Научная статья на тему 'Международные правовые стандарты получения образования осужденными к лишению свободы'

Международные правовые стандарты получения образования осужденными к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
322
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / PUNISHMENT / ОСУЖДЕННЫЕ / CONVICTS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / INTERNATIONAL STANDARDS / REMEDIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козаченко Борис Павлович

В статье исследуются вопросы получения осужденными к лишению свободы образования. Проанализированы международные стандарты, дается их характеристика в отношении получения осужденными к лишению свободы образования. Первый блок посвящен универсальным правовым стандартам, второй специальным документам, относящимся к лицам, лишенным свободы. Анализ международных правовых актов показал, что вопрос общего образования лиц, находящихся как на свободе, так и в местах изоляции общества, на международной арене представляется важным, свидетельством чему служат многочисленные документы в данной области. Международные стандарты как в сфере защиты прав человека, так и в сфере защиты прав осужденных закрепляют не только права и обязанности лиц на образование, но и являются системой юридических гарантий общеобразовательного обучения в условиях лишения свободы, подчеркивая значимость этой деятельности с позиции достижения цели исправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal standards of obtaining education with condemned

The article examines the issues of obtaining sentences for imprisonment. The international standards are analyzed, their characteristics are given regarding the receipt of the education discussed by the deprivation of liberty. It is noted that the first block is devoted to universal legal standards, the second to special documents relating to persons deprived of their liberty. The analysis of international legal acts showed that the issue of the general education of persons who are both at liberty and in places of isolation of society on the international arena is important, as evidenced by numerous documents in this field. International standards both in the sphere of human rights protection and in the sphere of protection of the rights of convicts, not only establish the rights and duties of individuals for education, but also constitute a system of legal guarantees for general education in prison conditions, emphasizing the importance of this activity from the point of view of achieving the goal of correction.

Текст научной работы на тему «Международные правовые стандарты получения образования осужденными к лишению свободы»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

International law

УДК 343.8

Б. П. Козаченко

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

В статье исследуются вопросы получения осужденными к лишению свободы образования. Проанализированы международные стандарты, дается их характеристика в отношении получения осужденными к лишению свободы образования. Первый блок посвящен универсальным правовым стандартам, второй — специальным документам, относящимся к лицам, лишенным свободы. Анализ международных правовых актов показал, что вопрос общего образования лиц, находящихся как на свободе, так и в местах изоляции общества, на международной арене представляется важным, свидетельством чему служат многочисленные документы в данной области. Международные стандарты как в сфере защиты прав человека, так и в сфере защиты прав осужденных закрепляют не только права и обязанности лиц на образование, но и являются системой юридических гарантий общеобразовательного обучения в условиях лишения свободы, подчеркивая значимость этой деятельности с позиции достижения цели исправления.

Ключевые слова: наказание; осужденные; образование; средства исправления; международные стандарты.

B. P. Kozachenko

INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS OF OBTAINING EDUCATION WITH CONDEMNED

The article examines the issues of obtaining sentences for imprisonment. The international standards are analyzed, their characteristics are given regarding the receipt of the education discussed by the deprivation of liberty. It is noted that the first block is devoted to universal legal standards, the second — to special documents relating to persons deprived of their liberty. The analysis of international legal acts showed that the issue of the general education of persons who are both at liberty and in places of isolation of society on the international arena is important, as evidenced by numerous documents in this field. International standards both in the sphere of human rights protection and in the sphere of protection of the rights of convicts, not only establish the rights and duties of individuals for education, but also constitute a system of legal guarantees for general education in prison conditions, emphasizing the importance of this activity from the point of view of achieving the goal of correction.

Keywords: punishment; convicts; education; remedies; international standards.

© Козаченко Б. П., 2018 © Kozachenko B. P., 2018

Нормы международного права согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы и имеют приоритет. Уголовно-исполнительное законодательство учитывает международные договоры, и только в случае противоречия международным правовым актам первые приводятся в соответствие с международными документами, что подтверждается ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ). Это свидетельствует о необходимости определения круга источников международного права или предметных статей, чьи положения связаны с тематикой общего образования осужденных к лишению свободы и имеющими место вопросами в этой связи.

На осужденных действие международных стандартов распространяется в полной мере. В этой связи уместно обратиться к мнению А. Ф. Сизого, который отмечает, что «признание и импле-ментация принципов и норм международных стандартов в российском праве стали прочной гарантией соблюдения прав осужденных, законности и гуманности в правоприменительной деятельности» [9, с. 5].

