Научная статья на тему 'Научные и прикладные положения развития системы военно-профессионального образования Монголии'

Научные и прикладные положения развития системы военно-профессионального образования Монголии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ / БОЕСПОСОБНОСТЬ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баасанжав Улзийхуяг

В статье рассматриваются научные и прикладные положения развития системы военно-профессионального образования офицерских кадров Вооружённых Сил Монголии и сделана попытка анализа использования сетевого подхода в управлении развитием военно-профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные и прикладные положения развития системы военно-профессионального образования Монголии»

Улзийхуяг Баасанжав (Монголия) - кандитат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики ФГКВОУ ВПО «Военный университет» МО, г. Москва, тел.:+7-964-561-29-84, е-mail:[email protected].

Б. Улзийхуяг

НАУЧНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОНГОЛИИ

Государственная военная политика Монголии базируется на конституционных принципах самообороны и признает оборонную политику страны как одну из важнейших частей её национальной безопасности. Возможности обеспечения национальной безопасности Монголии зависят, в первую очередь, от боеготовности и боеспособности Вооружённых Сил, главной составляющей которых являются офицерские кадры.

Одним из ключевых приоритетов проведения в жизнь оборонной политики государства является обеспечение высокого качества функционирования системы военно-профессионального образования офицеров. Результаты проведенного исследования доказывают, что эффективность военно-профессионального образования в значительной мере влияет на состояние оборонного потенциала государства.

В военной доктрине Монголии как основном правовом документе, определяющем современную оборонную политику государства, закреплено положение о том, что в мирное время деятельность Вооружённых Сил осуществляется по следующим основным направлениям: «... совершенствование системы подготовки военнослужащих, повышение квалификации военных руководящих и профессиональных кадров, внедрение достижении науки и техники в оборонную область, создание устойчивой информационной системы, развитие военной науки и национального военного искусства»[5].

Одной из неотъемляемых составляющих реформирования системы военно-профессионального образования в Монголии является проведение преобразований для того, чтобы программы подготовки военных кадров соответствовали основным задачам развития Вооружённых Сил на фоне

развития демократии в новых условиях рыночных отношений. Решающий вклад в повышение эффективности системы военно-профессионального образования офицерских кадров Вооружённых Сил Монголии должны внести разработка и апробация его научных и прикладных положений в военно-педагогической теории и практике.

Важными задачами системы военно-профессионального образования офицерских кадров являются сохранение и приумножение военно-профессионального и передового опыта и традиций монгольского военного образования; совершенствование профессиональных качеств и педагогического мастерства предподавательского состава ввузов, предупреждение негативных явлений в системе подготовки офицеров; разработка и внедрение новых прогрессивных форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания слушателей и курсантов.

Результаты анализа образовательной деятельности в Университете обороны Монголии свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования образовательного процесса и развития системы военно-профессионального образования офицерских кадров. Новый этап реформирования военного образования осуществляется в рамках Концепции подготовки военно-профессиональных кадров по основным направлениям обучения для Министерства обороны Монголии [3]. Исходя из стратегических задач Концепции, Правительством подготовлен Мастер-планы по развитию Университета обороны Монголии на период до 2020г. [4]. Необходимость дальнейшего развития Университета обороны в рамках реформирования монгольской военного образования обусловлена не только изменением структуры и численности профессорско-преподавательского состава, но и имеющимися недостатками в системе военного образования, недостаточной эффективностью подготовки офицерских кадров в современных условиях.

Основными требованиями руководящих документов в области обороны Монголии и педагогической науки к военно-профессиональному образованию офицерских кадров являются: высокий профессионализм и подготовленность выпускников вузов к успешной деятельности в войсках, законность военно-профессиональной деятельности и ее осуществление на строгой правовой основе, гуманизм и уважение личности военнослужащих, равенство возможностей для профессионального и служебного роста, спо-

собность офицеров решать сложные и нестандартные военно-профессиональные задачи, профессиональная компетентность, системный подход и сформированность качеств военного специалиста и преподавателя.

Концепция развития системы военно-профессионального образования офицерских кадров в Университете обороны Монголии представляет собой научно-обоснованную систему современных взглядов, идей, целевых установок и приоритетных направлений, единых теоретико-методологических подходов, связанных с определенной организацией, содержанием и методикой обучения и воспитания слушателей и курсантов. Концептуальные положения совершенствования системы военно-профессионального образования охватывают комплекс проблем, от решения которых зависит будущее Университета обороны Монголии. Для разработки Концепции военно-профессионального образования офицерских кадров необходим системный подход на государственном и вузовском уровнях. Концепция соориентирована на переосмысление традиционных научно-педагогических положений и подходов к системе военно-профессионального образования с учетом особенностей модернизации образования в Вооружённых Силах Монголии на период до 2020 года.

Сущность системы военно-профессионального образования офицерских кадров Вооружённых Сил Монголии заключается в целенаправленном и организованном усвоении слушателями и курсантами научных знаний, профессиональных навыков и умений, в формировании у них профессионально важных качеств, обеспечивающих качественную подготовку обучающихся к военно-профессиональной деятельности в соответствии с должностным предназначением.

Содержание системы военно-профессионального образования офицерских кадров включает подсистемы учебной, методической, воспитательной, научной работы и самосовершенствования.

Структура системы военно-профессионального образования офицерских кадров состоит из нескольких компонентов: системоопределяющий, который базируется на основополагающей мировоззренческой идее об осуществлении образования офицеров в рамках личностно-социально-деятельностного подхода [2.С.24]; системообразующий компонент (военно-профессиональная деятельность офицеров); структурообразующий компонент (связи и отношения, объективно возникающие и субъективно форми-

руемые субъектами военно-профессионального образования между компонентами данной системы) и структурные элементы (различные модели системных образований, процессы в системе образования, многоуровневое образовательное пространство ввуза, субъекты рассматриваемой системы, функционирование и развитие системы, органы управления системой).

