Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОРГАНОВ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ОФИЦЕРОВ–ВОСПИТАТЕЛЕЙ) ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ОПЫТЕ ВУЗОВ РВСН)'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОРГАНОВ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ОФИЦЕРОВ–ВОСПИТАТЕЛЕЙ) ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ОПЫТЕ ВУЗОВ РВСН) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
офицерские кадры / военнополитическая работа / история подготовки офицеров-воспитателей в РВСН / военно-научная школа / философия педагогики военного образования / традиции и обычаи РВСН / преемственность / педагогическая культура преподавателя высшей военной школы / officer cadres / military-political work / history of training of officers-educators in the Strategic Missile Forces / military scientific school / philosophy of pedagogy of military education / traditions and customs of the Strategic Missile Forces / continuity / pedagogical culture of a teacher of a higher military school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляков Б. Л., Беркут В. П., Семизоров Н. И., Смирнов Е. В., Шинкевич В. Е.

В статье рассмотрена актуальная проблема подготовки офицерских кадров реформируемых органов военно-политической работы ВС РФ. На примере Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), политехнических военно-учебных заведений МО РФ и Республики Беларусь (Военная академия РБ) представлен историко-педагогический, философско-акмеологичекий, военно-социологический анализ существующих противоречий, предложен путь их разрешения в процессе отбора, обучения, воспитания, карьерного продвижения (роста) офицерских кадров военно-политических структур союзного государства РФ-РБ. Выводы статьи основаны на результатах многолетнего научного поиска, личной военной службы каждого автора (более 30 лет) в органах военного управления, военно-политической работы, педагогической деятельности на кафедрах социально-гуманитарных и военно-специальных дисциплин. Представленные в качестве аргументов статистические и конкретно-исторические данные (за 1976–2021 гг.) получены авторами в процессе отбора абитуриентов (вступительных экзаменов), обучения и воспитания курсантов (слушателей, адъюнктов, докторантов), работы в составе государственных аттестационных комиссий (ГИА, ГЭК), службы в войсках на различных должностях. Отмечены проблемные зоны системы военного обучения и воспитания, снижение качества и педагогической составляющей культуры профессорско-преподавательского состава, выраженные главным образом нарастанием производства «культурного мусора» и издержками существующей «системы подготовки преподавателей гуманитарных дисциплин» для высшей военной школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляков Б. Л., Беркут В. П., Семизоров Н. И., Смирнов Е. В., Шинкевич В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF TRAINING PERSONNEL OF MILITARY-POLITICAL WORK BODIES (OFFICERS-EDUCATORS) OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION (BASED ON THE EXPERIENCE OF THE UNIVERSITIES OF THE STRATEGIC MISSILE FORCES)

The article considers the actual problem of training officers of the reformed bodies of military-political work of the Armed Forces of the Russian Federation. Using the example of the Strategic Missile Forces (RVSN) and polytechnic military educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation and the Republic of Belarus (the Military Academy of the Republic of Belarus), a historical-epistemological, philosophical — acmeological, socio-pedagogical analysis of existing contradictions is carried out, a way to resolve them in the process of selection, training, education, career advancement (growth) of officer cadres of the military-political structures of the Union state of the Russian Federation-RB is proposed. The conclusions of the article are based on the results of many years of scientific research, personal military service of everyone (more than 30 years) in the military administration bodies, military-political work, pedagogical activity at the departments of social-humanitarian and military-special disciplines. The statistical and concrete historical data presented as arguments for the years 1976–2020 were obtained by the authors in the process of selecting applicants (entrance exams), training and education of cadets (trainees, adjuncts, doctoral students), work as part of state attestation commissions (GIA, GEC), services in the military in various military-political positions and pedagogical positions. The problem areas of the system of military training and upbringing, the decline in the quality and pedagogical component of the culture of the teaching staff, expressed mainly in the increase in the production of “cultural garbage” and the costs of the existing “system of training teachers of humanities” for higher military schools.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОРГАНОВ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ОФИЦЕРОВ–ВОСПИТАТЕЛЕЙ) ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ОПЫТЕ ВУЗОВ РВСН)»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 1. С. 105-122. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 1. P. 105-122.

Научная статья УДК 378.1

doi: 10.24412/2224-0772-2022-82-105-122

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОРГАНОВ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

(ОФИЦЕРОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ) ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ОПЫТЕ ВУЗОВ РВСН)

Б. Л. Беляков

Борис Львович Беляков1,

Виктор Петрович Беркут2,

Николай Иванович Семизоров3,

Евгений Валерьевич Смирнов4,

Владимир Ефимович Шинкевич5

1 2' 4 Военная академия РВСН имени Петра Великого

(ВА РВСН), Балашиха, Россия

3 филиал Военной академии РВСН имени Петра Великого (ВА РВСН), Серпухов, Россия

5 Сибирский юридический институт (Сиб. ЮИ) МВД РФ, Красноярск, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

4 [email protected]

5 [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрена актуальная проблема подготовки офицерских кадров реформируемых органов военно-политической работы ВС РФ. На примере Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), политехнических военно-учебных заведений МО РФ и Республики Беларусь (Военная академия РБ) представлен историко-педагогический, философско-акмеологичекий, военно-социологический анализ существующих

В. П. Беркут

Н. И. Семизоров

© Беляков Б. Л., 2022 © Беркут В. П., 2022 © Семизоров Н. И., 2022 © Смирнов Е. В., 2022 © Шинкевич В. Е. 2022