Основательный и тщательный анализ международных правовых актов доказывает отсутствие на настоящий момент времени специализированного международного документа, где содержатся нормы, стандарты и принципы получения образования осужденными к лишению свободы. Обозначенное тем не менее не является основанием для игнорирования изучаемой проблемы на международном уровне. Именно тематика борьбы с преступностью и все сопутствующие ей процессы выводит ее на рубеж первоочередных среди прочих задач, которые решаются международными организациями. Что касается получения общего образования изолиро-

ванных от общества осужденных, то нормы, рекомендации и принципы дифференцированы в различных международных актах, которые к числу лишенных свободы относят не только лиц, отбывающих наказание, но и задержанных и содержащихся под стражей.

Разобраться в сути исследуемого вопроса применительно ко всем отраслям права поможет анализ универсальных международных правовых актов, ведь именно из положения устанавливают права и свободы человека. Большинство указанных международных документов разработаны в рамках Организации Объединенных Наций. Основным документом среди них является Всеобщая декларация прав человека [1], принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Несмотря на то, что названный документ носит рекомендательный характер, его положения находят свое развитие в Международном пакте о гражданских и политических правах [7] (принят 21-й сессией Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г., вступил в силу 23 марта 1976 г.). В свою очередь, европейские стандарты развивают и детализируют положения, закрепленные в стандартах ООН. Речь идет о Европейской конвенции о защите прав человека и основных свободы [3] (далее — Европейская конвенция), принятой 4 ноября 1950 г. в. г. Риме Комитетом министров Совета Европы, и основанных на ее нормах решениях Европейского суда по правам человека в Страсбурге (далее — Европейский суд), образованного в 1958 г.

Во Всеобщей декларации, Международном пакте о гражданских и политических правах и Европейской конвенции закреплены основы правового положения лица, которые применимы и для определения основных прав и свобод лиц, осужденных к лишению свободы, в сфере уголовно-исполнительных правоотношений, что не вызывает

никаких сомнений. В указанных документах в определенных статьях определены субъективные права и свободы личности, находящиеся под защитой. К таковым относятся: право на жизнь, свободы, личную неприкосновенность, запрет на бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, право на пользование своим имуществом и проч. Таким образом, в данных документах закрепляется и правовое положение личности, и содержится указание на обязанность государства защищать права личности.

Важное место в международных правовых документах в области общего образования занимают Минимальные стандартные правила обращения с заключенными [6, с. 290-311] (далее — МСП), принятые на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г., одобренные Экономическим и Социальным Советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 70/175, принятой 17 декабря 2015 г., указанные правила представлены в новой редакции и в настоящее время также называются Правилами Нельсона Манделы. Указанные правила включают нормы, определяющие основы обращения с осужденными и лицами, заключенными под стражу. В предварительных замечаниях к Минимальным правилам указано, что «они не имеют обязательного статуса в международном праве», но являются рекомендациями прямого действия [10, с. 182]. На наш взгляд, это дискуссионное утверждение, поскольку по своему характеру и изначальной цели создания они имеют информационно-

ориентировочный характер. Согласно правилу 4 тюремной администрации и компетентным органам следует предоставлять надлежащие и имеющиеся возможности для получения образова-

ния, профессиональной подготовки и работы, а также другие виды помощи, в том числе исправительного, морального, духовного, социального, медицинского и спортивного характера. Перечисленные программы, мероприятия и услуги должны осуществляться с учетом индивидуальных потребностей перевоспитания заключенных.

МСП закрепляют обязательность обучение неграмотных заключенных и малолетних заключенных. При этом такое обучение следует считать обязательным, и тюремная администрация должна обращать на него особое внимание в силу особой специфики перечисленных категорий заключенных. Обучение необходимо по мере возможности увязывать с действующей в стране системой образования, с тем чтобы освобождаемые заключенные могли учиться и далее без затруднений, а также продолжить получение образования и после освобождения от наказания (п. 104).

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, принятая 14 декабря 1960 г. в Париже, расширяет положения Всеобщей декларации прав человека, утверждающей принцип недопустимости дискриминации и провозглашающей право каждого человека на образование (ст. 2, 26) [5, с. 8].

