Научная статья на тему 'Школьный музей в социокультурном пространстве мегаполиса'

Школьный музей в социокультурном пространстве мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1236
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕГАПОЛИС / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ШКОЛЬНИК / МУЗЕЙНАЯ КУЛЬТУРА / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / MEGALOPOLIS / SCHOOL MUSEUM / SOCIAL AND CULTURAL SPATIUM / SCHOOLBOY / MUSEUM CULTURE / HISTORICAL CONSCIOUSNESS / EDUCATIONAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мастеница Елена Николаевна, Шляхтина Людмила Михайловна

Статья посвящена рассмотрению феномена школьного музея, представляющего наиболее распространенную разновидность негосударственных музеев. Отмечены его отличительные черты как учебного музея и подразделения структуры образовательного учреждения, акцентированы серьезные трансформации школьного музея, вызванные глобализационными процессами, активно протекающими в социокультурном пространстве мегаполиса. На основе анализа современных тенденций развития музейного мира авторы делают вывод о необходимости переосмысления как границ воздействия школьного музея на подрастающее поколение, так и профессионального совершенствования всех видов и направлений его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School museum in social and cultural spatium of megalopolis

The article is devoted to phenomenon of the school museum representing the most widespread kind of the non-state museums. Its distinctive features as educational museum and division of structure of educational institution are noted, the serious transformations of the school museum caused by the globalization processes which are actively proceeding in social and cultural space of the megalopolis are accented. On the basis of the analysis of current trends of museum world development authors draw a conclusion about need of reconsideration as borders of school museum impact on younger generation, and professional enhancement of all types and directions it activities.

Текст научной работы на тему «Школьный музей в социокультурном пространстве мегаполиса»

УДК 371.65

Е. Н. Мастеница, Л. М. Шляхтина Школьный музей в социокультурном пространстве мегаполиса

Статья посвящена рассмотрению феномена школьного музея, представляющего наиболее распространенную разновидность негосударственных музеев. Отмечены его отличительные черты как учебного музея и подразделения структуры образовательного учреждения, акцентированы серьезные трансформации школьного музея, вызванные глобализационными процессами, активно протекающими в социокультурном пространстве мегаполиса. На основе анализа современных тенденций развития музейного мира авторы делают вывод о необходимости переосмысления как границ воздействия школьного музея на подрастающее поколение, так и профессионального совершенствования всех видов и направлений его деятельности.

Ключевые слова: мегаполис, школьный музей, социокультурное пространство, школьник, музейная культура, историческое сознание, образовательный потенциал

Elena N. Mastenitsa, Ludmila M. Shlyahtina School museum in social and cultural spatium of megalopolis

The article is devoted to phenomenon of the school museum representing the most widespread kind of the non-state museums. Its distinctive features as educational museum and division of structure of educational institution are noted, the serious transformations of the school museum caused by the globalization processes which are actively proceeding in social and cultural space of the megalopolis are accented. On the basis of the analysis of current trends of museum world development authors draw a conclusion about need of reconsideration as borders of school museum impact on younger generation, and professional enhancement of all types and directions it activities.

Keywords: megalopolis, school museum, social and cultural spatium, schoolboy, museum culture, historical consciousness, educational potential

Современный музейный мир характеризуется обилием и разнообразием культурных форм. Его морфология включает и собственно музеи, являющиеся традиционными коллекционными институциями, и учреждения музейного типа, зачастую не имеющие собственных коллекций подлинных артефактов культуры, и эконому-зеи, нацеленные на использование авторитета музея как модного бренда с коммерческими целями, и центры наследия, в большинстве случаев представляющие собой комплексные исторические реконструкции, парамузеи и др.

Особое место в этом многоликом мире занимают музеи образовательных учреждений, к которым относятся и школьные музеи. Они принадлежат к многочисленной группе негосударственных музеев, которые могут быть созданы в любом образовательным учреждении как его структурное подразделение.

История школьных музеев в России насчитывает более ста лет и является достаточно разработанной в научном плане проблематикой. Не ставя задачей проанализировать обширный корпус трудов, посвященных школьному музею, остановимся на наиболее значимых работах, оказавших влияние на осмысление данного феномена в музеологическом и культурологическом ракурсах.

