УДК 378.1
DOI: 10.51635/27129926_2021_3_26
БЕЛЯКОВ Борис Львович
научный сотрудник военно-научной группы (ВНГ), доктор философских наук, профессор, Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого,
Россия, Московская область, г. Балашиха
НЕСТЕРОВ Владимир Владимирович
начальник отдела военного образования РВСН, кандидат технических наук, доцент, Командование РВСН, Россия, Московская область, г. Одинцово
СМИРНОВ Евгений Валерьевич
начальник кафедры военной акмеологии и кибернетики, кандидат философских наук, доцент, Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого,
Россия, Московская область, г. Балашиха
КОВАЛЬЧУК Олег Николаевич
научный сотрудник ВНГ, соискатель степени кандидата наук по кафедре военной акмеологии и кибернетики, Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого,
Россия, Московская область, г. Балашиха
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ РВСН И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ: ИСТОРИЯ, СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье с позиции историко-педагогического и философско-акмеологического анализа представлена военно-педагогическая школа РВСН, ее слагаемые и особенности. На примере большого фактического материала выявлены существующие противоречия, актуальные проблемы и предложены пути их решения. Осмыслен 45-летний опыт уникального подразделения - кафедры «военной акмеологии и кибернетики» ВА РВСН. Представлены новые направления и перспективы развития военно-педагогической мысли в РВСН и ВС РФ.
Ключевые слова: военно-педагогическая школа РВСН, социально-гуманитарная и военно-акмеологи-ческая составляющие ВНШ, гендерная педагогика, личность военного педагога, педагогическая преемственность и культура.
|Для цитирования: Беляков Б.Л., Нестеров В.В., Смирнов Е.В., Ковальчук О.Н. Слагаемые успеха военно-педагогической школы РВСН и ее особенности: история, состояние, перспективы развития // THEORIA: педагогика, экономика, право. 2021. № 3 (4). С. 24-35. DOI: 10.51635/27129926_2021_3_26
Введение
17 декабря 2020 года Ракетные войска стратегического назначения России (РВСН) отметили свою 61-ю годовщину рождения, а их основной научно-учебный центр - Военная академия РВСН им. Петра Великого по итогам года, признанная лучшим политехническим
военным вузом МО РФ, награждена за особые заслуги и в связи с 200-летием основания Указом Президента РФ орденом Жукова. Главной задачей академии по-прежнему является подготовка (переподготовка) офицеров-специалистов, научно-педагогических и научных кадров
высшей квалификации для Ракетных войск и Вооруженных сил (ВС) России [1, с. 5-10].
Объекты и методы исследования
Профессиональное сознание офицера-ракетчика и его практическая деятельность во многом обусловлены качеством обучения и воспитания в конкретной научно-педагогической школе, уровнем педагогической культуры и профессионального мастерства педагогов и воспитателей образовательной среды. Объектом исследования в данной работе выступает военно-педагогическая школа РВСН, а предметом - особенности, слагаемые военно-профессиональной школы и механизм функционирования отдельных элементов (кафедр, диссертационных советов, педагогических лидеров). В качестве методов избраны: философ-ско-акмеологический, конкретно исторический анализ и аналогии, логико-гносеологический подход и сравнительные оценки, позволяющие достичь объективности взглядов и выводов о военно-педагогическом процессе в вузах РВСН.
Результаты и их обсуждение
В системе подготовки офицера-ракетчика особое место занимают «военно-педагогическая составляющая» формирования профессионального сознания будущего офицера-стратега и, собственно, военно-педагогическая школа (ВПШ) Ракетных войск стратегического назначения. Принято считать, что педагогика (от греч. рaidagogike) - это многозначный термин, обозначающий: различные идеи, представления, взгляды на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования; область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием; специальность, квалификация, практическая деятельность по воспитанию, обучению, образованию; искусство, виртуозность, маневры и тонкости воспитания [2, с. 530]. Военная педагогика помимо дидактических задач решает и проблему «воспитания воспитателей», мудрости, которой нужно учиться всю жизнь и лучше на чужих ошибках, а учителями этой науки должны быть те, кто «прошел» суровую, многолетнюю полковую, дивизионную, армейскую практику боевых будней в войсках. Академия никогда специально не готовила преподавателей (эту задачу с 1963 года выполняла Военно-политическая академия имени В.И. Ленина - ныне Военный Университет Министерства обороны РФ на военно-педагогическом факультете, который
был ликвидирован в 1995 году). Вместе с тем, из стен академии РВСН «выросли» свыше 20 докторов и 100 кандидатов педагогических наук. Среди «педагогов-ракетчиков» следует отметить ряд генералов РВСН - Панина Илью Григорьевича, Мороза Николая Максимовича, Сидоренко Анатолия Савельевича, Федорова Виталия Владимировича, Самойленко Василия Филипповича, Ососкова Валентина Прокофье-вича.
1. Социально-гуманитарная составляющая ВПШ РВСН
В военно-педагогической школе РВСН сформировался, вырос и сегодня поддерживает тесную связь руководитель военно-педагогического направления ВС РФ, заведующий кафедрой военной педагогики Военного университета МО РФ полковник, академик РАО, Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Алехин Игорь Алексеевич. Его «органическая» связь с Ракетными войсками обусловлена не только обучением в прошлом, многолетней службой и несением боевого дежурства в боевых частях РВСН, но и практической помощью ракетчикам, частыми поездками и встречами в дальних гарнизонах с личным составом, армейскими воспитателями-практиками. Под его научном руководством для РВСН подготовлен доктор педагогических наук (Дудулин В.В.) и двенадцать кандидатов педагогических наук. В стенах этой школы сформировались, получив «путевку» в жизнь, известные государственные политические лица современной РФ: Федун Л.А., Смуль-ский С.В., Проскурин С.А., Турчинов А.И., Прозоровский В.В., Анисимов В.М, Василенко А.Б., Глотов С.Н., Мусатов М.И. и др., пронеся через всю жизнь честь «военного педагога ракетчика-стратега».
