УДК 7.071.1
17.00.09 Теория и история искусства
ВЫБОРГСКИЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОГО РУССКОГО ХУДОЖНИКА НИКОЛАЯ КОНСТАНТИНОВИЧА РЕРИХА
Мартынова Анастасия Геннадьевна аспирант кафедры культурологии и искусства Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Пушкин-Санкт-Петербург, Россия, MartynovaNastjia@mail.ru
Карельский этап жизни великого русского художника, Николая Константиновича Рериха, относительно известен. Однако, период проживания семьи Рерихов в Выборге исследователями практически не изучен. Известно, что Н.Рерих дружил с финским художником А.Галлен-Калела, и именно тот содействовал тому, чтобы художник остался в финском Выборге в период революционных событий в России. С октября 1918 г. по май 1919 г. семья Рерихов живет в Выборге по адресу: Ladaunkatu (ныне Тургенева), №8. Во время выборгского периода художником была написана картина «Осень» (1919). Картина создана в свойственной художнику фантастичной манере. О других работах с видами Выборга на данный момент ничего неизвестно, однако в каталоге произведений художника, изданного в 1920-х годах в США, под названием каждой картины даны сведения о том, где и когда она была создана. Так, под некоторыми произведениями художника имеется пометка: «Painted in Viborg».Таким образом, сегодня можно сказать о некоторых произведениях мастера, написанных им в Выборге. В первую очередь это известные картины художника: «Покаяние», «Зов колокола. Старый Псков», «Сыновья неба», «Жар земли», «Осень - Выборг», «Отверженный», «Сокровище» и другие. Сыном, Святославом Рерихом, которому на момент нахождения с семьей в Выборге, в 1918 году было 16 лет, также был сделан ряд зарисовок в «Выборгской тетради». Вероятно, неиссякаемое трудолюбие Рерихов породило и другие работы с выборгской тематикой, о которых ученые не знают, поскольку данная тема не исследована
Ключевые слова: НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ, СВЯТОСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ РЕРИХ, ЕЛЕНА РЕРИХ, АКСЕЛИ ГАЛЛЕН-КАЛЛЕЛА, ОСКАР РЕЛАНДЕР, ВЫБОРГ, СОРТАВАЛА, ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА
UDC 7.071.1
17.00.09 Theory and history of arts
VYBORG'S PERIOD OF A GREAT RUSSIAN ARTIST NICHOLAS ROERICH
Martynova Anastasia Gennadievna graduate student of chair of cultural studies and arts Leningrad State University named after A.S. Pushkin, Pushkin, St. Petersburg, Russia, MartynovaNastjia@mail.ru
A Karelian stage in the life of the great Russian artist, Nicholas Roerich, is relatively well-known. However, researchers have not been practically studied the period of residence of the Roerich family in Vyborg. It is known that N. Roerich was friends with the Finnish artist A. Gallen-Kallela, who helped him to remain in Finnish Vyborg in the period of revolutionary events in Russia. From October 1918 to May 1919 the Roerich family lived in Viborg in Ladaunkatu (now Turgenev St.), №8. The painting «Autumn» (1919) was written by the artist during the Vyborg's period. The painting was created in a fantastic manner which was usual for the artist. Unfortunately, at the moment nothing is known about his other works with views of Vyborg. However, in the catalog of his works, published in the USA in the 1920-es , under the name of each picture is given information about where and when it was created. Thus, under some of the works of the artist is the mark: «Painted in Viborg». So, today we can say about some works of master, which he wrote in Vyborg. In the first place, there are famous paintings of the artist: «Repentance», «Call of the bell. Old Pskov», «Sons of the Heavens», «The heat of the Earth», «Autumn - Vyborg», «Les Miserables (Outcast)», «Treasure» and others. As well, in 1918 at the time of staying the family in Vyborg a number of sketches in " Vyborg Notebook" were made by his son, Svetoslav Roerich, who was then 16 years old. Probably, inexhaustible diligence of Roerich gave a rise to other works with the theme of Vyborg, which scientists do not know because this topic has not been investigated
Keywords: NICHOLAS ROERICH, SVETOSLAV ROERICH, HELENA ROERICH, AKSELI GALLEN-KALLELA, OSCAR RELANDER, VYBORG, VIIPURI, SORTAVALA, PAINTING, DRAWING
«Пусть наш Север кажется беднее других земель. Пусть закрылся его древний лик.
Пусть люди о нем знают мало истинного. Сказка Севера глубока и пленительна.
Северные ветры бодры и веселы. Северные озера задумчивы. Северные реки
серебристые...» [14].
Н.К. Рерих
Николай Рерих и Выборг
В 1900-м году Н.К. Рерих становится известным, заявив о себе как археолог, художник, художественный критик, поэт, лектор,
педагог, путешественник, общественный деятель. Широта его знаний, способностей удивляют и вдохновляют. Первую часть своей жизни (до революции) Николай Константинович Рерих (1874-1947) прожил в России. Далее география странствований обширна. Период эмиграции начинается в мае 1917 года, когда он вместе с семьей едет в Сортавалу (Сердоболь)1. В Россию художник уже больше не вернется. В Карелии семья Рерихов жила на берегу залива Юхинлахти в имении Оскара Реландера, позже в самом городе Сортавала, а в период обострения отношений Финляндии и России — переедет на остров Тулолансаари. Этот этап жизни и деятельности Н. К. Рериха более или менее известен. Энергетика Карелии благотворно повлияла на творчество художника. За это время мастером было написано около двухсот живописных работ, повесть «Пламя», пьеса «Милосердие», статьи «Единство», «Священный огонь», «Ко времени», стихи, которые позже вошли в сюиту «Письмена». Но что очень мало отмечается исследователями творчества Рериха -период проживания семьи в Выборге.2
1 Город, расположенный на берегу Ладожского озера.
