Научная статья на тему 'Одиночное заключение: международно-правовой подход и российская практика'

Одиночное заключение: международно-правовой подход и российская практика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
317
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОДИНОЧНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ / SOLITARY CONFINEMENT / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ / РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЩЕНИЯ С ОСУЖДЕННЫМИ В РОССИИ / INTERNATIONAL STANDARDS OF CONVICTS TREATMENT / ПРАВИЛА НЕЛЬСОНА МАНДЕЛЫ / NELSON MANDELA RULES / ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ВЗЫСКАНИЯ / СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / ИЗОЛЯЦИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА / МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ЗАКЛЮЧЕННОГО / ВОДВОРЕНИЕ В ШТРАФНОЙ ИЗОЛЯТОР / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павленко Андрей Анатольевич

Изучение положений основных специальных международных стандартов обращения с осужденными к лишению свободы позволило сделать вывод о том, что вопросы одиночного заключения в той или иной степени нашли свое отражение во всех подобных документах. Однако особое место в регламентации одиночного заключения занимают принятые в 2015 г. Правила Нельсона Манделы. Наиболее значимыми новеллами данного документа явились дефиниции понятий «одиночное заключение» и «длительное одиночное заключение». Кроме того, указанные дефиденты включены в число мер, равнозначных пытке или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания, значимость запрета на которые подтверждается его закреплением в первом основном принципе Правил Нельсона Манделы.Сравнительный анализ положений международных стандартов в сфере одиночного заключения позволяет выделить ряд элементов, формирующих международно-правовой подход к данному понятию:в большинстве международных стандартов одиночное заключение рассматривается как дисциплинарное взыскание;форма и продолжительность одиночного заключения должны быть определены в письменной форме в законе или нормативно-правовом акте компетентного административного органа;обязательность медицинского заключения о способности осужденного перенести такой вид взыскания и в дальнейшем ежедневный медицинский контроль за состоянием здоровья заключенного;продолжительность одиночного заключения не должна превышать 15 суток;в период одиночного заключения должны иметь место содержательные контакты с людьми, как минимум, 2 часа в день; законодательством должен быть определен перечень категорий лиц, к которым одиночное заключение не применяется в принципе;помещения для одиночного заключения должны соответствовать установленным санитарным нормам.В соответствии с российским уголовно-исполнительным законодательством возможны четыре основания перевода осужденных на одиночное размещение. Понятию «одиночное заключение как мера дисциплинарного воздействия» в России наиболее соответствует такой вид взыскания, как водворение осужденного в штрафной изолятор. Основания и порядок применения этого вида взыскания в целом отвечает требованиям международно-правового подхода. Определенные вопросы применительно к условиям содержания в штрафном изоляторе могут вызывать временные рамки, установленные пунктом 44 Правил Нельсона Манделы 22 часа или более в день без содержательных контактов с людьми, так как осужденные, водворенные в штрафной изолятор без вывода на работу, имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью всего один час.Представляется, что требования международно-правового подхода к одиночному заключению целесообразно имплементировать в национальное законодательство России путем закрепления в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации как самой дефиниции «одиночное заключение» и его признаков, так и механизма исполнения данной меры дисциплинарного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLITARY CONFINEMENT: INTERNATIONAL LEGAL APPROACH AND RUSSIAN PRACTICE

