Е.В. СМИРНОВ, Е.А. СОЛОДОВА
E.V. SMIRNOV, E.A. SOLODOVA
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА РВСН
PEDAGOGICAL SCHOOL OF THE RVSN
УНИКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНЖЕНЕРНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ UNIQUE FEATURES OF THE SCHOOL OF ENGINEERING AND HUMANITIES
Сведения об авторах: Смирнов Евгений Валерьевич - начальник кафедры военной акмеологии и кибернетики Военной академии РВСН имени Петра Великого, полковник, кандидат философских наук, доцент (г. Балашиха);
Солодова Евгения Александровна - профессор кафедры военной акмеоло-гии и кибернетики Военной академии РВСН имени Петра Великого, доктор педагогических наук, кандидат технических наук (г. Балашиха).
Аннотация. В статье рассматриваются уникальные особенности инженерно-гуманитарной научной школы ВА РВСН.
Ключевые слова: военно-инженерная дидактика, принцип детерминизма, нелинейность.
Information about the authors: Evgeniy Smirnov - head of the Department of military acmeology and Cybernetics of the Peter the Great military Academy, Colonel, candidate of philosophy, associate Professor (Balashikha);
Evgeniya Solodova - Professor of the Department of Military Acmeology and Cybernetics, SMF Military Academy named after Peter the Great, D. Sc. (Ped.), Cand. Sc. (Tech.) (Balashikha).
Summary. The article discusses the unique features of the engineering and humanitarian scientific school of the VA RVSN.
Keywords: military engineering education, the principle of determinism, nonlinearity.
В 2012 году Президент В.В. Путин в послании Федеральному Собранию поручил возродить инженерные школы, подчеркнув, что «все виды вооружений - это результат работы наших ученых, инженеров».
20 мая 2020 года Министр обороны С. К. Шойгу объявил о создании Военно-инженерной академии: «В последние годы роль инженерных войск в обеспечении боевых действий значительно выросла... Теперь для дальнейшего развития инженерных войск, проведения научно-прикладных исследований и подготовки специалистов с высшим военным образованием
решено создать Военно-инженерную академию. Она станет главным учебным заведением по подготовке военно-инженерных кадров».
Итак, воссоздание инженерной школы в российских Вооруженных Силах стало сегодня крайне важной задачей. Эта задача распространяется и на Ракетные войска стратегического назначения, и, в первую очередь, на Военную академию РВСН имени Петра Великого, так как именно эта академия является сегодня главным поставщиком профессиональных инженерных кадров для РВСН.
Обучением инженеров в академии занимаются педагоги-профес-
сионалы, обладающие не только высочайшим уровнем профессиональных знаний, но и богатым педагогическим опытом. Инженерно-педагогические кадры в академии пополняются за счет выпускников адъюнктуры и соискателей ученых степеней (в академии почти 100% преподавателей имеют ученые степени).
Сегодня в ВА РВСН насчитывается 16 научных инженерных школ с тремя поколениями ученых-педагогов, которые передают свой научно-педагогический опыт новым поколениям адъюнктов и соискателей. Работа по передаче бесценного педагогического
опыта осуществляется в рамках деятельности специального диссертационного совета ДС 215.003.06, созданного на базе академии в 2001 году.
В диссертационном совете защищались кандидатские диссертации на темы, связанные с подготовкой на основе информационных технологий, подготовкой к экологически безопасной деятельности, подготовкой офицеров-энергетиков, офицеров-связистов, операторов военно-технических систем РВСН, инженерно-технического состава учебных лабораторий. В докторских работах, защищенных в совете, рассматривались вопросы теории самоорганизации высшего военно-специального образования, педа-гогико-эргономической парадигмы профессионального становления военных педагогических кадров, управления качеством высшего военного образования инженерного профиля и квалиметрии компетенций курсантов и слушателей в образовательных организациях Минобороны России.
