сил), Психология служебной деятельности и Педагогика и психология девиантного поведения.

Четвертый этап (2018 — по настоящее время) предполагает создание Главного военно-политического управления ВС РФ и системы военно-политической работы в войсках, развертывание на базе Военного университета МО РФ подготовки офицеров руководящего состава для военно-политических органов по специальности «Управление

военно-политической работой войск (сил)», а также заместителей командиров подразделений по военно-политической работе и военных психологов на базе Военного университета МО РФ с использованием сетевой формы образования по видам и родам войск.

Как показывает анализ первых лет строительства Советских Вооруженных Сил, утверждение в них партийно-политической деятельности представляло собой процесс достаточно динамичного содействия строительству армии нового типа и патриотическому воспитанию военнослужащих, удовлетворению их духовных и культурных потребностей, подготовки большого количества политических бойцов различного профиля: военных комиссаров и политических руководителей, агитаторов и пропагандистов, учителей и библиотекарей, инструкторов и организаторов партийной, культурно-просветительной, внешкольной и других профилей. И тем не менее вполне правомерным явлением можно считать тот факт, что появление в армии и на флоте политического работника в сознании каждого человека прежде всего ассоциируется с образом военного комиссара1.

Создание институтов военных комиссаров и политических работников в Красной Армии неразрывно связано с особенностями строительства самих Вооруженных Сил Советской республики на различных исторических этапах.

Первым высшим военно-политическим учебным заведением, готовившим профессиональных военных политических работников, стал Учительский институт Красной Армии им. Н.Г. Толмачева (ноябрь 1919), впоследствии реорганизованный в Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, которая по праву стала центром методического и научного

обеспечения всей системы военно-политической работы на долгие годы.

Создание сети военно-политических учебных заведений в рассматриваемый период сочеталось с интенсивным поиском различных видов структуры и содержания военно-политического образования. В истории становления военно-политической школы поиск содержания подготовки специалистов военно-политического дела оказался одним из самых сложных вопросов ее деятельности.

Тесная, неразрывная связь между тем, что требует от человека партийно-политическая деятельность и какой в связи с этим должна быть подготовка политсостава, неоднократно подчеркивалась на страницах журналов и газет, рукописно выпускавшихся в ряде военно-политических учебных заведениях. Например, на страницах журнала «Толмачевец» за 1923 год (№ 7, с. 26) отмечалось, что «задачи нашего учебного заведения, как высшей военно-политической школы, недостаточно преломились в наших головах: нами не осознанно еще как следует, какие качества и требования предъявляются в настоящий момент и будут предъявляться к политработнику армии» (А. Лаврентьев. Мысли о партийной работе).

Становление профессиональной подготовки политсостава, помимо стремления найти необходимую систему военно-политических учебных заведений и приемлемую структуру военно-политического образования, характеризовалось также интенсивными поисками методического порядка. Новой школе предстояло разрешить вопрос о том, какие принципы преподавания и организации учебного процесса положить в основу подготовки слушателей (курсантов), каким методам учебы и воспитания отдать предпочтение, на каких источниках формировать будущих политработников, каким образом ор-

ганизовать всю жизнедеятельность вуза, чтобы одинаково успешно решались как учебно-образовательные, так и воспитательные задачи.

Анализ дальнейшего развития военно-политического образования показывает, что в 1960-е годы оно осуществлялось по следующим основным направлениям. Это в первую очередь:

• углубления методологических и идейно-теоретических основ изучаемых научных дисциплин и учебных курсов;

• более полное и своевременное отражение временных достижений научной мысли;

• более глубокий анализ войсковой практики, состояния и перспектив развития военного дела, действенности партийно-политической работы в частях и на кораблях;

• усиление профессионализации преподаваемых учебных курсов, все большее приближение их содержания к теоретическим и прикладным вопросам войсковой практики, вытекающим из деятельности непосредственных организаторов партийно-политической работы в частях — заместителей командиров полков (кораблей) по политчасти и работников политорганов.

Осуществление военно-политической работы требует специфического спектра профессиональных знаний, умений и навыков, а также личностных качеств офицера-государственника,

способного осознавать государственную политику в области обороны и безопасности и формировать военно-политическое сознание у военнослужащих. Поэтому

подготовку кадров стоит рассматривать как важный элемент всей системы военно-политической работы.

Средние военные и военно-технические училища преобразовывались в высшие военно-учебные заведения. Это было качественно новым явлением в Вооруженных Силах. Система подготовки политработников в военно-учебных заведениях также подверглась коренным преобразованиям, значительная часть средних военно-политических училищ была ликвидирована.

