БОРИС ЗУФАРОВИЧ МАЛИКОВ,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права (Уфимский юридический институт МВД России) Е-mail: [email protected]; ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА ФАЗЛЫЕВА, мировой судья судебного участка № 5 (Кировский судебный район г. Уфы) Е-mail: [email protected].
О ЗНАЧЕНИИ И ЕДИНСТВЕ ПРИНЦИПОВ ИНСТИТУТА ИСПОЛНЕНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Реферат: исполнение наказания в виде лишения свободы на определенный срок представляет собой сложный, комплексный и многоаспектный процесс правореализации, а также принудительно-ограничительного и исправительного воздействия.
Изоляция осужденного как форма государственного принуждения, выражающаяся в помещении осужденного в специализированное учреждение, своей организацией ломает его обыденный уклад жизни, вторгается в процесс социализации личности. Тем самым она достаточно глубоко затрагивает естественные права человека: жизнь, здоровье, нормальное физическое, интеллектуальное, социальное состояние и развитие. Отсюда следует, что изоляция осужденного, будучи главным карательным свойством лишения свободы, предопределяет специфику пенитенциарного бытия, исправительного воздействия. Противоречивость уголовно-правового и уголовно-исполнительного воздействия на осужденных путем их изоляции от общества очевидна, но отказаться от этой формы государственного принуждения современное общество не готово.
В силу того что лишение свободы является достаточно широко применяемым в судебной практике наказанием, отличающимся высоким карательным потенциалом, уголовно-исполнительное законодательство регламентирует практически все стороны его исполнения и отбывания. Стремясь придать праву социально-нравственные черты, законодатель для наиболее сложных сфер правового воздействия вводит нормы-принципы. В механизме исполнения и отбывания лишения свободы сочетается реализация требований норм-правил и норм-принципов: общеправовых, уголовно-исполнительного права и институциональных. Общность и единство норм-правил, а также норм-принципов и создают ту необходимую материю правового регулирования, которая способна обеспечить цели и задачи права, отразить специфику отрасли, конкретизировать институциональные особенности.
В институте исполнения лишения свободы закреплены важные и принципиальные положения, отражающие правовой статус осужденных, характер уголовно-исполнительной деятельности, вопросы гигиены, этики осужденных:
изоляцию осужденных и исправительное принуждение обеспечивают исправительные учреждения; местом отбывания наказания являются исправительные учреждения, расположенные в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором осужденные проживали или были осуждены; отбывание осужденными всего срока наказания в одном исправительном учреждении; правопорядок в исправительном учреждении (режим) - основа применения других средств исправления; дифференциация осужденных по видам условий отбывания наказания в пределах одного исправительного учреждения;
обязательный характер привлечения осужденных к труду, участию в воспитательных мероприятиях, получению профессионального образования и профессиональной подготовки, получение общего образования лиц не старше 30 лет;
оказание помощи лицам, освобождаемым из исправительных учреждений;
обеспечение государством реализации прав и законных интересов осужденных в местах лишения свободы;
стимулами к правопослушному поведению осужденных являются применение к ним мер поощрения и дисциплинарных мер воздействия.
Отмеченные законодательные положения института исполнения лишения свободы имеют принципиальный характер. Они отражают содержание деятельности исправительных учреждений, а также наибо-
УДК 343.8 ББК 67.409-2 М19
лее рельефно позиционируют осужденного в процедуре его изоляции, исполнении и отбывании данного вида наказания.
Таким образом, принципы исполнения лишения свободы - система норм, отражающих важные стороны организации изоляции осужденного и взаимодействий его в специфическом социуме, призвана придавать уголовно-исполнительным правоотношениям, карательным по своему содержанию, охватывающим основные стороны его жизни, заданный, однозначный и понятный для восприятия исправительный характер. Принципы исполнения лишения свободы на институциональном уровне развивают и «адаптируют» принципы уголовно-исполнительного законодательства, придавая уголовно-исполнительным правоотношениям должную стабильность.
Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство, принципы уголовно-исполнительного права, принципы исполнения лишения свободы, лишение свободы, осужденный, исправительное учреждение.
Исполнение наказания в виде лишения свободы на определенный срок представляет собой сложный, комплексный и многоаспектный процесс правореализации, а также принудительно-ограничительного и исправительного воздействия. В советской науке исправительно-трудового права этот процесс был назван карательно-воспитательным исходя из оценки его содержания и целей [1, с. 16-18].
