Научная статья на тему 'Образ Выборга в творчестве финского художника Виктора Святишина'

Образ Выборга в творчестве финского художника Виктора Святишина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
751
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТОР СВЯТИШИН / ВЫБОРГ / ФИНСКИЕ ХУДОЖНИКИ / ЖИВОПИСЬ / АКВАРЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА / ПЕРСПЕКТИВА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / WATERCOLOR (TECHNIQUE) / VIKTOR SVJATISHIN / VYBORG / FINNISH ARTISTS / PAINTING / PERSPECTIVE / ARTISTIC IMAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мартынова А. Г.

В статье впервые анализируется художественный образ Выборга начала XX в. в работах художника Виктора Святишина: город в его работах предстаёт местом тихой, обыденной жизни, наполненной неповторимым очарованием северной природы. Раскрываются специфика творческой манеры художника, особенности его технического мастерства, выразившиеся в точном построении перспективы, прорисовке деталей, деталях акварельной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the artistic image of the 1900s Vyborg in Victor Svjatishin's works, in which the city is presented as a place of quiet, ordinary life, filled with the unique Northern nature charm. The peculiarity of the artist's manner and his techniques is based on precise perspective, clear tracing of minute details, mastery of watercolor.

Текст научной работы на тему «Образ Выборга в творчестве финского художника Виктора Святишина»

235

УДК 75.021.32 - 035.676.322.066.3 (480)

А. Г. Мартынова

Образ Выборга в творчестве финского художника Виктора Святишина

В статье впервые анализируется художественный образ Выборга начала XX в. в работах художника Виктора Святишина: город в его работах предстаёт местом тихой, обыденной жизни, наполненной неповторимым очарованием северной природы. Раскрываются специфика творческой манеры художника, особенности его технического мастерства, выразившиеся в точном построении перспективы, прорисовке деталей, деталях акварельной техники.

The article analyzes the artistic image of the 1900s Vyborg in Victor Svjatish-in’s works, in which the city is presented as a place of quiet, ordinary life, filled with the unique Northern nature charm. The peculiarity of the artist’s manner and his techniques is based on precise perspective, clear tracing of minute details, mastery of watercolor.

Ключевые слова: Виктор Святишин, Выборг, финские художники, живопись, акварельная техника, перспектива, художественный образ.

Key words: Viktor Svjatishin, Vyborg, Finnish artists, painting, watercolor (technique), perspective, artistic image.

Полюби этот край, несмотря на короткое лето,

На скрещенье балтийского ветра с дыханьем студёных морей... Иосиф Суриш (1930-1997), выборгский поэт и экскурсовод

Город Выборг во все времена привлекал внимание писателей, поэтов, художников своей неповторимой архитектурой, ни с чем не схожей красотой. Образ Выборга занимает видное место в творчестве русских, шведских, финских художников. Виктор Святишин -один из этих художников.

В. Святишин (1877-1942) - финский художник карельского происхождения - в начале XX в. написал множество акварельных работ с видами Выборга и Карельского перешейка. Кроме того, он был талантливым фотографом, иллюстратором и учителем рисования. Почти вся жизнь мастера была связана с финским Выборгом. В Финляндии воспринимают Виктора Святишина именно как финско-

© Мартынова А.Г., 2015

236

го художника. Финны относятся очень трепетно к своему культурному наследию, поэтому увековечили память о Викторе Святишине: с изображениями работ художника выпущены почтовые открытки, а в 2009 г. в городе Лахти издан красочно иллюстрированный альбом, посвященный его творчеству [1]. Кроме того, некоторые акварельные работы Виктора Святишина из музейных фондов размещены на сайте музея Лахти (lahdenmuseot.fi) и интернет-ресурсе финских музеев (suomenmuseotonline.fi). На финском исследовательском ресурсе gw5.geneanet.org. представлено генеалогическое древо семьи Святишиных.

