Научная статья на тему ' отбывание наказания в виде лишения свободы осужденными за экономические и должностные преступления в аспекте международных стандартов обращения с осужденными'

отбывание наказания в виде лишения свободы осужденными за экономические и должностные преступления в аспекте международных стандартов обращения с осужденными Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
244
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международные стандарты ООН / международные стандарты Совета Европы / осужденный / лишение свободы / исправительные учреждения / экономические преступления / должностные преступления. / the UN and the Council of Europe international standards / convicted person / deprivation of liberty / correction facility / economic crimes / crimes in public office.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В. И. Селиверстов

В статье рассматриваются рекомендации международных правовых стандартов обращения с осужденными, о раздельном содержании отдельных категорий осужденных и возможности введения в России содержания осужденных за совершение экономических (в сфере предпринимательства) и должностных преступлений в отдельных исправительных учреждениях. Дается сравнительно-правовой анализ документов Организации Объединенных Наций и Совета Европы, допускающих отдельное отбывание лишения свободы некоторыми категориями осужденных по различным основаниям: пол, возраст, обеспечение безопасности, учет индивидуальных особенностей, улучшение управления пенитенциарными учреждениями и т. п. Рассматриваются условия, при которых такая сегрегация осужденных не является нарушением принципа дискриминации и может быть учтена при введении практики отдельного содержания осужденных, отбывающих лишение свободы, за совершение экономических (в сфере предпринимательства) и должностных преступлений. Сделан вывод о том, что международные стандарты обращения с осужденными не препятствуют отделению осужденных за экономические и (или) должностные преступления от основной массы осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERVICE OF IMPRISONMENT BY CONVICTED PERSONS OF ECONOMIC CRIMES AND CRIMES IN PUBLIC OFFICE IN THE ASPECT OF INTERNATIONAL STANDARDS OF CRIMINAL TREATMENT

The article is devoted to the recommendations of international law standards for the treatment of convicts about a separate detention of certain categories of convicts and the possibility of introducing in Russia the detention of convicted persons of economic crimes and crimes in public office in separate correction facilities. Documents of the United Nations (UN) and the Council of Europe allowing separate serving of imprisonment by separate categories of convicts on various grounds are analyzed: gender, age, security, taking into account individual characteristics, improvement of prison management, etc. The article considers the conditions under which such segregation of convicts does not violate the principle of discrimination and can be taken into account with regard to the detention of convicted persons of economic crimes and crimes in public office.

Текст научной работы на тему « отбывание наказания в виде лишения свободы осужденными за экономические и должностные преступления в аспекте международных стандартов обращения с осужденными»

УДК 343.8

В. И.Селиверстов

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Института международного права и правосудия МГЛУ; e-maiL: vis_home@List.ru

ОТБЫВАНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ОСУЖДЕННЫМИ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В АСПЕКТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЩЕНИЯ С ОСУЖДЕННЫМИ

В статье рассматриваются рекомендации международных правовых стандартов обращения с осужденными, о раздельном содержании отдельных категорий осужденных и возможности введения в России содержания осужденных за совершение экономических (в сфере предпринимательства) и должностных преступлений в отдельных исправительных учреждениях. Дается сравнительно-правовой анализ документов Организации Объединенных Наций и Совета Европы, допускающих отдельное отбывание лишения свободы некоторыми категориями осужденных по различным основаниям: пол, возраст, обеспечение безопасности, учет индивидуальных особенностей, улучшение управления пенитенциарными учреждениями и т. п. Рассматриваются условия, при которых такая сегрегация осужденных не является нарушением принципа дискриминации и может быть учтена при введении практики отдельного содержания осужденных, отбывающих лишение свободы, за совершение экономических (в сфере предпринимательства) и должностных преступлений. Сделан вывод о том, что международные стандарты обращения с осужденными не препятствуют отделению осужденных за экономические и (или) должностные преступления от основной массы осужденных.

Ключевые слова: международные стандарты ООН; международные стандарты Совета Европы; осужденный; лишение свободы; исправительные учреждения; экономические преступления; должностные преступления.