Е. В. Смирнов

В. Е. Шинкевич

противоречии, предложен путь их разрешения в процессе отбора, обучения, воспитания, карьерного продвижения (роста) офицерских кадров военно-политических структур союзного государства РФ-РБ. Выводы статьи основаны на результатах многолетнего научного поиска, личной военной службы каждого автора (более 30 лет) в органах военного управления, военно-политической работы, педагогической деятельности на кафедрах социально-гуманитарных и военно-специальных дисциплин. Представленные в качестве аргументов статистические и конкретно-исторические данные (за 1976-2021 гг.) получены авторами в процессе отбора абитуриентов (вступительных экзаменов), обучения и воспитания курсантов (слушателей, адъюнктов, докторантов), работы в составе государственных аттестационных комиссий (ГИА, ГЭК), службы в войсках на различных должностях. Отмечены проблемные зоны системы военного обучения и воспитания, снижение качества и педагогической составляющей культуры профессорско-преподавательского состава, выраженные главным образом нарастанием производства «культурного мусора» и издержками существующей «системы подготовки преподавателей гуманитарных дисциплин» для высшей военной школы

Ключевые слова: офицерские кадры, военно-политическая работа, история подготовки офицеров-воспитателей в РВСН, военно-научная школа, философия педагогики военного образования, традиции и обычаи РВСН, преемственность, педагогическая культура преподавателя высшей военной школы.

Для цитирования: Беляков Б. Л., Беркут В. П., Семизоров Н. И., Смирнов Е. В., Шинке-вич В. Е. Педагогические аспекты модернизации системы подготовки кадров органов военно-политической работы (офицеров-воспитателей) Вооруженных Сил Российской Федерации (на опыте вузов РВСН) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 1. С. 105-122. Яо1: 10.24412/2224-0772-2022-82-105-122.

Original article

Pedagogical aspects of the modernization of the system of training personnel of military-political work bodies (officers-educators) of the armed forces of the Russian Federation (based on the experience of the universities of the strategic missile forces)

Boris L. Belyakov1, Viktor P. Berkut2, Nikolay I. Semizorov3, Evgeny V. Smirnov4, Vladimir E. Shinkevich5

1 2 4 Peter the Great Military Academy of the Strategic Missile Forces, Balashikha, Russia

3 Branch of the Peter the Great Military Academy of the Strategic Missile Forces, Serpukhov, Russia

5 Siberian Law Institute (Sib.LI) of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnoyarsk, Russia

1 [email protected]

2 [email protected] [email protected]

4 [email protected]

5 [email protected]

Abstract. The article considers the actual problem of training officers of the reformed bodies of military-political work of the Armed Forces of the Russian Federation. Using the example of the Strategic Missile Forces (RVSN) and polytechnic military educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation and the Republic of Belarus (the Military Academy of the Republic of Belarus), a historical-epistemological, philosophical — acmeo-logical, socio-pedagogical analysis of existing contradictions is carried out, a way to resolve them in the process of selection, training, education, career advancement (growth) of officer cadres of the military-political structures of the Union state of the Russian Federation-RB is proposed. The conclusions of the article are based on the results of many years of scientific research, personal military service of everyone (more than 30 years) in the military administration bodies, military-political work, pedagogical activity at the departments of social-humanitarian and military-special disciplines. The statistical and concrete historical data presented as arguments for the years 1976-2020 were obtained by the authors in the process of selecting applicants (entrance exams), training and education of cadets (trainees, adjuncts, doctoral students), work as part of state attestation commissions (GIA, GEC), services in the military in various military-political positions and pedagogical positions. The problem areas of the system of military training and upbringing, the decline in the quality and pedagogical component of the culture of the teaching staff, expressed mainly in the increase in the production of "cultural garbage" and the costs of the existing "system of training teachers of humanities" for higher military schools.

Keywords: officer cadres, military-political work, history of training of

officers-educators in the Strategic Missile Forces, military scientific school, philosophy of pedagogy of military education, traditions and customs of the Strategic Missile Forces, continuity, pedagogical culture of a teacher of a higher military school.

For citation: Belyakov B. L., Berkut V. P., Semizorov N. I., Smirnov E. V., Shinkevich V. E. Pedagogical aspects of the modernization of the system of training personnel of military-political work bodies (officers-educators) of the armed forces of the Russial Federation (based on the experience of the universities of the strategic missile forces). Domestic and Foreign Pedagogy. 2022; 1 (1):105-122. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2022-82-105-122.

Введение. Военно-политическая работа представляет собой одно из ключевых звеньев системы обеспечения высокой боевой готовности Вооруженных Сил (ВС) России, формируя и развивая человеческий ресурс военной организации общества. Особенное и актуальное значение она приобретает в условиях современного миропорядка, стремления отдельных стран Запада к устранению России как самостоятельного субъекта международных отношений, в том числе через разрушение духовных ценностей, их слепую подмену западными стандартами. В этой связи возрастает роль совершенствования военно-педагогической теории и практики в интересах качественного изменения существующей системы профессиональной подготовки офицеров-воспитателей, организации военно-политической работы со всеми категориями личного состава ВС РФ, адекватно соизмеримых с деятельностью общества и государства по укреплению российской государственности, национальной и военной безопасности, способствующей гармоничному развитию личности защитника Отечества [1; 10; 12; 16; 17; 18]. Значимым является и опыт по организации военно-политической работы ближайшего соседа — ВС Республики Беларусь [5], которые остаются верными идеалам союзного государства. Сегодня пересмотр взглядов на организацию воспитательной, военно-политической работы касается не только ВС, но и всей системы институтов силового блока России.

Цель статьи. Работа посвящена осмыслению и разрешению противоречий существующей системы подготовки кадров для органов военно-политической работы (ВПР), роли офицеров-воспитателей, критическому анализу допущенных ошибок государственного и военного руководства в конце ХХ — начале XXI столетий в области военного строительства, при «переводе» высшего образования в сферу «услуг»,

рыночной самоокупаемости, сравнительному анализу решений в МО и МВД РФ выработке предложений и рекомендаций по качественному улучшению воспитания в войсках.

