Научная статья на тему 'НЕ ТОЛЬКО КОМАНДИР, НО И ВОСПИТАТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

НЕ ТОЛЬКО КОМАНДИР, НО И ВОСПИТАТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ВУЗ / КУРСАНТЫ / ПОДГОТОВКА К ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / CADETS / PREPARATION FOR MILITARY PEDAGOGICAL ACTIVITY / ORGANISATIONAL-AND-PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьев Юрий Юрьевич

Настоящая статья посвящена проблеме подготовки курсантов военных вузов к военно-педагогической деятельности. На основе анализа квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников военных вузов РВСН представлены наиболее важные задачи военно-педагогической деятельности офицера. Даны описание структуры процесса подготовки курсантов к военно-педагогической деятельности и характеристика содержательной части данного процесса. Раскрыты организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса подготовки курсантов к военно-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дементьев Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOT ONLY COMMANDER, BUT ALSO TUTOR ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR TRAINING CADETS IN MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR MILITARY PEDAGOGICAL ACTIVITY

This article deals with the problem of preparing cadets for military pedagogical activities. Based on an analysis of qualification requirements for the military professional training of the SMF higher institutions’ graduates, the most important tasks of military-pedagogical activity of officers are presented. The process of preparing cadets for military pedagogical activity and the substantive part of this process are given. Organisational and pedagogical conditions that ensure the effectiveness of this process are revealed.

Текст научной работы на тему «НЕ ТОЛЬКО КОМАНДИР, НО И ВОСПИТАТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»



s* ,.

ч

Ю.Ю. ДЕМЕНТЬЕВ

Yu.Yu. DEMENTI EV

НЕ ТОЛЬКО КОМАНДИР, НО И ВОСПИТАТЕЛЬ

NOT ONLY COMMANDER, BUT ALSO TUTOR

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR TRAINING CADETS IN MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR MILITARY PEDAGOGICAL ACTIVITY

Сведения об авторе. Дементьев Юрий Юрьевич - адъюнкт кафедры военной акмеологии и кибернетики Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, подполковник (Московская область, г. Балашиха. E-mail:nadin555@ list.ru).

Аннотация. Настоящая статья посвящена проблеме подготовки курсантов военных вузов к военно-педагогической деятельности. На основе анализа квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников военных вузов РВСН представлены наиболее важные задачи военно-педагогической деятельности офицера. Даны описание структуры процесса подготовки курсантов к военно-педагогической деятельности и характеристика содержательной части данного процесса. Раскрыты организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса подготовки курсантов к военно-педагогической деятельности.

Ключевые слова: военный вуз, курсанты, подготовка к военно-педагогической деятельности, организационно-педагогические условия.

Information about the author. Yury Dementyev - Adjunct of the Military Acmeology and Cybernetics Subdepartment of the Military Academy of the Strategic Missile Forces named after Pyotr the Great, Lieutenant-Colonel (Balashikha, Moscow Region. E-mail: nadin555@list.ru).

Summary. This article deals with the problem of preparing cadets for military pedagogical activities. Based on an analysis of qualification requirements for the military professional training of the SMF higher institutions' graduates, the most important tasks of military-pedagogical activity of officers are presented. The process of preparing cadets for military pedagogical activity and the substantive part of this process are given. Organisational and pedagogical conditions that ensure the effectiveness of this process are revealed.

Keywords: military higher educational institution, cadets, preparation for military pedagogical activity, organisational-and-pedagogical conditions.

Современная система военного образования совершенствуется в соответствии с потребностями общества. Цель военного образования -подготовка профессионала, способного решать самые сложные задачи, формирование всесторонне и гармонически развитой личности офицера. Подготовка будущих офицеров осуществляется в соответствии с Федеральными

государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) и квалификационными требованиями (КТ) к военно-профессиональной подготовке выпускников. В соответствии с макетами КТ, введенными в действие Указаниями статс-секретаря - заместителя Министра обороны РФ 2015 года № 173/УВО/2/4122 в качестве основных видов

военно-профессиональной деятельности выпускников, выделены: служебная (боевая и повседневная), эксплуатационная и военно-педагогическая (воспитательная) деятельности. Другими словами, современный офицер - это не только специалист по применению и эксплуатации вооружения и военной техники, но и педагог, методист и воспитатель, готовый и способный

с высоким качеством обучать и воспитывать подчиненных.

