Научная статья на тему 'На службе Отечеству - с заботой о благе России, с верой в сердце'

На службе Отечеству - с заботой о благе России, с верой в сердце Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

(интервью с начальником Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, доктором педагогических наук, профессором, генерал-полковником В.И. Марченковым) Военный университет Министерства обороны Российской Федерации уникальное многопрофильное высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов про программам довузовского, вузовского, послевузовского и дополнительного профессионального образования по гуманитарному, финансово-экономическому, юридическому, филологическому и командному (военно-дирижерскому) направлениям подготовки. В нем готовят специалистов для Министерства обороны РФ и других силовых ведомств. О сегодняшнем дне ввуза рассказывает начальник Военного университета доктор педагогических наук, профессор, генерал-полковник Валерий Иванович Марченков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На службе Отечеству - с заботой о благе России, с верой в сердце»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

6 (147) - 2012

НА службе отечеству — с ЗАБОТОЙ о благе россии, с верой в сердце

(интервью с начальником Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, доктором педагогических наук, профессором, генерал-полковником В. И. Марченковым)*

Военный университет Министерства обороны Российской Федерации — уникальное многопрофильное высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов про программам довузовского, вузовского, послевузовского и дополнительного профессионального образования по гуманитарному, финансово-экономическому, юридическому, филологическому и командному (военно-дирижерскому) направлениям подготовки. В нем готовят специалистов для Министерства обороны РФ и других силовых ведомств.

К основным штатным структурным подразделениям университета относятся: Военный институт (военных дирижеров), восемь факультетов (военно-гуманитарный, внутренних войск, финансово-экономический, военно-юридический, прокурорско-следственный, иностранных языков и зарубежной военной информации, пе-

* Марченков Валерий Иванович — генерал-полковник, доктор педагогических наук, профессор. Родился 5 июля 1947 г. Окончил Московское высшее общевойсковое командное училище (1970 г), Военную академию имени М. В. Фрунзе (1981г.), Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР (1988 г). Командовал взводом, ротой, полком, отдельной мотострелковой бригадой, дивизией, корпусом. Проходил службу в штабных должностях от батальона до армии. С 1998 г. — первый заместитель начальника Главного управления боевой подготовки Вооруженных сил РФ. В июне 2001 г. назначен начальником Военного университета Министерства обороны РФ. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «За военные заслуги», Красной Звезды, Орденом св. Димитрия Донского II степени и многими медалями. Имеет ряд международных наград. В 2011 г. представлен к награждению знаком «За вклад в мировую науку». Член экспертного совета ВАК. Член Совета ректоров вузов Москвы и Московской области. Е-mail: vurf@mail. ru.

2 -

реподготовки и повышения квалификации, специальный), лингвистический и социологический центры и 54 кафедры. В составе университета успешно функционирует научно-исследовательский «комплекс», состоящий из Научно-исследовательского центра военно-правовых проблем и шести отдельных научно-исследовательских лабораторий по основным направлениям военно-гуманитарного знания.

В 2003 г. на базе Военного университета создан внебюджетный факультет, где сегодня обучаются более 800 студентов.

С 2009 г. изменилось привычное название вуза, теперь он именуется Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. Главная задача университета — качественное выполнение кадрового заказа на подготовку (переподготовку) офицеров с высшим военно-профессиональным образованием, уровень обученности которых соответствует государственным образовательным стандартам, квалификационным требованиям к выпускникам и современным требованиям войск, обеспечение необходимых условий организации образовательного процесса с учетом перспективы образования профессиональной армии.

О сегодняшнем дне Военного университета, проблемах и перспективах высшего военного образования рассказывает начальник высшего военного учебного заведения доктор педагогических наук, профессор, генерал-полковник Валерий Иванович МАРЧЕНКОВ.

—Валерий Иванович, расскажите, пожалуйста, об истории Военного университета. Ведь она на удивление богата различного рода реорганизациями, особенно в современный период? Не могли бы вы кратко охарактеризовать основные исторические вехи становления вуза?

— Славная история Военного университета включает вот уже 92 года! Действительно, за это время реформирование в вузе проводилось не единожды. Но это естественное явление, было бы только оно направлено во благо.

