Научная статья на тему 'Советская живопись: особенности жизненного пути и творчества выборгского художника Александра Дмитриевича Агушева (1899-1988). Личность мастера в воспоминаниях современников'

Советская живопись: особенности жизненного пути и творчества выборгского художника Александра Дмитриевича Агушева (1899-1988). Личность мастера в воспоминаниях современников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
147
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. Д. АГУШЕВ / ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК / ВЫБОРГ / VYBORG / ХУДОЖНИК / ARTIST / ПЕЙЗАЖ / LANDSCAPE / ЖИВОПИСЬ / PAINTING / КАРЕЛЬСКИЙ ПЕРЕШЕЕК / KARELIAN ISTHMUS / VYBORG CASTLE / A.D. AGUSHEV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мартынова Анастасия Геннадьевна

В статье рассказывается о жизни и творчестве талантливого выборгского художника А. Д. Агушева. Информация о мастере обрывочна. Профессиональные искусствоведы, современный рядовой зритель об Агушеве не знают. Введение в научный и художественный оборот имени А. Д. Агушева позволяет дополнить, качественно расширить историю масляной пейзажной живописи середины XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET PAINTING: LIFE AND WORK OF A VYBORG ARTIST ALEXANDER DMITRIEVICH AGUSHEV (1899-1988) IN THE MEMORIES OF HIS CONTEMPORARIES

The article tells about life and work of a talented Vyborg artist A.D. Agushev. Professional art-critics and art amateurs alike know nearly nothing about him. The introduction ofA.D. Agushev’s name in academic discourse allows to expand and increase the history of the landscape oil painting from the mid XX century.

Текст научной работы на тему «Советская живопись: особенности жизненного пути и творчества выборгского художника Александра Дмитриевича Агушева (1899-1988). Личность мастера в воспоминаниях современников»

А. Г. Мартынова

Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина

(ЛГУ имени А.С.Пушкина), г. Пушкин, Санкт-Петербург, Россия

СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ: ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И ТВОРЧЕСТВА ВЫБОРГСКОГО ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА ДМИТРИЕВИЧА АГУШЕВА (1899-1988).

ЛИЧНОСТЬ МАСТЕРА В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ1

Аннотация:

В статье рассказывается о жизни и творчестве талантливого выборгского художника А. Д. Агушева. Информация о мастере обрывочна. Профессиональные искусствоведы, современный рядовой зритель об Агушеве не знают. Введение в научный и художественный оборот имени А. Д. Агушева позволяет дополнить, качественно расширить историю масляной пейзажной живописи середины XX в.

Ключевые слова: А. Д. Агушев, Выборг, художник, пейзаж, живопись, Карельский перешеек, Выборгский замок.

A. Martynova

Pushkin Leningrad State University Pushkin, Saint-Petersburg, Russia

SOVIET PAINTING: LIFE AND WORK OF A VYBORG ARTIST ALEXANDER DMITRIEVICH AGUSHEV (1899-1988) IN THE MEMORIES OF HIS CONTEMPORARIES

Abstract:

The article tells about life and work of a talented Vyborg artist AD. Agushev. Professional art-critics and art amateurs alike know nearly nothing about him. The introduction ofAD. Agushev's name in academic discourse allows to expand and increase the history of the landscape oil painting from the mid XX century.

Key words: A.D. Agushev, Vyborg, artist, landscape, painting, Karelian Isthmus , Vyborg Castle.

1 Научный материал публикуется впервые.

...И капризно пускай наше первое

вешнее солнце,

Здесь оценишь его,

Как в других не оценишь краях.

Иосиф Суриш (1930-1997), выборгский поэт и экскурсовод

Суровая природа Карельского перешейка веками вдохновляла художников на полет музы и новые творения. В ряду советских мастеров, чье искусство связано с образами, вдохновленными Выборгом и Карельским перешейком, художник Александр Дмитриевич Аушев занимает одно из первых мест. К сожалению, в наши дни имя трудолюбивого человека, страстно преданного своему делу, в городе Выборге, которому он посвятил большую часть жизни, незаслуженно забыто. Данная статья, помимо искусствоведческого исследования работ художника, своей целью ставит введение в научный оборот российского искусствоведения нового уникального художественного и историко-культурного материала. Творчество Александра Дмитриевича Агушева является принципиально новой, интересной страницей в истории советской живописи.

Чтобы понять ценность личности А. Д. Агушева, условия, в которых он жил и работал, обратимся к основным этапам жизни мастера. Художник родился в 1899 г. в Саранске, участвовал в Гражданской войне, изучал медицину. С 1927 г. начал медицинскую практику в одном из сел Новгородской области, с первых дней Великой Отечественной войны стал военным хирургом. В период блокады Ленинграда спас немало жизней защитникам Невской Дубровки. В медсанбатах возле передовой, в специализированном госпитале передовой линии, при взятии Карельского вала и прорыве линий Маннергейма в 1944 г. Агушев сделал свыше трехсот операций раненым в живот, не считая других, не менее сложных. За исключительный героизм и образцовое выполнение врачебного долга Агушев был награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны и многими боевыми медалями. Александр Дмитриевич Агушев в праздничные дни наряду с другими многочисленными наградами с особой гордостью носил знак ветерана Невской Дубровки.