Особый интерес в рамках нашего исследования представляет Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/113 от 14 декабря 1990 г. «Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы», отдельные положения которой посвящены образованию несовершеннолетних осужденных. Раздел Е, состоящий из девяти пунктов, полностью посвящен образованию, профессиональной подготовке и трудовой деятельности несовершеннолетних. В частности, п. 38 данного документа гарантирует право каждого несовершеннолетнего в возрасте обязательного

школьного обучения на получение образования, соответствующего его потребностям и способностям и имеющего целью подготовить данное лицо к возвращению в общество. Обязательным критерием получения образования является создание условий по возможности обеспечивать образовательный процесс за пределами исправительного учреждения в школах общины, и в любом случае преподавание должно осуществляться квалифицированными преподавателями по программам, увязанным с системой образования соответствующей страны, с тем чтобы после освобождения несовершеннолетние могли беспрепятственно продолжить свое образование. Администрации исправительных учреждений следует уделять особое внимание образованию несовершеннолетних иностранного происхождения или несовершеннолетних, имеющих особые культурные или этнические потребности. Несовершеннолетние, которые являются неграмотными или испытывают особые трудности при обучении, имеют право на специальное образование. Несовершеннолетним, вышедшим из возраста обязательного школьного обучения и желающим продолжать свое образование, следует предоставлять такую возможность и поощрять их к этому, при этом следует делать все возможное для обеспечения им доступа к соответствующим программам обучения (п. 39). В дипломах или свидетельствах об образовании, выдаваемых несовершеннолетним, находившимся в исправительных учреждениях, не следует делать каких-либо пометок о том, что данный несовершеннолетний находился в исправительном учреждении.

Все рассмотренные международные стандарты закрепляют не только права и обязанности лиц на образование, но и являются системой юридических гарантий общеобразовательного обучения в

условиях лишения свободы [2, с. 385— 408].

Право осужденных на получение образования регулируется международными рекомендациями и соглашениями, которых придерживаются страны, входящие в ООН и Совет Европы. Россией ратифицирована Европейская конвенция о правах человека и внесены соответствующие изменения в свои законодательные акты: в частности, касательно образования в тюрьмах выражено согласие с содержанием ст. 2 Протокола [№ 1] от 20 марта 1952 г. к Конвенции, в соответствие с которой никому не может быть отказано в праве на образование.

Сужая круг исследуемого вопроса, логично и необходимо проанализировать Европейские пенитенциарные правила (далее — ЕПП) [4, с. 18], последняя редакция которых принята рекомендацией № Яее (2006) 2 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам 11 января 2006 г. Согласно п. 28 ЕПП каждое пенитенциарное учреждение должно стремиться предоставить всем заключенным доступ к образовательным программам, которые должны быть максимально широкими и отвечать индивидуальным потребностям заключенных, соответствуя при этом их устремлениям. Целью реализации указанных программ является улучшение перспектив осужденных на успешную социальную реабилитацию, поддержание силы духа и повышение самоуважения. Первостепенное внимание при организации обучения необходимо уделять заключенным, которые не умеют писать, читать и считать, а также лицам, у которых отсутствует базовое образование или профессиональная подготовка. Что касается молодых заключенных, а также заключенных с особыми этическими или культурными потребностями, то этим категориям необходимо уделять особе внимание. Кроме этого, для заключенных с

определенными проблемами, например, в области счета или письма, должна быть разработана специальная программа обучения. Особо подчеркивается, что по внутреннему режиму статус образования должен быть не ниже, чем статус труда. Тем самым заключенные защищены с позиции ущемления в финансовом плане или иначе по причине участия в образовательных программах.

В дополнение к этому Совет Европы поддержал еще 17 Рекомендаций «Об образовании в тюрьмах» [8, с. 267268]. В данных рекомендациях уделено внимание целям образования в тюрьмах, месту образования в тюремной системе, творческим, спортивным и культурным мероприятиям, методам образования взрослых и взаимосвязи процесса образования внутри тюрьмы и вне ее. Также здесь расписаны основные принципы организации образовательного процесса в местах лишения свободы, что предполагает:

обязательный доступ к обучению всех заключенных, что включает аудиторные занятия, творческое развитие личности, профессионально-техническую подготовку, обучение специальным навыкам;

равноправное обучение заключенных с обучением соответствующих взрослых групп граждан за пределами тюрем;

предоставление всем возможностей для обучения;

ориентированность на всестороннее развитие личности заключенного;

содействие и поддержку системы образования заключенных руководителями тюремных ведомств и руководителями учреждений;

отсутствие различий по значимости труда заключенных;

отсутствие возможных материальных или иных потерь в случае выбора образования вместо трудовой деятельности;

поощрение желания получения образования заключенными;

подготовку педагогического персонала к работе с заключенным на основе специальных методик обучения взрослых;

