Научная статья на тему 'Выборгская изостудия Николая Семеновича Соколова – «колыбель» выборгских художников. Личность учителя в воспоминаниях учеников'

Выборгская изостудия Николая Семеновича Соколова – «колыбель» выборгских художников. Личность учителя в воспоминаниях учеников Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

Поделиться

Текст научной работы на тему «Выборгская изостудия Николая Семеновича Соколова – «колыбель» выборгских художников. Личность учителя в воспоминаниях учеников»

выставка Владимира Ивановича Быкова1. В бесхитростных работах художника заключена удивительная чарующая сила и цветность, не оставляющие никого равнодушным и сейчас. И сегодня есть люди, желающие организовать посмертную выставку самобытного художника Владимира Ивановича Быкова. Однако на сегодняшний день это является невозможным, потому что большая часть работ Быкова находится в частных коллекциях. В ГМ «Выборгский замок» хранится только две работы этого художника.

Рядовой зритель о Быкове не знает, поскольку информация о художнике в свободном доступе отсутствует. О жизни и творчестве Владимира Ивановича Быкова в профессиональных кругах искусствоведов тоже не знают. Следовательно, изучение и популяризация знания об этом художнике необходима.

Возрождение в памяти людей талантливого выборгского худож-ника-самородка Владимира Ивановича Быкова позволяет открыть новую страницу примитивного искусства не только для профессиональных искусствоведов, но и для неискушенного зрителя. В заключение предполагаем, что художник Быков будет интересен и зарубежным исследователям.

А. Г. Мартынова

Выборгская изостудия Николая Семеновича Соколова -«колыбель» выборгских художников.

Личность учителя в воспоминаниях учеников

В 50-х - начале 60-х гг. XX в. Выборг был маленьким, «закрытым» городом. Об этом свидетельствует Валерий Солодских, ученик Соколова: «Мы будто жили под толстостенным стеклянным колпаком. Изостудия Н.С. Соколова на этом фоне была оазисом посреди провинциальных будней. Там было главное - культ искусства, дух кропотливого труда во имя её Величества Красоты»2.

Имя Н.С. Соколова (1909-1983) хорошо известно старшему поколению выборжан, поскольку связано с возрождением духовной жизни послевоенного Выборга. Николай Семёнович - основатель и первый руководитель Выборгской студии рисования и живописи, которую в 60-е гг. признавали лучшей в Ленинградской области. Большинство учеников Соколова стали профессиональными худож-

1 Митьки открыли своего Анри Руссо. [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru/N4723

2 Солодских В. Жил-был художник один... // Выборгские ведомости. 1992. 7 нояб.

171

никами1. «По всему Союзу можно встретить бывших учеников Выборгской изостудии», - писал М. Юрьев в статье «Здравствуй, изостудия!» от 8 сентября 1962 г.2

Благодаря ученикам Соколова, искусствоведам г. Выборга Н.И. Золочевской, К.М. Дашковой по крупицам удаётся узнать о жизни художника. Обнаружено, что в машинописной книге «Голоса учеников», хранящейся в фондах ГМ «Выборгский замок» много воспоминаний о Соколове. Например: «Николай Семенович для большинства бывших студийцев был и останется навсегда первым, истинным Учителем. Известно из скупых рассказов Николая Семеновича, что ноги он «попортил» в окопах Синявинских болот, потом была тяжелая контузия, которая впоследствии обусловила крайности его характера, сложности во взаимоотношениях с окружающими. Этот период определил уникальное для тех лет диссидентское отношение Николая Семеновича к советской действительности. Стойкая антипатия сочеталась с критиканством «запада». Николай Семенович считал себя настоящим художником, не сомневался в особом предназначении. Последние годы жизни были чередой усугубляющихся болезней, психологических травм, отчужденности, забвения и нищенского быта, завершившиеся страшной кончиной. История знает изрядное количество подобных примеров, когда самодеятельный художник заканчивает свою жизнь в полном одиночестве, работы распыляются или равнодушно уничтожаются, а в последний путь его сопровождает маленькая горстка людей»3.

