Научная статья на тему 'Роль дополнительного профессионального образования в процессе социальной интеграции в гражданское сообщество уволенных военных специалистов'

Роль дополнительного профессионального образования в процессе социальной интеграции в гражданское сообщество уволенных военных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ТРУДОУСТРОЙСТВО УВОЛЕННЫХ ИЗ АРМИИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL RETRAINING / EMPLOYMENT OF MILITARY SPECIALISTS DISMISSED FROM THE ARMY / SOCIAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иващенко М. В., Иващенко А. В.

В статье раскрывается роль дополнительного профессионального образования в процессе подготовки трудовых кадров к новым видам профессиональной деятельности. Указывается на повышение значимости этой роли для увольняемых из армии военных специалистов в условиях динамичности современного рынка труда и темпов научно-технического прогресса. Приводятся исторические периоды становления и развития отечественной системы дополнительного профессионального образования. Проведен анализ современного состояния процесса переподготовки военных специалистов на гражданские профессии на примере офицеров Ракетных войск стратегического назначения. Предложены пути совершенствования системы дополнительного профессионального образования в военных вузах в направлении получения военнослужащими востребованных гражданских специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATIONIN THE PROCESS OF SOCIAL INTEGRATION INTO THE CIVILCOMMUNITY OF DISCHARGED MILITARY SPECIALISTS

The article reveals the role of additional professional education in the process of training labor personnel for new types of professional activity. The author points to the increasing importance of this role for military specialists dismissed from the army in the conditions of the dynamism of the modern labor market and the pace of scientific and technological progress. The historical periods of formation and development of the national system of additional professional education are given. The analysis of the current state of the process of retraining of military specialists for civilian professions on the example of strategic Missile forces is carried out. A number of directions for improving the system of additional professional education in military universities in the direction of obtaining popular specialties by military personnel are proposed.

Текст научной работы на тему «Роль дополнительного профессионального образования в процессе социальной интеграции в гражданское сообщество уволенных военных специалистов»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 364.2

М. В. Иващенко, А. В. Иващенко

Иващенко М.В., кандидат технических наук, доцент; старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия РВСН им. Петра Великого» МО РФ; e-mail: imv1@ yandex.ru

Иващенко А.В, кандидат социологических наук, младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия РВСН им. Петра Великого» МО РФ; e-mail: [email protected]

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ГРАЖДАНСКОЕ СООБЩЕСТВО УВОЛЕННЫХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье раскрывается роль дополнительного профессионального образования в процессе подготовки трудовых кадров к новым видам профессиональной деятельности. Указывается на повышение значимости этой роли для увольняемых из армии военных специалистов в условиях динамичности современного рынка труда и темпов научно-технического прогресса. Приводятся исторические периоды становления и развития отечественной системы дополнительного профессионального образования. Проведен анализ современного состояния процесса переподготовки военных специалистов на гражданские профессии на примере офицеров Ракетных войск стратегического назначения. Предложены пути совершенствования системы дополнительного профессионального образования в военных вузах в направлении получения военнослужащими востребованных гражданских специальностей.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; профессиональная переподготовка; трудоустройство уволенных из армии военных специалистов; социальная интеграция.

M. V. Ivashchenko, A. V. Ivashchenko

Ivashchenko M.V, PhD (Technical Sciences), Associate Professor, Senior Researcher of Research Department the Branch of the Military Academy of the Strategic Missile Forces named after Peter the Great of the Ministry of Defense of the Russian Federation in Serpukhov; e-mail: imv1@ yandex.ru

Ivashchenko A.V., PhD (Sociology), Assoc. Prof., Junior Researcher of Research Department the Branch of the Military Academy of the Strategic Missile Forces named after Peter the Great of the Ministry of Defense of the Russian Federation in Serpukhov; e-mail: [email protected]

THE ROLE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE PROCESS OF SOCIAL INTEGRATION INTO THE CIVIL COMMUNITY OF DISCHARGED MILITARY SPECIALISTS

The article reveals the role of additional professional education in the process of training labor personnel for new types of professional activity. The author points to the increasing importance of this role for military specialists dismissed from the army in the conditions of the dynamism of the modern labor market and the pace of scientific and technological progress. The historical periods of formation and development of the national system of additional professional education are given. The analysis of the current state of the process of retraining of military specialists for civilian professions on the example of strategic Missile forces is carried out. A number of directions for improving the system of additional professional education in military universities in the direction of obtaining popular specialties by military personnel are proposed.

