Научная статья на тему 'Учебный процесс. Курсанты и слушатели'

Учебный процесс. Курсанты и слушатели Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
693
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы —

За 60 лет военная академия воздушнокосмической обороны имени маршала советского союза Г. К. Жукова выпустила более 20 000 офицеров командного состава. многие занимают командные посты в министерствах обороны РФ и других государств. среди выпускников академии – 105-й космонавт РФ, герой россии александр скворцов, начальник управления прессслужбы и информации министерства обороны российской федерации генералмайор игорь конашенков, генерал-лейтенант павел кураченко, генерал-лейтенант виктор гуменный, генерал-лейтенант андрей демин. генерал-майор владимир ляпоров и его заместитель генерал-майор игорь чуркин тоже в свое время выпустились из этих стен. Нам захотелось поближе познакомиться с выпускниками завтрашнего дня – нынешними курсантами и слушателями, узнать, как строится процесс их обучения и быт, что привело их сюда и как они видят свое будущее в вооруженных силах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебный процесс. Курсанты и слушатели»

ЗА 60 ЛЕТ ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОй ОБОРОНЫ ИМЕНИ МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г. К. ЖУКОВА ВЫПУСТИЛА БОЛЕЕ 20 000 ОФИЦЕРОВ КОМАНДНОГО СОСТАВА. МНОГИЕ ЗАНИМАЮТ КОМАНДНЫЕ ПОСТЫ В МИНИСТЕРСТВАХ ОБОРОНЫ РФ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ. СРЕДИ ВЫПУСКНИКОВ АКАДЕМИИ -105-й КОСМОНАВТ РФ, ГЕРОЙ РОССИИ АЛЕКСАНДР СКВОРЦОВ, НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ПРЕСС-СЛУЖБЫ И ИНФОРМАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ИГОРЬ КОНАШЕНКОВ, ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ ПАВЕЛ КУРАЧЕНКО, ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ ВИКТОР ГУМЕННЫЙ, ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ АНДРЕЙ ДЕМИН. ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ВЛАДИМИР ЛЯПОРОВ И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ИГОРЬ ЧУРКИН ТОЖЕ В СВОЕ ВРЕМЯ ВЫПУСТИЛИСЬ ИЗ ЭТИХ СТЕН. НАМ ЗАХОТЕЛОСЬ ПОБЛИЖЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ВЫПУСКНИКАМИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ -НЫНЕШНИМИ КУРСАНТАМИ И СЛУШАТЕЛЯМИ, УЗНАТЬ, КАК СТРОИТСЯ ПРОЦЕСС ИХ ОБУЧЕНИЯ И БЫТ, ЧТО ПРИВЕЛО ИХ СЮДА И КАК ОНИ ВИДЯТ СВОЕ БУДУЩЕЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ.

г

а

учебный процесс

КУРСАНТЫ и СЛУШАТЕЛ

кто они - курсанты и слушатели академии?

Подполковник запаса, руководитель научно-исследовательской лаборатории по проблемам военного образования специалистов ВКО Андрей Александрович Андреев

Рассказывает начальник научно-исследовательской лаборатории по проблемам военного профессионального образования подполковник запаса Андрей Александрович АНДРЕЕВ:

- Курсанты - в недавнем прошлом гражданские ребята, а слушатели - офицеры, уже не один год прослужившие в войсках и достигшие определенного должностного уровня. Среди наших курсантов много выпускников суворовских училищ и кадетских классов. Бывает, что приходят ребята, которые уже год-два отучились в другом вузе. Они поступают на первый курс и начинают все заново. Но если они хотят стать офицерами - почему бы не предоставить им такую возможность? Лучше, если к нам придет человек, готовый всю жизнь посвятить армии, чем тот, кто спасается от срочной службы и потом при первой же возможности сбежит.

Курсанты учатся пять лет по программам спе-циалитета. А слушатели - два года в магистратуре, ведь нет необходимости обучать их азам физической и строевой подготовки, стрельбе.

В повседневной службе они не только сдают зачеты, но и лично проводят занятия с подчиненными по этим дисциплинам.