В настоящее время исполнение наказания и применение исправительного воздействия получило в теории определение уголовно-исполнительного процесса. На наш взгляд, такое определение его содержания, данное М. П. Мелентьевым, является более оправданным и обоснованным в силу того, что исправительные учреждения лишь исполняют заданный в приговоре суда объем кары, а содержание исправительного воздействия на осужденного определяется законодательством исходя из целей наказания [2, с. 514].
Однако изоляция осужденного как форма государственного принуждения, выражающаяся в заключении осужденного в специализированное учреждение, своей организацией ломает обыденный уклад его жизни, вторгается в процесс социализации личности, дестабилизирует объективный характер удовлетворения биологических и духовных потребностей, навязывает стереотипы поведения и взаимоотношений, обусловленные специфическим режимом, неординарностью среды, двойственностью нормативов поведения (формальных и неформальны), не всегда последовательными и обоснованными требованиями администрации и персонала таких учреждений, порождает у осужденных комплексы социальной дезадаптации [3, с. 5-7, 25]. Тем самым она достаточно глубоко затрагивает естественные права человека: жизнь, здоровье, нормальное физическое, интеллектуальное, социальное состояние и развитие. Отсюда следует, что изоляция осужденного, будучи главным карательным свойством лишения свободы, предопределяет специфику пенитенциарного бытия, исправитель-
ного воздействия, а также порождает наличие сложного блока социальных проблем, обусловленных принудительным отрывом от общества, специфическим жизнеобеспечением, пребыванием в стрессогенной и в определенной мере опасной среде, что существенно осложняет соблюдение прав человека в исправительных учреждениях. Противоречивость уголовно-правового и уголовно-исполнительного воздействия на осужденных путем их изоляции от общества очевидна, но отказаться от этой формы государственного принуждения современное общество не готово. Этот вид наказания в новейшей истории развития цивилизации остается востребованным в качестве значимого уголовно-правового средства защиты социальных ценностей, а также неординарного по своей сущности в системе карательных и исправительных мер. Либерализация уголовной политики государства ведет к сужению применения наказания в виде лишения свободы, вместе с тем принимаются меры по обеспечению прав человека в сложной процедуре исполнения этого наказания.
В комплексе мер по обеспечению прав человека важная роль отводится совершенствованию правовой регламентации исполнения данного вида наказания. Ведь нормы должны не только регулировать фактические отношения в сфере применения пра-воограничений, но и отражать социальный уровень уголовно-исполнительной политики и степень реальной защищенности личности осужденного.
В силу того что лишение свободы является достаточно широко применяемым в судебной практике наказанием, отличающимся высоким карательным потенциалом, уголовно-исполнительное законодательство регламентирует практически все стороны его исполнения и отбывания. Вместе с тем, как известно, обычному нормативному регулированию не могут быть подвержены некоторые важные и существенные стороны. Дело в том, что государство вынуждено определять политико-правовые, организационные и материальные параметры и средства этого сложного процесса, на-
сколько это позволяют экономические и социальные условия и возможности страны. Более того, отдельные стороны организации изоляции осужденных подведены под единые требования специфическим образом. Нередко общие требования, обращенные к осужденным, приходится формулировать в нормах-правилах и нормах-исключениях из них. Например, ст. 81 УИК РФ закрепляет принципиальное положение о том, что отбывание осужденными к лишению свободы всего срока наказания должно быть обеспечено в одном исправительном учреждении. Вместе с тем ч. 2 этой статьи предусматривает исключения из этого правила.
Применительно к местам лишения свободы осужденных важными сторонами отбывания наказания являются вопросы нравственности, требования санитарии и гигиены, взаимоотношений их между собой и персоналом. Эти и другие вопросы этики нашли отражение в нормах, закрепляющих обязанности осужденных (ст. 11 УИК РФ). Сами же обязанности носят декларативный характер: «соблюдать нравственные нормы поведения», «соблюдать требования санитарии и гигиены», «быть вежливыми в обращении...».
Стремясь придать праву социально-нравственные черты, законодатель для наиболее сложных сфер правового воздействия вводит нормы-принципы. Тем самым он определяет, что правовое воздействие на общественные отношения может и должно обеспечиваться на основе общих требований права в целом, конкретной отрасли или института. Для института исполнения и отбывания лишения свободы на определенный срок имеют прямое значение нормы международного и конституционного права, уголовного и уголовно-исполнительного права, а также других отраслей права, обеспечивающих и гарантирующих широкий круг прав и законных интересов осужденных.