Методология и методы исследования. В статье отражены авторская приверженность принципам российской государственности, верность присяге и офицерской чести, научной этике, стремление к беспристрастности, объективности и критичности собственных суждений и умозаключений, единство исторического и логического, всеобщего, системного и единичного, предметного и абстрактного. Объектом работы является система военного образования офицерских кадров, ее трансформация в процессе изменения и развития. Предметом исследования выступает «механизм» отбора, обучения и воспитания офицеров военно-политических органов (помощников командиров по работе с личным составом до 1999 года, заместителей командиров по работе с личным составом — до 2017 года) в РВСН. В качестве основных методов анализа избраны военно-акмеологический, историко-педагогический и сравнительный подходы осуществляемого конкретного социологического исследования (КСИ) [19, с. 55-67].

Результаты исследования

В постсоветский период существования ВС РФ институт подготовки политработников, а в новых условиях офицеров-воспитателей, заместителей командиров по военно-политической работе претерпел существенные изменения. На волне деидеологизации институтов силового блока были закрыты, перепрофилированы и прекратили свою деятельность все военно-политические училища.

Вместе с тем в начале первого десятилетия XXI века в отдельных видах ВС предпринимались попытки реанимировать подготовку офицеров-воспитателей для новой, по сути, армии России [4]. В 2003 году в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) на базе Ростовского военного института ракетных войск была предпринята попытка реанимации подготовки военных специалистов-воспитателей. В 2004 году по личному указанию Командующего РВСН генерал-полковника Н. Е. Соловцова в институте была образована кафедра морально-психологического обеспечения деятельности РВСН, а с сентября 2005 года — факультет морально-психологического обеспечения войск, начальником которого был назначен полковник

Б. Ю. Орлов. Значительный вклад в работу внесли коллективы факультетских кафедр, которые много лет возглавляли полковники, кандидаты наук, доценты М. И. Поливара, И. В. Балуцкий. Выпускники факультета решили многие кадровые проблемы не только РВСН, но и других видов и родов ВС РФ. К сожалению, ростовский ракетный вуз в 2011 году был расформирован и прекратил существование. Сегодня приходится с сожалением констатировать, что многолетний труд и опыт по созданию системы отбора, подготовки, обучения и воспитания офицеров военно-политических органов предан забвению [25]. Чтобы этот опыт не был безвозвратно утрачен, он нуждается в переосмыслении и должен быть использован в подготовке офицеров-специалистов по военно-политической работе, организации данной работы в подразделениях, частях и управлениях современной российской армии на всех уровнях управления.

Философский, военно-профессиональный взгляд на существующую систему подготовки офицерских кадров военно-политических структур, преподавателей гуманитарных дисциплин вузов МО РФ (сравнительный философско-педагогический анализ)

Как нам представляется, любой философский анализ существующей проблемы, явления, феномена и т. д. предполагает выход на комплекс противоречий как источник, условие их развития и разрешения. Это относится к проблемам философии образования, специфики обучения и воспитания в высшей военной школе, гуманитарной составляющей военно-профессионального сознания офицерского корпуса, работников органов военно-политической работы [11, с. 16-17]. На протяжении многих лет эту тему деликатно обходили военно-философские научные работы в силу причин объективного и субъективного порядка по военно-корпоративной этике через закрытие при ВУ МО РФ диссертационных советов по политическим, философским, историческим, социологическим наукам (единственный совет Д-215.005.07 по философским и социологическим наукам на базе ФГКВОУ ВО «Военный университет МО РФ» был реанимирован в августе 2017 года, а в иных военных вузах открытых советов не было и нет), остаточный принцип финансирования, сокращение и «бесконечное реформирование»... Анализ и понимание категорий «военно-политическая работа», «особенности сознания офицерского корпуса современной России», «офицер органов

военно-политической работы», «педагогическая культура преподавателя высшей школы» в системе высшего военно-профессионального образовании позволяют выявить ряд противоречий, разрешение которых даст возможность исправить существующие проблемы: на общефилософском уровне — между должным и сущим, т. е. осознанием существующей проблемы и объективным пониманием состояния дел; на методологическом уровне — между методом и «логосом», связанным с приверженностью понимаемой гносеологии, методологии и идеологии и отказом от ряда так называемых либеральных, западных клише «всемирной демократии, равных возможностей», всеобщего процветания и эволюции мира «золотого миллиарда», единства теории и практики; на гражданском уровне — между цивилизационными, общечеловеческими ценностями и коалиционными, союзными интересами, обществом и государством, направленностью целей высшего образования в русле глобализации и иерархией существующей структуры вузов в рамках Болонской конвенции, национальных классических школ..., не соответствующих их эффективному функционированию [9, с. 4-9]; на государственном уровне — между цивилизационной самобытностью России, опирающейся на аутентичные духовно-нравственные (в основе своей славянские, православные, во многом «советские») ценности и реактивным подражанием западным стандартам (прежде всего в среде молодых людей и лиц среднего возраста) «европейского образования», базирующегося на совокупности ценностей индивидуализма; на социальном уровне — между ожиданиями в обществе открытого обсуждения целей высшего образования и ограниченного круга лиц, привлекаемых к формированию стратегии развития высшей школы; доступностью «услуг» любого вуза (магистратуры, аспирантуры, докторантуры...) «за деньги» и полярным расслоением по степени реально получаемых доходов в процессе трудовой жизни; на институциональном уровне — между традиционным содержанием классического военно-профессионального (училище — военный институт — военная академия — Академия Генерального штаба) и университетского образования с балансом профессиональной и гуманитарной компонентов, признанием ценности воспитания, социокультурной преемственностью, диалогом как способом познания и бытия и современным «ком-петентностным» подходом, нацеленным на утилитарное освоение профессиональных навыков, компетенций и интернет-зависимое сознание

«обучающихся» [6, с. 17]; на личностно-институциональном уровне —

между традиционной ролью слушателя (курсанта, студента, магистранта, аспиранта, адъюнкта, докторанта) в качестве реципиента знаний и современной ролью заказчика образовательных услуг (государства, корпораций, коммерческих и иных структур), между виртуальными и реальными способами коммуникации среди субъектов образования; между вкладом преподавателей в систему и личностным отношением к учебному процессу обучаемых; между пониманием профессорско-преподавательским составом необходимости объединения для рефлексии своих корпоративных потребностей и аморфностью в реализации таких действий; между органами власти, представляющими менедже-риальный дискурс, и преподавательским корпусом, являющимся носителем академического этоса [2, с. 32-33].