The study of the provisions of the main special international standards for the treatment of persons sentenced to deprivation of liberty has led to the conclusion that the issues of solitary confinement have been reflected to some extent in all documents of this kind. However, a special place in the regulation of solitary confinement is occupied by the UN rules of Nelson Mandela adopted in 2015. The most significant innovations in this document were the definitions of the concepts of “solitary confinement” and “long-term solitary confinement”. In addition, these notions are included in the number of measures equivalent to torture or other cruel, inhuman or degrading treatment or punishment, the importance of the prohibition of them is confirmed by its establishment in the first basic principle of the Nelson Mandela Rules.The comparative analysis of the provisions of international standards in the field of solitary confinement allows us to identify a number of elements that form an international legal approach to this concept:in most international standards solitary confinement is regarded as a disciplinary sanction;the form and duration of solitary confinement shall be determined in writing in the law or by a legal act of the competent administrative authority;the obligation of the medical report concerning the ability of a convict to bear this type of penalty and in the future daily medical monitoring of prosoner’s health;the duration of solitary confinement shall not exceed 15 days;during the period of solitary confinement meaningful contact with people should be made at least 2 hours a day;the law should establish a list of categories of persons to whom solitary confinement cannot applied at all;solitary confinement must comply with established sanitary standards... The study of the provisions of the main special international standards for the treatment of persons sentenced to deprivation of liberty has led to the conclusion that the issues of solitary confinement have been reflected to some extent in all documents of this kind. However, a special place in the regulation of solitary confinement is occupied by the UN rules of Nelson Mandela adopted in 2015. The most significant innovations in this document were the definitions of the concepts of “solitary confinement” and “long-term solitary confinement”. In addition, these notions are included in the number of measures equivalent to torture or other cruel, inhuman or degrading treatment or punishment, the importance of the prohibition of them is confirmed by its establishment in the first basic principle of the Nelson Mandela Rules.The comparative analysis of the provisions of international standards in the field of solitary confinement allows us to identify a number of elements that form an international legal approach to this concept:in most international standards solitary confinement is regarded as a disciplinary sanction;the form and duration of solitary confinement shall be determined in writing in the law or by a legal act of the competent administrative authority;the obligation of the medical report concerning the ability of a convict to bear this type of penalty and in the future daily medical monitoring of prosoner’s health;the duration of solitary confinement shall not exceed 15 days;during the period of solitary confinement meaningful contact with people should be made at least 2 hours a day;the law should establish a list of categories of persons to whom solitary confinement cannot applied at all;solitary confinement must comply with established sanitary standards.In accordance with the Russian penal legislation four grounds for transfer of sentenced persons on a solitary confinement are possible. The concept of “solitary confinement” as a measure of disciplinary action in Russia is mostly consistent with such type of penalty as the placement of a convict in a punishment cell. The grounds and procedure for applying this type of penalty generally meet the requirements of the international legal approach. Certain problems with regard to the conditions of detention in the punishment cell may lead to the time frame set out in paragraph 44 of the Nelson Mandela Rules 22 hours or more per day without meaningful contact with people since the convicts who are placed in the punishment cell without leaving work have the right to use a daily 1-hour walk.It seems that the requirements of the international legal approach to solitary confinement should be implemented in the national legislation of Russia by fixing in the Penal code of the Russian Federation both the definition of “solitary confinement” and its features, and the mechanism of execution of this disciplinary measure. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Одиночное заключение: международно-правовой подход и российская практика»

УДК 341.49:343.841

АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ПАВЛЕНКО,

кандидат юридических наук, доцент кафедры исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и правового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, Томский институт повышения квалификации работников ФСИН России, г. Томск, Российская Федерация, e-mail: a.pav@list.ru

ОДИНОЧНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Для цитирования

Павленко, А. А. Одиночное заключение: международно-правовой подход и российская практика / А. А. Павленко // Уголовно-исполнительное право. - 2018. - Т. 14(1-4), № 2. - С. 204-209.

Аннотация. Изучение положений основных специальных международных стандартов обращения с осужденными к лишению свободы позволило сделать вывод о том, что вопросы одиночного заключения в той или иной степени нашли свое отражение во всех подобных документах. Однако особое место в регламентации одиночного заключения занимают принятые в 2015 г. Правила Нельсона Манделы. Наиболее значимыми новеллами данного документа явились дефиниции понятий «одиночное заключение» и «длительное одиночное заключение». Кроме того, указанные дефиденты включены в число мер, равнозначных пытке или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания, значимость запрета на которые подтверждается его закреплением в первом основном принципе Правил Нельсона Манделы.