V. I. Seliverstov

Doctor of Law (Dr. habil.), Professor, Honored worker of science of Russian Federation, Department of Criminal Law, Institute of International Law and Justice, Head of department, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Moscow State Linguistic University»; e-mail: vis_home@list.ru

SERVICE OF IMPRISONMENT BY CONVICTED PERSONS OF ECONOMIC CRIMES AND CRIMES IN PUBLIC OFFICE IN THE ASPECT OF INTERNATIONAL STANDARDS OF CRIMINAL TREATMENT

The articLe is devoted to the recommendations of internationaL Law standards for the treatment of convicts about a separate detention of certain categories of convicts

and the possibility of introducing in Russia the detention of convicted persons of economic crimes and crimes in pubLic office in separate correction facilities. Documents of the United Nations (UN) and the Council of Europe avowing separate serving of imprisonment by separate categories of convicts on various grounds are analyzed: gender, age, security, taking into account individual characteristics, improvement of prison management, etc. The article considers the conditions under which such segregation of convicts does not violate the principle of discrimination and can be taken into account with regard to the detention of convicted persons of economic crimes and crimes in public office.

Key words: the UN and the Council of Europe international standards; convicted person; deprivation of liberty; correction facility; economic crimes; crimes in public office.

Введение

Одной из функций науки уголовно-исполнительного права является разработка перспективных моделей отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы отдельными категориями осужденных. В качестве таковых в настоящее время можно рассматривать осужденных, отбывающих лишение свободы, за совершение экономических (в сфере предпринимательства) и должностных преступлений. В 2017-2018 годах в рамках Научно-образовательного центра «Проблемы уголовно-исполнительного права» им. Ю. М. Ткачевского Юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова была подготовлена доктринальная Модель отбывания лишения свободы осужденными за экономические (в сфере предпринимательства) и должностные преступления (далее Модель). В ее разработке приняли участие ученые МГУ им. М. В. Ломоносова, МГЮУ им. О. Е. Кутафина, МГЛУ, НИИ ФСИН России и Академии ФСИН России [Отбывание лишения свободы ... 2018].

Одной из проблем, стоявшей перед разработчиками Модели, являлась оценка рисков предлагаемого нововведения в виде содержания осужденных, отбывающих лишение свободы, за совершение экономических (в сфере предпринимательства) и должностных преступлений, в отдельных исправительных учреждениях. В числе целого комплекса экономических, политических, социальных и духовных рисков отдельно был проанализирован риск того, что предлагаемая в Модели идея отдельного содержания осужденных за указанные выше преступления будет противоречить международным (ООН и Совета Европы) стандартам обращения с осужденными. Было констатировано, что

рассмотрение возможности создания научно-теоретической модели отбывания наказания осужденными за экономические (предпринимательские) или должностные преступления может оцениваться с позиций международных норм о правах человека и стандартов обращения с осужденными:

- в аспекте отделения данных осужденных от других категорий и отбывания наказания в специально-предназначенных для этого исправительных учреждениях;

- в аспекте создания иных более льготных либо наоборот более жестких условий отбывания наказания для рассматриваемой категории осужденных.

Основная часть

Рассмотрим данные аспекты с позиций международных правовых актов, распространяющихся на Российскую Федерацию как члена Организации Объединенных Наций (ООН) и Совета Европы.

Документы ООН

В статье 2 Всеобщей декларации прав человека (ООН, 1948) провозглашается, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Соответственно все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации (статья 7).

В Международном пакте о гражданских и политических правах (ООН, 1966) требуется, чтобы каждое участвующее в настоящем Пакте Государство уважало и обеспечивало всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. Во

время чрезвычайного положения принимаемые государством меры не должны влечь за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения (статья 7).

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ООН, 1966) государства обязуются гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Таким образом, в основополагающих документах ООН гарантируется равенство в правах, возможностях и средствах их защиты вне зависимости от биологических (рождение, раса, цвет кожи, пол, национальность) и социальных (язык, политические или иные убеждения, социальное или сословное происхождение, имущественное положение) признаков. Для более полного рассмотрения данного вопроса необходимо обратиться к актам, специализированным на закрепление международных стандартов обращения с осужденными.

В Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (ООН, 1988) установлено, что настоящие принципы применяются ко всем лицам в пределах территории любого данного государства без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии или верования, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения (принцип 5.1). В то же время здесь же оговаривается, что меры, применяемые в рамках закона и предназначенные специально для защиты прав и особого статуса женщин, в особенности беременных женщин и кормящих матерей, а также детей, подростков, престарелых, больных или инвалидов, не рассматриваются как дискриминационные. Вопрос о необходимости и применении таких мер всегда подлежит рассмотрению судебным или другим органом (принцип 5.2).

