Шумов Д.К.
Подготовка командных кадров РККА (1929-июнь 1941гг.):историография
проблемы
Великая Отечественная Война является одним из важнейших событий современного этапа новейшей истории. Безвозвратные военные потери Советского Союза за годы войны по официальным данным составляют 8,7 млн. человек1. Тяжесть этой трагедии отразилась на всех сторонах развития государства в дальнейшем. На протяжении всего послевоенного периода в кругах как отечественных, так и зарубежных историков не утихают научные споры в отношении выяснения причин серьезных поражений РККА на начальном этапе войны.
В качестве одной из причин называются просчеты советского руководства в военном строительстве предвоенных лет. Среди современных исследований, освещающих проблематику первых месяцев войны, в качестве одной из главных причин поражений 1941 г. указывается слабый уровень качественной подготовки армии, в том числе кадров командного состава. Ошибки и просчеты государственных и военных органов управления в вопросах подготовки командных кадров в 1930-е гг. занимают важное место в понимании данной проблемы. Уровень профессиональной подготовленности командного состава всегда является решающим фактором в войне.
Советскими и российскими исследователями опубликовано множество трудов, призванных отразить многосторонний процесс подготовки командных кадров в предвоенное десятилетие.
Для того чтобы осуществить более полный анализ существующих исследований по заявленной проблематике необходимо провести их периодизацию, выявляя основные черты и тенденции каждого из хронологических этапов отечественной историографии.
Первый период берет свое начало с момента появления исследований в данной области в 1930-е гг. и продолжался вплоть до середины 1950-х гг., когда после XX съезда КПСС была предпринята мощная попытка освободить историческую науку от негативных отпечатков сталинской эпохи.
На протяжении данного этапа советской историографии как реформирование армии в целом, так и подготовка командных кадров оценивались исключительно в позитивном плане.
1 Михалев С. Н., Шабаев А. А. Трагедия противостояния. Потери вооруженных сил СССР и Германии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Историко-статистическое исследование. М., 2002.
Рассмотрение вопроса подготовки командных кадров для РККА нашло свое отражение в статьях и очерках периодической печати в 1930-е гг. В них кратко раскрывались источники комплектования военных кадров и их военная подготовка.
В связи с нарастающей угрозой войны и переводом армии с территориального на кадровый принцип комплектования в выступлениях военных делегатов на XVIII съезде ВКП (б) были сделаны первые обобщения деятельности государства по подготовке военных кадров и формированию военно-обученных резервов. В дальнейшем данных вопросов коснулись при обсуждении нового закона о всеобщей воинской повинности в 1939 г.2
На основе их анализа в конце 30-х - начале 40-х годов появляется большое количество публицистических и научно-популярных статей и брошюр, касающихся вопросов военного строительства, в которых, в определенной, мере затрагивается и проблематика подготовки кадров командного состава3. Например, в брошюре К.Е. Глуховского «Роль и задачи массовых оборонных организаций в укреплении обороноспособности Советского Союза» изложены основные задачи Осоавиахима в вопросах привлечения и подготовки абитуриентов в военные учебные заведения, пропаганды военной службы4.
Первые исследования исторического характера, освещающие деятельность государственных и военных органов по подготовке командных кадров появляются в конце 40-х - начале 50-х годов. В работах таких авторов, как А.И. Болотина,
Н.К Киряева, Н.П Каширина, лишь перечисляются основные направления государственной политики в области решения вопросов комплектования армии командными кадрами. Значительное внимание авторы уделяют проблеме технического переоснащения РККА, идеализируя заслуги коммунистической партии в этом вопросе.5
2 Ворошилов К.Е. О проекте Закона о всеобщей воинской обязанности. М., 1939; Ворошилов К.Е., Мехлис Л.З. Речи на XVIII съезде ВКП (б); XVIII съезд ВКП (б). Стенографический отчет. М.,1939.
3 Григорьев Б.А. Несокрушимая армия социализма. М., 1939.; Карпов И.М. Армия страны социализма. Л., 1940.; Мареев М.И. Боевой путь Красной Армии. М., 1939.; Мурахвер Н.Г. От территориально-милиционной к кадровой армии // Исторический журнал. 1939. №7; Федоров А.Н. Закон о всеобщей воинской обязанности и кадры РККА // Партийно-политическая работа в РККА. 1939. №20.