Основываясь на результатах педагогических исследований, а также требований нормативных документов, под военно-педагогической деятельностью (ВПД) выпускника военного вуза будем понимать профессиональную деятельность офицера по формированию и развитию у подчиненного личного состава, как индивидуально, так и в составе подразделения, необходимых военно-профессиональных качеств, моральной и психологической готовности к выполнению задач по предназначению.

В целях формирования у курсантов готовности и способности самостоятельно и эффективно обучать и воспитывать подчиненных, необходимым представляется осуществлять их подготовку к предстоящей военно-педагогической деятельности, заключающейся в целенаправленной, организованной системе воздействий командно-преподавательского состава вуза на обучающихся.

В квалификационных требованиях определены задачи по видам военно-профессиональной деятельности выпускников. Так, основными задачами военно-педагогической деятельности выпускников вузов РВСН являются:

- сплачивание личного состава, укрепление дружбы между воинами различных национальностей, обеспечение почета и уважения их национальных чувств, традиций и обычаев;

- организация, проведение и анализ работы с личным составом по формированию качеств, необходимых для эффективного выполнения задач;

- воздействие психолого-педагогическими методами на потребности, интересы,

установки, стремления, желания подчиненных;

- определение возможности практического приложения педагогических знаний в различных областях воинской деятельности;

- реализация педагогических требований, предъявляемых к профессиональной деятельности офицера;

- воздействие на дисциплинированность военнослужащих и воинский коллектив морально-психологическими средствами на основе использования высших социальных мотивов: любви к Родине, верности Военной присяге, воинскому долгу, армейскому братству российского воинства, традициям Вооруженных Сил России и Ракетных войск стратегического назначения.

В рамках реализации компетентностного подхода, предусмотренного ФГОС ВО, результатом подготовки курсантов к военно-педагогической деятельности (ПВПД) представляются военно-профессиональные компетенции, которые условно назовем «военно-педагогическими компетенциями».

Подготовка курсантов военных вузов к военно-педагогической деятельности - организованный педагогический процесс, направленный на овладение будущими офицерами универсальными и профессиональными компетенциями, необходимыми для успешного обучения и воспитания подчиненного личного состава в войсках. Данный процесс широкий и многоплановый и охватывает не только освоение курсантами образовательной программы, но и формирование у них военно-профессиональных качеств, командно-методических навыков и навыков воспитательной работы.

Структура процесса ПВПД предполагает наличие субъек-

i 1 ! II Ii i ■ -

1 jli J:i; IjJ ;fj} \ |

тов и объектов, целей и задач, содержания, закономерностей, противоречий и принципов, методов, форм и средств его реализации, а также условий, влияющих на эффективность рассматриваемого процесса (см. схему 1 на с. 50).

Подробнее рассмотрим содержание данного процесса.

В образовательной деятельности при изучении гуманитарных («Русский язык и культура речи», «Отечественная история», «Культурология», «Философия», «Политология и социология», «Психология и педагогика», «Правоведение») и общевоенных дисциплин («Военная история», «Общевоинские уставы ВС РФ», «Управление подразделениями в мирное время», «Организация работы с личным составом в ВС РФ») у курсантов формируется совокупность знаний о сущности, содержании и особенностях ВПД в подразделении, а в ходе отработки практических вопросов приобретаются умения, позволяющие решать соответствующие профессиональные задачи. Хорошо спланированная и правильно организованная самостоятельная подготовка способствует постоянному саморазвитию и самосовершенствованию курсантов, повышению их профессионального уровня, а также формированию положительной мотивации на овладение военно-педагогическими компетенциями.

Закрепление полученных знаний, совершенствование умений и приобретение практических навыков курсантов по проведению воспитательных мероприятий (информирования, беседы, викторины и др.) осуществляются в ходе практик, проводимых в курсантских подразделениях (на своем и младших курсах), в подразделениях обеспечения вуза или в воинских частях. Таким об-

III

Схема 1. Структурно-логическая схема процесса подготовки курсантов к военно-педагогической деятельности (ПВПД)

разом, повышается готовность к работе с подчиненными и развиваются личностные качества будущего офицера как методиста и воспитателя.

