Научная статья на тему 'Микрокосм и макрокосм пейзажа А.Д. Агушева «Чаша Карелии». Влияние творчества Р. Брэдбери на художника'

Микрокосм и макрокосм пейзажа А.Д. Агушева «Чаша Карелии». Влияние творчества Р. Брэдбери на художника Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
185
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Микрокосм и макрокосм пейзажа А.Д. Агушева «Чаша Карелии». Влияние творчества Р. Брэдбери на художника»

что художник нарисовал позднюю осень. На ограждении балкона лежит снег. Интересна и манера штриховки Петра Киселева. Отличительная особенность его графики - точечная штриховка. Графические работы художника всегда очень тонко прорисованы и создают у зрителя ощущение тепла и уюта.

Сегодня Петру Киселеву 87 лет. Этот талантливый художник, журналист, писатель со сложной судьбой является носителем особых, уникальных знаний, представляющих интерес как для профессиональных искусствоведов, так и для историков, краеведов, педагогических работников не только Выборга, но и для всех, кто изучает историю и культуру нашей страны в целом.

А.Г. Мартынова

Микрокосм и макрокосм пейзажа А.Д. Агушева «Чаша Карелии».

Влияние творчества Р. Брэдбери на художника

Суровая природа Карельского перешейка веками вдохновляла художников на новые творенья. В ряду советских мастеров, чье искусство связано с образами, вдохновленными Выборгом и Карельским перешейком, художник Александр Дмитриевич Агушев (18991988) занимает одно из первых мест. Его эмоциональные и жизнерадостные пейзажи всегда получали на выставках восторженные отзывы1. Работы художника Агушева покоряют молодостью мироощущения, творческим горением, свежестью и сочностью живописной техники2. Пейзажи привлекают жизнеутверждающей силой, оптимизмом, любовью к окружающей природе, сочным колоритом, передают и бурную радость весеннего половодья, и задумчивость опадающей листвы, и монументальность карельских гранитов.

Картина мастера «Чаша Карелии» была написана масляными красками на холсте в 1972 г. Размеры картины средние: 64*38 см. Сегодня она хранится в фондах ГМ «Выборгский замок». Полотно обрамлено в светлую деревянную раму. При первом взгляде на работу, можно сделать несколько выводов. Живопись пастозная, необходимые цвета и оттенки достигались художником путем смешения красок на палитре. Композиция линеарная, строящаяся на столкновении пластических линий и подкреплена цветовыми пятнами, смешивающимися друг с другом: темно-терракотовым с желто-оранжевым массивом, зелеными, голубо-серыми. Колорит

1 Дашкова К.М., Золочевская Н.И. Радость встречи с прекрасным // Выборгский коммунист. 1979. 7 февр.

2 Ленинградский Областной Государственный Архив (ЛОГАВ). Ф. Р-118 -Агушев А.Д. Оп. 8. Д. 10.

125

композиции строится от холодного через горячее к холодному. Это дает ощущение осенней поры, теплого холода. На полотне изображена осенняя погожая погода. Продуманная композиция и сложный колорит позволяют сделать вывод, что художник был хорошо знаком с художественными наработками импрессионистов, модернистов и использовал эти знания на практике. Судя по тому, как Агушев набирает фактуру, пишет цветовыми пятнами, можно предположить, что он выводит композицию на уровень смысловой. Анализируя изображение, мы видим, что на картине изображен маленький бочажок, углубление с водой в граните. Художник намеренно завышает линию горизонта и гиперболизирует не только углубление в граните, но и растительность вокруг. Обратим внимание на время написания работы - 70-е гг. XX в. - период, когда многие люди искусства увлекались творчеством Рэя Брэдбери, Джерома Сэлинджера, затрагивавших в своих произведениях вопросы значительности малого.

Причудливое переосмысление отношений между микрокосмом и макрокосмом, развитие идеи тайны большого в малом мы находим во многих рассказах писателя Рэя Брэдбери. Сам Брэдбери характеризовал жанр собственных книг так: «Я не пишу научную фантастику. У меня есть только одна книга в жанре научной фантастики и это «451 градус по Фаренгейту», она отталкивается от реальности»1. Ориентация художественных поисков Брэдбери перекликается и с космическими исканиями в области русской философской мысли. С. Г. Семенова пишет: «Космос, космическое и в художественном и в философском сознании чаще всего представлялись воплощением беспредельного, абсолютного, недоступного ограниченному человеческому пониманию, являлись предметом глубинной медитации, высокого восхищения, смешанного с трепетом ужаса перед бездной бытия. Созерцание высекало из человека искры философского самосознания: как я мал, ничтожен, бренен, а он, космос, велик и вечен; или: я сам - микрокосм, частичка, родственная огромному Целому, как хорошо слиться с ним в невыразимом чувстве единения со стихиями мира, вплоть до хаотической его подосновы! Созерцательное отношение или экстатически-

религиозное переживание единства человека и космоса, уходящее в глубокую древность, преобладало тысячелетия и века. И только с Федорова и Циолковского и других мыслителей-космистов в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества (так сказать, соборного микрокосма), направленной на макрокосм». «Космический» идеал Брэдбери,

1 Полномочный посол Марса. Земные хроники Рэя Брэдбери. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif.ru/culture/person/1321694

126

формировавшийся на романтическом ощущении разлада между желаемым и действительным, очень близок к русскому литературному и философскому идеалу по признаку непременной устремленности к высокому и духовному'.