Целых пять месяцев, с ноября 1941 по март 1942 г. под непрерывными обстрелами, в мороз он воевал на Невском плацдарме [9, с. 3]. В июне 1944 г. Агушев с частями 30-го гвардейского стрелкового корпуса вошел в освобожденный Выборг и с тех пор долгие годы заведовал хирургическим отделением в военном госпитале [5].

Сразу после войны в Выборге не хватало врачей. Ведущий хирург общего профиля с богатейшим и довоенным опытом, Агушев брался за лечение и гинекологических больных и даже организовал маленькое родильное отделение в несколько коек в госпитале. Александр Дмитриевич Агушев был в городе одним из самых уважаемых людей, и пациенты отзывались о нем с неизменной благодарностью, любовью и буквально боготворили за врачебное искусство и внимание, говоря о хирурге «Наш спаситель». Вместе с женой Лидией Александровной, заведующей городской санэпидстанцией, Агушев жил в старом деревянном домике на территории госпиталя, в течение почти шести лет не выходя за ее пределы — так был загружен работой. В 1961 г. в звании подполковника медицинской службы Агушев ушел в запас [9, с. 3].

Выйдя в отставку, все свободное время он посвящал своему увлечению искусством, заочно окончил народный университет искусств Центрального дома народного творчества им. Н. К. Крупской, факультет рисунка и живописи [5]. Живописью начал заниматься с 1960 г. [2], поскольку очень хотел осуществить свою давнюю юношескую мечту, сохраненную и бережно пронесенную через десятилетия и лихолетье войны [9, с. 3]. Был активным участником городских, областных и всесоюзных выставок самодеятельного изобразительного искусства с 1968 г. [5]

Остановимся подробно на состоянии изученности личности советского художника А. Д. Агушева и его творчества. Александр Агушев неизвестен российским искусствоведам. Литературы об этом художнике нет, и сведения обрывочны. Автор в данной статье в первую очередь опиралась на материалы Ленинградского областного государственного архива (ЛОГАВ), в частности, фонда Р-118, а также на публикации в местных газетах разных лет. В то же время о жизни художника сохранился целый ряд воспоминаний, дающих сведения о его характере и специфике творчества. Воспоминания современников о художнике, главным

образом устные, но Наталья Александровна Пантелеева, в 90-е гг. работавшая в галерее «Триада», сумела многое письменно зафиксировать. Документы были приняты на хранение в Ленинградский областной государственный архив (ЛОГАВ), и в конечном счете, именно они помогают воссоздать живой образ хирурга и художника А. Д. Агушева.

Как было обнаружено, современники Александра Дмитриевича Агушева с восхищением отзывались о нем. Остановимся на нескольких примерах.

В первую очередь большой интерес представляют воспоминания о художнике коллег по творческому цеху. Николай Семенович Соколов (основатель и первый руководитель студии рисования и живописи Выборга) впервые встретился с Александром Дмитриевичем Агушевым в 1961 г. В своих воспоминаниях он отмечал, что еще тогда этот бодрый, жизнерадостный человек поразил его своей молодой энергией. Н. С. Соколов вспоминал: «А ведь он в довольно преклонных годах — уже на пенсии. За свою многолетнюю трудовую деятельность он немало спас человеческих жизней, много людей поставил на ноги. Еще в те годы, в душе врача жило благородное чувство художника, но времени заняться этим делом по-настоящему не хватало. Это был человек, горячо влюбленный в красоту нашей северной природы. Он вдохновенно пишет этюды, делает наброски и зарисовки, а квартиру превратил в интересный уголок живописи. Много у него хороших, профессиональных работ. Особенно хороши осенние этюды: стройные белые березки, тонко и проникновенно написанные клены, ставшие под дыханием осени пурпурно-красными. Интересны и натюрморты, насыщенные цветом. Но они несколько слабее этюдов, озаренных любовью художника к родному краю. Агушев пишет и портреты» [6].

Другой художник, Демид Васильевич Алиев писал: «Александр Дмитриевич — это душа наша. Работы у него больше пейзажные, лирические, с настроением... Он был простой русский человек, много говорил о себе, о братьях. Всегда подчеркивал, что он из простой семьи, мужицкого происхождения» [там же].

Жизнелюбие Агушева отмечала и искусствовед Ксения Михайловна Дашкова, которая совместно с другим выборгским искусствоведом, Натальей Ивановной Золочевской, написала

много статей о творчестве выборгских художников: «Он (Агушев) был жизнелюбивый, открытый, сложный, крепкий в своих убеждениях человек. Когда Агушев был в Москве и стоял в карауле, то видел В. И. Ленина» [там же].