2 А.П. Соболев, Президент исследовательского фонда Рерихов. Санкт-Петербург. http://ej .kubagro.ru/2016/09/pdf/31 .pdf
Известно, что Н.Рерих дружил с финским художником А.Галлен-
Калела. Существует мнение, что живопись молодого Николая Рериха и
Аксели Галлен-Каллела имеет
сходство, которое отмечали
многие критики и
современники этих
художников. Рериху, по
словам Александра Бенуа,
Балтика подсказала те же
сказки, те же сюжета, что и
Изобр. 2 «Дом с совами» в Выборге в котором финскому художнику.
жила семья Рерихов с осени 1918 г. до весны т-, п
Впервые Рерих познакомился
1919 г., ул. Тургенева д.8
с живописью Галлен-Каллела на Всероссийской культурно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Встретились Н. Рерих и А. Галлен-Каллела в 1917 году в Петрограде, куда оба приехали на большую выставку финского искусства. Н. Рерих входил в почетный комитет этой выставки. Тогда же, в апреле 1917 года, Рерих пригласил Галлен-Каллела погостить у него в Юхинлахти, одном из красивейших мест Приладожья, в имении, принадлежавшем педагогу и фольклористу, ректору сортавальской семинарии Оскару Реландеру [19].
«Мы часто думаем о тебе, - пишет Рерих из Сортавалы, - потому что вот уже больше года, как мы в Финляндии /.../. Я много работаю, природа этих мест мне бесконечно нравится. Мы были бы очень счастливы, если бы ты приехал провести у нас несколько дней. Я бы так хотел показать тебе свои последние работы. Милый друг, у меня к тебе есть просьба. Мне необходимо получить в сенате разрешение на перевод моих картин и красок багажом».
Речь идет об устройстве выставки в Стокгольме, куда Н.К. Рерих намеревался перевезти картины. Финский друг и коллега тут же откликнулся на эту просьбу, и Рерих торопится поблагодарить его: «Мой дорогой друг Аксель! Я тебя искренне благодарю за любезное письмо ...Мы будем очень счастливы увидеть тебя и твоего сына в Тулокансаари». Финские власти не одобрили революцию 1917 год, происшедшую в России, и потому русским, оставшимся за кордоном, отделившим тогда Финляндию от России, пришлось испытать
определенные трудности. И снова Рерих вынужден обращаться за помощью к А. Галлен-Каллеле: «Мой милый друг Аксель! Надеюсь, что это письмо еще застанет тебя в Каяни. Нужно, чтобы ты срочно рекомендовал меня губернатору Выборга господину Хекселю. В противном случае очень возможно, что мне придется покинуть Финляндию.». Финский художник оказал содействие, благодаря чему Рерих не только покинул страну, но и успешно участвует в организации своей первой в скандинавских странах персональной выставки в ноябре 1918 года [19].
Таким образом, летом 1918 г. семья Рерихов живет на острове Тулолансаари в доме купца Баринова. В августе Николай Рерих пишет Галлен-Каллеле: «Меня информировали, что с 1 сентября снова начнется выселение русских, проживающих в Финляндии. На этот раз никто не
сможет остаться. Потому что оставят только тех, у кого есть работа или жилье. Не имея ни того, ни другого, я окажусь среди высланных. <...> Если бы нас не преследовали, мы бы остались здесь еще на три недели, а на зиму бы остались в Выборге (у нас уже там намечено жилье). Галлен-Каллела пишет в канцелярию губернатора и просит выдать Н. К. Рериху официальное разрешение остаться в Финляндии: «Просьба. Могу настоящим подтвердить, что мой знакомый и друг, русский подданный, художник господин Николай Рерих заслуживает всестороннего доверия и возможности пребывания в стране, где ему будет угодно, для чего ему нужно выдать официальное разрешение остаться в Финляндии. Мне будет очень стыдно, если иностранного художника, господина Рериха, не уважат и без визы вышлют. Своей подписью прошу официальные власти, чтобы господину Рериху оказали всяческое содействие и поддержку на время его пребывания у нас в стране». Видимо, вскоре такое разрешение было получено. И уже в письме к Ивану Михайловичу Степанову в Петербург, датированному 11 октября, Н. К. Рерих сообщает свой новый адрес: Ширин. Ladaunkatu, №8, кв. 2. В письмах к Сергею Павловичу Дягилеву4
3 Н. К. Рерих — И. М. Степанову, С. П. Яремичу 11 октября 1918
Петербург.
Морская, 38. Музей.
Ивану Михайловичу Степанову.
Дорогие И[ван] М[ихайлович] и Ст[епан] П[етрович], с весны не имею никаких вестей от Вас на все мои письма и заявления о приезде и возможности денежного существования. Теперь еду на месяц в Стокгольм — устроить выставку, необходимо что-нибудь заработать; вопрос пропитания очень тяжёл. Мы уже приблизились больше, чем на полпути, новый адрес: Wiipuri. Ladanukatu № 8. кв. 275. Дороговизна — устрашающая! Чем только люди живут? Привет мой Ал[ександру] Ник[олаевичу]. Дайте весточку — хотя въезд в Питер и воспрещён, письма иногда доходят. Обрадуйте! Ваш НР. 11 окт. 1918.
РГАЛИ. Ф. 873, И. М. Степанов, оп. 1, д. 4, л. 24-24об. Автограф открытого письма. Штемпель неразборчив.
4 Приводим пример письма от 12 ноября 1919 г. Письмо Н. К. Рерих к С. П. Дягилеву Дорогой Сергей Павлович.
