Научная статья на тему 'Вопросы международного правового регулирования в отношении лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в условиях принудительной изоляции от общества'

Вопросы международного правового регулирования в отношении лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в условиях принудительной изоляции от общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
300
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ОСУЖДЕННЫХ / НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ВМЕНЯЕМОСТИ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кисляков Антон Валерьевич

В статье рассматриваются вопросы применения международных норм и принципов обращения с лицами, страдающими психическими расстройствами, в условиях исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, особенности учета психических расстройств при применении к осужденным основных средств исправления, а также социальной адаптации указанной категории лиц после освобождения из исправительных учреждений. Приводятся статистические данные и результаты исследований международных экспертов, которые указывают на актуальность роста числа психических заболеваний среди лиц, осужденных за преступления и содержащихся в местах принудительной изоляции. Отмечается, что международные стандарты исполнения наказания в виде лишения свободы регулируют специфические отношения, возникающие при исполнении и отбывании уголовных наказаний. На основании принципа индивидуализации исполнения наказаний государство обязано учитывать наряду с уголовно-правовой, социально-демографической и некоторыми другими видами характеристик личности осужденного состояние его здоровья. Поскольку право осужденного к лишению свободы на охрану здоровья является фундаментальным, в статье предпринята попытка проиллюстрировать правовую основу, отражающую специфику регулирования вопросов оказания психиатрической помощи лицам, находящимся в местах принудительной изоляции. Подвергается анализу утвержденный Всемирной организацией здравоохранения Комплексный план действий в области психического здоровья на 2013-2020 годы. В этом документе раскрываются руководящие положения в области оказания специализированной психиатрической помощи лицам, осужденным за преступления и находящимся в пенитенциарных учреждениях. В статье отражены приоритетные направления государственной политики в области развития уголовно-исполнительной системы в части, касающейся правового регулирования вопросов оказания специализированной психиатрической помощи осужденным. Предпринята попытка дать классификацию основных международных документов, регулирующих фундаментальные принципы и условия обращения с лицами с психическими расстройствами и вопросы содержания заключенных в пенитенциарных учреждениях. Подчеркивается важность роли международного правового регулирования вопросов исполнения и отбывания лишения свободы в отношении лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Делается вывод о том, что для обеспечения исполнения полноценного механизма исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, а также достижения целей наказания в отношении указанной категории осужденных необходимо создать комплекс правовых, организационных, финансовых и других условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кисляков Антон Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF INTERNATIONAL LEGAL REGULATION IN RELATION TO PERSONS WITH MENTAL DISORDERS, NOT EXCLUDING SANITY, IN CONDITIONS OF FORCED ISOLATION FROM SOCIETY

TThe article deals with the application of international norms and principles of treatment of persons suffering from mental disorders in the conditions of execution of criminal punishment in the form of deprivation of liberty; the peculiarities of taking into account mental disorders, applying to convicts basic means of correction, as well as social adaptation of this category of persons after release from correctional institutions. Statistical data and research results of international experts, which indicate the relevance of the growing number of mental illnesses among persons convicted of crimes and held in places of forced isolation, are presented. It is noted that the international standards of punishment execution in the form of imprisonment regulate the specific relations arising in the execution and serving of criminal sentences. On the basis of the principle of individualization of the execution of sentences, the state is obliged to take into account, along with the criminal law, sociodemographic and some other types of characteristics of the convicted person’ personality and the state of his health. Since the right of a convicted person to be deprived of liberty to health care is fundamental, the article attempts to illustrate the legal basis reflecting the specifics of regulating the provision of mental health care to persons in places of forced isolation. The Complex mental health action plan for 2013-2020, approved by the World Health Organization, is analyzed. This document reveals guidelines in providing specialized psychiatric care to persons convicted of crimes and are in penal institutions. The article reflects the priority directions of the state policy in the field of the penal system development in terms of legal regulation of the provision of specialized psychiatric care to convicts. An attempt to classify the main international documents regulating the fundamental principles and conditions of treatment of persons with mental disorders and the issues of detention in prisons is made. The importance of the role of international legal regulation of execution and serving of imprisonment in relation to persons with mental disorders, not excluding sanity, is emphasized. It is concluded that a complex of legal, organizational, financial and other conditions should be created in order to ensure the execution of the full mechanism of execution of the criminal penalty in the form of deprivation of liberty, as well as to achieve the goals of punishment in respect of this category of convicts.