С восторгом о художнике и хирурге А. Д. Агушеве отзывались и медицинские сотрудники госпиталя. Старшая медсестра госпиталя Мария Михайловна Иванова писала: «Он был человечным, добрым, внимательным, отзывчивым. Его уважали в коллективе. Все праздники дежурил в больнице сам, а после отбоя рисовал» [там же].

Валентина Ивановна Яковлева (старшая операционная сестра), которая работала с Агушевым с 1955 г., говорила, что об Александре Дмитриевиче можно вспоминать только хорошее: «Много было у него безнадежных больных, которых поставил на ноги. Он оперировал мою маму, которой ставили диагноз — рак желудка. Но Александр Дмитриевич поставил ей другой диагноз — язва, и прооперировал. Мама после этого прожила 20 лет» [там же].

Помимо этого, Валентина Ивановна отмечает строгость и скромность художника и подробно описывает его характер: «Агу-шев был очень строгим, но вся его семья была скромная, как и он сам. За столом говорили о работе, о картинах и все, что было в доме, ставили на стол. После отставки Александр Дмитриевич не мог работать простым врачом, так как он был руководителем. Ему было трудно уйти на пенсию, но он нашел себе занятие. Закончил художественную Академию и много рисовал.Как начальник, мог иметь шикарные квартиры, но имел маленькую, однокомнатную, тесную квартиру и оборудовал для картин балкон. Работать с ним было хорошо. Он учил нас абсолютно всему. Это старая закалка, прилежание — останутся на всю жизнь. Таких врачей, как Александр Дмитриевич Агушев, больше никогда не будет, и не было» [там же].

По словам Анастасии Васильевны Громовой, личность Агу-шева заслуживает огромного внимания, поскольку он был человек большой чистой души, ведущий хирург, который не жалел сил и времени, все отдавал медицине. В своих воспоминаниях Громова говорила и о самотверженности Агушева: «Если в госпитале был тяжелый больной, Александр Дмитриевич постоянно был в стенах госпиталя, в палате больного. Не зря его больные назы-

вали "наш спаситель". Оперировал быстро, без осложнений. К больным относился с душой, поэтому его любили и уважали не только больные, а весь коллектив госпиталя» [там же].

Кроме того, А. В. Громова дает небольшую биографическую справку о художнике: «В 1962 г. Александр Дмитриевич поступил в Художественную Академию, успешно закончил ее, и вот здесь проявилась его способность художника. Он участвовал в выставках в краеведческом музее и в Ленинграде. В квартире у него все стены были увешаны картинами. Много его картин в краеведческом музее и в музее на улице Октябрьской висели его картины. Сын Агушева- Володя, живет в Артёмовске. <...> Об Агушеве много писали в газетах. Я знала его до конца его жизни и никогда не видела в плохом настроении» [там же].

Хирургическая медсестра госпиталя (с 1948 г.) Чистякова Александра Константиновна отмечала, что Агушев был строгим, порой даже жестоким, но, по ее мнению, справедливым. Чистякова вспоминала: «Жил на территории госпиталя. Жена Александра Дмитриевича — Лидия Александровна, тоже врач, работала в СЭС. Есть сын — инженер в Новосибирске. Агушев жил очень скромно, потому что для него были вещи не главными в жизни, главное для него — больные. Все стены дома были увешаны картинами. В последний раз, когда мы у него были, он показал нам огромную картину, она была посвящена Великой Отечественной войне. Так же он начал рисовать альбом, где должны были быть все сотрудники госпиталя, но не закончил. Умер Александр Дмитриевич во 2 хирургическом отделении госпиталя, почти в полном сознании, я ухаживала за ним» [там же].

Старшая медсестра военного госпиталя Иванова Мария Михайловна вспоминала, что Александр Дмитриевич писал небольшие картины, изображал природу с видами Выборга. Был хорошим охотником и любил рыбалку, ходил на охоту с собакой лайкой. Жена, Лидия Александровна, работала лаборантом в поликлинике [там же].

Николай Константинович Воронцов: «Это был большой любитель природы, и все свободное время, которого было очень мало, он отдавал рыбалке, охоте. Очень любил коллективные выезды. Работал день и ночь. В 50-е гг. служил в Монголии военным хирургом. Был требовательным, принципиальным, всегда

имел свое мнение, отстаивал его. Был немелочным человеком, никогда не считал копейки и умер бессеребреником. После демобилизации претворил свою мечту в жизнь — стал рисовать. Был хорошим пейзажистом. Все, что рисовал, дарил знакомым, госпиталю. Дома у него долго засиживались, смотрели новые работы, Агушев просил высказать свое мнение. К нему часто приезжали ленинградские художники. Александр Дмитриевич не любил критики в свой адрес, но к ней прислушивался» [там же].