На укомплектование должностей политработников в 1967—1971 годах было направлено около 11 тыс. офицеров, одновременно из запаса призывалось 5 тыс. офицеров-политработников. С целью восстановления должностей политсостава в военно-учебных заведениях штатным расписанием предусматривалось около 500 офицерских должностей2.

Структура военно-политического образования отличалась исключительной фундаментальностью и многогранностью, стремлением вооружить политработников возможно большим количеством необходимых для их практической работы знаний, умений и навыков, а также дальнейшего развития нравственных качеств и политического сознания. Она включала марксистско-ленинскую идейно-теоретическую, историко-культурную, партийно-политическую, психолого-педагогическую, военную, общекультурную, общенаучную, строевую и физическую подготовку слушателей и курсантов. В 1980-е годы она стала характеризоваться также усилением внимания к научно-исследовательской подготовке обучающихся.

В ходе становления и развития военно-политического образования школы в эти годы сложилась определенная система методической работы, теоретического и практического разрешения конкретных вопросов, организации учебного и воспитательного процесса, технологии и ме-

тодики преподавания различных дисциплин. В качестве важнейших, представляющих известный интерес для всех советских вузов, достижений военно-политической школы в этом отношении могут быть названы: совершенствование принципов отбора и конкретной организации комплектования военно-политических вузов переменным составом; органическое соединение в учебно-воспитательном процессе задач обучения, воспитания, развития слушателей и курсантов, их психологической подготовки к успешному ведению боевых действий, вопросов собственно учебной и внеучебной (внутри- и вневузов-ской) деятельности обучающихся; поиск оптимального соотношения между обучением и воспитанием, между поисковой учебной деятельностью обучающихся под руководством преподавателей и самостоятельно, между различными формами учебной, научной и воспитательной деятельности и т. д.

В начале 1990-х годов из-за экономического и политического кризиса, снизился статус и социальная защищенность офицеров. Негативные тенденции общественной жизни постепенно нашли свое проявление в усилении и обострении противоречий советского военного строительства. В связи с утратой идейных ориентиров подготовка офицерских кадров переживала кризисные времена. Интерес к профессии офицера среди молодежи существенно снизился, а к профессии политработника совершенно пропал. Так, например, конкурс среди поступающих в Ленинградское высшее военно-политическое училище ПВО, Новосибирское высшее военно-политическое училище, Рижское высшее военно-политическое краснознаменное училище и др., снизился с 15—17 до 1,5 человека на одно место.

Начиная с 1991 года система военно-политического образования

многократно трансформировалась и изменялась, утрачивая свои лучшие образовательные традиции. Только после введения в ВС РФ органов воспитательной работы и учреждения Главного управления воспитательной работы под руководством генерал-полковника Н.И. Резника положение начало изменяться в лучшую сторону: в девяти военных вузах начинается подготовка офицеров-воспитателей по специальностям: «Психология» и «Педагогика и психология» для первичных должностей заместителей командиров подразделений по воспитательной работе и военных психологов. Одновременно, в Военном университете МО РФ формируются факультеты подготовки офицеров для органов воспитательной работы в ВС РФ: факультет социальной работы, факультет культурно-досуго-вой работы и журналистики, факультет психологии. Кроме того, начинается подготовка офицеров руководящего состава органов воспитательной работы как для МО РФ, так и для других силовых ведомств3.

Детальный анализ проектирования и осуществления организации, содержания и методики военно-профессионального образования офицеров для органов воспитательной работы показывает, что в ней нашли отражение наиболее современные и прогрессивные традиции отечественного образования, видовая направленность военно-специальной подготовки, ее отличало единство научной фундаментальности и практической направленности и многое другое. Вместе с тем качество образования снижалось идеологическим нигилизмом, недостаточным количеством и качеством профессорско-преподавательского состава. И хотя в кратчайшие сроки были подготовлены, изданы и поступили в каждый военный вуз учебники, определяющие методологические ориентиры подготовки кадров для

органов воспитательной работы: «Теория и практика воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации», «Система морально-психологического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации», «Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации», руководящие документы того времени не определяли, а политическая наука не смогла выработать и рекомендовать ценностные ориентиры, на которых должна была строиться вся образовательная практика того времени.