После окончания академии курсант будет, условно говоря, командиром взвода, начальником расчета. А офицеры-слушатели займут значительно более высокие должности. Но при этом все выпускники будут командовать людьми, выполнять какие-то функциональные или боевые задачи.

профотбор

Начальник группы психологической работы отдела по работе с личным составом Евгения Александровна Маркелова

В академии работает группа психологов. При поступлении от их мнения зависит очень многое. Именно они проводят профессиональный психологический отбор кандидатов и определяют, годен ли абитуриент к военной службе, сможет ли он напряженно учиться, а в последующем достойно выполнять обязанности офицера - командовать людьми и нести за них ответственность.

- После военкомата кандидаты на поступление приходят к нам, - говорит Евгения Маркелова. -Мы проводим первичное обследование. По его результатам кто-то отсеивается, бывает, что кого-то приходится брать на контроль. Все сотрудники психологической группы имеют большой опыт работы с солдатами и офицерами. Психологические службы стали появляться в войсках после 1995 года - в СССР их не было. Поначалу их сотрудниками были военные - офицеры званиями не ниже подполковника или майора. Теперь же это большей частью гражданские лица, имеющие большой опыт работы с солдатами и офицерами. Это обязательное требование.

Огневая подготовка курсантов 2-го и 3-го курсов

«офицер должен уметь танцевать, стрелять и быть грамотным человеком»

г:

Ж

Начальник учебно-методического отдела Александр Иванович Дрешин

О повседневном быте, плотном графике курсантов, возможностях личностного развития, которые предоставляет им академия, рассказывает начальник учебно-методического отдела полковник Александр Иванович ДРЕШИН:

- На территории академии расположена отличная современная столовая. В ней каждый день обедают 700 курсантов и 120-130 офицеров, есть в ней отдельный зал для иностранных военнослужащих.

У нас есть свой лазарет и своя поликлиника. Расположены они здесь же, в наших корпусах. Корпуса связаны между собой, и при желании всю академию можно обойти, не выходя на улицу.

Имеется прекрасная спортивная база: спортивные залы, корт, бассейн, стрелковый тир.

Наша концепция такова: офицер должен уметь танцевать, стрелять и быть грамотным человеком. В академии существует танцевальный кружок. Дамы - жены офицеров и приглашенные девушки из Твери.

Для отличников учебы в академии свои льготы. Если на первом курсе курсант получает стипендию в 3000 рублей (как солдат-срочник), то на втором размер денежного довольствия уже составляет от 13 000 до 17 000. А к пятому курсу достигает 25 000-30 000 рублей. За отличную учебу доплачивают 25% ежемесячно, за спортивные достижения - 100% оклада.

Ребята, которые участвуют в олимпиадах, занимаются спортом и хорошо учатся, могут свободно посещать бассейн, заниматься дайвингом - у нас и такое оборудование имеется.

Это принципиальный подход: «кто работает, тот ест». А кто не работает, тем я не завидую. Здесь достаточно строгие требования: для начала ты просто поучишься в выходные, ну а если это не поможет, то вылетишь.

Служебный день очень напряженный. Его выдержит не каждый: сначала шесть часов занятий, потом полтора часа перерыв, а затем - самостоятельная работа. Невозможно самостоятельно распоряжаться временем. С 16:00 до 18:00 курсанты в классах и на консультациях. После 18:30 начинаются тренажи по физической подготовке. В 19:00 ужин. Первый курс живет в казарме, как обычные военнослужащие срочной службы. Со второго курса контрактники живут в общежитии в комнатах на троих или на четверых. Каникулы у нас 15 дней зимой и 30 дней летом, в августе.

Курсанты 2-го курса готовятся к соревнованиям ВКС по биатлону и одновременно к огневой подготовке по стрельбе из автомата Калашникова

наука духовной безопасности

Настоятель храма в Военной академии ВКО, протоиерей Вячеслав Булойчик

Отец Вячеслав окропляет курсантов святой водой

На учебной территории академии есть свой храм, возведенный в честь покровителя российского воинства Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Престол храма был освящен в 2011 году митрополитом Тверским и Кашинским Виктором. С тех пор здесь регулярно проходят богослужения с проповедями для прихожан - преподавателей и курсантов академии. Настоятелем храма и первым штатным священником военного духовенства в Военной академии ВКО стал протоиерей Вячеслав БУЛОЙЧИК.