Как хочется мне, наконец, сговориться с Тобою. С письмами творится что-то невозможное. Не знаю, получил ли Ты мои письма? От Тебя, кроме одной депеши, я ничего не имею. От Лейчестерской Галереи я получил только дополнительное письмо, а главное письмо с условиями до меня так и не дошло. Моя депеша в Галерею была «stopped from censor». Надеюсь, что хоть это письмо до Тебя достигнет. Дело в том, что мне очень хочется ехать в Лондон и Париж; не можешь ли мне помочь получить разрешение? Выставка моя была в Стокгольме (где выбыла 21 вещь и купил Национальный Музей) и в Копенгагене.
от 8 декабря 1918 г. и 12 февраля 1919 г. Николай Рерих повторяет его же. Из этого следует, что семья Рерихов местожительство в городе Выборге не меняла, а находилась по одному адресу. Жили они там до мая 1919 года. После, переехав в Швецию и получив там британскую визу, через Норвегию Рерихи отплыли на корабле в Англию. Куда и прибыли летом 1919 г.
Русский художник Николай Рерих впервые посетил Выборг во время своих поездок с «художествено - археологической» целью в 1903-1904 гг. Он интересовался старыми городами, в которых художник «открывал для себя Россию». Вначале Рерих знакомится с Нарвой, где русская и шведская крепости стоят друг против друга, позже - с Выборгом, его замком и парком «Монрепо». Болезнь вынуждает Н.Рериха жить в 1916-1918 годах в Сердоболе (Сортавале). После Великой Октябрьской социалистической революции ему всего лишь раз удалось побывать в Петрограде. Вскоре фронт гражданской войны в Финляндии отрезал художника от Родины. В Петрограде осталась мать, братья, сестра. До возвращения в Советскую Россию Рерих хотел осуществить давнюю мечту - путешествие на Восток. Из Сердоболя он едет в Выборг, отсюда, собственно, и начался его «индийский путь». Как пишет выборгский краевед Е.Е.Кепп, к сожалению,
Ведь отзывы были весьма хороши. Теперь я дополню выставку и устрою её в Апреле в Гельсингфорсе, а к Маю могу ехать с семьёю.
Считаю, что наше дело теперь — пропагандировать Россию во всех областях. Здесь, в Финляндии, — дело маленькое, надо выступать шире. То же я говорю Л. Андрееву и тащу его в Париж. Извести, милый, что можно сделать для моего приезда и для моего выступления.
Буду с нетерпением ждать Твой ответ. Адрес: Wiborg, Ladaunkatu, № 8, или через английского вице-консула в Выборге Frisk. Буду сердечно рад с Тобою увидаться после всего пережитого. По сю сторону надо держаться вместе и утверждать русское искусство за границей. Ты продолжаешь творить большое русское дело, которое становится всё более насущным.
Жена моя шлёт Тебе привет и стремится ехать за границу. Сердечно Тебе предан. Н. Рерих
12.11.1919
Семья моя: жена Елена Ивановна, Юрий, Святослав — сыновья. Библиотека Гранд Опера. Фонд Б. Кохно.
Публикуется по: Н.К. Рерих. 1919-1920. Санкт-Петербург. КОСТА. 2011. http://ej .kubagro.ru/2016/09/pdf/31 .pdf
об этих событиях сохранились только скупые строки в книге «Рерих», изданной в 1939 году в Риге. В Выборге в 1918 году художник один, без денег, без друзей. Его всюду ищет его почитатель, и находит супругу Елену Ивановну, верную спутницу художника, а через нее находит и самого Н.К.Рериха. Организует выставку картин художника, которая имела большой успех и открылась 8 октября 1918 года в Стокгольме [5]. После окончания выставки художник поспешил в Выборг, где оставились супруга Елена Николаевна и сыновья [8].
Отметим, что по поводу пребывания Рериха в Выборге данные несколько противоречивы. В статье «Сказка Севера глубока и пленительна». Николай Рерих в Финляндии» газеты «Голос Финляндии» отмечается, что Рерих был в Выборге летом 1918 года [21]. В другой статье, «Культурные проекты замка» газеты «Выборг» от 8 августа 2014 г. пишут: «Известно, что сохранился дом, в котором Николай Рерих жил и работал в Выборге в 1918 году. В настоящее время проводятся соответствующие изыскания в финских и выборгском архивах» [1]. Однако, это не так. Изысканий не проводилось, а в выборгском архиве (ЛОГАВ), документов, о семье Рерихов нет. Автор работала со всеми документами архива, находящихся в открытом доступе, которые касаются художников, изобразивших в своем творчестве Выборг. Впрочем, на наш взгляд, изыскания такого плана и не нужны, поскольку известно, что Рерихи жили в Выборге с осени 1918 до весны 1919 г. в доходном доме (в обиходе «доме с совами»)5 по ул.Тургенева6 д.8 (бывш. Juteininkatu, в составе Финляндии до 1939 г., или Ладоуская ул., в составе России до 1917 г.). Это известно из его писем, тексты которых опубликованы в свободном доступе.
5 Дом доходный, рубеж XIX-XX вв. Построен в 1909 г. Арх. О.Вартиоваара (O.Vartiovaara). Здесь в сентябре 1917 г. жил Ленин В.И. Постановка на государственную охрану указом Президента РФ № 452 от 05.05.1997 г.
6См. старые названия улицы: 188800.ru/vyborg_street.htm http://ej .kubagro.ru/2016/09/pdf/31 .pdf
Интересно, что сам Н.К.Рерих допускает ошибку, при написании улицы, на которой жил, назвав ее то ЬаёаипкаШ, то ЬаёапикаШ. Однако,
Изобр.4 Николай Константинович Рерих "Выборг. Осень", 1919 г. Тонированная бумага на картоне, смешанная техника, 23,5 х 635 см. Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва
написание улицы в письмах он ставит все же под вопросом. Отметим, что на старых картах название данной улицы пишется как ЬаёаипкаШ, на
о
картах начала ХХ в. - ЬаёопкаШ.