Почти все члены диссертационного совета ДС 2115.003.06 по базовому образованию - инженеры, имеют степени кандидатов технических наук и глубоко разбираются в тех особенностях педагогики и психологии, которые связаны с преподаванием инженерно-технических дисциплин в военном вузе.
Существование уникального диссертационного совета в ВА РВСН имени Петра Великого через защиты внешних соискателей обеспечивает научно-педагогическими кадрами инженерное образование не только в РВСН, но и в других видах и родах войск, что является гарантией развития инженерных научно-педагогических школ в военном образовании, а значит, гарантией безопасности России.
В ВА РВСН имени Петра Великого сложилась уникальная гуманитарная научная школа, способная решать проблемы, связанные с задачами инженерного
образования в высшей военной школе.
В течение 20 лет этой научной школой руководит ее основатель, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования Михайловский Виктор Григорьевич.
В составе научно-педагогической школы академии доктора наук, профессора В.Н. Новиков, В.А. Пестов, Е.А. Солодова, В.Б. Титов, И.С. Дробот, А.А. Фасоля, Е.В. Борисова, Г.Ф. Утробин, Д. С. Миргородский.
В разные годы научно-педагогическая школа ВА РВСН была награждена различными премиями и грантами: в 2005 году - Грантом Москвы в области наук и технологий в сфере образования; в 2006 году - Премией Правительства в области образования и Грантом Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущей научной школы Российской Федерации.
Под редакцией В.Г. Михайловского коллективом авторов в академии изданы базовые учебники, рекомендованные Минобороны России в качестве учебников для адъюнктов, а также для слушателей, обучающихся по образовательным программам послевузовского и дополнительного образования для получения квалификации «Преподаватель высшей школы». Это учебники «Военная дидактика» (2010 г.) и «Военная акмеология» (2016 г.). Таким образом, эти учебники служат настольными книгами для каждого академического преподавателя, задавая основы военной дидактики.
В чем же особенности военной инженерной дидактики по сравнению с «невоенной», гражданской дидактикой? В первую очередь, в содержании образования.
Проанализируем в качестве примера содержание одной из лекций, читаемых адъюнктам в дисциплине
«Методология научного исследования». Лекция посвящена изучению основных методологических принципов научного исследования, одним из которых является принцип детерминизма. Первоначальная, классическая трактовка этого принципа, сформулированного Пьером Лапласом в XIX веке, заключается в том, что силы (то есть некоторые внешние причины и факторы), действующие на материальную систему и ее начальное состояние, жестко, однозначно и линейно определяют ее развитие, историю всех дальнейших событий и состояний. Лаплас в работе «Опыт философии теории вероятностей» (1814) исходит из постулата, согласно которому из знания начальных причин можно всегда однозначно вывести следствия. В такой трактовке принцип детерминизма называется «Лапла-совским детерминизмом».
Однако наука продолжает развиваться, и современная трактовка принципа детерминизма читается уже не так: специфическими чертами современной детерминистской установки является признание объективного характера случайных связей в природе и обществе, а также расширение понятия «причинности», так как в современной интерпретации сюда включаются непричинные типы обусловливания.
Для иллюстрации этого понятия лектор может изложить замечательный рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром...», изданный в 1952 году. Именно с этого сюжета и стало популярным выражение «эффект бабочки». В этом фантастическом рассказе повествуется о том, как некий охотник-любитель отправляется на охоту в мезозойскую эру. Охотники предупреждены, что ни в коем случае нельзя оставить никаких следов своего пребывания, чтобы не внести изменения в будущее. Для этого люди находятся на антигравитационной тропе, чтобы случайно не задеть даже травинку, поскольку это может внести непредсказуемые потрясения в историю.
Однако во время охоты главный герой рассказа, Экельс, увидев тиранозавра, впадает в панику и сходит с тропы. После возвращения в свое время охотники обнаруживают, что их мир изменился: у власти вместо президента-либерала стоит диктатор, изменилась орфография языка.