Во имя исторической правды важно отметить, что основателем «военно-педагогической школы РВСН» справедливо считать целую плеяду ученых: Хрустова Федора Дмитриевича Заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора (1963 г.) - первого начальника кафедры марксистско-ленинской философии и научного коммунизма академии (1964-1970 гг.), подготовившего более 40 кандидатов наук. Под его руководством сформировалась предметно-методическая комиссия по военной педагогике. Важно помнить и его преемников - докторов наук, профессоров Шендрика Михаила Павловича, Пузика Василия Максимовича, Рыбкина Евгения Ивановича. У истоков зарождения
современного направления военно-педагогической мысли РВСН стояли доктора наук, профессора Михайловский Виктор Григорьевич, Емелин Николай Михайлович, Солодова Евгения Александрона, Бельков Олег Алексеевич, Акиндинов Владимир Александрович, Ильичев Николай Михайлович, Лысухин Николай Яковлевич, Шайкин Михаил Иванович, Столярев-сий Семен Павлович.
Военно-педагогическая школа РВСН генетически связана с историей кафедры гуманитарных дисциплин ВА РВСН им. Петра Великого, которая не так давно отметила 95-летие [3, с.21-28]. За последние полвека кафедра несколько раз меняла свои названия: до 1964 года называлась кафедрой марксизма-ленинизма; с 1964 по 1991 - марксистско-ленинской философии и научного коммунизма; с 1991 по 1998 -общественных наук; с 1998 до 2012 - гуманитарных и социально-экономических дисциплин; с 2012 по 2015 - гуманитарно-социальных дисциплин, с 2016 года - гуманитарных дисциплин, оставаясь при этом общеакадемической, определяющей процесс формирования педагогических основ военно-профессионального сознания офицеров-ракетчиков. Кафедра находилась в непосредственном подчинении заместителя начальника академии по военно-политической работе.
Историография требует персонификации и конкретизации фактов. В разные годы кафедрой руководили начальники: полковники кфн., проф. Хрустов Ф.Д. (1957-1970), дфн., проф. Шендрик М.П. (1970-1980), дфн., проф., кап.1 ранга Пузик В.М. (1980-1989), кин., доц., Сива-чев А.А. (1989-1992), кфн., проф. Кондаков А.М. (1992-2005), кфн., доц. Деркачев А.О. (20052009.). Отличительной особенностью этой кафедры был и есть принцип комплектования профессорско-преподавательским состава. Подавляющее большинство преподавателей до назначения на должности военных педагогов-преподавателей последовательно обучались в высших военно-политических училищах, прошли войсковую практику в качестве офицеров военно-политических, воспитательных структур (политработников - 5-10 лет), окончили Военно-политическую академию им. В.И. Ленина (командный либо военно-педагогический факультеты), защитили кандидатские диссертации по историческим, философским, педагогическим, психологическим, социологическим, экономическим либо юридическим наукам. Адъюнктами кафедры (соискателями
степеней) чаще всего были уже взрослые люди, прошедшие звено управления в войсках (полк либо соединение). Исключение составили: Уваров Л.Н., Мороз Н.М., Секач М.Ф., Беляков Б.Л., защитившие кандидатские работы в Военно-политической и Военно-медицинской академиях, пройдя курс очной подготовки по своим специальностям). С 2009 года набор в очную адъюнктуру на 11 лет был остановлен. С августа 2009 года, после очередного реформирования, с преподавателей кафедры «сняли погоны», а должность начальника стала называться «заведующий», которую до 1 февраля 2016 года замещал к.ф.н, доц. Деркачев А.О. В настоящий момент кафедрой гуманитарных дисциплин руководит д.ф.н., проф. Беркут Виктор Петрович кафедра (сокращена в три раза по сравнению с численностью 2015 года) выполняет возложенные функции. По итогам 2020 учебного года признана лучшим учебно-научным подразделением ВА РВСН и Ракетных войск в целом.
Современные методологические и научно-теоретические проблемы военно-педагогической работы в РВСН изложены в фундаментальной коллективной работе, вышедшей в 2020 г. [4].
В академии в 2009-2015 гг. удалось сохранить главное - костяк молодых, кандидатов наук по гуманитарным дисциплинам (более 20 человек), подлежавших увольнению из ВС в приказном порядке, по «сердюковской» системе оптимизации военно-научного потенциала. Одновременно, по мудрой и принципиальной позиции заместителя начальника академии по УНР генерал-майора Усатенко О.В. по кафедре военной акмеологии и кибернетики штат был расширен в этот период в три раза. В последствии молодые офицеры-преподаватели этой кафедры Баранчук Н.А., Рудаев С.В., Лукашенко Д.В., Дробот И.С., Миргородский Д.А. стали докторами наук, профессорами.
Значительный вклад в достижения военно-педагогической школы РВСН вносит научно-педагогический коллектив кафедры иностранных языков, которым более 20 лет (до 2019 года) руководила доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ Ховрина Людмила Николаевна (в настоящее время - профессор кафедры), проработавшая в академии более 40 лет. Ее заместителем был кандидат педагогических наук, профессор Павел Иванович Старостин, чей
педагогический стаж работы в ВА РВСН превысил 55 лет. 9 кандидатов наук и 3 доцента по филологической и педагогической специальностям составляют научный потенциал этого творческого подразделения, ученики которого более 25 лет успешно защищают дипломные работы (выпускные квалификационные работы) на различных иностранных языках. Ныне этот коллектив возглавляет кандидат педагогических наук, доцент Мальцева Ольга Леонидовна.
2. Военно-акмеологическая составляющая ВПШ РВСН
Особое место в истории военно-педагогической школы РВСН занимает кафедра военной акмеологии и кибернетики, которая в августе 2021 года отметила 45-летие [5]. Являясь общеакадемической по статусу в академии - это практически автономный научно-технологический центр прикладной военно-инженерной педагогики, решающий дидактические, воспитательные и научно-прикладные задачи в соответствии с предназначением РВСН, подчиняясь непосредственно заместителю начальника академии по учебной и научной работе. Помимо образовательного процесса в академии это подразделение решает стратегические научно-исследовательские задачи оборонных ведомств страны. Практически с момента образования в 1976 году «кафедры педагогики, психологии и методики интенсивного обучения» ей в подчинение была сформирована и придана научно-исследовательская лаборатория «Теории и практики прогнозирования военного образования» [6, с. 60-61].