Российским искусствоведам и любителям живописи имя Виктора Святишина мало известно. Даже в родном городе художника, Выборге, до недавнего времени творчество художника было забыто. Однако в последние годы интерес к нему растет. В 2011 г. в выставочном центре «Эрмитаж-Выборг» была организована выставка «Выборг и Карельский перешеек в акварелях Виктора Светихина1 из фондов Окружного музея Южной Карелии города Лаппеенранта»1 2. Интерес к творчеству художника вызвала и выставка «Viipuri mon amour», организованная в городском Историческом музее г. Лахти (17 мая 2013 г. - 16 марта 2014 г.). На ней среди других экспонатов Выборгского исторического музея, вывезенных из Выборга в 1944 г., были представлены картины Виктора Святишина с изображением Выборга и окрестностей. Летом 2014 г. 20 акварельных и графических работ Святишина из собрания художественного музея Южной Карелии г. Лаппеенранты (Etela-Karjalan taidemuseo) были представлены в ГМЗ «Павловск» на выставке «Виды Выборга и парка Монрепо в акварелях Виктора Светихина».

Тем не менее до сих пор искусствоведческий анализ творчества Виктора Святишина, в частности его работ, посвящённых Выборгу, не проводился, хотя очевидно, что акварели художника представляют не только искусствоведческую, но и историческую ценность, поскольку на них запечатлён довоенный Выборг, т. е. город до его вхождения в состав СССР. Акварели в подробностях изображают исторические здания Выборга, окрестности. Написанные в светлых, мягких, пастельных тонах они притягательны как для рядового зри-

1 Существует несколько вариантов написания фамилии художника, наиболее употребительные - Светихин, Святишин.

2 С этой выставкой связано появление на русском языке небольшой заметки «Виктор Светихин - акварелист, фотограф, рисовальщик» Эву Рейя и Леену Рятю, сотрудников музея Южной Карелии г. Лаппеенранты, опубликованной в газете Выставочного центра «Эрмитаж-Выборг» [11].

237

теля, так и профессионального искусствоведа. Художественную манеру Виктора Святишина отличает очень тонкий, индивидуальный стиль. В его работах, на первый взгляд, нет динамики, движения, они статичны. Однако более пристальное знакомство с произведениями художника позволяет понять, что кажущаяся статика есть отражение особого медитативного, созерцательного состояния души, наслаждающейся красотой и гармонией неброской, но величественной северной природы.

Жизненный и творческий путь художника

Виктор Святишин родился 22 декабря 1877 г. в Салми [14] в д. Тулема, в «усадьбе Юсупова» [11]. Виктор происходил из многодетной семьи и был младшим из 11 детей [10]. Семья жила в Выборге в районе Пантсарлахти [14]. Отец будущего художника, Фридрих Святишин (Feodor (Fritz) Alexandrov Svaetichin) родился в 1837 г. в Тайпалсаари (фин. Taipalsaari). Когда Виктору было 4 года, отец умер, оставив на руках жены одиннадцать детей. Элизабет Святишина (Elisabeth Alexandrina Maria Westenius) прожила долгую жизнь1, поставив всех детей на ноги.

У Виктора интерес к рисованию проявился рано. Известно, что когда он повредил правую руку, то не мог дождаться, когда она заживет и поэтому научился рисовать левой рукой. Привычка рисовать левой рукой закрепилась на всю жизнь, а правую руку он использовал только для письма. Свое образование художник начинал в народной школе Выборга, а затем, в период с 1895 по 1898 г. изучал рисунок и живопись в художественной школе Выборгских друзей искусства под руководством художника Арвида Лильелунда (Arvid Liljeiundin).

С 1898 по 1901 г. Виктор продолжил обучение в художественной школе «Атенеум» в Хельсинки. Вернувшись в Выборг, Святи-шин стал работать в средней школе учителем рисования, а в свободное время посвящал себя творческое работе [14]. Ученики называли его «Ветехин», что лучше ложилось на финское произношение [11]. Разносторонне одарённый Виктор занимался резьбой по дереву, вырезал макеты зданий, декоративные рамы для своих картин [8]. Художник очень любил классическую музыку, что впоследствии отразилось в его творчестве, придавая особую гармонию композиционным построениям полотен.

1 Элизабет Святишина род. в 1845 г. в Або (совр.Турку) и умерла в 1912 г. в Выборге [3].