Как было отмечено Алексеем Даниловичем Онацким, Агу-шев вел трезвую жизнь: «Он не пил, не курил, был здоровым, высоким и гостеприимным хозяином. Александр Дмитриевич каждый год ездил на Невский пятачок на встречу с фронтовыми товарищами. Смерть жены он очень долго переживал. В конце жизни знал, что болен серьезно, но не хотел, чтобы его жалели, поэтому отказался от операции (хирург знал все последствия). Когда он последний раз пошел в госпиталь, то сказал "пойду на ножи".. .На третий день я навестил его и дал телеграмму сыну Володе. Но Александр Дмитриевич стал угасать в течение месяца. Он мужественно ушел из жизни 21 ноября 1988 г. На похороны пришли все сотрудники госпиталя. Агушев был похоронен со всеми воинскими почестями» [там же].

Дмитрий Федорович Янчевский в подробностях описал биографию, жизнь Агушева. В его воспоминаниях сказано, что перед смертью (примерно за 2 года) А. Д. Агушев закончил писать книгу «Дневник хирурга» и хотел ее напечатать, но в редакции посоветовали откорректировать, а он не захотел ничего менять. Поэтому книгу не напечатали, и, по словам Янчевского, ее увез сын. Д. Ф. Янчевский описал в подробностях биографию Агу-шева: «Александр Дмитриевич считал себя потомком пугачевцев. Вся семья Агушевых была талантлива. Отец был мелким служащим земства, затем управляющим крупного помещичьего хозяйства под Саранском. Мать была, кажется, учительницей. Александр Дмитриевич родился в Саранске. Там закончил гимназию, учился затем в реальном училище, но оттуда его выгнали за хранение оружия. В училище Агушев занимался музыкой, поэзией и живописью. После гимназии работал в земском отделе, затем поступил в воинскую часть, учительствовал в школе 1 ступени и работал в библиотеке в Саранске. Стал работать затем во

всеобуче (военная организация), тогда же началась служба в Красной Армии, в батальоне особого назначения. Боевое задание батальона — ликвидация белых банд и кулачества. После службы в армии поступил в медицинский институт. В 1927 г. окончил его и там же встретился с будущей супругой, Федоровой Лидией Александровной. В 1927 г. они расписались. Стажировался в новгородской окружной больнице, затем в городской больнице в Новгороде и тогда же родился сын Владимир. Александр Дмитриевич постоянно выезжал по деревням (была вспышка сыпного тифа) по работе. Затем переведен в Чудской район, где работал в больнице. Работал в Ленинграде в хирургической клинике и врачом на Кировском заводе. После этого командирован в Республику немцев Поволжья в г. Энгельс, оттуда — в Чудовскую больницу. Подрабатывал в больнице судебным медицинским экспертом. Затем работал главным врачом Порховской больницы в Псковской области. Александр Дмитриевич был хирургом от Бога. В 1941 г. призван в армию и госпиталь эвакуирован в Гатчино, затем госпиталь переведен в Сокол. Александр Дмитриевич подал рапорт, и его перевели в Ленинград ведущим хирургом 111-го медсанбата 10-й стрелковой дивизии (они сражались на Невской Дубровке). У Александра Дмитриевича было очень много наград: 3 ордена Красной Звезды, 2 или 3 ордена Отечественной войны, много медицинских и памятных значков за плацдарм. После прорыва Блокады его направили на Карельский перешеек, в район Выборга. Выборг был взят, и Александр Дмитриевич остался в Выборгском военном госпитале. Госпиталь располагался на месте старого царского гарнизонного госпиталя, который посещал Суворов во время поездки в Финляндию, там была и деревянная церковь. Примерно в 1952 г. Агушев был откомандирован вместе с женой в Улан-Батор военным советником хирургом. Работал в армейском госпитале, жена в санэпидемиологическом отряде. Через 2 года супруги вернулись обратно в Выборгский госпиталь. Александр Дмитриевич живописью, поэзией и музыкой занимался, еще будучи гимназистом, но во время службы на это не хватало времени. Много он нарисовал Карельских пейзажей. В конце жизни стал писать картины и на военные темы. У Александра Дмитриевича были персональные выставки в Выборге,

в Ленинграде (на Невском проспекте, в художественном салоне). У Агушева был рак поджелудочной железы, но он не верил в это, не хотел ложиться в госпиталь и считал, что у него доброкачественная опухоль. На его похоронах было огромное количество людей. В музее есть портрет А. Д. Агушева» [там же].

