Шумов Дмитрий Константинович - аспирант кафедры политической истории факультета государственного управления ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет
имени М.В.Ломоносова», г. Москва.
125480, г. Москва, ул. Вилиса Лациса, д. 19-1, кв. 60.
Тел.: 8-926-834-80-63. E-mail: [email protected]
Д.К. Шумов
К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СРЕДНИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КУРСАНТСКИМ СОСТАВОМ
(1929 - июнь 1941 гг.)
На протяжении всего послевоенного периода в кругах как отечественных, так и зарубежных историков не утихают научные споры в отношении выяснения причин серьезных поражений РККА на начальном этапе Великой Отечественной войны. В качестве одной из причин называются просчеты советского руководства в военном строительстве предвоенных лет. Среди современных исследований, освещающих проблематику первых месяцев войны, в качестве одной из главных причин поражений 1941 г. указывается слабый уровень качественной подготовки армии, в том числе кадров командного состава. Ошибки государственных и военных органов управления в вопросах подготовки командных кадров в 1930-е гг. занимают важное место в понимании данной проблемы, так как уровень профессиональной подготовленности командного состава является решающим фактором в войне.
Количественный рост РККА в конце 1920-х гг. и ее качественное изменение предъявляли гораздо более высокие требования к системе подготовки средних военных кадров. Это было связано с тем, что планирование боевых операций, управление войсками в полевых условиях, взаимодействие различных родов войск стали невозможны без освоения командным составом новых теоретических знаний в области различных военных дисциплин.
Хронологические рамки проводимого автором исследования процесса обеспечения средних военных учебных заведений курсантским составом охватывают период с 1929 по июнь 1941 г. Нижняя граница определена постановлением ЦК ВКП(б) от 25 февраля 1929 г. «О командном и политическом составе РККА», которое положило начало новому курсу в реформировании системы подготовки военных кадров РККА. Данным документом были определены основные направления реформ в сфере подготовки командного
состава, целью которых являлось значительное увеличение количественных и качественных показателей военных кадров [12, с. 535-537].
Исследование доводится до начала Великой Отечественной войны, когда перед советским руководством возникли новые задачи в военной сфере, и система военного образования нацеливается на их решение.
Немаловажной проблемой системы военного образования, которую предстояло решить в период технического переоснащения РККА, являлось повышение уровня общеобразовательной подготовки поступающей в военные учебные заведения молодежи.
Низкий уровень подготовки абитуриентов не мог не сказаться на качестве дальнейшего образования. Для восприятия специализированных военных дисциплин, в том числе требующих умения обращаться со сложной техникой, приходилось восстанавливать пробелы школьных знаний за счет времени, отведенного непосредственно на их изучение. Преодолению этой проблемы способствовал ряд мероприятий, проведенных в рассматриваемый период органами государственного управления и военного руководства.
Так, с февраля 1931 г. были организованы специальные наборы в военные школы в соответствии с решением ЦК ВКП(б) о мобилизации молодежи для укомплектования технических военных школ по направлению местных партийных и комсомольских организаций. Мобилизации подлежали молодые люди в возрасте до 26 лет, имевшие предварительную военную подготовку и образование не ниже 5-7 классов, а срок обучения для курсантов специального набора был определен в 1,5-2 года [6, с. 255].
Выполнение плана специального набора было возложено на местные партийные организации. Контроль за организацией процесса осуществлял непосредственно ЦК ВКП(б). По итогам первого набора в военные школы пришло около 7 тыс. чел., более половины из которых имели среднее образование, свыше четверти - неполное среднее. В летные школы по партийной мобилизации 1931 г. прибыло 2230 чел., в сухопутные 3670 чел., в том числе 870
- в пехотные, 2800 - в бронетанковые, артиллерийские и другие технические школы [5, с. 283].
В 1932 г. решением ЦК ВКП(б) был проведен новый специальный набор, на этот раз в количестве 10 тыс. чел. Как и в мобилизации 1931 г., в 1932 г. основную роль играли местные партийные организации наиболее развитых промышленных районов страны. Из Москвы было послано 2095 чел., Ленинграда
- 2012, Украины - 2127, Урала - 450. 25,3% из них имели среднее образование, 52,3% - неполное среднее [3, с. 132].
Приоритет отдавался летным, бронетанковым и артиллерийским школам, куда в 1932 г. по разнарядке Реввоенсовета было направлено 4800 и 5200 чел. соответственно.
Несмотря на введение специальных наборов, уровень школьного образования в общей массе курсантов оставался невысоким. Так, примерно 35% направленных по специальному набору 1932 г. имели образование 7 классов, а около 60% - 4-6 классов, что никак не соответствовало необходимым требованиям [10, л. 98].