238

В мае 1902 г. в Выборге состоялась первая персональная выставка Святишина в рисовальной школе. К этому времени художник уже несколько лет участвовал в различных художественных выставках. Первое упоминание об этом встречается уже в 1899 г., когда студент Виктор Святишин был принят в общество искусства г. Тампере, где и была организована местная выставка декоративноприкладного творчества. В выставках, организованных обществом искусства Тампере, Святишин участвовал еще раз в 1903 и 1905 гг. Также он принимал участие в ежегодных выставках в Выборге в 1900-1902 и 1906-1908 гг. Художник участвовал в весенней выставке общества искусства «Атенеум», проходившей в мае-июне 1901 г., и в 17-й ежегодной выставке художественного общества Турку весной 1907 г. [16]. В 1906 и 1908 гг. художник совершил несколько поездок в Г ерманию, по крайней мере на одну из них, получив грант. Результом поездок стали две акварели, известные сегодня в Германии: «Nakoala Berliinista» («Вид Берлина») и «Kevatmaisema, aihe Hermdorffista» («Весенний пейзаж в Хермсдорфе) [14].

В феврале 1913 г. администрация Исторического музея г. Выборга впервые сделала заказ Святишину. Перед художником была поставлена задача запечатлеть все памятные уголки Выборга и его окрестностей. С этого времени началось сотрудничество художника с Историческим музеем, которое продолжалось до 1939 г. Всего Виктором Святишиным было выполнено 904 акварели, а также 188 фотографий и 68 рисунков тушью с изображением Выборга до Зимней войны 1939 г. [14]. Кроме живописных работ, музей приобретал рисунки и фотографии1.

В 1916 г. Виктор Святишин женится и, заведя семью, поселяется в собственном доме в местечке Сяйниё. В начале Зимней войны 1939 г. Святишин с семьей был вынужден покинуть свой дом и эвакуироваться в Финляндию. Но и в эвакуации художник был полон творческого энтузиазма, рисовал и писал в прежнем ритме. Картины этих лет были наполнены идиллическим настроением, которое отражалось в пейзажах с видами сельских озер и лесов родного края художника [14].

1 Коллекция была эвакуирована из музея во время советско-финской войны 1939 г., позднее она была передана фонду Торккель. С 1950 г. по решению Министерства внутренних дел Финляндии коллекция хранилась в Историческом музее г. Лахти, а в 1990 г. право на распоряжение коллекцией получил Выборгский фонд (Viipuri Foundation). Часть этой коллекции в настоящее время располагается в Музее Южной Карелии в г. Лаппеенранте.

239

Знавшие художника люди говорили, что Виктор был общительным, простым, радушным, дружелюбным, оптимистически относившимся к жизни человеком с обширными познаниями в различ-различных областях. Он любил шахматы, не увлекался спиртным и даже во время войны не покупал ничего на черном рынке [11]. Одним из проявлений его жизнелюбия была работоспособность. Когда 63-летний художник переехал с семьёй в Хельсинки в 1940 г., получив работу в Национальном музее Финляндии, он энергично взялся за дело. В частности, для фотоархива музея Святишин подготавливал фотографии с подписями на английском и немецком языках для фотогалереи, одновременно за два года художником была создана целая серия автопортретов [15].

Работы Виктора Святишина практически не продавались. Умер художник, как и многие его современники, в «сапогах». Он работал, как все мужчины, не ушедшие на фронт, на тяжелой физической работе, которая надломила сердце уже пожилого человека и привела к смерти от инфаркта 27 ноября 1942 г.

Работы художника сегодня находятся в нескольких музеях, в частности, городском историческом музее Лахти (Lahden historiallinen museo) [9], художественном музее Южной Карелии г. Лаппеенранты (Etela-Karjalan taidemuseo). В войну коллекция пострадала, сохранилось всего 557 работ [11]. Известно также, что картины и пейзажи, не находившиеся на момент смерти мастера в музеях, унаследовала старшая дочь художника [15].

Выборг Виктора Святишина

Город Выборг занимал видное место в творчестве художника, особенно в ранний и зрелый периоды его творчества. Одна из ранних работ выборгской тематики - пейзаж «Песчаный пляж», написанная в 1902 г. - находится в Историческом музее финского города Лахти. На картине изображен зимний вид Выборгского залива со стороны Выборгского поселка (фин. Hiekka). На картине - типичный для северных широт морозный зимний день. Художник изображает рыбацкие лодки, занесенные снегом. Вода залива частично замерзла, залив покрыт льдом, припорошенным снегом. Святишин достигает ощущения морозного зимнего дня путем чередования темных и светлых пятен и преобладанием белого цвета. Небо на полотне изображено в серо-синих красках с добавлением белил. Темные акценты художник расставляет на конкретных предметах: рыбацкие лодки, домики. Все три плана картины объединяет изображение небольшой парусной лодки. Именно это изображение па-

240

русника углубляет композицию, придаёт ей воздушную атмосферу. Формат картины горизонтальный (вытянутый) задаёт композиции повествовательный вектор. Общий колорит картины мягкий, спокойный.