Примечательно, что настоятель - сам в прошлом военный, полковник запаса, более того, выпускник ВА ВКО, где сейчас занимает должность помощника начальника академии по работе с верующими военнослужащими.

Духовная жизнь личного состава академии воспринимается как неотъемлемая часть воинского служения в современных Вооруженных силах, способствующая не только упрочению военно-церковных традиций России, но и делу служения Богу и Отечеству.

- Над боевым знаменем в здании академии горит лампада, - говорит отец Вячеслав. - Рядом -икона «Прибавление ума». Она символизирует мудрость Божью. А зажженная лампада - полноту Божьей благодати, передаваемой всему воинскому коллективу академии. Полноту взаимоотношений, полноту научно-исследовательских работ, полноту готовности выполнить любую бое-

Молебен в храме Святого Великомученика и Победоносца Георгия

вую задачу, возложенную на академию высшим командованием.

Я сам полковник запаса, кандидат военных наук. Мне понятно предназначение военного офицера, его цели и чему его должно учить

Священники, которые работают с военнослужащими, прежде всего, стараются научить людей в погонах духовной безопасности. Любое решение основано на внутренней мотивации, а мотивация зависит от того, с каким духом человек связан. В нашем понимании духовность - это соединение с духом Христа. Если, например, человек соединяется с духом алкоголя или с наркотическим, страстным духом, или духом злобы, то и мотивация и поведение у него будут соответствующие.

Источники мотивации - храбрость или трусость, честность или лживость, хитрость, злопамятность, милосердие и порядочность - это не физические реакции нашего тела, а именно проявления души. Знание христианских законов, воцерковление военнослужащих дает им шанс принимать правильные решения и тем следовать примеру великих военачальников прошлого, таких как генералиссимус Суворов, одерживая победы над превосходящими силами противника.

Наша главная задача - в своих поступках следовать за Христом. Было сказано им: «Вложи меч в ножны, ибо кто с мечом пришел, тот от меча и погибнет». Поэтому, выполняя стратегические задачи, мы в первую очередь чтим оборону.

Но если нашему Отечеству будет угрожать опасность, мы встанем на его защиту по примеру православного воинства древности. Мы будем хранить наше Отечество и Богом, и наукой, и своим единством. Потому как Сергий Радонежский говорил: «Единением спасемся».

к"

«сегодня нам не стыдно показать академию - пусть приезжает хоть президент»

Заместитель начальника академии по работе с личным составом полковник Сергей Юрьевич Тунденков

В 2014-2015 годах была проведена объемная комплексная модернизация системы учебных командных пунктов академии, отремонтированы помещения, закуплено и установлено современное оборудование и функциональное программное обеспечение, все учебные пункты управления объединены в единую информационно-моделирующую среду. О новой материально-технической базе академии рассказывает заместитель начальника академии по работе с личным составом полковник Сергей Юрьевич ТУНДЕНКОВ:

- Когда я приехал работать сюда из войск, где видел настоящие командные пункты, на которых офицеры несли боевое дежурство, я даже смутился: учебные пункты в академии отвечали стандартам 1980-х или даже 1970-х годов и давно устарели. В июне 2013 года к нам приехал министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. Он был недоволен состоянием академии: ее внешним и внутренним видом, материальной базой. Но все же в ноябре того же года на военной коллегии в Рязани было принято решение не расформировывать наш вуз.

Сегодня нам не стыдно показать академию -пусть приезжает хоть президент. За три года, благодаря поддержке предприятий оборонно-про-

мышленного комплекса, многое изменилось. Например, в период с февраля 2013 по октябрь 2014 года была усовершенствована единая система командных пунктов, и теперь она полностью соответствует системе, существующей в войсках. Теперь наши курсанты и слушатели могут участвовать в учебно-боевых стрельбах.