В Военной академии РВСН имени Петра Великого на «теоретическом» уровне в начале 2021 года издан коллективный труд «Теоретико-методологические основы военно-политической работы в РВСН», в который посильный вклад внесли авторы [24]. Это первая работа подобного рода в учебных заведениях МО РФ. Осталось лишь реализовать предложенное на практике. Как нам представляется, в РВСН проблему качества военно-профессиональной подготовки в своей основе удалось решить к концу 2020 года, когда была создана и апробирована, доказав свою эффективность, непрерывная, многоуровневая (от суворовского училища до докторантуры ВА РВСН) система непрерывного военного образования [15, с. 83-84], подтверждением чего стало признание академии лучшим политехническим вузом МО РФ (по итогам 2019/2020 учебного года), награждение ее Указом Президента РФ орденом Жукова «за выдающиеся заслуги в деле подготовки офицерских кадров» и в связи с 200-летием основания. Сказанное не означает, что следует почивать на лаврах. Высокая оценка — это аванс на будущее, что понимают и принимают к исполнению Командование РВСН, Ученый совет академии РВСН [3, с. 267-268], научно-педагогический коллектив учебного заведения. Эффективность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется уровнем педагогической культуры носителя, которая всегда имеет творческий характер. Невозможно запрограммировать и предугадать все возможные варианты ее протекания, как нельзя найти одинаковых людей, одинаковые семьи или школьные классы и т. п. Педагогическая культура препода-

вателя проявляется творческим действием, главным результатом труда которого являются не производимые товары, а сам человек в гармонии его сил и способностей. Здесь невозможно работать по какому-либо шаблону, применяя во всех случаях одни и те же правила. Эта профессиональная деятельность позволяет преподавателю реализовать свой творческий потенциал, постоянно развивая его. Оставляя за кадром историю педагогической деятельности военного педагога советского периода (1917-1991 г.), мы констатируем, что за тридцать последних лет практически система разрушена [9, с. 33]. Достаточно сопоставить некоторые цифры: на 01.01.1991 в СССР было 809 государственных вузов, из которых 101 учебное заведение готовило своих выпускников для службы в силовых структурах Отечества. Примечательно, что в каждом виде, роде войск СА и ВМФ, погранвойсках, МВД были свои высшие военно-политические училища (всего 13) с институтами адъюнктуры и аспирантуры, позволявшие обеспечить преемственность научных школ и направлений подготовки обществоведов высшей квалификации, а военно-педагогический факультет ВПА имени В. И. Ленина готовил преподавателей для всех силовых структур страны по восьми основным направлениям обществознания с высшим военно-специальным образованием, возможностью дальнейшего обучения в адъюнктуре и докторантуре в очной и заочной формах. В каждой из 15 военных академий были свои диссертационные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций, научные журналы, позволявшие соискателям ученых степеней и званий публиковать основные результаты своих исследований бесплатно. Сегодня даже в Министерстве образования РФ не знают точного количества вузов и их филиалов. В январе 2014 года их было 2 268, в январе 2018 года — 1 171 (сокращение на 1097 единиц, почти в два раза), в январе 2020 года — 877. В конце 2021 года в России функционировали 607 государственных и 358 негосударственных вузов. В Министерстве обороны РФ действуют самостоятельно 27 вузов, включены в состав других учебных заведений (в качестве филиалов) 29 образовательных учреждений [23]. Деление вузов на государственные и негосударственные, бюджетные и платные, частные и муниципальные, ведомственные и иные не только обесценило саму идеологию высшего образования в стране, а стало предметом торга, спекуляции, коррупции и подрыва социальной стабильности общества. Бесконечное реформирование высшей школы, смена руководителей министерств

образования и науки России вместе с командами федеральных чиновников (слияние и разъединения.), коррупционные скандалы в ВАК РФ, увольнение (освобождение от занимаемых должностей ректоров ведущих вузов — ВШЭ, МИФИ, РГСУ, ряда военных вузов.), суды в РАН, меняющиеся с пугающей всех частотой образовательные стандарты (уже четвертого поколения с непонятным количеством плюсов) и квалификационные требования к выпускникам доказывают ошибки стратегического курса по пути реализации требований и условий Болонской конвенции.

Существующая в настоящее время в России система подготовки научно-педагогических кадров «в погонах» представлена разнородными органами управления, 27 самостоятельными и 29 — в составе иных вузов (расформированы — 71) МО РФ, по 7 в структурах ФСБ и Пограничной службы, 20 — в МВД России, «внутренними», ведомственными нормами и правилами, степенью Компетенции руководителей и отсутствием единой идеологии подготовки и непрерывного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, повышения качества образования и воспитания офицеров. Как представляется, сегодня в выигрышном положении находятся педагоги — пограничники и полицейские, во многом благодаря своим руководителям и уровню их научно-методического мастерства. Так, в системе МВД России руководителем Департамента государственной службы и кадров является генерал-лейтенант внутренней службы, кандидат педагогических наук В. Л. Кубышко, на себе ощутивший «реформирование» высшей военной школы в 90-е годы прошлого столетия. Выросший в потомственной офицерской семье, с отличием окончивший Ленинградское ВВПУ ПВО, прошедший боевой путь в горячих точках Средней Азии, в должности заместителя командира «роты-батальона» по политической части, удостоенный в мирное время медали «За боевые заслуги», поступивший на военно-педагогический факультет ВПА им В. И. Ленина в 1989 году, успешно ее окончивший первым выпуском «военных политологов» по специальности «Военно-педагогическая. История и теория социально-политических отношений» с присвоением квалификации «Политолог. Офицер с высшим военным образованием», он оказался ненужным военным руководителям МО РФ и был уволен по организационно-штатным мероприятиям (сокращению) в первую волну реформ.Через несколько лет, начав службу в МВД РФ в ОВД