На полотне 1905 г. «Vesiportinkatu» («Улица Водяных Ворот»1) изображен летний пейзаж1 2. Замысел этого полотна - запечатлеть один из погожих летних дней Выборга, редких для этих широт. Пейзаж написан на бумаге в любимой акварельной технике художника. Он изображает старинную средневековую улицу, поднимающуюся в гору, по обеим сторонам которой стоят деревянные постройки. На втором плане возвышается Часовая башня, находящаяся в конце улицы, окруженная листвой деревьев. Композиция ясно читается благодаря четкому распределению цветовых масс. Светлозеленая листва деревьев, ярко-коричневые тона деревянных домов, серые тона брусчатки и белоснежная Часовая башня создают настроение знойного летнего вечера, наполненного покоем и тишиной. Ритм картины передан не только геометрией форм, но и цветом, светом и контрастом, создавая общее настроение картины и настраивая зрителя на приподнятый лад. Этому способствует и вертикальная ориентация композиции.

Акварельная работа «Выборг. Императорская улица. Двор» 1913 г. из собрания художественного музея Южной Карелии г. Лап-пеенранты (Etela-Karjalan taidemuseo) интересна не только как художественное произведение, но и как исторический документ. На картине изображен дворик по улице Императорской (ныне ул. Выборгская, д. 11), который в наши дни практически утрачен. За небольшой в настоящее время несуществующей деревянной постройкой художник пишет собор монастыря «Черных братьев» (церковь Доминиканского монастыря), построенный в XV-XIX веках, ныне почти разрушенный. На картине В. Святишин изображает солнечный летний день. Картина написана воздушными, яркими красками, четко очерченные линии моделируют давно утраченные

1 Ныне улица Водной Заставы.

2 Работа находится в Историческом музее г. Лахти.

241

архитектурные сооружения. Песчаная поверхность земли, стена деревянного домика, а также кирпичного дома по левой стороне улицы залиты потоком золотистого цвета, который растворяется в переливах тончайших оттенков жемчужно-серого, серо-голубого, светло-коричневого, бежевого, персиковых цветов. Свет пронизывает ступеньки деревянных приставных лесенок, ложится на песчаную почву и на каменные стены построек, а по небу медленно плывут белые перистые облака. От полотна веет жизнерадостностью, восхитительной легкостью, энергией яркого солнечного дня.

Столь же интересны своими художественными достоинствами и исторической достоверностью графические работы Виктора Свя-тишина, выполненные тушью на бумаге. Работа «Монрепо. Капелла» создана художником в 1919 г. и находится сегодня в музее Южной Карелии г. Лаппеенранты. На листе изображена капелла Людвигсбург, расположенная на одноимённом острове со стороны каменной лестницы у вершины скалы. В композиции другой графической работы «Монрепо. Арочный мост», созданной также в 1919 г., главным является один из китайских арочных мостиков, которые были утрачены в военное время. Особую ценность этому рисунку придаёт тот факт, что художник изобразил интересные детали системы искусственных прудов и островков, соединяющихся китайскими арочными мостиками, созданными под холмом Мариентурм в конце XVIII в. Мостики были возведены по проекту архитектора Д.А. Мартинелли в 1798 г. и вместе с павильоном Мариентурм они составляли единый комплекс - «образ Китая» в восточной части парка. Один из этих подлинных мостиков «китайского» Монрепо и изобразил В. Святишин.

Произведения Виктора Святишина начала 1940-х гг. представляют собой высшую точку творческого развития художника. В них в полной мере сказался многолетний художественный опыт. Работы мастера этого периода становились всё более сложными и изысканными по цвету. Художник научился виртуозно управлять цветовым балансом.

