Научная статья на тему 'Выборгский художник Киселёв Пётр Дмитриевич'

Выборгский художник Киселёв Пётр Дмитриевич Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
396
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выборгский художник Киселёв Пётр Дмитриевич»

преемственность символики, и уникальность времени, выраженную в стилистике и символическом языке образов московского метро. Представляется необходимым более тщательно и подробно изучить эту тему, поскольку она наглядно демонстрирует формирование, развитие и преемственность культурного кода времени сквозь призму одного из самых значимых событий нашей истории.

А.Г. Мартынова

Выборгский художник Киселёв Пётр Дмитриевич

«Моё первое свидание с Выборгом случилось в 1948 году. Признаюсь: сразу и навсегда влюбился я в этот поэтичный город, несмотря на его тяжкие тогдашние раны. С тех пор почти вся послевоенная выборгская история творилась фактически на моих глазах. Я был свидетелем разных событий... Сожалею, что мое изобразительное творчество началось лишь с посещения студии рисования и живописи, руководил которой добрый энтузиаст, светлой памяти Николай Семенович Соколов. Именно он дал толчок дальнейшему поиску. А сожалею потому, что этого не произошло раньше: ведь сколько интересного можно было бы отразить в первые годы восстановления?! Рисунки мои отнюдь не познавательные, не историко-архитектурные, а сугубо эмоциональные: мой взгляд на городские детали.», - так написал о себе художник1.

Петр Дмитриевич Киселев - талантливый журналист и художник родился 12 июля 1927 г. в деревне Юдино Андреевского района Смоленской области в семье крестьян. С 1934 г. учился в школе, но окончить учебу помешала война. В 1944 г. пошел работать слесарем МТС, а в декабре 1944 г. был призван в армию. Стоит отметить, что во время войны Киселев вел личный дневник. Бумага была в то время в дефиците и поэтому приходилось писать на листах из брошюр XVIII сталинского съезда. После войны, Киселев окончил службу в 1951 г. командиром отделения радиобатареи управления в г. Плауэн (Германия).

После мобилизации в 1951 г. он приехал в Выборг, где проживала его мать. Благодаря своему увлечению журналистикой вскоре был принят на работу в газету «Выборгский коммунист», где проработал 36 лет. В 1954 г. Киселев пошел учиться в вечернюю школу, а в 1987 г. ушел на пенсию. В Выборге был учеником изобразительной студии Соколова Н.С. и участвовал в Ленинградской области в

1 Страницы выборгской истории: сб. ст. Кн. вторая / ред. С.А. Абдуллина, Е.Н. Кальщиков. 2004. С. 714.

122

выставке с работой «Ленин в Выборге», стал лауреатом. Петр Дмитриевич Киселев являлся членом Союза журналистов СССР1.

В 2010 г. небольшим тиражом в 100 экземпляров для узкого круга родных и друзей вышла его автобиография «Звёзды памяти»2.

Главным же увлечением П.Д. Киселева стало искусство: рисунок, живопись. Коренные выборжане хорошо помнят гравюры Киселева, их часто печатали на страницах газеты «Выборг» в 90-х гг. В те времена муниципальная газета «Выборг» наполнялась научным материалом об искусстве и культуре. Художники, искусствоведы г. Выборга с удовольствием размещали в газете свои материалы о культурной жизни своего города. В память о тех временах остались подшивки газеты, на страницах которой можно увидеть замечательную графику Петра Дмитриевича Киселева. Кроме того, работы Петра Киселева нередко экспонировались на городских выставках.

Отметим, что товарищи по творческому цеху отзывались о Киселеве с большим уважением и теплотой.

Коллега-художник, Алиев Демид Васильевич, говорил о художнике так: «... Рисовал очень тонкие акварели. Его работы были удачны... Это художник лирического плана. Очень мягкий, деликатный, милый человек, интеллигент. Он очень много работал. Свои

о

работы продавать не любил»3.

«Петр участвовал в Ленинградской областной выставке, сделал триптих «Ленин в Выборге». Н.С. Соколов был очень доволен этой работе, радовался, восторгался. Но пришел в студию какой-то известный артист-певец, и ему работа Киселева не понравилась. Николай Семенович тут же стал критиковать работу Петра, довел его до слез. Киселев (ему тогда было уже лет 40), бросил студию. Из Ленинграда приехала комиссия выбирать работы на областную выставку и отобрали эти работы Пети Киселева. А с выставки эти работы вернулись со значком лауреата», - писал художник Мякишев4.

Л. Фомичев, библиотекарь Приморской средней школы в заметке «Встречи. И притихла детвора», отмечал в газете «Выборг» № 93 от 21 мая, 1993 года: «.Прав Пётр Дмитриевич, сказав: «Главное -чтобы жила в наших душах негасимая любовь к своему единственному кусочку Отечества»»5.

Художник написал немало живописных работ с изображением Выборга. Обратим внимание на некоторые из них. На картине «Белая ночь», написанной в 1960-е гг., акварелью на бумаге изображена летняя погожая погода. Это классический мотив для наших

1 ЛОГАВ. Ф. Р-118. Оп. 13. Киселёв П.Д.

2 Петр Киселев Звезды памяти. Выборг, 2010. 397 с.