В разные годы кафедрой руководили: полковник-инженер Золотарев Александр Александрович (1976-1982) - ктн., проф.; полковники Фокин Юрий Григорьевич (1982-1985) -дтн., проф.; Ванюрихин Геннадий Иванович (1986-1991) - дтн., проф.; Мачулин Василий Васильевич (1991-1993) - дтн., проф.; Сергеев Константин Григорьевич (1993-1997) - ктн., доц.; Рюмин Валерий Павлович (1997-2003) -ктн., доц.,; Пальмов Владимир Геннадьевич (2003 - 2012) - кпн., проф.; Фасоля Алексей Анатольевич (2012-2019) - дпн., проф; Смирнов Евгений Валериевич (с 2019 по н. вр.) - кфн., доц.
За комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам целеполагания, педагогических технологий подготовки военных специалистов для РВСН, иных силовых структур, методов, средств и
форм обучения, диагностики и коррекции состояния обучаемых, а также за создание новой учебно-научной и материальной базы, решением Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР в 1982 году коллективу кафедры была присуждена специальная премия. С 1986 года кафедра получила новое наименование-кафедра «Военной кибернетики», что обусловило прикладную задачу по педагогическому сопровождению подготовки специалистов к эксплуатации принципиально новой техники и вооружения в РВСН. В круг дидактических задач коллектива вошли проблемы исследований и разработки компьютерных технологий подготовки офицерского состава Стратегических ядерных сил, инженерных и руководящих кадров оборонных отраслей промышленности. В 1988 г. была начата и успешно завершена Программа комплексного применения средств ЭВТ и тренажных систем в подготовке военных специалистов для РВСН, а также решались специальные задачи, связанные с началом в 1993г. всестороннего реформирования ВС РФ. В последующие годы коллектив кафедры занимался решением педагогических проблем организации подготовки преподавателей негуманитарных дисциплин для высшей и средней военных школ. С 2003 г. на базе кафедры успешно выполнялись задачи по формированию и реализации программ послевузовского образования (адъюнктуры), образовательных программ профессиональной подготовки военнослужащих к новому для них виду деятельности (педагогической) и получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», а также программ повышения квалификации преподавателей [6, с. 61].
В условиях непрерывного реформирования важно было сохранить научно-педагогический потенциал, десятилетиями наработанные связи и отношения с ведущими педагогическими школами страны, обеспечить преемственность поколений педагогов, подготовить молодой резерв. Период руководства кафедрой проф. Пальмова В.Г. (2003-2012) был временем апогея результатов научного поиска, превращением коллектива в подлинный центр переподготовки и повышения квалификации руководящего состава РВСН, инженерно-технического состава иных видов и родов ВС РФ, профессорско-преподавательского состава инженерных и специальных кафедр политехнических военных вузов России. Кафедра превратилась в своеобразный научно-методический
центр по подготовке профессорско-преподавательского состава для всех уровней военной школы (ВШМС, СПО, ВПО, военно-инженерного специалитета, магистратуры, адъюнктуры и докторантуры).
С 2012 по 2019 гг. кафедрой военной акмео-логии и кибернетики руководил полковник Фа-соля Алексей Анатольевич. На его долю выпал, пожалуй, самый трудный период истории кафедры. Переезд из Москвы в Балашиху, создание новой учебно-материальной базы и организация непрерывного образовательного, научно-теоретического и военно-практического процесса. С возложенными задачами молодой офицер справился успешно. За это время он защитил диссертацию на соискание степени доктора педагогических наук (был кандидатом технических наук), стал полковником, профессором. Возглавил диссертационный совет ДС 215.003.06 по психолого-педагогической и исторической специальностям, продолжил дело своих наставников - основателя школы военной акмеологии и кибернетики в ВС РФ дпн, проф. Михайловского Виктора Григорьевича и его заместителя -представителя женской («невоенной» в классическом понимании) составляющей ВПШ РВСН дпн, проф. Солодовой Евгении Александровны. О личностной роли этих выдающихся ученых, отдавших военной педагогической науке каждый более полувека жизни в ВА РВСН, в открытой печати известно немного, что обусловлено спецификой решаемых РВСН задач, сохранностью военной и государственной тайны. Мы, в нашей статье далее, постараемся восполнить существующий пробел.
Коллектив научной школы кафедры продолжает исследования в следующих приоритетных научных направлениях: организационно-управленческое совершенствование системы военного образования; долгосрочное прогнозирование и моделирование развития системы образования на основе теории самоорганизации; совершенствование системы управления интегрированными научно-образовательными структурами и информационно-методическое обеспечение их деятельности; акмеолого-педа-гогическое (дидактическое) совершенствование системы профессионального становления военных специалистов, эксплуатирующих современные высокотехнологические системы вооружения.
С 1995 года «педагогическую школу по направлению военной акмеологии и
кибернетики в РВСН» возглавил Михайловский Виктор Григорьевич [8]. Наверное, достаточно привести лишь некоторые его достижения: доктор педагогических наук, профессор, в Вооруженных Силах с 1960 по 1997г. (прошел путь от суворовца до полковника), педагогический стаж более 45 лет, Заслуженный деятель науки РФ, основатель школы военно-инженерной педагогики, научной специальности в ВС РФ - военная акмеология, Лауреат Государственной премии в области образования, с 1998 по 2018 г. организатор и председатель диссертационного совета ВА РВСН, академик (член-корреспондент) РАО, АВН, АПСН, РАЕН. Профессор Михайловский В. Г. лично, являясь научным руководителем (консультантом), подготовил 8 докторов и более 30 кандидатов педагогических наук, из них для РВСН - более 25 человек. Многие сотни его учеников называют «Учителем» с большой буквы, а это дорогого стоит [8, с. 120-121]. Следуя примеру своего наставника, в академии защитили докторские диссертации по педагогическим и психологическим наукам Лаптев Л.Г., Секач М.Ф., Солодова Е.А., Новиков В.Н., Титов В.Б., Пестов В.А., Фасоля А.А., Борисова Е.В., Дробот И.С., Лукашенко Д.В., Ефимов П.П., Баранчук Н.А., Рудаев С.А., являющиеся гордостью ВПШ РВСН. Которые. в свою очередь, (каждый по своему направлению) подготовили новое поколение военных исследователей в области прикладной военно-инженерной педагогической науки. Отличительной особенностью представителей ВПШ РВСН является наличие опыта службы в войсках, базового военно-инженерного либо классического инженерного образования, навыков математического моделирования и технического (технологического) сопровождения, проведения педагогических новаций, концептуальное сопровождение итогов исследований, использование информационно-цифровых возможностей образовательной среды. Целевой направленностью на поддержание боевой готовности войск, повышения эффективности военно-политической работы с личным составом частей и соединений, морально-политического и психологического климата в воинских коллективах [9, с. 55-61]. Перемещение на базу Военно-технического университета МО РФ (быв. ВТУ Спецстроя России) в г. Балашиху привели к объединению родственных кафедр академии и военно-инженерного вуза. В ВПШ РВСН эволюци-онно вошли известные в научной и военно-педагогической среде специалисты: дпн, доц.