Важнейшим элементом в процессе ПВПД являются войсковые стажировки курсантов на первичных офицерских должностях в подразделениях действующих воинских частей. В ходе стажировок курсанты проводят информирование и занятия по общественно-государственной подготовке с различными категориями военнослужащих, изучают состояние воинской дисциплины в подразделениях, проводят анализ дисциплинарной практики, участвуют в проведении индивидуальной работы с военнослужащими и другие мероприятия. Стажировки обогащают психолого-педагогический опыт курсантов и позволяют проверить степень сформированное™ военно-педагогических компетенций в условиях реального выполнения мероприятий воспитательной работы в подразделении.

Немаловажной составной частью процесса ПВПД является привитие курсантам командно-методических навыков и навыков воспитательной работы (далее - навыков). Поэтапно, как в учебное (на занятиях, в ходе войсковой стажировки и практики), так и во внеучебное время в часы, определенные распорядком дня (регламентом служебного времени), в повседневной жизни (в образцовой среде военного вуза) курсанты приобретают конкретные навыки подготовки и выпуска стенной печати, подготовки и проведения мероприятий информационно-пропагандистской и культурно-досуговой работы, навыки анализа военно-политической обстановки в стране и мире, состояния правопорядка и воинской дисциплины в подразделении, проведения индивидуальной работы и др.

В рамках общественной деятельности в соответствии с планами военно-шефской работы и военно-патриотического воспитания курсанты участвуют в проведении уро-

ков мужества в подшефных образовательных учреждениях в Дни воинской славы, другие памятные даты, связанные с военной историей. В период зимнего каникулярного отпуска выполняют задачи по военно-профессиональной ориентации учащихся средних образовательных учреждений, воспитанников кадетских корпусов по месту проведения отпуска с предоставлением отчетов. Участие в подобных мероприятиях закрепляет у курсантов навыки публичного выступления и проведения информационно-пропагандистских мероприятий, способствует формированию личностных качеств военного профессионала, воспитателя и методиста, самостоятельности и ответственности.

Большое значение имеет дифференцированная и индивидуальная работа с каждым курсантом по формированию у него положительной мотивации на овладение необходимыми знаниями, умениями и владениями для решения

задач военно-педагогической деятельности, проводимая, в первую очередь, офицерами курсового звена, в плотном взаимодействии с преподавателями и специалистами отдела по работе с личным составом военного вуза.

Как было отмечено ранее, подготовка курсантов в вузе осуществляется при определенных условиях, от соблюдения которых зависит степень подготовленности офицера-выпускника к осуществлению эффективной самостоятельной военно-профессиональной деятельности, его готовности и способности применять приобретенные компетенции. Условия функционирования системы обучения и воспитания в вузе определяются как организационно-педагогические условия подготовки специалиста и представляют собой совокупность необходимых мер, возможностей, обеспечивающих успешное решение задач, направленных на достижение целей учебно-воспитательного процесса военного вуза.

Организационно-педагогические условия подготовки курсантов к военно-педагогической деятельности определяются как среда, устойчивые обстоятельства, определяющие ход, специфику специально организованного педагогического процесса, направленного на овладение будущими офицерами профессионально-ценностным самоопределением и военно-педагогическими компетенциями.

В процессе исследования настоящей темы в Военной академии РВСН были выявлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки курсантов к военно-педагогической деятельности (см. схему 2).

Проанализируем содержание представленных условий.

Основополагающими элементами процесса ПВПД являются его субъект и объект. Субъект составляют в целом должностные и общественные лица, осуществляющие подготовку курсантов к предстоящей профессиональной, в том числе и военно-педагогической деятельности (см. схему 1). Все категории указанных лиц решают единые, общие главные задачи процесса ПВПД. Вместе с тем, у каждой категории из-за специфики функциональных и должностных обязанностей возможности в реализации целей ПВПД имеют определенные различия. Центральная задача субъектов - развитие собственной активности объектов данного процесса, их стремления к самосовершенствованию.