Во многих источниках можно прочесть, что на доходном доме, в котором жила семья Рерихов в Выборге планировалось повесить в 2015 году мемориальную доску, собирались подписи. Но это не было осуществлено. За месяц до залпа «Авроры», перебираясь из Гельсингфорса поближе к Петрограду, В.И. Ленин провел один день на улице Вилкеенкату, 179 - на квартире Э. Хуттунена, главного редактора местной газеты «Тюэ» (Труд). А затем перешел на постой к другому журналисту -Ю. Латукке, жившему в предместье Таликкала на Александринкату [2].
7 Наше мнение совпадает с мнением к.и.н, Мошник Ю.И.
8 Наше мнение совпадает с мнением к.и.н, Мошник Ю.И. Старых карт много размещено на сайтах «Это место» и «ТегуоИ». Происхождение названия улицы обычное, именное, от фамилии бургомистра Кристофера Ладо. Подробной информации о нем нет, однако К. Ладо упоминается у Й.Руута в «Истории Выборга» (1906), но без каких-либо подробностей. Возможно, более подробную информацию можно узнать в архивах на шведском или немецком языках, в Национальном архиве Финляндии ((КашаШзагИзШ), г.Хельсинки, Финляндия.
9 Журналист допускает ошибку в статье назвав УПккеепкаШ (Вилькеская ул.), ныне ул. Володарского (при СССР Володарская ул.) улицей Тургенева (д.8). Указанный дом находится на пересечении Тургенева и Володарского.
Любопытно, что на доме, где Рерихи временно, но жили в Выборге, а Ленин останавливался всего на сутки, висит только мемориальная доска, посвященная пребыванию в этом доме В.И.Ленина в 1917 г.
Несомненно, особенным в проживании Николая Константиновича Рериха в Выборге делают его картины, написанные за это время. В одном из каталогов произведений художника, изданных в 1920-х годах в США, под названием каждой картины даны сведения о том, где и когда она была создана. Так под некоторыми произведениями художника имеется пометка: «Painted in Viborg». По мнению Андрея Петровича Соболева, президента исследовательского фонда Рерихов в Санкт-Петербурге, с уверенностью можно сказать о некоторых произведениях мастера написанных им в Выборге. В первую очередь это известные картины художника «Покаяние», «Зов колокола. Старый Псков», «Сыновья неба», «Жар земли», «Осень — Выборг», «Отверженный», «Сокровище» и другие произведения. В каталоге приведены сведения и о владельцах картин Н.К. Рериха в Выборге: это М.И. Шейнин, С.Л. Гуревич, А.М. Тумаркин, С.И. Розенталь, Г. Гроенросс, Руднев и др.10
10 А.П. Соболев. Президент исследовательского фонда Рерихов. Санкт-Петербург http://ej .kubagro.ru/2016/09/pdf/31 .pdf
В соответствии с авторским списком художественных произведений (картин) Н.К.Рериха за 1917-1924 гг. (с параллельными данными из списка в монографии «Roerich. Himalaya» (1926) и перечня В.В.Соколовского (1978) на сайте roerich.org), Н.К.Рерихом во время его выборгского периода был написан целый ряд картин: «Вечер» (1918). Масло, темпера.
Из собрания М.И. Шейнина. Выборг. №96 в Авторском списке картин
художника за 1917-24 гг., «Дождевые
облака» (1918). Пастель. Из собрания М.И. Шейнина.
Изобо. 5. Н.К. Реоих «Град умевший» (1918) (до. название Выборг. №93 в Обреченный/ Мертвый город). Темпера, 44,5 хб/,2 см. из Авторском списке
картин художника за 1917-24 гг. картин художника за
1917-24 гг., «Сын Бога» (1918). (Библ. Кн. Быт. 6). Масло. Из собрания С.И.Розенталя. Выборг. №39 в Авторском списке картин художника за 1917-24 гг. Др. название11 Сыновья неба, «Град умерший» (1918).Темпера12. Из собрания С.И.Розенталя. Выборг. №9 в Авторском списке картин художника за 1917-24 гг. Др. название Мертвый город, «Победитель» (1918). Масло. Из собрания Г. Гронросс. Выборг. №3 в Авторском списке картин художника за 1917-24 гг. Др. название Победитель, «Закат» (1917). Карельская сюита. Масло. Из собрания
11 Все другие данные по Соколовскому В.В. Художественное наследие Николая Константиновича Рериха (перечень произведений с 1885 по 1947 годы) // «Н.К. Рерих. Жизнь и творчество»: Сборник статей. - М.: Изобразительное искусство, 1978. - С. 259-304.
12 Темпера по списку и по авторскому автографу Н.К. Рериха http://www.roerich.org/materials/list1917-1924.html Однако, на сайте музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке написано, что материал масло на панели http://www.roerich.org/museum-paintings-catalogue.php
А.М.Тумаркина. Выборг. №20 в Авторском списке картин художника за 1917-24 гг. Др. название Заход солнца, «Скала ворона» (1918) (КагпеБаап). Масло. Из собрания М.И. Шейнина. Выборг. №69 в Авторском списке картин художника за 1917-24 гг. Др. название Карнессаари. Воронья скала, «Осенний убор» (1918). Пастель. Из собрания С.И.Розенталя. Выборг. №109 в Авторском списке картин художника за 1917-24 гг. Др. название Осенний наряд, «Дозорные» (1917). Эскиз. Из собрания С.Л. Гуревича. Выборг. №72 в Авторском списке картин художника за 1917-24 гг. Др. название Караульщик. Набросок.
