Научная статья на тему 'Развитие системы военно-учебных заведений РККА в период 1929-1937 гг'

Развитие системы военно-учебных заведений РККА в период 1929-1937 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2789
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / РККА / СИСТЕМА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ КАДРОВ / MILITARY SCHOOLS / THE RED ARMY / SYSTEM OF MILITARY EDUCATION / TRAINING OF MILITARY PERSONNEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шумов Дмитрий Константинович

Статья посвящена историческому пути становления и развития системы подготовки военных кадров в СССР в период 1929 1937 гг. В статье проводится анализ соответствия количественного показателя РККА ее качественному показателю. В хронологическом порядке подробно рассмотрены изменения системы военно-учебных заведений на протяжении восьмилетнего этапа технического перевооружения РККА, выявлены основные предпосылки реформ военного образования, проанализированы мероприятия по реформированию всей системы подготовки военных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SYSTEM OF MILITARY SCHOOLS OF RED ARMY IN 1929-1937

This article focuses on the historical path of formation and development of the system of preparation of military personnel in the USSR during 1929-1937. The article analyzes the correspondence of the quantitative indicator of the Red Army to its quality index. The changes of the system of military schools throughout the eight-year period of modernization of the Red Army are considered in detail, the basic suppositions of the reforms of military education are revealed, the measures on reforming the system of training military personnel are analyzed.

Текст научной работы на тему «Развитие системы военно-учебных заведений РККА в период 1929-1937 гг»

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РККА В ПЕРИОД 1929-1937 гг.

Военно-учебные заведения, РЕКА, система военного образования, подготовка военных

кадров.

Реформы, направленные на качественное улучшение командно-преподава-тельского состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), в предвоенные годы являлись важной составной частью политики военных реформ, активно проводимых в СССР начиная с конца 1920-х гг. Обеспечение РККА командно-препода-вательским составом и решения связанные с этой проблемой, в предвоенные годы, стали важнейшими задачами для советского государства.

Изучение истории военного образования в предвоенный период имеет давнюю традицию. Первые попытки рассмотрения проблемы подготовки военных кадров для РККА предпринимались в 1930-е гг. и нашли свое отражение в статьях и очерках периодической печати, где очень кратко раскрывались аспекты подготовки командно-преподавательских кадров, а в качестве авторов выступали такие непосредственные участники процесса реорганизации РККА, как К.Е. Ворошилов и JI.3. Мехлис [Ворошилов, Мехлис, 1939].

Первые исследования исторического характера по данной проблеме появляются в конце 40 — начале 50-х гг. А.И. Болотин в работе «Борьба партии большевиков за укрепление экономической и военной мощи СССР накануне Великой Отечественной Войны (1938—1941 гг.)» провел лишь поверхностный анализ интересующей нас проблемы, а хронологические рамки исследования затрагивают только последние предвоенные годы [Болотин, 1950].

Важное значение имеют совместные работы Д.А. Воропаева, А.М. Иовлева [Иовлев, Воропаев, 1956], которые довольно подробно раскрывают суть и последовательность преобразований, направленных на улучшение качественного показателя командно-преподавательского состава. Вместе с тем следует отметить, что работы указанных авторов характеризуются односторонним подходом. Помимо этого, они выделяются абсолютизацией положительного начала и узким кругом источников вследствие ограниченного доступа к архивным фондам.

Новый этап в изучении именно кадровых проблем наступил после XX съезда КПСС, когда была предпринята мощная попытка освободить историческую науку от негативных отпечатков сталинской эпохи. Огромное значение для изучения реформ в области командно-преподавательского состава имеют работы Н.Ф. Кузьмина, М. Ложкова, В. Котоховского [Кузьмин, 1959; Ложков, 1959; Котоховский, 1959]. Авторами определены основные направления государственной политики СССР по решению проблем, связанных как с нехваткой командно-преподавательского состава РККА, так и с повышением уровня его квалификации.

Отдельный интерес представляет труд А.Ф. Швечкова, где автор уделяет внимание проблематике мобилизации на военно-преподавательскую работу гражданских преподавателей [Швечков, 1979].