Причина этой катастрофы оказывается в том, что Экельс, сойдя с тропы, случайно раздавил бабочку.
Смысл этой истории в том, что в любой нелинейной системе, а любая живая система имманентно нелинейна, малейшее изменение начальных условий может привести к совершенно непредсказуемым последствиям, вплоть до катастрофических. В книге Брэдбери руководитель сафари предупреждает: «Раздавите ногой мышь - это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей Земли, в корне изменит наши судьбы. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах.Наступите на мышь - и вы оставите на Вечности вмятину величиной с Великий каньон. Не будет королевы Елизаветы, Вашингтон не перейдет Делавэр. Соединенные Штаты вообще не появятся».
Такая иллюстрация современной детерминистской установки на признание объективного характера случайных связей в природе и обществе была бы убедительна и достаточна для слушателей гуманитарных специальностей. Здесь может оказаться уместной цитата из Оскара Уайльда: «Если бы пещерные люди умели смеяться, история пошла бы совершенно по иному пути».
Подчеркнем, что научно-педагогическая школа ВА РВСН имени Петра Великого занимается именно образованием будущих педагогов и инженеров, а не только их обучением. В этом смысле наша педагогическая школа наследует лучшие традиции гуманитарных педагогических школ России. В тематике диссертаций, защищенных в педагогическом совете академии,
Рис. Странный аттрактор Лоренца
множество работ, посвященных морально-нравственным аспектам воспитания курсантов-ракетчиков. И в этом контексте обсуждение рассказа Брэдбери имеет очень важное значение, воспитывая в человеке, прежде всего, уважение к ушедшему прошлому, к своим корням. Особенное звучание приобретает этот рассказ сегодня, когда возникла массовая кампания по переписыванию истории, по искажению исторических фактов. Мораль Брэдбери очевидна: эти действия неизбежно приведут к будущим катастрофам.
Итак, продолжим интерпретацию принципа детерминизма. Дадим его естественно-научную интерпретацию, необходимую для военных инженеров. Выше была сделана ссылка на Рэя Брэдбери, как на автора термина «эффект бабочки». Если быть более точными, то этот термин возник чуть позже, а именно после опубликования в 60-х годах прошлого века научной работы Эдварда Лоренца под названием «Предсказуемость:
может ли взмах крыльев бабочки в Бразилии вызвать торнадо в Техасе?».
Лоренц анализировал данные сети метеостанций. Он рассматривал конвекцию слоя газа, подогреваемого снизу поверхностью Земли. Для описания состояния этого газа Лоренц изучал систему из 3-х нелинейных обыкновенных дифференциальных уравнений (1):
с1х/сК=-рх+ру( с1у/сК=-Х7+ГХ-у( с^/с^Ху-Ь^
где: X отвечает за интенсивность конвекции;
Y отображает разность между температурами входящих и нисходящих потоков;
Z характеризует отклонение вертикального температурного профиля от линейной зависимости;
0 > 1 - число Прандтля (критерий подобия тепловых процессов в жидкостях и газах);
р > 0 - число Рэлея (отображает поведение жидкости под воздействием градиента температуры);
в > 0 - число, отражающее геометрию конвективной ячейки.
С помощью этой системы уравнений можно рассчитать, как будет вести себя текучая среда, которую равномерно разогревают снизу и охлаждают сверху. Именно так это происходит с воздушными потоками в атмосфере. В частности, становится возможным понять, к какому результату приведет даже небольшое изменение исходных параметров. Результатом решения системы уравнений (1) в фазовом пространстве явился так называемый «странный аттрактор Лоренца» (см. рис.)
Действительно, это решение похоже на бабочку. Взмах крыла бабочки в данном контексте должен восприниматься как маленькое изменение начальных условий исследуемой системы, способное как вызвать торнадо, так и изменить его траекторию или вообще стать причиной его затухания.