Воспоминания учеников о Соколове главным образом устные. Наталья Александровна Пантелеева, в 90-е гг. работавшая в галерее «Триада», сумела многое записать. Документы были приняты на хранение в ЛОГАВ. В конечном счете, именно они помогают воссоздать живой образ Н.С. Соколова. Проанализировав воспоминания, мы видим, что ученики отзывались с почтением об учителе. Приведем несколько примеров.

Петр Дмитриевич Киселев, ученик Соколова, журналист, художник писал: «Николай Семенович был оригинальным человеком. По-своему начал он первый урок: «Помните, что вы художники, а значит, никому не нужны!». Он учил любить искусство, ненавидеть ханжество, неискренность, хамство. Его всегда потрясало, когда он видел надругательство над произведением искусства. Говоря о Со-

1 Мартынова А.Г. Выборгский художник Николай Семенович Соколов (1909-1983) // XVII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 23-24 апр. 2013 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. СПб.: лГу им. А.С. Пушкина, 2013. Т. I. С. 172-176.

2 ЛОГАВ. Ф. Р-118 - Волков В.В. Опись 14. Д. 20.

3 Машинописный экземпляр неизданной книги «Голоса учеников» о Н.С. Соколове из фондов ГМ «Выборгский замок».

172

колове, многие сожалели, что у него было мало художественного образования. В том ли дело? Главное, чтобы печать высокой пробы лежала на душе человека. Именно такой она была у нашего Николай Семеновича. Это был истинный подвижник, делавший свое большое дело, не имевший ничего за свой труд»1.

Тувий Израильевич Лейтман, скульптор: «Он был очень энергичным человеком, нетерпимым, крутым»2.

Геннадий Федорович Кузнецов, художник: «Николай Семенович жаловался, что отдел культуры был против его работы преподавателем в студии. О смерти Николая Семеновича я прочитал в газете, там была маленькая заметка через 2 месяца после его смерти»3.

Демид Васильевич Алиев, ученик Соколова, художник: «Николай Семенович сложный человек. Он учил писать очень детально, все у него было выписано точно. В студии у Николая Семеновича собирались вечерами художники, для нас это был центр, а как Николай Семенович ушел, центр развалился. Особенно близкого друга у Николая Семеновича не было, был замкнутым»4.

Михаил Нилович Федоров, ученик Соколова, художник: «Имел о себе довольно высокое мнение как о педагоге. В студии занимались одновременно взрослые и дети. Меня поражало, что у Николая Семеновича были какие-то флюиды, он действовал так, что я хотел работать. Лентяев ругал, а когда они уходили, болезненно, но расставался с ними. Николай Семенович часто для студии покупал что-то на свои деньги»5 6.

Вячеслав Андреевич Солодских, художник: «На склоне теплого лета 1959 г. я увидел необыкновенного художника: просторная вельветовая блуза, бархатная лента вместо галстука, длинные волосы откинуты назад, большой, необыкновенных очертаний лоб. Он был едва ли не единственным культурно целостным человеком в Выборге. Нам крупно повезло. Николай Семенович ощущал себя выше «бессмысленного народа» и из-за этого жил вдали от успеха, престижных выставок. С Левитаном Николай Семенович сравнивал себя настойчиво, говорил: «Я - северный Левитан». Вторым после

Левитана духовным близнецом Николая Семеновича был К. Пау-

w 6

стовский».

1 Киселев П. «Вы художники, а значит, никому не нужны» // Выборгские ведомости. 1992. 19 дек.

2 ЛОГАВ. Ф. Р-118 - Опись 6. Соколов Н.С. Д. 3.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

6

6 Машинописный экземпляр неизданной книги «Голоса учеников» о Н.С. Соколове из фондов ГМ «Выборгский замок».