Картина «Выборг. Осень» Николая Рериха
На сегодняшний день известна единственная картина Рериха, с изображением Выборга, созданная в свойственной ему фантастичной манере - «Выборг. Осень», 1919 г. Тонированная бумага на картоне, смешанная техника. Размеры ее небольшие: 23,5 х 63,5 см. Находится эта работа в Международном Центре-Музее им .Н.К.Рериха, в Москве. У этой работы встречаются и другие варианты названий: «Осень. Выборг», «Карельский пейзаж».13 В каталоге передвижной американской выставки картина датировалась 1918 г., в каталоге Нью-йоркского музея - 1919 г.14
Рериховский пейзаж - это берег моря, обязательно северного, -низкий, плоский, на который набегают серые волны, или крутой, где скалы напоминают окаменелые чудовища. Это зеленые просторы, покрытые валунами, как бы проросшими из земли, и дальние округлости холмов, среди которых неслышно текут синие реки [12]. Многообразен мир природы Рериха. Скромные натурные этюды сочетаются с историческими реминисценциями, фантастическими образами. Но над каким бы пейзажем
13 См: http://roerich-museum.org/kartina-niko1aya-konstantinovicha-reriha-vyiЬorg-osen-1919-god/
14 См: http://ga11ery.facets.ru/show.php?id=408&info
он ни работал, каждое его творение звучит гимном вечной красоте природы [6].
О "Белой даме" Н.К. Рериха. Есть ли связь с Выборгом?!
Изобр.5 Н.К.Рерих "Белая дама", 1919
Изобр.6 Н.К.Рерих "Белая дама", 1919 Эскиз к картине «Белая дама», 1919. Бумага, карандаш, 18x10см. Государственный музей искусства народов востока. Наследие Рерихов (Москва). Инв. 5487 II
Если говорить о работе Николая Константиновича Рериха «Белая дама», то некоторые авторы находят в мотивах картины связь с Выборгом. Так ли это?! По мнению А.П. Соболева, президента исследовательского фонда Рерихов (Санкт-Петербург), скорее всего, для написания картины «Белая дама» художник использовал архитектурный интерьер городских построек Выборга. А.П. Соболев в связи с этим отмечает, что семья Рерихов жила в Выборге с 1918 г. до мая 1919. После переехав в Швецию и
получив там британскую визу, через Норвегию они отплыли на корабле в Англию. Куда и прибыли летом 1919 г.[3]
Однако, по данным сайта Государственного музея искусства народов востока. Наследие Рерихов (Москва), на работе изображен ABO Slott (Замок Або в Турку, Финляндия). И на эскизе к картине так же самим Рерихом написано Abo Slott [11]. На сайте Санкт-Петербургского Государственного Музея-института семьи Рерихов отмечено, что прибалтийская тема появляется в картинах Рериха после 1910 года, он часто бывает в Риге и Таллине (бывший Ревель), летом живет в Хаапсалу (Гапсаль). Море, усеянное валунами, скалистые островки, шпили старинных городов, мифы и легенды - все это оживает в картинах «Варяжское море», «За морями земли великие», «Старый король», «Белая Дама» и др.[19]
В 1910 году Рерих посетил Ревель и Гапсаль (ныне Таллинн и Хаапсалу). Эстонские впечатления отразились некоторым образом в творчестве. Он прямо об этом пишет в очерке «Эстония», напечатанном в 1938 году в латышском журнале «Zelta grämata» (сам Рерих был в это время в Гималаях). «Второй приезд в Гапсаль - через много лет - был уже в 1910-ом году. Там же были написаны несколько картин. «За Морями Земли Великие» - эта картина была впечатлением побережья. Северянка, навстречу дальнему ветру, мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной стране, которая живет в сердце человеческом. Тогда же был написан эскиз к «Пути Великанов». Там же оформился «Варяжский мотив», а дума о ревельских башнях послужила для картины «Старый Кор оль». А вот еще отрывок из очерка: «В Гапсале привлекли внимание развалины старого замка. Особенно же присмотрелись мы к ним, когда услышали легенду о белой даме, появляющейся в готическом окне. Скептики уверяли, что при известном положении луны получались очертания фигуры, но хотелось верить, что это не отсвет лунный, а сама
белая дама, появляющаяся перед чем-то особенным. Тогда же рассказывали нам и легенды древних ревельских башен и сказания о замках Лоде и Таубе - все это было необычно, и после тишины изварских лесов и озёр шум морского прибоя тоже гремел какую-то увлекательную северную сагу» [15].
Интересно, но эту легенду рассказывают и сейчас, когда приезжаешь смотреть Хаапсалуский замок, а точнее его развалины. В своей книге «Николай Рерих. Самое раннее» исследователи Павел Беликов и Валентина Князева отмечают: «Неизгладимо врезалось в память Николая Константиновича путешествие, проделанное в пятилетнем возрасте. Выехали из Извары в большой карете, запряженной четверкой. Карета увозила семью в Гапсаль - известный курорт на берегу Балтийского моря. По пути останавливались для осмотра Ивангородской крепости и сурового Германовского замка в Нарве. Поразил и Ревельский вышгород с его башнями, крутыми черепичными крышами домов. В Гапсале привелось услышать легенду о замурованной когда-то в стене рыцарского замка девушке. С тех пор в осенние лунные ночи показывается она в окне мрачного призамкового храма. Привидение, названное «Белой дамой», ходили смотреть и родители Николая Константиновича. Правда, взрослые толковали что-то о лунных лучах, освещающих через боковое окно внутреннюю стену храма, но для ребенка эти объяснения были туманны и неясны. Ребенку гораздо понятнее был рассказ церковного сторожа о молодом монахе, полюбившем девушку, о коварном настоятеле монастыря, проведавшем об их любви, и трагическом конце возлюбленных - казни монаха и заживо замурованной [16] девушке» [4].
