5. Рерих Н.К. Памяти М.К. Тенишевой // Тенишева М.К. Эмаль и инкрустация. -Прага. - 1930.
6. Талашкино. Издательство Содружество. - СПб., 1905.
7. Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. - СПб., 2014.
8. Рыбченков Б.Ф., Чаплин А. П. Талашкино. Альбом. - М., 1973.
А. Г. Мартынова Место выборгской темы в художественной жизни Финляндии
Изображение Выборга в искусстве финляндского периода - это в первую очередь пейзажная живопись, объектом которой является городское жизненное пространство человека. История изображения города в Финляндии молода. Она начинается с XVIII в., но намёки на интерес к финскому пейзажу и городским видам имелись уже в Средние века. На рубеже XlX-XX вв. финское искусство обращается к кругу сюжетов, воспевающих страну и народ. В духе Калевалы, крестьянской жизни и озёрных пейзажах Финляндии, художниками были найдены основные черты финского духа. В изображениях городской среды художники как бы «входили внутрь» города, увидели интимные дворовые виды, подчёркивающие эмоциональную красоту парковые пейзажи, и интересные с точки зрения композиции группы домов. Если до XX в. художники считали Выборгский замок обязательным объектом изображения, то художники XX в. находили в Выборге и другие притягательные объекты городской среды. По мнению Пирьо Хоккамена [1], многие художники считали замок однообразным и некрасивым [1, сообщ. Leo Rajama. 11.3.1984]. Однако в обширных городских видах он занимал важное положение, по этому зданию сюжет узнавался как выборгский, хотя если изображение расширялось, то становилось более интересным, когда охватывало и крепостное окружение. На изображениях перед крепостью уже стояли парусные суда, ялы для перевозки картошки и маленькие катера. Живопись приобретала больше внутреннего движения, а однообразное серое здание замка не казалось больше таким мрачным [1, сообщ. Поннти Вижкко. 11.3.1984]. Как говорит Пирьо Хоккамен, хотя многие выборгские художники рассказывают, что их сам замок не интересовал, и большая часть изобразительного материала состоит из городских изображений с крепостным сюжетом, его символическое значение по-прежнему велико. Картина без Выборгского замка была бы подобна изображению человека во весь рост, без головы. Замок - главный символ Выборга [1, сообщ. о Арне Напианненне(?). 9.3.1984].
На основании представляющего Выборг финского изобразительного материала можно с лёгкостью сделать вывод, что изображения городской среды делали только в районе Старого города или крепости. Однако художников интересовала так же и природа, но такие живописные
работы этого периода практически не сохранились. Например, территория частной застройки на горе Коликойнмяки1 напоминала Писпала в Тампере, оттуда было написано много городских сюжетов [1, сообщ. Пентти Вилкко 11.3.1984], часто изображался новый городской район Хави2 с маленькими домами в восточной части Старого города. Его считали даже несколько элитарным жилым районом. Мыс Найтсютниемми в западной части крепостного острова также интересовал художников своей деревянной застройкой [1, сообщ. Лео Райама 22.3.1984]. Парк Монрепо на северной окраине города предлагал художникам сюжеты с идиллическим настроением. Художник, работавший в Выборге, рассказывал: «Там (в Монрепо) было сколько угодно сюжетов, только успевай писать...вековые деревья, тенистые парковые аллеи, красивые деревянные здания». Заводские виды, изображения промышленного окружения и картины труда не интересовали художников. Пирьо Хоккамен поясняет, что в Выборге не было особо интересных заводских комплексов, как например, в Тампере [1, сообщ. Пентти Вилкко 11.3.1984]. Старый средневековый Выборг изображали ещё во времена учёбы в художественной школе [1, сообщ. Топи Валконена 29.3.1984]. Для молодых художников это были идеальные, для уровня их художественной подготовки, пейзажи. Художник Аарне Нопсанен (род. в 1907 г.) метко характеризует то ощущение, которое присуще Старому городу: «Улицы движутся, они поднимаются и опускаются. В некоторых местах они чуточку уже, изгибаются влево или вправо-улицы живут!». Стена оштукатуренного здания не всегда совсем прямая, равной толщины. Крыша не горизонтальна и обшарпанная водосточная труба неплотно прилегает к каменной стене. Вот вывеска - сапог сапожника болтается на железной жерди! На крыше покачивается поворачивающаяся по ветру дымовая труба из листового железа» [1, сообщ. Арне Нопсанена 9.3.1984].
Центральными сюжетами изображений городской среды финляндского периода являются идиллические дворовые виды и портовые сюжеты. Этнографически точная серия изображений городской среды Старого города выборжанина Виктора Светихина (1877-1942) замечательна уже по своей широте. Светихин выбирал круг своих сюжетов от задних дворов до оживлённых уличных видов. Работы относятся к первому десятилетию XX в. В акварелях Светихина - чистые, светлые краски, а впечатление от светотени сильное. Очень многие городские сюжеты художника изображают настроение середины лета в Старом городе. Подобно фотографу, художник изображает в своих картинах
1 Совр. Южный посёлок, территория Монетного Холма.