В механизме исполнения и отбывания лишения свободы сочетается реализация требований норм-правил и норм-принципов: общеправовых, уголовно-исполнительного права и институциональных. М. П. Ме-лентьев, характеризуя механизм реализации функций уголовно-исполнительного права, указывал: «Декларативные и дефинитивные нормы. в своей совокупности раскрывают социально-политическую сущность и юридическое содержание данной отрасли права, отражают уровень науки исправительно-трудового права, а также ее взаимосвязь со смежными отраслями знаний» [4, с. 14]. По характеру правового выражения нормы-принципы могут быть отнесены к декларативным нормам.
Роль правовых принципов особенно важна в сфере отношений, в которых превалирует императивный метод регулирования. Иерархия принци-
пов своим воздействием на различные стороны правовых отношений придает праву, его отраслям и институтам вполне определенное морально-этическое качество, определенность и устойчивость.
Общность и единство норм-правил, а также норм-принципов и создают ту необходимую материю правового регулирования [5, с. 272], которая способна обеспечить цели и задачи права, отразить специфику отрасли, конкретизировать институциональные особенности. Например, принципы исполнения наказаний в виде лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части на институциональном уровне не будут в полном объеме совпадать, ибо они отражают различия и особенности механизма реализации кары и исправительного воздействия. Так, в лишении свободы на определенный срок кара выражена в определенной степени ограничения свободы путем изоляции осужденного, а в аресте - в характере и степени изоляции, в специфике исправительного воздействия, в пожизненном лишении свободы - в своеобразии применения изоляции в силу иного соотношения целей наказания при его исполнении. Отражать указанные и иные особенности исполнения данных видов наказаний и призваны, на наш взгляд, принципы их исполнения.
Проблема принципов института лишения свободы, как и в целом принципов уголовно-исполнительного законодательства, характеризуется недостаточной степенью их теоретической и законодательной разработанности. На уровне нормотворчества и теории права начала 90-х годов в бывшем СССР при подготовке проекта Основ уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик [6] был разработан специальный раздел II - «Принципы исполнения наказаний». Он представлял собой целую систему принципов: законности, равенства осужденных перед законом при исполнении наказания, гуманизма, демократизма, справедливости, индивидуализации исполнения наказания, основные средства исправления. Следует отметить, что это был не просто набор определенных принципов, а развернутое правовое выражение их содержания. Например, в ст. 4. «Принцип законности» были сгруппированы его основные требования и черты.
(1) Основанием исполнения наказаний в отношении осужденных является приговор суда, вступивший в законную силу.
(2) Порядок и условия исполнения наказаний определяются законом.
(3) Деятельность учреждений, органов и должностных лиц, исполняющих наказания, основыва-
ется на обязательном соблюдении законов. Должностные лица этих учреждений и органов несут ответственность за обеспечение законности в их деятельности в соответствии с установленным порядком.
(4) За соблюдением законов при исполнении наказания устанавливается прокурорский надзор, осуществляемый в соответствии с Законом СССР «О Прокуратуре СССР».
По нашему мнению, этот документ являл собой новый и прогрессивный шаг по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства и качественному изменению содержания пенитенциарной деятельности. Через нормы-принципы данному кодифицированному нормативному акту придавалось совершенно новое качественное значение. Хотя в последующем этот проект закона не был востребован, но его идеи оказали влияние на нормотворчество в России.
В процессе разработки и принятия Уголовно-исполнительного кодекса РФ (1997 г.) была вновь актуализирована проблема законодательного выражения принципов данной отрасли права. В результате научной и законотворческой работы в нем было закреплено положение, что уголовно-исполни-тельное законодательство основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием. Однако, будучи лишь декларированы, они не раскрывали своего смыслового содержания в законе (ст. 8 УИК РФ). Их понятие трактуется лишь в теоретических источниках. Тем самым правовая основа исполнения наказаний не обрела более четкий и развернутый формат норм-принципов, в которых бы раскрывался и смысл, и характер, и направленность уголовно-исполнительной деятельности, и более полная выраженность правового статуса осужденных. Ведь правовые принципы, будучи доступны для восприятия и на уровне обыденного сознания, являются важной частью правовой идеологии. На данное свойство принципов указывает Н. И. Привезенцев. Характеризуя принцип законности, он отмечает: «Законность есть ценность, к которой стремятся и которую потребляют все члены общества (по-видимому, в разной степени)» [7, с. 103]. Именно поэтому важно, чтобы в уголовно-исполнительном законодательстве нашли более полное отражение и нормы-принципы данной отрасли права института исполнения лишения свободы, ибо их взаимосвязь не-
разрывна, так как в них прослеживается воля и логика законодателя, учет интересов личности осужденного, общества и государства.
