Научная статья на тему 'Музей и современное общество: взаимовлияние и взаимодействие'

Музей и современное общество: взаимовлияние и взаимодействие Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2423
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музей и современное общество: взаимовлияние и взаимодействие»

- Неужели нельзя, - молил он весь мир, себя, служащего, Машину, - вернуть ее туда, оживить ее? Неужели нельзя начать все сначала?..»1

В другом рассказке «Ревун», писать говорит: «Знаешь ли ты, что океан - огромная снежинка, величайшая снежинка на свете? Вечно в движении, тысячи красок и форм, и никогда не повторяет-ся»2.

Взглянув на полотно «Чаша Карелии», вспоминаются и строки Уильяма Блэйка:

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность

о

И небо - в чашечке цветка3.

Каждый микрокосмический мир - это клетка макрокосма. Микрокосму для существования необходим макрокосм, и наоборот. Через прохождение взгляда от микрокосма к макрокосму Агушев придаёт пейзажу повествовательный импульс. Именно создание возможности проследить уникальную траекторию авторского взгляда придаёт пейзажу статус произведения искусства. Характерной и неотъемлемой особенностью данной работы является также способность инициировать в душе зрителя эмоциональный переворот, приводящий к состоянию внутреннего душевного очищения, катарсиса.

Картина «Чаша Карелии» - своеобразное живописное выражение любви к своему краю. Это - космический пейзаж. Агушев написал полотно с трепетом и большой любовью к родным местам.

Е.В. Морозова

Музей и современное общество: взаимовлияние и взаимодействие

В современной музеологии принято считать музей культурной формой, предназначенной для актуализации и трансляции природного и культурного наследия, реализующей свои социальные функции на благо общества (Словарь актуальных музейных терминов, 2009). В основе данного определения лежит постулат об изменчи-

1 Рэй Брэдбери. И грянул гром. [Электронный ресурс]. URL:

http://bookz.ru/authors/bredberi-rei/r_grom/1-r_grom.html

2 Рэй Брэдбери. Ревун. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ino-book.ru/029/index-brjedberi-rjej-revun.htm

3 Уильям Блэйк. Стихотворения. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.opentextnn.ru/man/?id=3097

128

вости музея, приобретении им ряда свойств в зависимости от культурного контекста той или иной исторической эпохи. Эта особенность гибко и мобильно реагировать на изменяющиеся условия в процессе культурогенеза была определена уже давно. Так, например, данная идея отражена в самом заглавии фундаментального труда по истории музейного дела Э. Александера «Музеи в движении». К. Хадсон (2001). Сторонник институционального подхода в музеологии считал, что «музеи, подобно христианству, несут на себе отпечаток общества», в котором они существуют. Несмотря на наличие в современной музеологии разных подходов к пониманию самого феномена музея, большинство исследователей сходятся на том, что музей представляет собой особую культурную форму, в которой сочетается несколько функций.

Ч. Дженкс (2000) полагает, что сложность в формулировке дефиниции музея заключается в уникальности музея, аккумулирующего в себе функции различных учреждений: храма, университета, биржи, банка, культурной площадки и др. Развитие музея исследователь видит в приобретении социокультурным институтом всё новых функций, что связано с изменением потребностей общества, формированием нового мировоззрения, иной культурной ситуацией. Так, к изначальным функциям хранения музейных предметов и сохранения исторической памяти в эпоху Просвещения добавляются функции образования и утверждения ценностей. В XIX в. музей стал центром формирования национального самосознания, культурной идентичности. Начиная с конца XX в. всё большее значение приобретает функция организации досуга.

При исследовании функций музея в контексте современного общества необходимо учесть, что в гуманитарных науках при характеристике социума на определённом историческом этапе принято выделять политический, экономический и культурно-духовный аспекты. Несомненно влияние политического и экономического фактора на функционирование музеев. В нашей статье мы сосредоточим своё внимание на сфере культуры. В связи с многогранностью понятия культуры необходимо уточнить ракурс рассмотрения проблемы. На наш взгляд, уместно использовать термин «состояние культуры», под которым следует понимать «конкретный вид, который принимает данная система как инвариантно существующая целостность в связи с необходимостью решения специфических на этот момент задач, обеспечивающих достижение стоящих перед ней целей» (Осокин Ю.В. Культурный процесс // Современная культурология в энциклопедических статьях. М., 2007. С. 128).