Изучением вопросов, связанных с преподавательским составом курсов усовершенствования командного состава РККА в межвоенный период, отдельно занимался ранее указанный А.М. Иовлев. Автор приходит к выводу о том, что квалификационный уровень преподавателей в результате реформ, проводимых в течение 10 лет, достиг установленной нормы и позволил выпускать хорошо подготовленные военные кадры.

Со второй половины 1980-х гг. произошли заметные изменения в изучении проблематики реформ военного образования. Вопросы, относящиеся к комплектованию военных учебных заведений командно-преподавательским составом и его качественным показателям стали чаще рассматриваться на основе региональных архивных материалов, что позволило авторам более подробно рассмотреть ряд тенденций, наметившихся в различных военных округах к моменту начала Великой Отечественной войны. Среди таких работ следует выделить исследование Ю.М. Цыплакова, посвященное изучению системы военных учебных заведений СССР в предвоенные годы. Автор довольно подробно раскрывает проблему реформирования командно-преподавательского состава РККА на примере Приволжского военного округа.

Круг источников, касающихся реформирования системы командно-преподавательского состава на довоенном этапе строительства РККА, достаточно широк. Основные выявленные письменные источники отложились в фондах Российского государственного военного архива (РГВА), архива Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Архив ВИМАИВиВС).

Целью данной статьи является рассмотрение деятельности государственных органов СССР по реформированию кадров командно-преподавательского состава в системе военного образования в 1930-е гг.

Основываясь на требованиях времени, советское руководство в лице ЦК ВКП(б) определило курс на многостороннее реформирование РККА. В постановлении от 25 февраля 1929 г. «О командном и политическом составе РККА» говорилось в том числе и о необходимости повышения в новых условиях специальной военной квалификации командно-преподавательского состава, который не в полной мере соответствовал предъявляемым требованиям по уровню подготовки [Коммунистическая партия Советского Союза..., 1970, с. 411, 528].

Качественные показатели командно-преподавательского состава РККА к 1930 г. оставались на низком уровне. В первую очередь это было связано с постепенным вытеснением «старой школы» преподавания в лице бывших офицеров императорской армии, обладавших как значительным практическим опытом, так и широкой теоретической базой.

Многие командиры и преподаватели, в течение длительного времени работая в военно-учебных заведениях, не были ни на стажировках, ни на переподготовке. В 1929 г. 30 % преподавателей работали в военных школах свыше 5 лет [Красная Звезда, 1929, с. 4-8]. Некоторые из них имели слабую общеобразовательную и военную подготовку, оказывались не в состоянии освоить новую боевую технику и оружие. Очевидность необходимости реформирования командно-преподава-тельского состава остро ощущалась в рамках технической модернизации РККА.

В Ленинградской военной школе радиосвязи, например, в 1932 г. до 50 % командного состава слабо знали радиодело, в Московской технической школе многие командиры не изучали работу мотора, не умели водить машину, во 2-й Ленинградской артиллерийской школе большинство командиров не знало матчасти новой модернизированной артиллерии (РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 3268. Л. 61).

Еще одним вопросом, возникшим с ростом количества военных учебных заведений, был большой некомплект командно-преподавательского состава в школах и на Курсах усовершенствования командного состава (КУКС).

Решая данные проблемы, Реввоенсовет СССР провел в декабре 1929 г. обсуждение мероприятий по улучшению состава командно-преподавательских кадров. По итогам обсуждения в кратчайшие сроки было уволено 44 и заменено 125 преподавателей как не соответствующих своему назначению (РГВА. Ф. 4. Оп. 4. Д. 3268. Л.63).

Недостаточность указанных мер проявилась довольно скоро в связи с явным некомплектом преподавательского состава. Решить полностью данную проблему так и не удалось. К примеру, некомплект по военно-учебным заведениям Ленинградского военного округа во второй половине 1930-х гг. составил 6—8 %, а по отдельным школам до 13 % их штатной численности. Малоэффективным была мобилизация гражданского преподавательского состава на военно-преподавательскую работу. До 1937 г. проведено до пяти таких мобилизаций, в общей сложности на военно-преподавательскую работу было привлечено всего около 650 человек (РГВА. Ф. 62. Оп. 2. Д. 502. Л. 2).

