Научная статья на тему 'Исторический опыт работы по отбору кандидатовна поступление в высшие военно-политические училищав 1967-1970 гг'

Исторический опыт работы по отбору кандидатовна поступление в высшие военно-политические училищав 1967-1970 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
413
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА / ОТБОР / КАНДИДАТЫ НА ПОСТУПЛЕНИЕ / КУРСАНТЫ / ПОЛИТОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыбаков Александр Михайлович

В представленной статье рассматриваются элементы и функции системы по отбору кадров для военно-политических училищ Вооруженных сил СССР. Автор считает возможным использование обобщающих сведений и опыта работы в данной области в Вооруженных силах РФ. Выделяются и описываются характерные особенности функционирования элементов системы отбора кандидатов на поступление в военно-политические училища, проводится качественный и количественный анализ проводимой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рыбаков Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the elements and functions of the system for the selection of personnel for military-political schools in the USSR. The author considers it possible to use the synthesis of information and experience in this field in the Armed forces of the Russian Federation. The characteristics of functioning of system elements for selecting candidates for admission to a military-political school are allocated and described. The qualitative and quantitative analysis of the work conducted is made.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт работы по отбору кандидатовна поступление в высшие военно-политические училищав 1967-1970 гг»

УДК 378

DOI: 10.18384/2310-676X-2017-5-169-176

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ОТБОРУ КАНДИДАТОВ НА ПОСТУПЛЕНИЕ В ВЫСШИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА В 1967-1970 ГГ.

Рыбаков А.М.

Военный университет Министерства обороны РФ

123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 14, Российская Федерация

Аннотация. В представленной статье рассматриваются элементы и функции системы по отбору кадров для военно-политических училищ Вооруженных сил СССР. Автор считает возможным использование обобщающих сведений и опыта работы в данной области в Вооруженных силах РФ. Выделяются и описываются характерные особенности функционирования элементов системы отбора кандидатов на поступление в военно-политические училища, проводится качественный и количественный анализ проводимой работы.

Ключевые слова: военно-политические училища, отбор, кандидаты на поступление, курсанты, политорганы.

HISTORICAL EXPERIENCE FOR THE SELECTION OF CANDIDATES FOR ADMISSION TO HIGHER MILITARY-POLITICAL SCHOOL IN 1967-1970S

A. Rybakov

Military University of the Ministry of Defense

14, Bolshaya Sadovaya street, Moscow, 123001, Russian Federation

Abstract. The article considers the elements and functions of the system for the selection of personnel for military-political schools in the USSR. The author considers it possible to use the synthesis of information and experience in this field in the Armed forces of the Russian Federation. The characteristics of functioning of system elements for selecting candidates for admission to a military-political school are allocated and described. The qualitative and quantitative analysis of the work conducted is made.

Key words: military-political school, the selection of candidates for admission, students, political bodies.

На протяжении многих лет существования Вооруженных сил России отбор кандидатов на поступление в высшие военно-политические училища заключался в формировании высокопрофессиональных кадров, способных эффективно выполнять задачи по защите государственных интересов.

Главным направлением комплектования вооружённых сил является обеспечение потребности в личном составе, материальных и технических средствах в соответствии со штатами и табелями мирного и военного времени. Это обуслов-

© Рыбаков А.М., 2017.

V169;

лено необходимостью формирования высокоэффективной и оснащенной армии, способной выполнять задачи, соответствующие реалиям времени.

К основным элементам системы комплектования вооруженных сил относятся: основания для зачисления граждан на военную службу, сроки военной службы и порядок отбора кон-тингентов для службы в армии, возраст граждан, призываемых на службу и способы обеспечения командным составом.

Стоит отметить, что в условиях современного строительства Вооруженных сил и нового взгляда на применение воспитательной работы в войсках возникает необходимость освещения исторического, в том числе советского опыта подготовки кадров для воспитательных структур.