Сравнительный анализ положений международных стандартов в сфере одиночного заключения позволяет выделить ряд элементов, формирующих международно-правовой подход к данному понятию:

1) в большинстве международных стандартов одиночное заключение рассматривается как дисциплинарное взыскание;

2) форма и продолжительность одиночного заключения должны быть определены в письменной форме в законе или нормативно-правовом акте компетентного административного органа;

3) обязательность медицинского заключения о способности осужденного перенести такой вид взыскания и в дальнейшем ежедневный медицинский контроль за состоянием здоровья заключенного;

4) продолжительность одиночного заключения не должна превышать 15 суток;

5) в период одиночного заключения должны иметь место содержательные контакты с людьми, как минимум, 2 часа в день;

© Павленко А. А., 2018

6) законодательством должен быть определен перечень категорий лиц, к которым одиночное заключение не применяется в принципе;

7) помещения для одиночного заключения должны соответствовать установленным санитарным нормам.

В соответствии с российским уголовно-исполнительным законодательством возможны четыре основания перевода осужденных на одиночное размещение. Понятию «одиночное заключение как мера дисциплинарного воздействия» в России наиболее соответствует такой вид взыскания, как водворение осужденного в штрафной изолятор. Основания и порядок применения этого вида взыскания в целом отвечает требованиям международно-правового подхода. Определенные вопросы применительно к условиям содержания в штрафном изоляторе могут вызывать временные рамки, установленные пунктом 44 Правил Нельсона Ман-делы - 22 часа или более в день без содержательных контактов с людьми, так как осужденные, водворенные в штрафной изолятор без вывода на работу, имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью всего один час.

Представляется, что требования международно-правового подхода к одиночному заключению целесообразно имплементировать в национальное законодательство России путем закрепления в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации как самой дефиниции «одиночное заключение» и его признаков, так и механизма исполнения данной меры дисциплинарного воздействия.

Ключевые слова: одиночное заключение, международные стандарты обращения с заключенными, Правила Нельсона Манделы, применение мер взыскания, жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство виды обращения и наказания, сенсорная депривация, изоляция для обеспечения правопорядка, медицинский контроль за состоянием здоровья заключенного, водворение в штрафной изолятор; обеспечение личной безопасности, реализация международных стандартов обращения с осужденными в России.

Во многих международных документах, регламентирующих обращение с заключенными, большое внимание уделяется ограничению применения одиночного заключения. Данные вопросы в той или иной степени нашли свое отражение во всех специальных стандартах обращения с осужденными к лишению свободы. Так, в принципе 7 Основных принципов ООН обращения с заключенными закреплено, что «следует прилагать и поощрять усилия по отмене одиночного содержания в качестве наказания или по ограничению его применения». Правило 60.5 Европейских пенитенциарных правил (ЕПП) 2006 г. гласит: «Одиночное заключение должно использоваться в качестве наказания только в исключительных случаях и на конкретно установленный срок, который должен быть как можно короче». Еще большие ограничения применения одиночного заключения предусмотрены в стандартах, относящихся к определенным категориям правонарушителей - женщинам и несовершеннолетним. Правило 22 Правил ООН, касающихся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Бангкокские правила), закрепляет запрет применения одиночного содержания или помещения в штрафной изолятор в отношении находящихся в исправительном учреждении беременных женщин, женщин с грудными детьми и кормящих матерей. Правило 67 Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, не только запрещает применение одиночного заключения для таких лиц, но и относит этот

вид дисциплинарной меры к жестокому, негуманному или унижающему человеческое достоинство обращению. Данные положения нашли свое развитие в Европейских правилах в отношении несовершеннолетних правонарушителей, по отношению к которым применены санкции или ограничительные меры уголовно-правового характера. Правила 95.3-4. этого документа не ограничиваются запретом на водворение несовершеннолетних в одиночную камеру, но вводят альтернативу одиночному заключению - изоляцию как меру дисциплинарного воздействия с раскрытием оснований и условий ее применения.