Раньше для проведения практических показных занятий либо наши курсанты отправлялись в Ярославль, либо ярославские курсанты приезжали к нам. А это большие деньги. Теперь, благодаря новейшим технологиям, совместная тренировка проводится в режиме видеоконфереции, а значит, и перевозить большое число курсантов из города в город не надо.

Характерной особенностью нашей академии является то, что своих выпускников мы прогоняем через полигон: мы формируем боевой расчет пункта управления дивизии, боевые расчеты командного пункта зенитного ракетного полка. Раз в год мы участвуем в боевых стрельбах на полигоне Ашулук в Астрахани, где испытывается новейшее вооружение России. В марте-апреле каждого года мы проводим военно-научную конференцию, в которой участвуют специалисты объединенной системы ПВО стран СНГ и ОДКБ.

Главный корпус академии после капитального ремонта. Награды академии

Никто еще несколько лет назад не мог и представить себе, что в академии в каждом кабинете будет современное, высокотехнологичное мультимедийное оборудование

музей

Устаревшие пульты управления теперь находятся в музее

Копия приказа П. Ф. Жигареву от 19 августа 1941 года о распределении самолетов на резервном фронте за личной подписью Сталина

Музей академии. Стенд посвящен Великой Отечественной войне и освобождению города Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков

Награды сборной академии КВН. Они были завоеваны курсантами еще до кризиса 2008-2013 годов. Сегодня у академии новая команда КВН, и курсанты, как и в прежние времена, участвуют в фестивале КВН в Сочи

Стенд посвящен деятельности сил и средств объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ

Мемориальная комната Георгия Константиновича Жукова. В нашей стране всего четыре мемориальные комнаты великого полководца: в деревне Стрелковка, где родился Жуков, Генеральный штаб в Москве, восстановленная комната в Екатеринбурге, где Жуков командовал Уральским военным округом; четвертая комната -в стенах академии

Семья Георгия Константиновича передала в академию его личные вещи. Воссозданный рабочий кабинет Жукова на даче в Соснов-ке под Москвой. За этим столом Георгий Константинович пишет свои мемуары. Первая книга вышла в 1969 году и соответствовала рукописи на 60%. Трофейный приемник Philips 1939 года, принадлежавший Жукову, и теперь в рабочем состоянии

Автограф Звонко Мирыча - выпускника академии, сбившего в небе над Сербией американский истребитель типа «Стелс»

Крышка транспортно-пускового контейнера (ТПК) системы С-300 оформлена выпускниками и подарена академии на пятидесятилетие вуза _

конкурс

преподавательских идей

Военно-научные и научно-практические конференции позволяют совершенствовать процесс обучения

Преподаватели постоянно совершенствуют на практике свои знания, а главное - умение доходчиво объяснять самые сложные темы. О методике преподавания в академии нам рассказал начальник учебно-методического отдела полковник Александр Иванович ДРЕШИН:

- Стараемся как можно лучше организовать процесс обучения. Мы создали банк методических идей и находок. Организован конкурс на лучшую методику преподавания, в котором участвуют все преподаватели. Молодые преподаватели при этом составляют серьезную конкуренцию маститым профессорам.

Мы проводим конкурс педагогических приемов и новинок. Они могут быть простыми - например, преподаватель использует необычную указку или несколько мониторов, на которых одновременно изображается разная информация.

Некоторые преподаватели вводят в свою практику весьма оригинальные приемы. Виталий

Анатольевич Герасимов, например, любит проводить стресс-семинар, ведь офицер должен принимать решение в сложной обстановке. Каждый участник должен очень быстро ответить на 3040 вопросов. Прийти на его семинар неподготовленным просто невозможно.

В нашей академической сети любой преподаватель и обучающийся может воспользоваться библиотекой. Недавно в ней делали инвентаризацию и нашли фолианты, сохранившиеся еще со времен кавалерийского училища. Есть очень удобный внутренний Интернет. Мы одними из первых разработали информационно-образовательную среду академии. Все компьютеры в единой сети, она есть во всех классах. Не надо ходить на кафедру - в любой момент можно выйти на ее сайт через сеть. Можно обмениваться сообщениями с преподавателями, получить презентацию и тому подобное.

