Научная статья на тему 'Подготовка военных кадров запаса Сухопутных войск РККА (1921 июнь 1941 гг. )'

Подготовка военных кадров запаса Сухопутных войск РККА (1921 июнь 1941 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2462
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Красная Армия / военные кадры / запас / резерв / система / подготовка / командир / the Red Army / Military personnel / Reserve / System / training / commander / commanding officer

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цымбалов Игорь Владимирович

В данной статье автор рассматривает вопросы деятельности государственных и военных органов СССР в межвоенный период по созданию резерва командного и начальствующего состава запаса для Сухопутных войск Красной армии. Основное внимание уделяется анализу развития элементов системы подготовки и накопления военных кадров запаса вневойсковой подготовке начсостава запаса войсковой подготовке начсостава запаса подготовке и переподготовке начальствующего состава запаса на курсах при академиях, военных школах и на курсах переподготовки командного и начальствующего состава запаса органам руководства и учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Цымбалов Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with activities of the USSR public and military institutions aimed at creating reserve of the officers for the Red Army land forces within the period between two world wars. The priority is given to analysis of training and accumulation of the reserve military personnel, namely to civilian training of the reserve officers, military training of the reserve officers, advanced and refresher courses for the reserve officers including those in military academies and schools, leading and supervisory bodies

Текст научной работы на тему «Подготовка военных кадров запаса Сухопутных войск РККА (1921 июнь 1941 гг. )»

Вестник Военного университета. 2009. № 4 (20). С. 151 - 157

Цымбалов И.В.

ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ КАДРОВ ЗАПАСА СУХОПУТНЫХ ВОЙСК РККА (1921 - июнь 1941 г.)

В своей деятельности по укреплению обороноспособности страны в 19211941 гг. государственные и военные органы управления учитывали объективные факторы, обуславливавшие необходимость создания резерва командного и начальствующего состава запаса для армии и флота. Об этом свидетельствует созданная в указанный период система его подготовки для Сухопутных войск. Становление и совершенствование системы было сложной работой, имевшей целью накопление необходимого количества обученных кадров запаса для развертывания армии военного времени и восполнения потерь в командном и начальствующем составе в ходе войны.

Систему подготовки и накопления военных кадров запаса Сухопутных войск начали создавать сразу же после окончания Гражданской войны. К середине 30-х гг. она включала в себя: вневойсковую подготовку начсостава запаса; войсковую подготовку начсостава запаса; подготовку и переподготовку начальствующего состава запаса на курсах при академиях, военных школах и на курсах переподготовки командного и начальствующего состава запаса; органы руководства и учета. При этом система подготовки комначсостава запаса решала две главные задачи: во-первых, организацию обучения для присвоения звания среднего командного и начальствующего состава запаса; во-вторых, поддержание боевого мастерства кадров запаса в период прохождения службы, а также их переквалификацию на новые военные специальности.

Важное место в рассматриваемой системе подготовки начальствующего состава запаса занимала вневойсковая подготовка. Ее суть заключалась в изучении гражданскими лицами военного дела: студентами вузов и техникумов - в процессе обучения; рабочими и служащими в специальных учебных школах Осовиахима - без отрыва от производства с дальнейшей передачей их на стажировку. Это позволило сокращать им сроки службы и готовить из них кадры командного и начальствующего состава запаса Сухопутных войск.

Основными направлениями вневойсковой подготовки были высшая допризывная военная подготовка (далее - ВДВП) студентов вузов и техникумов, выс-

шая вневойсковая подготовка (далее - ВВП) и высшая военно-производственная подготовка (далее - ВВПП).

Высшая допризывная военная подготовка студентов вузов и техникумов была введена постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 августа 1926 г. [1, ст. 435]. Цель и содержание ВДВП - подготовить учащихся гражданских вузов и техникумов для замещения должностей командного и начальствующего состава запаса РККА и обеспечения в военное время частей и учреждений, заведений армии средним комначсоставом всех родов войск и специальностей, а военнопромышленных предприятий квалифицированными работниками, имеющими военную подготовку.