2 Хави - район Выборга, расположенный в южной части города на берегу залива. Это был индустриальный район, в котором располагались промышленные предприятия, нефтебазы, терминалы и склады, мельницы, электроламповый завод, порт.
остатки древнего прошлого, старую средневековую застройку. Светихин пытался соединить прошлое и настоящее в своих картинах.
В военное время появились городские изображения с выборгскими сюжетами, которые занимают особое место. Это информационные работы, их ценность документальна. Рисунки передавали изобразительную информацию с фронта гражданскому населению. Разрушенный во время войны Выборг изображали среди прочих Алекс Линденберг, Эркки Копонен, Эрик Энрот и Кар Суомалайнен [1, фотоархив военного музея. Хельсинки].
Выполненная выборжцем Вяйне Раутио в 1940-е гг. серия около двадцати работ маслом, изображающая разрушенный во время войны город - личная позиция автора в защиту разрушенного Выборге. Живописные работы Раутио больше представляют собой эмоциональные, чем реалистические, городские изображения («Уход из Выборга», 1940), хотя среда легкоузнаваема.
У финских художников присутствует в первую очередь идиллическое восхищение средневековым городом, а с другой стороны - эмоциональное выражение тоски о потерянном, после их ухода (Пирьо Хоккамен употребяет словосочетание «сдача города»), городе.
Работа маслом «Таков был Выборг» 1971 г. художника Унто Пуса (фин.ип1о Риза) (1913-1973) очень многоуровневая и не представляет собой обычную, создающую реальный образ картину города. Унто Пуса родился в Выборге, откуда в возрасте 4-5 лет переехал в Турку. На окончательную трактовку картины оказал влияние собственный военный опыт Унто Пуса. Он пришел с фронта в 1941 г., и разрушенный Выборг остался навсегда в его памяти. Помимо собственного опыта, он использовал при изображении общественных зданий, как подспорье, старые фотографии [1, сообщ. Майялиисы Пуса 30.3.1984]. Картина Пуса изображает одновременно много разных событий. Эти события отделены друг от друга при помощи фигур различного размера, вне учёта перспективы. Самые значительные здания городской панорамы Выборга изображены с фасада. Крепость, Круглая башня Выборга, колокольня, областной архив, здание библиотеки и вокзал чётко узнаваемы. Расположение зданий не отвечает топографической реальности. Здания расположены на плоскости картины таким образом, что получается уравновешенная композиция. К поворотным моментам истории города относятся такие события, как эвакуация и опустошение войны, изображённые в нижней части картины, вытянутая безымянная людская масса эвакуируемых, в огненном пламени борющиеся человеческие тела. На трактовку картины оказали влияние работы Делоне и Леже, служившие образцом для Пуса [1, Вессман 1977. Дипломная работа], который в своей картине, подобно Леже, использовал пронзающие фигуры цветовые поверхности. Напоминающая Делоне круговая цветовая композиция
с нижнего края картины исчезает в угрожающих грозовых облаках, которые предвещают войну и опустошение.
Городских изображений с выборгскими сюжетами в финском искусстве относительно немного (около ста). Более старый изобразительный материал финских художников о Выборге или утерян, или полностью погиб. Как пишет Хоккамен, хотя художественный уровень этих произведений не всегда впечатляет, культурно-историческая ценность работ имеет здесь большое значение, так как они обычно изображают объект по возможности достоверно и в соответствии с действительностью; у них очень большая ценность как источника, если нужно исследовать исчезнувшие уже городские комплексы. В особенности здесь имеют значение более ранние изображения города, которые действительно стремились к реальному соответствию и дают помимо художественной и культурно-исторической ценности интересный угол зрения для архитектурных исследований.
Таким образом, мы наблюдаем многочисленные изображения исчезающей средневековой среды, отсутствие в них характерной для Выборга черты интернационального большого города, а также большое значение в городских изображениях зданий, ставших символами города. Центральное место среди сюжетов занимают уличные виды, сюжеты с задними дворами и старые средневековые каменные дома. Выборг был интернациональным городом Финляндии. Однако в изображениях города и городской среды эта интернациональная атмосфера не видна. Возможности выразить напряжённую атмосферу торгового города средствами изобразительного искусства были безграничны. Но эта идея не была использована. В городском изображении Финляндии Выборг занимает интересное и своеобразное положение. В военные годы были созданы многочисленные информационные изображения с фронта, которые запечатлели разрушенный войной город. Для таких городских изображений художественные отправные моменты и ценности были второстепенными, хотя многие их авторы и были профессиональными художниками. Работы, написанные по памяти, фотографиям военных разрушений и полученным впечатлениям есть в результате нечто большее, чем городские виды, фиксирующие просто реальность. В них присутствует собственная позиция художника и более глубокая трактовка [1]. Во всех типах изображений средневековые здания (такие как Выборгская крепость, Круглая башня, Часовая башня) символизируют Выборг, у них выделенное положение, а композиция картины строится в соответствии с ними.
Список литературы
1. Пирьо Хокканен «Выборг в изобразительном искусстве»: дипломное исслед. -Отделение истории искусства в Ювяскюля, 1986.