В истории вооруженных сил известны различные способы их комплектования: наёмничество, добровольчество, феодальное и народное ополчение, вербовка, рекрутская повинность, конскрипция, воинская повинность, воинская обязанность. Воинская повинность, как основной способ комплектования вооруженных сил, существует почти во всех современных капиталистических государствах, наряду с этим во многих странах армия комплектуется путём найма (вербовки) добровольцев. В Великобритании вооружённые силы после 1967 г. комплектуются только вербовкой. В СССР и других социалистических странах комплектование вооруженных сил осуществлялось на основе законов о всеобщей воинской обязанности. Принципы комплектования определялись местом жительства граждан, призываемых в армию, и дислокацией войск.

Сроки военной службы устанавливаются законами государств, исходя из численности вооруженных сил и призывных контингентов, уровня развития военной техники, физического состояния и общеобразовательной подготовки призывников и др. В армиях, комплектовавшихся путем рекрутского набора, сроки военной службы были первоначально, как правило, пожизненными (например, в России с начала XVIII в. до 1793 г.), в последующем они постепенно сокращались. С введением всеобщей воинской повинности общие сроки военной службы были резко уменьшены и стали делиться на срок действительной военной службы непосредственно в войсках и срок нахождения в запасе. Продолжительность сроков действительной военной службы в современных армиях установлена в пределах 1,5-2 лет, а на флоте - 3 лет. Отбор контингентов для службы в армии производится на основе физического состояния и морально-политических качеств призываемых граждан, при этом учитываются льготы, предоставляемые законами в некоторых государствах определённой части граждан по семейному положению, для завершения образования и по работе в промышленности. Возраст граждан, призываемых в армию, устанавливается, исходя из задач обороны государства, его материальных возможностей и сроков службы в армии. Большинство современных армий комплектуется гражданами, достигшими 18-19 лет. В СССР призывной возраст был - 18 лет. Комплектование вооруженных сил личным составом в СССР и других социалистических странах в мирное время осуществлялось путём призыва на действительную военную

службу граждан очередных возрастов; в военное время - мобилизацией личного состава запаса. Командные кадры для вооруженных сил готовились в специальных военно-учебных заведениях - военных училищах (школах) и высших военно-учебных заведениях [1]. Специалистов в области политической для армии и военно-морского флота готовили в военно-политических училищах.

Комплектование переменным составом военно-политических училищ с 1967 г. проводилось в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. (ст. 132), Законом СССР о всеобщей воинской обязанности от 12 октября 1967 г., со ст. 44 «Правил приема в высшие военно-учебные заведения Министерства обороны СССР» (Приказ МО СССР № 77-1966 г.), директивой Генерального Штаба № УУСВ/1/134850 от 30.09.1968 г., а также директивами Командующих войсками военных округов, в чьем конкретном подчинении находились училища.

В число кандидатов на поступление в высшие военно-политические училища принимались прапорщики и мичманы, а также военнослужащие срочной и сверхсрочной службы Вооруженных сил СССР, гражданская молодежь, военнообязанные, из числа уволенных в запас военнослужащих срочной службы, выпускники суворовских, нахимовских и других военных училищ и кадетских корпусов, изъявлявшие желание обучаться в военно-учебном заведении и отвечающие всем требованиям профессионального отбора [4].

Проводимый отбор кандидатов можно разделить на нескольких этапов. Первый этап - это «отбор на ме-

стах» - в военных комиссариатах и частях и подразделениях. Он включал в себя: отбор по уровню образования, состоянию здоровья, физической подготовке и политико-деловым качествам. На данном этапе нередко принимали участие представители училищ. С целью отбора и привлечения в училище лучших и наиболее способных кандидатов в курсанты училища устанавливались тесные контакты с партийными, комсомольскими и общественными организациями областей военных округов, а также со всеми областными военкоматами, на которые возложен отбор кандидатов в курсанты. Так, к примеру, офицеры Свердловского высшего военно-политического танко-артиллерийского училища в 1969 г. принимали непосредственное участие в работе ряда комиссий при областных военкоматах:

- в Свердловском областном военкомате - начальник училища и начальник отделения кадров;

- в Пермском областном военкомате - старший преподаватель кафедры истории КПСС;

- в Челябинском областном военкомате - начальник кафедры научного коммунизма;

- в Калининском областном военкомате - начальник кафедры марк-систко-ленинской философии;

- в Куйбышевском областном военкомате - начальник кафедры истории КПСС;

- в республиканских военкоматах Коми АССР и Башкирской АССР - помощник начальника учебного отдела;

- в республиканском военкомате Татарской АССР - старший преподаватель кафедры истории КПСС1.