4 Глуховский С.О. Роль и задачи массовых оборонных организаций в укреплении обороноспособности Советского Союза. Ростов-на-Дону, 1941.
5 Болотин А.И. Борьба партии большевиков за укрепление экономической и военной мощи СССР накануне Великой Отечественной Войны /1938-1941г.г./. М., 1950.; Каширин Н.П. История советского военного искусства 1917-1940. М, 1942.; Киряев Н.К. Партия большевиков в борьбе за укрепление Советской Армии в годы мирного социалистического строительства (1921-1940гг). М., 1951.; Ковалевский А.В. Боевой путь Советской Армии. М., 1949.; Минц И.И. Очерки по истории Советской Армии/ Пропагандист и агитатор. 1948. № !-4.
Обзор основной литературы, составляющей историографию проблемы на данном этапе, приводит к выводу, что для большинства работ характерна простая фиксация основных решений и действий государственных, партийных и военных органов в сфере подготовки военных кадров. Анализ и оценочная характеристика указанных процессов отсутствуют.
Всем исследованиям рассматриваемого периода присуще общая черта -абсолютизация положительного начала.
Следующий период историографии продлился до середины 1960-х гг. В военноисторической литературе этого периода проблема подготовки командных кадров для РККА нашла более широкое отражение. В конце 1950-х начале 1960-х гг. активизируются исторические исследования кадрового аспекта военного строительства, в которых более подробно дается описание исторического опыты Советского государства по реформированию системы подготовки военных кадров в 1930-е гг.
Отдельного внимания заслуживает статистический сборник Главного управления кадров Министерства обороны СССР, в котором содержатся некоторые данные по командному составу РККА в предвоенные годы, на основе которых можно сделать выводы о значительном некомплекте командных кадров в войсках на момент начала Великой Отечественной Войны. Труд разработан авторским коллективом Главного управления кадров Министерства обороны СССР под руководством генерал-лейтенанта И.А. Кузовкова. В 1964 г. директивой Генерального штаба гриф секретности был снят, а в 1967 г. вновь восстановлен6.
Д.А. Воропаев и А.М. Иовлев одними из первых в указанный период посвятили свою работу «Борьба Коммунистической партии за создание военных кадров /19181941гг.» интересующей нас проблеме. Впервые их исследование вышло в 1956г., но уже через четыре года было опубликовано с необходимыми доработками и изменениями7.
Охватив в своем совместном исследовании два предвоенных десятилетия, авторы раскрывают суть военных преобразований в межвоенный период, дают обоснованную оценку предпосылок реформ, осуществленных в сфере командно-политического состава РККА. Также, в указанной работе содержатся определенные выводы по
6 Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941-1945: Справочностатистические материалы. М., 1963.
7 Иовлев А.М., Воропаев Д.А. Борьба Коммунистической партии за создание военных кадров /19181941гг./ М., 1960.
вопросам кадровой политики в предвоенные годы. Приводятся данные о количестве военных учебных заведений РККА. Вместе с тем, исследование характеризуется односторонним идеологизированным подходом, узостью источниковой базы, что является следствием ограниченного доступа исследователей к архивным фондам.
Опубликовано большое количество новых материалов. Впервые осуществлены фундаментальные исследования, результаты которых нашли свое отражение в ряде трудов, центральное место в них занимал анализ практической деятельности государственных и партийных органов по укреплению армии в предвоенные годы. Однако, стоит отметить недостаточное освещение авторами вопросов связанных непосредственно с проблемой подготовки командного состава.
Так, в работах Н.Ф. Кузьмина, М.П. Ложкова, В.М. Котоховского основное внимание уделяется реформированию системы управления войсками, изменению образовательных программ и доктрины ведения войны. Особое внимание авторов уделялось описанию военно-технических разработок и внедрению в войска нового вооружения. Проблематика государственной деятельности в области подготовки командных кадров ограничена указанием основных программных документов и направлений реформирования системы военного образования в целом8.