В Минимальных стандартных правилах ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделлы, 2015) к числу признаков, по которым невозможна дискриминация заключенных

добавлены религиозные убеждения (правило 2.1.). Однако здесь же рекомендуется тюремной администрации в целях практического применения принципа недискриминации учитывать индивидуальные потребности заключенных, в частности наиболее уязвимых категорий заключенных. Необходимо принимать меры для защиты и поощрения прав заключенных с особыми потребностями, и такие меры не должны считаться дискриминационными (правило 2.2.).

Можно ли считать осужденных за совершение экономических и должностных преступлений лицами с особыми потребностями, а именно - наиболее уязвимыми категориями? Правила Нельсона Манделы не дают однозначного ответа на данный вопрос, но по смыслу указанного международного документа к таким категориям следует относить осужденных:

- с физическими, психическими и иными недостатками, включая инвалидов (правила 5.2., 39.3., 45.2., 55.2.);

- несовершеннолетних (правило 45.2., а также правило 67 Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (резолюция 45/113));

- женщин, включая беременных и имеющих малолетних детей (правило 45.2., 48.2., 58.2., а также правило 22 Правил ООН, касающихся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Бангкокские правила ООН, резолюция 65/229).

Принципиальное значение имеют положения Правил Нельсона Манделы, устанавливающие цели классификации осужденных и способы ее обеспечения (правило 93).

Так, целями классификации являются: а) отделение заключенных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или своих черт характера грозит оказать на них плохое влияние; б) разделение заключенных на категории, облегчающее работу с ними в целях их возвращения к жизни в обществе (пункт 1 правило 93). В этом аспекте вполне допустимо с позиций данного международного акта отделение осужденных за экономические в сфере предпринимательства и должностные преступления от остальной массы осужденных, отбывающих наказание за преступления против личности, незаконный оборот наркотиков, терроризм и т. п. Совместное отбывание лишения свободы осужденными

разных категорий в условиях отсутствия раздельного камерного содержания (и даже отсутствия перспективы создания таких условий) несомненно несет негативный потенциал в плане влияния наиболее криминально ориентированных лидеров организованных преступных групп, так называемых «смотрящих» на других осужденных. Кроме того, такое негативное влияние может оказываться путем притеснения этих категорий осужденных, вымогательства у них денежных средств, вовлечения в совершение новых преступлений и т. п. Следует также учитывать, что по своей социально-демографической и криминологической характеристике осужденные за экономические и должностные преступления характеризуются наличием положительных социальных качеств и социально-позитивных связей в большей степени, чем осужденные за иные категории преступлений.

Отдельное содержание осужденных за экономические и должностные преступления может также способствовать достижению такой цели классификации осужденных, как облегчение работы с целью их возврата к жизни в обществе. Осужденные за экономические и должностные преступления обладают своим набором социально-демографических и криминологических характеристик, которые могут существенным образом скорректировать проведение воспитательной, психологической и социальной работы с данными категориями осужденных, их трудовую деятельность, получение общего и профессионального образования, а также степень поддержания социально-полезных связей осужденного с внешним миром.

Всё это может поставить на повестку дня выполнение данного правила международного акта, тем более в пункте 2 правила 93 Правил Нельсона Манделы рекомендуется работу с разными категориями заключенных вести по мере возможности в разных тюремных учреждениях или же в разных отделениях одного и того же тюремного учреждения.

Вместе с тем следует учитывать, что в Правилах Нельсона Манде-лы классификация осужденных рекомендуется в целях обеспечения индивидуального подхода к осужденному, учитывающего необходимость религиозного обслуживания в странах, где это возможно, обучения, профессиональной подготовки и ориентации, изучения конкретных социальных случаев, консультаций в области трудоустройства, физического воспитания и укрепления характера, а также принимающего во внимание индивидуальные потребности каждого заключенного, его

социальное и преступное прошлое, его физические и умственные способности и возможности, его темперамент, продолжительность срока его заключения и его возможности после освобождения (пункт 1 правило 92). По итогам в кратчайший срок после приема каждого заключенного, приговоренного на достаточно продолжительный срок, и на основе изучения его характера должна разрабатываться программа работы с ним исходя из полученных сведений о его индивидуальных потребностях, способностях и склонностях (правило 94). Кроме того, в каждом тюремном учреждении следует иметь систему льгот и разрабатывать различные методы обращения с разными категориями заключенных, чтобы поощрять их к хорошему поведению, развивать в них чувство ответственности, прививать им интерес к их перевоспитанию и добиваться их сотрудничества (правило 95).