Рыков Сергей Леонидович; кфн., проф. Золо-товская Людмила Алексеевна; кпн., доц. Фишер С.И., Федоренко А.А. и еще 27 человек из числа служащих Российской армии, имеющие ученые степени и научные звания.
На современном этапе ВПШ РВСН характеризуется следующими качественными показателями: - докторов педагогических наук, профессоров - 8; докторов педагогических наук, доцентов - 4; докторов педагогических наук без научного звания - 2; кандидатов педагогических наук, профессоров по кафедре либо педагогической специальности - 5; кандидатов педагогических наук, доцентов - 8; кандидатов педагогических наук- 16. За последние 10 лет в условиях автономности «школа» пополнилась 8 докторами, 5 профессорами, 5 доцентами и 34 кандидатами наук [10]. Представляется, что с подобным научным потенциалом, опытом работы, традициями и обычаями есть все основания с оптимизмом смотреть в будущее [11, с. 18-21].
Однако, жизнь не стоит на месте, а порождает новые проблемы, требующие не только глубокого осмысления, но и мудрого управленческого решения. Понять проблему - это наполовину ее решить, что, как нам представляется, невозможно без фундаментального философского знания. В современных условиях это относится к вопросам философии педагогики, качеству управления военным образованием, кропотливой и повседневной работы на перспективу с научно-педагогическими кадрами (в т. ч. отбор на ранних стадиях). Обучение, проверка теоретических выводов и рекомендаций на практике, в войсках (частях и соединениях), полигонах и учебных центрах. Педагогическая составляющая военного образования -специфическая область деятельности по подготовке научно-педагогических кадров, которые должны обладать уникальными свойствами и качествами, быть способными не только жертвовать собой, но и в необходимых случаях посылать других на выполнение смертельно опасных заданий ради интересов обороны и безопасности народа и государства.
20 мая 2020 года МО РФ генерал армии Шойгу С.К. объявил о создании в ВС РФ Военно-инженерной Академии, в которой среди 16 научно-инженерных школ, имеющихся в РВСН, в лучшую сторону отмечена школа «военной акмеологии и кибернетики» [1, с. 24].
3. «Женская линия» ВПШ РВСН
Женскую составляющую ВПШ РВСН представляют доктора педагогических наук, профессора, члены диссертационного совета ДС -215.003.06 - Солодова Е.А., Ховрина Л.Н., Борисова Е.В. за которыми стоят научные направления педагогических исследований, десятки защитившихся учеников. Каждодневный их труд, высочайшая педагогическая культура, нацеленность на конкретный конечный результат и верность профессии педагога, как делу всей своей жизни, служат примером для молодых покорителей науки. Гордостью ВНШ РВСН является и доцент кафедры военной акмеологии и кибернетики, кандидат медицинских наук, доцент Калищук Светлана Анатольевна - единственная женщина-полковник в РВСН, в политехнических вузах МО РФ, которая не только 30 лет отдала военной службе, пройдя путь от курсанта военной кафедры медицинского вуза, слушателя Военно-медицинской академии МО РФ, врача медицинского пункта далекого сибирского гарнизона до начальника медицинской службы соединения, руководителя медицинской службы академии. Более 15 лет Кали-щук С.А. является ведущим преподавателем кафедры военной акмеологии и кибернетики.
Проходя военную службу по контракту на офицерских должностях, стали кандидатами педагогических и психологических наук подполковники Е.В. Атясова, Н.В. Копытова, И.А. Бардина, майоры М.В. Краснова, Ю.О. Золотухина, капитан Ю.В. Островерхова. На должностях служащих российской армии многие годы успешно работают кандидаты наук, доценты Останина Е.А, Шурикова В.В., Григорьева М.А., Аляева Л.А., Федоренко А.А.
В августовском номере (№8) 2021 года журнала «Alma-mater - Вестник высшей школы» опубликована статья под рубрикой «Пятьдесят лет на службе военной науке: призвание - педагогика», отражающая полувековой научно-педагогической период деятельности в стенах ВА РВСН Солодовой Е.А., раскрывающая во многом особенности «женской» составляющей ВПШ РВСН и индивидуальные особенности этого Человека, Педагога и Ученого. На протяжении уже четверти века проф. Солодова Е.А. является лидером, бессменным руководителем нового явления в высшей военной школе. Считаем необходимым заострить внимание на отдельные факты и моменты ее биографии. Профессор кафедры военной акмеологии и кибернетики ВА РВСН Солодова Евгения
Александровна - известный и авторитетный педагог в области радиоэлектроники, военно-инженерной педагогики. Общий трудовой стаж по специальности - 50 лет, в том числе педагогический стаж составляет более 40 лет. В марте 1971 года она окончила ордена Ленина Московский авиационный институт (МАИ) по специальности «радиоэлектронные устройства», в 1974 году защитила кандидатскую диссертацию по техническим наукам, а с 1995 года стала доцентом по кафедре оптико-электронных средств ВА РВСН. В 2002 году защитила докторскую диссертацию по педагогическим наукам. Ведущий научный сотрудник Института информатизации образования РАО, академик Академии педагогических и социальных наук, академик Российской народной академии наук. Автор более 300научных трудов, среди которых 7 монографий, 6 учебных пособий, 5 учебников. Четыре изобретения. В 2004 году монография «Fractals, Аррlied Synergetics and Structure Design», в которой Солодова Е.А. является автором одной из глав, издана в США в издательстве Nova Science Publishers.