«Новокосино» заместителем, а потом руководителем кадрового отдела, осуществил свою мечту — защитил кандидатскую диссертацию. За четверть века работы в полиции не допустил подобного отношения к «педагогам в погонах», офицерским кадрам. Его лично знают во всех вузах МВД России как руководителя-педагога-профессионала. По его инициативе для оптимизации образовательного процесса, расширения доступности специального учебного материала Департаментом государственной службы и кадров МВД России совместно с образовательными организациями органов внутренних дел принимаются меры по подготовке, изданию и обеспечению образовательного процесса учебными, учебно-методическими и учебно-наглядными пособиями, методическими рекомендациями [13]. В вузах МВД РФ внедряются и расширяются возможности электронной образовательной среды, ежегодно на всех образовательных площадках проводятся научные мероприятия международного, всероссийского и вузовского уровней, на которых решаются актуальные проблемы совершенствования образовательной деятельности, учебного и воспитательного процессов на всех этапах обучения сотрудников полиции. В основу подготовки будущих защитников правопорядка закладывается компетентностный подход с сохранением лучших традиций «советской высшей школы» [22]. Для силовых структур современной России в деле подготовки научно-педагогических офицерских кадров существуют общие проблемы (особенно для преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, в недавнем прошлом — обществоведов), которые решаются по принципу «каждый умирает в одиночку», либо «кто как сможет», а сама жизнь требует совместных, государственных методов их разрешения, не мешая, а помогая друг другу. Представляется, что первостепенными из них являются: нормативно-правовое регулирование системы военно-профессионального образования, с соблюдением режима секретности, ограничением обмена информации вне самой системы, внутренней образовательно-профессиональной среды, принятие долгожданного ФЗ «О военно-профессиональном образовании»; восстановление единого научно-образовательного центра подготовки военных (иных силовых ведомств) педагогов-гуманитариев (возрождение «педфака» при Военном университете МО РФ); создание докторских советов, прежде всего по направлениям политических, философских, социологических, культурологических, военно-экономических, военно-правовых

наук хотя бы в рамках «для служебного пользования»; прикрепление соискателей и защита диссертаций по согласованию ведомств в советах уже открытых и функционирующих при вузах различных силовых структур; введение собственных критериев оценки качества научных исследований (в противовес индексам «хирша»); включение основных печатных изданий (журналов) в перечень ВАК РФ; проведение регулярных межведомственных научно-теоретических и практических конференций, круглых столов, дискуссионных клубов по актуальным проблемам социально-гуманитарных наук; разработка, обсуждение, принятие и внедрение «Идеологии государственной и военной службы» и т. д. Авторская оценка сложившейся системы подготовки офицерских кадров для органов военно-политической работы негативна, нуждается в концептуальном переосмыслении и характеризуется прилагательными: безыдейная (в смысле отсутствия общей государственной идеологии); дискретная (т. е. прерывистая, противоречивая, т. к. статус этой категории офицеров пять раз менялся и даже был полностью уничтожен, а затем комплектовался по остаточному принципу без отбора и специальной подготовки (особенно для звена рота-батальон); непоследовательная и сводящаяся лишь к количественному сокращению вузов и военно-научных школ, гуманитарной компоненты военно-профессионального образования; политически ангажированная и якобы экономически детерминированная, осуществляемая чаще профессиональными дилетантами [14, с. 8-11]. Считаем необходимым в этой связи посмотреть на будущее офицеров-воспитателей через накопленный педагогический опыт подготовки командно-инженерных кадров, что может послужить основой и базой для возрождения славных традиций военно-политических работников РВСН, профессорско-преподавательского состава кафедр социальных и гуманитарных дисциплин.

Серпуховская военно-научная школа, ее особенности как предмет военно-акмеологического анализа

23 февраля 2021 года бывшему Серпуховскому ВИ РВСН, а ныне филиалу Военной академии РВСН имени Петра Великого исполнилось 80 лет [21; 26]. Вуз вправе гордиться своими выпускниками: тремя Героями Советского Союза, двумя Героями России, генералами, крупными учеными — докторами наук [20, с. 228]. Отдавая должное

советскому периоду истории, важно подчеркнуть, что за последние тридцать лет («постсоветский», российский период) коллективу образовательного учреждения удалось не только сохранить достижения, но и значительно их приумножить. Историческая справедливость требует признать и никогда не забывать, что «отцом-основателем» современной военно-научной школы (далее — ВНШ) в вузе, бессменным куратором является заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор, генерал-майор Н. М. Емелин, который не только добился открытия в училище докторантуры и двух диссертационных советов, но внедрил в практику образовательного процесса передовые образовательные технологии, заложив основы инноваций научно-педагогической деятельности вуза, а став заместителем начальника Военной академии РВСН имени Петра Великого по учебной и научной работе, связал узами совместного научного поиска академию и МГТУ им. Н. Э. Баумана, «МАИ», МИФИ, РГСУ. По его личной инициативе и под руководством в Серпуховском ВИ РВ в 1992-1998 гг. был проведен успешный научно-педагогический эксперимент, когда на двух факультетах сформировали специальные учебные отделения из лучших абитуриентов-отличников для прохождения подготовки по новым для РВСН программам МВТУ, МФТИ и МИФИ под госзаказ спецслужб и НИИ-4. Дело своего учителя продолжил А. Н. Царьков — заслуженный деятель науки России, доктор технических наук, профессор, научная школа которого неоднократно признавалась лучшей в МО РФ, обеспечивший автономность и независимость в разработке и реализации ряда прорывных перспективных научных проектов, НИОКР, КНИР, удостоенных самых высоких оценок РАН, МО РФ, Командования РВСН, и подготовивший систему научной преемственности, долгосрочную программу подготовки научных кадров внутри вуза. Особых слов заслуживает личный опыт двух ветеранов Серпуховской военно-научной школы, лауреатов премии Президента РФ в области образования: основоположника российской школы военной акмеологии, заслуженного деятеля науки России, доктора технических наук, профессора В. Г. Михайловского [8] и заслуженного работника высшей школы России, доктора военных наук, профессора С. П. Столяревского, неизменно работающего в вузе с сентября 1963 года. Для Серпуховской военно-научной школы (ВНШ) справедливы характеристики: государственная, инженерно-техническая, эво-