3 ЛоГаВ. Ф. Р-118 - Киселёв П.Д. Оп. 13. Дело 2.

4 Там же.

5 Там же. Дело 5.

123

широт: белая ночь. На переднем плане мы видим темную ограду набережной, а за ней Выборгский залив, в котором отражается ночное небо, на нем оставило след севшее за горизонт солнце. На заднем плане жилые дома, зеленые ивы, растущие вдоль набережной, и силуэт Выборгского замка. Небо над замком окрашено в желтовато-розово-красные тона, у самого горизонта по небу плывут дымчатые облака. Акварельная работа «Белая ночь» Петра Киселева создает ощущение умиротворения и спокойствия за счет манеры писать по-сырому. Художник мастерски владеет этим приемом, создавая эффект ночной дымки.

Картина «Северная симфония» (1963) выполнена акварельными красками на бумаге и картоне. Она написана графично, в чернобелых тонах. Несмотря на то что, подобные работы обычно характерны для зимы, художник пишет лето ахроматическими цветами. Он изображает парк Монрепо и слева мы видим остров Мертвых. Воду залива художник изображает в виде кругов ряби, над которой парят чайки, ловящие рыбу в воде. Динамика композиции создает ощущение движения и неслучайно Петр Киселев выбрал для неё название «Северная симфония». Работа музыкальна, динамична. Она напоминает нам симфоническую поэму «Финляндия» Сибелиуса. На картине изображен простор, величие северной природы.

Акварельная работа П.Д. Киселёва «Луна над заливом» (1961) настраивает зрителя на таинственный, загадочный лад. Передний план художник пишет плотно, яркими красками. Здесь присутствуют желтые, оранжевые цвета. Ограду художник пишет сажей, темным силуэтом, расставляя блики белилами. Задний план написан по-сырому в сине-сереневых тонах, и на нем в правой части картины мы видим Выборгский замок, который освещает полная луна. Композиция «Луна над заливом» сказочна, фантастична.

Представляют интерес и графические работы. Работа художника, «Весной», выполнена черной тушью и цветными карандашами на бумаге, в начале 90-х гг., изображает весенний Выборг. В работе художника отчетливо узнаются и улица Выборгская, а также Южный Вал. Колорит работы яркий. На переднем плане мы видим деревья, которые совсем недавно проснулись от зимней спячки и расцвели. Позади них здание школы № 1, крыши которой художник красит в карминовый цвет, а на заднем плане Киселев изображает колокольню Спасо-Преображенского собора. Художник рисует позднюю весну.

Стоит отметить, что графика Петра Киселева представлена многочисленными работами. На картине художника «На старом балконе» (1996) изображен вид на Выборгский замок. В левой части картины мы видим открытую старую балконную дверь. Справа - висящее полотенце на бельевой веревке и небольшое дерево, с которого облетают последние листья, судя по которым мы понимаем,

124

что художник нарисовал позднюю осень. На ограждении балкона лежит снег. Интересна и манера штриховки Петра Киселева. Отличительная особенность его графики - точечная штриховка. Графические работы художника всегда очень тонко прорисованы и создают у зрителя ощущение тепла и уюта.

Сегодня Петру Киселеву 87 лет. Этот талантливый художник, журналист, писатель со сложной судьбой является носителем особых, уникальных знаний, представляющих интерес как для профессиональных искусствоведов, так и для историков, краеведов, педагогических работников не только Выборга, но и для всех, кто изучает историю и культуру нашей страны в целом.

А.Г. Мартынова

Микрокосм и макрокосм пейзажа А.Д. Агушева «Чаша Карелии».

Влияние творчества Р. Брэдбери на художника

Суровая природа Карельского перешейка веками вдохновляла художников на новые творенья. В ряду советских мастеров, чье искусство связано с образами, вдохновленными Выборгом и Карельским перешейком, художник Александр Дмитриевич Агушев (18991988) занимает одно из первых мест. Его эмоциональные и жизнерадостные пейзажи всегда получали на выставках восторженные отзывы1. Работы художника Агушева покоряют молодостью мироощущения, творческим горением, свежестью и сочностью живописной техники2. Пейзажи привлекают жизнеутверждающей силой, оптимизмом, любовью к окружающей природе, сочным колоритом, передают и бурную радость весеннего половодья, и задумчивость опадающей листвы, и монументальность карельских гранитов.

Картина мастера «Чаша Карелии» была написана масляными красками на холсте в 1972 г. Размеры картины средние: 64*38 см. Сегодня она хранится в фондах ГМ «Выборгский замок». Полотно обрамлено в светлую деревянную раму. При первом взгляде на работу, можно сделать несколько выводов. Живопись пастозная, необходимые цвета и оттенки достигались художником путем смешения красок на палитре. Композиция линеарная, строящаяся на столкновении пластических линий и подкреплена цветовыми пятнами, смешивающимися друг с другом: темно-терракотовым с желто-оранжевым массивом, зелеными, голубо-серыми. Колорит

1 Дашкова К.М., Золочевская Н.И. Радость встречи с прекрасным // Выборгский коммунист. 1979. 7 февр.

2 Ленинградский Областной Государственный Архив (ЛОГАВ). Ф. Р-118 -Агушев А.Д. Оп. 8. Д. 10.

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.