Текст научной работы на тему «Вопросы международного правового регулирования в отношении лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в условиях принудительной изоляции от общества»

УДК 341.215.4:616.89

DOI 10.33463/2072-2427.2019.14(1-4).2.175-181

АНТОН ВАЛЕРЬЕВИЧ КИСЛЯКОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Юридического института Владимирского государственного университета имени А. Г и Н. Г. Столетовых, старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права, Владимирский юридический институт ФСИН России, г. Владимир, Российская Федерация, e-mail: antonval77@mail.ru

ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИМИ ВМЕНЯЕМОСТИ, В УСЛОВИЯХ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА

Для цитирования

Кисляков, А. В. Вопросы международного правового регулирования в отношении лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в условиях принудительной изоляции от общества / А. В. Кисляков // Уголовно-исполнительное право. -2019. - Т. 14(1-4), № 2. - С. 175-181. - DOI : 10.33463/2072-2427.2019.14(1-4).2.175-181.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения международных норм и принципов обращения с лицами, страдающими психическими расстройствами, в условиях исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, особенности учета психических расстройств при применении к осужденным основных средств исправления, а также социальной адаптации указанной категории лиц после освобождения из исправительных учреждений. Приводятся статистические данные и результаты исследований международных экспертов, которые указывают на актуальность роста числа психических заболеваний среди лиц, осужденных за преступления и содержащихся в местах принудительной изоляции. Отмечается, что международные стандарты исполнения наказания в виде лишения свободы регулируют специфические отношения, возникающие при исполнении и отбывании уголовных наказаний. На основании принципа индивидуализации исполнения наказаний государство обязано учитывать наряду с уголовно-правовой, социально-демографической и некоторыми другими видами характеристик личности осужденного состояние его здоровья. Поскольку право осужденного к лишению свободы на охрану здоровья является фундаментальным, в статье предпринята попытка

© Кисляков А. В., 2019

(сс^®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons ^—¿ш ^шуш.ш Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

проиллюстрировать правовую основу, отражающую специфику регулирования вопросов оказания психиатрической помощи лицам, находящимся в местах принудительной изоляции. Подвергается анализу утвержденный Всемирной организацией здравоохранения Комплексный план действий в области психического здоровья на 2013-2020 годы. В этом документе раскрываются руководящие положения в области оказания специализированной психиатрической помощи лицам, осужденным за преступления и находящимся в пенитенциарных учреждениях. В статье отражены приоритетные направления государственной политики в области развития уголовно-исполнительной системы в части, касающейся правового регулирования вопросов оказания специализированной психиатрической помощи осужденным. Предпринята попытка дать классификацию основных международных документов, регулирующих фундаментальные принципы и условия обращения с лицами с психическими расстройствами и вопросы содержания заключенных в пенитенциарных учреждениях. Подчеркивается важность роли международного правового регулирования вопросов исполнения и отбывания лишения свободы в отношении лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Делается вывод о том, что для обеспечения исполнения полноценного механизма исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, а также достижения целей наказания в отношении указанной категории осужденных необходимо создать комплекс правовых, организационных, финансовых и других условий.

Ключевые слова: международные правовые документы, психические расстройства осужденных, не исключающие вменяемости, основные средства исправления, предупреждение преступлений.

Процесс содержания под стражей, а также исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, строится в том числе на основе общепризнанных норм и принципов международного права, касающихся обращения с осужденными. Однако в условиях конкретных исправительных учреждений международные документы не всегда учитываются в работе с указанной категорией осужденных. На основе анализа широкого круга международных правовых документов нами предпринята попытка сформулировать как основные принципы международного пенитенциарного права, касающиеся обращения с осужденными, имеющими психические расстройства, не исключающие вменяемости, так и основные направления организации работы с указанной категорией лиц в местах принудительной изоляции.

По оценкам международных экспертов, в настоящее время во всем мире в исправительных учреждениях содержится около 9 миллионов человек. По крайней мере у половины из них наблюдаются расстройства личности, а один миллион или даже больше заключенных страдают тяжелыми психическими заболеваниями, такими как психоз или депрессия. Практически все заключенные испытывают депрессивные состояния или симптомы стресса. Примерно у 4 % заключенных обоих полов отмечаются психотические заболевания, от 10 % (мужчины) до 12 % (женщины) страдают общей депрессией, от 42 % (женщины) до 65 % (мужчины) - расстройством личности, причем от 21 % (женщины) до 47 % (мужчины) характеризуются антисоциальным расстройством личности, 89 % всех заключенных имеют депрессивные симптомы, а 74 % - обусловленные стрессом соматические симптомы. Среди тех, кто берется под арест и лишается свободы,

многие уже имеют психические расстройства, в результате чего психические проблемы переносятся из внешнего мира в исправительные учреждения [1].