Следует отметить, что в теории права и законодательстве проблема принципов проходит сложный этап своего теоретического осмысления и законодательного выражения. Этот способ правового воздействия на общественные отношения на отраслевом уровне наиболее развит в уголовном праве. В уголовно-исполнительном законодательстве и теории данной отрасли права эти проблемы пока достаточно полно не решены, на что вполне обоснованно указывает В. Г. Громов [8, с. 92-97]. Хотя законодатель нормативно определил (ч. 1 ст. 2 УИК РФ), что уголовно-исполнительное законодательство устанавливает общие положения и принципы исполнения наказаний. Однако сами принципы уголовно-исполнительного законодательства и деятельности уголовно-исполнительной системы были лишь декларированы в ст. 8 УИК РФ и ст. 1 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», но не раскрыты. Из-за этого, на наш взгляд, отраслевая правовая материя останется недостаточно совершенной для выполнения функций исполнения наказания. Ведь, как отмечал М. П. Ме-лентьев, «заряд многих норм рассматриваемой отрасли права направлен на осуществление целого ряда управленческих операций, которые возложены на учреждения и органы, исполняющие наказания» [9, с. 27].
Учитывая глубокий функциональный смысл норм-принципов, следует отметить, что недостаточная их разработанность снижает актуальность и остроту проблем сущности и содержания уголовного наказания в виде лишения свободы. Дело в том, что нормы-принципы отрасли права ориентированы на те стороны исполнения наказания, которые могут быть обеспечены, с одной стороны, лишь путем принятия специальных политических решений, направленных на создание необходимой материальной, ресурсной и организационной основы для выполнения исправительными учреждениями своих задач. С другой - в нормах-принципах получают закрепление своеобразные критерии, специфика и формы работы с осужденными, характер их отношений с государством, исправительным учреждением и персоналом, которые не могут быть выражены иным образом. В них также заложены требования, которым должен отвечать и персонал, поэтому мы считаем, что нормы-принципы обращены к государству как законодателю (субъекту политики) и основному субъекту уголовно-исполнительных правоотношений, полномочия которого реализуют органы управления
УИС, исправительные учреждения и персонал. «В связи с этим, когда речь идет о принципах уголовно-исполнительного права, необходимо иметь в виду, что в них отражаются и принципы уголовно-исполнительной политики, и принципы деятельности УИС» [2, с. 238].
Таким образом, принципы уголовно-исполнительного права представляют собой руководящие идеи и положения, выраженные в нормах уголовно-исполнительного законодательства, отражающие наиболее существенные черты политики государства, обусловленные целями наказания и требованиями обеспечения прав человека, а также выражающие единые подходы к деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, определяющие содержание процесса исполнения наказания, требования, предъявляемые к персоналу, характеризующие качественные особенности правового положения осужденных в системе социальных связей. Они являются формой правовой идеологии и призваны обеспечивать важную функцию - задавать правовой материи и механизму ее реализации определенные качественные параметры, оказывать воздействие на правосознание и поведение людей.