Военный университет — правопреемник уникальных учреждений высшей военной школы: Военно-политической академии имени В. И. Ленина (Гуманитарной академии Вооруженных сил), Военно-юридической академии Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), Военного института иностранных языков (ВИИЯ), Военного Краснознаменного института Министерства обороны, Военной академии экономики, финансов и права, Львовского высшего военно-политического училища, Военного института (военных дирижеров), Военной финансово-экономической академии. Каждое из них возникало как отдельный вуз, но в новейшей истории университета все слились в единое целое.

Днем образования Военного университета считается 5 ноября 1919 г. Приказом командующего Петроградским военным округом в городе на Неве был создан Учительский институт Красной Армии, который в последующем трансформировался в легендарную Военно-политическую академию имени В. И. Ленина, а затем и в Гуманитарную академию. В 1994 г. она стала основой Военного университета.

Свой исторический путь проделали и вошедшие ныне в состав нашего университета учебные заведения, в стенах которых готовили военных юристов, военных переводчиков, военных журналистов и культурологов, военных финансистов и военных дирижеров.

В 1935 г. был образован Военный факультет Московской государственной консерватории, положивший начало Военному институту (военных дирижеров).

В октябре 1938 г. начался исторический отсчет для Института военных финансистов. В ноябре 1939 г. — Военно-юридической академии РККА, заложившей основы современного военно-юридического образования. В годы Великой Отечественной войны (апрель 1942 г.) был создан Военный институт иностранных языков Красной Армии,

основоположник традиций подготовки военных переводчиков.

В связи с сокращением Вооруженных сил в 1956 г. ВИИЯ был расформирован. В 1963 г. он был снова восстановлен в правах как Военный институт иностранных языков. Специалисты считают, что у нас в стране не было такого учебного заведения, в котором работало бы так много выдающихся ученых-лингвистов с мировыми именами. В свое время здесь трудились десять академиков Академии наук.

Все эти учебные заведения, проделавшие значительный путь постоянных преобразований и реорганизаций, начиная с 1994 г. и заканчивая 2009 г., постепенно присоединились к единой структуре — Военному университету и продолжают деятельность в новых условиях, сохраняя лучшие традиции военного гуманитарного образования, принося ощутимую пользу Вооруженным силам России. В разное время выпускниками и преподавателями университета были люди, известные не только в России, но и за рубежом. Среди них — политики, военачальники, ученые, юристы, лингвисты. Это председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин, заместитель председателя Конституционного Суда Владимир Стрекозов, начальник Управления обеспечения деятельности военных судов Анатолий Муранов, бывший председатель Военной коллегии Верховного Суда Николай Петухов, заместитель председателя Верховного Суда Анатолий Петроченков, начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров Сергей Дубик, губернатор Тульской области Владимир Груздев, бывший главный военный прокурор Михаил Кислицин и ныне действующий главный военный прокурор Сергей Фридинский, член Совета Федерации Александр Савенков, судья Верховного Суда Анатолий Толкаченко, заместитель мэра Москвы Николай Лямов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Владимир Кириллов и многие другие.

Слушателями ввуза в свое время были дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт генерал-полковник Петр Климук, Герои Советского Союза летчики-космонавты Виталий Жолобов, Евгений Хрунов, Александр Волков, Виктор Афанасьев. Звезда отечественного и мирового хоккея, депутат Государственной Думы.РФ, президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк — тоже выпускник нашего ввуза.

Оглядываясь на пройденный путь, проникаешься уверенностью — нам есть чем гордиться! Для Вооруженных сил России, других силовых ведомств страны, для армий дружественных государств подготовлены десятки тысяч квалифицированных специалистов. Достаточно сказать, что в университете за годы его существования учились, служили и работали 289 Героев Советского Союза, четыре Героя Социалистического Труда и 11 Героев России. В общей сложности у нас подготовлено более 100 тыс. специалистов с высшим образованием.

— Валерий Иванович, а что представляет собой Военный университет сегодня с точки зрения подготовки специалистов?

— Военный университет сегодня, как известно, осуществляет двухуровневую подготовку офицеров с высшим военно-специальным и высшим военным образованием по 13 специальностям гуманитарного, финансово-экономического, юридического, филологического и командного направлений, плюс — обучение студентов по программам бакалавриата и магистратуры по 6 специальностям. Уточню: подготовка военнослужащих осуществляется по федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования второго и третьего поколений.

Организация подготовки научно-педагогических и научных кадров в нашем ввузе — это составная часть организации послевузовской подготовки. В настоящее время в университете в системе докторантуры, адъюнктуры и соискательства обучаются 727 человек. Значительный вклад в решение этой задачи вносят 11 диссертационных советов, где проходят защиты диссертационных исследований на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по 23 научным специальностям. Ежегодно в диссертационных советах университета защищаются более 100 работ.