Объектом данного процесса выступают курсанты различных курсов обучения, их группы и коллективы, т.е. те, на кого направлен сам процесс ПВПД. В известной степени данные категории могут выступить и в роли субъектов, например, при выполнении обязанностей командиров в период прохождения войсковой практики, в ходе войсковой стажировки. Для курсантов, как объектов процесса подготовки к ВПД, характе-

[Ц-Ц 1]! 11 1 т 1 1 г >

1 М.-1 -¿¡У Ц]: Т11:1

рен ряд качественных показателей, среди которых:

- курсант - это личность, обладающая способностями к военно-педагогическому развитию и становлению в роли методиста и воспитателя;

- у курсанта, как будущего офицера, должны быть развиты индивидуальные черты (качества) и максимально сознательное отношение к процессу обучения и воспитания подчиненных;

- курсант обязан стремиться к самовоспитанию и самосовершенствованию в вопросах подготовки к военно-педагогической деятельности и др.

Проведенный анализ психолого-педагогических влияний, оказываемых субъектами на объекты процесса ПВПД, свидетельствует о необходимости обеспечения их взаимодействия, единства и согласованного участия, что является условием, обеспечивающим эффективность процесса ПВПД. Сущность этого участия заключается в обеспечении наиболее эффективного решения психолого-педагогических задач путем изучения объектов, уяснения целей и задач воспитания, обучения, развития, контроля и коррекции процесса ПВПД, а также в восприятии этих влияний

Схема 2. Организационно-педагогические условия подготовки курсантов к военно-педагогической деятельности

ч^ЭДТГиТи

самими курсантами и их коллективами.

Также

одними из основных условий, обеспечивающих эффективность ПВПД, являются формирование у них педагогической направленности и развитие мотивации к работе с личным составом. Будущая военно-педагогическая деятельность выпускника военного вуза является одним из основных видов военно-профессиональной деятельности офицера. То есть, уже в процессе обучения и воспитания организация подготовки к этому виду деятельности должна вызывать у курсантов убежденность в ее общественной значимости и личное осознание ее необходимости, формирование устойчивых позитивных мотивов к педагогической деятельности, осознаваемых потребностей в необходимости плодотворной работы с личным составом, установок и намерений непрерывного осуществления педагогического самосовершенствования и др.

Формирование мотивации рассматривается как целенаправленная деятельность руководящего и профессорско-преподавательского состава военного вуза, специалистов по работе с личным составом, офицеров курсового звена, представителей общественных организаций по оказанию систематических воздействий на побуждения курсантов с целью придания им позитивной направленности и обеспечения их развития под влиянием формирующих факторов. Наиболее эффективными средствами развития мотивации к военно-педагогической деятельности являются умелое сочетание психолого-педагогической теории с практикой формирования навыков воспитательной работы, использование привлекательных примеров,

показывающих значение военной педагогики и психологии в профессиональной деятельности офицера, а также пропаганда передового опыта военно-педагогической деятельности лучших офицеров из войск и вузов, изучение отзывов на выпускников военно-учебных заведений.

Развитие мотивации курсантов к военно-педагогической деятельности правомерно рассматривать как изменение ее характеристик, связанных как с особенностями образовательной деятельности, так и с их личностными особенностями, в процессе становления, упрочения, стабилизации и дальнейшего совершенствования побуждений. Развитие мотивации приводит к той или иной степени ее сформированное™ у курсантов на различных этапах подготовки.

Следующим немаловажным условием эффективной подготовки курсантов к военно-педагогической деятельности является дидактическое обеспечение (ДО). Учебно-методический комплекс разработан на основе требований социального заказа, ФГОС и КТ и включает в себя совокупность взаимосвязанных по дидактическим целям и педагогическим задачам воспитания, образования и развития

разнообразных видов педагогически полезной содержательной учебной информации на различных носителях и методических указаний по их использованию в процессе ПВПД.

Дидактическое обеспечение используется для организации обучения, контроля и коррекции процесса ПВПД и, в первую очередь, направлено на воспитание и развитие курсантов. Кроме того, ДО применяется в качестве педагогической поддержки (целенаправленная деятельность по созданию, с учетом индивидуально-типологических особенностей и интеллектуальных возможностей будущих офицеров, комплекса условий и средств, способствующих результативности их подготовки и формированию совокупности компетенций, а также навыков к самообразованию, самоорганизации и самоуправлению) и в качестве средства образовательной деятельности.

