Научная статья на тему 'Концепция человека в новеллах Р. Брэдбери'

Концепция человека в новеллах Р. Брэдбери Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1298
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА / CONCEPT OF THE PERSON / ЧЕЛОВЕК / PERSON / НОВЕЛЛА / NOVELLA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Духанина О. Ю.

В данной статье рассматривается проблема концепции человека в новеллах Рэя Брэдбери.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the problem of the concept of man in ray Bradbury's novels.

Текст научной работы на тему «Концепция человека в новеллах Р. Брэдбери»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Духанина О.Ю.

КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В НОВЕЛЛАХ Р. БРЭДБЕРИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: концепция человека, человек, новелла

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема концепции человека в новеллах Рэя Брэдбери.

Key words: concept of the person, person, Novella.

Abstract: this article deals with the problem of the concept of man in ray Bradbury's novels.

Концепция человека, как известно, является важной художественной составляющей литературного произведения. Р. Брэдбери в сборнике «Марсианские хроники» в центр книги ставит человека, поэтому небезынтересно рассмотреть понимание писателем места, роли, качества характера человека. Необходимо отметить, что условная форма хроник никак не связывает фантазию автора, ведущего поэтический рассказ о столкновении двух культур, начавшийся с взаимного непонимания, о трагической гибели обитателей Марса в результате занесенной эпидемии.

Известно, что самая большая загадка для человека - человек. Трудно проникнуть в тайны вселенной, но еще труднее постичь, что такое человек и какова цель человеческого присутствия в мире. Изучением человека занимается множество наук, число которых непрерывно растет: психология, социология, педагогика, медицина, биология, психолингвистика и т.д. Каждая имеет свой строго очерченный профиль исследования. В 1989 г. советские психологи В.П. Зинченко и Ю.М. Жуков писали: «В настоящее время перед науками о человеке стоит задача выработки стратегии познания и организации фундаментальных комплексных исследований...»

Часто в литературе возникают великие и вечные вопросы: зачем человек живет? Зачем добро, зачем зло, зачем сострадание? Поиски ответа на эти и им подобные вопросы ставят литературу в особое положение по сравнению с наукой. Все науки о человеке - это область конкретных знаний, получаемых с помощью счетчиков, датчиков, психологических тестов, социологических анкет, всевозможных опросов. В литературе все по-другому. Стремление познания

непознаваемого и доказательства недоказуемого сближает ее с религией и философией.

Т.Л. Морозова, исследуя концепцию человека в литературе, говорит в своей работе, что особый статус литературы определяет специфику ее представлений о человеке. По ее мнению, концепция человека - важнейшее понятие литературной теории. Исследовательница считает, что это понятие должно занять подобающее ему место в системе литературоведческих категорий. Т.Л. Морозова дает свое определение концепции человека: «Это художественно-философское представление о природе человеческой личности и характере ее связей с миром». Имеется в виду связь человека не только с космосом, но и со всем, что его окружает: от природы до космоса, так как человек, который принадлежит обществу, принадлежит и вселенной. Концепция человека, как полагает исследовательница, тесно связана с понятиями «литературный герой», «тип», «характер». Конкретное воплощение концепция человека получает через художественный образ, определяя его глубинную суть. У каждого писателя есть собственная, только ему принадлежащая концепция человека. Чем крупнее художник, тем она значительней и самобытнее. Почти у каждого большого писателя имеется один или несколько героев, которые, видоизменяясь и варьируясь, вновь и вновь появляются на страницах его произведений. Эти персонажи обладают как бы общей генетической формулой. Через эти образы писатель стремится выразить какой-то важный комплекс идей, к которому он упорно обращается на протяжении всей своей жизни, стремясь исчерпать его до дна, постичь все грани и оттенки.

В литературе каждой страны, несмотря на все индивидуальные различия, между писателями, можно обнаружить нечто общее в их представлениях о человеке, создающее единую историческую и национальную традицию. Обращаясь к исследованию концепции человека в литературе США, в частности, в творчестве Рэя Брэдбери, мы надеемся выявить эту традицию, оценить ее значение, показать, какую роль она играет в литературной ситуации нашего времени, когда вопрос о человеке и его будущем стоит как никогда остро.

