А. Г. Мартынова
Художник-самородок из Выборга Владимир Иванович Быков (1909-1995)
Выборгский Пиросмани, Анри Руссо - так сегодня называет неискушенная публика художника Владимира Ивановича Быкова. Действительно, в творчестве этих абсолютно разных людей много общего. Все три художника являются самоучками, наиболее яркими представителями наивного искусства, примитивизма. В биографии Быкова и Руссо тоже немало сходств. Оба художника начали свою творческую деятельность в зрелом возрасте.
Обратимся к биографии Владимира Ивановича Быкова. Художник родился 23 июля 1909 г. в Евпатории в семье рабочего-кузнеца. С юных лет работал строителем на Кавказе, в Средней Азии. 24 июня 1941 г. Владимир Иванович, как и многие соотечественники, ушел на фронт. Воевал на Белорусском фронте, на Украине, в Крыму. С 1942 г. участвовал в партизанском движении. После освобождения Крыма вернулся в действующую армию, участвовал в боях за Будапешт и Прагу. Затем Быков был направлен на Дальний Восток, в Монголию, Китай, дошел до Порт-Артура и демобилизовался в 1946 г. В 1947 г. Владимир Иванович по вербовке приехал в Выборг. После войны вернулся к мирной специальности строителя. Работал на заводе «Электроинструмент», в карьероуправлении, на стройках города, в Выборгторге. В 1950 г. Быкову было присвоено звание «Лучший штукатур города»1. Однако талантливая, творческая душа Владимира Ивановича тянулась к искусству, и все свободное от работы время он посвящал живописи. Основательно живописью Быков начал заниматься после выхода на пенсию. Как было установлено (судя по спискам учеников 1973-74 гг.), Владимир Иванович Быков посещал занятия выборгской изостудии под руководством Олега Васильевича Зиновьева. С 1947 г. Владимир Быков активно участвовал во всех художественных выставках Выборга, Ленинграда, Москвы. Первая персональная выставка художника состоялась в гостинице «Дружба» Выборга в 1978 г. Последующие персональные выставки проходили в городском Доме культуры, в краеведческом музее Выборга, в Доме кино Санкт-Петербурга (1992)2.
В аннотации к выставке Быкова в Доме кино мы можем прочесть: «Внутренний мир, гармония и единство человека и природы живет в работах Владимира Быкова...Ясное и чистое видение ху-
1 ЛОГАВ. Ф. Р-118 - Опись 8. Быков В.И.
2
2 Там же.
168
дожника помогает зрителю в обычных, незатейливых мотивах открыть для себя знакомое с рождения, но забытое отношение к жизни». Неудивительно, что на сегодняшний день работы художника представлены в частных коллекциях разных стран: России, Финляндии, Швеции, Германии1. Установлено, что с апреля 1991 г. выборгская галерея «Триада» начала закупать для своих фондов работы Владимира Быкова2.
Как и многие самодеятельные художники, Быков стремился к выражению своей творческой индивидуальности. В каждом уголке окружающего мира он умел найти сюжет для своего пейзажа, стремясь придать ему колористическое единство3. В результате, в работах Быкова живет внутренний мир, гармония и единство человека и природы. Деревья, камни, звери, птицы и человек на его картинах составляют неделимое целое. Среди известных работ: «Вид на Выборгский замок», «На заливе»4, «Залив. Камни». Художник написал множество работ с видами Сайменского канала, Выборгского залива. Остановимся подробно на картине Владимира Ивановича Быкова «Залив. Камни». Автору статьи удалось сделать фотофиксацию данного полотна на профессиональную аппаратуру. Картина написана масляными красками на холсте в 1974 г. Размеры картины небольшие: 54,5*38,5 см. Сегодня она хранится в фондах ГМ «Выборгский замок». Полотно обрамлено в белоснежную деревянную раму, что создает особый контраст. Композиция линеарная, строящаяся на красочных пятнах, столкновении пластических линий. Если мысленно нарисовать несколько линий на картине, то мы увидим на переднем плане одну большую дугу, охватывающую камни. Средний план отделяет от заднего горизонтальная линия темного леса. Задний план составляет лес в рассеивающейся дымке. Горизонт композиции несколько завышен. Благодаря этому приему взгляд акцентируется на переднем плане, создается впечатление большой массы воды. Возможно, художник бравирует отсутствием объемности, вследствие этого намеки на фактуру предметов даются цветом. Ритм композиции задан пятнами цвета, пространством. Художник использует контраст цветовых сопоставлений, используя насыщенные яркие цвета. Полотно имеет необыкновенную притягательность благодаря необычному колориту. Прежде всего, художник использует одни и те же серые тона с добавлением белил для написания камней и неба. С левой стороны, на переднем плане, художник намеренно обрезает композицию, в результате мы видим
1 ЛОГАВ. Ф. Р-118 - Опись 8. Быков В.И.
2 Там же.
3 Золочевская Н. Художники-участники войны // Выборгский коммунист. 1975. 28 июня. С. 3.