В конце 1950-х годов появляется новая категория исследований, затрагивающих указанную проблему, представленных в форме исторических очерков. В данных изданиях описывается путь становления и развития конкретных военных учебных заведений РККА. Большое внимание в таких исследованиях уделяется роли отдельных военных образовательных учреждений в подготовке кадров в 1930-е годы. Помимо общих вопросов, авторами рассмотрены такие аспекты как учебные программы, культурно и политико-воспитательная деятельность различных училищ в предвоенные годы, что крайне важно для всестороннего изучения проблемы подготовки командных кадров.9 В целом, исторические очерки позволяют нам более подробно рассмотреть внутреннюю жизнь военных учебных заведений.
Главной чертой третьего этапа развития историографии является значительное продвижение вперед в исследовании проблематики межвоенного реформирования
8 Кузьмин Н.Ф. На страже мирного труда (1921-1940 гг.). М., 1959.; Ложков М.П. КПСС и строительство Вооруженных сил СССР: 1918-1941 гг. М., 1959; Котоховский В.М. Борьба Коммунистической партии за укрепление Красной Армии в годы мирного строительства /1921-1941гг./ М., 1959.
9 Пунтус В.Г.История центральных бронетанковых технических офицерских курсов 1933-1958. Казань, 1958; Воинов А.И. Крылатое племя. Волгоград, 1961; Кирин И.Д., Полещук В.Е., Хомутов В.А. Кузница офицерских кадров: Краткая история Каспийского им. С.М. Кирова высшего военно-морского училища. Баку, 1961.
РККА. Хронологические рамки этапа охватывают период с середины 1960-х гг. до момента начала перестройки.
На данном этапе продолжали публиковаться исторические очерки. Авторами опубликованных в данный период работ в большинстве случаев являются отставные военные, выпускники соответствующих учебных заведений, имевшие доступ к их внутренним архивам, что в свою очередь обуславливает наличие в работах редких документов10.
Отдельные авторы более детально раскрывают в своих очерках аспекты, связанные с внутренним укладом жизни военных училищ, как, например, это делает И.С. Копылов в своей работе «Оренбургское летное»11. Автор знакомит нас с распорядком дня, будничной жизнью курсантского состава.
Важным шагом в исследовании проблемы деятельности государственных и военных органов СССР по подготовке командного состава армии стала докторская диссертация А.М. Иовлева «Борьба Коммунистической партии за создание и укрепление военных кадров Советского государства в период строительства социализма: 1918-1936 гг.» 12. В работе проводится анализ деятельности партийных и государственных органов по созданию и реформированию системы подготовки военных кадров, в том числе командного состава РККА. Работа включает в себя обзор основных государственных решений, в том числе приказов СНК и указаний ЦК ВКП (б) касательно подготовки военных кадров.
Наиболее изученные автором вопросы относятся к 1918-1935 годам. Особое внимание в исследовании А.М. Иовлева обращено на вопросы, связанные с созданием и развитием системы военно-политических учебных заведений. Следует отметить, что на центральное место автор ставит проблематику политической подготовки военных кадров, оставив общую военную подготовку курсантского и преподавательского состава вне должного внимания.
Заслуживает отдельного внимания работа А.М. Махрова «Деятельность коммунистической партии по развитию и совершенствованию советской высшей
10 Бронетанковая ордена Ленина Краснознаменная. Исторический очерк. М., 1970; Ордена Ленина Московский военный округ. М., 1977; Киевское высшее общевойсковое командное дважды
краснознаменное училище имени М.В. Фрунзе. Киев, 1968; Киевское высшее общевойсковое командное училище. Киев 1978; Копылов И.С., Лазукин А.Н., Райкин Г.Л. Оренбургское летное. М., 1976;Сумское высшее артиллерийское командное дважды краснознаменное училище им. М.В.Фрунзе (1918-1968). Сумы, 1968.
11 Копылов И.С., Лазукин А.Н., Райкин Г.Л. Оренбургское летное. М.,1976.
12 Иовлев А.М. Борьба Коммунистической партии за создание и укрепление военных кадров Советского государства в период строительства социализма / 1918-1936гг./ дис. .. .д-ра ист. наук, М., 1968.
военной школы в период мирного соц. Строительства 1921 - июнь1941 гг.», в которой подробно раскрываются аспекты военного строительства связанные с высшими учебными заведениями РККА13.
Автор обращает внимание на проблемы, связанные с перестройкой и улучшением учебно-преподавательской работы. Освещаются некоторые вопросы
совершенствования органов руководства военно-учебными заведениями.
