Научная статья на тему 'Особенности профессиональной подготовки младших командиров в учебном центре военного вуза'

Особенности профессиональной подготовки младших командиров в учебном центре военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ВОЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS MILITARY PROFESSIONAL EDUCATION / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР / TRAINING CENTER / МЛАДШИЙ КОМАНДИР / JUNIOR COMMANDER / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холина Л.И., Татаров И.В.

В статье рассматривается место дополнительного профессионального образования и учебного центра (УЦ) подготовки младших командиров, интегрированного в военный вуз, в системе непрерывного военного профессионального образования, Описаны особенности реализации принципа непрерывности образования в УЦ и теоретические предпосылки решения проблемы совершенствования профессиональной подготовки военнослужащих (личностный, деятельностный, андрагогический, системный подходы). Профессиональная подготовка младших командиров из числа военнослужащих по призыву рассмотрена как система, процесс и результат. На примере деятельности учебного центра Новосибирского высшего военного командного училища показана необходимость и возможность совершенствования образовательного процесса на основе интеграции теоретико-методологических подходов и компонентов качества профессиональной подготовки как системы и как процесса при оценке результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF YOUNG COMMANDERS IN THE EDUCATIONAL CENTER OF A MILITARY UNIVERSITY

The article describes the place of additional professional education and the educational center (EC) for the preparation of junior commanders integrated into a military higher education institution in the system of continuous military professional education. The specifics of the implementation of the principle of continuity of education in the EC and the theoretical preconditions for solving the problem of improving the professional training of servicemen (personal, andragogic, systemic approaches) are described. The professional training of junior commanders among conscripts is considered as a system, a process and a result. The example of the activity of the educational center of Novosibirsk Higher Military Command School has shown the need and the possibility of improving the educational process on the basis of integrating the theoretical and methodological approaches and components of the quality of professional training as a system and as a process in evaluating results.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной подготовки младших командиров в учебном центре военного вуза»

УДК 377.2

Holina L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Institute of Physical and Mathematical and Information Economic

Education, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: l.holina33@yandex.ru

Tatarov I.V., postgraduate, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: belka143@inbox.ru

THE SPECIFIC FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF YOUNG COMMANDERS IN THE EDUCATIONAL CENTER OF A MILITARY UNIVERSITY. The article describes the place of additional professional education and the educational center (EC) for the preparation of junior commanders integrated into a military higher education institution in the system of continuous military professional education. The specifics of the implementation of the principle of continuity of education in the EC and the theoretical preconditions for solving the problem of improving the professional training of servicemen (personal, andragogic, systemic approaches) are described. The professional training of junior commanders among conscripts is considered as a system, a process and a result. The example of the activity of the educational center of Novosibirsk Higher Military Command School has shown the need and the possibility of improving the educational process on the basis of integrating the theoretical and methodological approaches and components of the quality of professional training as a system and as a process in evaluating results.

Key words: continuous military professional education, additional professional education, training center, junior commander, professional training.

Л.И. Холина, д-р пед. наук, проф. Института физико-математического и информационно-экономического

образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск,

E-mail: l.holina33@yandex.ru

И.В. Татаров, аспирант, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск,

E-mail: belka143@inbox.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ В УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье рассматривается место дополнительного профессионального образования и учебного центра (УЦ) подготовки младших командиров, интегрированного в военный вуз, в системе непрерывного военного профессионального образования, Описаны особенности реализации принципа непрерывности образования в УЦ и теоретические предпосылки решения проблемы совершенствования профессиональной подготовки военнослужащих (личностный, деятельностный, андрагогиче-ский, системный подходы).

Профессиональная подготовка младших командиров из числа военнослужащих по призыву рассмотрена как система, процесс и результат. На примере деятельности учебного центра Новосибирского высшего военного командного училища показана необходимость и возможность совершенствования образовательного процесса на основе интеграции теоретико-методологических подходов и компонентов качества профессиональной подготовки как системы и как процесса при оценке результатов.

Ключевые слова: непрерывное военное профессиональное образование. дополнительное профессиональное образование, учебный центр, младший командир, профессиональная подготовка.