Солодова Евгения Александровна - член Ученого совета Междисциплинарного, постоянно действующего, семинара «Синергетика» при МГУ им. М. В. Ломоносова, член редколлегии Сборника трудов «Синергетика» МГУ. Редактор разделов «Синергетика», «Педагогика» в Интернете на сайте «Системная энциклопедия»; сопредседатель секции «Естественнонаучное и гуманитарное образование» международной конференции «Математика. Компьютер. Образование»; член московского отделения Межрегиональной ассоциации «Женщины в науке и образовании». С 2001 года лет является научным руководителем метапрограммы «Развитие образовательного пространства с обогащенной средой и многовариантным выбором» по реализации новых синергетических образовательных технологий в Ижевской гимназии №56, являющейся федеральной экспериментальной площадкой Удмуртского государственного университета. Член научного комитета Международного Интеллект клуба «Глюон» (Москва) в рамках программы «Дети. Интеллект. Творчество» при поддержке Минобразования России, МГУ им. М.В. Ломоносова, Института психологии РАН, Академии Педагогики Специальной (Варшава), РНПЦ «Дарын» (Казахстан). Член специального экспертного совета ВАК по гуманитарным наукам.
Основная научно-педагогическая деятельность Е.А. Солодовой связана с Военной академией Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, где она прошла путь от младшего научного сотрудника до профессора кафедры. В течение 35-летней научно-педагогической деятельности подготовлены лекции и практические занятия по дисциплинам «Общая теория систем связи и управления», «Радиотехнические цепи и сигналы», «Преобразование измерительных сигналов», «Техническая электроника», «Концепции современного естествознания», «Математика в истории мировой культуры», «История науки», «Синергетика в образовании», «Моделирование в образовании», «Педагогика». К сфере научных интересов относятся: системы с памятью, математическое моделирование интеллектуальных и образовательных систем, синергетика, инновационная педагогика [13]. В эти годы ею было основано новое научное направление - «теория систем с запаздыванием в цепи обратной связи». Евгения Александровна, являлась инициатором проведения целого ряда педагогических экспериментов, в частности, по внедрению средств ИКТ в учебный процесс.
В 1997 году в академии впервые в истории РВСН был произведен набор девушек-курсантов на очную форму обучения (32 человека), где роль «куратора» на протяжении всего периода обучения выполняла Евгения Александровна. Именно в это время были продемонстрированы выдающиеся способности воспитательной и образовательной работы с людьми. С этого момента начался новый качественный этап становления как педагога воспитателя, что во многом предопределило дальнейший переход на кафедру «военной акмеологии и кибернетики». Все курсантки стали через 5 лет лейтенантами с дипломами «военных инженеров-специалистов» по самым престижным направлениям. На своих плечах сегодня носят погоны подполковников и майоров, а три ученицы - Е. Атясова, Ю. Золотухина, Н. Копытова (Акапкина), стали кандидатами наук.
В период с 1997 г. по настоящее время Соло-дова Е.А. активно разрабатывает и внедряет в учебный процесс новое научное направление в педагогической теории - теорию самоорганизации высшего военно-специального образования, которая легла в основу ее докторской диссертации, успешно защищенной в 2002 году. Результаты её научных исследований актуальны и сегодня [14]. Профессор
Солодова Е.А. является заместителем руководителя ведущей научной школы Министерства Обороны (военной акмеологии и кибернетики), которая несколько раз удостаивалась Грантов Президента РФ для государственной поддержки ведущих ученых оборонного комплекса страны, научных школ РФ, молодых исследователей (в 2007, 2008, 2011, 2012, 2017 гг.). В рамках работы этой школы опубликовано более 140 научных трудов и научно-методических пособий. С 2003 по 2020 годы подготовила двух кандидатов технических наук, пять кандидатов и четырех докторов педагогических наук. Под её руководством были защищены 89 дипломных работ (ВКР) слушателей и курсантов академии. Она участвовала в проведении научных исследований, посвящённых проблемам оценки эффективности деятельности высших военно-учебных заведений МО РФ, вопросов совершенствования организационно-правовых основ подготовки офицеров, проблем создания и применения автоматизированных обучающих систем. На ученом совете академии, в июле 2008 года начальник ВА РВСН генерал-лейтенант, д.в.н., проф. Захаров В.Л., зачитал представление: «За значительные заслуги в подготовке высококвалифицированных офицерских кадров, личный вклад в развитие теории и практики военной педагогики, высокие показатели в педагогической и научной деятельности, долголетнюю и безупречную работу Солодова Е.А. достойна присвоения почётного звания «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации». И это звание она получила Указом Президента РФ в 2009 году. В 2009 и 2014 годах профессор Солодова Е.А. признавалась лучшим преподавателем вузов РВСН, а в 2012 и 2015 - в МО РФ и получила две «Хрустальных Совы». Современные проблемы кафедры «военной акмеологии и кибернетики», военно-научной педагогической школы ВА РВСН изложены ею в совместных статьях с начальником кафедры канд. филос. наук, доцентом полковником Смирновым Е.В. «Уникальные особенности инженерно-гуманитарной научной школы» [1, с. 24-27] и учеником Сырых Е.В. [15, с. 71-83].
Период 2007-2017 годов был наиболее успешным по показателям научной, учебной работы кафедры и деятельности научной школы. Во многом благодаря ей был создан и успешно функционировал работоспособный, дружный, творческий, педагогический коллектив - своеобразный союз «физиков» и
«лириков», способный на решение практически всех поставленных задач. Среди них были генералы Заслуженный деятель науки РСФСР, д.т.н., проф. Емелин Н.М., д.в.н., проф. Круглов, к.и.н., доц. Станкевич А.И., к.в.н., доц. Карпов О.И., участник Великой Отечественной войны, Заслуженный работник высшей школы, д.ф.н., проф. Ильичев Н.М., д.т.н., проф. Поляков В.П., д.т.н., проф. Утробин Г.Н., д.п.н., проф. Новиков В.Н. и др.