Интерес к музею, созданному в стенах учебных заведений, как указывает М. Ю. Юхневич, сразу же нашел отражение в многочисленных статьях периодики второй половины XIX - начала XX в. Согласно приведенным ею сведениям, с 1860 г. до 1917 г. в России выходило в общей сложности 157 журналов педагогической направленности, из которых большая часть приходилась на 1905-1917 гг. В этих изданиях можно обнаружить разнообразные сведения об организации и функционировании педагогических, школьных и детских музеев в дореволюционной России. Особое внимание вопросам, связанным с жизнью школьных музеев, уделялось авторами статей журнала «Школьные экскурсии и школьный музей»1, педагогической газеты «Школа и жизнь»2 и других периодических изданий3, а также в специально посвященных школьным музеям трудах4.

Первым серьезным исследованием, в котором был систематизирован опыт существования школьных музеев в России и акцентирована их важная роль в формировании личности учащегося, стала книга А. У. Зеленко5. Идеи известного педагога-новатора о том, что школьный музей должен соответствовать запросам детей, способствовать исследованиям, экспериментам, расширению участия школы в социальной

жизни, не утратили своей актуальности и сегодня.

Изучение музеев образовательных учреждений в современной отечественной музеоло-гии имеет сложившуюся исследовательскую традицию. Достаточно основательно специфика школьного музея, ретроспектива и перспективы его развития раскрыты в трудах М. Ю. Юхневич6. В ряду авторов, обратившихся к проблемам школьных музеев в историческом аспекте, следует также упомянуть Е. Е. Леонова7, обобщившего итоги становления школьного феномена с целью разработки периодизации истории его развития в России. Радикальное изменение облика школьного музея в XXI в. и появление таких различных его модификаций, как «музей-клуб, музей-мастерская (студия), музей-салон, музей-лаборатория, музей-театр, музей-игротека, музей-гостиная, музей-адаптационный центр, музей-экскурсионное бюро, музей-кафе, музей-ярмарка, музей в чемодане, виртуальный музей», проанализировано в статье А. В. Потя-гова8. Принципы функционирования школьного музея в контексте проблематики открытого образовательного пространства рассмотрены в статье Е. Л. Галкиной9. Образовательный потенциал школьных музеев в мегаполисе глубоко исследован и раскрыт в монографии Л. К. Козловой10. Наряду с монографическими исследованиями нельзя отрицать важное значение трудов научно-методического характера11, содержащих рекомендации по организации и деятельности школьных музеев и предназначенных школьным учителям12.

Интерес авторов данной статьи к проблеме воздействия предметной среды музея на образовательный процесс в условиях школы был зафиксирован в главе книги «Музейно-педагоги-ческая мысль в России: исторические очерки»13. Размышления авторов данной монографии, а также позиции вышеуказанных исследователей позволяют, не претендуя на исключительность и окончательность суждений, констатировать отличительные черты школьного музея:

- адресность, означающую то, что содержание музея и формы его деятельности направлены на взаимодействие с аудиторией школьников и ориентированы на ее психолого-педагогические характеристики;

- образовательный потенциал и возможности школьного музея предопределены необходимостью способствовать формированию и становлению школьника с опорой на феноменологические свойства музейных предметов, оказывающих одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферы личности;

- основные направления функционирования школьного музея осуществляются под руководством педагога-предметника или педагога дополнительного образования, при активной эвристической деятельности учеников или с их непосредственным участием.

Современный социокультурный контекст, в котором осуществляется деятельность государственных и негосударственных музеев, в том числе и школьных, имеет очевидные тенденции, которые накладывают отпечаток как на содержание, формы и методы работы музеев, так и на поиск адекватных вызовам времени технологий взаимодействия с аудиторией. Прежде всего, это стремительно развивающиеся, глубокие и неоднозначные глобализационные процессы, включая и культурную глобализацию. Бесспорно, глобализация способствует ускорению социодинамики культуры. Благодаря новым информационным технологиям возникают виртуальные музеи, библиотеки, картинные галереи, концертные залы, которые дают возможность познакомиться с шедеврами мировой цивилизации независимо от того места, где находятся эти шедевры и сам человек. Глобализация стимулирует интенсивность культурных обменов и контактов. Появление и активное распространение инновационных технологий, всемирной сети Интернет позволяет осуществлять практически никем и ничем не ограниченное взаимодействие, которое происходит как на уровне общения родственников или друзей из разных уголков света, так и на уровне межкультурной коммуникации и межкультурного обмена. Таким образом, глобализация позволила культурным явлениям и процессам проникнуть даже в самые отдаленные уголки планеты, утверждая принцип открытости культуры. Человечество получило широкий и свободный доступ к информации, которая раннее была закрыта для обычного человека.