Keywords: additional professional education; professional retraining; employment of military specialists dismissed from the army; social integration.

Введение

Конъюнктура современного рынка труда определяет высокую динамичность состава и содержания требований, предъявляемых к специалистам. Немаловажным качеством специалиста в настоящее время является умение своевременно перестраиваться в быстро меняющихся трудовых условиях и приобретать новые знания, применяя их на практике. Стремительный скачек научно-технического прогресса привел к быстрому устареванию полученных ранее знаний, усложнению существующих профессий, а профессиональная переподготовка стала носить практико-ориентированный характер. В этой связи недостаточно владеть только лишь фундаментальными знаниями, полученными в вузе.

Еще в начале прошлого столетия В. И. Вернадский писал, что наука и техника развиваются и изменяются быстро, поэтому тех знаний, которые получает человек в высшей школе, недостаточно в последующей жизни. Спустя некоторое время специалисты должны повторять полученные знания, а также их необходимо освежать, пополнять. И этот процесс должен происходить уже в новых формах и в новых условиях [Вернадский 1913]. Современный мир характеризуется еще более динамичным развитием науки и техники. Особую значимость это приобретает для военных специалистов, стремящихся быстро и успешно интегрироваться в новые социально-трудовые отношения после увольнения из армии. Отсутствие у большинства кадровых военных профессий, востребованных в гражданской трудовой сфере, и опыта

взаимоотношений в новых социально-трудовых условиях имеет существенные негативные последствия. В сложившейся ситуации нельзя недооценивать роль дополнительного профессионального образования (далее - ДПО).

Сегодня система ДПО является для уволенных военных специалистов одним из важнейших компонентов процесса их интеграции в гражданское сообщество. Однако действующая система переподготовки не всегда учитывает специфику профессиональной воинской деятельности, индивидуальные возможности, потребности личности и т. д., обучение продолжает оставаться монологичным. Сложившаяся за последние десятилетия система переподготовки не всегда эффективна в быстро изменяющихся условиях современного рынка труда. Расширение в Минобороны РФ системы ДПО в период существенного сокращения армии (2009-2013), связанного с проведением военной реформы, не принесло прогнозируемых и ожидаемых результатов. Повышение качества переподготовки в существующей системе ДПО затруднено исторически сложившейся «инструкционной» направленностью, «линейным» стилем мышления, уже имеющимся опытом участников процесса ДПО, неэффективным на сегодняшний день.

Вопросы развития и совершенствования системы ДПО в рамках непрерывного профессионального образования военных специалистов, в частности, входящей в нее системы их переподготовки на гражданские профессии, на сегодняшний день составляют весьма актуальную научную проблему. Ее решение направлено на успешную адаптацию военнослужащих к новым трудовым отношениям и полноценную интеграцию в гражданское сообщество после увольнения с военной службы.

Проблемам профессионально-трудовой адаптации уволенных военнослужащих посвящен ряд работ [Шатворян 2000; Сапожников 2001; Технологии социально-профессиональной ... 2001]. Задачи подготовки военнослужащих, управление качеством образования рассматривали в своих исследованиях В. А. Константинов (2007), С. Ю. Трапицын (2000), Н. В. Зеленская (2008) и др. Тем не менее многие результаты этих исследований пока остаются не востребованными при совершенствовании ДПО военных специалистов, так как эти результаты не позволяют в полной мере оценить его качество в нынешних условиях, проводить переподготовку на научной основе с учетом меняющейся обстановки, сущности и содержания ДПО.