В рукописи книги А. Д. Агушева «Дневники хирурга», хранящейся сегодня в Ленинградском областном государственном архиве, старый хирург предельно откровенно пишет о перипетиях своей сложной жизни. Например, в юности Агушев мечтал стать только художником. И у него имелись весьма веские основания. Когда Агушев учился в реальном училище, лучше его никто среди учеников не рисовал. В 1917—1918 гг. он учился в последнем классе училища, и именно в это время для реалистов и гимназисток он уже организовывает студию живописи, став ее руководителем. Именно тогда в душе Агушева зародилась мечта стать профессиональным художником, всего себя посвятить искусству. В дальнейшем мечта еще более утвердилась после одного знаменательного события: Александр Агушев заканчивал училище в разгар Гражданской войны, семья голодала. Александр Дмитриевич в своих воспоминаниях отмечает: «И тут-то приходит сельский священник и спрашивает маму: "Ваш сын хорошо рисует, слышал о нем в приходе. Не возьмется ли написать нам в алтарь церкви картину: «Воскресение Христово?»"» [9, с. 3].

Стоит отметить, что все братья и сестры Александра Дмитриевича Агушева (Мария, Серафима, Николай, Алексей) были наделены талантами. По вечерам в доме Агушевых часто звучали две скрипки и два фортепиано. На скрипке играли Александр и Алексей, на фортепиано — сестры. Любопытно, что у всех трех братьев еще в раннем детстве проявились ярко выраженные способности к рисованию — с цветными карандашами они не расставались. Кроме того, три года Александр брал уроки музыки у выпускника Петербургской консерватории. Отец, глава семьи, Дмитрий Михайлович Агушев, старался развивать способности детей. Вместе с женой он совершил, казалось бы, невозможное: все пятеро детей получили хорошее образование и воспитание в трудные годы войны, революции, разрухи и голода. Когда Александр поступил в реальное училище, в нем уже учился Алексей, две сестры — в женской гимназии, а старший брат Николай — в

Пензенском художественном училище имени Савицкого. То было одно из лучших художественных училищ России, куда принимали лишь наиболее способных. Выпускники его, как правило, переходили в Петербургскую Академию художеств. Вполне вероятно, что такой путь предстоял и Николаю, если бы он не погиб в огне Гражданской войны. Такая судьба постигла и Алексея, который, возможно, стал бы видным музыкантом, поскольку очень любил скрипку [там же].

В реальном училище Александру плохо давалась математика, которая преподавалась в солидном объеме. Зато он отдыхал на уроках рисования, и лучше Александра Дмитриевича в училище никто не рисовал. Сам отец семейства, Дмитрий Михайлович Агушев более пятнадцати лет был солдатом, дослужился до фельдфебеля. После увольнения из армии вернулся в родное село Михайловку и в возрасте пятидесяти лет женился на двадцатисемилетней девушке — будущей матери Александра. Образования отец Агушева не имел никакого, но чем-то очень понравился известным в то время помещикам, врачам Филатовым, те предложили ему должность управляющего своим крупным имением. Таким образом, Дмитрий Михайлович знавший «по наитию» сельское хозяйство, свыше четверти века в селе Ми-хайловка Саранского уезда Пензенской губернии управлял их поместьем с большими земельными угодьями, постоянно обеспечивая высокие урожаи. Сейчас это поместье находится под охраной государства, а в честь знаменитых в Мордовии врачей Филатовых был поставлен памятник. Перед Октябрьским переворотом 1917 г., Дмитрий Михайлович служил в городском земстве, успешно руководил работой агропунктов. Тогда же он приобрел в Саранске дом с приусадебным участком [там же].

В газете «Выборгский коммунист» № 27, от 7 февраля 1979 г., в статье «Радость встречи с прекрасным», мы можем прочесть отзыв искусствоведов К. М. Дашковой и Н. И. Золочевской о работах художника, которые пишут об эмоциональности и жизнерадостности пейзажей Агушева, подчеркивая, что это не может оставить равнодушными зрителей, адресующих ему теплые слова благодарности [7].

Искусствовед Ксения Михайловна Дашкова в статье 1985 г. к каталогу «Выставка произведений художников Выборга — участ-

ников Великой Отечественной войны» писала о проникновенности весенних работ художника: «А. Д. Агушев показывает среди многочисленных работ особо любимые им изображения ранней весны. "Март" — это проникновенная передача робкого перехода от зимней стужи к теплу. Трогательные тонкие березки на фоне крепких темно-зеленых елочек и надо всем этим серенькое, низкое небо — приметы, так хорошо нам знакомые. Вот проглянуло солнце, и художник создает бодрый этюд "Под Выборгом" — звонкое ясное небо, сверкающий снег и яркая красновато-коричневая гранитная стена. Мажорная красочная гамма этого произведения очень образно передает характер выборгского пейзажа, как и его "Весна" — с молоденькими березками, хороводом окружившими маленькое озерко, и серыми суровыми гранитными валунами — робкая северная весна» [2].