Однако существует и обратная сторона глобализации. Авторы статьи разделяют точку зрения Н. В. Отургашевой о том, что «неизбежным результатом экономической и политической интеграции государств, развития современных информационных технологий является стандартизация образа жизни людей независимо от их этнокультурной и региональной принадлежности»14. В результате необычайно обострилась проблема национальной и культурной идентичности. Глобализация катализирует процесс культурной ассимиляции, приводящей к «растворению» национальных и региональных традиций в более популярной и устойчивой культуре, что часто вызывает желание противостоять этому процессу. Музеи предпринимают попытки реа-

гировать на указанные вызовы культурно-образовательными программами, связанными с задачами формирования этнического и гражданского самосознания и т. д. В школьных музеях можно также наблюдать проведение временных выставок и реализацию проектов, связанных с этнокультурной тематикой, государственными и традиционными народными праздниками: Рождество, Масленица, День Победы, День знаний.

Такие характерные для эпохи глобализации тенденции, как культивирование прагматизма, универсализация культурной жизни, пересмотр социокультурных норм и ценностей, денационализация, экспансия массовой культуры особенно ярко и мощно проявляются в мегаполисах. Дегуманизация, агрессия средств массовой коммуникации, насаждение «духовного фаст-фуда», ставит перед музеями вообще и школьными в частности задачи активного противостояния деструктивным практикам, определяя векторы и способы их влияния на аудиторию, особенно на подрастающее поколение.

В городах постиндустриальной эпохи все более стремительным становится темп жизни, активнее протекают общественные процессы, более интенсивно происходит развитие инновационных культурных форм. Музей как детище урбанистической культуры воспринимает эту историческую динамику: новый образ и ритм жизни горожан, новые связи между архитектурным и культурным пространством задают новые векторы развития музейной институции и дают импульс к изменениям его содержательных, пространственных и структурных характеристик. Гигантские, особенно столичные, города, являясь местом сосредоточения обширных пластов культурного наследия, включающего в себя разнообразные памятники истории и культуры, обладают мощным историко-культурным потенциалом. Вследствие этого наблюдается расширение границ музейного пространства, своеобразная экспансия музеев в городскую среду. Именно в мегаполисах происходит, с одной стороны, расширение границ музеев, обладающих богатейшими коллекциями и серьезным опытом их демонстрации публике, а с другой - трансформация музейной институции в многопрофильный и полифункциональный культурный центр, открытый инновациям и нечуждый экспериментам. Санкт-Петербург как мегаполис не является в этом смысле исключением15. Мегамузеи мирового и национального значения, а также малые музеи, посвященные локальной истории районов города, мемориальные музеи, связанные с именами выдающихся его уроженцев или проживавших в нем известных деятелей науки, культуры и искусства, создают уникальное куль-

турное пространство Санкт-Петербурга и одновременно ситуацию своеобразной конкуренции школьным музеям.

Это важное обстоятельство, что школьные музеи находятся в одном культурном пространстве с музеями государственными, а школьник представляет профессиональный интерес как реальный и потенциальный посетитель и для Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Российского этнографического музея и для музея в школе обуславливает проблему взаимодействия с аудиторией. Поиск усилий, направленных на то, чтобы «завоевать» внимание подрастающего поколения, стимулирует апробацию и внедрение инновационных музейно-педагогических технологий, совершенствование способов совместной деятельности с родителями и школьными учителями-«предметниками», а также развитие межсистемного партнерства с учреждениями дошкольного образования, дополнительного образования, вузами, учреждениями культуры и т. д.

Глобальные и локальные процессы, протекающие в социокультурном пространстве мегаполиса, накладывают серьезную ответственность на школьные музеи. По нашему мнению, им предстоит коренным образом переосмыслить границы и горизонты своего воздействия на подрастающее поколение, определяя и четко артикулируя собственную миссию. Школьный музей должен направить усилия на профессиональное совершенствование всех видов и направлений музейной деятельности: научного комплектования и организации фондов, экспо-зиционно-выставочной деятельности с учетом современных требований универсального дизайна, на расширение спектра музейно-педа-гогических технологий с включением в реалии жизни школьного музея практики медиации и сторитейлинга.