Писатель пытался воплотить в жизнь человеческую жажду познания беспредельного мира и самопознания, именно эта идея находит отражение и в творчестве художника А.Д. Агушева. Космос Брэдбери - метафора души, направленной к активному преобразованию Вселенной. В жанре пейзажа Агушева наиболее ярко воплотилось философское понятие «микрокосм». Напомним, что под микрокосмом в философии понимают прежде всего человека, который в минимальном масштабе содержит в себе все, что включает в себя макрокосм или Вселенная. Макрокосм, в свою очередь, трактуется как организм. Малейшая частица в нем связана с целым, равно как передний план в пейзаже органически связан с дальним планом композиционным построением и воздушной средой. Пантеизм учит, что Бог обитает как в бескрайней Вселенной, так и в малейшей ее частице. В микрокосме отражается макрокосм1 2. Эта связь и воплощается пейзажной живописи А.Д. Агушева. Для него мир - это огромная «картина», на которой уже запечатлена реализация Божественного замысла о нем.

Вспомним, как в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» благодаря такой мелочи, как раздавленная бабочка, меняется будущее. Писатель проводит параллель с жизнью и стоит нарушиться одной мелочи, как меняется вся жизнь и даже Вселенная:

«Экельс почувствовал, что опускается на стул. Он стал лихорадочно скрести грязь на башмаках. Его дрожащая рука подняла липкий ком.

- Нет, не может быть! Из-за такой малости... Нет!

На комке было отливающее зеленью, золотом и чернью пятно -бабочка, очень красивая. мертвая.

- Из-за такой малости! Из-за бабочки! - закричал Экельс.

Она упала на пол - изящное маленькое создание, способное нарушить равновесие, повалились маленькие костяшки домино. большие костяшки. огромные костяшки, соединенные цепью неисчислимых лет, составляющих Время. Мысли Экельса смещались. Не может быть, чтобы она что-то изменила. Мертвая бабочка - и такие последствия? Невозможно!..Экельс застонал. Он упал на колени. Дрожащие пальцы протянулись к золотистой бабочке.

1 Семенова С. Г. Русский космизм. Вступительная статья. [Электронный

ресурс]. URL: http://library.by/portalus/modules/philosophy/referat_show_

archives.php?archive=0214&id=1108988688&start_from=&subaction=showfull&ucat=1

2 Пейзаж в иконе. Природа как символ. [Электронный ресурс]. URL: http://st.fl.ru/users/Ank_s/upload/f_91153495ae3ed7d6.pdf

127

- Неужели нельзя, - молил он весь мир, себя, служащего, Машину, - вернуть ее туда, оживить ее? Неужели нельзя начать все сначала?..»1

В другом рассказке «Ревун», писать говорит: «Знаешь ли ты, что океан - огромная снежинка, величайшая снежинка на свете? Вечно в движении, тысячи красок и форм, и никогда не повторяет-ся»2.

Взглянув на полотно «Чаша Карелии», вспоминаются и строки Уильяма Блэйка:

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность

о

И небо - в чашечке цветка3.

Каждый микрокосмический мир - это клетка макрокосма. Микрокосму для существования необходим макрокосм, и наоборот. Через прохождение взгляда от микрокосма к макрокосму Агушев придаёт пейзажу повествовательный импульс. Именно создание возможности проследить уникальную траекторию авторского взгляда придаёт пейзажу статус произведения искусства. Характерной и неотъемлемой особенностью данной работы является также способность инициировать в душе зрителя эмоциональный переворот, приводящий к состоянию внутреннего душевного очищения, катарсиса.

Картина «Чаша Карелии» - своеобразное живописное выражение любви к своему краю. Это - космический пейзаж. Агушев написал полотно с трепетом и большой любовью к родным местам.

Е.В. Морозова

Музей и современное общество: взаимовлияние и взаимодействие

В современной музеологии принято считать музей культурной формой, предназначенной для актуализации и трансляции природного и культурного наследия, реализующей свои социальные функции на благо общества (Словарь актуальных музейных терминов, 2009). В основе данного определения лежит постулат об изменчи-

1 Рэй Брэдбери. И грянул гром. [Электронный ресурс]. URL:

http://bookz.ru/authors/bredberi-rei/r_grom/1-r_grom.html

2 Рэй Брэдбери. Ревун. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ino-book.ru/029/index-brjedberi-rjej-revun.htm

3 Уильям Блэйк. Стихотворения. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.opentextnn.ru/man/?id=3097

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.