Анализ некоторых результатов отечественных исследований и официальная статистическая информация подтверждают актуальность проблем весьма большой распространенности психических расстройств в исправительных учреждениях ФСИН России.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. № 420 «О федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)"» (далее - программа развития УИС 2018-2026 гг.) определены приоритетные направления государственной политики в области развития уголовно-исполнительной системы.

Цели, задачи и ожидаемые результаты программы развития УИС 2018-2026 гг. связаны с соблюдением требований международных стандартов в вопросах строительства и реконструкции следственных изоляторов, создания условий содержания заключенных под стражей, гуманизации условий содержания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышения гарантий соблюдения их прав и законных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Европейских пенитенциарных правил (Рекомендация № Rec (2006)2 Комитета министров Совета Европы). Кроме того, в целях обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предусматривается совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере соблюдения прав, законных интересов и достоинства лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, с учетом международных стандартов, в том числе стандартов Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, решений Европейского Суда по правам человека, а также требований Европейских пенитенциарных правил.

Как известно, национальное уголовно-исполнительное законодательство основывается на международных правовых документах (стандарты, правила, декларации и пр.), имеющих обязательный (в случае ратификации, то есть придания юридической силы документу) или рекомендательный (в случае готовности применить рекомендованные документы в будущем с учетом создания в государстве определенных экономических, социальных, административных и других условий) характер. Рекомендательный характер международных документов, как правило, в будущем преобразуется в международные нормы права, носящие обязательный характер для того государства, которое такие документы ратифицировало.

Международные документы разрабатываются специально создаваемыми международными сообществами, организациями, объединениями, члены которых являются представителями различных государств, заинтересованных в принятии и последующей ратификации стандартов, правил, резолюций и других видов актов международного права. Оценить характер и степень влияния международных документов на организацию оказания помощи лицам с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в условиях принудительной изоляции от общества практически невозможно, если не обратиться к общему анализу основополагающих международных актов, по-

давляющее большинство которых принято Организацией Объединенных Наций (ООН) и Советом Европы (СЕ).

Основными международными документами, регулирующими фундаментальные принципы и условия обращения с лицами с психическими расстройствами, являются:

- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.;

- Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.;

- Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.;

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.;

- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2856 (XXVI), «Декларация о правах умственно отсталых лиц» от 20 декабря 1971 г.;

- Резолюция тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(ХХХ) «Декларация о правах инвалидов» от 9 декабря 1975 г.;

- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 37/194 «Принципы медицинской этики» от 18 декабря 1982 г.;

- Рекомендация г(83) 2 Комитета министров Совета Европы государствам-участникам «По правовой защите недобровольно госпитализированных лиц с психическими расстройствами» от 22 февраля 1983 г.;

- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 46/119 «Защита психически больных лиц и улучшение психиатрической помощи» от 17 декабря 1991 г.;

- Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 г.;

- Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины от 4 апреля 1997 г.

Кроме перечисленных, к международным документам, регламентирующим вопросы содержания заключенных в пенитенциарных учреждениях и обращения с ними, которые в своем содержании в разной мере (прямо или косвенно) обращают внимание на решение вопросов, связанных с особенностями учета состояния психического здоровья человека, находящегося в условиях заключения (изоляции от общества) при организации лечения и проведения профилактической работы, являются:

- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 г. (далее - Минимальные правила 1955 г.);

- Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 г.);

- Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 4 ноября 1993 г.;

- Приложение к Рекомендации Комитета министров № R (98) 7 «Об этических и организационных аспектах медицинской помощи в тюрьмах» от 8 апреля 1998 г.;

- Рекомендация № Rec (2004) 10 Комитета министров Совета Европы «Относительно защиты прав человека и достоинства лиц с психическим расстройством» от 22 сентября 2004 г.;

- Рекомендация Rec (2006) 2 Комитета министров государств - членов Совета Европы о Европейских пенитенциарных правилах (Европейские пенитенциарные правила) от 11 января 2006 г.;

- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 «Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме» от 9 декабря 1988 г.