Представляется важным обратить внимание не только на технологическое совершенствование социальных и образовательных практик школьного музея, но и, прежде всего, антропологический поворот контента. Позиционирование «человеческого измерения» истории пробуждает интерес к новым темам, позволяет расширить круг изучаемых проблем и обновить имеющиеся представления о жизни человека, семьи, горожан в разные исторические периоды. «Контекст индивидуального бытия человека», в котором история получает «обобщенный образ»16, по-нашему мнению, чрезвычайно важен для экспозиции школьного музея.

Особо следует отметить тенденцию актуализации культуры повседневности как в прак-

тике государственных музеев разных профилей, так и в музеях образовательных учреждений. Это связано с общими изменениями парадигмы культурного наследия. Включение в тематику образовательных проектов и программ школьных музеев сюжетов, связанных с антропоцен-тричным подходом к истории района, города или учебного заведения, позволяет по-новому трактовать экспозиции, строить временные выставки, разрабатывать формы вербальной интерпретации наследия. Совершенствование деятельности школьных музеев видится в концентрации герменевтических усилий. Сегодня как никогда актуально обучение языку музейной информации, раскодировке семантико-се-миотического характера музейного предмета, требующих интеллектуального сосредоточения, что развивает визуальное мышление и противостоит формированию «клипового сознания» у поколения

Овладение школьниками языком музейной информации способствует формированию музейной культуры как способности понимать историко-культурный контекст предметов и документов прошлого, бережно относиться к документальным свидетельствам истории и культуры, заботиться об их сохранении.

Говоря об учебных музеях, мы не можем не учитывать визуализацию и интенсивную виртуализацию окружающей действительности, в которой находится современный школьник, равно как и тот факт, что активное развитие информационных технологий вошло и в реалии образовательного процесса школы, и в практику школьных музеев. Однако существует целый ряд факторов, влияющих на эффективность воздействия и восприятия историко-культурного наследия, которым обладают школьные музеи. Прежде всего, легкодоступность информации, ее визуальный и быстроменяющийся характер, а также изобилие мультимедийных средств ее передачи затрудняют понимание статичных форм музейной информации. В силу этого современные школьные музеи должны сделать акцент на эмоциональное прочтение историко-культурного опыта, на получение впечатлений от тактильных ощущений, межличностных контактов, совместной проектной деятельности. Коллекции должны быть доступны для тактильного восприятия, а предметы можно взять в руки, чтобы ощутить их вес, тепло, холод, попробовать открыть, заглянуть во внутрь т. д. Школьный музей должен стремиться стать музеем детского творчества и детского труда, основанном на поиске и открытиях, использующим методы стимулирования самостоятельной деятельности, творческого состязания, игровой и метод театрализации.

Одним из актуальных векторов развития современного школьного музея видится укрепление его социального статуса, что проявляется в систематической работе с ветеранами, жителями микрорайона, выпускниками школы разных лет и т. д. Волонтерские усилия по сбору материалов для школьного музея, их изучение и музеефикация позволяют включить в систему культурного наследия явления и факты, оставшиеся вне сферы интересов государственных музеев, способствуя созданию микроистории, заполнению лакун в локальной истории. Соприкосновение в процессе этой деятельности с событиями и людьми - носителями памяти о них - помогает формировать личное отношение к истории, ощущать сопричастность к фактам, что в конечном итоге и составляет процесс постижения и трансляции социального и культурного опыта от поколения к поколению. Без его передачи и освоения невозможно формирование исторического сознания, т. е. способности ощутить себя в потоке времени, погрузить в него исторических героев, осознать изменчивость человеческих представлений, понимать особенности быта и менталитета разных народов и сословий с позиций как настоящего, так и прошлого.