Если основателя школы «военная акмеоло-гия», Заслуженного деятеля науки РФ Михайловского В.Г. за его «въедливость», принципиальность, требования математического сопровождения и моделирования в любом исследовании за глаза порой называли «мучителем», то Евгению Александровну за теплоту, доступность, внимание, безотказность до сих пор ласково называют «Мамочка».
Солодову Е.А. отличает высочайший уровень педагогической культуры, если понимать под ним неразрывное единство личностно внутренних (эмоциональных, рациональных, индивидуальных качеств, практического опыта военно-профессиональной деятельности) и внешних (поведенческих, практико-ди-дактических, коммуникабельных, нравственно-волевых свойств). Ей присущи: высочайший уровень психолого-педагогических знаний, общая военно-профессиональная эрудиция, педагогическая направленность сознания и поведения, культура речи, внешнего вида, познавательной деятельности, педагогического мастерства, человеческих чувств и простого общения с людьми [15, с.85-93].
В качестве «Почетного профессора» факультета православной культуры при ВА РВСН она уже четверть века по выходным дням проводит занятия со слушателями по истории и проблемам российского этноса и русской литературы, культуры и искусства. Знаток русской и зарубежной литературы, с детства влюбленная в историческое наследие российской глубинки и все исконно-русское. Более двадцати лет была связана дружбой с Деканом факультета православной культуры при ВА РВСН (ФПК) протоиереем Дмитрием Смирновым и его преемником - протоиереем Алексеем Яковлевым, которые придавали силы, веру в величие и возможности Человека, если мерой значимости оставался честный и ежедневный труд во благо себя и ближних.
Является членом Союзов художников РФ, выставляется на художественных выставках.
Поэт. Член Союза писателей России, с 1996 года периодически печатается в литературных изданиях. За цикл своих стихов в 2017 году стала Лауреатом литературной премии имени дважды Героя Советского Союза Маршала Советского Союза Крылова Николая Ивановича -«Щит Отечества».
Сегодня проф. Солодова Е.А. вместе со «старейшиной» академии РВСН генерал-лейтенантом Маркитан Ремусом Васильевичем (доктором военных наук, профессором), отметившим не так давно свой 85-летний юбилей, составляют «интеллектуальную визитную карточку военной и педагогической науки" Ракетных войск стратегического назначения. Главное предназначение они видят не столько в дидактическом разрешении стоящих задач, сколько в совершенствовании духовно-нравственного воспитания офицерского корпуса войск, укрепления научно-педагогического потенциала академии и «качества» всего профессорско-преподавательского состава.
Заключение
В военно-научной школе РВСН накопилось немало проблем и противоречий, разрешение которых будет способствовать росту боеготовности войск, повышению грамотности и общей культуры офицера-инженера, командира-воспитателя, военного профессионала. Это:
1. Проблема методологии, инновационных технологий, моделирования и системы эффективного функционирования собственно «системы военного образования» как в ВС РФ, так и в отдельных видах (родах) войск. Реформа военного образования и проблемы, сопровождающие процесс профессиональной подготовки специалистов в интересах обороны и безопасности, наконец, стали объектом военно-педагогического анализа в теоретическом и практическом плане. Однако, военный вуз не должен готовить «человека-функцию». Ориентация на повышение профессиональных знаний и умений (компетентностная модель подготовки) не должна «отменить» или принизить главную образовательную цель - формирование личности, способной максимально реализоваться в выбранной профессии, личности с государственной гражданской позицией, личности, ориентированной на общественно-полезную деятельность.
2. «Ремесленнический подход» в высшем профессиональном образовании «сужает» предназначение высшей военной школы, понижает образовательную планку выпускников
до «исполнительного уровня». Выпускник военного учебного заведения, будущий командир и одновременно воспитатель, а не только военный профессионал должен обладать навыками воспитательной и организаторской работы в специфической обстановке жизнедеятельности войск. Таких специалистов общее высшее образование готовить не в состоянии, поскольку для получения штучного продукта, каким по определению является военный профессионал, нужна отличная от гражданской система подготовки, обучения и воспитания, а также принципиально иная система жизни, то есть надо уметь и хотеть служить Родине.
3. Государственные образовательные стандарты подготовки военных кадров должны быть принципиально иными, чем для подготовки гражданских специалистов. Ориентированными не только на компетенции, но и на выработку морально-боевых, профессиональных и физических качеств офицера: человека с развитым чувством долга и чести, психологически устойчивого воина, командира-лидера, военного специалиста, учителя и воспитателя.
4. Если приоритетом становится исключительно формирование профессиональных компетенций, а не морально-боевых качеств, то совершается методологическая ошибка, заключающаяся в приоритете средств над целями. При этом военный специалист формируется как некая машина для войны без духовной, нравственной и гражданской направленности.
Что, как нам представляется, необходимо и возможно сделать?
1. Следует пересмотреть принятые нормативные акты о высшем образовании, отразить в них специфику военных вузов, сохранить традиции, которые складывались веками. Многие законодательные акты явились результатом лоббирования коммерсантов от науки и образования. Это очевидно и опасно. Допустить этого нельзя. Нужен отдельный федеральный закон «О военно-профессиональном образовании».
2. Необходимо разработать и утвердить концепцию профессионального образования в сфере национальной безопасности, где отразить взгляды государства, профессионального и вузовского сообщества на задачи и перспективы, стоящие перед системой образования. Определить основные принципы взаимодействия государства и негосударственных организаций в сфере подготовки специалистов в области национальной безопасности. Сформулировать
требования к их подготовке и области применения.
3. Имеется необходимость создать новую организационную структуру, возможно ассоциацию вузов, которая будет выступать в качестве площадки для диалога вузовского сообщества, государства и неправительственных организаций, выработки экспертных заключений и практических рекомендаций, будет способствовать обсуждению насущных проблем и выработке путей их решения.
