Научная статья на тему 'Педагогические тенденции развития системы военно-профессионального образования Монголии'

Педагогические тенденции развития системы военно-профессионального образования Монголии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ШКОЛА / ВОЕННЫЕ СОВЕТНИКИ / БОЕСПОСОБНОСТЬ / ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ / УНИВЕРСИТЕТ ОБОРОНЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Улзийхуяг Баасанжав

В статье исследуется историко-педагогический опыт по созданию и развитию системы военно-профессионального образования Монголии в XX начале XXI в. На основе обобщения различных источников, в том числе и архивных, определяются педагогические тенденции подготовки монгольских военных кадров и факторы, влиявшие на этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING TRENDS OF MILITARY - PROFESSIONAL EDUCATION OF MONGOLIA

The article examines the historical and educational experience for the creation and development of military-professional education in Mongolia XX the beginning of the XXI century. On the basis of summarizing of various sources, including archival, determining the main tendecy of mongolian military cadres preparation and factors which have an influence on that process.

Текст научной работы на тему «Педагогические тенденции развития системы военно-профессионального образования Монголии»

УДК 378

Б Улзийхуяг ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОНГОЛИИ

Аннотация. В статье исследуется историко-педагогический опыт по созданию и развитию системы военно-профессионального образования Монголии в XX - начале XXI в. На основе обобщения различных источников, в том числе и архивных, определяются педагогические тенденции подготовки монгольских военных кадров и факторы, влиявшие на этот процесс.

Ключевые слова: военная школа, военные советники, боеспособность, подготовка офицерских кадров, Университет обороны, высшее образование.

Baasanjav №iikhuyag TEACHING TRENDS OF MILITARY - PROFESSIONAL

EDUCATION OF MONGOLIA

Annotation. The article examines the historical and educational experience for the creation and development of military-professional education in Mongolia XX - the beginning of the XXI century. On the basis of summarizing of various sources, including archival, determining the main tendecy of mongolian military cadres preparation and factors which have an influence on that process.

Keywords: military school, military advisors, combat capability, preparation of cadres, Defense university, higher education.

Результаты историко-педагогического анализа показали, что в декабре 1911 г. было сформировано монгольское правительство с пятью министерствами, среди которых было образовано Министерство по военным делам [6]. В Монголии данное министерство занимало одно из главенствующих мест в ее госструктуре. Его функции заключались в защите независимости и территориальной целостности монгольского государства, в воспитании молодежи в духе патриотизма, во внесении значимого вклада в отечественное образование и развитие народного хозяйства.

В 1912 г. новое монгольское правительство обратилось к российскому императору с просьбой о помощи. В этой просьбе выражалась необходимость подписания между Монголией и Россией документов, касающихся торговых, военных и других отношений. В данный период уже существовала потребность монгольского государства в военно-учебном заведении. В июне 1912 г. при содействии русского военного советника А.Ф. Васильева была основана первая в истории Монголии Худжир-Буланская военная школа.

Анализ документов и исторических материалов показал, что по соглашению «Об обучении монгольских войск» между правительствами Монголии и России в 1913-1918 гг. в Худжирбулане было организовано шесть наборов в военную школу, в которой прошли подготовку примерно 2145 монгольских военных кадров [6]. В связи с этим в Монголии возродились национальные военные кадры и их военно-профессиональная подготовка. Результат боевой подготовки в Худжир-Буланской военной школе показал, что военным деятелем Д. Сухэ-Батором и народным героем С. Магсаржавом была разработана национальная система обучения и воспитания войск. Она легла в основу становления системы профессиональной подготовки воинов Монгольской Армии. До победы народной революции и создания регулярной армии была развернута идейно-воспитательная работа и разработана система боевой подготовки войск.

В деле боевой подготовки кадров армии большую роль сыграло объединенное военное училище, созданное по инициативе и при личном участии главкома монгольских революционных

© Улзийхуяг Б., 2015

войск Д. Сухэ-Батора в августе 1921 г. В нем насчитывалось 84 чел., обучавшихся под руководством русских советников П.М. Толпыгина и Б.К. Вакунаева [8, с. 11]. Программа обучения в училище была разработана применительно к программам, принятым для обучения младшего командирского состава Красной Армии с учетом местных условий. Срок обучения составлял 6 месяцев, первый выпуск юнкеров был сделан в феврале 1922 г. Ныне это училище с честью продолжает выполнять задачу военно-профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров и называется Университетом обороны Монголии.