Также принимались меры по улучшению отбора преподавательского состава. С 1932 г. при политических управлениях военных округов стали работать специальные комиссии по проверке знаний и определению годности к работе лиц, назначенных преподавателями общественно-политических дисциплин. В 1934 г. аналогичная комиссия для проверки командиров, рекомендованных преподавателями военных дисциплин, была создана при Управлении Военно-учебными заведениями (УВУЗ) РККА (РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 3298. Л. 31).

В 1936 г. через квалификационные комиссии, созданные в военных школах, были пропущены все преподаватели общеобразовательных дисциплин. С этого же года на должности старших преподавателей и начальников учебных отделов стали назначаться исключительно командиры с высшим военным образованием, имевшие опыт работы в войсках (РГВА. Ф.4. Оп. 4.Д. 79. Л. 245).

Большая работа проводилась по повышению квалификации преподавательского состава. В 1929 г. при Военно-политической академии имени Н.Г. Толмачева были открыты курсы усовершенствования преподавателей на 50 человек (РГВА. Ф. 9. Оп. 1. Д. 367. Л. 287).

В 1931 г. при домах Красной Армии стали создаваться курсы, краткосрочные семинарии, военно-технические кабинеты, лаборатории, которые имели задачу содействовать повышению военно-технической и политической квалификации преподавательского состава (РГВА. Ф. 9. Оп. 1. Д. 404. Л. 54).

Указанный комплекс проведенных мероприятий позволил к 1937 г. существенно улучшить командно-преподавательские кадры, имевшие в своем составе на 1 января 1936 г. до 55,5 % с высшим и средним образованием (РГВА. Ф. 62. Оп. 3. Д. 65. Л. 705).

К 1938 г. создавшийся в Красной Армии некомплект командного состава, обусловленный общим ростом потребности в нем, привел к серьезным трудностям в обеспечении командирами, политработниками и преподавателями военно-учеб-ных заведений. В училищах и на курсах усовершенствования по мере роста их количества и увеличения штатной численности происходили постоянные перемещения командно-преподавательского состава. В 1938 г. в Саратовском бронетанковом училище (БТУ), например, было выдвинуто на более ответственную работу 32 человека из числа средних и старших командиров, что резко снизило уровень преподавания военных дисциплин (РГВА. Ф. 25172. Оп. 2. Д. 20. Л. 122).

Училища и КУКС в предвоенный период испытывали хронический недостаток в военных кадрах. В том же Саратовском БТУ некомплект командного состава составлял в 1938 г. 20 % их общей численности (РГВА. Ф. 25172. Оп. 2. Д. 20. Л. 122). В Ташкентском пехотном училище в 1939 г. только лейтенантов и младших лейтенантов требовалось 80 человек. В училище ротами командовали вчерашние выпускники, не имевшие опыта работы (РГВА. Ф. 25046. Оп. 1. Д. 12. Л. 14).

На январь 1940 г. некомплект командного состава по отдельным училищам составлял 10—40 % их штатного состава. В Ленинградском военно-инженерном училище в этот период были вакантными должности двух командиров рот, трех помощников командиров рот, семи командиров взводов и пяти военных преподавателей. Из 16 политруков рот имелось 5 (в июле их осталось 2), из 4-х комиссаров батальонов - 1, из 12 преподавателей истории ВКП(б) - 7 (РГВА. Ф. 24898. Оп. 1. Д. 10. Л. 154).

Увеличение количества авиационных военно-учебных заведений также привело к нехватке необходимой материальной части и преподавательских кадров. Так, на 1 января 1941 г. школы и училища Военно-воздушных сил (ВВС) были укомплектованы преподавателями только на 44,1 % [Военно-исторический журнал, 1990, с. 44].