В разнообразной художественной деятельности Виктора Свя-тишина важное место занимал городской пейзаж его любимого Выборга. Сильные и сложные чувства к Выборгу владели Святишиным с детства и до смерти. Выборг в работах В. Святишина лишен какой-либо парадности. Это город тихой обыденной жизни. Художник изображает уютные дворики, деревянные жилые дома; на большинстве работ художника нет людей, либо они обозначены

242

условно. Святишин показал, насколько ёмок может быть простой городской пейзаж.

Работы Святишина объединяет высокое техническое мастерство: это точное построение перспективы, прорисовка деталей, мастерство техники. Вместе с тем художник нередко прибегал к декоративному обобщению форм, использовал яркие, мажорные, локальные цвета. Финский Выборг Святишина поражает нас своей милой простотой деревянных построек, стройностью. Выборг на картинах Виктора Святишина обладает особой притягательностью и очарованием. С поэтической пронзительностью художник передает неповторимые ощущения и переживания, которые возникают в нашем сознании при виде уютных двориков, старинных улочек и кривых переулков, покосившихся старых домов. Глаз художника стремится к широкому панорамному охвату, но может сосредоточиться и на камерном мотиве. Художник со знанием дела подчеркивает особенности финского Выборга начала XX в.: нагромождение домов, динамичные повороты улиц, выразительные силуэты глухих торцов и изысканный декор памятников архитектуры, кривизну карнизов и труб, оконные переплеты, создает портретные по своей выразительности образы старого Выборга.

Работы Виктора Святишина позволяют дать ответы на многие историко-художественные вопросы, поскольку мастер скрупулезно запечатлевал архитектурную среду Выборга, заметная часть которой была безвозвратно потеряна во время двух разрушительных войн. Обращение к творчеству художника, его популяризация будут иметь значение для восстановления исторической «памяти места» г. Выборга.

Список литературы

1. Адаскина В.И., Вассель И. П. Знакомьтесь - Выборг. - Л., 1965.

2. Адаскина В.И., Закатилов Н.И. Выборг. Путеводитель. - Л., 1969.

3. Виктор Святишин. Генеалогическое древо. [Электронный ресурс]. -URL: http://gw5.geneanet.org/rafaelo?lang=it;p=viktor;n=svaetichm

4. Воронина О. Первые друзья искусства в Выборге // Выборг. - 2011. -№ 38.

5. Выборгский исторический музей. Ristikivi. Частный архив Карельского перешейка. [Электронный ресурс]. - URL: http://ristikivi.spb.ru/albums/viipuri-museo.html?photo

6. Калинина Л.Г. Выборгские истории: сб. ист. ст. - Выборг, 2003.

7. Кепп Е.Е. Выборг. - Выборг, 1986.

8. Мартынова А. С любовью о милом Выборге: Виктор Светихин // Реквизит. - 2014. - № 31 (387).

243

9. Музей Лахти [Электронный ресурс]. -

URL: http://www.lahdenmuseot.fi/museot/en/lahti-art-museum/conections

10. Салми-Мийнала. [Электронный ресурс]. -

URL: http ://www.kolumbus .fi/leo. mirala/Miinala/MiinalaX.htm

11. Эву Рейя, Леену Рятю. Виктор Светихин - акварелист, художник, рисовальщик // ВЦ «Эрмитаж-Выборг». -2012. - № 1.

12. Agricola julkaisut [Электронный ресурс].

URL:http://agricola.utu.fi/julkaisut/kiTja-arvostelut/index.php?

13. Museovirasto. [Электронный ресурс]. -

URL: http://suomenmuseotonline. fi/fi/kohde/

14. Tuula Poyhia (paatoim.), Leena Raty ja Sari Kainulainen (toim.).Viktor Svaetichin. Karjalan kuvaaja. - Lahti, 2009.

15. Virtuaali Vuoksi.Virtuaalimatka saimaalta laatokalle. [Электронный ресурс]. - URL:

http://www3.lut.fi/eki/vuoksivirtaa/virtuaalimatka_vuoksella/jokihaasteena/viktor_s vaetichin.

16. Suomalaisen kuvataiteen bibliografia. Svaetichin Viktor. [Электронный ресурс]. - URL: http://kirjava.fng.fi/bibliografia/bibliografiat.php?path=&res

17. Finnish Museums Online. [Электронный ресурс]. -URL: http://suomenmuseotonline. fi/en/kohde/+

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.