Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2019. № 33
РЕЦЕНЗИИ, КРИТИКА, БИБЛИОГРАФИЯ
УДК 75.03
Б01: 10.17223/22220836/33/26
РЕЦЕНЗИИ НА МОНОГРАФИЮ А.Г. МАРТЫНОВОЙ «ВЫБОРГ, ПАРК МОНРЕПО И ОКРЕСТНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ ХУ1-Х1Х ВВ.»
Мартынова А.Г. Выборг, парк Монрепо и окрестности в творчестве художников ХУ1-Х1Х вв. СПб. : НП-Принт, 2018. 304 с.: ил. + 38 цв. вкл.
Монография включена Музейным ведомством Финляндии (Museovirasto) в программу Европейского года культурного наследия (2018). #EuropeForCulture
Аймо Русунен
Научная монография историка искусства и искусствоведа Анастасии Геннадьевны Мартыновой явилась прекрасным подарком русскоязычным почитателям Выборга. Немаловажно, что в феврале 2018 г. данный труд был включен Музейным ведомством Финляндии (Museovirasto) в программу Европейского года культурного наследия (2018). Монография А. Мартыновой
является самостоятельным, концептуальным исследованием актуальной искусствоведческой, исторической и культурологической научной проблемы. Книга выполнена на базе собранных материалов в архивах, музеях, библиотеках, частных собраниях России, Финляндии, Швеции. Заслуживает уважения, что автор работала в 2016 г. с коллекциями Художественного и Исторического музея Южной Карелии (г. Лаппеенранта, Финляндия), в 2017 г. - с фондами Национального музея Финляндии (г. Хельсинки), Музейного ведомства Финляндии (г. Хельсинки), Национальной галереи Атенеум (г. Хельсинки), документами Национального архива Финляндии (г. Хельсинки), коллекциями Исторического и Художественного музея (г. Лахти, Финляндия). На аукционах Sotheby's, Bukowskis, Hagelstam & Co искусствоведом были выявлены новые интереснейшие выборгские работы.
Тема монографии чрезвычайно актуальна как для российской, так и для зарубежной науки, а само проведенное исследование интересно и необходимо. Монография предполагает междисциплинарные изыскания в области истории искусства, философии, культурологии, истории. Кроме того, благодаря научным исследованиям А.Г. Мартыновой в последнее время у публики и музейных специалистов наблюдается пробуждение особого интереса к выборгским художникам. Монография систематизирует богатый, в том числе малоизвестный художественный материал, вводит в научный оборот новые художественные единицы. Помимо этого, рассматриваемые в монографии работы художников помогут при начавшейся в настоящее время реставрации Выборга, при исследовании исторических изданий, городских комплексов. Кроме того, Выборг находится в поликультурном регионе, в котором соприкасались множество культур (финская, шведская, немецкая и др.). Следует отметить, что автор монографии делает акцент на комплексном подходе к изучению Выборга в живописи и графике XVI-XIX вв.
В данной книге автор впервые в искусствоведении рассматривает отражение художественного образа Выборга, парка Монрепо и окрестностей в живописи и графике XVI-XIX вв. через биографии и призму восприятия художников. Перед нами солидное научное изыскание, базирующееся на внушительной источниковой базе. Представленная монография (научно-справочное издание) изложена на 304 страницах печатного текста (+38 страниц цветная вклейка), включает более 65 имен художников, список использованных источников и литературы состоит из 260 наименований на русском, английском, финском, шведском, датском, немецком, французском языках, список иллюстраций из 287 наименований. Монография имеет систематическую структуру в виде построенных по хронологическому принципу статей о художниках, обобщающих данные для использования в научных целях. Книга включает в себя обобщение объективных сведений о выборгских мастерах различных исследователей: А. Кищук, Ю. Мошник, Н. Дмитриевой, П. Хок-канен, А. Рейтала, Э. Руофф, Й. Куурне и др.
Обращает на себя внимание и яркая обложка книги - фрагмент редкой картины неизвестного художника «Вид на Выборг и Папулу» (1-я половина XIX в.), качественную фотофиксацию которой в сентябре 2017 г. А.Г. Мартынова сделала лично в Городском музее г. Лахти (Финляндия). Кроме того, книга содержит цветную вклейку с интереснейшими и красочными иллюстрациями.