ориентированную работу с проблемными заключенными, особенно лицами, у которых отсутствуют навыки чтения, письма и счета;

представление заключенным возможности пользования библиотекой не менее одного раза в неделю;

развитие и поощрение занятий заключенных спортом;

особое поощрение творческой деятельности заключенных, что способствует развитию их личности и самовыражению;

направленность социального обучения на формирование жизненно важных навыков, необходимых заключенным после освобождения;

предоставление возможности получения заключенным образования за пределами тюрьмы;

привлечение общественных институтов к организации образовательного процесса, принятие мер для продолжения обучения заключенными после освобождения;

наличие необходимых для обучения заключенных средств, оборудования, штата преподавателей.

При этом, насколько это реально осуществимо, образование заключенных должно проходить под патронажем внешних учебных заведений и быть интегрировано в общенациональную систему образования и профессионального обучения с тем, чтобы после освобождения они могли без проблем продолжить свое образование и профессиональную подготовку.

С 1989 г. существует Европейская ассоциация образования заключенных, действующая под эгидой Совета Европы. Основными направлениями ее

деятельности является: развитие образования лиц, находящихся в местах лишения свободы, в соответствии с рекомендациями Совета Европы; оказание помощи людям, работающим в сфере образования заключенных; поддержка исследований в указанной области и др.

Резюмируем.

1. В рамках исследования проведен анализ международных правовых актов и степени их общности. Из него вытекает, что первый блок посвящен универсальным правовым стандартам, второй — специальным документам, относящимся к лицам, лишенным свободы.

2. Анализ международных правовых актов показывает, что вопрос общего образования лиц, находящихся как на свободе, так и в местах изоляции от общества, на международной арене пред-

ставляется важным, свидетельством чему служат многочисленные документы в данной области, принятые как на уровне Организации Объединенных Наций, так и на уровне Европы.

3. Международные стандарты как в сфере защиты прав человека, так и в сфере защиты прав осужденных, закрепляют не только права и обязанности лиц на образование, но и являются системой юридических гарантий общеобразовательного обучения в условиях лишения свободы, что, вне всяких сомнений, направлено на эффективную ресоциализацию лиц, отбывающих наказание и возвращение в общество с определенным багажом знаний, умений и навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

Литература

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Рос. газ. — 1998. — 10 дек.

2. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года, принцип 7; Конвенция о правах ребенка, 1989 г., статья 28// Международная защита прав и свобод человека : сборник документов / сост. и вступ. ст.: Г. М. Мелков. — М.: Юрид. лит., 1990.

— 672 с.

3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г., ратифицирована Россией 5 мая 1998 г.) // Рос. юстиция. — 1998. — № 7. — С. 512.

4. Европейские пенитенциарные правила: Рекомендация Rec (2006)2 // Сборник конвенций, рекомендаций и резолюций, касающихся пенитенциарных вопросов.

— Рязань, 2008. — 235 с.

5. Защита прав человека в местах лишения свободы : сборник нормативных актов и официальных документов / сост. В. И. Селиверстов, В. С. Радкевич; отв. ред. О. О. Миронов. — М. Юриспруденция, 2003. — 476 с.

6. Международная защита прав и свобод человека : сборник документов. — М.: Юридическая литература, 1990. — 672 с.

7. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XXXII: Действующие договоры, соглашения и конвенции, вступившие в силу между 1 января и 31 декабря 1976 года / Министерство иностранных дел СССР. — М.: Международные отношения, 1978. — 584 с.

8. Рекомендация N R (89) 12 Комитета министров Совета Европы «Об образовании в тюрьмах» (принята 13.10.1989) // Сборник документов Совета Европы в обла-

сти защиты прав человека и борьбы с преступностью. — М.: СПАРК, 1998. — 384 с.

9. Сизый, А. Ф. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации : учеб.-метод. пособие. — Рязань: Ряз. ин-т права и экономики МВД РФ, 1996. — 48 с.

10. Уголовно-исполнительное право. Общая часть : учебник / под общ. ред. Ю. И. Калинина; науч. ред. А. Я. Гришко, О. В. Филимонов. — 3-е изд., испр. — Рязань: Академия ФСИН России, 2009. — 416 с.

References

1. Vseobschaya deklaratsiya prav cheloveka (prinyata na tretey sessii Generalnoy As-samblei OON rezolyutsiey 217 A (III) ot 10 dekabrya 1948 g.) [The Universal Declaration of Human Rights (it is adopted at the third session of the United Nations General Assembly by the resolution 217 And (III) of December 10, 1948)] // Ros. gaz. [Russian newspaper], 1998, 10 Dec.