Подготовка офицеров, прапорщиков, гражданского персонала Вооруженных сил РФ по программам дополнительного профессионального образования организована на факультете переподготовки и повышения квалификации, через который за год проходят более двух с половиной тысяч обучаемых.

На специальном факультете идет обучение курсантов и слушателей для вооруженных сил 21 государства СНГ и дальнего зарубежья.

И вот что еще надо отметить: в условиях формирования нового облика Вооруженных сил Российской Федерации в университете разработан

целый ряд документов, регламентирующих перспективы его развития. В их числе: Стратегия формирования нового облика Военного университета на период с 2008 по 2012 г.; Стратегия социального развития Военного университета на период с 2008 по 2020 г.; Концепция информатизации Военного университета на период с 2009 по 2012 г.; Модель Военного университета в новом облике системы военного образования Министерства обороны РФ и другие документы.

Добавлю, что на базе нашего вуза в 2004 г. создано и эффективно функционирует Учебно-методическое объединение высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Данный институт способствует координации методической работы не только Военного университета, но и всех вузов Министерства обороны РФ.

—Как организован учебный процесс в ввузе и насколько соответствует современным требованиям его учебно-материальная база?

— Учебный процесс в Военном университете ведется на 54 кафедрах по 2 120 учебным дисциплинам. В нем участвуют более 1 000 педагогов из числа военнослужащих и гражданского персонала. В настоящее время в университете научную и педагогическую деятельность осуществляют 738 ученых, из которых 136 докторов и 602 кандидата наук. 159 сотрудников имеют ученое звание профессора и 306 доцента. Почетных званий Российской Федерации удостоены более 1 00 человек. Процент укомплектованности ввуза учеными составляет 71,5 %, что на 11,5 % превышает аккредитационный показатель, установленный для университета. И, разумеется, реализация образовательных, научных и воспитательных задач в университете опирается на современные учебную материально-техническую и редакцион-но-издательскую базы, обширный библиотечный и учебно-информационный фонд.

Для организации учебных занятий обустроены 85 лекционных (поточных аудиторий) и 201 аудитория для проведения групповых занятий, 53 специализированные аудитории и учебно-лабораторных комплекса, 19 лингафонных кабинетов. Все аудитории оборудованы самыми современными специализированными техническими средствами обучения и воспитания. Имеется полевая учебная база и два стрелковых тира.

Творческая мастерская педагога, лабораторные комплексы, учебные кабинеты таких факультетов, как военно-юридический, прокурорско-следствен-ный, зарубежной военной информации не имеют аналогов не только в системе образования Министерства обороны, но и в системе Министерства образования и науки РФ.

Мы гордимся нашей библиотекой с абонемент-скими пунктами и читальными залами на всех территориях университета, где объем книжного фонда и фонда периодики, учебной и учебно-методической литературы составляет свыше 1 млн экземпляров. Усилиями работников библиотеки сохранились 6 556 экземпляров уникальных книг дореволюционного издания. В настоящее время продолжается их активное комплектование. Создан электронный каталог на 350 тыс. учебников и учебных пособий. Осуществляется перевод библиотечных фондов на электронные носители.

Культурно-досуговая и спортивная базы — это четыре клуба, комнаты досуга и психологической разгрузки, четыре больших и два специализированных спортивно-игровых зала, спортивный стадион, спортивные уголки. Построен спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном в Лефортово.

Активно функционирует типография Военного университета, оснащенная современным компьютерным оборудованием.

У нас созданы достойные условия для проживания и медицинского обслуживания курсантов и слушателей. Курсанты младших курсов живут в благоустроенных общежитиях, тогда как курсанты старших курсов и слушатели — в общежитиях и на дому. Для сохранения здоровья военнослужащих и членов их семей постоянно функционирует поликлиника, оснащенная самым современным медицинским оборудованием.

—Валерий Иванович, известно, что Военный университет—это не только образовательный, но и крупнейший научный центр...

— Разумеется, и это не просто слова. Комплекс научных задач, решаемых Военным университетом в настоящее время, весьма широк. Его можно условно разделить на два больших блока, включающих, с одной стороны, организацию, контроль и собственно реализацию всех форм научной работы, а с другой — подготовку научных и научно-педагогических кадров.