Указанные выше положения свидетельствует о том, что по смыслу правил 93, 94 и 95 Правил Нельсона Манделы отделение осужденных рекомендуется не в качестве императива, закрепленного в законе (мужчин от женщин, несовершеннолетних от взрослых, рецидивистов от ранее не судимых лиц), а в качестве средства индивидуализации исполнения наказания на основе решения правоприменительного органа, основанного на указанных выше характеристиках осужденных. Применительно к осужденным за экономические и должностные преступления таким правоприменительным органом может выступать суд, который на основании изучения социально-демографической и криминологической характеристик осужденного может вынести решение о направлении осужденных в отдельное исправительное учреждение.

Следует особо обратить внимание на положения рассматриваемого международного акта, относящиеся к требованию по содержанию лиц, осужденных за невыполнение гражданско-правовых, в частности долговых, обязательств. Так, правило 121 Правил Нельсона Манделы рекомендует в тех странах, где закон разрешает заключение лиц за невыполнение долговых обязательств, «не подвергать их более значительным ограничениям или более строгому обращению, чем те, которые необходимы для надежного надзора и поддержания должного порядка. Обращение с такого рода лицами должно быть не менее мягким, чем обращение с подследственными заключенными, с той только разницей, однако, что их труд может быть обязательным». [Минимальные стандартные правила ... 2015]

Необходимо отметить, что невыполнение гражданско-правовых обязательств нередко лежит в основе экономических преступлений. В одних случаях одно и то же деяние может быть квалифицировано одновременно в качестве преступления и гражданского правонарушения как посягающих на различные уровни общественных отношений - публичный и частный уровни. В других случаях экономические преступления по своей природе представляют «утяжеленные» по субъективной стороне (цель, мотив) или объективной стороне (способ совершения деяния, его последствия) гражданско-правовые нарушения. В ранее действовавших Минимальных стандартных правилах ООН по обращению с заключенными (1955) также содержалось данное правило, которое было одним из известных постулатов тюремных реформ США и европейских государств в ХVШ-ХIХ веках. Даже в Проекте об обустройстве тюрем Екатерины II (1774) содержалось положение об отделении уголовных преступников от осужденных на неуплату долгов. Однако данное положение, предусматривавшее открытие отдельных тюрем для неисправимых должников, не было реализовано в царской России, оно так и осталось на бумаге.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) гарантирует гражданам государств, входящим в Совет Европы, соблюдение ряда прав и свобод человека. При этом пользование правами и свободами, признанными в указанной Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам (статья 14).

Данной Конвенцией установлен запрет пыток, другого бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, контрольный механизм практической реализации которого содержится в «Европейской Конвенции по предупреждению пыток, другого бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания» (1987). Поскольку запрет применения указанных видов обращения и наказания носит всеобъемлющий и императивный характер1,

1 Статья 3 Конвенции: «Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию» [Европейская Конвенция о защите ... 1950]).

то данные положения имеют принципиальный характер при исполнении лишения свободы в отношении всех категорий осужденных, включая и лиц, отбывающих наказание за совершение экономических или должностных преступлений.

В Европейских пенитенциарных правилах (Рекомендация Rec (2006) 2) требуется, чтобы эти правила применялись беспристрастно, без какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религиозных, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественному статусу, рождения или иного статуса (пункт 13).

Европейские пенитенциарные правила, как и Правила Нельсона Манделы, рекомендуют тюремной администрации в целях практического применения принципа недискриминации учитывать индивидуальные потребности заключенных, в частности наиболее уязвимых категорий заключенных, находящихся в условиях тюремного заключения.

По смыслу указанного европейского документа к таким категориям следует относить осужденных:

- ставших жертвами физического, психологического или сексуального насилия (пункт 25.4.);

- малолетних, до 18 лет (пункт 35);

- женщин, включая беременных и имеющих малолетних детей (пункты 19.7., 26.4., 34, 36);

- граждан иностранных государств (пункт 37);

- представителей национальных и языковых меньшинств (пункт 38).

Тем не менее отдельные категории в Европейских пенитенциарных правилах рекомендуется отделять от других осужденных и устанавливать для этих категорий специальные правила.

Так, малолетние осужденные в возрасте до 18 лет должны содержаться не в пенитенциарных учреждениях для взрослых, а в специально предназначенных для них учреждениях (пункт 11.1.) Если тем не менее в порядке исключения малолетние содержатся в таких пенитенциарных учреждениях, следует установить специальные правила с учетом их статуса и потребностей (пункт 11.2.).