4. Представляется возможным пересмотреть критерии оценки уровня подготовки и аттестации выпускника военного ВУЗа, повысив требования к его теоретическим знаниям, военно-прикладным навыкам, умениям и профессиональным компетенциям. Считаем целесообразным во всех военно-учебных заведениях по окончании теоретического курса, войсковой стажировки, защиты ВКР (дипломной
работы) предусмотреть комплексный междисциплинарный в качестве государственного экзамен по вопросам российской государственности.
5. Обеспечить на практике новое качество образования в интересах обороны и безопасности государства. Для этого на практике необходимо создавать условия для творчества, качественной работы военных научно-педагогических кадров. Необходимо новое Положение о прохождении службы должностных лиц, содержащее нормы стимулирования труда специалистов с ученой степенью и научными званиями, научных работников, преподавательского состава из числа офицеров и гражданского персонала. Профессорско-преподавательский состав учреждений военного профессионального образования должен иметь возможность вести свою работу последовательно и качественно, иметь достойную оплату своего труда.
Литература
1. Военная дидактика: Учебник / Под общей ред. В.Г. Михайловского. М.: МО РФ, 2005. 536 с.
2. 95 лет кафедре гуманитарных дисциплин (1924-2019): исторический очерк / под ред. А.О. Дер-качева. - Балашиха: ВА РВСН, 2019. 105 с.; Лысухин Н.Я. 80 лет кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин (1924-2004) - М.: ВА РВСН, 2004. -185 с.
3. Теоретико-методологические основы военно-политической работы в Ракетных войсках стратегического назначения: монография / под общ. ред. В.П. Беркута. Балашиха: ВА РВСН, 2021. 335 с.
4. Кафедра Военной акмеологии и кибернетики: история и современность (военно-исторический труд). М.: ВА РВСН, 2014. 194 с.
5. Лютов Д.И. Факторы и условия образования кафедры «Военной акмеологии и кибернетики» // Гуманитарный вестник ВА РВСН, 2016. №4 (35) (специальный) К 195-летию Военной академии РВСН имени Петра Великого. Балашиха: ВА РВСН, 2016. 160 с.
6. Филиал Военной академии РВСН имени Петра Великого. Жизнь ракетам посвящая... военно-исторический труд). Книга издана к 80-летию филиала ВА РВСН / под общ. ред. А.Е. Морозова. Серпухов: ф. ВА РВСН, 2021. 248 с.
7. Люди науки. Сохраняя и приумножая традиции // Alma mater. Вестник высшей школы 2013. № 4 (апрель). 122 с.
8. Беляков Б.Л., Шинкевич В.Е., Семизоров Н.И. Информатизация образовательного пространства и проблемы философии качества непрерывного профессионального образования научно-педагогических кадров (философско-акмеологический анализ / Наука и образование в эпоху цифровизации: монография / [Барчо В.Ф и др.]. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. 197 с.
9. Основы инженерной психологии и эргономики: учебное пособие / под ред. Н.А. Баранчука и А.В. Проворова. Балашиха: ВА РВСН, 2018. 243 с.
10. Беляков Б.Л., Дробот И.С., Федосеев С.А. Методология и методика научно-исследовательской деятельности или основы научной организации труда и профессионализации в ВА РВСН им. Петра Великого. Монография. М.: ВА РВСН.2014. 267 с.
11. Беляков Б.Л. Серпуховская военно-научная школа: история, состояние, проблемы, пути развития: философско-акмеологический анализ (научный доклад - с. 16-32) / Сборник материалов XV Всероссийской научно-технической конференции «Проблемы эффективности и безопасности функционирования сложных технических и информационных систем» (г. Серпухов, Московская обл. 24-25 июня 2021 г.) Серпухов: ф. ВА РВСН, 2021. 284 с.
12. Нестеров В.В., Исаева Т.Т. Успеваемость и ее роль в успешности подготовки и карьерном развитии офицерских кадров: монография. Серпухов: ф. ВА РВСН, 2021. 80 с.
13. Солодова Е.А. Персональный сайт профессора Солодовой Е.А. URL: http // www.ea-solodova.narod.ru (дата обращения: 11.07.2021).
14. Солодова Е.А. Перспективы развития высшего образования России на основе математического моделирования // Стандарты и мониторинг образования. 2000. № 5. Модель синтеза фундаментальной и прикладной науки. М.: ТГУ, 2008 и др.
15. Солодова Е.А., Серых Е.В. Концепция антропопедагогики военного образования / Анализ состояния, проблем и перспектив развития современного образования: [монография / Бакаев А.А. и др.]; Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. 271 с.