В прошедшем учебном году ученые кафедр и научных подразделений университета принимали

участие в разработке 10 комплексных научно-исследовательских работ по заказу органов военного управления и 45 инициативных НИР. Количество выполняемых университетом научных исследований в последние годы неизменно возрастает.

Сегодня более 80 % монографий и учебников, подавляющее большинство учебных и учебно-методических пособий по военно-гуманитарной проблематике для вузов Министерства обороны РФ и других силовых ведомств разрабатываются в Военном университете. Научные статьи, подготовленные профессорско-преподавательским составом, докторантами и адъюнктами печатаются в различных российских научных журналах и университетских изданиях. Так, активные творческие связи установились у нас с МГУ имени М. В. Ломоносова, Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Финансовым университетом при Правительстве РФ, Санкт-Петербургским государственным университетом, Российским экономическим университетом имени Г. В. Плеханова, Издательским домом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», с редакцией журнала «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». С первого года деятельности нашего обновленного ввуза ежегодно издаются серийные «Сборники научных трудов Военного университета» и «Сборники научных статей адъюнктов». А с 12 апреля 2005 г. начал выходить научно-информационный журнал «Вестник Военного университета», который включен в Перечень ВАК Минобрнауки России для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций.

Особое внимание в нашем ввузе уделяется военно-научной работе, которая организована и ведется в 65 военно-научных кружках и охватывает более 80 % слушателей и курсантов. Весьма важным результатом работы военно-научных кружков является участие в конкурсах на лучшую научную работу слушателей и курсантов. Один пример: за период с 2008 по 2011 г. 32 слушателя и курсанта стали лауреатами премий Министерства образования и науки РФ и премий министра обороны Российской Федерации.

В университете сформировались и плодотворно развиваются более 40 научных школ и направлений, прочно занявших свое место в отечественной гуманитарной науке. Имена многих ученых университета получили широкую известность в научных кру-

гах России и за рубежом. Среди них: И. А. Алехин, В. Н. Герасимов (военная педагогика), С. Н. Чури-лов, С. В. Маликов (криминалистика), А. Г. Караяни (военная психология), А. В. Мальцев, С. К. Назарко (дирижирование), Е. Г. Князева, В. Н. Шевчук (теория языка), Х. М. Ахметшин (проблемы военного права), А. Я. Анцупов (военная конфликтология), П. В. Петрий, А. В. Деникин (история философии и военно-философской мысли) и многие другие. Мне особенно приятно отметить наших ученых-фронтовиков П. А. Барамыкова, Г. А. Восканяна, И. Д. Кленина, Я. А. Ломко, Т. И. Ужегова и др.

Так что Военный университет является своеобразной моделью интеграции общеобразовательной, научно-исследовательской и практико-ориентиро-ванной деятельности. Подавляющее большинство разрабатываемых учеными университета научно-исследовательских работ материализуются в виде руководящих документов, определяющих различные стороны воинской деятельности, практических рекомендаций, учебно-методических разработок для войск.

— Обсуждение проекта закона о высшем образовании в Российской Федерации, указания Президента России Д. А. Медведева по этому поводу выявили необходимость самого тщательного реформирования высшей школы. Нельзя мириться с экспортом «мозгов», низкими зарплатами педагогов высшей квалификации и прочими бедами... Ваш университет эти проблемы тоже не обошли стороной?

— Конечно. Непростые и неоднозначные процессы, протекающие в обществе, не обошли стороной ни систему высшего военного образования в целом, ни наше учебное заведение в частности. По разным причинам, в том числе и по названным вами, из университета за минувшие два года ушел целый ряд докторов и кандидатов наук. Но ни я, ни кто-то другой не вправе их за это осуждать. Здесь можно только сожалеть. Хотя, должен сказать, многим из них было тяжело расставаться с alma mater.

Руководство университета в новых условиях стремится находить разные способы стимулирования деятельности обучаемых и профессорско-преподавательского состава — как моральные, так и материальные. Мы организуем чествование наших лучших преподавателей и докторов наук. Подавляющее большинство из них прошли свое становление в качестве ученых в стенах нашего учебного заведения. Каждый известен своими научными

достижениями, внес существенный вклад в развитие той или иной отрасли научных знаний: истории, философии, политологии, педагогики, психологии, социологии, лингвистики, военного права. Многие имеют свои уникальные научные школы.