Для ликвидации некомплекта командного состава училища в широких масштабах использовали оставление на командно-административных должностях выпускников. Низовой аппарат освобожденных политработников (политруки рот, секретари комсомольских бюро) часто замещался курсантами. Добиваясь прекращения текучести кадров преподавателей и улучшения руководства их подготовкой и совершенствованием, начальник Политического Управления (ПУ) РККА директивой 0183 от 6 июля 1940 г. перевел их в номенклатуру ПУ РККА (РГВА. Ф. 24827. Оп. 1. Д. 15. Л. 21).

Проводилась большая работа по подготовке и переподготовке руководящих кадров военно-учебных заведений. В 1937 году при Артиллерийской академии было создано специальное отделение с годичным сроком обучения для подготовки преподавателей артиллерийских училищ, в 1938 г. при Военно-политической академии — курсы подготовки и усовершенствования преподавателей на 200 человек. На курсах «Выстрел» с 1938 г. ежегодно проводились 1—2-месячные сборы командного состава военных училищ, с июля 1940 г. стало работать постоянное отделение усовершенствования начальствующего состава военных училищ на 300 человек (РГВА. Ф. 4. Оп. 15. Д. 99. Л. 679).

Таким образом, мы можем сделать вывод о наличии следующих проблем в системе военного образования, сложившихся к началу тридцатых годов: низкая квалификация и некомплект командно-преподавательского состава военных учебных заведений.

Согласно курсу, установленному ЦК ВКП (б) на многостороннее реформирование Вооруженных сил Реввоенсоветом, УВУЗ и ПУ РККА была разработана и реализована система мер различного характера для решения указанных проблем в области командно-преподавательского состава. В нее входили: улучшение отбора преподавательского состава через комиссии по проверке знаний, создание курсов усовершенствования и переподготовки преподавателей, мобилизация гражданского преподавательского состава на военно-преподавательскую работу, замещение курсантами низового аппарата политработников, выдвижение на более ответственную работу лиц из числа средних и старших командиров.

Несмотря на все принятые меры, к 1941 г. удалось лишь частично привести в соответствие с требованиями как квалификационный уровень командно-преподава-тельского состава военных учебных заведений, так и его численность. Некомплект командного состава в ряде училищ составлял от 10 до 40 % положенного им по штату расписания, а отдельно по авиационным училищам достигал 44,1 %. Проблема отсутствия боевого опыта у большей части командно-преподавательского состава, а также сложности с овладением им новой боевой техники в связи с недостаточной образованностью так и остались нерешенными к началу 1941 г., что заметно осложняло как сам процесс подготовки военных кадров, так и повышение качественного уровня РККА.

Список сокращений

РГВА — Российский государственный военный архив.

Библиографический список

1. Болотин А.И. Борьба партии большевиков за укрепление экономической и военной мощи СССР накануне Великой Отечественной Войны (1938-1941гг.). М.: ВПА, 1950.

2. Военно-исторический журнал. 1990. № 2.

3. Ворошилов К.Е. О проекте Закона о всеобщей воинской обязанности. М.: Освоениздат, 1939.

4. Ворошилов К.Е., Мехлис Л.З. Речи на XVIII съезде ВКП (б).; XVIII съезд ВКП(б): стенографический отчет. М.: Госполитиздат, 1939.

5. Иов лев А.М., Воропаев Д. А. Борьба Коммунистической партии за создание военных кадров (1918-1941 гг.). М.: Воениздат, 1956.

6. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1971). 8-е изд. М., 1970. Т. 4. С. 411, 528.

7. Котоховский В.М. Борьба Коммунистической партии за укрепление Красной Армии в годы мирного строительства (1921—1941 гг.). М.: Воениздат, 1959.

8. Красная звезда. 1929. № 246.

9. Кузьмин Н.Ф. На страже мирного труда (1921-1940 гг.). М.: Воениздат, 1959. Красная Звезда. 1929. № 264. С. 4-8.

10. Ложков М.П. КПСС и строительство Вооруженных сил СССР: 1918-1941 гг. М.: Воениздат, 1959.

Н.Швечков А.Ф. Деятельность Коммунистической партии по подготовке и воспитанию военно-педагогических кадров в период мирного социалистического строительства (1921 - июнь 1941 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.