Научная статья на тему 'ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА'

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕКЛАРАЦИЯ / КОНВЕНЦИЯ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голикова Ольга Александровна

В статье анализируются международные акты, закрепляющие право на образование. Автор рассматривает как универсальные акты, так и специальные - регулирующие вопрос получение образования в рамках пенитенциарных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА»

УДК 341/018

© Голикова О. А., 2020

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

В статье анализируются международные акты, закрепляющие право на образование. Автор рассматривает как универсальные акты, так и специальные — регулирующие вопрос получение образования в рамках пенитенциарных учреждений.

Ключевые слова: право на образование; начальное образование; Декларация; Конвенция; пенитенциарные учреждения.

Защита прав и свобод человека — это фундаментальный принцип, на который опирается система международного и национального права. Вторая половина XX в. прошла под эгидой декларативного и конвенционного закрепления прав человека. Среди многообразия правовых гарантий особое место занимает право на образование.

Система международного права провозглашает всеобщее, равное, доступное, обязательное начальное образование. Правовые акты, регламентирующие реализацию этого принципа, можно разделить на три группы. К первой относятся акты универсального характера: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г., Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г., Кон-

венция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о правах инвалидов 2006 г. Ко второй — Протокол № 1 к Европейской Конвенции по правам человека, Европейская социальная хартия 1996 г. Третью группу составляют акты, определяющие право на образование в рамках деятельности пенитенциарных учреждений: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (правила Нельсона Манделы) 1955 г. (в редакции 2015 г.), Европейские пенитенциарные правила 1987 г. (в редакции 2020 г.).

В статье проводится анализ международных стандартов, регламентирующих право на образование, особое внимание уделяется начальной стадии. Выбор обусловлен несколькими причинами. Во-первых, в отличие от

среднего и высшего образования, получение начального считается в большинстве случаев не только правом, но и обязанностью. Во-вторых, начальное образование является фундаментом, той базовой основой, без получения которой невозможно дальнейшее прохождение всех последующих этапов.

Каждой ступени образовательного процесса соответствует определенный возраст. Лицами, получающими начальное образование, как правило, являются дети. Под ребенком в международном праве понимается живое существо в возрасте до 18 лет, поэтому в процессе получения образования участвуют родители либо лица, их заменяющие, так как они несут непосредственную ответственность за ребенка и заботятся о его воспитании и образовании.

Безусловно, первым и основным документом, относящим образование к неотъемлемым правам человека, является Всеобщая Декларация прав человека 1948 г., заложившая основы и определившая право на образование, как неотъемлемое и неотчуждаемое, принадлежащее каждому человеку. Статья 26 закрепляет два важных принципа — бесплатность и обязательность.

Причина появления ст. 26 раскрывается в ее втором пункте. В нем говорится о важной миссии, возложен-

ной на образование — развитие человеческой личности, уважение к правам и свободам человека. Логика рассуждения составителей Декларации вполне очевидна. Индивид, получивший образование, уважительно относится к правам человека, ему свойственно взаимопонимание и терпимость. Образованный человек настроен дружелюбно. Таким образом, образование выступает залогом бесконфликтных отношений, конструктивного диалога, мирного разрешения споров. Подобное убеждение позволяет увидеть призрачную гарантию возможности сохранения баланса между цивилизованным миром и миром хаоса.

Закрепление права на образование было объективно необходимо в силу той обстановки, которая существовала на момент принятия Декларации. В мире проходили глобальные изменения, вызванные Второй мировой войной с одной стороны и распадом колониального мира с другой. Право на образование в довоенный период было по большей части привилегией, роскошью, доступной лишь ограниченному кругу лиц. Мир послевоенного периода не желал сохранять подобный подход, провозглашая новую эпоху в жизни человечества.

Декларация заложила основы дальнейшего развития правового пространства в сфере гарантирования

права на образование. Актом адресного характера, охватывающим различные аспекты и нюансы, стала подписанная в декабре 1960 г. Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования. Конвенция состоит из небольшого введения и девятнадцати статей, обращенных к странам мира, с призывом ликвидировать все возможные формы дискриминации, связанные с получением образования. Предлагается внести изменения в национальную систему права, отменяющие все законодательные постановления, которые могут привести к дискриминации и прекратить практику дискриминационного характера. На сегодняшний день Конвенция 1960 г. является единственным универсальным международным актом, посвященным непосредственно вопросам образования.

В Конвенции говорится о трех ступенях: начальном, среднем и высшем. Получение начального должно быть обязательным и бесплатным, среднее должно стать всеобщим достоянием, а получение высшего следует организовать на принципах доступности и равенства. Под равенством понимаются одинаковые — равные условия доступности для всех.