люционно развивающаяся, провинциально-глубинная, отличающаяся здоровым консерватизмом, военно-технической, технологической направленностью, рассчитывающая на внутренние силы и «свои», «выращенные» научно-педагогические, подготовленные кадры, нацеленная на предметную кооперацию не столько с федеральным центром, сколько с научным сообществом ближайших областных городов и «наукоградов» Подмосковья (Протвино, Пущино, Дубна), рекламирующая себя не громкими проектами, а конкретным научными результатами, их внедрением в отрасли национальной и военной безопасности, оборонную промышленность современной России. Сегодня вузовская ВНШ включает в себя 26 докторов, 28 профессоров, 158 кандидатов наук, 107 доцентов, полностью укомплектованный штат докторантуры и адъюнктуры, что позволяет уверенно смотреть в будущее и констатировать правильность избранного курса по подготовке научно-педагогических кадров РВСН [15, с. 265-266]. Вместе с тем, жизнь не стоит на месте и порождает своим многообразием ряд сложных проблем, требующих осознания и разрешения.

Командующий РВСН генерал-полковник С. В. Каракаев в день юбилея филиала подчеркнул: «В настоящее время РВСН играют значительную роль в обеспечении безопасности Российской Федерации. В их боевом составе находятся примерно две трети стратегических носителей и более половины боезарядов стратегических ядерных сил России. Ведущая роль РВСН в ядерной триаде определяется не только количественными показателями, но и качественными характеристиками, такими как высокая оперативная готовность, устойчивость боевого управления, живучесть объектов и рядом других. В соответствии с решениями, принятыми на уровне президента Российской Федерации и министра обороны, Ракетные войска продолжают развитие как самостоятельный род войск ВС РФ в сложившемся боевом составе» [20].

Заключение

Представленные соображения не являются бесспорными, ибо отражают субъективный авторский взгляд на злободневную проблему военного образования и науки. Завершая рассмотрение, считаем важным выделить главное:

Первое — необходимо не на словах, а на деле добиться повышения качества военного образования, применяя оправдавшие себя современ-

ные подходы и технологии обучения в военной и гражданской школах. Ключевое звено — научно-педагогические кадры. Для подготовки молодого поколения военных педагогов-воспитателей необходимо ужесточить систему отбора в адъюнктуру через обязательную войсковую практику (не менее пяти лет), введя дополнительные критерии отбора, участие кандидатов в научных исследованиях, олимпиадах, конкурсах, рационализаторской и изобретательной работе.

Второе — провести качественный отбор абитуриентов в соответствии с имеющимися параметрами кадрового заказа, исключить использование выпускников при назначении на непрофильные должности в войсках. Вернуть престиж, доверие военным вузам — задача не одного дня, на голом энтузиазме она невыполнима.

Третье — разумно использовать научно-педагогический потенциал, который сохранен в вузах РВСН, где, несмотря на сокращения и организационные мероприятия, продолжают трудиться 35 академиков и член-корреспондентов международных, национальных академий, 6 лауреатов государственных премий, 119 докторов наук и профессоров, 460 кандидатов наук и доцентов, 22 заслуженных деятеля науки РФ, 31 Почетный работник высшего профессионального образования (сферы образования) РФ. В ВА РВСН 45 лет существует единственная в МО РФ кафедра военной акмеологии и кибернетики [8], своеобразный союз «физиков и лириков», имеющая в составе 8 докторов наук и профессоров по ключевым направлениям военно-педагогической науки, опыт которых бесценен, нуждается в обобщении и внедрении [11].

Четвертое — с связи с усилением внимания к воспитательным аспектам образовательного процесса и созданием с 1 декабря 2021 года кафедр военно-политической работы необходимо разработать квалификационные требования, учебные программы и тематические планы по 35 новым для академии дисциплинам, а с 1 сентября 2022 года приступить к подготовке специалистов первого набора курсантов по специальности «военно-политическая работа» для ядерного щита РФ и иных специалистов, эксплуатирующих сложные технические и информационные системы [7].

История и опыт военного образования в РВСН, политико-воспитательной, а теперь военно-политической работы, кадровый потенциал, верность боевым традициям ВС РФ позволяют видеть стоящие задачи, их решать и двигаться далее...

Список источников

1. Барановский М. В. Доверие в социальном управлении военной организацией: автореферат дис. ... докт. социолог. наук: 22.00.08. М.: Военный университет, 2021. 48 с.

2. Беляков Б. Л., Ксенофонтов В. А. Белорусская военно-философская школа и ее место в отечественном обществознании (на примерах кафедр социальных наук ВА РБ и гуманитарных дисциплин ВА РВСН имени Петра Великого // Философия и вызовы современности: материалы Международной науч. конференции (Минск, РБ 15-17 апреля 2021 г.). Минск: НАН РБ, Институт философии, 2021. 424 с.

3. Беляков Б. Л., Коннов А. Д., Манаков П. М. Государственность в системе духовных ценностей офицерского корпуса современной России (социально-философский анализ): монография. Серпухов: ВА РВСН (филиал в г. Серпухове, Московской обл.), 2012. 280 с.

4. Беляков Б. Л. Нестеров В. В., Рудаев С. А. Военно-педагогическая школа РВСН: история, состояние, перспективы развития // Анализ состояния, проблем и перспектив развития современного образования: монография. Петрозаводск: Новая наука, 2021. С. 256-271.