1 Центральный архив Министерства оборо-

VZV

Из вышеизложенного можно увидеть, что к работе по отбору кандидатов привлекались исключительно наиболее опытные офицеры в должности от старших преподавателей кафедр до начальника училища.

Также в работе по отбору кандидатов для училища наблюдалось личное участие начальников политотделов соединений и областных и краевых военкоматов, командиров частей и их заместителей по политической части, но не везде эта работа была эффективной. К сравнению, для поступления в Новосибирское высшее военно-политическое училище направленно по комсомольским путевкам и рекомендациям политорганов более 70% от общего числа поступающих, а в Свердловское высшее военно-политического танко-артиллерийское училище лично отобрано и рекомендовано к поступлению командирами частей и политорганами всего 12% от общего числа кандидатов из военнослужащих1, начальниками политотделов военкоматов - 4%, облкомами ВЛКСМ - 6%, Райкомами (Горкомами) ВЛКСМ - 34% от общего числа кандидатов из гражданской мо-лодежи2.

Второй этап отбора - это конкурс личных дел. На данном этапе непосредственно сами училища отбирают кандидатов на поступление, анализируя поступившие личные дела и учетные данные.

ны РФ (ЦА МО РФ). Ф. Свердловское высшее военно-политическое танково-артиллерийское училище. Оп. 973232. Д. 8. Л. 21-22.

1 ЦА МО РФ. Ф. Свердловское высшее военно-политическое танково-артиллерийское училище. Оп. 973232. Д. 8. Л. 23.

2 ЦА МО РФ. Ф. Свердловское высшее военно-политическое танково-артиллерийское училище. Оп. 973235. Д. 2. Л. 53.

Обратимся к примеру Свердловского высшего военно-политического танко-артиллерийского училища. В 1969 г. воинскими частями и военкоматами было отобрано для училища 816 кандидатов. В том числе из числа военнослужащих - 268 чел., из числа гражданской молодежи - 548 чел. Вызвано в училище: военнослужащих 250 чел., кандидатов из числа гражданской молодежи 525 чел.

Анализ таблицы показывает, что 41 чел., в том числе 18 военнослужащим и 23 кандидатам из числа гражданской молодежи было отказано в поступлении по различным причинам. Что составило почти 5 процентов от общего количества поступивших личных дел.

Можно сделать вывод, что приведенные выше цифры относятся не только к конкретному училищу, но и в целом ко всем военно-политическим училищам данного периода. Данные показывают, что наиболее распространенными причинами отказа были несоответствие кандидатов по возрасту, истечение сроков предоставления документов, а так же неучастие в партийных организациях.

Третий этап - это этап проведения медицинского обследования и вступительных испытаний непосредственно в училищах. По прибытию в училища кандидатам необходимо было пройти медицинскую комиссию на определение годности к поступлению по состоянию здоровья. Из анализа архивных документов выявлено, что 11% от общего числа прибывавших военнослужащих были признаны медицинскими комиссиями училищ негодными к обучению по состоянию здоровья. Кроме того, из частей направлялись кандидаты с хроническими, венерическими

Таблица 1

Сведения о количестве кандидатов в курсанты отобранных1: a) из числа военнослужащих

№ п/п Наименование военных округов Поступило личных дел Вызвано в училище Прибыло в училище В т.ч. члены и кандидаты в чл. КПСС

1. Уральский ВО 40 40 29 8

2. Сибирский ВО 12 11 10 -

3. Забайкальский ВО 18 15 14 3

4. Дальневосточный ВО 37 34 27 3

5. Московский ВО 12 10 8 1

6. Ленинградский ВО 14 13 13 1

7. Белорусский ВО 17 16 16 5

8. Прибалтийский ВО 17 16 12 1

9. Приволжский ВО 8 8 5 2

10. Киевский ВО 2 2 2 -

11. Одесский ВО 8 6 5 -

12. Прикарпатский ВО 15 15 11 1

13. Северо-Кавказский ВО 9 8 8 1

14. Закавказский ВО 21 21 19 3

15. Туркестанский ВО 30 27 26 6

16. Военно-Морской Флот 8 8 8 1

Итого: 268 250 213 36

b) из числа гражданской молодежи

№ п/п Наименование военных округов Положено отобрать Поступило личных дел Вызвано в училище В т.ч. члены и кандидаты в чл. КПСС