После завершения обучения в учебном заведении, где была введена ВДВП, выпускники призывались для прохождения службы в армии на 9 месяцев. По истечении срока военной службы они держали экзамены на звание командира среднего звена. Успешно сдавшие экзамен увольнялись в запас со званием командира запаса [2, с. 194].

Для преодоления недостатков, выявленных в ходе ВДВП, по предложению руководства вузов, УВУЗ РККА, ЦИК и СНК СССР, постановлением «О введении в действие Закона об обязательной военной службе в новой редакции» от 13 августа 1930 г. вместо высшей допризывной военной подготовки была введена высшая вневойсковая подготовка. Сначала она была введена в 205 из 420 вузов первоначально по 10 военно-учетным специальностям (уклонам) [3, л. 50]. Особенность ВВП состояла в том, что студенты, в зависимости от профиля вуза, проходили теоретический курс военной подготовки в пределах 430-580 часов и учебные сборы при воинских частях продолжительностью 3-4 месяца, после чего сдавали экзамены на звание командира запаса. Выдержавшие их зачислялись в запас в качестве среднего начальствующего состава РККА. В дальнейшем они проходили службу на общих основаниях со всем средним начальствующим составом запаса [4, ст. 751].

В некоторых высших учебных заведениях, согласно Закону о всеобщей воинской обязанности в новой редакции (1930 г.), была введена высшая военнопроизводственная подготовка, включавшая теоретический курс в объеме 330 часов и 1,5-месячный сбор в воинских частях. Лицам, прошедшим эту подготовку, через год успешной работы в промышленности присваивались без испытаний воинские звания среднего начальствующего состава запаса.

Специалисты, окончившие высшие учебные заведения и техникумы, в которых не была введена высшая вневойсковая подготовка, а также выпускники рабфаков и средних школ второй ступени служили в кадровой армии один год, а затем проходили испытания на звание среднего командира запаса [4, ст. 423424].

Огромные успехи нашей страны в области культурного строительства, расширение сети вузов и техникумов в 1926-1936 гг. позволили увеличить число специальностей, по которым осуществлялась подготовка начальствующего состава запаса. В 1932 г. высшей вневойсковой и высшей допризывной подготовкой были охвачены учащиеся 162 вузов и 49 техникумов [5, л. 5; 6, л. 86]. Подготовка резерва военных кадров в вузах осуществлялась по 17 специальностям. При этом большое внимание уделялось подготовке среднего командного состава запаса для технических родов войск. Гуманитарные же вузы ежегодно выпускали примерно 1 400-1 500 специалистов, которые проходили подготовку как политработники запаса.

Рассмотренный выше порядок подготовки командного и начальствующего состава запаса просуществовал до 14 июля 1938 г., когда высшая вневойсковая подготовка в вузах была отменена приказом наркома обороны № 0135.

Таким образом, высшие учебные заведения, техникумы и другие специальные учебные заведения до 1937 г. были важным источником подготовки и накопления квалифицированных кадров командного и начальствующего состава запаса среднего звена.

Другим источником пополнения начальствующего состава запаса в системе вневойсковой подготовки являлся руководящий и технический состав гражданских организаций и учреждений. Многие из них служили в рядах армии и имели, таким образом, определенный военный опыт. Приобретенные некоторыми из них на гражданской службе образование и практические навыки были близки специальностям среднего начсостава РККА. Все это позволило без больших материальных и финансовых затрат, путем аттестации и обучения на краткосрочных курсах в отдельных наркоматах готовить из них средний начальствующий состав запаса.

Еще одним из источников пополнения резерва командных и технических кадров запаса являлись бывшие офицеры и чиновники русской (царской) армии.

Подготовка командно-начальствующего состава запаса в войсках осуще-

ствлялась путем прохождения службы комначсостава кадра РККА и увольнения его в запас; прохождения службы в армии младшего командного и начальствующего состава сверхсрочной службы в течение трех лет и более и увольнения в запас; прохождения службы в армии лиц, имеющих высшее и среднее образование в течение одного-двух лет и успешной сдачи испытаний на звание среднего начальствующего состава запаса РККА; обучения на средний командный и технический состав запаса военнослужащих срочной службы, в первую очередь младших командиров, проявивших себя на воинской службе; переподготовка младшего начальствующего состава запаса Сухопутных войск на должности среднего комсостава запаса, призванного для этого в РККА.