5. Беляков Б. Л., Шинкевич В. Е. Феномен «патриотизма» в социально-гуманитарной и научной традиции // Гуманитарный вестник ВА РВСН. 2021.1 (23). С. 32-38.

6. Вермишова П. И. Феномен коммуникации в современном российском образовательном пространстве: содержание, противоречия, направления развития: дис. . канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2021. 197 с.

7. Викулов С. Ф. Проблемы подготовки научно-педагогических кадров // Независимая газета, 21.12.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vpk-news.ru /articles/13552 (дата обращения: 03.07.2021).

8. Военная акмеология и кибернетика / под общ. ред. В. Г. Михайловского и О. И. Карпова. Балашиха: ВА РВСН, 2017. 393 с.

9. ЗвездинЛ. А. Цивилизационная безопасность России в языковом измерении: сущность и обеспечение в современных условиях: автореф. дис. . канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2019. 26 с.

10. Институт военно-политической работы в ВС РФ. Выступление зам. Министра обороны — начальника Главного военно-политического управления ВС РФ А. В. Картаполова 1 сентября 2018 года в Военном университете МО РФ // Красная звезда. 03.09.2018. № 94.

11. Кафедра военной акмеологии и кибернетики: история и современность (военно-исторический труд) / под ред. А. А. Фасоли. М.: ВА РВСН, 2016. 194 с.

12. Ксенофонтов В. А. Патриотизм и проблемы патриотического воспитания в контексте вызовов современности: монография. Минск: Военная Академия РБ, 2015. 253 с.

13. Кубышко В. Л. Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел // Национальный психологический журнал. 2017. № 4 (28). С. 95-103.

14. Маркитан Р. В. Творцы и дилетанты. М.: Эко-Пресс, 2014. 384 с.

15. Нестеров В. В. Система непрерывного образования в РВСН и ее дальнейшее развитие // Гуманитарный вестник ВА РВСН. 2020. № 4 (21). С. 80-86.

16. О введении института военно-политической работы в ВС РФ: Указ Президента Российской Федерации от 30.06.2018 № 454 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant. ru/72001566/ (дата обращения: 24.11.2021).

17. О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70170936/ (дата обращения: 24.11.2021).

18. Об организации военно-политической работы в ВС РФ: Приказ Министра обороны от 22.07.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://vii.sfu-kras.ru/images/pdf/ prikaz_M0_RF_404.pdf (дата обращения: 24.11.2021).

19. Основы инженерной психологии и эргономики: уч. пособие / под ред. Н. А. Баранчука и А. В. Проворова. Балашиха: ВА РВСН, 2018. 243 с.

20. Ракетные войска стратегического назначения. 1959-2019 / под общ. ред. Командующего РВСН генерал-полковника С. В. Каракаева; рук. авт. коллектива А. Л. Коробов. М.: МО РФ: Командование РВСН, 2019. 319 с.

21. Серпуховской филиал Военной академии РВСН отметил 80-летие со дня образования

// Вестник РВСН. 2021.№ 2 (157). 32 с.

22. Шинкевич В. Е., Евтихов О. В., Маслодудова Н. В. Совершенствование процесса формирования профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел: акмеологи-ческий аспект: монография. Красноярск: Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. 186 с.

23. Система высшего образования Минобороны России. Военные вузы. [Электронный ресурс]. URL: https://vuz.mil.ru/Vysshie-uchebnye-zavedeniya (дата обращения: 24.1.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Теоретико-методологические основы военно-политической работы в РВСН: монография / под общ. ред. В. П. Беркута. Балашиха: ВА РВСН, 2021. 335 с.

25. Федоров В. В. Социально-политические проблемы военно-кадровой работы по подготовке офицерских кадров в РВСН: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.10. М.: МГТУ 1998. -186 с.

26. Филиал Военной академии РВСН имени Петра Великого: 80 лет. Жизнь ракетам посвящая. / под общ. ред. начальника филиала ВА РВСН генерал-майора А. Е. Морозова. Серпухов: филиал ВА РВСН, 2021. 248 с.

References

1. Baranovskij M. V. Doverie v social'nom upravlenii voennoj organizaciej: avtoreferat dis. ... dokt. sociolog. nauk: 22.00.08. M.: Voennyj universitet, 2021. 48s. [In Rus].

2. Belyakov B. L., Ksenofontov V. A. Belorusskaya voenno-filosofskaya shkola i ee mesto v otechest-vennom obshchestvoznanii (na primerah kafedr social'nyh nauk VA RB i gumanitarnyh disciplin VA RVSN imeni Petra Velikogo // Filosofiya i vyzovy sovremennosti: mat-ly Mezhdunar. nauch. konf. (Minsk, RB 15-17 aprelya 2021 g.). Minsk: NAN RB, Institut filosofii, 2021. 424 s. [In Rus].

3. Belyakov B. L., Konnov A. D., ManakovP. M. Gosudarstvennost' v sisteme duhovnyh cennostej oficerskogo korpusa sovremennoj Rossii (social'no-filosofskij analiz): monografiya. Serpuhov: VA RVSN (filial v g. Serpuhove, Moskovskoj obl.), 2012. 280 s. [In Rus].

4. Belyakov B. L. Nesterov V. V., Rudaev S. A. Voenno-pedagogicheskaya shkola RVSN: istoriya, sos-toyanie, perspektivy razvitiya // Analiz sostoyaniya, problem i perspektiv razvitiya sovremennogo obra-zovaniya: monografiya. Petrozavodsk: Novaya nauka, 2021. S. 256-271. [In Rus].

5. Belyakov B. L., Shinkevich V. E. Fenomen «patriotizma» v social'no-gumanitarnoj i nauchnoj tradicii // Gumanitarnyj vestnik VA RVSN. 2021. 1 (23). S. 32-38. [In Rus].