1. Уральский ВО 200 244 240 2

2. Сибирский ВО - 5 5 -

3. Забайкальский ВО - 1 1 -

4. Дальневосточный ВО - 6 3 1

5. Московский ВО 50 60 58 -

6. Ленинградский ВО - 2 2 -

7. Белорусский ВО - 5 4 -

8. Прибалтийский ВО - 2 2 -

9. Приволжский ВО 100 126 119 5

10. Киевский ВО - 3 3 -

11. Прикарпатский ВО - 5 5 -

12. Северо-Кавказский ВО - 8 8 -

13. Закавказский ВО 50 21 17 1

14. Туркестанский ВО 50 60 58 -

Итого: 450 548 525 9

1 ЦА МО РФ, Ф. Свердловское высшее военно-политическое танково-артиллерийское училище, оп. 973235, д. 2, л. 112-113.

V173;

Таблица 2

Причины отказа

№ п/п Причины отказа Военнослужащие Лица гражданской молодежи Всего

1. По низким морально-политическим и деловым качествам 2 2 4

2. По возрасту 6 4 10

3. Не являются комсомольцами или коммунистами - 8 8

4. По состоянию здоровья 2 3 5

5. Не дооформлены документы - 4 4

6. По истечении сроков предоставления документов 8 2 10

ИТОГО 18 23 41

заболеваниями, а также имелись случаи прибытия военнослужащих с серьезными психическими заболеваниями. Данные факты свидетельствуют о халатном исполнении своих служебных обязанностей либо о крайне низкой компетенции медицинских комиссий в частях. Медицинское обследование кандидатов в курсанты из числа гражданской молодежи серьезных недостатков не выявило.

Можно сделать вывод, что приведенные выше цифры относятся не только к конкретному училищу, но и в целом ко всем военно-политическим училищам данного периода. Данные показывают, что наиболее распространенными причинами отказа были несоответствие кандидатов по возрасту, истечение сроков предоставления документов, а так же неучастие в партийных организациях.

Третий этап - это этап проведения медицинского обследования и вступительных испытаний непосредственно в училищах. По прибытию в училища кандидатам необходимо было пройти медицинскую комиссию на определе-

ние годности к поступлению по состоянию здоровья. Из анализа архивных документов выявлено, что 11% от общего числа прибывавших военнослужащих были признаны медицинскими комиссиями училищ негодными к обучению по состоянию здоровья. Кроме того, из частей направлялись кандидаты с хроническими, венерическими заболеваниями, а также имелись случаи прибытия военнослужащих с серьезными психическими заболеваниями. Данные факты свидетельствуют о халатном исполнении своих служебных обязанностей либо о крайне низкой компетенции медицинских комиссий в частях. Медицинское обследование кандидатов в курсанты из числа гражданской молодежи серьезных недостатков не выявило.

Работа по проведению вступительных испытаний и подготовке к ним была заблаговременно спланирована и согласована с политотделами округов. Для кандидатов из числа военнослужащих были организованы подготовительные сборы, которые проводились с 16 июня по 15 июля ежедневно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по 6 часов плановых занятий и по 3 часа самоподготовки с дополнительными консультациями (Приказ Министра обороны СССР № 038 «О состоянии подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях и задачах по дальнейшему улучшению учебной и воспитательной работы»).