Целенаправленное изучение передового опыта работы офицеров курсового звена вузов РВСН показывает, что многие из них на практике стремятся учитывать особенности курсантов различных курсов обучения, достигнуть соответствия практики обуче-

ния и воспитания курсантов требованиям военно-психологической и военно-педагогической наук. Среди данной категории офицеров существует понимание того, что для курсанта начальник курса (курсовой офицер) - первый в их службе командир. Поэтому к их личному примеру в деле подготовки курсантов к военно-педагогической деятельности предъявляются высокие требования. Передовые командиры осознают, что с формированием компетенций курсантов, с расширением их кругозора от курса к курсу необходимо совершенствование форм и методов педагогических воздействий в ходе ПВПД. Они стараются работать с каждым курсантом индивидуально, воспитывать у них сознательное отношение к воинскому долгу.

Однако, как показывает практика, значительная часть офицеров курсового звена не имеет четкого представления о сущности процесса ПВПД, условиях его эффективного протекания. Низкий уровень педагогической культуры, отсутствие желания и стимулов педагогического самосовершенствования приводят к уклонению многих командиров от участия в образовательном процессе, не позволяет им использовать весь арсенал форм и методов педагогических воздействий в процессе подготовки курсантов к ВПД. Данные анализа подтверждают, что многими командирами предпочтение отдается выбору массовых форм и методов учебно-воспитательной работы с курсантами. Недооценивается и игнорируется личный пример командира, стимулирование мотивации курсантов к проявлению активности в решении военно-педагогических задач, анализ результатов военно-педагогической деятель-

ности курсантов для развития у себя профессиональных военно-педагогических качеств. Не в полной мере используются воспитательные возможности самого курсантского коллектива. Основные усилия сосредотачиваются на обучении и воспитании курсанта как солдата, и фактически мало делается для их военно-педагогической подготовки как будущих офицеров. Воспитание у будущих офицеров педагогических качеств носит эпизодический, формальный характер по причине постоянного недостатка времени.

Таким образом, качественный подбор офицеров курсового звена, высокий уровень военно-педагогической компетентности и профессионально важных качеств у них является еще одним немаловажным условием эффективности процесса ПВПД.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что подготовка курсантов военных вузов к военно-педагогической деятельности является сложным целенаправленным многоуровневым процессом и неотъемлемой частью деятельности военно-учебного заведения. Реализация и соблюдение выявленных организационно-педагогических условий обеспечивают эффективность данного процесса и способствуют формированию совокупности военно-педагогических компетенций будущего офицера. +

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранчук НА. Формирование умений и навыков воспитательной работы / Вестник университета, № 7 (45). - М.: Государственный университет, управления, 2008.

2. Братков И.В. К вопросу о совершенствовании военно-педагогической подготовки курсантов военно-учебных

заведений. VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» [https://www. scienceforum.ru]. 2014.

3. Военная педагогика: учебник для вузов / под общ. ред. И.А. Алехина. - М.: Юрайт, 2017.

4. Карпов О.И. Об основных направлениях совершенствования подбора и подготовки офицеров курсового звена / Гуманитарный вестник ВА РВСН, 2017. № 2 (6).

5. Краевский В.В., Хуторской A.B. Основы обучения. Дидактика и методика. - М.: Академия, 2007.

6. Мухамедина Э.Ж. Организационно-педагогические условия подготовки преподавателей военных вузов к профессиональной деятельности / Вестник Оренбургского государственного университета. Психология и педагогика, 2015. № 11 (186).

7. Организационно-методические рекомендации по формированию у курсантов военно-учебных заведений МО РФ военно-профессиональных навыков. - М.: УВО МО РФ, 1999.

8. Пермяков Д.Н. Формирование профессиональной компетентности курсового офицера военного вуза как педагогическая проблема. 66-я Международная научно-практическая конференция: сборник трудов конференции. - Омск.: СибАДИ, 2012.

9. Указания статс-секретаря - заместителя Министра обороны РФ от 14 июля 2015 года № 173/УВО/2/4122 «Сборник макетов квалификационных требований, рабочей программы и учебного плана».

10. Указания статс-секретаря - заместителя Министра обороны РФ от 06 июля 2015 года № 173/УВО/2/3890 «Требования к минимуму содержания и уровням обученности слушателей и курсантов военных образовательных организаций высшего образования МО РФ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.