История отечественной военной науки и практики доказала значимую роль младших командиров в управлении солдатами воинских подразделений. Подготовка сержантов всегда осуществлялась в соответствии с требованиями общества по обеспечению безопасности государства. Современный этап реформирования российского военного образования направлен на оптимизацию профессиональной подготовки младших командиров из числа военнослужащих по призыву, которая рассматривается как один из основных приоритетов развития системы военного образования до 2020 г.1

С этой целью в стране создаются учебные центры (УЦ) подготовки младших командиров в воинских частях вооруженных Сил Российской федерации (ВС РФ) и учебные центры, интегрированные в военные высшие учебные заведения (ввузы) Министерства обороны РФ (МО РФ).

В данной статье рассматриваются УЦ второго типа и особенности профессиональной подготовки в них призывников по военно-учетной специальности ВС РФ. Поставленная задача обусловлена тем, что начиная с 2002 г. УЦ включены в систему дополнительного профессионального образования (ДПО) [1]. В связи с этим становятся востребованными теоретико-методологические, психолого-педагогические исследования, практи-ко-ориентированные разработки, помогающие содержательному наполнению и организации системы ДПО в целом, и УЦ в частности. В данной работе рассмотрены некоторые теоретические предпосылки решения названной проблемы.

К ним мы относим, прежде всего, принцип непрерывности военного профессионального образования. Его реализация в условиях изменяющегося социума, реформирования ВС РФ должна стать фактором, позволяющим получить специалисту современные глубокие и разносторонние знания через систему ДПО, воспользоваться ими в новых условиях, адаптироваться к различным социальным трансформациям. Однако решение

проблемы создания такой целостной непрерывной системы военного образования, неотъемлемой частью которой является УЦ, не имеет всесторонней теоретической проработки, на которой должно строиться практическое воплощение. В русле этой проблемы решается задача, обозначенная в названии данной статье.

Отметим ряд особенностей, характерных для УЦ военного вуза, напрямую связанных с непрерывностью военного профессионального образования.

Во-первых, учебные центры подготовки младших командиров включены в систему ДПО по формальным основаниям, так как не соответствуют прямому предназначению (стажировка, переподготовка, повышение квалификации). В них не реализуется такая идея непрерывности как вариативность, основанная на свободе выбора: поменять профессию, получить дополнительную квалификацию в процессе переподготовки, продвигаться по уровням и ступеням профессионального образования [11]. Обучаясь в УЦ, человек не может самостоятельно выбрать свою образовательную траекторию, что не согласуется с принципом непрерывности.

Во-вторых, в УЦ направляются военкоматами лица с разным уровнем образования (среднее, среднее профессиональное, высшее), владеющие разными специальностями, качествами личности, адекватными полученным специальностям, и не связанные с профессиональной военной деятельностью. При этом абсолютное большинство курсантов УЦ не планируют заниматься ею в дальнейшем. Ни одна из существующих форм ДПО не предполагает обучение лиц с таким разнообразием исходных данных. Поэтому педагогический процесс в УЦ необходимо строить на основе личностного подхода и теории личностно-ориен-тированного образования, в котором учитываются особенности духовно-нравственного и интеллектуального развития курсантов, обеспечиваются индивидуализация и дифференциация

1 Путин В. В. Семь базовых задач совершенствования военной организации государства Россий-ское военное обозрение. 2013; № 7 (111): 2-3.

обучения. Однако теория личностно-ориентированного образования не получила развития в военной педагогике. Для военной педагогической практики характерен в основном дисциплинарный подход, подчеркивают Н.В. Барышников, Э.А. Коржан,

B.В. Иващенко, З.С. Сазонова [2].

В-третьих, в УЦ обучаются люди разного возраста (от 18 до 27 лет), которые являются самостоятельными, самоуправляемыми личностями, имеющими жизненный опыт, определенный уровень самосознания и социальной зрелости. Поэтому, разработанный в теории профессионального образования андрагоги-ческий подход, следует рассматривать как теоретический фундамент обучения призывников в УЦ ввуза. В его основе, по мнению

C.И. Змеёва, лежат следующие принципы: приоритет самостоятельного обучения; принцип совместной деятельности; принцип опоры на опыт обучающихся; индивидуализация обучения; системность обучения; контекстность обучения;принципактуа-лизации результатов обучения; принцип элективности обучения; принцип развития образовстельтыт потребиовчеС; принттп ррот-нанности обучения [3].