Анализируя творчество художника, прежде всего сделан вывод, что Александр Дмитриевич Агушев был в основном поклонником местной природы, Карельского перешейка. Как справедливо отмечала Г. Осенчакова, член литературного объединения «Выборг», художнику лучше всего удавалось передать время осени и ранней весны. В осенних пейзажах он был правдив в цветовых сочетаниях, налицо гармония цвета. Это картины «Серый ветреный день» и «Последний лист». Они навевают грусть: жаль ушедшего лета, такого короткого в наших местах. Мы видим отражение серого неба в серой воде, блеклые краски земли и два-три тонких, голых деревца, на слабых ветках которых еще трепещет последний желто-красный лист. Художнику особенно удался пейзаж «Серый ветреный день». Это тоже осень, но пока еще не унылая, живы краски лета. Хотя солнца и нет, а хмурое небо и ветер уже остудили душу, но все же есть одно отрадное явление: в серых водах залива еще по-летнему зеленеют маленькие далекие островки, скупо виднеющиеся сквозь туман. И уже кажется, что лето еще не ушло и не раз еще порадует природа яркими красками и своими дарами. В пейзажах «Начало весны» и «Весенняя лазурь» краски доносят ощущение талого снега и талой воды лесного ручейка, в котором сквозь ветки голых деревьев отражается ясное бирюзовое небо. Гранитные валуны, очистившись от зимнего снега, напоминают о приближающихся днях, когда от яркого весеннего солнца растает последний снег и

на поверхность ожившей земли начнут пробиваться первые зеленые ростки. Некоторые пейзажи созданы яркими, сочными красками, что, по мнению Г. Осенчаковой, не совсем естественно для северной природы Карельского перешейка. Но, очевидно, так художник выразил свое видение красок природы. На графическом «Автопортрете» (1977) изображен врач, в белой шапочке и халате с засученными рукавами, сидящий облокотясь о стол левой рукой и держащий за дужку очки в роговой оправе. Судя по работе, можно сделать вывод о только что законченной сложной операции, и именно это определило позу усталого человека: закрыты глаза, лоб бороздят глубокие морщины, от носа к подбородку пролегла скорбная складка. Как же прекрасно и так сочетаемо, что руки хирурга и художника делают благороднейшее дело для продления человеческой жизни — в одном случае исцеляя тело человека, а в другом — обогащая его душу, вселяя в нее прекрасное, доставляя радость. Чем тоньше и благороднее душа, тем лучше все помыслы и дела человеческие, и хирург-художник Александр Дмитриевич Агушев как нельзя лучше нам доказывает это [8, с. 3].

В качестве примеров известных работ советского художника А. Д. Агушева можно назвать: «Чаша Карелии» (1972), «Заморозки. В парке имени Калинина»(1976), «Белые ночи. Выборгский залив» (1984), «Весна» (1972), «Сирень» (1974), «Незабудки» (1978), «Выборг. Мартовское солнце» (1969), «Выборг. Залив. Утро» (1973), «Осень. Окрестности Выборга», «Под Выборгом», «Молодые березки», «Безымянная высота», «Лесная глушь. Карелия», «Триптих. Невская Дубровка», «Апофеоз гитлеризма», «Лесная глушь». Многие работы Агушева находятся в частных коллекциях. На сегодняшний день в фондах ГМ «Выборгский замок», хранится около 130 работ художника. Большинство работ в очень плохом состоянии, по причине того, что художник покрывал свои холсты толстым слоем лака, возможно, накладывая его слишком рано, чем и была обусловлена деформация, разрушение красочного слоя.

Остановимся подробно на нескольких особенно ярких работах художника. Картина Александра Агушева «Чаша Карелии» написана масляными красками на холсте в 1972 г. Размеры картины средние: 64х38 см. Сегодня она хранится в фондах ГМ «Выборгский замок». Полотно обрамлено в светлую деревянную

раму. При первом взгляде на работу можно сделать несколько выводов. Живопись пастозная, необходимые цвета и оттенки достигались художником путем смешения красок на палитре. Композиция линеарная, строящаяся на столкновении пластических линий, и подкреплена цветовыми пятнами, смешивающимися друг с другом: темно-терракотовым с желто-оранжевым массивом, зелеными, голубо-серыми. Колорит композиции строится от холодного через горячее к холодному. Это дает ощущение осенней поры. На полотне изображена осенняя погожая погода. Продуманная композиция и сложный колорит позволяют сделать вывод, что художник был хорошо знаком с художественными наработками импрессионистов, модернистов и использовал эти знания на практике. Судя по тому, как Агушев набирает фактуру, пишет цветовыми пятнами, можно предположить, что он выводит композицию на уровень смысловой. Анализируя изображение, мы видим, что на картине изображен маленький бочажок, углубление с водой в граните. Художник намеренно завышает линию горизонта и гиперболизирует не только углубление в граните, но и растительность вокруг. Обратим внимание на время написания работы — 70-е гг. XX в., период, когда многие люди искусства увлекались творчеством Рея Брэдбери, Джерома Сэлинджера, затрагивавших в своих произведениях вопросы значительности малого. Взглянув на это полотно, вспоминаются и строки Уильяма Блэйка:

В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка, В единой горсти — бесконечность И небо — в чашечке цветка.