Л.М. Шляхтина (2013) при характеристике современного состояния культуры отмечает ключевые черты, задающие вектор культуро-генезным процессам, к которым относит глобализацию,

129

информатизацию и дегуманизацию. Основываясь на том, что музей является специфическим инструментарием культуры, через который она осуществляет свои функции (Мастеница Е.Н., 2006), рассмотрим современные тенденции культуры сквозь призму развития музея.

Многие исследователи при характеристике современного общества используют термин «информационное», основываясь на том, что определяющим фактором развития современной цивилизации являются новые технологии. Анализ влияния информатизации на функционирование музея позволяет выделить как минимум три оси их взаимодействия: использование в различных отделах учреждения новых технологий, появление сайтов музеев и виртуальных музеев, а также предоставление определённой образовательной информации. Принимая во внимание важность всех направлений, остановимся подробнее на последнем из перечисленных.

Музей, реализуя свои образовательные и воспитательные функции, побуждает посетителя к размышлениям, создает условия для саморефлексии, что стало редким явлением в современном мире, где ценность приобретает информация, а не знание. Вместе с тем можно утверждать: чем больше информации циркулирует в пространстве, тем меньше в ней действительно значимого содержания. При этом речь идёт не только о спаме, распространенном в наше время в Интернете, но и о той излишней информации, которая проникает в наше сознание. Повсюду человека окружают различные символы, знаки, среди которых ему всё сложнее отыскать подлинное знание. Обилие разнообразной доступной обычному человеку информации осложняет ее систематизацию и, как следствие, формирование целостной картины мира.

Для формирования мировоззрения важно не просто знать факты, но и соотносить их между собой, понимать связи между ними. Однако сам процесс сбора фактов, чаще всего проводимый в сети Интернет, своей структурой больше напоминает рассеивание информации, чем её аккумуляцию. Гипертекст, к которому обращается сегодня философия постмодернизма, может быть полезным только для подготовленного пользователя, владеющего определённой интеллектуальной базой и способного обогатить свой запас знаний. В ином случае человек может быть дезориентирован в информационном потоке, что влечет за собой потерю интереса к предмету поиска.

Характерной чертой информационной культуры является большой разрыв между специальным и обыденным знанием (Флиер А.Я., 2014), вынуждающий людей искать нужную им информацию в справочниках, которые не всегда основаны на достоверных научных данных или выдают информацию в предельно сжатом варианте.

Музей, напротив, тяготеет к глубине подачи тематического материала, опирается только на подлинные источники и предполагает

130

возможность индивидуального прочтения смысла экспозиционного материала, что влечёт за собой возможность диалога и дискурса. Музей, по мнению Н.В. Нагорского (2004), может помочь противостоять рассеиванию внимания, ослаблению субъективного мышления, что является следствием воздействия на человека виртуального пространства.

Современные электронные средства связи значительно расширили пространственные рамки и минимизировали временные затраты доступа к информации. Это позволило известному канадскому учёному М. Маклюэну назвать упомянутое явление «глобальной деревней» (1962). Этот образ стал одним из самых ярких и точных при описании набирающего силу процесса глобализации, представляющего собой феномен возникновения единого культурного пространства.

Р. Робинсон (1998) предлагает рассматривать глобализацию как двуединый процесс превращения всеобщего в особенное и особенного во всеобщее. Ключевым элементом данного процесса является взаимодействие, расширение своего влияния, наложение. Проявление этих составляющих можно выделить и в современной музейной деятельности.

Проблеме развития современных музеев в контексте глобализации уделяется большое внимание в современных музеологиче-ских исследованиях. Е.Н. Мастеница (2011) и Ю.В. Иванова (2009) рассматривают явление экспансии музейного пространства. И.А. Куклинова (2013), отмечая проявление глобализации в виде расширения международных контактов, выставочной деятельности, концентрирует своё внимание на феномене филиалов крупных музеев, открывающихся по всему миру. Тесная взаимосвязь музеев проявляется и во взаимопомощи социокультурных институтов, иллюстрацией чего может служить спасение национального музея Ливана в Бахрейне (Колен Б., 1996). Международные конференции способствуют развитию музеологии как научной дисциплины.

Однако у процесса глобализации есть и другая сторона, вызывающая опасение у многих исследователей культуры - диспропорция в соотношении частей, формирующих общую культуру человечества. Она проявляется в виде агрессивного насаждения западной, а точнее американской культуры (вестернизация) через распространение массовой культуры. Некоторые исследователи называют происходящие процессы «культурной войной» (Гобар А., 1979).