В-четверсых, тробенпостьпрофтссуоытльиоРптдготввку призывников, проходящих обучение в УЦ в течение 4 месяцев, состоит в том;чтооттне вытыттаетснтпроцест птофтстио-нального становления личности, разработанный отечественными исследователято (тО.А.Деркач,Э.ФЗстт,Е.Н. Слимовт Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Ю.П. Поварёнков и др.). Он включает этап потЗтрынтнрзсной ориемнтамиилиынтстм.тт.тыСрат профессии; этап профессиональной подготовки, на котором идет становление специалиста.оэнтп профрсситытльнвРдеяоел ьтт-сти, направленный на формирование профессионала. Курсанты УЦ не псмхохтопервый трап и нерладеют информациттпо той учётно-военной специальности, по которой будут обучаться. Поэтому важирыфрачетте хмеет уорлиооыняесырелсуoмтнoгo подхода в профессиональной подготовке курсантов УЦ, позволяющего ртркуыттЛтдущим младшнт командирам сущность и содержание профессиональной деятельности.

Последняя особенттрчь ыц, кттррсюоырчичаым серруодт-мым отметить, связана с качеством профессиональной подготовки будуLмоонстдшуx сoмaнхитoв. Карогтуиякасертла аттив-но разрабатывается в педагогике, но в ней отсутствует единое понимание ррдержынытэсргтпснотия. Ватужм лрурррв ты принимаем позицию А.И. Субетто, который рассматривает качество как интлгуоыснрюxaчaктeсыстиктPиoтемы, процесса и результата через отношение адекватности системы образования требованиям стандбpыa,pнныольлымнчpмaмоCLтсвтвa иштто-сти [4]. В нашем случае это будет профессиональной подготовки призывникpввMM;

В качестве примера рассмотрим системное описание учебного центратнврри6 иррнргр ррlомтго воеуче-лища и профессиональную подготовку как процесс.

Учебный центр как система имеет иерархическую структуру, состоящую из трёх уровней: первый - руководящий состав Уц (начальник, заместители начальника по учебной работе, по работе с личным составом); второй - начальники и преподаватели циклов тактико-специальной подготовки и технической подготовки; третий - учебные подразделения.

Первый включает руководителя УЦ и его заместителей. Они решают тактические и оперативные задачи управления. На втором уровне находится преподавательский состав, осуществляющий управление учебной деятельностью курсантов на основе эмоционально-интеллектуального взаимодействия. Третий уровень составляют курсанты (отдельные обучающиеся или коллективы: взвод, рота), которые находятся в позиции субъекта своей собственной деятельности и выполняют функции самоуправления.

Качество профессиональной подготовки зависит от качества учpтвбсзоо на всех уровнях, которое, в свою очередь, зависит от качества ресурсного обеспечения системы управления (ин-тeлнтктyaеьнвго:нaчсствчсувпo,ттьaтeля с кччества курсанта; информационного и материально-технического). Этот аспект пнтдставмттл дрс тас ocрУыоы^тepec,ттвнск овязывает профессиональную подготовку как систему и как процесс [10]. Эта интеттоту ющая роль ресурсного потенциала остается вне поля зрения исследователей.

стли расстнттивчть пpoфecсиoнaьоьыю под готовку в УЦ как «целенаправленный и организованный процесс формирова-ныт(^]^ить^^еш енствования) знаний умений, навыков, а также профессионально важных качеств, необходимых для успешного вь1холненио ботвык зодач »[5, с. 3],то решзсие нроблемы повышения её качества усложняется.