Трансформации социокультурного характера, происходящие в меняющемся мире, соответственно, меняют миссию школьного музея. Выполняя задачи образовательно-воспитательного характера на основе специально созданной предметной среды, он может и должен стать «пространством практической герменевтики», «фабрикой впечатлений» и площадкой социальных экспериментов17. В современном социокультурном пространстве мегаполиса школьные музеи призваны искать пути преодоления негативных последствий глобализации, нейтрализации ее влияния, становясь своеобразным компенсаторным пространством, уравновешивающим и придающим стабильность общественным и культурным процессам, а также предоставляющим школьнику не только достоверные знания, новый опыт постижения действительности, но и особую атмосферу, которые невозможно получить вне музейных стен.

Примечания

1 Издавался в Одессе с 1913 по 1917 г.

2 Выходила в Санкт-Петербурге с 1911 по 1917 г.

3 Юхневич М. Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России: метод. пособие. М., 1990. С. 3-4.

4 Гусев А. И. Школьный музей как учебное пособие при занятиях с детьми в начальной школе. М., 1908. 99 с.;

Дорофеев Н. К. Школьный музей. Люблин, 1911. 211 с.; Хить-ков Н. А. Школьный музей, его значение и организация. Киев, 1915. 40 с.; Новорусский М. В. Что делать народному учителю: руководство к оборудованию своей школы. Пг., 1915. 111 с.; Николаев В. Как народному учителю устроить в своей школе биологический музей. Полтава, 1915. 41 с.

5 Зеленко А. У. Школьный музей. М.: Работник просвещения, 1927. 192 с.

6 См.: Юхневич М. Ю. Школьные музеи // Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейн. педагогике. М.: Рос. ин-т культурологии, 2001. C. 148-157; Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения / отв. ред. М. Ю. Юхневич. М.: Рос. ин-т культурологии, 2006; Ее же. Создание системы работы с подрастающим поколением музейными средствами: метод. рек. М., 1990. 189 с.; Юхневич М. Ю. Образовательный музей: педагогический, школьный, детский. М., 2007. 167 с.; Ее же. Каким он будет // Музей в школе: перспективы развития: сб. ст. / под общ. ред. Е. В. Алексеевой. М., 2006. 38 с.

7 Леонов Е. Е. Исторические аспекты появления и развития школьных музеев в России: периодизация, проблемы, особенности работы // Вестн. КемГУКИ. 2011. № 17-2. С. 39-49.

8 Потягов А. В. Школьный музей в XXI в.: стратегии и практики первого десятилетия // Ярослав. пед. вестн. 2011. Т. 1: Гуманитарные науки, № 3. URL: http: // vestnik. yspu. org (дата обращения: 06.02.2017).

9 Галкина Е. Л. Школьный музей - открытая система // Школьный музей - открытая система: теория и практика /

отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: Шк. кн., 2009. С. 13-27.

10 Козлова Л. К. Система комплексного использования образовательного потенциала школьных музеев в мегаполисе. М.: Армпресс, 2012. 192 с.

11 Школьный музей: теория, методика и опыт создания и использования в учеб.-воспитат. работе образоват. учреждения: пособие. М., 2011.

12 Туманов В. Е. Школьный музей: метод. пособие. 2-е изд., испр. М.: ЦДЮТиК, 2003. 154 с.; Махрачев С. Ф., Фомина Л. М. Школьный музей: метод. рек. по созданию музея в образоват. учреждении. Тамбов: Тоипкро, 2007. 27 с.; Музей в школе: перспективы развития / под общ. ред. Е. В. Алексеевой. М.: СТОиК, 2006. 80 с.; Музей в школе: практикум / под общ. ред. Е. В. Алексеевой. М.: СТОиК, 2006. 63 с.

13 Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Музейно-педагоги-ческая мысль в России: ист. очерки. СПб.: СПбГУКИ, 2006. С. 122-156.

14 Отургашева Н. В. Проблема культурной идентичности в условиях глобализации // Фундаментальные проблемы культурологии. М.; СПб.: Новый хронограф: Эйдос, 2009. Т. 7: Культурное многообразие: теории и стратегии. С. 84.

15 Мастеница Е. Н. Мегамузей в мегаполисе // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 4 (21). С. 131-135.

16 Межуев В. М. Философия истории и историческая наука // Вопр. философии. 1994. № 4. С. 74-86.

17 Шляхтина Л. М. Рекреационно-образовательная миссия современного музея: образвание или развлечение? // Вопр. музеологии. 2013. № 2 (8). С. 206-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.