В очерке «Эстония» Рерих пишет лишь о повторном посещении Таллинна и Гапсаля в 1910 году. Эта поездка была связана с важными творческими замыслами, оживила в памяти яркие воспоминания детства о первым пребывании в Эстонии, поэтому художник отводит ей особое
место в биографическом очерке из серии «Листы дневника».
Судя по другим источникам, Рерих посещал Эстонию неоднократно. Так, в
одном из писем он замечает: «Часто
вспоминаю я серебристые башни Таллинна, и
Гапсаль с призрачной белой дамой, и Иван -
город с трагической легендой под волнами
Норовы. Много раз побывали там повсюду».
Влекли Рериха в Эстонию и вообще в
Прибалтику прежде всего научные интересы.
Он занялся раскопками еще будучи
гимназистом, а в студенческие годы уже
состоял членом Археологического общества и
проводил по его поручению специальные Изобр.7 Юрий Рерих, 1918 год
изыскания [17].
Интересно, что сын Николая Рериха, Юрий, также воплощает сюжет с белой дамой на тонированной бумаге тушью: «Дама в саду» (1917). Хотя Юрий добился светлого впечатления, его исполнение скорее носит характер эскиза [18]. Таким образом, Рерих изображает на картине Замок Або (Турку,
Изобр.8 «Нюландский гусар. 1918 год Ноябрь». Рис. с натуры С.Рериха. стр.3 «Выборгской тетради». Бумага тетрадная в клетку, графитный карандаш, гуашь, 22 х 17,8 см. Музей Н. Рериха, Нью-Йорк, США.
Финляндия), добавляя фигуру "Белой дамы" из легенды про Хаапсалуский замок (Эстония).
«Выборгская тетрадь» Юрия Николаевича Рериха (1902-1960)
Выборгская тетрадь» - это сборник выборгских рисунков сына Н.К.
Рериха - Юрия, выполненных на листах обычной тетради в клетку. Надо отметить, что большинство рисунков выполнены с долей юмора. На тот момент Юрию было 16 лет. Среди работ тетради: «Нюландский15 гусар. 1918 год. Ноябрь», «Тип обыкновенного финского солдата. 1918 год.
Изобр.9 «Офицер и оруженосец. Март 1918 года». Рис. с натуры С.Рериха. стр.10 «Выборгской тетради». Бумага тетрадная в клетку, графитный карандаш, гуашь, 22 х 17,8 см. Музей Н. Рериха, Нью-Йорк, США.
Изобр.10 «Полицейский финн гр.Выборга 1918 год. Ноябрь». Рис. с натуры С. Рериха. стр.1 «Выборгской тетради». Бумага тетрадная в клетку, графитный карандаш, гуашь, 22 х 17,8 см. Музей Н. Рериха, Нью-Йорк, США.
15 Шр8://гц.'шк1ре&а.о^/'шк1/Нюландская губерния Губерния Уусимаа (фин. иЫепшаап 1ааш, швед. Nylands 1ап) — губерния (ляани) Финляндии, существовавшая с 1831 года по 1997 год. До 1917 года называлась Нюландской губернией Великого княжества Финляндского.
Ноябрь», «Офицер и оруженосец. Март 1918 год», где оруженосцем выступает маленький мальчик. «Полицейский финн города Выборга. 1918 год. Ноябрь» - своего рода карикатура. Юрий изображает как на
отвернувшегося полицейского, подняв заднюю лапу, справляет
нужду небольшая собака. Рисунок «Финская красавица. Ноябрь 1918 год» (на с.9 «Выборгской тетради) -изображение финской полноватой
Изобр. 11 «Тип обыкновенного финского солдата. 1918 год Ноябрь». Рис. с натуры С.Рериха. стр.2 «Выборгской тетради». Бумага тетрадная в клетку, графитный карандаш, гуашь, 22 х 17,8 см. Музей Н. Рериха, Нью-Йорк, США.
модницы в фетровой шляпе, длинном драповом пальто, сапожках на каблуках. Девушка греет руки в муфте. «Финский кавалерист. Ноябрь 1918 года» интересен также своим юмористическим подтекстом.
Изобр.12 «Уголок Выборга 1918 г. Ноябрь». Рис. с натуры С.Рериха. стр.8 «Выборгской тетради». Бумага тетрадная в клетку, графитный карандаш, гуашь, 22 х 17,8 см. Музей Н. Рериха, Нью-Йорк, США.
Ю. Рерих изображает запряженную очень худую, еле плетущуюся лошадь, за которой, оскалив зубы бежит собака. Впереди кавалериста - мальчик на игрушечной лошади на палке. На рисунке «Финский обоз в движении.
К/их -.Л Кдп ц
Изобр. 13 «Финская красавица 1918 год. Ноябрь». Рис. с натуры С.Рериха. стр.9 «Выборгской тетради». Бумага тетрадная в клетку, графитный карандаш, гуашь, 22 х 17,8 см. Музей Н. Рериха, Нью-Йорк, США.
1918 год. Ноябрь» Юрий изображает аналогичную худую лошадь. Впереди повозки бежит маленькая собачонка, тяфкающая на лошадь. Над человеком в телеге Ю.Рерих также изображает летящую птицу. Извозчик бьет кнутом лошадь и, как изобразил схематично художник, из ее крупа падают экскременты. «Уголок Выборга. 1918 год. Ноябрь» (с. 8 «Выборгской тетради») по нашему
предположению изображает угол Торккелинкату (ныне пр. Ленина). По
мнению пользователя adromy4 живого журнала (1ivejourna1.com) Юрий Рерих изображает салон Рикктеп'а [7]. С левой стороны мы видим
также вывеску с головой
http://ej.kubagro.rU/2016/0 Изобр.14 «Финский обоз в движении 1918 год. Ноябрь». Рис. с натуры
С.Рериха. стр.6 «Выборгской тетради». Бумага тетрадная в клетку, графитный карандаш, гуашь, 22 х 17,8 см. Музей Н. Рериха, Нью-Йорк, США.