Достаточно полную информацию в отношении преподавательского состава системы военного образования в межвоенный период предоставляет исследование А.Ф.Швечкова «Деятельность Коммунистической партии по подготовке и воспитанию военно-педагогических кадров в период мирного социалистического строительства / 1921-июнь1941гг.» 14.
В своей работе автор затрагивает такую сторону государственного управления подготовкой командных кадров как комплектование военных учебных заведений преподавательским составом. А.Ф. Швечковым проделана значительная работа по изучению решений как государственных, так и военных органов, направленных на повышение профессиональной и идеологической подготовки преподавателей.
Таким образом, историография третьего периода является наиболее объемной по количеству опубликованных материалов, плодотворной и представительной. В эти годы была проделана значительная работа в сфере разработки различных аспектов проблемы подготовки командного и начальствующего состава РККА в предвоенный период. Именно в данный период уровень историографии расширяется до фундаментальных работ, в числе которых кандидатские и докторские диссертации.
Однако, появившиеся на протяжении рассмотренного периода исследования, в силу идеологических причин не достаточно объективно отражают итоги государственной политики по подготовке командных кадров. Крайне мало внимания уделяется просчетам советского руководства, допущенным ошибкам в процессе становления и реформирования системы военного образования на довоенном этапе. Так и не были сделаны обобщения и выводы принципиального характера, способные отразить в себе всю сложность и противоречивость проблематики подготовки командного и начальствующего состава РККА в 1930-е гг.
13 Махров А.М. Деятельность коммунистической партии по развитию и совершенствованию советской высшей военной школы в период мирного соц. Строительства 1921-июнь1941гг. М., 1982.
14 Швечков А.Ф. Деятельность Коммунистической партии по подготовке и воспитанию военнопедагогических кадров в период мирного социалистического строительства /1921-июнь1941гг./: автореф., дис. . канд. ист. наук. М., 1979.
Четвертый этап историографии соответствует по своим хронологическим рамкам периоду перестройки в СССР. Со второй половины 1980-х гг. наступает новый период в развитии изучения проблемы, связанный с изменением подхода к изучению государственной политики в области военного образования. Данная тенденция объясняется постепенным вытеснением из работ идеологических моментов, что позволило уделить большее внимание именно управленческому аспекту, дать объективную оценку проводимых реформ.
Среди работ, вышедших в данный период, отдельно следует выделить исследования Ю.М. Цыплакова, посвященные изучению системы военных учебных заведений СССР в предвоенные годы. Автор довольно подробно раскрывает проблему подготовки военных кадров для РККА к моменту начала войны на примере Приволжского военного округа. Наибольший интерес представляют следующие работы автора: «История Коммунистической партии по подготовке кадров РККА. 1937-41 гг. /На материалах Приволжского военного округа», «Система военно-учебных заведений по подготовке военных кадров и ее развитие в Краснознаменном Приволжском округе в предвоенные годы (1937-1941)», где в достаточной мере раскрываются аспекты, связанные с подготовкой командного состава РККА в училищах соответствующего военного округа15.
Данные работы подготовлены на основе фактических материалов центральных государственных архивов СССР, обобщении значительного числа имеющейся на момент выхода исследования литературы.
Автор, проанализировав большое количество материала, выявил ряд неточностей и ошибок в официальной истории создания и развития системы военных учебных заведений на территории Приволжского военного округа.
Цыплаков впервые вводит в научный оборот множество ранее не опубликованных архивных документов, касающихся государственной политики по подготовке военных кадров на территории всего СССР в последние предвоенные годы.
Но, тем не менее, ограниченная доступность архивного материала не позволила исследователям в полной мере обратить внимание на проблемы, возникавшие в процессе становления системы военного образования до момента начала Великой Отечественной Войны, в том числе и кадрового характера.
15 Цыплаков Ю.М. Система военно-учебных заведений по подготовке военных кадров и ее развитие в Краснознаменном Приволжском округе в предвоенные годы (1937-1941). Сызрань,1988; Цыплаков Ю.М. История Коммунистической партии по подготовке кадров РККА. 1937-41гг. /На материалах
Приволжского военного округа/. Куйбышев, 1989.