Дух и требования отраслевых принципов распространяет свое действие на правовое регулирование институтов, что обеспечивает внутреннее единство отрасли права, а также задает общие черты в целом правовому регулированию, включая конкретные институты. Вместе с тем в отраслевых институтах специфика своего правового воздействия на общественные отношения получает выражение и через институциональные принципы. В институте исполнения лишения свободы закреплены важные и принципиальные положения, отражающие правовой статус осужденных, характер уголовно-исполнительной деятельности, вопросы гигиены, этики осужденных. Анализ правового регулирования исполнения лишения свободы позволяет выделить следующие положения, имеющие определяющее значение в процедуре исполнения и отбывания данного вида наказания:
- изоляцию осужденных и исправительное принуждение обеспечивают исправительные учреждения (ч. 1 ст. 56 УК РФ, ст. 74 УИК РФ);
- местом отбывания наказания являются исправительные учреждения, расположенные в пределах территории субъекта Российской Федерации, в ко-
тором осужденные проживали или были осуждены (ч. 1 ст. 73 УИК РФ);
- отбывание осужденными всего срока наказания в одном ИУ (ч. 1 ст. 81 УИК РФ);
- правопорядок в ИУ (режим) - основа применения других средств исправления (ч. 2 ст. 82 УИК
РФ);
- дифференциация осужденных по видам условий отбывания наказания в пределах одного ИУ (ч. 1 и 2 ст. 87 УИК РФ);
- обязательный характер привлечения осужденных к труду (ч. 1 ст. 103 УИК РФ), к участию в воспитательных мероприятиях (ч. 3 ст. 109 УИК РФ), к получению профессионального образования и профессиональной подготовки (ч. 1 ст. 108 УК РФ), общего образования лиц не старше 30 лет (ч. 1 ст. 112 УИК РФ);
- оказание помощи лицам, освобождаемым из исправительных учреждений (нормы гл. 22 УИК
РФ);
- государство обеспечивает реализацию прав и законных интересов осужденных в местах лишения свободы (ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ, ст. 10 УИК РФ).
- стимулами к правопослушному поведению осужденных являются применяемые к ним меры поощрения и дисциплинарные меры воздействия (ст. 78, 87, 113, 115 УИК РФ).
Отмеченные законодательные положения института исполнения лишения свободы имеют принципиальный характер. Они отражают содержание деятельности исправительных учреждений, а также наиболее рельефно позиционируют осужденного в процедуре его изоляции, исполнении и отбывании данного вида наказания.
Таким образом, принципы исполнения лишения свободы - система норм, отражающих важные стороны организации изоляции осужденного и взаимодействий его в специфическом социуме, призвана придавать уголовно-исполнительным правоотношениям, карательным по своему содержанию, охватывающим основные стороны его жизни, заданный, однозначный и понятный для восприятия исправительный характер.
Принципы исполнения лишения свободы на институциональном уровне развивают и «адаптируют» принципы уголовно-исполнительного законодательства, придавая уголовно-исполнительным правоотношениям должную стабильность.
Список литературы
1. Ременсон А. Л. Теоретические вопросы исполнения лишения свободы и перевоспитания заключенных : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Томск, 1965.
2. Уголовно-исполнительное право. Общая часть : учебник / под ред. Ю. И. Калинина. Рязань, 2001.
3. Хохряков Г. Ф. Парадоксы тюрьмы. М., 1991.
4. Мелентьев М. П. Функции советского исправительно-трудового права и механизм их реализации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1980.
5. Байтин М. И. Теория государства и права : курс лекций. Саратов, 1996.
7. Привезенцев Н. И. Законность в российском обществе (история, теория и практика). СПб., 1998.
6. Проект Основ уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик. М., 1990.
8. Громов В. Г. Реализация принципов уголовно-исполнительного законодательства при исполнении наказания в виде лишения свободы // Современное право. 2008. № 9.
9. Мелентьев М. П. Функции исправительно-трудового права и механизм их осуществления. М., 1980.
BORIS ZUFAROVICH MALIKOV,
doctor of ciences, professor, professor of sub-department of criminal law (Ufa law institute of the Ministry of internal affairs of Russia)
Е-mail: [email protected];
LARISA NIKOLAEVNA FAZLYEVA, magistrate of the judicial district № 5 (Kirovsky judicial district of Ufa) Е-mail: [email protected].
ABOUT VALUE AND UNITY OF THE PRINCIPLES OF INSTITUTE EXECUTIONS OF IMPRISONMENT AND PRINCIPLES CRIMINAL AND EXECUTIVE LEGISLATION
Annotation: the execution of a sentence of imprisonment for a fixed term is a complex and multidimensional process of previously and forced restrictive and corrective action.
Isolation of the convict as a form of state coercion in terms of the location of the convicted person in an institution, its organization breaks his/her everyday lifestyles, invades the process of socialization. Thereby it rather deeply affects natural human rights: life, health, normal physical, intellectual, social state and development. From this it follows that isolation condemned, being the main retaliatory property of imprisonment, predetermines specifics of penitentiary life, corrective influence. Discrepancy of criminal and legal and criminal and executive influence on condemned by their isolation from society is obvious, but modern society is not ready to refuse this form of the state coercion.