Особое место в регламентации одиночному заключению занимают принятые в 2015 г. Правила Нельсона Манделы (ПНМ). Значимость проблем одиночного заключения подчеркнута включением данной сферы в число девяти положений Минимальных стандартных правил ООН обращения с заключенными 1955 г., подлежащих обязательному пересмотру, о чем прямо указано в преамбуле ПНМ. Основные рекомендации, относящиеся к одиночному заключению, включены в раздел «Ограничения, дисциплина и меры взыскания» Правил Нельсона Манделы [1]. Наиболее значимыми новеллами данного документа явились дефиниции понятий «одиночное заключение», под которым подразумевается ограничение свободы заключенных в течение 22 часов или более в день без содержательных контактов с людьми, и «длительное одиночное заключение», определяющее начало его исчисления - одиночное заключение, превышающее 15 дней подряд (п. 44). Кроме того, указанные дефиденты в ПНМ включены в число мер, равнозначных пытке или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания (п. 43.1 .а, Ь), значимость запрета на которые подтверждается его закреплением в первом основном принципе Правил Нельсона Манделы. Этот принцип гласит: «Все заключенные должны пользоваться уважительным отношением вследствие присущего им достоинства и их ценности как человеческой личности. Ни один заключенный не должен подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания, все заключенные должны быть защищены от них, и никакие обстоятельства не могут служить оправданием для них. Должна постоянно обеспечиваться охрана и безопасность заключенных, персонала, лиц, предоставляющих услуги, и посетителей». Данная норма отражена в ч. 1 ст. 3 УИК РФ: «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными». Личная безопасность осужденных и персонала закреплена в качестве одного из требований режима, перечисленных в ч. 1 ст. 82 УИК РФ.

В связи с включением Правилами Нельсона Манделы одиночного заключения в перечень мер, равнозначных пытке или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания, заслуживает внимания еще одна новелла ПНМ. В разделе «Ограничения, дисциплина и меры взыскания» среди обозначенных аспектов (факторов), которые должны всегда регулироваться законодательством или нормативно-правовыми актами компетентного административного органа, указаны: «Любые меры принудительного отделения от общего контингента заключенных, как, например, одиночное заключение, изоляция, сегрегация, помещение в карцер или ограничение условий содержания, будь то в качестве дисциплинарного взыскания или для поддержания

порядка и безопасности, включая ввод в действие принципов и процедур, регулирующих использование и пересмотр порядка применения и отмены любых мер принудительной изоляции» (п. d) правила 37). Значение этой нормы состоит в уменьшении не урегулированных правовыми нормами алгоритмов действий сотрудников пенитенциарных учреждениях. В п. 45.1 Правил Нельсона Манделы изложены условия (в качестве крайней мере в исключительных случаях, в течение как можно более короткого времени, осуществление независимого контроля) и основания применения одиночного заключения (только с санкции компетентного органа, не должно налагаться в силу приговора заключенного), в п. 45.2 перечислены категории заключенных, к которым одиночное заключение запрещено применять: страдающие психическим расстройством или имеющие физические недостатки, если принятие таких мер приведет к ухудшению их состояния; женщины и дети.

Анализ положений указанных выше международных стандартов в сфере одиночного заключения позволяет, по нашему мнению, выделить ряд элементов, формирующих международно-правовой подход к данному понятию:

1) в большинстве международных стандартов одиночное заключение рассматривается как дисциплинарное взыскание. Исключение из этого положения составляют лишь упомянутые выше Европейские правила в отношении несовершеннолетних правонарушителей 2008 г., в которых, кроме изоляции как меры дисциплинарного воздействия, п. 93 предусмотрена «изоляция для обеспечения правопорядка»;

2) форма и продолжительность одиночного заключения должны быть определены в письменной форме в законе или нормативно-правовом акте компетентного административного органа. Уместной формой реализации второго документа считаются правила внутреннего распорядка пенитенциарных учреждений, действующие в большинстве стран мира;