В России становление системы ДПО обусловлено множеством взаимовлияющих и взаимозависимых объективных факторов (исторических, экономических, социальных, правовых и др.).

Для полноценного и всестороннего анализа становления системы ДПО рассмотрим этот процесс в системе образования России в целом и, в частности, в военном образовании.

Историко-ретроспективный анализ условий и особенностей становления и развития ДПО в России

Необходимо отметить, что до сегодняшнего дня в нашей стране прообразом ДПО являлась система обучения взрослых.

В Средние века на Руси значительную роль в формировании образования играли монастыри. В этот период они выступали центрами образования, в частности для взрослых. В ХГУ-ХУ вв. развитие просвещения получило новый виток. В рамках церковного образования в XVI столетии в городах открывались различные учебные заведения, позволяющие обучаться гражданам всех возрастных категорий.

Светское образование в России стало зарождаться во времена правления Петра Г. В практико-ориентированных образовательных учреждениях XVIII в. взрослые могли получить техническое образование преимущественно с военным уклоном, также уделялось внимание обучению чиновников. Именно в этот период был создан Московский университет, обеспечивший выход российского образования на качественно новый уровень [История развития образования ... 2000].

XIX столетие в России характеризуется направленностью на решение проблем безграмотности значительной части взрослого населения. С этой целью в стране создавались воскресные школы, кроме того для взрослых проводились дополнительные занятия лекционного характера по широкому спектру дисциплин. Российский педагог Д. И. Писарев отмечал: «Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться на выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого» [Писарев 1984, с. 127].

В начале XX в. в стране стали открываться так называемые народные университеты, целью которых было просвещение и повышение интеллектуального уровня взрослого населения. В процессе их функционирования значительная роль отводилась самообразованию учащихся.

Таким образом, в период с конца XIX - начала XX в. были заложены основы для становления и развития системы ДПО. К ним можно отнести различные виды и формы образования взрослых, способы повышения грамотности населения, дополнительные лекционные курсы и др.

В период с 1917 по 1940 гг. формировалась система повышения квалификации и переподготовки кадров, которая была обусловлена появлением новых социально-экономических и идеологических условий. Для подготовки и повышения квалификации управленческих кадров в 1925 г. в Москве открылись курсы руководителей предприятий. В 1930-1940-е гг. появились институты повышения квалификации (ИПК) специалистов. Ведущей тенденцией того времени была направленность на использование в практической деятельности полученных при обучении теоретических знаний.

До начала 1960-х гг. функционирование системы ДПО было направлено непосредственно на тесную взаимосвязь с производством. Развитие промышленности и появление новых видов вооружений привели к необходимости увеличения специальностей, востребованных в оборонно-промышленном комплексе. Большое внимание уделялось новым формам обучения. Стали появляться ИПК не только для специалистов, но и для руководящих работников. Так в этот период сложились предпосылки и условия для формирования и становления системы непрерывного профессионального образования.

В 1970-1980-х гг. непрерывное образование взрослых организовывалось на базе образовательных учреждений, реализующих программы ДПО (институтов, факультетов, курсов переподготовки и повышения квалификации). Также работали организации, реализующие общественно-политическую подготовку граждан [История развития образования... 2000].

В последнее десятилетие прошлого века система ДПО приобрела самостоятельный статус на нормативно-правовом уровне. В результате этого ДПО стало рассматриваться как социальный институт, подготавливающий кадры. Доминирующие в то время позиции дополнительного технического образования стали пополняться образовательными программами гуманитарной направленности.

В современном мире ДПО играет значительную роль. В условиях высоких темпов роста научно-технического прогресса и связанных с этим изменениях в составе и структуре востребованных на рынке

труда профессий оно призвано подготовить для отраслей народного хозяйства квалифицированных специалистов, способных обеспечить экономическое развитие страны.

Действующая в Российской Федерации система ДПО в ходе проводимых в стране преобразований меняется. Изменения происходят с учетом новых рыночно-экономических механизмов, а также с целью удовлетворения потребностей рынка труда.