Заключительный этап историографии проблемы представлен уже не советскими, а российскими исследованиями, таким образом, его хронологические рамки охватывают период с 1991 г. и до настоящего времени.
В ходе данного периода у исследователей появились возможности для создания более полных и объективных трудов. За последние двадцать лет были опубликованы работы, в которых уделялось значительное внимание вопросам подготовки военных кадров, но специального комплексного исторического исследования по проблеме подготовки командных кадров в предвоенные годы не проводилось.
Вопросы, связанные с учебным процессом в военно-образовательных учреждениях, освоением военных дисциплин учащимися раскрывает монография А.И.Каменева. Его работа «История подготовки офицерских кадров в СССР (19171984 гг.)», вышедшая в 1991 г. впервые дает критико-исторический анализ системы подготовки командных кадров в предвоенные годы. Важно отметить, что в работе присутствует составленный автором хронологический календарь событий в военноучебном строительстве СССР. Исследователь достаточно подробно анализирует доктрину военного образования и ее изменение на протяжении интересующего нас периода16.
Отдельные стороны проблемы подготовки военных кадров в 1930-е гг. затронуты в работах М.И. Мельтюхова, О.Ф. Сувенирова. Авторы касаются аспектов, связанных с преподавательским составом военных учебных заведений, военным планированием советского Генштаба, организационным развитием и динамикой роста численности советских вооруженных сил накануне войны. Но в целом, их работы посвящены другим историческим проблемам17.
Видным исследователем по вопросам подготовки кадров запаса является И.В.Цымбалов. Его статьи представляют отдельный интерес, так как включают в себя достаточно полное и обстоятельное исследование деятельности государственных и военных органов по подготовке кадров запаса РККА в межвоенный период. Определены причинно-следственные связи, обусловившие необходимость увеличения численности командного и начальствующего состава запаса РККА на протяжении 20-х 30-х гг.18
16 Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в СССР (1917-1984гг.). Новосибирск, 1991.
17 Сувениров О.Ф. Трагедия РККА 1937-1938. М., 1998; Мельтюхов М.И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939-1941. М., 2000; Костюченко И.Ю. Разработка и реализация государственной концепции гуманитарного образования в РФ (1953-1999). М., 2010.
18 Цымбалов И.В. Исторический опыт подготовки офицеров запаса Сухопутных войск РККА в 19211941 гг. // Сборник научных статей Военного университета (ДСП). М., 2008. № 6. С. 192-214.;
Несмотря на появление за последние годы значительного количества исторических журналов, в том числе и военно-исторических, публикации, касающиеся изучаемой нами проблемы, представлены в малом объеме.
Одной из немногих является статья Б.Г. Кадырова «Национальные военноучебные заведения на территории Татарской республики в 1920-1930-е гг.» 19. Автор обращает внимание на вопросы, связанные с созданием и реформированием национальных военно-учебных заведений на территории татарской республики в рамках национальной политики Советского государства в межвоенный период. Кадыровым подробно рассмотрены основные направления деятельности государственных и военных органов по созданию национальных военных училищ, выявлены причины изменения в данной политике, приведшие в итоге к их закрытию.
Диссертационные труды, исследующие различные аспекты проблемы подготовки военных кадров в 1930-е гг. представлены в рамках современного периода историографии целым рядом работ.
Среди них, особый интерес представляет работа Д.Б.Лошкова «Командные кадры Красной Армии накануне Великой Отечественной войны: 1939 - июнь 1941 гг.», в которой автор рассмотрел влияние репрессий конца тридцатых годов на качественное состояние кадров РККА. Помимо этого, Д.Б.Лошков совершил попытку изучить систему подготовки командных кадров в военных училищах и академиях, сложившуюся на момент начала Великой Отечественной Войны20.
Также, интерес представляет работа Ширяева В. А. «Опыт Советского государства по подготовке кадров для дальневосточных пограничных органов: 1922 - июнь 1941 гг.» 21.
Автор исследовал опыт Советского государства по подготовке кадров для дальневосточных пограничных органов. Помимо прочего, в работе раскрывается деятельность специальных военно-учебных заведений различного профиля, готовивших командные кадры для пограничных войск. Ширяев показывает специфику комплектования дальневосточных пограничных органов постоянным и переменным
Цымбалов И.В. Подготовка военных кадров запаса Сухопутных войск РККА (1921 - июнь 1941 г.). М., 2008.; Цымбалов И.В. Подготовка военных кадров запаса Сухопутных войск РККА (1921 - июнь 1941 г.) // Вестник Военного университета. 2009. № 4. С. 151-157.