животного
(собака или свинья) с надписью Р1Багаа (что в переводе с финского означает капли). Не менее интересный рисунок «Чистильщик сапог города Выборга. Эспланада» (1918) (с.11 «Выборгской тетради»). Уличный чистильщик сапог натирает щеткой с гуталином обувь мужчины, сидящего на лавочке.
Нам представляется, что работа Н.К.Рериха с выборгской темой под названием «Выборг. Осень», 1919 г. не единственная. Вероятно, что неиссякаемое трудолюбие породило и другие работы с выборгской тематикой, о которых исследователи не знают, поскольку столь интересная тема практически не исследована. Более тщательное изучение тематики работ Н.К.Рериха, посвященных Выборгу и окрестностям, возможно, откроет для зрителя новые работы великого художника, или будут пересмотрены в другом качестве известные картины Рериха.
Изобр.16 «Рисовал с нат. С.Рерих. Чистильщик сапог города Выборга. Эспланада». стр.8 «Выборгской тетради». Бумага тетрадная в клетку, графитный карандаш, гуашь, 22 х 17,8 см. Музей Н. Рериха, Нью-Йорк, США.
Изобр. 17 Николай и Юрий Рерих
Список литературы
1. Андреева И. «Культурные проекты замка» газета «Выборг» № 116 (17269), 08 августа 2014, пятница [Электронный ресурс]. URL: http://gazetavyborg.ru/article.php?table=events&item=56044707&album=null
2. Выборгские ведомости, 08.11.2006. День 7 ноября - черный день [Электронный ресурс]. URL: http://vyborg-press.ru/articles/170/users/12/
3. Vbrg.ru. Сборник публикаций «Судьба Выборга в геокультурном пространстве Карелии». Региональная научно-практическая конференция 25 октября 2008 года г.Выборг [Электронный ресурс]. URL:
http://www.vbrg.ru/articles/proekt_karelija/sbornik_publikatsijj_sudba_vyborga_v_geokult
urnom_prostranstve_karelii_regionalnaja_nauchno-
prakticheskaj a_konferentsij a_25_oktj abrj a_2008_goda_g_vyborg/
4. Dazzle.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.dazzle.ru/man/white.shtml
5. Кепп Е.Е. Они были в Выборге. Художник, ученый, археолог // Выборгский коммунист, 1974, 16 ноября.
6. Князева В.П. Николай Рерих. Летопись жизни и творчества. - СПб., 1994. - 160 с. -С. 92
7. Livejournal.com. Adromy4. [Электронный ресурс]. URL: http http://adromy4 livejournal.com/493734.html?thread= 1897638
8. Марианис А. Николай Рерих. Творческий путь: альбом-биография. [Электронный ресурс]. URL:
https://books.google.ru/books?id=ZBmmCwAAQBAJ&pg=PA98&lpg=PA98&dq=%D1%80
%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B8+%D0%B2+%D0%B2%D1%8B%D0%B1
%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B5&source=bl&ots=YYilpzEbuu&sig=F8YMosKlEntn
kz3QG26AGVep7z8&hl=ru&sa=X&sqi=2&ved=0ahUKEwjels_SzbjPAhWIWiwKHbCVDk
QQ6AEI0zAG#v=onepage&q=%D1%80%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B8%
20%D0%B2%20%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B5&f=fa
lse
9. Музей картин семьи Рерихов. Картина Николая Константиновича Рериха. Выборг Осень 1919 год день [Электронный ресурс]. URL: http://roerich-museum.org/kartina-nikolaya-konstantinovicha-reriha-vyiborg-osen-1919-god/
10. Н. Надточий «Рерих и Эстония». К столетию со дня рождения Н.К. Рериха . «Лооминг», №12, 1974 [Электронный ресурс]. URL: http://www.roerich.ee/articles/rus_011274.htm#4
11. Orientmuseum-roerich.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.orientmuseum-roerich.ru/roerich_nikolas/white_lady_sketch.shtml?adm=31b0d77a265ea3f6d9eda6d047684 9fc
12. Полякова Е.Е. Рерих. - М.: Искусство, 1973. - 344 с. - С. 120
13. Ингрида Раудсепа. Рисунки и картинки Юрия Рериха 1917-1918 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.latvijasrerihabiedriba.lv/images/konference/JR100/IRkr.htm
14. Н. Рерих «Подземная Русь» [Электронный ресурс]. URL: http://www.magister.msk.ru/library/roerich/roer321 .htm
15. Н.К. Рерих «Эстония» Рерихов [Электронный ресурс]. URL: http://www.roerich.ee/books/zg_21-24.htm
16. Сайт «Николай Рерих». Николай Рерих. Самое раннее. Книга Павла Беликова и Валентины Князевой Рерихов [Электронный ресурс]. URL: http://roerih.ru/belikov2.php
17. Рерих [Электронный ресурс]. URL: http://www.roerich.ee/articles/rus_011274.htm#4
18. Рисунки и картины Юрия Рериха 1917-1918 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.latvijasrerihabiedriba.lv/images/konference/JR100/IRkr.htm
19. Санкт-Петербургский Государственный Музей-институт семьи Рерихов [Электронный ресурс]. URL:
http://www.roerich.spb.ru/story/s-13-po-18-sentyabrya-sostoyalsya-vyezdnoy-seminar-dlya-sotrudnikov-muzeya-instituta-semi
20. Соколовский В.В. Художественное наследие Николая Константиновича Рериха (перечень произведений с 1885 по 1947 годы) // «Н.К. Рерих. Жизнь и творчество»: Сборник статей. - М.: Изобразительное искусство, 1978. - С. 259-304.