Доступность образования рассматривается и в Декларации прав ребенка 1959 г., состоящей из преамбулы и десяти принципов. Принцип № 7

посвящен праву на образование, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальной стадии. Обращая внимание на начальное образование, Декларация не упоминает среднее и высшее. Подобный подход связан с тем, что пониманию категории «ребенок» соответствует лишь начальное образование, а как правило, среднее и высшее получа.т лица, уже достигшие восемнадцатилетнего возраста.

Новый аспект в вопросе получения образования затронут в Международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16 декабря 1966 г., где в пункте «&» ст. 13 вводится понятие «элементарного образования». Определения понятию не дается, но внимание сосредоточено на категории лиц, которые могут его получить — это лица, не проходившие или не закончившие полный курс своего начального образования.

Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о правах инвалидов 2006 г. — все эти документы можно объединить в одну группу, в силу того, что в них вопрос образования рассмотрен в формате адресного указания для конкретной группы, с целью ликвидировать возможные

ущемления прав каждой из рассмотренных категорий населения.

Таким образом, анализ рассмотренных актов позволяет выделить некоторые общие черты, главной из которых является необходимость получения начального образования. Закрепленные идеи созвучны: равное право на образование, предоставление которого возлагается на государство, родители имеют приоритетное право в выборе формата получения образования для малолетних детей. Международные стандарты гарантируют право на его получения, гарантом выступает государство, непосредственное участие в образовании детей принимает семья. Можно согласиться с мнением О. Л. Шабалина и Г. Ю. Шабалина, что акты, принимаемые под эгидой ООН, во многом заложили современное понимание ряда прав человека в области образования [3, с. 104].

В рамках европейского пространства вопросу правового регулирования получения начального образования не уделяется особого внимания, как в актах, созданных под эгидой ООН. В ключевом документе европейского пространства — Европейской Конвенции о правах человека 1950 г. — ничего не сказано об образовании, о нем упоминается в Протоколе № 1 1952 г. В ст. 2 устанавливается запрет на отказ в образовании. Здесь мы видим смену подхода зако-

нодателя, поскольку провозглашается не принцип обязательного бесплатного начального образования, а устанавливается запрет отказа в нем [1, с. 188]. Принципы, ступени, функции и задачи не попали в сферу интересов Протокола, но в нем говорится о функциях по реализации образования и обучения, которые возлагаются на государство. Вовлечение в образовательный процесс родителей позволяет сделать вывод, что в Протоколе № 1 говорится о начальном образовании.

Европейская социальная хартия 1996 г. в ст. 17 определяет, что государство должно обеспечить детям и молодежи бесплатное начальное и среднее образование, а также что оно должно оказывать содействие в стабильном посещении школ. Социальная хартия впервые обозначает равные условия для получения начального и среднего образования.

В целом для европейского региона нехарактерно создание декларативных актов, провозглашающих необходимость получения начального образования и в целом уделения ему такого пристального внимания. Происходит смещение акцента на высшее образование, проводится его стандартизация, реализуемая в рамках Болонского процесса. Создание единого образовательного пространства в пределах Европейского Союза для высшего образования является одним из основных

направлений развития, вызванного, по мнению А. О. Четверикова, стремлением создать общий шаблон высшего образования [2, с. 86]. При таком подходе право на начальное и среднее реализуется на национальном уровне.

Необходимость анализа актов, входящих в третью группу, вызвана тем, что они адресованы особой категории лиц, имеющих неотъемлемое право на образование, в период пребывания в пенитенциарных учреждениях. Право на получение образования для них определяется в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными, известных больше как Правила Нельсона Манделы (в редакции 2015 г.), и Европейских пенитенциарных правилах (в редакции 2020 г.). Минимальные правила в системе пенитенциарных отношений можно назвать документом, который по масштабу охвата вопросов, регулирующих тюремную жизнь, сопоставим со Всеобщей декларацией прав человека 1950 г., поскольку именно Правила заложили основу системы современных международных стандартов в области обращения с заключенными.