Ежегодно в ввузе проводятся конкурсы по определению лучшего преподавателя и лучшего научного сотрудника университета. В ходе многоступенчатой и максимально объективной процедуры обобщается передовой опыт педагогической и научно-исследовательской деятельности, выявляются ученые и педагоги-новаторы, использующие в своей деятельности наиболее передовые исследовательские и образовательные технологии. Данный опыт пропагандируется в ежегодно издаваемом сборнике «Идущие впереди». 23 февраля 2012 г. победители конкурса вместе с денежными премиями получат уже десятый выпуск сборника.

Конечно, мы не забываем и о традиционных способах стимулирования труда как профессорско-преподавательского состава, так и обучаемых. Активная работа ведется по изысканию возможностей получения внебюджетных средств. Как я уже упоминал, на базе Военного университета создан внебюджетный факультет, средства от деятельности которого направляются на совершенствование учебно-материальной базы университета, поощрение лучших преподавателей.

Считаю, что люди, когда они видят внимание к себе, своему труду, не только стремятся работать еще лучше, но и легче преодолевают те непростые проблемы, которые принесло нам время.

— Каковы, по Вашему мнению, основные направления совершенствования деятельности Военного университета?

— Новые вызовы и угрозы современного мира, требования Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами РФ по построению нового облика армии, оптимизация системы военного образования ставят перед нашим учебным заведением задачу провести комплекс мероприятий, целью которого является приведение организационно-штатной структуры ввуза, его учебно-материальной базы и порядка осуществления образовательной деятельности к уровню новых требований. В конечном итоге главная цель — преобразование Военного университета в базовый, системообразующий вуз Министерства обороны Российской Федерации по подготовке, переподготовке и повышению квалификации военнослужащих Вооруженных сил, представителей других

силовых министерств и ведомств по гуманитарному, юридическому, филологическому, экономическому и военно-дирижерскому направлениям.

За последний год в ввузе теоретически осмыслены основные черты нового облика Вооруженных Сил применительно к Военному университету, концептуально разработаны основные направления и параметры перехода с тем, чтобы к 2020 г. наше учебное заведение могло осуществлять выпуск военных специалистов, способных решать задачи, поставленные руководством страны и Министерством обороны РФ.

Как я уже говорил, именно с этой целью учеными университета разработаны Стратегия формирования нового облика Военного университета на период с 2008 по 2012 г., Концепция информатизации Военного университета на период с 2009 по 2012 г., Стратегия социального развития Военного университета на период до 2020 г. и ряд других документов.

В Военном университете понимают стоящие перед вузом задачи, пути и способы достижения целей. Коллектив Военного университета способен реализовать замысел реформы.

—Валерий Иванович, получается, что выпускники Военногоуниверситета,как военные, так и гражданские, по-прежнему востребованы в системе государственного и военного управления?

— Сама жизнь, ее реалии убеждают нас в непреложном факте: наши специалисты сегодня нужны как никогда. А завтра их востребованность поднимется еще выше. В условиях глобализации, тотальной информатизации, интенсификации международных связей, в том числе и в военной области, Россия сегодня крайне нуждается в специалистах, способных, как раньше говорили, работать с людьми как внутри страны, так и «вовне», работать по всем направлениям: от политического просветительства, юридической, социологической и психологической поддержки до информационного и культурно-досугового обеспечения. Многократно возрастает значение изучения иностранных языков в системе подготовки офицерских кадров.

Другой момент, о котором я уже не раз говорил. Сегодняшние границы морали в нашем обществе, к сожалению, весьма размыты. В Вооруженных силах, смею заметить, они по-прежнему прописаны четко. Понятия «верность Отечеству», «воинский долг», «честь мундира», «войсковое товарищество» никто не отменял. Эти критерии для нас были, есть

и будут священными. По ним наши выпускники и сверяют свою деятельность, работая в офицерских должностях.

— Валерий Иванович, словосочетания «священный долг», «вера и верность», «жертвенное служение» возникли в нашей стране неслучайно, в основе их лежат вековые традиции, в том числе и религиозные. Вы принимали участие в работе Всемирного Русского Народного Собора, выступали на секции «Церковь. Армия. Народ»...

— В работе секции принимали участие около 300 человек, в числе которых были заслуженные ветераны, священнослужители Русской Православной Церкви, представители Администрации Президента РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, военные, ученые, деятели искусства, руководители и представители видных российских общественных организаций, казачества, преподавательский состав и слушатели Военной академии Генерального штаба, других военно-учебных заведений страны.