Таким образом, рассмотрев сущность и основные проблемы подготовки командных и начальствующих кадров запаса в 1921-1936 гг., можно заключить, что в целом к 1937 г. в РККА сложилась определенная система подготовки, переподготовки и учета командно-начальствующего состава запаса Сухопутных войск. В грозные предвоенные годы эта система получила свое дальнейшее развитие.

Некомплект командно-начальствующего состава кадра и запаса в Сухопутных войсках, проведение массовых репрессий в 1937-1938 гг., многократное увеличение численности войск в 1939-1941 гг. объективно обусловили обострение проблемы подготовки командных и начальствующих кадров запаса, необходимость увеличения его количественного состава и улучшения качественного состояния в период с 1937 г. до начала Великой отечественной войны.

В подготовке командных и начальствующих кадров запаса Сухопутных войск в 1937-1941 гг. стояли три основные задачи: первая - организация и проведение первичной подготовки кадров запаса в достаточном количестве и необходимого качества; вторая - поддержание боевого мастерства и совершенствование знаний, навыков и умений комначсостава запаса, а также переквалификация его части на новые военные специальности; третья - накопление запаса военных кадров, их учет и правильное распределение.

Для выполнения этих задач выбирались различные пути, как применявшиеся ранее, так и вновь найденные. Для создания запаса командного и начальствующего состава запаса, его подготовки и переподготовки были выбраны следующие направления: а) зачисление в запас комначсостава, уволенного с действительной военной службы; б) создание курсов при воинских частях и соедине-

ниях для подготовки командного состава запаса из младшего командного состава и из лучших красноармейцев, отслуживших сверхсрочную (срочную) службу; в) увеличение количества курсов усовершенствования военных кадров запаса; г) увеличение интенсивности и продолжительности сборов командного и начальствующего состава запаса, проводимых при военных академиях, училищах, курсах усовершенствования командного состава кадра и воинских частях; д) подготовка командного состава запаса в высших и средних гражданских учебных заведениях; е) организация командирской учебы командного состава запаса без отрыва от производства, в том числе и заочной.

Соответственно основными источниками накопления командного и начальствующего состава запаса в предвоенные годы были: а) кадровый командноначальствующий состав, зачисляемый в запас при переводе из кадров РККА; б) лица младшего командного состава срочной и сверхсрочной службы, выдержавшие экзамены на младшего лейтенанта запаса в результате прохождения специальных курсов; в) лучшая часть рядового и младшего командного состава запаса, выросшего на гражданской службе, получившего за время состояния в запасе специальное образование и прошедшего военную подготовку при военноучебных заведениях и на сборах в РККА; г) лица с высшим и средним образованием, подготовленные на младших лейтенантов и лейтенантов запаса в войсках, специальных учебных подразделениях в период прохождения ими действительной военной службы; д) военнослужащие и военнообязанные, сдавшие экстерном экзамены за курс военно-учебного заведения; е) лица с высшим и средним специальным образованием, прошедшие специальную военную подготовку в гражданских вузах и техникумах. Основная часть этих источников комплектования военных кадров запаса была определена Положением о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА, утвержденным 22 сентября 1935 г. ЦИК и СНК СССР, а юридически все они были закреплены Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» (1939 г.).

Проблема подготовки, усовершенствования и переподготовки командноначальствующего состава запаса с 1939 г. в той или иной мере затрагивалась при обсуждении военных вопросов на XVIII съезде ВКП(б), XVIII партийной конференции, пленумах ЦК ВКП(б), особенно мартовским 1940 г., подведшим итоги Советско-финляндской войны и положившим начало перестройки Народного Комиссариата обороны (далее - НКО, Наркомат обороны), в постановлениях ЦК

ВКП(б), указах, законах и постановлениях государственных законодательных и исполнительных органов, таких как Президиум Верховного Совета СССР, СНК СССР и ЦИК СССР. Немалое внимание на эту проблему обращали Наркомат обороны и Главный военный совет РККА.