Правила Манделы затрагивают вопрос образования всего в одной статье — ст. 104 «Образование и отдых», состоящей из двух пунктов. В первом говорится о двух категориях (группах)

заключенных: одни имеют право на образование, другие обязаны его получить. К первой относятся лица, уже знакомые с образовательным процессом и считающие, что его дальнейшее продолжение будет весьма полезным. В подобной формулировке мы впервые сталкивается с правом на образование и с личным желанием его получить. Ко второй группе относятся неграмотные — лица, не знакомые с образованием, и малолетние. Они должны пройти образовательный процесс, а администрация учреждения должна обеспечить им его. Разделение на две группы, для одной из которых образование — право, а для других — обязанность, предельно четко доносит мысль, что минимальный уровень образования должен быть обеспечен всем без исключения, и каждый должен его получить. Правила продолжают идею того, что начальное образование должно быть обязательным, в том числе и в пенитенциарных учреждениях.

Интерес вызывает второй пункт ст. 104, в нем говорится о том, что получение обучения по мере возможности следует увязывать с действующей в стране системой образования, с тем, чтобы освобождаемые заключенные могли учиться и далее без затруднений. Примечательно, что речь идет об интегрированности процесса, связанного с необходимостью дальнейшей

ресоциализации лиц, находящихся в пенитенциарном учреждении.

Европейские пенитенциарные правила, обновленные в июле 2020 г., довольно подробно раскрывают вопрос образования. Они изменяют подход к его понимаю и содержанию. В ст. 28 новой редакции говорится об индивидуальности, возрасте, специфических (особых) потребностях, которые может испытывать лицо, находясь в пенитенциарном учреждении. Продолжается идея интеграции образования в систему профессиональной подготовки страны. Новеллой является идея о том, что весь процесс проходит под эгидой внешних учебных заведений.

Несмотря на то, что особое внимание по-прежнему уделяется малолетним заключенным, Правила ничего не говорят об обязанности. В них представлена уникальная формулировка, не встречающаяся ранее не в одном документе: вместо слова «обязанность» используется слово «приоритет». Смена императивной риторики на диспозитивную выглядит актуально и довольно демократично.

Сравнивая подходы к образованию, рассмотренные в Правилах Ман-делы и Европейских правилах, можно

выделить как общие черты, так и различия. К общим чертам относится интеграционный подход, призванный обеспечить непрерывность и поступательность образовательного процесса, что, безусловно, играет важную роль в процессе дальнейшей адаптации после возвращения в прежнюю среду. Кроме этого, правила в качестве приоритета останавливаются на категории малолетних заключенных. Несмотря на то, что ступени образования не обозначаются, можно сказать, что категория «малолетние» соответствует начальному образованию.

Подводя итог, можно сказать, что образование является неотъемлемой частью процесса формирования гармонично развитой личности и является залогом благополучного функционирования общества Анализ международных актов, регулирующих вопрос образования, позволяет сделать вывод о том, что начальное образование является всеобщим и обязательным. Оно возлагается на государство и на семью. Начальное образование рассчитано на детей в возрасте до 18 лет или, если речь идет о пенитенциарных учреждениях, на лиц, которые вообще его не имеют. В таком случае возрастной подход не учитывается.

Литература

1. Семенова, Н. С. Ювенальная юстиция и право на образование в Европейской Конвенции по правам человека // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридической науки. — 2012. — № 4. — С. 184-192.

2. Четвериков, А. О. Право Совета Европы и Болонский процесс // Актуальные проблемы российского права. — 2016. — № 2. — С. 79-91.

3. Шабалина, О. Л., Шабалин, Г. Ю. Генезис права на образование в международном праве // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки. — 2015. — № 4 — С. 104-107.

Сведения об авторе

Ольга Александровна Голикова: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат исторических наук. E-mail: momsi@yandex.ru

УДК 378

© Зауторова Э. В., 2020

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

В статье представлены результаты анализа коррупционных правонарушений сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, на их основе сформированы предложения по совершенствованию деятельности по антикоррупционному воспитанию обучающихся в ведомственном вузе ФСИН России.

Ключевые слова: коррупция; сотрудники уголовно-исполнительной системы; антикоррупционное воспитание; вузы ФСИН России; наставничество.

Курсанты как будущие сотрудни- разовательной, но и профессиональ-

ки пенитенциарной системы проходят профессиональную подготовку к службе в ведомственных вузах ФСИН России. У обучающихся в специализированных высших учебных заведениях основным видом деятельности является учебная, которая к тому же сопряжена с выполнением служебных и боевых задач. В этой связи курсанты выступают не только субъектами об-

ной деятельности.

По статистике Генеральной прокуратуры РФ, количество коррупционных преступлений по сравнению с 2017 г. за 2018 г. составило 30495, показав прирост на 2,9 % (на первых местах — взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями) [1]. В свете данных событий, которые происходят в нашей стране, в том числе и в правоохранительной сфере,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.