Заметим, что, в отличие от эффекта домино, где конкретное (обычно незначительное) действие приводит к конкретному (обычно значительному) результату, в случае эффекта Лоренца точный результат предсказать невозможно.
Сказанное выше можно проиллюстрировать так: две траектории, выпущенные из близких точек, со временем разбегаются достаточно далеко.
Детерминизм зачастую приравнивался к предсказуемости, но Лоренцу удалось показать, что детерминизм способен дать лишь краткосрочное предсказание поведения системы, тогда как в долгосрочной перспективе последствия могут быть непредсказуемы. Именно это и означает термин «хаос». Однако не стоит путать хаос с хаотичностью - аттрактор Лоренца яркий тому пример, ведь все траектории так или иначе ограничены и не покидают определенное множество.
Так был низвергнут знаменитый «демон Лапласа», которого великий французский математик создал в 1814 году. Вымышленный демон знал положение и скорость каждой частицы во Вселенной в каждый момент времени и, владея всеми физическими законами, мог предсказать будущее каждой частицы и описать ее прошлое. Однако достижения квантовой механики доказали, что квантовые системы демону неподвластны: в них есть принципиальная непредсказуемость. Впоследствии также отмечалось, что существование демона противоречило бы законам термодинамики, что ему в принципе не хватило бы для знаний и вычислений информационных мощностей, даже используй он все ресурсы Вселенной. Исследования Лоренца показали, что, даже имея полностью детерминированную сложную нелинейную систему, невозможно точно предсказать ее поведение. Однако границы «размытости» этого предсказания существуют, и они задаются странным аттрактором.
Вот почему метеорологи так часто ошибаются с прогнозом погоды: согласно современному пониманию фундаментальных законов природы, теоретическая минимальная ошибка начальных данных ведет к тому, что через две недели решение задачи перестает зависеть от этих самых начальных данных.
Такова современная трактовка принципа детерминизма Лапласа. Именно в такой интерпретации ее разумно излагать адъюнктам-инженерам, т.к. вся современная военная техника представляет собой чрезвычайно сложные нелинейные устройства, в которых малейшие изменения начальных условий могут приводить к непредсказуемым последствиям. Причем тенденция к возрастанию сложности боевой техники растет, а, значит, растет и актуальность темы.
Еще более важной тема зависимости результатов боевых действий
от начальных условий является для представителей военной науки. Все эргатические (человеко-машинные) системы имманентно нелинейны и сложны, поэтому все выводы теории динамического хаоса должны учитываться в стратегических и тактических решениях командиров. Например, любое малейшее изменение в информационно-аналитических данных войсковой разведки может привести к кардинальным изменениям в тактике ведения боя.
Таким образом, военная дидактика, которой руководствуются преподаватели научно-педагогической инженерной школы ВА РВСН имени Петра Великого, существенно отличается от гражданской дидактики тем, что интерпретирует все новейшие достижения науки (в приведенном примере методологической науки) для ситуации военно-инженерной деятельности.
Наша педагогическая школа находится на этапе интенсивного развития: ежегодно защищаются диссертации, посвященные актуальным проблемам преподавания военно-инженерных наук, что является достойным вкладом в обеспечение безопасности нашей Родины.
ЛИТЕРАТУРА
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 http://www. consultant. ru/ document/cons_doc_LAW_138990/
2. Заседание Коллегии Минобороны России 20.05.2020 г. https://function. mil. ru/news_page/ country/more. htm?id=12293307@ egNews
3. Брэдбери, Р. И грянул гром: 100 рассказов. - М.: Эксмо, 2010, 1168 с.
4. Уайльд, О. Портрет Дориана Грея. - М.: Эксмо-Пресс, 2001, 348 с.
5. Lorenz, E. Predictability: Does the Flap of a Butterfly's Wings in Brazil Set off a Tornado in Texas? 1972.