В 1937 г. Генеральный штаб РККА совместно с Управлением по командному и начальствующему составу РККА подсчитали, что для ведения войны в течение одного года необходимо дополнительно подготовить только командиров запаса 189 000 чел., в том числе 78 100 чел. пехоты [7, л. 46-47]. При расчетах, исходя из опыта Первой мировой войны, считалось, что в боевых частях в течение года будет 100 % боевых потерь командного состава. Позднее правильность этих подсчетов была подтверждена в ходе Советско-финляндской войны, в результате которой РККА потеряла 17 533 чел. командного и начальствующего состава, что составило 21,7 % от его общего количества. Получается, что среднемесячные боевые потери в Советско-финляндской войне составляли 6,2 %, среднегодовые потери - 74,4 % командно-начальствующего состава [8, л. 10].

В связи с усложнившейся международной обстановкой в 1939 г. был разработан план ускоренной подготовки и накопления командно-начальствующего состава запаса. Этим планом намечалось подготовить в течение трех лет (19391941 гг.) 520 тыс. чел. [9, с. 60]. Указанные мероприятия в значительной мере удалось провести к началу Великой Отечественной войны, что дало возможность пополнить мобилизационные ресурсы комначсостава запаса.

В предвоенные годы заметно изменились роль и содержание элементов системы подготовки командно-начальствующего состава запаса. Так, на первые места выдвинулась подготовка командного и начальствующего состава запаса в войсках, ВУЗах и на курсах подготовки и усовершенствования.

Подготовка командно-начальствующего состава запаса в войсках. Одним из важнейших путей решения проблемы пополнения резерва кадров запаса Сухопутных войск с 1937 г. по июнь 1941 г. по-прежнему оставалось зачисление в запас кадрового командно-начальствующего состава, уволенного с действительной военной службы. Именно за его счет кадры запаса продолжали пополняться как средним, так старшим и высшим комначсоставом, имевшим богатый опыт военной деятельности.

В связи с усложнившейся международной обстановкой в 1939 г. был разработан план ускоренной подготовки и накопления командно-начальствующего

состава запаса. Этим планом намечалось подготовить в течение трех лет (19391941 гг.) за счет командиров, увольняемых из кадров Красной армии в запас, - 69 тыс. чел. [9, с. 60].

Другим, не менее важным, путем решения проблемы накопления резерва кадров запаса Сухопутных войск было создание курсов при воинских частях и соединениях для подготовки командного состава запаса из младшего командного состава и из лучших красноармейцев, как отслуживших сверхсрочную (срочную) службу, так и ее продолжающих.

Большой отряд сверхсрочников пополнил ряды среднего командного состава запаса в 1939 г. В связи с принятием Закона о всеобщей воинской обязанности руководством РККА было принято решение о сокращении количества сверхсрочников в армии до минимума. Все сокращенные сверхсрочники были уволены в запас в качестве среднего комсостава [10, с. 9].

Система подготовки и накопления комначсостава запаса получила свое дальнейшее развитие за счет привлечения к обучению на средний командный и начальствующий состав запаса военнослужащих срочной службы. В большинстве своем это были младшие командиры, проявившие себя на воинской службе.

По плану ускоренной подготовки и накопления кадров запаса намечалось подготовить в течение 1939-1941 гг. только из младшего командного состава около 285 900 командиров и техников запаса, что составляло более 50 % планируемого пополнения кадров запаса, в том числе: на курсах младших командиров отделений, помощников командиров взводов и им соответствующих - 190 тыс. чел., а из части командиров отделений, помощников командиров взводов и соответствующих по окончании срока действительной военной службы - 60 тыс. чел.; в учебных танковых и автотракторных частях - 35 тыс. чел. [9, с. 60].