References
1. Voennaya didaktika: Uchebnik [Military didactics: A textbook]. Under the general editorship of V.G. Mikhailovsky. M., Ministry of Defense of the Russian Federation, 2005. 536 p. (In Russian)
2. 95 let kafedre gumanitarnyh disciplin (1924-2019) [95 years of the Department of Humanities (19242019): a historical essay] / edited by A.O. Derkachev. Balashikha: VA RVSN, 2019, 105 p.; Lysukhin N. Ya. 80 let kafedre gumanitarnyh i social'no-ekonomicheskih disciplin (1924-2004) [80 years of the Department of Humanities and socio-economic disciplines (1924-2004)]. Moscow, VA RVSN, 2004, 185 p. (In Russian)
3. Teoretiko-metodologicheskie osnovy voenno-politicheskoi raboty v Raketnyh voiskah strate-gicheskogo naznacheniya: monografiya [Theoretical and methodological foundations of military-political work in strategic Missile forces: a monograph] / under the general ed. of V.P. Berkut. Balashikha, VA RVSN, 2021, 335 p. (In Russian)
4. Kafedra Voennoi akmeologii i kibernetiki: istoriya i sovremennost' (voenno-istoricheskii trud) [Department of Military Acmeology and Cybernetics: history and modernity (military-historical work)]. Moscow, VA RVSN, 2014, 194 p. (In Russian)
5. Lyutov D.I. Faktory i usloviya obrazovaniya kafedry «Voennoi akmeologii i kibernetiki» [Factors and conditions of formation of the Department of Military Acmeology and Cybernetics]. Humanitarian Bulletin of the VA RVSN, 2016. No. 4 (35) (special) For the 195 th anniversary of the Military Academy of the Peter the Great RVSN. Balashikha, VA RVSN, 2016, 160 p. (In Russian)
6. Filial Voennoi akademii RVSN imeni Petra Velikogo. ZHizn' raketam posvyashchaya... voenno-is-toricheskii trud) [Branch of the Military Academy of the Peter the Great Strategic Missile Forces. Dedicating my life to missiles... a military-historical work)] The book was published for the 80th anniversary of the branch of the VA RVSN / under the general editorship of A. E. Morozov. Serpukhov, F. VA RVSN, 2021, 248 p. (In Russian)
7. Lyudi nauki. Sohranyaya i priumnozhaya tradicii [People of science. Preserving and multiplying traditions]. Alma mater Bulletin of Higher School, 2013 No. 4 (April). 122 p. (In Russian)
8. Belyakov B.L., Shinkevich V.E., Semizorov N.I. Informatizaciya obrazovatel'nogo prostranstva i prob-lemy filosofii kachestva nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya nauchno-pedagogicheskih kadrov (filosofsko-akmeologicheskii analiz [Informatization of the educational space and problems of the philosophy of quality of continuing professional education of scientific and pedagogical personnel (philosophical and acmeological analysis] / Science and education in the era of digitalization: monograph / [Barcho V. F. et al.]. Petrozavodsk, ICNP "New Science", 2021, 197 p. (In Russian)
9. Osnovy inzhenernoi psihologii i ergonomiki: uchebnoe posobie [Fundamentals of engineering psychology and ergonomics: a textbook] / edited by N. A. Baranchuk and A.V. Provorov. - Balashikha, VA RVSN, 2018. 243 p. (In Russian)
10. Belyakov B.L., Drobot I.S., Fedoseev S.A. Metodologiya i metodika nauchno-issledovatel'skoi deyatel'nosti ili osnovy nauchnoi organizacii truda i professionalizacii v VA RVSN im. Petra Velikogo. [Methodology and methodology of research activity or the basics of scientific organization of labor and profession-alization in the VA RVSN im. Peter the Great. Monograph]. M., VA RVSN, 2014, 267 p. (In Russian)
11. Belyakov, L.B. Serpuhovskaya voenno-nauchnaya shkola: istoriya, sostoyanie, problemy, puti razvitiya: filosofsko-akmeologicheskii analiz [Serpukhovskaya military school of science: history, current state, problems and ways of development: philosophical and acmeological analysis (research report - pp. 1632)] / collection of materials of the XV all-Russian scientific-technical conference "Problems of efficiency and functional safety of complex technical and information systems" (Serpukhov, Moscow region on June 24-25, 2021). Serpukhov: f. VA STRATEGIC MISSILE FORCES, 2021, 284 p. (In Russian)
12. Nesterov V.V., Isaeva T.T. Uspevaemost' i ee rol' v uspeshnosti podgotovki i kar'ernom razvitii oficer-skih kadrov: monografiya [Academic performance and its role in the success of training and career development of officer cadres: monograph]. Serpukhov, F. VA RVSN, 2021, 80 p. (In Russian)
13. Solodova E.A. Personal website of Professor Solodova E.A. URL: http // www.easolodova.narod.ru (accessed: 11.07.2021). (In Russian)
14. Solodova E.A. Perspektivy razvitiya vysshego obrazovaniya Rossii na osnove matematicheskogo mod-elirovaniya [Prospects for the development of higher education in Russia based on mathematical modeling]. Standards and monitoring of education, 2000, No. 5; Model of synthesis of fundamental and applied science. Moscow: TSU, 2008, etc. (In Russian)
15. Solodova E.A., Serykh E.V. Koncepciya antropopedagogiki voennogo obrazovaniya / Analiz sos-toyaniya, problem i perspektiv razvitiya sovremennogo obrazovaniya: [monografiya / Bakaev A.A. i dr.] [The concept of anthropopedagogics of military education / Analysis of the state, problems and prospects of development of modern education: [monograph / Bakaev A.A. et al.]; Petrozavodsk: ICNP "New Science", 2021. 271 p. (In Russian)
BELYAKOV Boris Lvovich
researcher of the Military Scientific Group (VNG), Doctor of Philosophy, Professor, Peter the Great Military Academy of the Strategic Missile Forces, Russia, Moscow region, Balashikha
NESTEROV Vladimir Vladimirovich
head of the Department of Military Education of the Strategic Missile Forces, PhD in Technical Sciences, Associate Professor, Command of the Strategic Missile Forces,
Russia, Moscow region, Odintsovo
SMIRNOV Evgeny Valeryevich
Head of the Department of Military Acmeology and Cybernetics, PhD in Philosophical Sciences, Associate Professor, Peter the Great Military Academy of the Strategic Missile Forces,
Russia, Moscow region, Balashikha
KOVALCHUK Oleg Nikolaevich
researcher, Candidate of Science degree in the Department of Military Acmeology and Cybernetics, Peter the Great Military Academy of the Strategic Missile Forces, Russia, Moscow region, Balashikha
COMPONENTS OF THE SUCCESS OF THE MILITARY PEDAGOGICAL SCHOOL OF THE STRATEGIC MISSILE FORCES AND ITS FEATURES: HISTORY, STATE,
DEVELOPMENT PROSPECTS
Abstract. The article presents the military pedagogical school of the RVSN, its components and features from the standpoint of historical-pedagogical and philosophical-acmeological analyses. On the example of a large factual material, existing contradictions, actual problems are identified and ways to solve them are proposed. The 45-year experience of a unique unit - the Department of Military acmeology and Cybernetics of the VA of the Strategic Missile Forces is comprehended. A new direction and prospects for the development of gender military-pedagogical thought in the RVSN, the Armed Forces of the Russian Federation are presented.
Keywords: the military pedagogical school of the Strategic Missile Forces, the socio-humanitarian and military-acmeological components of the VNSH, gender pedagogy, the personality of a military teacher, pedagogical continuity and culture.