Основными педагогическими категориями исследования являются «система», «системный подход», «синергетический подход». Качественно более высокий уровень понимания системы - взгляд на нее с точки зрения ее внутренних и внешних связей и отношений. К числу важнейших признаков системы относится интегративность. Образовательная организация как система представляет собой интегрированное единство учебно-воспитательных целей и содержания образования, человеческого фактора и главных материальных факторов (здание, оборудование, учебные средства, пособия и т. д.). Однако главным в ней является объединение преподавателей и обучающихся для выполнения целей и задач посредством организации и управления учебно-воспитательным процессом.

Понятийный аппарат и развивающиеся методы системного подхода дают возможность: 1) проанализировать структуру системы и оптимизировать ее; 2) анализировать, моделировать и оптимизировать функционирование системы [6. С.185]. Системный подход дает возможность проникнуть в механизм функционирования военно-профессионального образования как объекта исследования и управления, составить четкую картину взаимодействия и связей его частей, рассмотреть его как целостное явление. Это позволит целостно рассматривать, различающиеся по объектам и средствам, подразумевая реализацию ими одной и той же социальной функции, формирование и развитие системы военно-профессионального образования офицерских кадров. В этом случае качество и эффективность всей системы военно-профессионального образования определяется успешностью выполнения каждого вида функционирования и отлаженностью работы всех звеньев.

В условиях демократизации общества образование, все больше приобретая характер открытой системы, имеет возможность вариативного пути развития. В образовательной системе обязательны всегда процессы самоорганизации [1.С.193].

Проведенное исследование показывает, что система военно-профессионального образования офицерских кадров Вооруженных Сил Монголии представляет собой многоступенчатый процесс, который осуществляется в военных училищах, на курсах специализации и усовершенствования родов, войск и служб в Университете обороны и в зарубежных военных заведениях, а высшего командного состава - в Академии управления обороны Монголии и в зарубежных объединенных командно-штабных колледжах и военных академиях.

Модель комплекса «Военное образование Монголии» как открытая развивающаяся система создана с целью объединения многоступенчатого образовательного пространства в области обороны. Каждый из трех участников развивающегося военно-образовательного пространства («Тэмуужин-Урлуг» кадетский корпус, Университет обороны комплекс, Министерство-Сетевой комплекс) взаимодействуют по принципам синергетики. Поэтому в каждом из них реализуются следующие функции: организационная, мониторинговая, информационная, коммуникационная.

Рассмотрим этапы взаимодействия участников в едином военно-образовательном пространстве. На данном попарном этапе происходит согласование программ средней и высшей военной школы, создание совместных спецкурсов преподавателями Университета обороны и «Тэмуужин-Урлуг», совместная организация и мониторинг заказа командования Вооруженных Сил, организация единого интернет-центра, совместная методическая и экспериментальная работа (см.: Рис.1).

Рис.1.Когнитивно-генетический граф военного образования Монголии

Примечание: УОК - Университет обороны комплекс;

ТУ - «Тэмуужин-Урлуг» кадетский корпус;

МСК - Министерство-Сетевой комплекс;

УТК - Университетско-Тэмуужинский комплекс;

УМСК -Университетско- Министерственный сетевой комплекс;

ТМСК -Тэмуужинско-Министерственный сетевой комплекс.

В результате взаимодействия в комплексе создаются новые структуры: Центры повышения квалификации офицерских кадров по направлениям инновационной деятельности; военный учебно-научный центр развития военного образования как структурное подразделение Университета обороны; тактико-специальные учения (занятия) частей и подразделений родов войск, проверки боеготовности, сборы военнослужащих резерва различных категорий.

Управление системой военно-профессионального образования Монголии осуществляется при помощи регулярных конференций, всех участников военно-образовательного пространства и через постоянно действующий Учебно-научный совет при Министерства обороны Монголии. Некоторые функции Учебно-научного совета в таких областях деятельности как разработка учебной и учебно-методической литературы для военных образовательных учреждений и войск, организацию и проведение учебно -методических и командирских сборов, научно-методических конференций. Его результатом является военно-профессиональная подготовленность выпускников Университета обороны Монголии как единство усвоенных знаний, сформированных и развитых навыков и умений, личностных качеств, а также боеспособности к профессиональной деятельности в войсках.

Таким образом, основными требованиями руководящих документов и педагогической науки к военно-профессиональному образованию офицерских кадров Вооружённых Сил Монголии являются: ориентированность на формирование у слушателей и курсантов способности успешно выполнять профессиональные задачи; системный подход к организации и осуществлению их обучения и воспитания; развитие потенциала самоорганизации управления военно-профессионального образования в рамках сети.

& & &

1. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М.,ЛИБРОКОМ, 2009. 239с.

2. Военная педагогика / Под ред. А.И.Алехина. М., ВУ, 2007. 411с.

3. Концепция подготовки военно-профессиональных кадров по основным направлениям обучения для Министерства обороны Монголии // Социальная доктрина. Улан-Батор, 2010.

4. Мастер-план по развитию Университета обороны на период 2010-2020 гг.: приказ Министра обороны Монголии от 10.03.2010г.№80.Улан-Батор, 2010.44с.

5. Основы государственной военной политики Монголии: постановление Парламента Монголии от 15.05.1998г. №56.Улан-Батор, 2006.46с.

6. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. М.:Педагогика, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.