19 Клопов Е.А. Учебно-механизированный полк //Техика и Вооружение. Вчера, сегодня, завра. № 3, 2005; Кадыров Б.Г. Национальные военно-учебные заведения на территории Татарской республики в 19201930-е гг. // ГасырларАвазы. 2008. №3.
20 Лошков Д.Б. Командные кадры Красной Армии накануне Великой Отечественной войны :1939 - июнь 1941 гг./ дис...к-та ис.наук. М., 2003.
21 Ширяев В.А. Опыт Советского государства по подготовке кадров для дальневосточных пограничных органов:1922 - июнь 1941 гг./: дис.д-ра ист. наук. Хабаровск, 2007.
составом. В работе присутствует анализ методов, форм и специфики подготовки командного состава для дальневосточных пограничных органов в межвоенный период.
Проведенный нами анализ историографии проблемы подготовки командных кадров РККА в период ее технической модернизации, а также обзор исследований и различного рода публикаций по указанной проблеме, позволяет сделать ряд выводов:
Во-первых, на сегодняшний день не существует комплексного исследования государственной политики СССР по подготовке командного состава РККА с 1929 по июнь 1941гг. Сама проблема подготовки командных кадров в предвоенный период включает в себя значительный ряд аспектов, к рассмотрению которых исследователи обращались с разной степенью интенсивности. На протяжении всех выявленных и рассмотренных периодов историографии авторами множества исследований затрагивались лишь отдельные ее аспекты.
Во-вторых, в центре внимания большинства опубликованных советских исследований по интересующей нас проблеме находится деятельность местных партийных организаций, а не тех военных структур, которые непосредственно руководили процессом организации и реформирования системы подготовки командных кадров РККА.
В-третьих, вопросы связанные с некомплектом командных кадров РККА в войсках, их квалификационным и общеобразовательным уровнем к лету 1941 г. не нашли должного отражения в военной историографии. Между тем, знание и осмысление этих данных в значительной мере позволило бы реальнее оценить качественный уровень РККА на момент начала Великой Отечественной Войны.
Анализ имеющейся литературы показал, что проблема нуждается в дальнейшем изучении. Для ответа на оставшиеся без внимания вопросы требуется исследование значительного числа источников, а параллельно с этим возникает необходимость обобщения и переосмысления уже опубликованной информации.
Список литературы:
1. Болотин А.И. Борьба партии большевиков за укрепление экономической и военной мощи СССР накануне Великой Отечественной Войны /1938-1941гг./. М., 1950.
2. Бронетанковая ордена Ленина Краснознаменная. Исторический очерк. М., 1970.
3. Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 19411945: Справочно-статистические материалы. М., 1963.
4. Воинов А. И. Крылатое племя. Волгоград, 1961.
5. Ворошилов К.Е. О проекте Закона о всеобщей воинской обязанности. М., 1939.
6. Ворошилов К.Е., Мехлис Л.З. Речи на XVIII съезде ВКП (б); XVIII съезд ВКП (б). Стенографический отчет. М., 1939.
7. Глуховский С.О. Роль и задачи массовых оборонных организаций в укреплении обороноспособности Советского Союза. Ростов-на-Дону, 1941.
8. Григорьев Б.А. Несокрушимая армия социализма. М., 1939.
9. Иовлев А.М. Борьба Коммунистической партии за создание и укрепление военных кадров Советского государства в период строительства социализма / 19181936гг./ дис. .д-ра ист. наук. М., 1968.
10. Иовлев А.М., Воропаев Д.А. Борьба Коммунистической партии за создание военных кадров /1918-1941 гг./. М., 1960.
11. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в СССР (1917-1984гг.). Новосибирск, 1991.
12. Карпов И.М. Армия страны социализма. Л., 1940.
13. Каширин Н.П. История советского военного искусства 1917-1940. М, 1942.
14. Киевское высшее общевойсковое командное дважды краснознаменное училище имени М.В. Фрунзе. Киев, 1968.
15. Киевское высшее общевойсковое командное училище. Киев, 1978.