В своем выступлении я отметил в частности, что процесс реформирования системы воспитания в Вооруженных силах предполагает не только отказ от некоторых прежних источников формирования духовного потенциала армии и флота, но и поиск новых. С учетом произошедших изменений в духовной сфере жизни нашего общества к числу таких новых источников сегодня можно по праву отнести религию, и в первую очередь — православие. Рост числа верующих в Вооруженных силах Российской Федерации, с одной стороны, и накопление проблем в духовно-нравственной сфере жизни армии и флота, с другой стороны, — все это побуждает военные кадры искать ответ на вопрос: «В какой степени и каким образом можно опереться на православие в деле воспитания наших военнослужащих?»

Православие, чей социальный статус в нашем обществе за последние годы значительно вырос, на протяжении тысячелетий играло и играет важную роль в формировании у военнослужащих высоких духовно-нравственных ориентиров. Вспомним, к примеру, о таких выдающихся полководцах, как А. В. Суворов, М. И. Кутузов, М. И. Драгомиров, Г. К. Жуков, Н. Г. Кузнецов и многих других, о том заветном могучем потенциале, на котором воспитывается наше современное военное сообщество.

Следует отметить, что шаги Русской Православной Церкви в деле духовного окормления военнослужащих Вооруженных сил весьма взвешены и

рациональны. Она реально оценивает религиозную ситуацию в армии и на флоте, свои собственные возможности и поэтому не стремится искусственно форсировать столь важный вопрос. С другой стороны, налицо слабая подготовка офицерского корпуса к работе с верующими военнослужащими. Дело здесь как в содержании их прежнего атеистического воспитания, так и в наличии в их работе целого комплекса социально-экономических и других проблем. Выходит, необходимо специально готовить военные кадры к работе с верующими военнослужащими. Решать эту проблему можно и нужно в процессе подготовки офицерских кадров в высших военно-учебных заведениях; через систему командирской подготовки; с помощью военной печати, теле- и радиопередач.

Если говорить о качественно новом уровне решения этой проблемы сегодня, то крайне важное значение в деле воспитания верующих военнослужащих должно играть введение курса религиоведения во всех военно-учебных заведениях. С точки зрения образования цель этого курса — вооружать офицеров знаниями об основах вероучения, культа и организации основных религиозных конфессий, действующих на территории нашей страны, с точки зрения воспитания цель курса — формирование у военнослужащих уважительного отношения к верующим. Только достигнув этих целей, можно рассчитывать на то, что наш офицерский корпус будет способен успешно решать все проблемы в сфере взаимоотношений армии и религии. На службе Отечеству каждому человеку особенно требуются верность священному воинскому долгу и вера в сердце.

Активное участие в обеспечении курса религиоведения учебными материалами и лекторами в нашем Военном университете принимает Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Например,

мы ежегодно получаем через этот отдел Священное писание на каждого слушателя первого курса. Перед слушателями и курсантами университета регулярно выступают священники Русской Православной Церкви и других конфессий.

— Валерий Иванович, известно, что ваши усилия, многогранная образовательная и воспитательная деятельность не остались незамеченными Русской Православной Церковью?

— Как один из самых драгоценных моментов в жизни вспоминается день, когда меня вместе с рядом видных военачальников, а также ветеранов Великой Отечественной войны пригласили в официальную Патриаршую резиденцию в Свято-Даниловом монастыре для награждения орденом св. Димитрия Донского II степени. Согласно статута ордена, им награждаются лица, проявившие мужество при защите Отечества, внесшие вклад в развитие взаимодействия между Русской Православной Церковью и Армией, оказывающие духовно-нравственную поддержку военнослужащим. Орден учрежден Определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 1 октября 2004 г. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской прославляется Русской церковью как мудрый правитель, миротворец и устроитель земли Русской.

Получая из рук Святейшего Патриарха Алексия II высокую награду, невольно подумал: есть ли дело выше и благороднее, чем служение России, и есть ли путь более праведный, чем идти с верой по жизни, направляя свои устремления на благо Отечеству? Вопрос, вы понимаете, риторический. Мы служили, служим и будем служить этому единственно верному делу.

Беседу вел Николай ТЕРЕЩУК, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаемпубликацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость однойпубликации — 8 000рублей (НДСнеоблагается) задве журнальные страницы формата А4.

Тел./факс:(495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru _;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.