Картина «Чаша Карелии» — своеобразное живописное выражение любви к своему краю. Это — космический пейзаж. Агу-шев написал полотно с трепетом и большой любовью к родным местам.

Другая работа А. Агушева, «Заморозки. В Парке имени Калинина», написана в 1976 г. маслом на холсте. Размеры полотна: 47 х 90 см. Картина была подарена художником Выборгскому замку. В этой работе сразу бросается в глаза необычный колорит картины. Яркое голубое небо перекликается с лазурной водой.

На переднем плане лежит первый, только что выпавший пушистый снег. Заросли художник пишет оттенками пшеничного и светло-коричневого цветов. Справа на полотне на заднем плане мы видим две одинокие сосны, а в левом верхнем углу летит косяк птиц. Как подчеркивалось выше, сочный колорит, контраст, отличает эту работу. Композиция подкреплена цветовыми пятнами: от холодного к теплому. Художник намеренно выбирает плотные, очень яркие цвета для написания неба и воды. На полотне можно обнаружить много тонко подмеченных особенностей, говорящих о приближении зимы. Это и пожелтевшая от заморозков трава, и белизна островков снега, а лесные травы, не тронутые человеком, застыли в безмолвном ожидании. Сухие и безжизненные, они отцвели, а теперь грустно шуршат при легком дуновении ветра. Используя контраст цветовых сопоставлений, Агушев пишет картину чистыми, насыщенными цветами. Природа на полотне переливается яркими красками, но это краски увяданья перед лютой зимой. В левом углу картины летящий косяк птиц выступает как собирательный образ воспоминаний о давно улетевших в теплые края пернатых. «Заморозки. В Парке имени Калинина» — это картина-размышление не только о вечности циклов природы, жизни и смерти, но и посвящение красочной душе художника, человека, который живет по законам природы и неизбежно увядает. Атмосфера полотна несколько напряженная, но здесь увядание — это не только смерть, но и сны о весеннем солнце, молодой траве, возвращающихся птицах, новой жизни и возрождении.

Работа А. Агушева «Белые ночи. Выборгский залив», 1984 г. — летний пейзаж. Картина написана маслом на холсте, ее размеры: 67х112 см. На картине запечатлен вечер. Заходящее за горизонт солнце окрашивает природу вокруг себя ярким заревом. Художник смотрит на пейзаж с высокой точки, благодаря этому взгляд зрителя акцентируется на среднем плане. Передний план представлен гранитными валунами, елями, группами чаек, сидящими на камнях. Говоря о построении композиции, можно отметить то, что она делится по диагонали на две части: теплую (слева) и холодную, в тени (справа). Таким приемом художник добивается у зрителя ощущения прохладного летнего вечера. Ритм картины передан несколькими основными эле-

ментами живописи: воздушным, открытым пространством и цветом. Он служит созданию общего настроения картины: умиротворяющего, спокойного и безмятежного.

Эмоциональные и жизнерадостные пейзажи Агушева всегда находили на выставках восторженные отзывы [1]. Работы художника Агушева покоряют молодостью мироощущения, творческим горением, свежестью и сочностью живописной техники [4]. Пейзажи и натюрморты Александра Агушева привлекают жизнеутверждающей силой, оптимизмом, любовью к окружающей природе, сочным колоритом, передают и бурную радость весеннего половодья, и задумчивость опадающей листвы, и монументальность карельских гранитов. Художник писал картины и на исторические темы: «Невская Дубровка», «Апофеоз гитлеризма». Например, в триптихе «Невская Дубровка» автор стремится передать чувства ветерана, защищавшего родную землю [2]. «Пейзажи этой трагической ленинградской земли несут в себе чувства и переживания человека, для которого цветущие маки на поле битвы всегда будут олицетворять пролитую здесь священную кровь защитников Ленинграда» [3]. О том, что художник писал с особым трепетом свои работы, говорят и названия его картин, выбранные с любовью: «Чаша Карелии» (1972), «Старинная усадьба в парке» (1980), «Сторожевая башня на острове» (1970), «Солнечные зайчики», «Молодые березки», «Вечер на болоте», «Анютины глазки», «Черёмуха цветёт», «Месяц март», «Вешние воды», «Ранняя весна», «Парк им. Калинина. Последний снег», «Весной в лесу», «Выборг. Мартовское солнце», «Выборг. Залив. Утро», «Осень. Окрестности Выборга».

Сын художника, Владимир Александрович Агушев, не стал ни художником, ни хирургом. Однако он пошел по стопам отца, принеся большую пользу обществу, поскольку своим трудом прославил город Артёмовский. Владимир Александрович закончил Ленинградский горный институт по специальности инженер — горный механик, был одним из первых преподавателей Арте-мовского вечернего индустриального техникума (Урал, Сверд-

2 См. подробнее Артёмовский колледж точного приборостроения URL: актп.рф/о-колледже/история/элекгронный-музей/ (дата обращения: 12.02.2015)

ловская обл.). Владимир Александрович приехал в Артемовский, где планировалось построить большой Вентиляторный завод2. Наряду с работой в конструкторском бюро Артемовского машиностроительного завода, Агушев Владимир Александрович совместно с другими конструкторами получил патенты на некоторые полезные модели3.