6. Vermishova P. I. Fenomen kommunikacii v sovremennom rossijskom obrazovatel'nom pros-transtve: soderzhanie, protivorechiya, napravleniya razvitiya: dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.11. M., 2021. 197 s. [In Rus].

7. Vikulov S. F. Problemy podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov // Nezavisimaya gazeta, 21.12.2012 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.vpk-news.ru /articles/13552 (data obrashcheniya: 03.07.2021). [In Rus].

8. Voennaya akmeologiya i kibernetika / pod obshch. red. V. G. Mihajlovskogo i O. I. Karpova. Balashiha: VA RVSN, 2017. 393 s. [In Rus].

9. Zvezdin L. A. Civilizacionnaya bezopasnost' Rossii v yazykovom izmerenii: sushchnost' i obe-spechenie v sovremennyh usloviyah: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.11. M., 2019. 26 s. [In Rus].

10. Institut voenno-politicheskoj raboty v VS RF. Vystuplenie zam. Ministra oborony — nachal'nika Glavnogo voenno-politicheskogo upravleniya VS RF A. V. Kartapolova 1 sentyabrya 2018 goda v Voennom universitete MO RF // Krasnaya zvezda. 03.09.2018. № 94. [In Rus].

11. Kafedra voennoj akmeologii i kibernetiki: istoriya i sovremennost' (voenno-istoricheskij trud) / pod red. A. A. Fasoli. M.: VA RVSN, 2016. 194 s. [In Rus].

12. Ksenofontov V. A. Patriotizm i problemy patrioticheskogo vospitaniya v kontekste vyzovov sovremennosti: monografiya. Minsk: Voennaya Akademiya RB, 2015. 253 s. [In Rus].

13. Kubyshko V. L. Sovershenstvovanie psihologicheskoj raboty v sisteme moral'no-psihologiche-skogo obespecheniya operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti lichnogo sostava organov vnutrennih del // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. 2017. № 4 (28). S. 95-103. [In Rus].

14. MarkitanR. V. Tvorcy i diletanty. M.: Eko-Press, 2014. 384s. [In Rus].

15. Nesterov V. V. Sistema nepreryvnogo obrazovaniya v RVSN i ee dal'nejshee razvitie // Gumanitarnyj vestnik VA RVSN. 2020. № 4 (21). S. 80-86. [In Rus].

16. O vvedenii instituta voenno-politicheskoj raboty v VS RF: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 30.06.2018 № 454 [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/72001566/ (data obrashcheniya: 24.11.2021). [In Rus].

17. O dal'nejshem sovershenstvovanii voennoj sluzhby v Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2012 goda № 604 [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant. ru/70170936/ (data obrashcheniya: 24.11.2021). [In Rus].

18. Ob organizacii voenno-politicheskoj raboty v VS RF: Prikaz Ministra oborony ot 22.07.2019 [Elektronnyj resurs]. URL: https://vii.sfu-kras.ru/images/pdf/Prikaz_M0_RF_404.pdf (data obrashcheniya: 24.11.2021). [In Rus].

19. Osnovy inzhenernoj psihologii i ergonomiki: uch. posobie / pod red. N. A. Baranchuka i A. V. Provorova. Balashiha: VA RVSN, 2018. 243 s. [In Rus].

20. Raketnye vojska strategicheskogo naznacheniya. 1959-2019 / pod obshch. red. Komanduyushchego RVSN general-polkovnika S. V. Karakaeva; ruk. avt. kollektiva A. L. Korobov. M.: MO RF: Komandovanie RVSN, 2019. 319 s. [In Rus].

21. Serpuhovskoj filial Voennoj akademii RVSN otmetil 80-letie so dnya obrazovaniya // Vestnik RVSN. 2021. № 2 (157). 32 s. [In Rus].

22. Shinkevich V. E., Evtihov O. V., Maslodudova N. V. Sovershenstvovanie processa formirovaniya professional'noj kompetentnosti sotrudnikov organov vnutrennih del: akmeologicheskij aspekt: mono-grafiy. Krasnoyarsk: Sibirskij yuridicheskij institut Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2018. 186 s. [In Rus].

23. Sistema vysshego obrazovaniya Minoborony Rossii. Voennye vuzy [Elektronnyj resurs]. URL: https://mir-vuzov.ru/top-vuzov.ru/top/rejting-voennyh-vuzov-rossii (data obrashcheniya: 18.12.2021). [In Rus].

24. Teoretiko-metodologicheskie osnovy voenno-politicheskoj raboty v RVSN: monografiya / pod obshch. red. V. P. Berkuta. Balashiha: VA RVSN, 2021. 335 s. [In Rus].

25. Fedorov V. V. Social'no-politicheskie problemy voenno-kadrovoj raboty po podgotovke oficer-skih kadrov v RVSN: dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.10. M.: MGTU, 1998. 186 s. [In Rus].

26. Filial Voennoj akademii RVSN imeni Petra Velikogo: 80 let. Zhizn' raketam posvyashchaya... / pod obshch. red. nachal'nika filiala VA RVSN general-majora A. E. Morozova. Serpuhov: filial VA RVSN, 2021. 248 s. [In Rus].

Информация об авторах

Беляков Б. Л.—доктор философских наук, профессор Беркут В. П. — доктор философских наук, профессор Семизоров Н. И. — кандидат философских наук, профессор Смирнов Е. В.—кандидат философских наук, доцент Шинкевич В. Е.—доктор социологических наук, доцент

Information about the authors Belyakov B. L.—Dr. Sc. (Philosophy), Professor Berkut V. P. — Dr. Sc. (Philosophy), Professor Semizorov N. I. — PhD (Philosophy), Professor Smirnov E. V.—PhD (Philosophy), Associate Professor Shinkevich V. E. — Dr. Sc. (Sociology), Associate Professor

Статья поступила в редакцию 25.11.2021; одобрена после рецензирования 27.12.2021; принята к публикации 13.01.2022. The article was submitted 25.11.2021; approved after reviewing 27.12.2021; accepted for publication 13.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.