Профессор Анатолий Корабельников на защите курсовой у слушателей магистратуры

Такой тренажер может имитировать работу автомобиля КамАЗ в разных погодных условиях и на различных дорожных покрытиях

В кабине курсант из Йемена. Старший преподаватель кафедры специальных видов обеспеч-ния полковник Сергей Борисович Харламов на месте инструктора. Включает оборудование и выбирает упражнение для курсантов, сидящих в кабине. Системы визуализации воспроизводят обстановку, и начинается тренировка

«мой дедушка мухаммед тоже служил в пво»

Курсант з курса факультета по подготовке специалистов ВКО Аскер ШУГУШУКОВ из Кабардино-Балкарии - круглый отличник и, по словам начальника факультета подготовки специалистов ВКО подполковника Николая Сливы, лучший спортсмен в академии.

- Мне с детства понравилось военное дело. Мой дедушка Мухаммед был военным и тоже служил в войсках ПВО. А специальность я выбрал потому, что с детства увлекался компьютерными технологиями.

Когда я поступал, конкурс был не такой большой, как сейчас. Но все старались, и нельзя сказать, что было просто.

На моих глазах академия преображалась, буквально поднималась из руин.

За три года все здесь стало родным. Сразу после поступления у меня появились новые друзья. Мы весь день и весь год вместе.

При очень хорошей учебно-материальной базе здесь можно делать все, что нравится. Есть возможность заниматься спортом. С детства я любил футбол. Вхожу в сборную академии. Сейчас готовимся к соревнованиям: чемпионату Воздушно-космических сил по мини-футболу, который будет проходить в Оренбурге.

Любимые предметы - точные науки: математика и физика. Увлекаюсь программированием. После окончания учебы буду служить на командных пунктах. Но мне хотелось бы остаться здесь.

В академии просто учат думать и правильно жить. И я себя не вижу никем другим - только военным.

Трехкоординатная РЛС обнаружения дежурного режима 55Ж6У на полигоне академии в момент работы

р

ш, I'

С 1960 ДО 1990-Х ГОДОВ В АКАДЕМИИ ПРОХОДИЛИ ОБУЧЕНИЕ ОФИЦЕРЫ ИЗ СТРАН ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА. ПЕРЕСТАЛ СУЩЕСТВОВАТЬ СССР, ПЕРЕСТАЛ СУЩЕСТВОВАТЬ ВАРШАВСКИЙ ДОГОВОР, НО МИРНОЕ НЕБО ВСЕ ТАК ЖЕ НУЖДАЛОСЬ ВЗАЩЩ_[Ш95 ГОДУ СОЗДАЕТСЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ СНГ. В НЕЕ ПОМИМО РОССИИ ВО УКРАИНА (В 2014 ГОДУ ВЫШЛА), БЕЛАРУСЬ, КАЗАХСТАН,КИРГИЗИЯ, УЗБЕКИСТАН, ТАДЖИКИСТАН. С 2004 ГОДА АКАДЕМИЯ ЯВЛЯЕТСЯ БАЗОВЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ПВО СТРАН -УЧАСТНИКОВ СНГ.

к

«плюсы» для девочек

Курсанты 1-го курса Анастасия Панкова и Светлана Пойдукова у огневого рубежа

Анастасия ПАНКОВА и Светлана ПОЙДУКОВА -

курсанты первого курса. Анастасия родом из города Заречный Пензенской области, ее специальность -«применение и эксплуатация автоматизированных систем управления ПВО». Светлана из Шебе-кино Белгородской области, она учится в академии по специальности - «применение и эксплуатация комплекса средств автоматизации контроля воздушного пространства». Помимо дружеских отношений, двух девушек объединяет острое зрение и твердая рука - они входят в сборную академии по стрельбе из автомата Калашникова. О том, зачем девушкам служить в армии и учиться в академии, Светлана и Анастасия рассказали журналу «ВКС».

- Как вы решили поступать в академию?

Анастасия: У меня сюда поступала подруга. Я посмотрела сайт академии и поняла, что тоже хочу попробовать. Вместе приехали. Другие вузы я даже не рассматривала.

Светлана: А у нас в школе была встреча с выпускником, который теперь преподает в академии, он проводил агитацию.