Введение в научный и художественный оборот имени ранее не известного научной общественности и современному широкому зрителю художника, А.Д. Агушева, не только способствует воссозданию полной картины культурного пространства, в котором развивалось изобразительное искусство Карельского перешейка и в частности города Выборга в середине XX в., но и позволяет дополнить, качественно расширить историю советской масляной пейзажной живописи.

Список литературы References

1. Дашкова К.М., Золочевская Н.И. Радость встречи с прекрасным // Выборгский коммунист. 1979. 7 февраля.

Dashkova K., Zolochevskaya N. The joy of meeting with the beautiful // Vyborgsky communist. The 7th of February 1979.

Dashkova K.M., Zolochevskaja N.I. Radost' vstrechi s prekrasnym // Vy-borgskij kommunist. 1979. 7 fevralja.

2. Дашкова К.М. Художники-участники войны: Каталог выставки произведений художников города Выборга — участников Великой Отечественной Войны. Выборг.: Отдел культуры Выборгского горисполкома. Выборгский краеведческий музей, 1985.

Dashkova K. The artists veterans of war: A catalogue of an art exhibition of Vyborg citizens, participants in the Great Patriotic War. Vyborg. Culture department of Vyborg city council. The Vyborg regional museum, 1985.

Dashkova K.M. Hudozhniki-uchastniki vojny: Katalog vystavki proizve-denij hudozhnikov goroda Vyborga — uchastnikov Velikoj Otechestvennoj

3 См. подробнее Патентный поиск в РФ URL: http://www.freepatent.ru/pa-tents/2417332 (дата обращения: 12.02.2015); Банк патентов [Электронный ресурс]. URL: http://bankpatentov.ru/node/473687 (дата обращения: 12.02.2015)

Vojny. Vyborg.: Otdel kul'tury Vyborgskogo gorispolkoma. Vyborgskij kra-evedcheskij muzej, 1985.

3. Золочевская Н.И. Художники в поиске // Выборгский коммунист. 1975. 23 декабря.

Zolochevskaya N. Artists on a quest // Vyborgsky communist. The 23rd of December, 1975.

Zolochevskaja N.I. Hudozhniki v poiske // Vyborgskij kommunist. 1975. 23 dekabrja.

4. Ленинградский Областной Государственный Архив (ЛОГАВ). Ф. Р-118 - Агушев А.Д. Опись 8. Д.10.

Leningrad Region State Archive (LOGAV) F. P-118 — Agushev A.D. Inventory 8. Record 10.

Leningradskij Oblastnoj Gosudarstvennyj Arhiv (LOGAV). F. R-118 — Agushev A.D. Opis' 8. D.10.

5. ЛОГАВ. Ф. Р-118 — Агушев А.Д.Опись 5. Д. 13. LOGAV F. P-118 - Agushev A.D. Inventory 5. Record 13. LOGAV. F. R-118 — Agushev A.D.Opis' 5. D. 13.

6. ЛОГАВ. Ф. Р-118 — Агушев А.Д.Опись 5. Д. 19. F. P-118 — Agushev A.D. Inventory 5. Record 19. LOGAV. F. R-118 — Agushev A.D.Opis' 5. D. 19.

7. ЛОГАВ. Ф. Р-118 — Золочевская Н.Н.Опись 11.Д. 7. LOGAV F. P-118 — Zolochevskaya N.N. Inventory 11. Record 7. LOGAV. F. R-118 — Zolochevskaja N.N.Opis' 11.D. 7.

8. Осенчакова Г. Руки, творящие добро // Выборг. 1978. 2 ноября. Osenchakova G. Doing good with her own hands // Vyborg. 1978. The

2nd of November 1978.

Osenchakova G. Ruki, tvorjashhie dobro // Vyborg. 1978. 2 nojabrja.

9. Хлебников А.О. Две жизни Александра Агушева // Выборг. 1994. 20 июля.

Khlebnikov A. Two lives of Aleksander Agushev // Vyborg. The 20th of July 1994.

HlebnikovAO. Dve zhizni Aleksandra Agusheva // Vyborg. 1994. 20 ijulja.

Данные об авторе:

Мартынова Анастасия Геннадьевна — аспирант кафедры культурологии и искусства Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина, Пушкин-Санкт-Петербург. E-mail: Martynova-Nastjia@mail.ru

Data about the author:

Martynova Anastasia — PhD student Theory and History of Arts Department, Pushkin Leningrad State University; E-mail: MartynovaNa-stjia@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.