16. Кирин И.Д., Полещук В.Е., Хомутов В.А. Кузница офицерских кадров: Краткая история Каспийского им. С.М. Кирова высшего военно-морского училища. Баку, 1961.
17. Киряев Н.К. Партия большевиков в борьбе за укрепление Советской Армии в годы мирного социалистического строительства (1921-1940гг). М., 1951.
18. Клопов Е.А. Учебно-механизированный полк // Техика и Вооружение. Вчера, сегодня, завра. 2005. № 3; Кадыров Б.Г. Национальные военно-учебные заведения на территории Татарской республики в 1920-1930-е гг. // «ГасырларАвазы. 2008. №3.
19. Ковалевский А.В. Боевой путь Советской Армии. М., 1949.
20. Копылов И.С., Лазукин А.Н., Райкин Г.Л. Оренбургское летное. М.,1976.
21. Костюченко И.Ю. Разработка и реализация государственной концепции гуманитарного образования в РФ (1953-1999). М., 2010.
22. Кузьмин Н.Ф. На страже мирного труда (1921-1940 гг.). М., 1959.
23. Ложков М.П. КПСС и строительство Вооруженных сил СССР: 1918-1941 гг. М., 1959; Котоховский В.М. Борьба Коммунистической партии за укрепление Красной Армии в годы мирного строительства /1921-1941гг./ М., 1959.
24. Лошков Д.Б. Командные кадры Красной Армии накануне Великой Отечественной войны: 1939 - июнь 1941 гг./дис.к-та ис.наук. М., 2003.
25. МареевМ.И. Боевой путь Красной Армии. М., 1939.
26. Махров А.М. Деятельность коммунистической партии по развитию и совершенствованию советской высшей военной школы в период мирного соц. Строительства 1921 - июнь1941гг. М., 1982.
27. Мельтюхов М.И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939-1941. М., 2000.
28. Минц И.И. Очерки по истории Советской Армии // Пропагандист и агитатор. 1948. № 1-4.
29. Михалев С. Н., Шабаев А. А. Трагедия противостояния. Потери вооруженных сил СССР и Германии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Историкостатистическое исследование. М., 2002.
30. Мурахвер Н.Г. От территориально-милиционной к кадровой армии // Исторический журнал. 1939. №7.
31. Ордена Ленина Московский военный округ. М., 1977.
32. Пунтус В. Г. История центральных бронетанковых технических офицерских курсов 1933-1958. Казань, 1958.
33. Сувениров О.Ф. Трагедия РККА 1937-1938. М., 1998.
34. Сумское высшее артиллерийское командное дважды краснознаменное училище им. М.В.Фрунзе (1918-1968). Сумы, 1968.
35. Федоров А. Н. Закон о всеобщей воинской обязанности и кадры РККА // Партийно-политическая работа в РККА. 1939. №20.
36. Цымбалов И.В. Исторический опыт подготовки офицеров запаса Сухопутных войск РККА в 1921-1941 гг. // Сборник научных статей Военного университета (ДСП). М., 2008. № 6. С. 192-214.
37. Цымбалов И.В. Подготовка военных кадров запаса Сухопутных войск РККА (1921 - июнь 1941 г.). М., 2008.
38. Цымбалов И.В. Подготовка военных кадров запаса Сухопутных войск РККА (1921 - июнь 1941 г.) // Вестник Военного университета. 2009. № 4. С. 151-157.
39. Цыплаков Ю.М. История Коммунистической партии по подготовке кадров РККА. 1937-41гг. /На материалах Приволжского военного округа/. Куйбышев, 1989.
40. Цыплаков Ю.М. Система военно-учебных заведений по подготовке военных кадров и ее развитие в Краснознаменном Приволжском округе в предвоенные годы (1937-1941). Сызрань, 1988.
41. Швечков А.Ф. Деятельность Коммунистической партии по подготовке и воспитанию военно-педагогических кадров в период мирного социалистического строительства /1921 - июнь1941гг./: автореф., дис. .канд. ист. наук. М., 1979.
42. Ширяев В.А. Опыт Советского государства по подготовке кадров для дальневосточных пограничных органов: 1922 - июнь 1941 гг./: дис.д-ра ист. наук. Хабаровск, 2007.