Специальные наборы проводились местными партийными органами вплоть до 1936 г., главным образом для обеспечения курсантами авиационных школ, имевших особенно высокие требования. Они позволяли отобрать в них наиболее соответствующих по физическому развитию, моральной устойчивости, дисциплинированности и уровню школьных знаний. Образование 8 классов и выше имели 66,2% поступавших в авиационные школы [3, с. 133].
Сухопутные средние военные учебные заведения продолжали пополняться за счет молодежи, поступавшей в них через военные комиссариаты и воинские части, предпочтением при поступлении пользовались члены ВКП(б) и комсомола, что отвечало требуемому уровню идеологической подготовки войск. Уменьшение количества партийных курсантов в конце рассматриваемого периода являлось следствием прекращения приема в ряды ВКП(б) в период «чисток» партии конца 1930-х гг., проверки и обмена партийных документов.
Еще одним решением проблемы низкого общеобразовательного уровня абитуриентов было обеспечение военных школ курсантами, имевшими предварительную военную подготовку. Право первоочередного поступления в школы предоставлялось кандидатам из воинских частей. Например, от общего количества принятых в 1930 г. их было 40% [7, л. 1], а в 1932 г. - уже около 53%. Не считая специального набора, принятые без предварительной военной подготовки составили в 1932 г. всего лишь около 9% их общей численности, причем многие из них прошли подготовку через организации Осоавиахима.
В дополнение с 1933 г. для решения указанной проблемы был разработан порядок обучения в специальной полковой школе, где молодежь, принятая в военные школы через военкоматы, проходила обучение в течение года [1]. Однако такой метод предварительной военной подготовки оказался
неэффективным. Полковая школа ни по командно-преподавательским кадрам, ни по учебно-материальной базе не была лучше военной школы. В то же время обучение в ней вело к удлинению сроков обучения на один год. Поэтому в 1935 г. предварительное обучение курсантов в полковой школе было отменено.
Параллельно со специальными наборами и полковыми школами создавались подготовительные курсы при рабочих клубах и военных школах. Их организацией занимались, в соответствии с указом ЦК ВКП(б), органы Наркомпроса и Реввоенсовет. В 1929 г. Политическое управление РККА в специальном письме определило цели и задачи курсов, порядок обучения и программы. В зависимости от уровня грамотности обучавшихся создавались шести- и восьмимесячные курсы. Занятия в них проводились 3 раза в неделю по 3 часа. На курсах велось углубленное изучение некоторых дисциплин: русского языка, математики, географии, природоведения. Важное место в учебном процессе занимала политграмота, изучению которой отводилось значительное количество часов [8, л. 33].
На курсах, открытых в 1929 г. в Москве и каждом уезде Московской области, прошли подготовку 600 чел. Столько же человек обучалось на подготовительных курсах в Ленинграде, В Чувашской АССР и Марийской области по 30 кандидатов в военные школы во время учебы на курсах находились на полном государственном обеспечении [4]. Всего в 1929 г. через подготовительные курсы прошло 25% принятых в военные школы, в 1930 г. -уже 31% [9, л. 35].
Существенно вырос уровень общеобразовательной подготовки молодежи, поступившей в военные школы в 1936 г., чему способствовало введение нового порядка приема в них. Вступительные экзамены были перенесены с октября на август. Молодежь получила возможность поступать в военные учебные заведения сразу после окончания общеобразовательной школы, а не ждать экзаменов более полугода. Набор стал осуществляться не только военкоматами и воинскими частями, но и непосредственно военными школами.
Немаловажным аспектом комплектования системы средних военных учебных заведений курсантским составом являлась популяризация военной службы. В соответствии с этой задачей более широко была развернута разъяснительная работа - организация экскурсий в военные школы, приглашение молодежи на проводимые в них мероприятия, участие курсантов на выпускных вечерах в средних и неполных средних школах, использование местной печати и
радио для ознакомления с условиями приема, организацией учебы и быта курсантов, перспективами командирской службы.
К 1937 г. по-прежнему низким оставался общеобразовательный уровень поступавших в военные учебные заведения, тем самым усложняя учебный процесс и не позволяя готовить действительно высококвалифицированных командиров. Значительный поток новой военной техники, поступавшей в РККА, не мог компенсировать указанные недостатки в сфере военной подготовки.
В 1938г. с переходом на двухгодичные сроки обучения были внесены некоторые изменения в порядок комплектования военных училищ курсантами. Возрастной предел для поступающих был установлен в 17-23 года, для военнослужащих - до 24-х лет. Восемь артиллерийских училищ комплектовались молодежью с образованием не менее 10 классов, остальные артиллерийские и все технические - не менее 9 классов, пехотные, кавалерийские, бронетанковые и хозяйственные - не менее 8 классов. Преимущественное право получали при поступлении в училища военнослужащие и те, кто имел специальную техническую и военную подготовку. Военнослужащие принимались в первую очередь, а требования по общеобразовательной подготовке для них снижались на один класс.