- Родители не отговаривали?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Светлана: Меня отговаривали.

Анастасия: А мои отнеслись спокойно. Когда поступила, обрадовались. Наши родители приезжали на присягу, их провели по академии, показали классы самостоятельной подготовки, казармы и общежитие. После экскурсии у них не осталось сомнения в том, что мы сделали правильный выбор.

- Обычному студенту весело от сессии до сессии. А как живется курсантам-первокурсникам? Что самое сложное?

Анастасия: Самое сложное здесь - это учеба. Военная академия - это не школа и даже не обычный институт. Хотя гражданские преподаватели у нас есть. Но в основном нас учат старшие офицеры. Все строго и по уставу.

Светлана: Да, к этому привыкнуть было сложнее всего. Но мы уже вполне освоились. А что больше всего нравится - так это развод на плацу каждое утро. Когда мы маршируем строем под музыку.

- И после окончания академии вы будете?..

Анастасия, Светлана: Офицерами!

Курсанты 1-го курса сестры-двойняшки Наталья и Татьяна Дрозденко

Курсанты 1-го курса на занятиях по информатике

Дневальный по курсу - Эльвира Верзилина

Анастасия: Сначала лейтенантами.

Светлана: Надеемся, что мы - все 30 девушек, которые поступили на первый курс, - так и выпу-стимся в полном составе, без потерь.

Анастасия: Я бы хотела сюда вернуться и поступить в магистратуру. Но об этом пока еще рано говорить: чтобы стать слушателем, нужно быть майором или прослужить не менее года капитаном на майорской должности.

- Когда вы поступали, конкурс был семь человек на место. Трудно вам пришлось, наверное.

Анастасия: Совсем нет. На экзаменах среди абитуриентов царила теплая атмосфера.

Светлана: Самыми трудными были последние три дня, когда стали известны результаты и мы поняли, что большинство из нас отсюда уедут.

Общежитие женского взвода. В комнатах живут по двое. Кругом чистота и образцовый порядок. Анастасия Панкова и Алина Насаева

Курсанты 1-го курса Анастасия Панкова и Светлана Пой-дукова на огневом рубеже. Дистанция -100 метров. Оружие - автомат Калашникова образца 1974 года. Калибр 5,45 мм. Девушки входят в сборную академии по стрельбе

Курсант Анастасия Панкова

Брезент хорошо защищает от холода

- Вы поступали по результатам ЕГЭ. Сдавали какие-то дополнительные экзамены?

Светлана: Главное и самое сложное - это профессионально-психологический отбор. Он состоял из вопросов на логику и вопросов личного характера. Результаты тестов становились для абитуриента определяющими. Из них складывалась картина: годен человек для воинской службы или нет. Ну и физическая подготовка, конечно.

- Вот вы теперь живете в совершенно новых условиях, вдали от дома и родных. Сложно было привыкнуть?

Анастасия: Жить здесь совсем не трудно. Мы не чувствуем себя одиноко. Когда мы вернулись с зимних каникул и встретились с однокурсницами, то поняли, что очень друг по другу соскучились. Вместе легко переносишь все сложности. Друг другу мы всегда помогаем. У нас очень сплоченный коллектив. В армии нельзя быть по отдельности - только вместе. В армии если происходит что-то хорошее, то только для всего коллектива, а если плохое, то ругают всех.

- Но все же, почему военная служба?

Анастасия: На гражданке все обычно. Здесь другой мир. Присяга, вручение курсантских погон, торжественный марш почти каждый день. Такое бывает только в армии! У всех учащихся вузов студенческие билеты, а у нас военные! Ни у кого из наших подруг нет личного оружия: АК-74 только у нас!

Светлана: Мы получаем высшее образование. Нас обеспечивают вещевым довольствием. В академии замечательно организовано питание. После того как мы прослужим три года в войсках,

Движения должны быть четкими, а взгляд уверенным

Во время строевой подготовки женскому взводу поблажек не делают

у нас будет возможность получить собственное жилье. Редко девушка на гражданке в 24-25 лет сможет купить себе квартиру. Еще один плюс -физическая подготовка. В академии есть все условия для занятий спортом. И за отличную физическую подготовку в армии еще и платят. Участие в военно-научных кружках поощряется так же, как и спортивные достижения.