Due to the fact that imprisonment is widely applied in the jurisprudence of punishment, with high potential punitive, criminal-Executive legislation regulates nearly every aspect of its execution and serving. In order to give the right socio-moral traits, the legislator for the most complex areas of legal exposure introduces rules-principles.In the mechanism of execution and serving of imprisonment implementation of requirements of norms rules and norms principles is combined: all-legal, criminal and executive right and institutional. Sharing common norms, rules, and standards, guidelines and create the necessary matter of legal regulation, which is able to ensure the goals and objectives of law, reflect specifics of branch, specify the institutional features.
The important and basic provisions reflecting legal status are fixed in institute of execution of imprisonment condemned, nature of criminal and executive activity, questions of hygiene, ethics of the condemned:
isolation of condemned and corrective coercion is provided by correctional facilities;
place of serving of punishment are the correctional facilities located within the territory of the entity of the Russian Federation where condemned lived or were condemned; condemned serve their sentence in one correctional facility;
law and order in correctional facility (mode) - a basis of application of other cures;
differentiation of condemned according to the types of conditions of serving the sentence within one correctional facility;
the binding character of attraction of condemned to work, participation in educational actions, vocational training and vocational training, to receiving the general education of persons is not more senior than 30 years);
assistance to the persons released from correctional facilities;
the state provides realization of the rights and legitimate interests of condemned in imprisonment places;
incentives to law-abiding behavior of condemned are application of encouragement measures to them and disciplinary actions of influence.
The mentioned legislative provisions of the Institute of execution of imprisonment are fundamental. They reflect the content of activity of correctional facilities, and also most boldly position condemned in procedure of its isolation, execution and serving of this type of punishment.
Thus, the principles of execution of imprisonment - a system of norms that reflect important aspects of the organization isolation of the convict and his interactions in a specific society, is designed to give the criminal-executive relations, punitive in its content, covering the main aspects of his life, defined, unambiguous and understandable penal in nature. The principles of execution of imprisonment at the institutional level to develop and adapt the principles of the penal law, giving the criminal-executive relations have stability.
Key words: criminal and executive legislation, principles of the criminal and executive right, principles of execution of imprisonment, imprisonment, the condemned, correctional facility.
References
1. Remenson A. L. Teoreticheskie voprosy ispolnenija lishenija svo-body i perevospitanija zakljuchennyh. Avtoref. dis. d-ra jurid. nauk [Dr. legal sci. diss. abstract]. Tomsk, 1965.
2. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. Obshhaja chast' [Criminal and executive right. General part]. under the editorship of Yu. I. Kalinin. Rjazan, 2001.
3. Hohrjakov G. F. Paradoksy tjur'my [Paradoxes of prison]. Moscow, 1991.
4. Melent'ev M. P. Funkcii sovetskogo ispravitel'no-trudovogo prava i mehanizm ih realizacii. Avtoref. dis. d-ra jurid. nauk [Functions of the Soviet corrective-labor right and mechanism of their realization. Dr. legal sci. diss. abstract]. Moscow, 1980.
5. Bajtin M. I. Teorija gosudarstva i prava [Theory of the state and right]. Saratov, 1996.
7. Privezencev N. I. Zakonnost' v rossijskom obshhestve (istorija, teo-rija i praktika) [Zakonnost in the Russian society (history, the theory and practice)]. Sankt-Pererburg, 1998.
6. Proekt Osnov ugolovno-ispolnitel'nogo zakonodatel'stva Sojuza SSR i sojuznyh respublik [Project of Bases of the criminal and executive legislation of USSR and federal republics]. Moscow, 1990.
8. Gromov V. G. Realizacija principov ugolovno-ispolnitel'nogo zakonodatel'stva pri ispolnenii nakazanija v vide lishenija svobody [Realization of the principles of the criminal and executive legislation at an execution of the punishment in the form of imprisonment]. Sovremennoe pravo - Modern right, 2008, no. 9.
9. Melent'ev M. P. Funkcii ispravitel'no-trudovogo prava i mehanizm ih osushhestvlenija [Functions of the corrective-labor right and mechanism of their implementation]. Moscow, 1980.