Молодёжь с образованием в 10 классов и студенты принимались во все училища без вступительных экзаменов и имели ряд льгот по окончании училища. К таким льготам относились: право после двух лет службы в войсках поступать в военные академии без конкурсных экзаменов, на основании оценок, полученных на выпускных экзаменах, право поступать на 2-й курс инженерных факультетов военных академий.
Для повышения общеобразовательного уровня молодежи, желающей поступать в артиллерийские и авиационные училища, с 1937 г. в системе наркоматов просвещения РСФСР и УССР было создано 16 специальных средних школ, рассчитанных на ежегодный выпуск 3 тыс. чел. Положение о школах, утвержденное СНК СССР в апреле 1938 г., определило их структуру, задачи, учебные программы.
Большую роль в подборе молодежи для средних военных учебных заведений продолжали играть местные партийные организации. Вопросы привлечения в военные школы наиболее подготовленной молодежи систематически ставились на обсуждение в городских и районных комитетах ВКП(б). Партийные организации проводили среди молодежи широкую
агитационную и разъяснительную работу, оказывали помощь районным военкоматам в изучении абитуриентов, помогали в повышении общеобразовательной подготовки допризывной молодежи.
На мероприятия по повышению общеобразовательного уровня поступающей молодежи выделялись значительные финансовые средства. Так, например, по решению Куйбышевского областного комитета ВКП(б) в 1937 г. было выделено 900 тыс. рублей на проведение мероприятий по повышению общеобразовательной подготовки молодежи.
Местные партийные организации тесно взаимодействовали с военными комиссариатами. Так, в апреле 1937 г. вопрос о ходе работы по подбору кандидатов в военные училища обсуждался на заседании бюро Пермского ГК ВКП(б). По решению бюро летом 1937 г. в городе было проведено совещание директоров учебных заведений совместно с секретарями партийных и комсомольских организаций и активом учащихся, развернута агитационная кампания в местной печати и многотиражных газетах. Первичные партийные организации обсудили данный вопрос на своих собраниях [2, с. 81-82].
Ленинградская партийная организация совместно с командованием ряда военных училищ в июле 1937 г. провела в Центральном парке военно-оборонные мероприятия, посвященные привлечению молодежи в военные училища. В парке была организована выставка боевой техники и оружия, специальные стенды рассказывали о жизни курсантов, их учебе и казарменном быте [11, л. 33].
Вопросы комплектования училищ были переданы и другим партийным организациям. В июле 1938 г., например, городские и районные комитеты ВКП(б) Свердловской области, руководствуясь специальным постановлением областного комитета ВКП(б), заслушали на своих заседаниях отчеты военкомов, секретарей комитетов комсомола о работе по подбору кандидатов в военные училища [2, с. 82].
Таким образом, работа, проведенная в молодежной среде, способствовала увеличению количества желающих поступить в военные училища. В некоторых военных округах приходилось отбирать желающих на конкурсной основе. Значительное количество организационных мероприятий, проведенных командованием и политическими органами различного уровня, способствовало усилению военно-патриотического воспитания молодежи, что позволило удовлетворить растущие потребности военных училищ в курсантском составе.
Однако, анализ и обобщение различных методов повышения общеобразовательной подготовки поступавших в военные школы позволяет констатировать, что принятые меры лишь частично способствовали решению проблемы. Общий уровень общеобразовательной подготовки курсантов оставался низким. Отставание роста численности РККА от ее качественного показателя к моменту начала Великой Отечественной войны становилось все более ощутимым.
* * *
1. Барулин И.В. Кузница командных кадров // Красная звезда. 1933. № 269.
2. Гуревич А.Г. О работе местных организаций и органов военного управления по подготовке военных специалистов Свердловск, 1972.
3. Иовлев А.М., Воропаев Д.А. Борьба Коммунистической партии за создание военных кадров (1918—1941 гг.). М., 1956.
4. Красная Звезда. 1929. № 152.
5. Петров Ю.П. Партийное строительство в Советской Армии и Военно-морском флоте. М, 1964.
6. Петров Ю.П. Строительство политорганов, партийных и комсомольских организаций Армии и Флота. М., 1968.
7. РГВА. Ф. 4.Оп. 1. Д. 1370.
8. РГВА. Ф. 9. Оп. 1. Д. 368.
9. РГВА. Ф. 62. Оп. 2. Д. 502.
10. РГВА. Ф. 25172. Оп. 2. Д. 2.
11. РГВА. Ф. 32496. Оп.1. Д. 17.
12. Справочник партийного работника. М.; Л., 1930. Вып. 7. Ч. 1.