В предвоенные годы, в связи с нарастанием военной опасности для СССР, со стороны руководства РККА усилилось внимание к младшему командному составу запаса как источнику подготовки среднего командного и начальствующего состава запаса. Так, по плану ускоренной подготовки и накопления кадров запаса намечалось подготовить в течение трех лет (1939-1941 гг.) из младшего комсостава запаса - на курсах младших лейтенантов - из военнообязанных, служивших в армии на должностях командиров отделений, помощников командиров взводов и им соответствующих, - 190 тыс. чел.[9, с. 60], в том числе около 70 000 лиц среднего комсостава запаса [11, л. 2]. Подготовку их планировалось осуще-

ствить путем прохождения трехмесячного обучения на специально созданных курсах при военных училищах, курсах усовершенствования командного состава.

Подготовка командного и начальствующего состава запаса Сухопутных войск из красноармейцев, имевших высшее и среднее образование, в предвоенные годы, как и до 1937 г., также оставалась одним из важных элементов системы подготовки и накопления военных кадров запаса.

Важную роль в подготовке комначсостава запаса Сухопутных войск сыграло увеличение интенсивности и продолжительности сборов командного и начальствующего состава запаса, проводимых при воинских частях. Их проходила лучшая часть рядового и младшего командного состава запаса, выросшего на гражданской службе, получившего за время состояния в запасе специальное образование и прошедшего военную подготовку на сборах в РККА ранее.

Большое значение для накопления обученного контингента комначсостава запаса сыграл призыв в армию по частичной мобилизации, состоявшейся осенью 1939 г. и зимой 1940 г. Он позволил пройти длительную стажировку более чем 200 тыс. чел. на различных командных должностях [12, л. 15].

Подготовка командного и начальствующего состава запаса осуществлялась и в военно-учебных заведениях: на курсах усовершенствования командного состава запаса (КУКСЗ), вечерних и заочных отделениях (факультетах) военных академий, а также на сборах при военных академиях, курсах усовершенствования командного состава кадра (КУКС) и военных училищах.

Важнейшее место в системе подготовки комсостава запаса занимали курсы усовершенствования командного состава запаса. В начале 1937 г. на базе окружных, корпусных и дивизионных центров были созданы 26 двухмесячных курсов для усовершенствования и подготовки начсостава запаса со штатной численностью 6 900 чел. (в год готовили более 40 тыс. чел.). В 1940 г. их уже насчитывалось 78 со штатной численностью 54 700 чел. За четыре года (1937-1940 гг.) они подготовили 342 310 чел. командно-начальствующего состава [13, л. 384, 387; 14, с. 27].

Кроме того, проводились сборы командно-начальствующего состава запаса при военных академиях и курсах усовершенствования командного состава кадра, где подготовку проходили лучшие командиры рот, батальонов и командный состав запаса высшей группы [15, л. 62].

С 1938 г., с момента создания (воссоздания) при военных академиях фа-

культетов заочного и вечернего обучения, подготовка командного и начальствующего состава запаса стала проводиться и на этих отделениях (факультетах). 29 августа 1938 г. было принято постановление СНК СССР о заочной системе обучения. Советское правительство обязало НКО установить заочное обучение командиров и военных инженеров. Такие факультеты были образованы при 8 академиях. Срок обучения устанавливался на 6 месяцев больше, чем на соответствующих дневных факультетах [16, л. 98].

Вневойсковая подготовка командно-начальствующего состава запаса. Важное место в системе подготовки командно-начальствующего состава запаса Сухопутных войск и его накопления занимала вневойсковая подготовка.

Особым направлением вневойсковой подготовки командного и начальствующего состава запаса являлась его подготовка в высших и средних гражданских учебных заведениях. Накопление запаса командного и начальствующего состава запаса производилось путем военной подготовки студентов высших учебных заведений и учащихся техникумов. В 1937 - первой половине 1938 г. в вузах и техникумах продолжала проводиться высшая вневойсковая подготовка. Ежегодно каждый институт (университет) выпускал от 30 до 160 младших лейтенантов запаса в зависимости от общей емкости вуза [17, л. 1-7]. Наряду с высшей вневойсковой подготовкой до середины 1938 г. в ряде вузов продолжалась высшая военно-производственная подготовка.