Военная реформа, начатая в 2008 году Министром обороны РФ Э.А. Сердюковым, предполагала изменение структуры военного образования в ВС РФ. В период с 2008 по 2012 год в связи с сокращением ряда офицерских должностей, набор во многие вузы по специальностям для органов по воспитательной работе прекратился. В данный период в вузах доучивали тех курсантов, которых набрали, а новый набор не производили. В это время появилось выражение «выпустить со свободным дипломом», так как выпускникам распределение по местам службы по выпуску из военного учебного заведения не предоставлялось.

В 2012 году Военный университет МО РФ становится центром подготовки кадров для органов воспитательной работы ВС РФ. В него с различных вузов всей страны переводят курсантов, которые обучались по специальностям для органов по работе с личным составом. В это время происходит подготовка плацдарма для создания современной системы военно-политического образования. Происходит возобновление подготовки профессиональных кадров для ВС РФ4.

Исторический опыт показывает, что важнейшим направлением строительства армии и флота всегда являлась подготовка высококвалифицированных военных кадров. Ка-

чественный и количественный рост военной техники, несоизмеримо возросшая поражающая мощь различных систем современного оружия и вооружений резко повысили требования к морально-психологической подготовке войск в современных условиях.

В ходе указанной истории были определенные ошибки, неточности, увлечения модными для своего времени концепциями и т. п., но активный поиск путей совершенствования содержания, методики преподавания, организации учебно-воспитательного процесса привел к накоплению богатого теоретического и конкретно-методического материала, который не потерял своего значения и для сегодняшней практики подготовки военно-политических работников.

На основе вышеизложенного представляется возможным обратить внимание на наиболее важные актуальные вопросы современной системы военно-политического образования.

Одним из значимых вопросов является вопрос развития современной системы профессионально-психологического отбора кандидатов для получения военно-политического образования в Военном университете. Представляется возможным утверждать, что наряду с тем, что данная система отбора в целом обеспечивает задачи отбора кандидатов, но новые подходы к содержанию военно-политической работы (акценты на военно-политическую пропаганду и агитацию, на военно-патриотическую работу с допризывной молодежью и т. п.) требуют уточнения и усовершенствования современной системы профотбора. Необходимо разработать и пересмотреть: профессиональные требования к кандидатам для получения военно-политического образования; методики по определению и оценке морально-политических, психологических и физиологических качеств, уровень специальной

и общеобразовательной подготовки кандидатов; методики определения обобщенной оценки профессиональных качеств кандидатов для отбора и зачисления в вуз.

Кандидат должен дополнительно располагать направленностью на активное социальное взаимодействие, обладать первичными навыками и предрасположенностью к публичному выступлению, логическому мышлению, предполагающему умение выстраивать логику аргументации и отстаиванию различных идеологических позиций и т. п.

Также важнейшим актуальным вопросом современной системы военно-политического образования является обеспечение данной системы квалифицированным профессорско-преподавательским составом, обладающим комплексом научных знаний в сфере военно-политической работы и имеющими опыт практического выполнения обязанностей в системе военно-политических органов. Данные обстоятельства являются актуальными в связи с тем, что за период сокращения органов по работе с личным составом с 2008 по 2012 год многие преподаватели, имеющие опыт воспитательной деятельности в воинских частях, уволились и прекратили свою деятельность в этой области.

Одним из основных вопросов современной системы военно-политического образования является вопрос выработки нового содержания подготовки военно-профессиональных кадров для структуры военно-политических органов с учетом современного боевого опыта, который получен войсками (силами) при выполнении задач в специальных операциях. Известно, что существенную роль в обеспечении качественной подготовки профессиональных кадров для структур по работе с личным составом в конце 90-х — начале 2000-х годов сыграла работа

по учету боевого опыта, полученного в контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе. Поэтому в современных условиях качественная работа по сбору, анализу, обобщению и интеграции передовых образцов боевого опыта организации проведения военно-политической работы в условиях выполнения задач является важным и будет способствовать развитию системы в целом. Так как учет данного вопроса позволит обеспечить структурную перестройку содержания основных профессиональных образовательных программ, рабочих программ учебных дисциплин, выделение отдельных разделов и учебных дисциплин, которые могли бы обеспечить подготовку слушателей и курсантов к выполнению задач в системе военно-политической работы5.