В процессе дальнейшего улучшения подготовки военных специалистов важное значение имеет IV съезд партии (1925 г.). В принятой на съезде новой программе был четко определен курс военного строительства. В ней указывалось, что «выдвигать на командные и политические должности в армии необходимо только выходцев из народа» [1]. В результате принятых мер в 1926-1927 гг. военное училище стало выпускать командиров, артиллеристов, пулеметчиков, связистов, хозяйственников, политработников со средним военным образованием, что имело решающее значение для обеспечения кадрами Монгольской Армии.

В начале 1930-х гг. народное правительство приняло ряд важных мер по укреплению дружественных связей с Советским Союзом, повышению боеспособности и боевой готовности вооруженных сил и оборонной мощи страны. В том числе был сделан важный шаг в подготовке и укреплении военных кадров Монгольской Армии на основе помощи Советского Союза, особенно в подготовке командно-политических и инженерно-технических работников для армии. К концу 1930-х гг. Монгольская Армия была в основном обеспечена военными кадрами, окончившими отечественные и советские средние и высшие военно-учебные заведения [4]. В достижение этого результата много труда вложили советские военные советники и специалисты. На них совместно с монгольскими командирами было возложено обучение народоармейцев.

В новой программе партии, принятой на XV съезде (1966 г.), выдвинута задача проявлять постоянную заботу об обеспечении безопасности страны и укреплении ее оборонной мощи, обеспечивать постоянную боеготовность армии, готовности к вооруженной защите своей социалистической Родины и содружества социалистических государств [3]. На основе постановления Правительства Монголии в соответствии с приказом Министра Обороны от 12 июня 1967 г. на базе военного училища был создан Высший военный институт. Он предназначался для подготовки офицерских кадров с высшим образованием для Монгольской Армии на 6 кафедрах: общевойсковая, артиллерийская, автоинженерная, военной связи, марксизма-ленинизма и физико-математическая. Срок обучения - 4 г. Кроме обучения на кафедрах осуществлялась курсовая ускоренная подготовка и переподготовка кадров. Педагогическую работу в Военном институте вели хорошо подготовленные преподаватели, многие из которых были выпускниками военных училищ и военных академий Советского Союза. С 1981 г. Военный институт стал крупным многопрофильным ввузом, значительно расширилась и коренным образом модернизировалась его учебно-материальная база. Недалеко от Улан-Батора, в Тавантолгое был открыт учебный центр по военной подготовке.

С 1923 по 1990 гг. большое количество монгольских офицеров получило высшее военно-профессиональное образование и высокий уровень подготовки в Советском Союзе. В 1983 г. число обучающихся достигло максимума: 1031 монгольских военнослужащих обучались в советских ввузах. Одним из них является нынешней президент Монголии Элбэгдорж Цахия, который стал руководителем мирной демократической революции в Монголии в 1990 г. В основном была возвращена традиция, когда генералы и офицеры, получившие образование в россииских академиях и других вузах, составляли ядро Вооруженных Сил Монголии.

В начале 1990-х гг. перед Монголией стояла задача усовершенствовать профессиональные навыки личного состава Вооруженных Сил, обновлять содержание и методы военного обучения и

воспитательной работы, готовить военные кадры в основном в своей стране. Главное внимание в оборонной политике государства уделялось тому, чтобы всесторонне укреплять высшее военно-учебное заведение, улучшать материально-техническую базу военно-профессионального образования, повышать качество подготовки выпускников. В относительно короткие сроки была восстановлена целостность системы военного образования, организована подготовка офицеров в Монголии. Одновременно проведена работа по совершенствованию и оптимизации высшего военно-учебного заведения. 18 июля 1991 г. оно стало называться Военным Университетом Вооруженных Сил Монголии.

С 1992-1993 учебного года Военный Университет перешел на систему ступенчатого обучения, началась реализация специальной программы по модернизации теории и практики подготовки военных кадров. В данной программе предусмотрены согласование структуры и содержания обучения с деятельностью гражданских высших учебных заведений Монголии, улучшение материально-технической базы, поднятие профессионального уровня преподавательского состава, соотрудничество с заграничными военно-высшими учебными заведениями и военно-научными институтами. Все это ознаменовало начало нового этапа развития военно-профессионального образования офицерских кадров Вооруженных Сил Монголии. В составе университета были образованы центр подготовки прапорщиков и военно-дирижерская школа, проведена и продолжается большая работа по оптимизации вуза, емкости адъюнктуры, обновлению состава диссертационных советов. В такой непростой обстановке был создан научно-исследовательский отдел, впервые стали готовить кадры ученых в Военном Университете [5, с. 84].