А.Г. Мартынова вполне аргументированно определила исходные посылки своего труда, а именно: «Настоящее научно-справочное издание рассматривает отражение художественного образа Выборга в живописи и графике ХУ1-Х1Х веков...» (С. 4).
Автор на основе большого количества научного материала вводит в научный оборот целый комплекс биографических сведений о шведских, финских, датских, английских, французских, итальянских, немецких, австрийских, польских, эстонских художниках, связанных с Выборгом. Большим достоинством работы является то, что автор проработала огромный пласт материала, сделала самостоятельные грамотные переводы иностранных источников. Удачные в книге, на наш взгляд, условные обозначения. Систематизируя биографические сведения о художниках, А. Мартынова отметила латинской буквой М (Моп-Repos) мастеров, которые изобразили в своих графических и живописных работах выборгский парк Монрепо и жителей усадьбы (например, на с. 28, 39, 45, 53). Немаловажно, что в монографии иностранные имена дублируются на русском языке, поскольку множество иностранных имен в транслитерации на русский язык обретают совсем иную форму.
Интересно, что А.Г. Мартынова в своей книге рассказывает о первых изображениях Выборга в ранней картографии (С. 8-21), а также о малоизвестной гравюре «А не доходя до Выборга за пять вёрст.» из «Царственной книги» русского царя Иоанна Грозного (С. 20-23).
Автор рассматривает и малоизвестное для искусствоведения выборгское творчество известных русских художников, таких как Л. Лагорио, В. Верещагин, П. Верещагин, И. Айвазовский, А. Боголюбов и др. Очень важно и рассмотрение творчества практически неизвестных финских художников: Акселя Ялмара Ритца, Солдана Аугуста Фредрика, Магнуса Ялмара Мун-стеръелма и др.
Автор квалифицированно дает оценку личностям художников и проводит выборочно краткий искусствоведческий анализ живописных и графических работ. Говоря не только о практической значимости работы, но и о теоретической, следует отметить, что А.Г. Мартынова делает множественные уточнения относительно обстоятельств жизни и творчества мастеров (С. 32, 65, 68, 96, 237 и др.).
Исследование проведено на достаточно высоком теоретическом уровне. Автор прекрасно разобралась в поставленных вопросах, чему во многом способствовало умение использовать специальную литературу. По дискуссионным вопросам А. Мартынова высказала собственное мнение и дала ему теоретическое обоснование.
Эта книга расскажет читателю многое об истории и культуре Выборга и о тех мастерах, которых нет в памяти современного читателя. Автором были удачно подобраны и фотографии художников. Украшением книги стали поэтические строки о Выборге и парке Монрепо И. Суриша, О. Глазковой, И. Лапина и М. Костоломова.
Подводя итоги, считаем необходимым отметить востребованность, высокую новизну и актуальность книги А.Г. Мартыновой. С уверенностью можно сказать об ожидании данной монографии на английском, а в идеале и на финском языке с рекомендацией издать книгу большим тиражом (от 500 экземпляров). Монография представляет собой научный и практический интерес.
Исследования искусствоведа А. Мартыновой могут стать фундаментом для формирования музейной коллекции живописи и графики по выборгской тематике. Информация, изложенная в монографии, несомненно, должна быть доведена до ученых, музейных сотрудников, архивистов, искусствоведов, арт-критиков, художников, историков, философов, реставраторов, культурологов, а также аспирантов и студентов исторических, искусствоведческих, культурологических специальностей.
Хочется поблагодарить автора за поистине титанический труд, пользу от которого трудно переоценить.
Ю.И. Мошник
Монография Анастасии Геннадьевны Мартыновой «Выборг, Монрепо и окрестности в творчестве художников XVI-XIX вв.» является результатом многолетней исследовательской работы автора, посвященной эволюции художественного образа Выборга в изобразительном искусстве. Надо заметить, что изучение этой интереснейшей и чрезвычайно плодотворной в научном плане темы в силу обстоятельств сопряжено с многочисленными трудностями. Прежде всего, это обусловлено спецификой истории Выборга в XX в. и фатальными изменениями в составе населения города в годы Второй мировой войны, повлекшими за собой разрыв культурной традиции. В наши дни произведения художников, изображавших на своих полотнах и графических листах Выборг и его окрестности, хранятся в музейных и частных собраниях разных стран - России, Финляндии, Швеции, Дании, США и т.д. Далеко не все работы доступны исследователю, и лишь немногие подверглись искусствоведческому анализу. Актуальность создания научно-справочного издания, в котором бы нашли возможно более полное отражение посвященные Выборгу произведения живописи и графики, а также была бы приведена краткая информация о художниках и обстоятельствах создания их «выборгских» работ, не вызывает сомнения. Такого рода издание совершенно необходимо не только историкам искусства, но и историкам и краеведам, да и всем, кто интересуется историей Выборга. Монография Анастасии Мартыно-вой как раз призвана решить эту проблему: автор специально отмечает, что ставит целью своей работы систематизацию сведений о «выборгских» произведениях художников XVI-XIX вв.