Лица, страдающие душевными заболеваниями, или лица, состояние душевного здоровья которых несовместимо с тюремным

заключением, должны содержаться в специально предназначенных для этого учреждениях (пункт 12.1.). Если тем не менее такие лица содержатся в пенитенциарных учреждениях, следует установить специальные правила с учетом их статуса и потребностей (пункт 12.2).

Кроме того, при принятии решения о направлении заключенного в то или иное пенитенциарное учреждение или в конкретное отделение пенитенциарного учреждения следует должным образом учитывать необходимость содержать под стражей:

- подследственных отдельно от осужденных;

- мужчин отдельно от женщин;

- молодых заключенных отдельно от заключенных старшего возраста (пункт 18.8.).

При этом допускаются отступления от требований о раздельном содержании, предусмотренных в пункте 18.8., с тем чтобы дать заключенным возможность совместно участвовать в организуемых мероприятиях, однако эти группы всегда разделяются на ночь, если только заключенные не согласны содержаться вместе, и администрация пенитенциарного учреждения не полагает, что это будет в наибольшей степени отвечать интересам всех заключенных (пункт 18.9.). Указанную рекомендацию можно исполнять в рамках одного пенитенциарного учреждения, если это учреждение представляет собою тюрьму - основную единицу пенитенциарной системы Европы. Без разделения осужденных по отдельным исправительным учреждениям ее довольно сложно реализовать применительно к России, где в основе уголовно-исполнительной системы находятся исправительные колонии с их совместным, как правило, неразделенным на ночь проживанием осужденных в одном жилом помещении.

Таким образом, Европейские пенитенциарные правила не предусматривают напрямую отдельное или раздельное содержание осужденных в зависимости от вида совершенного преступления (экономическое или должностное) и в зависимости от социального и имущественного положения (предприниматель, государственный чиновник и пр.). Однако это не означает, что указанные категории осужденных не могут быть рекомендованы европейскими стандартами к отдельному или раздельному содержанию по другим основаниям. В частности, пенитенциарные правила рекомендуют соблюдение при размещении всех заключенных мер безопасности, которые должны

быть минимально ограничивающими с учетом опасности побега или причинения заключенными вреда себе или другим (пункт 18.10.).

Кроме того, Европейские пенитенциарные правила рекомендуют, насколько это возможно и с соблюдением требований правила, указанного в пункте 17, для лучшего управления различными режимами для конкретных категорий заключённых, использовать отдельные пенитенциарные учреждения или отдельные отделения пенитенциарных учреждений (пункт 104.1.). Как видно, для реализации данного правила необходимо соблюдение рекомендации о том, что, по возможности, заключенные должны направляться для отбытия наказания в пенитенциарные учреждения, расположенные вблизи от дома или мест социальной реабилитации (пункт 17). Соблюдение данной рекомендации является важным условием для решения вопроса о размещении различных категорий осужденных в отдельных пенитенциарных учреждениях. На это обстоятельство обращает внимание Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который решением по делу №35090/09 от 7 марта 2017 г. «Полякова и другие против Российской Федерации» констатировал нарушение статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на уважение семейной и частной жизни) в связи с отбыванием лишения свободы в географических районах, отдаленных от места жительства семьи. К примеру, в данном деле, вынесенном в интересах девяти членов семей осужденных, признаны нарушением прав человека отбывание осужденным наказания в Красноярском крае, в то время как семья проживала в Алтайском крае. Всего было присуждено компенсации в сумме 30 тыс. евро (около 1 млн 800 тыс. руб.).

Поэтому, как представляется, при соблюдении рекомендаций, предусмотренных в пункте 17 Европейских пенитенциарных правил, отделение осужденных за экономические и должностные преступления от основной массы осужденных по соображениям обеспечения личной безопасности или лучшего управления пенитенциарными учреждениями (или их отделениями) может быть признано не противоречащим европейским стандартам отбывания лишения свободы. Однако, как и в Правилах Нельсона Манделы, отделение осужденных рекомендуется не в качестве императива, закрепленного в законе (мужчин от женщин, малолетних от взрослых), а в качестве средства индивидуализации исполнения наказания на основе решения

правоприменительного органа, основанного на указанных выше характеристиках осужденных. Применительно к осужденным за экономические и должностные преступления таким правоприменительным органом может выступать суд, который на основании изучения социально-демографической и криминологической характеристик индивидуального осужденного может вынести решение о направлении осужденных в отдельное исправительное учреждение.