Следующим важным вопросом современной системы военно-политического образования выступает вопрос консолидации усилий Главного военно-политического управления ВС РФ и военно-учебного заведения осуществляющего подготовку военно-политических работников по выработке научно обоснованных и эффективно реализуемых на практике современных методов, форм и средств военно-политической работы, реализация которых способствует качественному профессиональному обучению офицерских кадров для органов военно-политической работы. Согласование и разработка научно-исследовательских работ по актуальным проблемам военно-политического образования, проведение совместных конференций и совещаний в интересах выработки единой позиции по развитию и усовершенствованию военно-политической работы положительно влияет на взаимодействие органов управления и структур, отвечающих за подготовку профессиональных кадров,

и позволяет совершенствовать подготовку кадров с учетом современных реалий. В качестве яркого примера подобной деятельности можно представить научно-практическую конференцию, проведенную Главным военно-политическим управлением на базе Военного университета 14 декабря 2018 года по теме: «Военно-политическая работа в ВС РФ: теория и практика». В ходе данной конференции руководство Главного военно-политического управления, а также представители ведущих кафедр Военного университета, отвечающих за подготовку профессиональных кадров для военно-политических органов, рассмотрели современные, актуальные научные подходы и обменялись мнениями о перспективных направлениях развития военно-политической работы в ВС РФ, что заложило основу для разработки системы военно-политической работы. В дальнейшем данная система была выражена в важнейших руководящих документах, одним из которых явился приказ Министра обороны РФ от 22 июля 2019 года № 404 «Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации», в котором определялись «Основы организации военно-политической работы» и «Положение о военно-политических органах Вооруженных Сил Российской Федерации».

Важным вопросом также является вопрос совершенствования учебно-материальной базы военно-политического образования. Следует отметить, что на базе Военного университета создан комплекс специализированных классов для военно-профессиональной подготовки слушателей и курсантов для органов военно-политической работы. Регулярно проводимые занятия на базе данного комплекса классов позволили существенно повысить эффективность обучения, поскольку они уком-

плектованы макетами, образцами самого современного оборудования, которые используются при выполнении повседневных задач и задач при выполнении контртеррористической операции в Сирийской Арабской Республике. Представляется, что учебно-материальную базу необходимо совершенствовать за счет оснащения профильного вуза, осуществляющего подготовку кадров для органов военно-политической работы современными техническими средствами военно-политической работы в необходимом объеме для качественного практического освоения обучающимися слушателями и курсантами.

Вопрос оптимизации основных форм военно-политического образования является актуальным и важным в современных условиях. Так, особое значение приобрела сетевая форма подготовки, в которую вовлечены пять вузов: Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, Военный учебно-научный центр военно-морского флота Военно-морская академия имени адмирала Советского Союза Н.Г. Кузнецова, Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное команд-

ное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, Новосибирское высшее военно-командное училище. Введение данной формы обучения было одобрено Министром обороны РФ по запросу Главного военно-политического управления в связи с тем, что обучающиеся должны получать навыки выполнения задач с учетом видовой и родовой принадлежности войск по окончании обучения. Эксперимент по проведению такой формы обучения в 2019 году был признан успешным и она стала использоваться в даль-нейшем6. Одной из причин введения сетевой формы обучения являлось отсутствие в вузах квалифицированных педагогических кадров для осуществления качественной военно-профессиональной подготовки кадров для военно-политических органов. Именно базовая подготовка по профилю осуществляется в Военном университете, а профессиональная подготовка, практическая отработка навыков, полученных в Военном университете, производится в профильных вузах.

Таким образом, современная система военно-политического образования развивается прогрессивно и должна обеспечить формирование качественно новых органов военно-политической работы в ВС РФ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Алехин И.А., Кузнецов А.С. Зарождение военно-политического образования в советской Армии (1918—1930) // Мир образования — образование в мире. 2019. № 3 (75). С. 43.

2 ЦАМО. Ф. 32. Оп. 844189. Д. 30. Л. 68, 190.

3 Алехин И.А., Новик В.К., Сильван-ский В.В. Эволюция подготовки военных кадров // Военная Мысль. 2016. № 4. С. 60.

4 Алехин И.А., Авуза А.А. Организационно-педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки

специалистов для военно-политических органов Вооруженных Сил Российской Федерации // Военный академический журнал. 2019. № 1. С. 24.

5 Марченков В.И. Управление качеством образовательного процесса в военных вузах Российской Федерации // Право и образование. 2005. № 4. С. 23.

6 Авуза А.А. Актуальные проблемы высшего образования в военных учебных заведениях России: монография / А.А. Авуза, В.Н. Воронов, В.Я. Гожиков и др. М.: ВУ, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.