Р. Брэдбери в своих новеллах, как и всякий писатель, в центр повествования ставит человека. Писатель сам охотно признает, что техника всегда интересовала его «неизмеримо меньше, чем связанные с ней моральные и социальные вопросы - влияние техники на отношения между людьми». Это естественно. Кому был бы интересен «Наутилус», не будь на нем капитана Немо?

Как известно, жанр новеллы, в котором работал Брэдбери, возникает довольно поздно. В отличие от спокойного эпического повествования, новелла - сжатая пружина. Новелла тоже по-своему удовлетворяет развившуюся эстетическую потребность в рассказе занимательном и удивительном: она сообщает нечто неординарное -новость, - что закрепляет и в названии жанра. Интересно, что известный отечественный исследователь И. Виноградов, даже возражая против «теории необычности» и признавая главным свойством новеллы демонстрацию какого-то противоречия бытия, все же соглашается, что случай, отраженный в новелле, должен быть необычен, интересен уклонением от нормы, его исключительностью, необычностью, он непременно отражает противоречие между нормальным, привычным и случившимся. Одной из конструктивных особенностей новеллы является неожиданность концовки, резкий поворот событий. Одним словом, новелла - это своего рода повествование об удивительном. В современной научной фантастике этот жанр весьма распространен.

Вернемся к Р. Брэдбери. Кто же он такой? Критики часто попадали с ним впросак: сколько раз пытались «вогнать» в заранее придуманные схемы, называли то «научным фантастом», то «психологом-реалистом», искали истоки его творчества то в мире сказки, то в «готической» традиции, то в американском романтизме. А сам писатель, словно играючи, путал одно с другим, писал реалистические рассказы и строгую научную фантастику, а кроме того - сказки, пьесы, стихи. Раздавали ему в изобилии и эпитеты: «наивный», «мрачный», «назидательный». Но в своей полемике критики в одном все-таки сходились: в творчестве писателя - всего в избытке. Среди дилемм, осаждающих сознание писателя, можно выделить одну, едва ли не основную. Так, в новелле «И грянул гром», участник охотничьей экспедиции Экельс в паническом страхе перед грозным ящером сходит с антигравитационной тропы, которая изолирует его от неприкосновенного мира прошлого, и случайно убивает бабочку. От этого меняется ход естественной и общественной истории.

Фантазия дает Рэю Брэдбери поистине неоценимые возможности отметить память своих учителей. Фантаст желает отдать дань этой памяти чисто по-писательски и уже в собственных произведениях помянуть тех, кто направлял его перо, у кого он научился мыслить, чувствовать, писать. Писатель в детстве рано научился читать, и вскоре его любимыми писателями стали Э. По и Э.Р. Бэрроуз - авторы фантастических произведений о полетах на Марс, а также книг и киносценариев о Тарзане.

В новелле «Изгнанники» автор упорно повторяет сюжет стерилизации и разрушения фантазии. Это повествование относится к области сказочной фантастики. На Марсе собрались изгои, романисты и поэты, книги которых уничтожаются на Земле. Кто-то с ледяным сердцем решил, что отныне людям не нужна фантазия, небывальщина, волшебство. Когда же на Земле не останется ни одного экземпляра книг, писатели тоже исчезнут. В этой новелле важной представляется экспозиция героев. Она является принадлежностью всех разновидностей повествовательной прозы. Первоначальная формула -неполная. Она сводится к краткому упоминанию об именах и фамилиях писателей - главных героев новеллы, и о книгах, которые были ими созданы. Фантазия этих писателей особенная. Они создавали таких персонажей, как алхимики, ведьмы, вампиры, оборотни, призраки. Любопытная деталь: среди изгнанников на Марсе проводит время со своими любимыми героями старик Диккенс, хотя он не написал ни одной книги о ведьмах или колдунах.