Следующей формой подготовки командного состава запаса являлась организация командирской учебы командного и начальствующего состава запаса без отрыва от производства, в том числе и заочной, которая осуществлялась на основе Временной инструкции по организации и проведению командирской учебы без отрыва от производства командного и начальствующего состава запаса, утвержденной в январе 1936 г. начальником Генштаба РККА А.И. Егоровым.

Таким образом, исследование архивных документов предвоенных лет и военно-исторической литературы о деятельности органов государственного и военного руководства по совершенствованию системы подготовки и накопления командных и начальствующих кадров запаса Сухопутных войск показало, что ими были проведены важнейшие мероприятия в этой области. В период с 1921 г. по первую половину 1941 г. получили развитие все элементы системы подготовки военных кадров запаса Сухопутных войск РККА: подготовка командного и начальствующего состава запаса в войсках; переподготовка запаса командно-

начальствующего состава на курсах усовершенствования командного или начальствующего состава, на курсах усовершенствования командного состава запаса, в военных училищах, на курсах и сборах при военных академиях и военных училищах; вневойсковая подготовка комначсостава запаса в сети гражданских вузов и техникумов; командирская учеба без отрыва от производства командного и начальствующего состава запаса; органы управления подготовкой и переподготовкой командного и начальствующего состава запаса и его учета.

Кадры командно-начальствующего состава, подготовленные в предвоенные годы, явились одним из основных источников пополнения Советских Вооруженных Сил в суровые годы Великой Отечественной войны. В РККА, учитывая все источники накопления командно-начальствующего состава запаса только за три года (с 1938 г. по 1940 г.), было подготовлено 122 904 чел. командиров и начальников запаса. За это же время усовершенствование (переподготовку) прошли 65 595 чел. среднего и старшего начсостава запаса. Всего за эти три года было накоплено и переподготовлено 188 499 чел. кадров запаса. В период с 1939 по июнь 1941 г., в ходе реализации принятых меры по увеличению численности кадров запаса, к началу войны их было накоплено в два раза больше чем в 1938 г. Всего к началу войны удалось накопить более одного миллиона лиц командноначальствующего состава запаса, что более чем в 6 раз превышало их численность, имевшуюся к началу 1937 г.

Проведенный анализ военно-исторической литературы и архивных документов также показал, что, несмотря на все усилия органов государственного и военного руководства, полностью обеспечить мобилизационные потребности государства в кадрах запаса по отдельным военным специальностям все же не удалось. Страна была вынуждена в условиях войны в спешном порядке готовить эти кадры без достаточной теоретической и практической подготовки.

* * *

1. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР. 1926. № 59.

2. КПСС и строительство Советских Вооруженных Сил. М., 1967. 471 с.

3. РГВА, ф. 62, оп. 2, д. 3252.

4. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1930. №

40.

5. ЦАМО, ф. 54, оп. 1576, д. 1.

6. ЦАМО, ф. 54, оп. 410, д. 1.

7. РГВА, ф. 4, оп. 14, д. 1974.

8. РГВА, ф. 37977, оп. 6, д. 77.

9. Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М., 1963. 624 с.

10. Ворошилов К.Е. О проекте Закона о всеобщей воинской обязанности: Докл. НКО СССР К.Е. Ворошилова на внеочередной 4-й сессии Верховного Совета СССР 1-го созыва, 31 авг. 1939 г. М., 1939. 19 с.

11. РГВА, ф. 31983, оп. 2, д. 452.

12. ЦАМО, ф. 31, оп. 415675, д. 91.

13. РГВА, ф. 4, оп. 15, д. 84.

14. Комал Ф.Б. Военные кадры накануне войны // Военно-исторический журнал. 1990. № 2. С. 21-28.

15. РГВА, ф. 4, оп. 14, д. 1974.

16. РГВА, ф. 37790, оп. 1, д. 96.

17. РГВА, ф. 31983, оп. 2, д. 401.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.