Анастасия: В общем, армии не надо бояться ни мальчикам, ни девочкам. Армия - это особый мир, где для обычного человека есть только плюсы и нет минусов. Здесь успешная карьера зависит только от твоего усердия. А во всем остальном тебе помогут и сделают так, чтобы ты ни в чем не нуждался.

Строевая подготовка курсантов 1-го курса женского взвода академии. Хотя слово «курсантка» в русском языке существует наравне со словом «курсант», к девушкам его в академии не применяют

«В России я не чувствую себя иностранцем»

Полковник армии Арабской Республики Египет, слушатель 2-го курса академии Низар Заки

Для полковника армии Арабской Республики Египет Низара ЗАКИ военное дело стало частью семейной традиции. Отец Низара Мохаммед Заки - бывший вице-адмирал военно-морского флота Египта. В ВА ВКО Низар учится уже третий год. Его специальность - «командир ПВО». Тема диссертации: «Разработка рекомендаций командиру дивизии ПВО по отражению массированных ракетно-авиационных ударов противника». Низар поделился впечатлениями об учебе, холодном снеге и русском гостеприимстве.

- Когда вы стали учить русский?

- Первые русские слова я узнал от своего отца. Когда он служил, в Египте было много советских военных специалистов, которые нам помогали. А сразу как я узнал, что мне предстоит учиться в России, выучил несколько десятков фраз. Но настоящее обучение началось на подготовительном курсе в стенах академии.

- Было трудно поначалу?

- Конечно! Русский язык богат, интересен и очень сложен. Я серьезно занимался вместе с преподавателями в академии. Здесь прекрасная профессиональная кафедра русского языка. Грамотные, способные преподаватели и хорошая методика.

- А что вам показалось наиболее сложным?

- Самое сложное в русском языке - падежи, множество окончаний. И еще длинные слова. Их, на мой взгляд, чересчур много. Но преодолевать трудности всегда приятно!

- Как и где вы практиковались?

- В часы для самостоятельной работы я много занимался. Повторял слова и грамматические пра-

вила. А вечером гулял по городу. Много общался с русскими людьми и со своими соседями. Еще я стараюсь читать по-русски - особенно Толстого -и смотреть советские фильмы. «Офицеры» - мой любимый фильм.

- Русский - не первый иностранный язык, которым вы овладеваете?

- Да. Я учился во французской школе, французский - мой второй родной язык после арабского. В академии ПВО в Египте проходил инженерный курс на английском. То есть русский - мой четвертый язык.

- Каким было ваше первое впечатление о нашей стране?

- Здесь я впервые увидел снег. Это незабываемо! Зимой земля здесь напоминает пустыню. Мне не просто было привыкнуть к суровому климату. Нужно постоянно тепло одеваться. Город Тверь мне понравился - небольшой и очень уютный. Короче говоря, я открыл совершенно новый для себя мир.

- Вы обзавелись знакомыми и друзьями?

- Да, и среди них не только преподаватели академии. Есть и гражданские. Мы часто вместе гуляем по городу. Однажды я читал стихотворение по-русски на каком-то мероприятии, и меня показали по местному телевидению. Было очень приятно.

Мне нравится здесь жить и учиться. Нравится изучать культуру и историю вашей страны. Но больше всего мне нравятся люди. Русские очень гостеприимны. Я не чувствую себя здесь иностранцем.

Занятия по оказанию первой помощи пострадавшему

Начальник специального факультета полковник Олег Мурадович Рахимов

В научных конференциях, проводимых в академии, участвуют представители многих иностранных государств

Главное здание ВА ВКО. На переднем плане памятник Маршалу СССР Георгию Константиновичу Жукову. 1 декабря 2013 года Академии было вручено Боевое знамя нового образца (первое знамя было вручено Академии в 1958 году, в честь 1-го выпуска слушателей). В 75-летнюю годовщину со дня освобождения города Калинина от немецко-фашистских захватчиков площади перед Академией торжественно присвоили имя Маршала Советского Союза П К. Жукова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.