Ответом на это стали идеи сохранения нематериального культурного наследия, формирование национального самосознания, тесного взаимодействия с местными общинами (феномен музеев общин). Со второй половины XX в. растет популярность экомузеев,

131

основанных на принципе мягкой музеефикации. В современной России пользуются популярностью музейные проекты, направленные на сохранение традиционных народных промыслов, культуры малых народов страны. Музей становится центром формирования национальной идентичности, которая, по мнению Л.К. Зязевой (2009), является отправной точкой для воспитания толерантности.

В данном контексте можно уподобить музей надконфессио-нальной церкви, которая вобрала в себе лучшее из существующих религий и представляет собой чистую идею нравственности. Музей, вобрав в себя многообразие культур, способен донести общую идею материального наследия всего человечества. Знакомство человека с культурным наследием других эпох и стран позволяет ему полнее ощутить сопричастность к своей культуре, глубже понять и принять ее. А.А. Гревцева (2008) видит альтернативу культурной глобализации в культуре антропокосмизма, основанного на духовных ценностях, сложившихся в культурах различных народов, что имеет много общего с идеями философии «общего дела» Н.Н. Фёдорова, в которой музею отводится роль духовного центра человечества.

Продолжая мысль русского философа, рассмотрим точки соприкосновения музея и массовой культуры. Представители франкфуртской школы культурологии, к числу которых можно отнести М. Хоркхаймера, Г. Маркузе, Т. Адорно, отмечали пагубное влияние массовой культуры на социум, тенденцию дегуманизации, следствием которой является утрата ценностных ориентиров. Для общества потребления характерно стремление к овладению вещами. Интенсивное развитие новых технологий приводит к быстрому устареванию вещей, поэтому в массовом сознании становится нормой активное избавление от уже использованного и потерявшего актуальность. Между тем возникает угроза культурным ценностям и традициям. Как отмечает Л.В. Мантанова (2004), развитие этих процессов может привести к распаду социокультурного кода цивилизации.

Сложившая ситуация требует поиска механизмов торможения обозначившихся негативных тенденций. Музей, представляя собой институт хранения социальной памяти, воспринял тенденцию к стандартизации общества как вызов времени.

Соглашаясь с В.Ю. Дукельским (2005), характеризующим музей как «компенсаторный механизм, встроенный в культуру в целях её дополнения и противостоящий процессам обеднения культуры», мы считаем музей одним из инструментов, с помощью которых культура может излечить себя от обозначившейся тенденции дегуманизации. Чтобы вывести человечество из духовного кризиса, музей должен активизировать свои воспитательные функции, стать проводником культурной идентичности, хранителем и транслятором истинных духовных ценностей. При всей кажущейся логичности такого пути раз-

132

вития музея, корни которого уходят ещё в эпоху Просвещения, он далеко не однозначен. Это обусловлено усиливающимся влиянием экономических факторов, которые в условиях рыночной экономики приобретают приоритетное значение. Экономическая эффективность работы музеев зависит во многом и от числа их посетителей. Стремясь удовлетворить вкусы современного человека, музей в построении своих экспозиций, организации образовательных программ прибегает к зрелищности предоставления материала, ориентируясь на запросы массового сознания, что, при условии снижения образовательной составляющей, может угрожать преобразованием музея в развлекательный центр.

Таким образом, в современном мире, подверженном негативным тенденциям в области сохранения культурного наследия, можно отметить возрастающую роль музея, одной из задач которого, по мнению Т. Шолы (2013), является поддержание культуры. Музей способен гибко реагировать на потребности общества, активно использовать передовые технологии, осуществлять приобщение человека к культурному коду. В то же время, он сам может оказывать воздействие на развитие общества через аккумуляцию знаний и презентацию научной картины мира, а также воспитание личности на основе подлинных духовных ценностей и сформировавшихся в социуме культурных традиций. Однако существенное влияние на современную политику музея оказывают экономические и политические факторы. В этой связи представляется важным нахождение оптимального пути развития, учитывающего и реализацию высокой миссии музея, и поддержание интереса аудитории к данному институту.

А.В. Садовченко

Техника линогравюры в книжной графике

В современном мире в век господства компьютерных технологий и изготовления практически любого объекта с помощью машин начался постепенный процесс переоценки значимости предметов творчества, созданных самим человеком. Но несмотря на возрастающий интерес к ручному труду, такой вид производства сейчас остается на самом низком уровне. Данная проблема касается также и литературных произведений. В настоящее время книги не только изготавливаются лишь в типографиях с помощью печатных станков, но и вовсе пропадают, перемещаясь из бумажных носителей в электронные. В связи с этим возникает необходимость возрождения книги в ее первоначальном качественном и богатом облике, а также

133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.