В 1993 г. создается первый национальный вуз высшего уровня - Академия управления обороны в составе Военного Университета [2, с. 54]. Основной задачей Академии является подготовка офицерских кадров Вооруженных Сил Монголии высшей военной квалификации оперативно-стратегического уровня и специалистов в области обороны и других войск министерств и ведомств, а также гражданских лиц, занимающих руководящие должности в органах государственного управления. Срок обучения - 2 года. Дальнейшее профессиональное совершенствование и переподготовка офицерских кадров происходят в системе командно-штабных курсов при Университете обороны, в Академии управления обороны. Изменение за короткий срок организационной структуры и учебных программ Военного Университета было направлено на то, чтобы оно соответствовало содержанию законов об обороне и системе образования Монголии.

Следующим этапом концептуального развития военно-образовательной реформы явились разработка и принятие в 1998 г. «Программы развития военного образования Министерства обороны Монголии на 1998-2005 гг.». В ходе реализации данной Программы постановлением Правительства Монголии № 85 от 2 июня 1999 г. Военный Университет был реорганизован в Университет обороны.

Основными ориентирами развития современной системы военно-профессионального образования офицерских кадров Вооруженных Сил Монголии являются: системный подход к организации подготовки офицеров, совершенствование учебно-методической работы преподавательского состава Университета обороны, применение в подготовке слушателей и курсантов информационных технологий, придание научно-исследовательского характера образовательному процессу, действенное участие офицеров в выработке учебных документов, внедрение новых форм и методов обучения и воспитания.

С развитием международного военного сотрудничества возросло число обучающихся из Вооруженных Сил Монголии в зарубежных вузах на основных курсах и на курсах повышения квалификации [7, с. 24]. Монгольские военнослужащие активно участвуют в обеспечении миротворческой миссии ООН и международных организаций. Поэтому основной целью развития системы военно-профессионального образования офицерских кадров Вооруженных Сил Монголии

является подготовка высококвалифицированных специалистов с высокими военно-профессиональными и личностными качествами для оборонной сферы, других министерств и ведомств страны.

Современный этап развития системы военно-профессионального образования офицерских кадров можно назвать периодом реформирования. При этом главной задачей этого периода, согласно требованиям официальных документов в области военного образования, является создание национальной системы военно-профессионального образования офицерских кадров и определение направлений ее дальнейшего поступательного развития. Одной из целей реформирования системы военно-профессионального образования в Монголии является проведение изменений для того, чтобы программы подготовки военных кадров соответствовали основным задачам развития Вооруженных Сил на фоне становления демократии в новых условиях рыночных отношений.

Таким образом, основными педагогическими тенденциями развития системы военно-профессионального образования офицерских кадров Вооруженных Сил Монголии были:

- зарождение и становление обучения и воспитания военных кадров монгольской армии: подготовка кадров для армии в одной военной школе; оказание дружественной помощи военному министерству Монголии русскими военными советниками при создании регулярных частей и в деле практической подготовки личного состава монгольской армии;

- создание системы военно-профессионального образования офицерских кадров: подготовки офицеров с высшим образованием для Монгольской армии, формирование военно-научного потенциала, когда были подготовлены многих военные специалисты Монголии в академиях и военных учебных заведениях Советского Союза;

реформирование системы военно-профессионального образования офицерских кадров Вооруженных Сил Монголии: определение основных положений обороной политики и утверждение основ военного дела и военного стройтельства государства, создание стандартов высшего военно-профессионального образования, совершенствование и оптимизация организация подготовки офицерских кадров в Университете обороны Монголии.

Библиографический список

1. Документы истории Монгольской народно-революционной партии. - Том1. - Улан-Батор, 1966. - С. 87.

2. История Академии управления обороны. - Улан-Батор, 2008. - 81 с.

3. Материал XV съезда Монгольской народно-революционной партии. - Улан-Батор, 1966. - С. 143.

4. Монгольский военно-исторический архив. - Улан-Батор. - Ф. 1. - Д. 1. - Л. 1018.

5. Наука. Том № 51: Военная наука / Под общ. ред. Ш. Паламдоржа. - Улан-Батор, 2007. - 324 с.

6. Национальный центральный архив Монголии. - Улан-Батор, Ф.А-З.Д.1.Л.2

7. Отчет Министерства обороны Монголии за 2011 г. // Сб.док МО. - Улан-Батор, 2012. - С. 32.

8. Университет обороны Монголии: 90 лет / Под общ.ред. Г. Мягмаржава. - Улан-Батор, 2011. - 236 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.