3) обязательность медицинского заключения о способности осужденного перенести такой вид взыскания и в дальнейшем ежедневный медицинский, предпочтительнее врачебный, контроль за состоянием здоровья заключенного (п. 46 ПНМ и п. 43.2-3 ЕПП);

4) продолжительность одиночного заключения не должна превышать 15 суток подряд;

5) в период одиночного заключения должны иметь место содержательные контакты с людьми, как минимум, 2 часа в день;

6) законодательством должен быть определен перечень категорий лиц, к которым одиночное заключение не применяется в принципе;

7) помещения для одиночного заключения должны соответствовать установленным санитарным нормам (пп. 12-17 ПНМ). Данная ремарка связана с имевшимися ранее в европейской пенитенциарной практике случаями так называемой сенсорной деприва-ции. В комментарии к п. 60.5 ЕПП указано, что наиболее жесткой формой одиночного заключения является содержание заключенного в полной изоляции в условиях резкого ограничения сенсорной информации за счет лишения доступа к свету, свежему воздуху или полной звукоизоляции при содержании в карцерах. Подобная форма изоляции никогда не должна использоваться в качестве наказания. Другой формой одиночного заключения является содержание заключенного в одиночной камере, где у него есть доступ к естественному освещению и свежему воздуху и он может слышать, как в соседних камерах перемещаются другие заключенные. Подобная форма наказания должна использоваться только в исключительных обстоятельствах и в течение коротких периодов, во время которых сотрудники пенитенциарного учреждения должны на регулярной основе и разумно часто контактировать с заключенными.

В соответствии с российским уголовно-исполнительным законодательством возможны несколько вариантов одиночного размещения заключенных. Используя в качестве

критерия классификации основания (цели) для перевода на одиночное содержание, можно подразделить всех находящихся там лиц на следующие группы:

- заключенные, отбывающие меру взыскания в виде водворения в карцер, на основании ст. 38 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - ФЗ «О содержании под стражей»), и в виде водворения в штрафной изолятор (ШИЗО) на основании п. «в» ч. 1 ст. 115 УИК РФ. К этой же группе относятся и осужденные мужчины, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащиеся в исправительных колониях (ИК) особого режима, переведенные в одиночные камеры на срок до шести месяцев;

- осужденные, переведенные в камеры ШИЗО за нарушения режима отбывания наказания в качестве меры дисциплинарного пресечения. К этой категории относятся лица, помещенные в ШИЗО по постановлению дежурных помощников начальников исправительных колоний и тюрем до прихода начальника исправительного учреждения (ИУ), но не более чем на 24 часа, в экстренных случаях при отсутствии начальника учреждения, когда иными мерами пресечь совершаемое преступление или злостное нарушение режима невозможно. Такая изоляция дисциплинарным взысканием не является [примечание к разд. XXIV Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (ПВР ИУ)], утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295. Это связано с тем, что правом применения перечисленных мер взыскания в полном объеме пользуются начальники учреждений или лица, их замещающие (ч. 1 ст. 119 УИК РФ). У дежурного помощника начальника исправительного учреждения соответствующих полномочий нет, и признание осужденного нарушителем, заслуживающим применения мер дисциплинарного воздействия, откладывается до решения начальника ИУ;

- переведенные в одиночные камеры следственных изоляторов (СИЗО) и камеры штрафных изоляторов ИУ в целях обеспечения личной безопасности. В этом случае указанные помещения используются в качестве безопасного места для заключенных (ст. 19, 32, 33 ФЗ «О содержании под стражей») и осужденных (ч. 3 ст. 13 УИК РФ). Несмотря на формальное нахождение в помещениях, специально предназначенных для отбывания мер взыскания, подобный перевод заключенных и осужденных в одиночные камеры и камеры ШИЗО наказанием не является, и ограничения, предусмотренные ст. 40 ФЗ «О содержании под стражей» и ст. 118 УИК РФ, на них не распространяются (пп. 188-189 ПВР ИУ);

- одиночные камеры СИЗО для временной изоляции заключенных, у которых произошел нервный срыв, в целях предотвращения совершения ими членовредительства, самоубийства, нападения на подозреваемых, обвиняемых, осужденных, сотрудников СИЗО и других лиц (ст. 32, 33 ФЗ «О содержании под стражей»).