Вся система образования России основана на национальном историческом опыте, традициях, комплексе педагогических методов, методик, способов, правил и т. п. Эти черты присущи и системе ДПО, как элементу системы образования страны. Однако каждая из отраслей народного хозяйства индивидуальна и имеет свои отличительные особенности, в частности, в области подготовки кадров, что характерно и для Вооруженных сил РФ. В связи с этим рассмотрим становление ДПО в системе военного образования страны.

Зарождение системы ДПО в военном образовании можно отнести ко второй половине XVII в. В ходе Петровской реформы армии предусматривалась организация единой системы обучения и воспитания войск, создавались первые школы (1698-1725). Основной концепцией того времени был подбор и подготовка педагогических кадров для военных учебных заведений, поскольку остро стоял вопрос их комплектования преподавателями. Создавались отдельные организации для подготовки квалифицированных офицерских кадров [Педагогический музей ... 1914].

В конце XVIII в. под руководством военного министра Д. А. Милютина была осуществлена реформа военного образования. Были открыты военные училища и военные академии. Комплектование военных учебных заведений преподавательским составом продолжало оставаться острой проблемой. Во второй половине XIX в. подготовкой военных педагогов занимались учительские семинарии и педагогические курсы.

Дореволюционный период можно рассматривать как время зарождения системы подготовки преподавателей вузов, так как первые военно-педагогические учебные заведения работали непостоянно.

Для молодой Советской республики остро встал вопрос защиты от внутренних и внешних врагов, что вызвало необходимость подготовки профессиональных кадровых военных и повышения качественного уровня и количественного состава педагогов для обучения

военнослужащих. С целью подготовки военных педагогов создавались высшие военно-педагогические школы. Дальнейшее развитие процесса подготовки педагогических кадров привело к созданию адъюнктуры.

После окончания Великой Отечественной войны обучение военных преподавателей организовывалось на базе военных вузов педагогического профиля. В середине прошлого столетия система подготовки преподавателей вузов полностью соответствовала типу и профилю существующих военно-учебных заведений.

В ходе военной реформы, проводимой Н. С. Хрущевым в послевоенное время и приведшей к масштабному сокращению армии, в рамках мер по социальной поддержке увольняемых военнослужащих было организовано обучение и переподготовка их на производственные специальности. Руководителей высшего звена обязывали предоставлять им преимущества при поступлении на курсы для обучения соответствующим профессиям и в вузы. Таким образом, впервые было обращено внимание на переориентацию военнослужащих на гражданские профессии при увольнении их армии.

Появление ядерного оружия и развитие военно-промышленного комплекса страны внесло коррективы в систему подготовки военных специалистов. Увеличилось число военных вузов инженерно-технического профиля. После очередного преобразования системы военно-учебных заведений и закрытия военно-педагогических учебных заведений, произошло формирование новой системы профессиональной подготовки офицеров. Значительным недостатком в этот период стал распад единой системы подготовки преподавателей, ослабление взаимосвязей ключевых ее элементов, что особенно отразилось на преподавателях военно-технического профиля, не получивших педагогического образования.

1990-е гг. ознаменовались кардинальными изменениями во всех сферах жизни российского общества, в том числе и в Вооруженных силах РФ, приведшими к обострению социальной напряженности и вызвавшими необходимость принятия руководством страны комплекса неотложных мер по ее снижению. Для этого времени характерны децентрализация и структурная диверсификация учреждений ДПО. Стали появляться альтернативные негосударственные учреждения повышения квалификации, ослабли требования к регламентации образовательного процесса, повысилась его гибкость и оперативность, возникла конкуренция между учреждениями ДПО.

Сегодня ДПО постоянного состава Вооруженных сил России осуществляется на непрерывной основе. Обучение по дополнительным профессиональным программам проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Проведенный анализ показывает, что в формировании процесса ДПО в российском военном образовании был накоплен существенный теоретический и практический опыт, однако он формировался исключительно в рамках подготовки военных преподавателей. Только в последнее десятилетие прошлого столетия встал вопрос о необходимости переподготовки военных специалистов на гражданские профессии при увольнении из рядов Вооруженных сил России.