173

Валерий Васильевич Шарыгин, художник (пришел в студию осенью 1958 г.): «Для Николая Семеновича была актуальна проблема гениальности и таланта. "Талант может многое, а гений может все", - любил он повторять. Любимая идея Николая Семеновича - нужно работать каждый день. Он не переносил критики в свой адрес. Что касается сложностей его характера, то я лично все прощал, студия была местом святым. Часто он обращался к живой природе, пытаясь научить видеть, понимать»1.

Владимир Устинович Петюкевич: «Николай Семенович считал себя в Выборге первым художником, говорил: "Я первая кисть!"». Человек большого труда в своей профессии».

Сергей Александрович Прушинский, ученик Соколова, художник: «Двери в студии были открыты для всех, но оставались только молодые люди с бойцовским характером. Николай Семенович показывал, что искусство - это синтез музыки, поэзии, живописи, архитектуры. Очень переживал искренне, по-отцовски за всех студийцев. После студии многие поступили в художественные училища, вузы Ленинграда, Москвы. Работы художников, бывших студийцев Соколова, с удовольствием приобретают за границу»2.

Владимир Федорович Юферов, ученик: «Пришел в студию к Соколову в 1963 г. Методы в живописи он объяснял на примере великих художников. Когда у студийцев накапливались работы, отбирал лучшие из них, устраивал выставки в окнах студии. Николай Семенович после войны пытался поступить в художественный институт, но не поступил, так как не хотел писать грубо, плакатно, как требовали. Мир Николая Семеновича был мягкий, музыкальный, душевный. Работал (рисовал) Николай Семенович только по вдохновению, когда его душевный мир волновался (он не механик). Любил поэзию, знал много стихотворений, наизусть Лермонтова, Пушкина, Есенина. Мог их читать целый вечер, не заглядывая в книги. В студии никогда не исправлял работы учеников, вдохновлял. Создавалась такая атмосфера, что хотелось, войдя, сразу рабо-тать»3.

Альберт Александрович Бакун, художник: «Николай Семенович говорил: нужно много работать, писать ежедневно. У Николая Семеновича была своего рода настольная книга, «священное писание». Это была «Жажда жизни» Ван Гога... Незадолго до смерти Николая Семеновича мы с отцом были у него дома. Это было тягостное зрелище. Смерть была страшной. Никто к нему в последний

1

' Машинописным экземпляр неизданной книги «Голоса учеников» о Н.С. Соколове из фондов ГМ «Выборгский замок».

2 ЛОГАВ. Ф. Р-118 - Опись 6. Соколов Н.С.

3

3 Там же.

174

год его жизни не ходил, питался он хлебом и чаем, не оказалось даже денег на похороны»1.

Виктор Червяткин, художник: «Я многим обязан Николаю Семеновичу за то, что он умел зажечь нас на великое и подлинное искусство. Мы, молодая смена, много не понимали, усмехались, обижали его. Он очень любил музыку, в студии было пианино, часто проходили музыкальные салоны, что для маленького Выборга в то время было очень удивительно. Для меня это был мэтр, величина большого масштаба. Николай Семенович хотел воспитать фанатично преданных искусству художников. Он хотел добра, хотел переделать людей. Николай Семенович не знаток людей, не понимал, что переделать людей нельзя. И все-таки Николай Семенович - величина для Выборга. Учил только хорошему».

Владимир Михайлович Шпигов: «Плохо говорить о нем нельзя. Остались добрые воспоминания».

Хлебников Александр Орестович, писатель-фантаст: «Безызвестность в официальном мире художников и критиков-искусствоведов его угнетала, тяготила. А простой люд относился к нему как к чудаку, человеку со «странностями». Очень любил ребятишек, всячески просвещал их по вопросам искусства. И они льнули к нему. И Соколов не жалел для них времени. «Ребятишки - наше будущее. Если не мы, то кто же направит их на путь истинный, заронит в душу божью искру?» - говорил он»2.