Новелла «И по-прежнему лучами серебрит простор луна...», в которой показано великое предприятие - колонизация Марса, напоминает великую колонизацию Нового Света. Автор описывает четвертую экспедицию на Красную планету, а до этого повествовалось о трех предыдущих, все участники которых были погублены марсианами. Но только в этой новелле мы начинаем подробно знакомиться с теми, кто туда прилетает. Начинаем думать, что марсиане не так уж были неправы, столь нелюбезно встретив непрошеных гостей. Она похожа на саранчу, которая лезет на планету и готова немедленно уничтожить и загадить все вокруг. Сюда, в эти древние чертоги, явились достойные представители бескнижной «культуры», которым бутылка виски заменяет этический трактат. Главный герой Спендер поднимает оружие против этой толпы, но что он может сделать один? Он убивает своих бывших товарищей и, в конечном итоге, погибает сам. Джефф Спендер - это герой-одиночка, бросающийся в безнадежную схватку, стремясь не столько победить, сколько утвердить свое человеческое достоинство. Устами Спендера повествуется жизнь погибших марсиан. Человеку многому стоит научиться у животного. Мерило всего - человек, который нашел место во вселенной, среди других существ, ее населяющих. Человек доискивается до смысла жизни потому, что он не живет по-настоящему, заявляет автор. Для животного же ответ заключен в самой жизни. И марсиане, близкие к природе, поняли: чтобы выжить, надо перестать допытываться, в чем смысл жизни. Жизнь сама по себе есть

ответ. Цель жизни в том, чтобы воспроизводить жизнь и возможно лучше ее устроить.

Таким образом, из всех космонавтов, прилетевших на Марс, один Спендер остался глубоко чувствующей и эмоциональной натурой. Он один способен был понять погибшую цивилизацию. Только он видел, сколько красоты таит дремлющий мертвый город, внутренним слухом улавливал марсианскую музыку. Все другие участники экспедиции теряют подлинное достоинство и утрачивают духовность. Их интересует только хорошая еда, выпивка, веселье и танцы.

Исследователь творчества Брэдбери Всеволод Ревич пишет: «Может быть, один из самых сильных у Брэдбери образов сопротивляющихся - археолог Спендер. Эта фигура представляется мне даже более цельной, чем образ Монтэга (из романа «451 градус по Фаренгейту»), глубины души которого остались для нас несколько затуманенными. А вот Спендер, как мы прекрасно понимаем, иначе поступить не может. Он должен поднять оружие».

Можно сделать вывод о том, что в новеллах Брэдбери присутствуют два типа героев, две разновидности характеров. Первый тип - это человек, который не потерял еще чуткость, любовь к природе, трепетное отношение к прошлому, к своей истории и истории других цивилизаций. Эти люди готовы на подвиги, хотя порой приходится от многого отказываться, многим жертвовать, даже своей жизнью.

К этому типу людей можно отнести Экельса - героя новеллы «И грянул гром». Автор показывает изменение характера персонажа под влиянием экстраординарных обстоятельств. Герой сначала не понимает, что, нарушив равновесие между природой и человеком, можно даже изменить ход дальнейшей истории. Когда случается непоправимая ошибка, Экельс погибает, осознав всю глубину и серьезность произошедшего. Но ничего уже нельзя изменить. Герой с ужасом понимает это, но слишком поздно.

К первому типу героев в произведениях Брэдбери относятся все писатели-фантасты из новеллы «Изгнанники»: Эдгар По, Амброз Бирс, Алджернон Блэквуд, Чарльз Диккенс. Они пытались спастись от тоталитарного уничтожения сами и спасти свои книги на другой планете, на Марсе. Но им это не удалось, книги сжигаются, а тела их превращаются в сизую золу и хлопья сажи.

В новелле «И по-прежнему лучами серебрит простор луна...» главный герой Спендер также погибает в борьбе за свои идеалы, пытаясь спасти целую планету, сохранить память о погибшей цивилизации на Марсе, не дать другим осквернить своими поступками

то, что стало так дорого. К первому типу героев можно отнести и капитана Уайлдера из этой же новеллы, понимающего аморальность и бесчеловечность поступков своих людей. Но обстоятельства складываются так, что он вынужден остаться с ним, хотя в душе противостоит им.