2. Deklaratsiya prav rebenka ot 20 noyabrya 1959 goda, printsip 7; Konventsiya o pravah rebenka, 1989 g., statya 28 [Declaration of the rights of the child of November 20, 1959, principle 7; Convention on the Rights of the Child, 1989, article 28] // Mezhdu-narodnaya zaschita prav i svobod cheloveka [International protection of the rights and freedoms of the person] collection of documents / originat. and introduct. art. Melkov G. M. Moscow, Yurid. lit., 1990. 672 p.

3. Evropeyskaya konventsiya o zaschite prav cheloveka i osnovnyih svobod (1950 g., ratifitsirovana Rossiey 5 maya 1998 g.) [The European convention on protection of human rights and fundamental freedoms (1950, it is ratified by Russia on May 5, 1998)] // Ros. yustitsiya [Russian Justice], 1998, no. 7, pp. 5-12.

4. Evropeyskie penitentsiarnyie pravila: Rekomendatsiya Rec (2006)2 [European penitentiary rules: Recommendation of Rec (2006)2] // Sbornik konventsiy, rekomendatsiy i rezolyutsiy, kasayuschihsya penitentsiarnyih voprosov [The collection of the conventions, recommendations and resolutions concerning penitentiary questions]. Ryazan, 2008. 235 p.

5. Zaschita prav cheloveka v mestah lisheniya svobodyi: Sbornik normativnyih aktov i ofitsialnyih dokumentov [Protection of human rights in places of detention: collection of regulations and official documents]. Originat. V. I. Seliverstov, V. S. Radkevich; ed. O. O. Mironov. Moscow, Yurisprudentsiya, 2003. 476 p.

6. Mezhdunarodnaya zaschita prav i svobod cheloveka. Sbornik dokumentov [International protection of the rights and freedoms of the person: collection of documents]. Moscow, Yuridicheskaya literatura, 1990. 672 p.

7. Mezhdunarodnyiy pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah (Nyu-York, 19 dekabrya 1966 g.) [International Covenant on Civil and Political Rights (New York, on December 19, 1966)] // Sbornik deystvuyuschih dogovorov, soglasheniy i konventsiy, zaklyuchennyih SSSR s inostrannyimi gosudarstvami. Vyipusk XXXII: Deystvuyuschie dogovoryi, soglasheniya i konventsii, vstupivshie v silu mezhdu 1 yanvarya i 31 dekabrya 1976 goda / Ministerstvo inostrannyih del SSSR. [The collection of the existing contracts, agreements and conventions signed by the USSR with the foreign states. Release of XXXII: The existing contracts, agreements and conventions which have come into force between January 1 and on December 31, 1976 the year / the Ministry of Foreign Affairs of the USSR]. Moscow: Mezhdunarodnyie otnosheniya, 1978. 584 p.

8. Rekomendatsiya N R (89) 12 Komiteta ministrov Soveta Evropyi «Ob obrazovanii v tyurmah» (Prinyata 13.10.1989) [The recommendation of N R (89) 12 of Committee of ministers of the Council of Europe "About education in prisons"" (accepted 10/13/1989)] // Sbornik dokumentov Soveta Evropyi v oblasti zaschityi prav chelove-ka i borbyi s prestupnostyu [The collection of documents of the Council of Europe in the field of protection of human rights and fight against crime]. Moscow: SPARK, 1998. 384 p.

9. Sizyiy A. F. Mezhdunarodno-pravovyie standartyi obrascheniya s zaklyuchennyimi i problemyi ih realizatsii [International legal standards of treatment of prisoners and problems of their realization]. Ryazan: Ryazan Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 1996. 48 p.

10. Ugolovno-ispolnitelnoe pravo. Obschaya chast [Penal Law. General Part] / ed. Yu. I. Kalinin; science ed. A. Ya. Grishko, O. V. Filimonov. 3d iss., corr. Ryazan: the Academy of the FPS of Russia, 2009. 416 p.

Сведения об авторе

Козаченко Борис Павлович: Академия ФСИН России (г. Рязань, Российская Федерация), доцент кафедры уголовно-исполнительного права юридического факультета, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: avant_n@mail.ru.

Information about the author

Kozachenko Boris Pavlovich: Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russia), associate professor of the chair of penal law of the law department, candidate of law, associate professor. E-mail: avant_n@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.