Анна Федоровна Карагодина, врач: «Он был непризнанным художником. Однажды пришли к нему в гости послушать «Хоралы» Генделя, с нами была внучка одного врача. Соколов включил музыку, принял излюбленную позу, закрыл глаза и наслаждался звуками музыки. Это увидела девочка, толкнула бабушку и вскрикнула: «Смотри, баб, дяденька заснул». Мы, конечно же, все засмеялись, а Н.С. Соколов разозлился, резко встал и выгнал нас всех вон».

Остановимся подробно на письмах Соколова к своему ученику Михаилу Федорову. В 1967-1968 гг. Николай Семенович пишет письмо, свидетельствующее о последствиях того, что он многое принимал близко к сердцу: «...3 марта в машине скорой помощи был отправлен в больницу для душевнобольных на Удельной. Тяжелое время провел я среди идиотов и алкоголиков. Душевного заболевания врачи у меня не нашли, а истощение нервной системы»3.

В другом письме проявляется сварливость Соколова: «В Доме пионеров по-прежнему скверно, преподает ИЗО бездарный Никол. Фомич. (неразборчиво), который говорил: "Рисованию не умею, я

1

1 Машинописным экземпляр неизданной книги «Голоса учеников» о Н.С.Соколове из фондов ГМ «Выборгский замок».

2 Хлебников А. Певец земли Калевалы // Выборг. 1992. 17 окт. С. 3.

3 ЛОГАВ. Ф. Р-118 - Поляков В.В. Опись 9. Д. 4.

175

методист" (неразборчиво). А, по-моему, он ни то, ни другое, а полное ничтожество... Если будет возможно, сделай мне фото моря в штормовую погоду. С приветом, твой старый, сварливый Н.С.»1.

В письме от 19 ноября 1954 г. учитель пишет своему ученику, находящемуся на службе в армии, слова поддержки: «.отчаиваться не советую.гони прочь от себя упадочные настроения и сумей даже в тяжелых условиях сколько можно работать. Тебе нужно работать, мне все это пришлось пережить 3 раза в мирных армейских условиях и 4 года на фронте, где было в десятки раз тяжелее и кругом смерть косила тысячи жизней»2.

В письме от 20 февраля 1956 г. чувствуются ностальгические ноты: «Скоро наступит любимая северная нежная, но все же грустная северная весна.твой первый неудачный педагог и друг»3.

Студия Соколова просуществовала до 1966 г. Надежды Николая Семеновича сбылись, его бывшие ученики - талантливые, известные художники4. Безусловно, личность учителя и его учеников достойны внимания. Художественная школа, перенявшая во многом традиции студии Соколова (ныне Школа искусств), и сейчас готовит юных художников. Сегодня ученикам Н.С. Соколова много лет (60 и более), но все они - носители особого эстетического видения мира.

А. В. Мороз

Проекционные декорации: историко-культурный аспект

В театральном искусстве на рубеже XX-XXI вв. произошли существенные изменения, обусловленные применением современных информационных технологий. Новые технологии внедряются в основу постановочного процесса, деятельность режиссера, сценографа, в создание эскизов декораций и костюмов. Они активно влияют на развитие театрального искусства: возникают новые театральные специальности, меняются формы спектаклей, технологии театрального дела.

Цель данной статьи - раскрыть историко-культурные аспекты проекционных декораций, их возникновения и развития в искусстве театра.

1 ЛОГАВ. Ф. Р-118 - Волков В.В. Опись 14. Д. 13.

2

2 Там же.

3

3 Там же.

4 Подскребаева Ю. Знакомьтесь: Рафаэль. Не Санти, но Грановский! [Электронный ресурс]. URL: http://beelvily.do.am/news/znakomtes_rafaehl_ne_santi_no_ granovskij/2012-11 -20-46

176