В исследовательском поле автора книги оказались как известные работы (такие, например, как «Вид имения Монрепо» 1796 г. Я. Меттенляйтера или «Выборгская крепость» 1848 г. Л.Ф. Лагорио), так и произведения малоизвестных мастеров, которые прежде никогда не упоминались в публикациях, посвященных образам Выборга в изобразительном искусстве. К таким малоизвестным работам принадлежат, например, чрезвычайно интересные произведения Ф. Копаллика, Л. Керпеля, О. Солдана.
Особенно важно то обстоятельство, что автор стремится не только систематизировать сведения о художниках и их работах, но и прояснить обстоятельства создания живописных полотен и рисунков, указать на связи мастеров изобразительного искусства с выборгской землей, по возможности рассказать о бытовании работ и о местах их хранения в наши дни - т.е. представить читателю исчерпывающую информацию, благодаря которой виды
выборгской земли и портреты выборжан наделяются историей, становятся более понятными современным зрителям.
Отметим, что никогда ранее не предпринималась попытка охватить столь обширный временной период, учесть по возможности все работы, объединенные выборгской темой, вплоть до XX столетия. Настоящая монография является своего рода первой частью, предисловием к опубликованной в 2017 г. книге А.Г. Мартыновой «Выборг в биографиях финских и русских художников ХХ - начала XXI века». Сейчас две эти работы, дополняющие друг друга, охватывают всю историю изображения Выборга - от созданной в XVI в. карты Антония Вида и до наших дней.
Выборг - город, традиционно привлекающий художников - как профессионалов, так и любителей. Немало знаменитых мастеров запечатлевали образы Выборга на своих полотнах. Совершенно естественно, что систематизация столь обширного и разнообразного материала - это чрезвычайно сложная и кропотливая работа. А.Г. Мартынова вложила немало труда и энергии, собирая сведения, работая в архивах и музеях, общаясь со специалистами и хранителями работ. Весь этот огромный труд нашел отражение в монографии. Заметим, что книга отражает и сам ход исследовательской работы автора. Пополнявшиеся со временем сведения привели к несущественным огрехам, которые встречаются в работе. Так, например, в книге дважды приведена статья, посвященная Г.Г. Чернецову (С. 74-75 и 210-211), причем во втором случае она существенно более обстоятельная. Также читателю было бы удобнее работать с книгой, если бы содержание было построено по алфавитному либо по хронологическому принципу. Думается, однако, что тираж книги очень быстро будет распродан и потребуется его допечатка, при которой все мелкие недочеты будут исправлены.
Монография снабжена богатым иллюстративным рядом - как в черно-белом исполнении, так и на цветной вклейке. Отметим, что автор почти во всех случаях приводит сведения о происхождении фотоиллюстраций. Книга может быть адресована широкому кругу читателей. Книга Анастасии Мартыновой «Выборг, Монрепо и окрестности в творчестве художников XVI-XIX вв.» - авторское исследование, которое, без сомнения, будет интересно и полезно всем, кто интересуется историей Выборга и историей искусства выборгской земли.
Julia I. Moshnnik, Vyborg United Museum-Reserve (Vyborg, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
Aimo Rusunen, company Julki Oy/ Yulki (Lappeenranta, Finland).
E-mail: [email protected]
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2019, 33, pp. 302-306.
DOI: 10.17223/22220836/33/26
REVIEWS OF THE MONOGRAPH BY A. MARTYNOVA "VYBORG, MON REPOS PARK AND ITS ENVIRONS IN THE WORKS OF ARTISTS OF THE XVI-XIX CENTURIES" (A. RUSUNEN, YU.I. MOSHNIK)