Необходимо отметить, что источниками применения норм международных документов в пенитенциарной сфере будут являться документы Европейского Суда по правам человека, решения которого становятся определяющими в постановке вопроса: «Были нарушены права и свободы человека, в том числе осужденного к уголовному наказанию, с учетом установленных судом фактических и юридических обстоятельств разрешаемого вопроса,или нет?»

Следует подчеркнуть, что не случайно в руководящих документах, посвященных развитию УИС, в частности в программе развития УИС 2018-2026 гг., прежде всего выделяют Европейские пенитенциарные правила 2006 г. и Минимальные правила 1955 г. Именно эти международные документы гораздо больше внимания уделяют не только правовым, но и организационным вопросам, касающимся процесса исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, в том числе и в отношении осужденных с психическими расстройствами. Кроме того, на европейском пространстве права человека и их соблюдение все более становятся предметом деятельности Европейского Суда по правам человека, применяющего нормы Европейской конвенции о правах человека 1950 г. [2, с. 50-67; 3].

В ст. 58 Минимальных правил ООН зафиксировано: «Целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является в конечном счете защита общества от угрожающих ему преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытии срока заключения и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечивать свое существование». Вторит указанному положению и ст. 102.1 Европейских пенитенциарных правил 2006 г.: «Режим для осужденных заключенных должен быть направлен на то, чтобы они вели ответственный образ жизни без совершения преступлений». Очевидно, что и ст. 58 Минимальных правил 1955 г., и ст. 102.1 Европейских пенитенциарных правил 2006 г. взаимоувязаны с целями наказания, провозглашенными в УК РФ и УИК РФ. Конечный результат, который должно увидеть общество после отбывания уголовного наказания, - это законопослушный гражданин, гармонично дополняющий социум, в котором он находится.

В настоящее время отдельными международными организациями уделяется большое внимание решению вопросов психических расстройств, в том числе и в отношении заключенных и осужденных к лишению свободы, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), являясь учреждением ООН и основываясь на решениях всемирных ассамблей здравоохранения ООН, опубликовала за последние 10 лет целый ряд международных правовых документов в виде деклараций, конвенций, стандартов, правил, сводов и других видов актов, подчеркивающих необходимость учета в национальных законодательствах, особенностей оказания всесторонней помощи лицам, больным психическими расстройствами. Речь идет о том, чтобы система здравоохранения и социального сектора конкретного государства была способна комплексно и скоординированно помогать страдающим психическими заболеваниями вне зависимости от социальных, экономических, уголовно-правовых и иных факторов, в которых находится (или с которыми сталкивается) человек.

Так, в руководстве ВОЗ по основным аспектам охраны здоровья в местах лишения свободы говорится: «Все больше признается тот факт, что хорошо налаженное здравоохранение в исправительных учреждениях - это один из признаков полноценного

общественного здравоохранения в целом» (http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_

file/0016/111247/E90174R.pdf). По результатам работы 65-й сессии Всемирной ассам-

блеи здравоохранения (2012 г.) на рассмотрение государств-членов был представлен доклад о глобальном бремени психических расстройств и необходимости всеобъемлющих, скоординированных ответных мер со стороны секторов здравоохранения и социального обеспечения и на государственном уровне. 27 мая 2013 г. на заседании 66-й сессии ВОЗ был принят и утвержден первый за всю историю Всемирной организации здравоохранения Комплексный план действий в области психического здоровья на 2013-2020 гг. (далее - КП 2013-2020). В сентябре 2013 г. на основе КП 2013-2020 был принят Европейский план действий по охране психического здоровья (далее - ЕП), который отражает положения и принципы Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов (2008 г.), а также выводы, содержащиеся в Европейском пакте об охране психического здоровья и благополучия (2008 г.).