Нчобтодимотрртывбчьсччт пурцтрр фрфессиональной подготовки в УЦ базируется на нормативно-правовой базе. Она отзтысрттна нaтоaдвцитнaлиoтткл-ноытeо»aтьвной парадигме обучения и осуществляется на основании Квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников, обеспечивает формирование необходимых знаний, атвыкoв; нлснтотнo-ьppфeopиpнaломыxннчepтв и создание условий для самообразования и профессионального развития во-стнррмтжощих ирм^сту^ Р^у 7; 9].

Целями обучения призывников в УЦ НВВКУ являются: под-готрвка к paьppрсьтeлсвын дeйpтвызынаpп0тдзленной должности при выполнении боевых задач в сложной обстановке, воспитание высоких морально-боевых качеств обучаемых.

Основными задачами обучения призывников в УЦ РВРКУ являются:

- овладение общевойсковым минимумом и военно-учетной pнвлкaльмтpлью;

- физическая закалка, повышение уровня общей и специ-лльнрЗ»тыеpшвppры,вВязтчeльн реоы урл нение единых требований физической готовности;

2000 1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

I общее кол-во военнослужащих по призыву

рекомендованы на командные должности военкомататом

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Рис. 1. Динамика числа выпускников, рекомендованных УЦ на командные должности

- воспитание высоких морально-боевых качеств;

- подготовка к выполнению обязанностей в ходе выполнения боевых (специальных) задач самостоятельно и в составе подразделения, освоению и умелому применению штатного вооружения и военной техники [8].

Достижение обозначенных целей и решение названных задач зависит от качества учебных программ и образовательных технологий.

Качество результата является интеграцией качеств системы УЦ, качеств процесса, качеств ресурсного обеспечения системы и процесса. Оценка достижения поставленной цели осуществляется по ряду показателей, характеризующих достижение необходимого качества.

Одним из них может быть положительная динамика числа выпускников УЦ, рекомендованных на должность младших командиров. Мы применили его для оценки результатов профессиональной подготовки УЦ НВВКУ и благодарим его начальника за предоставленные материалы.

Обработка данных показала, что за 2012-2016 гг. в УЦ прошли обучения 8158 военнослужащих по призыву. Из них ре-

Библиографический список

комендованы на должности младших командиров 22,6 % выпускников. Данные за каждый год обучения представлены на рис. 1.

Сравнительный анализ показывает, что число выпускников УЦ, рекомендованных на командные должности, по годам различно. Распределение отличается нестабильностью, желательная положительная динамика не наблюдается, данные по 2013 году существенно выше, чем по 2016 г.

В заключение отметим, что в условиях реформирования системы военного образования возрастает роль развития непрерывного образования, совершенствования в ней деятельности УЦ по подготовке младших командиров (сержантов) на основе личностного, деятельностного, андрагогического, системного подходов, ориентированных, прежде всего, на повышение качества системы управления и качества образовательного процесса.

Названные в статье особенности профессиональной подготовки военнослужащих по призыву в УЦ предполагают совместную деятельность преподавателя и курсанта на основе сотрудничества во всех видах и на всех этапах образовательного процесса. При этом необходимо делать акцент на самообразование, самореализацию, самоуправление обучающихся.

1. Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 352 «О федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г. Available at: http://base.garant.ru/184504/#ixzz4YQkOu9cu

2. Барышников Н В., Коржан Э.А. Инноватизация образовательного процесса в военном вузе Педагогика. 2016; 10: 30 - 36.

3. Змеёв С.И. Технология обучения взрослых: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. Москва: Академия, 2002.

4. Субетто А.И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития (Философия качества образования). Санкт-Петербург, 1999.

5. Программа совершенствования начальной военной подготовки и общевойсковой подготовки в учебном центре ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ» (филиал, г. Новосибирск). [Текущий архив автора].

6. Авдеев В.В., Калякин В.В., Лопуха А.Д. и др. Качество образования в военном вузе. Новосибирск: Министерство обороны РФ, филиал военного учебно-научного центра сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ», 2012.

7. Татаров И. В. Военно-профессиональная подготовка по призыву // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск: ЧОУ ВО «САФиАД», 2017: 226 - 228.

8. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников учебного центра (подготовки младших специалистов разведки) федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования. Новосибирское высшее военное командное училище Министерства обороны Российской Федерации. Новосибирск, 2017 [Текущий архив].