Помимо проверки знаний большое внимание обращалось на морально-деловые качества кандидатов на поступление. Изучение кандидатов проводилось через постоянное общение и индивидуальные беседы со стороны командования училища, начальников и старших преподавателей кафедр общественных дисциплин по специально составленным вопросникам. В ходе этих бесед изучались [5, с. 17]: профессиональная ориентация кандидатов, их склонности и интересы к общественно-политической работе, умение проводить беседы на политические темы, готовить стенную печать, готовить решения комсомольских собраний и т.п. В ходе бесед оценивались знания кандидатами вопросов международного и внутреннего положения страны, деятельности государственных и общественных организаций. Беседы способствовали выявлению у кандидатов в курсанты мотивов поступления в училище. Силами специалистов, имеющих высшее и специальное образование, устанавливались литературные, художественные, музыкальные и артистические способности, волевые и психо-моральные качества кандидатов в курсанты. Должное внимание при изучении кандидатов

уделялось определению у них склонностей и способностей к организаторской деятельности [3, с. 46-49].

Военно-политические училища имели большую популярность в обществе и армии. Например, на военно-политический факультет Ростовского высшего командно-артиллерийского училища им. главного маршала артиллерии М.И. Неделина, в 1967-1968 гг. конкурс составлял среди военнослужащих один к десяти, а среди гражданской молодежи - один к четырнадцати [2, с. 91]. Причинами такой популярности могли являться такие факторы, как особое положение офицеров-политработников в войсках и перспективы карьерного роста по партийной линии после окончания службы.

Таким образом, можно заключить, что в изучаемый период проводилась огромная разнообразная работа по подготовке военных кадров для органов политработы. Уделялось большое внимание совершенствованию системы комплектования вузов, развивались методы профессионально-психологического отбора, что способствовало привлечению в училища лучших и наиболее подготовленных кандидатов. Система по отбору кадров для военно-политических училищ справлялась с поставленными задачами в полном объеме. В результате чего Вооруженные силы получали большое количество офицеров, имевших неплохую профессиональную подготовку, идеологически настроенных на преданность Коммунистической партии и социалистической Родине.

ЛИТЕРАТУРА

1. Градосельский В.В. Комплектование вооруженных сил // Большая советская энциклопедия. Т. 12 / 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1973. С. 588.

2. Васютин Ю.С. Забота партии о подготовке трудящихся к защите Родины. М.: ДОСААФ, 1979. 111 с.

3. Желязняк Л.Ф., Кандыбович Л.А., Ростунов А.Т. Проблемы формирования военно-профессиональной пригодности и направленности личности будущих офицеров. Минск: МВИЗРУ ПВО, 1976. 157 с.

4. Серебрянников В. Эффективность преподавания общественных наук (в военно-учебных заведениях) // Коммунист Вооруженных Сил. 1973. № 14. С. 67-72.

5. Коммунист Вооруженных Сил. 1976. № 9. С. 17.

REFERENCES

1. Gradosel'skii V.V. Komplektovanie vooruzhennykh sil [Manning of the armed forces] Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. T. 12 / 3-e izd [The Great Soviet Encyclopedia. Vol. 12 / 3rd ed]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1973. pp. 588

2. Vasyutin Yu.S. [The concern of the party about preparing workers to defend the homeland]. Moscow, DOSAAF Publ., 1979. 111 p.

3. Zhelyaznyak L.F., Kandybovich L.A., Rostunov A.T. [The problem of forming military-professional competence and direction of the personality of future officers]. Minsk, MVIZRU PVO Publ., 1976. 157 p.

4. Serebryannikov V. [The effectiveness of teaching social sciences (at military schools)]. Kommunist Vooruzhennykh Sil., 1973, no. 14, pp. 67-72.

5. Communist of the Armed Forces, 1976, no. 9, pp. 17.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Рыбаков Александр Михайлович - адъюнкт кафедры истории Военного университета Министерства обороны Российской Федерации; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Alexander M. Rybakov - Associate Professor of the Department of History, Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Рыбаков А.М. Исторический опыт работы по отбору кандидатов на поступление в высшие военно-политические училища в 1967-1970 годах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2017. № 5. С. 169-176. DOI: 10.18384/2310-676X-2017-5-169-176

FOR CITATION

A. Rybakov. Historical Experience for the Selection of Candidates for Admission to Higher Military-Political School in 1967-1970S. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Politic Sciences, 2017, no 5, pp. 169-176. DOI: 10.18384/2310-676X-2017-5-169-176

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.