И в КП 2013-2020, и в ЕП среди вопросов, касающихся обеспечения на первичном уровне комплексной, интегрированной, медико-санитарной и социальной помощи лицам, страдающим психическим расстройством, ставятся проблемы диспропорций, то есть заблаговременного выявления и обеспечения соответствующей поддержки группам населения, особо подверженным риску психического заболевания и не имеющим возможности обратиться за медицинской помощью. К одной из групп населения, наряду с бездомными, детьми и престарелыми и некоторыми другими категориями, относятся лица, находящиеся в местах заключения (https://psychiatr.ru/download/1861?view=1&name=A66_ R8-ru.pdf). Это не случайно, поскольку условия содержания в учреждениях, которые изолируют человека (осужденного к лишению свободы, заключенного под стражу) от общества, сами по себе несут травмирующую нагрузку для состояния психического здоровья. Сталкиваясь с наличием строгих режимных требований, криминогенным составом контингента, ограничением ряда конституционных прав, тюремной субкультурой и прочими специфическими чертами уголовно-исполнительной системы, «внутренняя» свобода человека начинает протестовать, в результате чего нередко лицо испытывает подавленное и депрессивное состояние. Это состояние может не только спровоцировать развитие или обострить психическое расстройство, которое до момента изоляции никак не проявлялось в жизнедеятельности человека, но и сделать невозможным исправление такого лица, предупредить совершение с его стороны новых противоправных деяний.

Кроме выявления и поддержки группы риска, в которой выделены лица, пребывающие в принудительной изоляции, ВОЗ призывает, во-первых, оценивать степень серьезности препятствий, с которыми сталкиваются «подверженные риску» и уязвимые группы, желающие получить лечение, помощь и поддержку, во-вторых, разрабатывать упреждающую стратегию, направленную на эти группы, и предоставлять услуги, отвечающие их потребностям, в-третьих, информировать сотрудников медицинских и социальных служб и проводить с ними учебную работу, помогающую им яснее понимать нужды «подверженных риску» и уязвимых групп (https://psychiatr.ru/download/1861?view=1&name=A66_R8-ru.pdf:).

Какими бы масштабными и глобальными ни выглядели призывы ВОЗ, они вполне осознанно могут являться примером того, как необходимо строить (организовывать) работу в пенитенциарных учреждениях с целью эффективного исправления лиц, совершивших преступления, их реальную социальную адаптацию.

Подчеркивая значимость принятия решительных мер для уменьшения страданий и смертности от неинфекционных заболеваний (далее - НИЗ), к которым также относятся психические расстройства, международным сообществом в Дорожной карте Монтевидео на 2018-2030 гг. в области борьбы с НИЗ как приоритетной задачей устойчивого развития, принятой на глобальной конференции ВОЗ (Монтевидео, Уругвай, 18-20 ок-

тября 2017 г.), в частности, было отмечено: «Признавая, что психические расстройства и прочие состояния психического здоровья увеличивают глобальное бремя НИЗ и что люди с психическими расстройствами и прочими состояниями психического здоровья подвергаются более высокому риску развития других НИЗ и для них характерны более высокие показатели заболеваемости и смертности, мы обязуемся осуществлять меры по улучшению психического здоровья и благополучия, уделять надлежащее внимание их социальным детерминантам и другим медико-санитарным потребностям и правам людей с психическими расстройствами и прочими состояниями психического здоровья и вести профилактику суицидов в рамках комплексных мер в области борьбы с НИЗ» (http:// www.whogis.com/conferences/global-ncd-conference/ncds-roadmap-ru.pdf). Эта позиция заслуживает особого внимания для оценки состояния отечественного законодательства и практики деятельности исправительных учреждений по применению норм международного права в пенитенциарной сфере, особенно в той ее части, которая раскрывает правила, нормы, требования, предъявляемые к проведению медицинских, профилактических социальных и реабилитационных мероприятий в отношении осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Совершенно очевидно, что роль международного правового регулирования вопросов исполнения и отбывания лишения свободы в отношении лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, будет повышаться и потребует от отечественной пенитенциарной системы определенных усилий (правовых, организационных, финансовых и пр.) для обеспечения не только исполнения в практике деятельности конкретного ИУ нормативных требований, правил и стандартов, декларируемых на международном уровне, но и реального достижения целей уголовного наказания в отношении указанной категории лиц.

Библиографический список

1. Здоровье в исправительных учреждениях. Руководство ВОЗ по основным аспектам охраны здоровья в местах лишения свободы. URL : http://www.euro.who.int/__data/

assets/pdf_file/0011/88598/E85445R.pdf (дата обращения: 26.11.2018).

2. Влияние международно-правовых актов на уголовно-исполнительное законодательство России / А. Н. Антонов [и др.]. М., 2015. 187 с.

3. Пертли Л. Ф. Мера пресечения в виде заключения под стражу по российскому и зарубежному законодательству // Международное уголовное право и международная юстиция. 2015. № 1. С. 17-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.