К другому типу характеров принадлежат эти космонавты, эти жестокие люди, у которых внутри все выхолощено, не осталось никаких человеческих принципов. Они готовы все разрушать, над всем глумиться.

Такие герои присутствуют и в новелле «Изгнанники». У так называемых разумных людей-реалистов, живущих в 2120 году, не осталось никаких нравственных и этических ценностей. Они сжигают все книги известных писателей, тем самым подтверждая, согласно новым моральным нормам, свою преданность науке и прогрессу. Эдгар По называет их людьми без воображения, земными оккупантами, которые хотят повсюду насадить свою убогость и ограниченность.

Таким образом, концепция человека у Рэя Брэдбери приближается к идеальной. Его любимые персонажи обладают высокими моральными качествами и принадлежат к первому типу характеров. Занимаясь извечной для литературы проблемой, связанной с многоликостью Добра и Зла, Рэй Брэдбери выступает как скрупулезный и порой жестокий исследователь, изучающий современное общество, пути его развития и место человека в нем. Исследователь, уделяющий особое внимание тем потаенным уголкам человеческой души, где дремлют до поры до времени весьма мерзкие инстинкты, где притаились жестокость, подлость, предательство.

Список литературы

1. Брэдбери Р. Собрание сочинений в 9 томах.- Санкт-Петербург. -2001.

2. Станиславова И.Л. Совершенствование внутреннего мира человека и современность // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 1 (17). С. 36-40.

3. Алефиренко Н.Ф., Араева Л.А., Блинова О.И., Болотнова Н.С., Гайсина М.Э., Гарганеева К.В., Голев Н.Д., Гранкина А.Н., Демешкина Т.А., Денисова Э.С., Евсеева И.В., Жакупова А.Д., Жаналина Л.К., Зубкова Л.Г., Илюхина Н.А., Казенкова А.К., Катышев П.А., Корычанкова С., Крюкова Л.Б., Кунгушева И.А. и др. Актуальные проблемы мотивологии в лингвистике XXI в. -Томск, 2012.

4. Харченко Н.Л. Категория фантастического в политическом дискурсе // Инновации и инвестиции. 2014. № 7. С. 204-206.

5. Морозова Т.Л. О концепции человека в литературе / Спор о человеке в американской литературе.- М.,1990.

6. Сигида Д.А. Искусство в художественной жизни современного российского общества (культурфилософский дискурс)// Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. -Краснодар, 2012.

Козлов Е.В.

АЛЬТЕРНАТИВА МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМУ

Московская Академия Следственного Комитета РФ, РАНХиГС при Президенте РФ

Ключевые слова: интеркультурализм, мультикультурализм, разнообразие культур, культурная образовательная политика, моральный контракт.

Аннотация. Заявив о себе в качестве альтернативной квебекской культурной политики, интеркультурализм возник на критике канадского мультикультурализма. Показательно, что именно проблемам образования, формирующего культурную идентичность в объективных условиях культурного разнообразия, в интеркультурализме уделяется большое внимание.

Keywords: interculturalism, multiculturalism, cultural diversity, cultural education policy, moral contract.

Abstract: Having established themselves as an alternative of the Quebec cultural policy, interculturalism arose in the criticism of canadian multiculturalism. It is significant that the problems of education, which forms cultural identity in the objective conditions of cultural diversity, are given great attention in intercultural education.

Критика мультикультурализма в определенных случаях приводит к формированию альтернативных сценариев для упорядочения межкультурной коммуникации и административного влияния в сфере отношений между различными этнокультурными группами. Концепт интеркультурализм как раз и возникает на такой критической волне, возникшей в ходе анализа неудач мультикультурализма.

Мультикультурализм в Канаде с 1976 г. был возведен в ранг официального политического курса. В Квебеке как реакция на этот курс возникает интеркультурализм.

Этнокультурный плюрализм стимулировал выработку политических программ по упорядочению культурного разнообразия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.