Современное состояние процесса переподготовки военных специалистов на гражданские профессии на примере ракетных войск стратегического назначения

В настоящее время Министерством обороны России на базе военных вузов организована переподготовка в системе ДПО военных специалистов, увольняемых из армии [Официальный сайт Министерства обороны РФ URL]. Так, в высших военно-учебных заведениях Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) за период 2015-2017 гг. была организована профессиональная переподготовка увольняемых военнослужащих по 31 гражданской специальности (см. рис. 1 и 2). Общее количество лиц, прошедших переподготовку за указанный период более 600 человек, что свидетельствует о востребованности у военнослужащих системы ДПО [Совершенствование переподготовки военных специалистов... 2018].

Анализируя рисунок 1, можно увидеть, что в Военной академии РВСН специальности: «Менеджер в области управления природопользованием и охраны окружающей среды», «Сопровождение и менеджмент в области управления ракетно-космическими системами», «Обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами», «Менеджер в сфере телекоммуникационных услуг», «Менеджер по информационному обеспечению и технологиям принятия решений в области управления проектами», «Педагогика высшей школы», «Техническая защита информации» являются мало востребованными у военнослужащих, так как за период 2015-2017 гг. по каждой из них переподготовлено менее 10 человек (в среднем не более 3 человек в год).

ю о о

40 55 .10 25 :о 15 10 5 О

Количество ЧЙЛОЙЙК

1 ЫзИз кшз!? 1йШЖдМм1щЗШШ1 гннзк эЫ7|8Ы1о||]|шзМ|5||б||т|1В19

ш

3 4 5 6 7 8 ■) 10 1 I о 14 15 16 17 1814

2014-2015

2015-2016

2016-201" Учейныкгоды

1. Безопасность жизнедеятельности. 11. Компьютерная графика и шеЬ-дизайн.

2. Менеджер в области управления природопользованием и охраны окружающей среды. 12. Менеджер по информационному обеспечению и технологиям принятия решений в области управления объектами.

3. Электрооборудование предприятий и учреждений, инспектирование электроустановок. 13. Менеджер в области сертификации и контроля качества продукции.

4. Электроснабжение интеллектуальных зданий и телекоммуникационных систем. 14. Техническая защита информации.

5. Электрохозяйство учреждений и предприятий, эксплуатация электроустановок. 15. Менеджмент организации.

6. Сопровождение и менеджмент в области управления акетно-космическими системами. 16. Кадровый менеджмент.

7. Эксплуатация вычислительных машин, комплексов, систем и сетей. 17. Организация и управление информационной безопасностью организации.

8. Информационная безопасность компьютерных систем. 18. Обеспечение информационной безопасности государственного и муниципального управления.

9. Обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами. 19. Педагогика высшей школы.

10. Бизнес-приложения и управление бизнес-проектами.

Рис. 1. Сташстические данные по прошедшим профессиональную переподготовку военнослужащим в ВА РВСН

Рис. 2. Статистические данные по прошедшим профессиональную переподготовку военнослужащим в филиале ВА РВСН

Кроме того, 8 специальностей (на рисунке 1 они не показаны), а именно: «Подъемно-транспортные системы», «Менеджер в сфере высшего профессионального образования», «Неразрушающие методы контроля потенциально опасных объектов» и др. оказались невостребованными. Однако противоположная картина наблюдается по таким специальностям, как «Безопасность жизнедеятельности», «Обеспечение информационной безопасности государственного и муниципального управления»; «Электроснабжение» (в филиале ВА РВСН, рисунок 2), где за тот же период по каждой специальности прошли переподготовку более 60 человек [Совершенствование переподготовки военных специалистов... 2018].

С положительной стороны следует выделить и то, что невостребованные специальности за период 2015-2017 гг. были исключены из перечня программ профессиональной переподготовки военнослужащих, реализуемых академией РВСН в 2018/2019 учебном году [Официальный сайт Министерства обороны РФ URL].