4 ЛОГАВ. Ф. Р-118 - Опись 8. Быков В.И. Д. 11.
169
только часть камня. Аналогично он поступает и с правой частью картины. Воду залива Быков пишет ультрамарином с добавлением других темно-синих и коричневых цветов. Короткими мазками он отмечает фактуру воды. Такая живописная манера напоминает нам картину В. Серова «Похищение Европы». Очевидно, художник знаком с модерном, импрессионизмом и использует эти знания в своей работе. Лес на заднем плане смотрится монолитным массивом в темно-зеленых тонах. Картина написана плотными, густыми, широкими мазками в пастозной манере. Фактура красочного слоя матовая. Благодаря своему колориту полотно погружает зрителя в царство гармонии, спокойствия, тишины, умиротворения. В картине все цельно и естественно.
Чтобы приблизиться к мировосприятию художника, обратимся к воспоминаниям современников. Выборгский художник Демид Васильевич Алиев в 1993 г. сказал о Быкове так: «Это был бодрый, неутомимый человек. На этюды всегда ходил далеко и много. Облазил все окрестные леса до Сайменского канала. Учился в Москве, в заочном Институте искусств, но не закончил, бросил. С института приходили даже благожелательные отзывы. Однажды ему написали, что в Быкове скрывается очень тонкий художник, а кто-то из ребят-художников пошутил, что скрывается, но до сих пор не проявился. Быков очень обиделся»1.
Искусствоведы Ксения Михайловна Дашкова и Наталья Ивановна Золочевская в статье о выставке выборгских художников (1992-1993), писали: «Работы Быкова отмечены печатью искренности чувства и благоверной преданностью искусству... Пейзажи непосредственны. Наше пожелание Владимиру Ивановичу - больше внимания уделять композиционным и живописным поискам с целью обобщения конкретных наблюдений, избегая повторения в темах и образах»2.
«Его картины, - говорит современный петербургский архитектор, дизайнер интерьера Владимир Лапко, - что-то сделали с моим зрением. Как только я приближаюсь к Выборгу - камни, вода, воздух начинают напитываться, наливаться «быковским» цветом, а главное, что ничего поделать с этим нельзя. Будто существует какое-то географическое пространство, в котором действуют законы пейзажа, установленные Быковым»3.
На сегодняшний день в узких кругах г. Выборга и Санкт-Петербурга у Быкова есть поклонники. В 2001 г. с 16 по 30 апреля в творческом центре Петербурга «Митьки-ВХУТЕМАС» проходила
1 ЛОГАВ. Ф. Р-118 - Опись 8. Быков В.И.
2 Там же. Д. 10.
3 Бобков А. Быков Владимир Иванович. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vbrg.ru/artides/iskustvo/iskustvo_vchera/bykov_vladimir_ivanovich/
170
выставка Владимира Ивановича Быкова1. В бесхитростных работах художника заключена удивительная чарующая сила и цветность, не оставляющие никого равнодушным и сейчас. И сегодня есть люди, желающие организовать посмертную выставку самобытного художника Владимира Ивановича Быкова. Однако на сегодняшний день это является невозможным, потому что большая часть работ Быкова находится в частных коллекциях. В ГМ «Выборгский замок» хранится только две работы этого художника.
Рядовой зритель о Быкове не знает, поскольку информация о художнике в свободном доступе отсутствует. О жизни и творчестве Владимира Ивановича Быкова в профессиональных кругах искусствоведов тоже не знают. Следовательно, изучение и популяризация знания об этом художнике необходима.
Возрождение в памяти людей талантливого выборгского худож-ника-самородка Владимира Ивановича Быкова позволяет открыть новую страницу примитивного искусства не только для профессиональных искусствоведов, но и для неискушенного зрителя. В заключение предполагаем, что художник Быков будет интересен и зарубежным исследователям.
А. Г. Мартынова
Выборгская изостудия Николая Семеновича Соколова -«колыбель» выборгских художников.
Личность учителя в воспоминаниях учеников
В 50-х - начале 60-х гг. XX в. Выборг был маленьким, «закрытым» городом. Об этом свидетельствует Валерий Солодских, ученик Соколова: «Мы будто жили под толстостенным стеклянным колпаком. Изостудия Н.С. Соколова на этом фоне была оазисом посреди провинциальных будней. Там было главное - культ искусства, дух кропотливого труда во имя её Величества Красоты»2.
Имя Н.С. Соколова (1909-1983) хорошо известно старшему поколению выборжан, поскольку связано с возрождением духовной жизни послевоенного Выборга. Николай Семёнович - основатель и первый руководитель Выборгской студии рисования и живописи, которую в 60-е гг. признавали лучшей в Ленинградской области. Большинство учеников Соколова стали профессиональными худож-
1 Митьки открыли своего Анри Руссо. [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru/N4723
2 Солодских В. Жил-был художник один... // Выборгские ведомости. 1992. 7 нояб.
171