9. Классова О.В., Классов А.Б. Автоматизация учебного процесса в структурных подразделениях вуза. Педагогический профессионализм в образовании: сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции. Новосибирск: НГПУ, 2015: 72 - 75.

10. Холина Л.И., Попов А.С. Особенности гуманизации современного российского высшего военного образования Международный на-учно-исследовательскийжурнал. 2016; № 8 (50). Ч. 5: 67 - 69.

11. Бушуев А.Ю. Военно-профессиональная подготовка военнослужащих по призыву. Непрерывное профессиональное образование: теория и практика. Материалы междун. науч.-практ. конференции. Новосибирск: ЧОУ ВО «САФиАД», 2017: 288 - 290.

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27 maya 2002 g. № 352 «O federal'noj programme «Reformirovanie sistemy voennogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2010 g. Available at: http://base.garant.ru/184504/#ixzz4YQk0u9cu

2. Baryshnikov N V., Korzhan 'E.A. Innovatizaciya obrazovatel'nogo processa v voennom vuze Pedagogika. 2016; 10: 30 - 36.

3. Zmeev S.I. Tehnologiya obucheniya vzroslyh: uchebnoe posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: Akademiya, 2002.

4. Subetto A.I. Problema kachestva vysshego obrazovaniya vkontekste global'nyh inacional'nyhproblem obschestvennogo razvitiya (Filosofiya kachestva obrazovaniya). Sankt-Peterburg, 1999.

5. Programma sovershenstvovaniya nachal'noj voennoj podgotovki i obschevojskovoj podgotovki v uchebnom centre VUNC SV «OA VS RF» (filial, g. Novosibirsk). [Tekuschij arhiv avtora].

6. Avdeev V.V., Kalyakin V.V., Lopuha A.D. i dr. Kachestvo obrazovaniya v voennom vuze. Novosibirsk: Ministerstvo oborony RF, filial voennogo uchebno-nauchnogo centra suhoputnyh vojsk «Obschevojskovaya akademiya Vooruzhennyh Sil RF», 2012.

7. Tatarov I. V. Voenno-professional'naya podgotovka po prizyvu // Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie: teoriya i praktika: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: ChOu Vo «SAFiAD», 2017: 226 - 228.

8. Kvalifikacionnye trebovaniya k voenno-professional'noj podgotovke vypusknikov uchebnogo centra (podgotovki mladshih specialistov razvedki) federal'nogo gosudarstvennogo kazennogo voennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya. Novosibirskoe vysshee voennoe komandnoe uchilische Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii. Novosibirsk, 2017 [Tekuschij arhiv].

9. Klassova O.V., Klassov A.B. Avtomatizaciya uchebnogo processa v strukturnyh podrazdeleniyah vuza. Pedagogicheskij professionalizm v obrazovanii: sbornik nauchnyh trudov XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: NGPU, 2015: 72 - 75.

10. Holina L.I., Popov A.S. Osobennosti gumanizacii sovremennogo rossijskogo vysshego voennogo obrazovaniya Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2016; № 8 (50). Ch. 5: 67 - 69.

11. Bushuev A.Yu. Voenno-professional'naya podgotovka voennosluzhaschih po prizyvu. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie: teoriya i praktika. Materialy mezhdun. nauch.-prakt. konferencii. Novosibirsk: ChOU VO «SAFiAD», 2017: 288 - 290.

Статья поступила в редакцию 08.12.17

УДК 378

Sharipova E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Russian as a Foreign Language, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-mail: 27elvira@mail.ru

Shorina T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Multicultural Education, Moscow Institute of Open Education (Moscow, Russia), Е-mail: shorinatatiana@yandex.ru

THE ANALYSIS OF SPECIAL FEATURES OF LITERARY TRANSLATION FROM NATIONAL LANGUAGES OF THE RUSSIAN FEDERATION INTO RUSSIAN (ON THE EXAMPLE OF TATAR AND KARACHAY-BALKAR LANGUAGES). Issues of preservation and development of languages of all the peoples of Russia and the Russian public are critical to the harmonization of interethnic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.