В российском законодательстве понятию «одиночное заключение как мера дисциплинарного воздействия» наиболее соответствует такой вид взыскания, как водворение осужденного в штрафной изолятор. Необходимо отметить, что данная группа из всех лиц, изолированных от основной массы заключенных, является самой многочисленной. В связи с этим обозначенные выше положения Правил Нельсона Манделы в основном отражены в ст. 115-118 УИК РФ, регламентирующих основания, виды и порядок применения мер взыскания, в том числе связанных с изоляцией от общей массы осужденных. Механизм (алгоритм) применения перечисленных норм УИК РФ на подзаконном уровне детализирован в разд. XXII «Особенности содержания в запираемых помещениях осужденных, отбывающих наказания в строгих условиях» и разд. XXIV «Особенности условий содержания осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах» ПВР ИУ.

Так, водворение осужденных в ШИЗО допускается на срок до 15 суток (п. «в» ч. 1 ст. 115 УИК РФ) и соответственно не подпадает под «длительное одиночное заключение», предусмотренное ПНМ; российский порядок применения этой меры и должностные лица, ее применяющие (ст. 117, 119 УИК РФ), соответствуют рекомендациям п. 45.1 Правил Нельсона Манделы.

Требование обязательности медицинского заключения о способности осужденного перенести этот вид взыскания нашло свое законодательное отражение в ч. 4 ст. 117 УИК РФ: «Водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья». Механизм (порядок) реализации этой нормы раскрыт в п. 162 ПВР ИУ и детализирован в отдельном приказе Минюста России 2011 г.

Определенные вопросы применительно к условиям содержания в ШИЗО могут вызывать временные рамки, установленные п. 44 ПНМ - 22 часа, так как осужденные, водворенные в штрафной изолятор, имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью всего один час (ч. 1 ст. 118 УИК РФ). Если эта мера взыскания наложена с выводом осужденного на работу (п. 161 ПВР ИУ) или в камере ШИЗО содержатся несколько человек, то такое содержание не подпадает под признаки одиночного заключения, изложенные в п. 44 Правил Нельсона Манделы. Расхождения ПНМ и российского законодательства отмечаются при одиночном содержании осужденного в камере ШИЗО без вывода на работу. В связи с этим не следует забывать о рекомендательном характере рассматриваемых Правил, прямо указанном в Предварительном замечании № 2.

Относительно категорий лиц, которые не могут быть водворены в ШИЗО, то, по нашему мнению, в ч. 7 ст. 117 УИК РФ их перечень более дифференцирован по сравнению с требованиями п. 45.2 ПНМ - осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет в доме ребенка исправительного учреждения, и осужденные женщины, освобожденные от работы по беременности и родам (ПНМ - женщины с детьми), а также осужденные, являющиеся инвалидами I группы (ПНМ - страдающие психическим расстройством или имеющие физические недостатки, если принятие таких мер приведет к ухудшению их состояния).

Вместе с тем необходимо отметить, что Федеральным законом от 20 декабря 2017 г. № 410-ФЗ российским законодателем уже предприняты меры к инкорпорации рассматриваемых положений ПНМ в УИК РФ путем увеличения времени прогулок как меры поощрения отдельным категориям лиц, изолированным от основной массы осужденных. К таковым относятся осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях исправительных колоний и в тюрьмах.

Таким образом, представляется, что требования международно-правового подхода к одиночному заключению целесообразно имплементировать в национальное законодательство России путем закрепления в УИК РФ как самой дефиниции «одиночное заключение» и его признаков, так и механизма исполнения данной меры дисциплинарного воздействия.

Библиографический список

1. Павленко А. А. Обеспечение правопорядка в пенитенциарных учреждениях в свете Правил Нельсона Манделы // Вестник Кузбасского института. 2017. № 4(33). С. 79-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.