21. Трифонов В. «Сказка севера глубока и пленительна» Николай Рерих в Финляндии // Голос Финляндии. - С. 15.
22. Федеральный информационно-аналитический журнал «Сенатор». Е. Сойни «Пылающие сердца» [Электронный ресурс]. URL: http://www.senat.org/Finland/FIN-Kale-5.html
References
1. Andreeva I. «Kul'turnye proekty zamka» gazeta «Vyborg» № 116 (17269), 08 avgusta 2014, pjatnica [Jelektronnyj resurs]. URL:
http://gazetavyborg.ru/article.php?table=events&item=56044707&album=null
2. Vyborgskie vedomosti, 08.11.2006. Den' 7 nojabrja - chernyj den' [Jelektronnyj resurs]. URL: http://vyborg-press.ru/articles/170/users/12/
3. Vbrg.ru. Sbornik publikacij «Sud'ba Vyborga v geokul'turnom prostranstve Karelii». Regional'naja nauchno-prakticheskaja konferencija 25 oktjabrja 2008 goda g. Vyborg [Jelektronnyj resurs]. URL:
http://www.vbrg.ru/articles/proekt_karelija/sbornik_publikatsijj_sudba_vyborga_v_geokult
urnom_prostranstve_karelii_regionalnaja_nauchno-
prakticheskaj a_konferentsij a_25_oktj abrj a_2008_goda_g_vyborg/
4. Dazzle.ru [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.dazzle.ru/man/white.shtml
5. Kepp E.E. Oni byli v Vyborge. Hudozhnik, uchenyj, arheolog // Vyborgskij kommunist, 1974, 16 nojabrja.
6. Knjazeva V.P. Nikolaj Rerih. Letopis' zhizni i tvorchestva. - SPb., 1994. - 160 s. - S. 92
7. Livejournal.com. Adromy4. [Jelektronnyj resurs]. URL: http http://adromy4.livej ournal. com/493 734.html?thread= 189763 8
8. Marianis A. Nikolaj Rerih. Tvorcheskij put': al'bom-biografija. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://books.google.ru/books?id=ZBmmCwAAQBAJ&pg=PA98&lpg=PA98&dq=%D1%80 %D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B8+%D0%B2+%D0%B2%D1%8B%D0%B1 %D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B5&source=bl&ots=YYilpzEbuu&sig=F8YMosKlEntn kz3QG26AGVep7z8&hl=ru&sa=X&sqi=2&ved=0ahUKEwjels_SzbjPAhWIWiwKHbCVDk QQ6AEI0zAG#v=onepage&q=%D1%80%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B8% 20%D0%B2%20%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B5&f=fa lse
9. Muzej kartin sem'i Rerihov. Kartina Nikolaja Konstantinovicha Reriha. Vyborg Osen' 1919 god den' [Jelektronnyj resurs]. URL: http://roerich-museum.org/kartina-nikolaya-konstantinovicha-reriha-vyiborg-osen-1919-god/
10. N. Nadtochij «Rerih i Jestonija». K stoletiju so dnja rozhdenija N.K. Reriha . «Looming», №12, 1974 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.roerich.ee/articles/rus_011274.htm#4
11. Orientmuseum-roerich.ru [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.orientmuseum-roerich.ru/roerich_nikolas/white_lady_sketch.shtml?adm=31b0d77a265ea3f6d9eda6d047684 9fc
12. Poljakova E.E. Rerih. - M.: Iskusstvo, 1973. - 344 s. - S. 120
13. Ingrida Raudsepa. Risunki i kartinki Jurija Reriha 1917-1918 gg. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.latvijasrerihabiedriba.lv/images/konference/JR100/IRkr.htm
14. N. Rerih «Podzemnaja Rus'» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.magister.msk.ru/library/roerich/roer321 .htm
15. N.K. Rerih «Jestonija» Rerihov [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.roerich.ee/books/zg_21-24.htm
16. Sajt «Nikolaj Rerih». Nikolaj Rerih. Samoe rannee. Kniga Pavla Belikova i Valentiny Knjazevoj Rerihov [Jelektronnyj resurs]. URL:
http://roerih.ru/belikov2.php
17. Rerih [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.roerich.ee/articles/rus_011274.htm#4
18. Risunki i kartiny Jurija Reriha 1917-1918 gg. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.latvijasrerihabiedriba.lv/images/konference/JR100/IRkr.htm
19. Sankt-Peterburgskij Gosudarstvennyj Muzej-institut sem'i Rerihov [Jelektronnyj resurs]. URL:
http://www.roerich.spb.ru/story/s-13-po-18-sentyabrya-sostoyalsya-vyezdnoy-seminar-dlya-sotrudnikov-muzeya-instituta-semi
20. Sokolovskij V.V. Hudozhestvennoe nasledie Nikolaja Konstantinovicha Reriha (perechen' proizvedenij s 1885 po 1947 gody) // «N.K. Rerih. Zhizn' i tvorchestvo»: Sbornik statej. - M.: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1978. - S. 259-304.
21. Trifonov V. «Skazka severa gluboka i plenitel'na» Nikolaj Rerih v Finljandii // Golos Finljandii. - S.15.
22. Federal'nyj informacionno-analiticheskij zhurnal «Senator». E. Sojni «Pylajushhie serdca» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.senat.org/Finland/FIN-Kale-5.html