Необходимо отметить, что накопленный опыт в профессиональной переподготовке военных специалистов предоставляет возможность для осмысления, обобщения и совершенствования системы

ДПО в соответствии с требованиями современных социально-экономических реалий и, как следствие, рынка труда. Программы ДПО надлежит направлять на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять трудовую деятельность в новых социально-трудовых отношениях.

В контексте переподготовки военнослужащих на гражданские профессии дополнительное профессиональное образование целесообразно организовывать индивидуализировано по времени, полноте и направленности. Мобильность системы ДПО создает условия для внедрения различных инноваций в учебный процесс согласно потребностям развития современного общества и увольняемых военных специалистов.

Вхождение уволенного военнослужащего в новую гражданскую профессию во многом зависит от сложившихся у него в ходе службы в армии профессиональных качеств. При этом необходимо учитывать, что значительная часть увольняемых предъявляет к предполагаемым специальностям определенные требования, среди которых оперативность трудоустройства и освоение профессии, высокая зарплата и др. Организационно-методическое сопровождение, используемые средства, формы и методы переподготовки военных специалистов на гражданские профессии должны быть направлены на рациональное формирование их профессионального самоопределения в новой социально-трудовой среде.

Заключение

Таким образом, одним из основных направлений обеспечения социального благополучия увольняемых военнослужащих выступает их переподготовка на гражданские профессии в рамках системы ДПО. Военные специалисты во время службы в армии должны иметь возможность в рамках системы ДПО получать не только специальные знания, повышающие их профессионализм, но и формировать компетенции для обеспечения дальнейшей профессиональной мобильности в условиях гражданской жизни. Однако существующая система ДПО для представленной категории граждан лишь в незначительной степени соответствует задачам профессионального развития этих специалистов. Отсутствие планирования переподготовки увольняющихся военнослужащих на востребованные в соответствии с конъюнктурой рынка труда профессии на основе его систематического мониторинга в регионах существенно снижает эффективность результатов функционирования системы ДПО.

К настоящему времени образовательные технологии профессиональной переподготовки специалистов с учетом специфики компетент-ностного подхода к образованию и внедрения педагогических инноваций разработаны недостаточно, вследствие чего профессиональная переподготовка военнослужащих представляет собой «урезанный» курс заочного обучения. Также необходимо отметить, что существующая переподготовка, как правило, не предусматривает закрепления полученных знаний на предприятиях и в организациях, в которых могли бы трудоустроиться военные специалисты. В этой связи существующую систему переподготовки целесообразно трансформировать в производственно-ориентированную и интегрировать в целевую систему обучения в соответствии с запросами предполагаемых работодателей. Это предоставит определенные гарантии трудоустройства уволенным военным специалистам в рамках своего региона. Кроме того, финансирование переобучения военнослужащих потенциальным работодателем существенно снизит финансовое бремя с государственных структур, в частности, с Министерства обороны России.

Самим же военным специалистам необходимо соответствовать духу времени и стремиться совершенствовать свой образовательный уровень. К этому их подталкивает стремительное развитие техники и инновационных технологий во всех сферах жизни современного общества. В таких условиях следует ориентироваться на позицию ЮНЕСКО: «От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь».

Таким образом, проблема совершенствования переподготовки военных специалистов на гражданские профессии в системе ДПО в настоящее время продолжает оставаться актуальной и требует конструктивной реализации компетентностного подхода, всестороннего внедрения инноваций, а также формирования новой системы менеджмента качества образовательного процесса. Всё вышесказанное обусловливает необходимость дальнейшего развития и совершенствования существующей системы ДПО для увольняемых военнослужащих.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вернадский В. И. Письма о высшем образовании в России // Вестник воспитания. 1913. № 5. С. 24-25. Зеленская Н. В. Педагогическая концепция управления качеством подготовки

офицерских кадров: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2008. 385 с. История развития образования взрослых в России / род ред. Е. П. Тонконогой. СПб. : ИОВ РАО, 2000. 200 с.