Свидетельством такого подхода в европейских стандартах являются решения ЕСПЧ, в частности Решение от 30 июня 2015 г. «Хоро-шенко против России». Из данного решения следует, что ЕСПЧ не может «согласиться с доводом Российской Федерации о том, что оценка пропорциональности вмешательства в деле заявителя была включена в соответствующее законодательство и процедуру принятия решений во время совещания суда, выносящего приговор. Европейский суд отмечает, что в части ограничений свиданий с родственниками статья 8 Конвенции требует, чтобы государства принимали во внимание интересы конкретного осужденного и его или ее родственников и членов семьи. По мнению Европейского суда, относимое законодательство не учитывало адекватно эти интересы». Представляется, что аналогичный подход может быть проявлен ЕСПЧ и при рассмотрении вопросов о принудительной сегрегации (отделении) различных категорий осужденных, в том числе осужденных за экономические и должностные преступления, осуществленной не на основании учета конкретных обстоятельств дела и личностных особенностей осужденного, а исключительно на положениях закона.

Заключение

Международные стандарты обращения с осужденными не препятствуют отделению осужденных за экономические и (или) должностные преступления от основной массы осужденных.

По стандартам ООН целями такого отделения являются:

а) нейтрализация негативного влияния на осужденных ранее судимых и социально запущенных осужденных;

б) усиление воспитательного воздействия на осужденных в интересах возвращения их к жизни в обществе.

Дополнительной целью отделения осужденных за экономические преступления может рассматриваться смягчение условий отбывания

наказания осужденных за невыполнение гражданско-правовых, в частности долговых, обязательств.

Европейские пенитенциарные стандарты допускают раздельное содержание осужденных исходя из интересов: а) соблюдения при размещении всех осужденных мер безопасности; б) лучшего управления различными режимами для конкретных категорий осужденных.

Возможность отделения осужденных за экономические и должностные преступления в аспекте международных стандартов должна опираться на баланс публичных интересов государства и частных интересов осужденного и членов его семьи. В качестве такого баланса Европейские пенитенциарные стандарты требуют соблюдение рекомендации о том, что при таком отделении, по возможности, осужденные должны направляться для отбытия наказания в пенитенциарные учреждения, расположенные вблизи от дома или мест социальной реабилитации. В качестве гарантии соблюдения частных интересов в тех случаях, когда отбывание наказания осужденными за экономические и должностные преступления по месту жительства невозможно, представляется необходимым предложить получение письменного согласия осужденного на отбывание лишения свободы в отдельных исправительных учреждениях, расположенных вне мест постоянного проживания.

Европейские пенитенциарные стандарты предусматривают возможность отделения одних категорий осужденных от других в качестве средства индивидуализации исполнения наказания на основе решения правоприменительного органа, основанного на указанных выше характеристиках осужденных. Применительно к осужденным за экономические и должностные преступления таким правоприменительным органом может выступать суд, который на основании изучения социально-демографической и криминологической характеристик индивидуального осужденного может вынести решение о его направлении в отдельное исправительное учреждение. Указанное положение должно быть предусмотрено в нормах уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Рим, 04.11.1950.

URL : www.echr.coe.int/Documents/Convention_RUS.pdf

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы). Резолюция 70/175, принята Генеральной Ассамблеей 17 декабря 2015 г. URL : www.unodc.org/documents/justice-and.../Nelson_Mandela_Rules-R-ebook.pdf

Отбывание лишения свободы осужденными за экономические и должностные преступления: первый вариант теоретической модели / Грушин Ф. В. [и др.] ; под ред. В. И. Селиверстова. М. : Юриспруденция, 2018. 62 с.

REFERENCES

Konvenciya o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod (g. Rim, 04.11.1950). https://www.echr.coe.int/Documents/Convention_RUS.pdf

Minimal'nye standartnye pravila Organizacii Ob"edinennyh Nacij v otnoshenii obrashcheniya s zaklyuchennymi (Pravila Nel'sona Mandely). Rezolyuciya 70/175, prinyata General'noj Assambleej 17 dekabrya 2015 g. URL: https:// www.unodc.org/documents/justice-and.../Nelson_Mandela_Rules-R-ebook. pdf

Otbyvanie lisheniya svobody osuzhdennymi za ehkonomicheskie i dolzhnostnye prestupleniya: pervyj variant teoreticheskoj modeli / Grushin F. V. [i dr.] ; pod red. V. I. Seliverstova. M. : YUrisprudenciya, 2018. 62 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.