Константинов В. А. Система управления качеством профессиональной подготовки офицеров в вузах РВиА: автореф. дис. ... д-ра воен. наук. СПб, 2007. 42 с.

Официальный сайт Mинистерства обороны РФ. URL: www.mil.ru (дата обращения: 26.10.2019).

Педагогический музей военно-учебных заведений. 1864 1914: Ист. очерк I под ред. Я. Л. Барскова. СПб. : б!изд., 1914. 346 с.

Писарев Д. И. Избранные педагогические сочинения. M. : Педагогика, 1984. 367 с.

Сапожников Л. А . Профессиональная переподготовка как механизм социально-правовой мобильности уволенных и увольняемых военнослужащих Российской армии: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Н.-Новгород, 2001. 22 с.

Совершенствование переподготовки военных специалистов на гражданские профессии в системе дополнительного профессионального образования на основе управления ее качеством с учетом компетентностного подхода: отчет о НИР (этап 1) I M. В. Иващенко [и др.]. Серпухов : ФВА РВСН, 2018. 123 с.

Технологии социально-профессиональной и социально-психологической адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы (с учетом региональных особенностей) I Е. А. Волошина [и др.]; под ред. M. В. Бубнова. M. : Логос, 2001. 160 с.

Трапицын С. Ю. Теоретические основы управления качеством образовательного процесса в военном вузе: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2000. 374 с.

Шатворян Л. Г. Социально-профессиональная адаптация военнослужащих, в условиях переходного периода: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. M., 2000. 24 с.

REFERENCES

Vernadskij V. I. Pis'ma o vysshem obrazovanii v Rossii II Vestnik vospitanija. 1913. № 5. S. 24-25.

ZelenskajaN. V. Pedagogicheskaja koncepcija upravlenija kachestvom podgotovki oficerskih kadrov: dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2008. 385 s.

Istorija razvitija obrazovanija vzroslyh v Rossii I rod red. E. P. Tonkonogoj. SPb. : IOV RAO, 2000. 200 s.

Konstantinov V A. Sistema upravlenija kachestvom professional'noj podgotovki oficerov v vuzah RViA: avtoref. dis. ... d-ra voen. nauk. SPb, 2007. 42 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Oficial'nyj sajt Ministerstva oborony RF. URL: www.mil.ru (data obrashhenija: 26.10.2019).

Pedagogicheskij muzej voenno-uchebnyh zavedenij. 1864 1914: Ist. ocherk I pod red. Ja. L. Barskova. SPb. : bIizd., 1914. 346 s.

PisarevD.I. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija. M. : Pedagogika, 1984. 367 s.

Sapozhnikov L.A. Professional'naja perepodgotovka kak mehanizm social'no-pravovoj mobil'nosti uvolennyh i uvol'njaemyh voennosluzhashhih Rossijskoj armii: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. N.-Novgorod, 2001. 22 s.

Sovershenstvovanie perepodgotovki voennyh specialistov na grazhdanskie professii v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija na osnove upravlenija ee kachestvom s uchetom kompetentnostnogo podhoda: otchet o NIR (jetap 1) I M. V. Ivashhenko [i dr.]. Serpuhov : FVA RVSN, 2018. 123 s.

Tehnologii social'no-professional'noj i social'no-psihologicheskoj adaptacii voennosluzhashhih, uvolennyh s voennoj sluzhby (s uchetom regional'nyh osobennostej) I E. A. Voloshina [i dr.]; pod red. M. V. Bubnova. M. : Logos, 2001. 160 s.

Trapicyn S. Ju. Teoreticheskie osnovy upravlenija kachestvom obrazovatel'nogo processa v voennom vuze: dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2000. 374 s.

Shatvorjan L. G. Social'no-professional'naja adaptacija voennosluzhashhih, v uslovijah perehodnogo perioda: avtoref. dis. ... d-ra sociol. nauk. M., 2000. 24 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.